Незаконные земляные работы ответственность

Обновлено: 13.06.2024

Действующее законодательство к самовольным постройкам относит здания, сооружения или иные строения, если они:

- возведены на не предоставленном в пользование земельном участке;

-размещены на земельном участке, у которого установленные виды разрешенного использования не допускают строительства;

- построены без обязательных разрешений и согласований;

- возведены с нарушением строительных правил и норм.

Следует отметить, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самовольного строительства.

Вместе с тем, не считается постройка самовольной, если на момент ее возведения правообладатель не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Иными словами самовольная постройка – это объект недвижимого имущества, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании возможно возводить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

- заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, земельный участок под застройку могут выделить на основании договора аренды, с последующим оформлением в собственность);

- в случае если видом разрешенного использования земельного участка, установлено возведение построек;

- в случае наличия необходимых согласований и разрешений (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);

- в случае если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;

- в случае если строительные работы не привели к нарушению законных интересов третьих лиц.

Самовольным строительством является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства

Любой объект недвижимого имущества неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (далее ВРИ), а также провести экспертизу на соответствие объекта самовольного строительства требованиям безопасности.

В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка.

Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен ПЗЗ -правилами землепользования и застройки.

Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения (сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны). Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

Вместе с тем, объект самовольного строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам и правилам

При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.

Для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства потребуется:

- подготовить соответствующую документацию (проект, экспертные заключения, ГПЗУ и т.д.), при необходимости получить разрешения на строительство;

- заказать технические планы;

- получить заключения СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;

- согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков.

Безопасность объекта недвижимости по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу.

Следует отметить, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства

- оформление разрешения на строительство;

- признание права собственности в судебном порядке;

- получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;

- установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства.

Оформление разрешения на строительство:

При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают документы в уполномоченных органах (в Москве – в административной инспекции, БТИ, Департаменте городского имущества, Росреестре).

Законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа.

При обнаружении объектов самовольного строительства в Москве Мосгосстройнадзор не выдает такое разрешение. Поэтому на документально зафиксированный инстанциями объект самовольного строительства оформить разрешение на строительство невозможно.

Однако если уполномоченные органы не зафиксировали незаконную реконструкцию документально, и она была проведена без увеличения габаритов здания (например, был возведен антресольный этаж в пределах габаритов здания), оформить разрешение на строительство возможно.

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ:

Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:

- земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;

- имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;

- на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;

- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебные органы необходимо представить:

- заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

- заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

- архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и свидетельство о его утверждении, выданное Москомархитектурой, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам;

- договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ:

В соответствии с п. 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору.

При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.

В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы:

- договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания;

- проект строительства (реконструкции) здания;

- заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

- заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

- архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта. Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ (применимо для объектов недвижимости города Москвы):

Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства.

Кроме того, необходимо представить заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций объекта с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей, Архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Комиссия, при участии заинтересованных лиц, устанавливает возможность легализации объекта самовольного строительства и дает рекомендации органам исполнительной власти об оформлении документации на объект или устанавливает невозможность сохранения объекта самовольного строительства и необходимость подачи в суд иска о признании здания или его части самовольной постройкой и демонтажа.

На основании решения комиссии потребуется уплата штрафа за незаконное использование земельного участка.

В случае, если комиссия установит неосуществимость легализации объекта самовольного строительства в Москве, подписать договоры аренды земельного участка будет невозможно.

В соответствии с нормами статьи 222 ГК РФ положительное решение Градостроительно-земельной комиссии не является основанием для признания права собственности на объект самовольного строительства. Однако наличие договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства/реконструкции здания, позволит суду удовлетворить иск о признании права собственности на самовольную постройку на основании абзаца второго пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ.

Установление, что здание или его часть не является объектом самовольного строительства:

В соответствии с п. 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных законом ограничений использования земельного участка, не является самовольной постройкой, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В этой связи, имеется основание просить суд установить, что здание не является самовольной постройкой, при одновременном соблюдении следующих трех условий:

-земельный участок принадлежит собственнику здания или его части по праву собственности или находится у него в аренде;

- судебным органам необходимо доказать, что собственник объекта недвижимости не знал и не мог знать о наличии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (например, об ином назначении земельного участка или предоставлении ему участка для эксплуатации здания меньшей площади).

Важно: Если постройка не соответствует нормативам, ее необходимо заранее привести в соответствие!

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

В соответствии с названными Правилами производство земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск допускается только при наличии ордера и заключенного договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства. Форма ордера и договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства утверждается администрацией города Минусинска (пункт 3).

Договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства является неотъемлемой частью ордера (пункты 5, 5.4).

Для получения ордера на производство земляных работ Заказчик обращается с соответствующим заявлением в Муниципальное казенное учреждение города Минусинска "Землеустройство и градостроительство". В заявлении в обязательном порядке указываются: срок начала производства земляных работ; адрес производства земляных работ; лицо, ответственное за производство земляных работ; цель производства земляных работ. К заявлению в обязательном порядке прилагаются в том числе документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени Заказчика (включая полномочия на подписание заявления на получение ордера на производство земляных работ, схемы производства земляных работ, акта обследования места производства земляных работ и договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства), в случае если с заявлением обращается представитель Заказчика (пункты 7, 7.3).

До начала земляных работ между Муниципальным казенным учреждением города Минусинска "Землеустройство и градостроительство" и Заказчиком заключается договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства, в котором определяются сроки и порядок восстановления нарушенных элементов благоустройства (пункт 9).

В течение 2-х дней с момента подписания акта обследования земельного участка и подписания договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства, при условии наличия согласований с заинтересованными лицами Муниципальное казенное учреждение города Минусинска "Землеустройство и градостроительство" производит выдачу Заказчику ордера на производство земляных работ (пункт 10).

Сроки производства земляных работ и восстановления нарушенных элементов благоустройства, указанные в ордере и договоре являются обязательными для Заказчика. В случае, если Заказчик имеет объекты по которым срок действия ордера истек и не восстановлены элементы благоустройства, ордера на выполнение земляных работ на другой территории ему не выдаются, за исключением аварийных работ (пункт 11).

Отсутствие заключенного договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства влечет отказ в выдаче ордера (пункт 12.3).

Восстановление почвенного слоя, элементов благоустройства, производятся после завершения земляных работ, согласно договору. В случае выполнения земляных работ в зимнее время, допускается производить окончательное восстановление почвенного слоя и элементов благоустройства в весенне-летний период. О чем обязательно делается отметка в сроках производства работ по договору на восстановление элементов благоустройства на территории муниципального образования город Минусинск (пункт 20).

Заказчик несет ответственность за производство земляных работ, восстановление почвенного слоя и элементов благоустройства, устранение просадок грунта и асфальтобетонного покрытия в течение 2 лет (пункт 22).

Заявление мотивировано тем, что установленный Минусинским городским Советом порядок производства земляных работ на территории муниципального образования в оспариваемой части, требующий для получения ордера (разрешения) на выполнение земляных работ представить договор с Муниципальным казенным учреждением города Минусинска "Землеустройство и градостроительство", в котором определяются сроки и порядок восстановления разрушенных элементов благоустройства, противоречит требованиям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, а также нормам Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не допускающим возможность заключения какого-либо договора с органами местного самоуправления или принятия заявителем каких-либо обязательств, как условие получения такой услуги, чем нарушаются права административного истца на свободу предпринимательской деятельности и получение муниципальной услуги.

Решением Красноярского краевого суда от 18 июня 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе администрация города Минусинска Красноярского края просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ермак".

Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Красноярского края представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.

Разрешая вопрос о законности оспариваемых положений, суд исходил из того, что необходимость представления договора, заключенного с уполномоченным органом муниципального образования на восстановление нарушенных элементов благоустройства, при получении разрешения (ордера) для проведения земляных работ является избыточным требованием и создает необоснованное обременение при оформлении ордера (разрешения) хозяйствующими субъектами на проведение земляных работ.

С выводом суда следует согласиться.

Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ, регламентировать порядок проведения земляных работ, а также осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (пункты 3, 12, 17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По смыслу Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, осуществление нормотворческих полномочий также не является произвольным. Нормативные правовые акты не должны содержать обременительные требования к гражданам и организациям.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 данной статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Как следует из материалов дела, порядок проведения земляных работ разработан в целях реализации полномочий, предоставленных органам местного самоуправления названным выше федеральным законом, заключение договора основано не на волеизъявлении сторон, а носит обязательный характер в силу Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, определяющих основные требования к проведению земляных работ, связанных со строительством, ремонтом