Нормативно правовая и информационная база проведения мониторинга социально трудовой сферы

Обновлено: 13.05.2024

Отнесение к видам экономической деятельности:

Государственное управление социальными программами

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

Предоставление социальных услуг

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения

Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения

Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности

Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки

Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки

Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки

Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки

Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Специалист по социальной работе

Требования к образованию и обучению

Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Отсутствие медицинских противопоказаний

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Специалисты в сфере социальных проблем

3.1.1. Трудовая функция

Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Организация первичного приема граждан

Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки

Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки

Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки

Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера

Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки

Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки

Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки

Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки

Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения

Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации

Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации

Осуществлять социальное консультирование

Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения

Фиксировать полученную от гражданина информацию

Хранить и обрабатывать персональные данные

Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации

Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения

Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина

Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления

Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние

Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях

Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности

Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции

Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения

Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания

Основные направления политики социальной защиты населения

Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания

Типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг

Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.)

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции

Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности

Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг

Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки

Методы диагностики трудной жизненной ситуации

Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения

Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе

Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой

Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности

Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе

3.1.2. Трудовая функция

Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели

Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки

Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией

Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки

Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину

Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки

Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг

Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения

Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении

Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов

Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая

Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи

Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки

Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг

Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями

Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции

Теория социальной работы

Технология социальной работы и условия их применения

Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания

Российский и зарубежный опыт практической социальной работы

Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях

Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе

Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг

Основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг

Основные формы и виды социального обслуживания

Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения

Инфраструктура реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе

Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности

Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе

3.1.3. Трудовая функция

Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки

Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки

Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем

Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг

Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки

Выявление и оценка личностных ресурсов граждан - получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения

Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан - получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи

Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения

Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества

Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации

Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений)

Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки

Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки

Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам

Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.

Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций

Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан

Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.)

Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки

Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг

Мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации

Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки

Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки

Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг

Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки

Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции

Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг

Основные направления политики в сфере социальной защиты населения

Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения

Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания

Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения

Регламенты ведения документации

Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции

Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения

Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем

Регламент межведомственного взаимодействия

Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.)

Методы и технологии самоактуализации граждан - получателей социальных услуг

Основы валеологии, социальной медицины

Экономические основы социальной работы

Правовые основы социальной работы

Психологические и социально-педагогические основы социальной работы

Технология социальной работы

Функции и технологии деятельности службы занятости населения

Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом

Теория социальной работы

Основы самоорганизации и самообразования

Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности

Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе

3.2. Обобщенная трудовая функция

Деятельность по планированию, организации и контролю за предоставлением социальных услуг и мер социальной поддержки

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Специалист по социальной работе,

Заведующий отделением (отделом)

Требования к образованию и обучению

Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности

1. Утвердить прилагаемое Положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы.

2. Министерству труда Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике:

принять в 1995 году меры по организации и ведению всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральной службой занятости России, Федеральной миграционной службой России и другими федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти, учреждений и организаций, обеспечивающих ведение всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы.

3. Выделить в 1995 году Министерству труда Российской Федерации на финансирование всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы 5 млрд. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

4. Министерству финансов Российской Федерации начиная с 1996 года предусматривать целевое финансирование всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы за счет средств федерального бюджета.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать на соответствующих территориях ведение мониторинга социально-трудовой сферы.

от 22 марта 1995 г. N 291

О ВСЕРОССИЙСКОМ МОНИТОРИНГЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ

1. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы (далее именуется - мониторинг) представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Мониторинг является одним из инструментов разработки государственной социальной политики.

2. Мониторинг проводится Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральной службой занятости России, Федеральной миграционной службой России и другими федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Основные задачи мониторинга:

непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получение оперативной информации о ней;

объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;

своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и факторов, вызвавших их;

предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;

осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;

оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.

4. Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) предприятия, учреждения и другие организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демографическим и профессиональным признакам группы населения.

5. Основные направления мониторинга:

доходы и уровень жизни населения;

рынок рабочей силы, занятость и безработица;

социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;

условия и охрана труда;

социально-демографические и миграционные процессы.

6. Информационной базой мониторинга являются:

данные государственной централизованной статистической отчетности и отраслевой статистической отчетности, предоставляемые участникам мониторинга на безвозмездной основе;

данные базовых предприятий, учреждений и других организаций, не учитываемые государственной статистикой и предоставляемые участникам мониторинга на договорной основе;

данные выборочных единовременных обследований предприятий, учреждений, других организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств;

данные специальных социологических опросов населения.

7. Мониторинг проводится по единой системе показателей и на основе методических рекомендаций, утверждаемых Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Ведение мониторинга осуществляется с учетом изменений, происходящих в социально-трудовой сфере. С этой целью проводится работа по пересмотру единой системы показателей, совершенствованию методов и направлений исследований, уточнению выборки объектов мониторинга.

8. Сбор и первичная обработка информации в ходе ведения мониторинга осуществляются территориальными органами государственной статистики, министерств и ведомств, участвующих в мониторинге, соответствующими службами заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация и полученные на основе ее анализа результаты поступают в банк данных автоматизированной информационной системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике и в Министерство труда Российской Федерации.

9. Обобщение данных мониторинга, их анализ и подготовка предложений по решению социально-трудовых проблем осуществляются Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике с привлечением научных организаций, подведомственных органам исполнительной власти, которые участвуют в мониторинге, соответствующих научно-исследовательских институтов Российской академии наук и научных центров при Правительстве Российской Федерации.

10. По результатам мониторинга готовятся ежеквартальные и ежегодные доклады, которые представляются Правительству Российской Федерации.

Указанные доклады включают в себя аналитическую информацию, сведения о принятых в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти мерах для оперативного предотвращения конфликтных и кризисных ситуаций в социально-трудовой сфере, предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции федеральных органов государственной власти.

11. Лица, участвующие в мониторинге, обязаны сохранять государственную и коммерческую тайну, к которой они получили доступ.

12. Финансирование мониторинга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Читайте также: