Нко имеют право работать как поставщики социальных услуг после

Обновлено: 15.05.2024

Обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок услуг в социальной сфере происходит в Российской Федерации в рамках исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.

Минэкономразвития России с 2017 года осуществляет мониторинг динамики передачи услуг СОНКО в регионах Российской Федерации в рамках реализации Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44.

Также, с 2018 года ежегодно формируется рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

  • Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы (PDF 694КБ)
  • Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы (PDF 6.93МБ)
  • Доклад о реализации мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, за 2020 год (PDF 3.99МБ)
  • Отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019 год (PDF 2.45МБ)
  • Отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2018 г. (PDF 843КБ)
  • Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2020 год (PDF 8.76МБ)
  • Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированны х некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2019 год (PDF 1.48МБ)
  • Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированны х некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2018 год (PDF 2.37МБ)
  • Отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2017 г. (PDF 22.03МБ)
  • Анализ результатов рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в 2017 г. (DOCX 47КБ)
  • Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированны х некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2017 год (DOCX 94КБ)


Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.

Какая организация может быть признана исполнителем
общественно полезных услуг

Исполнителем общественно полезных услуг может быть признана
социально ориентированная некоммерческая организация, которая отвечает следующим требованиям:

- на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества;

- не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- не имеет задолженности по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам.

Какие услуги могут быть признаны общественно полезными

Перечень общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096.

Перечень услуг достаточно обширен. К примеру, это услуги в сфере:

- предоставления социального обслуживания на дому, а также в стационарной и полустационарной форме;

- содействия в вопросах трудоустройства;

- реабилитации и социальной адаптации инвалидов и детей–инвалидов;

- социальной помощи и социального сопровождения детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- профилактики социального сиротства и социального сопровождения семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей;

- социальной адаптации и семейного устройства детей, оставшихся
без попечения родителей;

- организации отдыха и оздоровления детей;

- дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей;

- дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов,
в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;

- профилактики социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;

- медико-социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи;

- медико-социальной реабилитации лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;

- физической культуры и массового спорта.

На какой срок организация признается исполнителем
общественно полезных услуг

Решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее – уполномоченный орган). Некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается
в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.

По истечении 2 лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации
в реестр организация представляет в уполномоченный орган заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации
в реестр. При повторном признании организации исполнителем общественно полезных услуг указываются одна или несколько общественно полезных услуг, ранее внесенных в реестр.

Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг

Некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Такая поддержка будет оказываться некоммерческим организациям, признанным исполнителями общественно полезных услуг, не менее 2 лет.

Какие документы необходимо представить в уполномоченный орган
д ля признания организации исполнителем общественно полезных услуг
и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей
общественно полезных услуг

- заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 ;

- заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 .

Какие действия необходимо предпринять и куда нужно обратиться
для получения заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг

В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096.

Для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче заключения
в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которые осуществляют оценку качества. Перечень этих органов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89.

В зависимости от сферы оказываемых услуг такое заключение выдается Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России.

Если оценка качества оказания общественно полезной услуги осуществляется несколькими заинтересованными органами, заключение выдается заинтересованным органом, в который поступило заявление о выдаче заключения. Заинтересованный орган, в который поступило заявление о выдаче заключения, при необходимости запрашивает у иных заинтересованных органов, а также других органов государственной власти сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В какой форме должно быть подано такое заявление и какие еще
документы требуются

К указанному заявлению могут прилагаться:

- документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества (справки, характеристики, экспертные заключения и другие);

- документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам
и сборам, иным обязательным платежам.

Критерии оценки качества общественно полезных услуг:

- соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);

- наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг (далее – некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско–правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц;

- удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций);

- открытость и доступность информации о некоммерческой организации;

По каким основаниям организации может быть отказано в выдаче заключения

Основаниями для отказа в выдаче заключения являются:

- несоответствие общественно полезной услуги установленным требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);

- отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации, недостаточное количество лиц, у которых есть необходимая квалификация;

- наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб
на деятельность организации;

- несоответствие уровня открытости и доступности информации
об организации установленным требованиям;

- наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков в рамках исполнения государственных контрактов;

- наличие задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам.

По каким основаниям уполномоченный орган может отказать в присвоении статуса исполнителя общественно полезных услуг

Основаниями для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг являются:

- непредставление (несвоевременное представление) документов, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 11 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 26 января 2017 года № 89 ;

- включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

- представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.

img_8313-nko

Доступ к рынку государственных услуг открывает для НКО огромные возможности. Еще три года назад, в ходе обсуждения возможных изменений законодательства в этом вопросе, представители более 80 процентов НКО в социологических опросах отмечали, что готовы конкурировать с другими участниками рынка соцуслуг.

Законодательство изменено. Что происходит на этом рынке сейчас?

Закон

Важно допускать НКО в сектор соцсуслуг. Конкурируя с уже работающими на рынке государственными организациями, НКО, возможно, смогут постепенно заместить многие из них — в этом убеждена Лидия Михеева, председатель комиссии Обществ палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин считает, что государство сделало важные шаги к тому, чтобы некоммерческие организации сегодня вошли в поле социальных услуг и смогли работать здесь.

А то, что НКО входят в эту непростую работу, часто мало оплачиваемую, государство приветствует и ценит. Максим Топилин напомнил, что лучшие НКО из реестра организаций, оказывающих соцуслуги, будут иметь преференции.

419

Практические проблемы: финансирование

Еще несколько лет назад НКО, рассуждая о своем выходе на рынок соцуслуг, предполагали, что помешать им могут кадровые проблемы, нехватка помещений, финансовые трудности, инертность чиновников на местах и адаптация уставных документов к новым видам деятельности.

Собственно, эти ожидания и сбылись.

Участники сессии, представители региональных НКО, приводили примеры сложностей, которые они испытывают в работе.

Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, например, заметил, защищая своих коллег в регионах, что НКО часто трудно соответствовать дополнительным требованиям, которые бывают инициированы местными властями.

«У нас одна услуга по психологической диагностике стоит по тарифу 12 рублей. Сырок творожный стоит дороже!

ant_5434_preview_610

Трудно попасть в реестр

И вопросы с тем, как же сделать так, чтобы попасть в реестр НКО, оказывающих социальные услуги, тоже есть, и их много. К примеру, НКО занимаются повышением качества жизни пожилых людей, но в реестре такого понятия нет.

Башкирия: положительный опыт

27457

Как оказалось, разные регионы прорабатывают эту ситуацию по-разному. Там, где власть более внимательна к НКО и довольно прогрессивна, НКО легче входят в сектор соцуслуг. В Башкирии, например, рассказал Дмитрий Дубровин, начальник управления развития социальных услуг Минтруда Башкирии, обслуживание населения на дому полностью перевели в негосударственный сектор.

За счет чего выживают НКО, которые занимаются оказанием социальных услуг? Как рассказывает Дмитрий Дубровин, в его регионе подушевое финансирование на обслуживание одного человека составляет 1164 рубля в месяц.

Есть непонимание на местах, плохо ведется работа по разъяснению изменений в законодательстве, предполагает Дмитрий Дубровин. От этого и все проблемы.

Непонимания больше, чем ясности

dsc_0590

Еще ранее в Пермском крае в рамках реформирования системы социального обслуживания на этот рынок вышли, в первую очередь, коммерческие организации. А НКО стали привлекать с помощью субсидий – и они оказывают, пожалуй, наиболее сложные и востребованные услуги, например, работают с инвалидами. А надомное обслуживание, наоборот, ушло больше под крыло социального предпринимательства. Кстати, в Минэкономразвития считают, что надо поддерживать оба эти направления, и их конкуренция –здоровое развитие ситуации, при этом доля социально-ориентированных НКО не должна увеличиваться за счет сокращения доли социального предпринимательства – всем должно хватить места на рынке соцуслуг.

Артем Шадрин заметил, что регионы поддерживают и муниципальные программы развития сектора соцуслуг , например, активно это развивается в Татарстане, Новосибирской области. В этом случае НКО получают поддержку региональных властей.

Важно выровнять шансы между предпринимателями и социально-ориентированными НКО

_7005307

В феврале Центр лечебной педагогики получил первую субсидию как поставщик социальных услуг за работу с четырьмя семьями с детьми-инвалидами. ЦЛП стала первой организацией в Москве, которая вошла в реестр поставщиков соцуслуг в апреле 2016 года — и на тот момент была единственной в городе. Четыре семьи с детьми с нарушениями развития, которые поддерживает ЦЛП, обратились в муниципальные органы соцзащиты для оформления индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ) осенью. После этого центр заключил с этими семьями договор об оказании им услуг на основании ИППСУ. В итоге Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выплатил ЦЛП компенсацию: за четыре месяца работы с четырьмя детьми было перечислено 108 тысяч 45 рублей.

Павел Кантор

Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики

Что такое социальные услуги?

2. Что такое формы социального обслуживания?

Закон говорит о том, что социальные услуги предоставляются в трех формах. Во-первых, это социальные услуги на дому. В этом случае социальные работники приходят к нуждающемуся домой и оказывают ему помощь. Во-вторых, это услуги в полустационарной форме. В этом случае получатель помощи сам приходит в организацию, где с ним проводятся какие-то мероприятия, предоставляется та или иная помощь. В-третьих, это стационарная форма обслуживания. В этом случае получатель помощи постоянно проживает в организации, которая обеспечивает его помощью. Примерами таких организаций могут служить дома престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. Закон говорит о том, что один и тот же человек может получать разные услуги в разных формах социального обслуживания, если он в этом нуждается.

3. Где можно посмотреть их перечень?

Примерный перечень утвержден постановлением Правительства России от 24.11.2014 № 1236. В него включены социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (здесь имеется в виду обучение пользованию компьютером, другими техническими устройствами, навыкам поведения в быту и так далее). Однако каждый регион России обязан разработать свой собственный перечень услуг (например, в Москве он утвержден Постановлением Правительства Москвы № 829-ПП от 26.12.2014 г.) и разместить их на сайте своего ведомства, отвечающего за социальное обслуживание населения (департамента, министерства и т.п.). Кроме того, более подробно содержание каждой услуги раскрывается в утвержденных на региональном уровне стандартах услуг, которые также в обязательном порядке размещены на этом сайте.

4. Кто имеет право на их получение?

5. Сколько они стоят?

Тарифы на оказание социальных услуг утверждаются на уровне региона. Несовершеннолетние, а также пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, получают услуги бесплатно. Регион может установить также другие льготные категории. Тарифы за услуги в стационарной форме не могут превышать 75% дохода получателя. Услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно получают лица, чей среднедушевой доход не превышает установленной регионом цифры (обычно – полуторной величины прожиточного минимума). Среднедушевой доход рассчитывается как общий доход совместно проживающих близких родственников, разделенный на их количество. Для тех, у кого среднедушевой доход превышает эту величину, месячная плата за услуги не должна превышать половины разницы между этой величиной и доходом. Для города Москвы тариф на услуги составляет 315 руб. в час, в разных регионах тарифы отличаются очень значительно как по величине, так и по порядку расчета.

6. Где их предоставляют?

Социальные услуги предоставляются поставщиками социальных услуг, включенными в соответствующий реестр. В каждом регионе свой реестр, который обязательно размещен на сайте регионального ведомства. В настоящее время в этом реестре находятся практически исключительно государственные психоневрологические интернаты и дома престарелых, а также центры социального обслуживания. Получатель услуг может выбрать любого поставщика, при условии наличия у него свободных мест.

7. Как добиться их получения?

img_5746

Для этого необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства (в Москве это районные управления социальной защиты) с заявлением о признании нуждающимся в социальном обслуживании. Форма заявления утверждена Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н. Предварительно необходимо изучить перечень услуг и включить желаемые услуги в заявление. Если заявитель будет признан нуждающимся в социальном обслуживании, ему будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), куда будут включены социальные услуги, в которых нуждается гражданин (нередко к составлению ИППСУ привлекается районный центр социального обслуживания). С заполненной ИППСУ получатель может обратиться к любому поставщику, включенному в реестр, после чего между заявителем и поставщиком будет заключен договор о предоставлении социальных услуг.

8. Какова роль негосударственных организаций в социальном обслуживании?

Согласно закону, поставщиками социальных услуг могут выступать не только государственные, но и негосударственные (коммерческие и некоммерческие организации). На настоящий момент таких, вошедших в региональные реестры, организаций немного, но рост их числа может привести к росту конкуренции, а значит повышению качества и увеличению возможности выбора для получателей помощи.

9. Какие НКО на данный момент входят в реестр поставщиков социальных услуг в Москве?

10. В чем польза для организации?

Попадание в реестр поставщиков социальных услуг – доказательство высокого качества услуг ЦЛП, подтверждает его надежность и прозрачность как организации, помогающей детям.

11. Что это на практике означает для родителей?

img_5655

В соответствии с законом, если организация оказывает услуги бесплатно (в частности, детям – а это основной контингент получателей помощи в ЦЛП), то государство, в лице Департамента социальной защиты населения г. Москвы, выплачивает компенсацию за оказанные услуги в соответствии с установленными тарифами. Эта компенсация позволяет тем родителям, которые занимаются в ЦЛП, уменьшить размер родительской платы за услуги ЦЛП в части стоимости тех услуг, которые попадают под действие установленного в Москве перечня.

12. Сколько семей, чьи дети занимаются в ЦЛП, уже смогли воспользоваться этим механизмом?

В настоящий момент таких семей – четыре, и несколько семей находятся в процессе оформления документов.

13. Какие есть препятствия для более активной работы в этом направлении?

К сожалению, районные управления соцзащиты часто сталкиваются с затруднениями при рассмотрении новых для них заявлений о признании нуждающимися в социальном обслуживании и составлении ИППСУ. ЦЛП консультирует родителей по вопросам составления ИППСУ.

Читайте также: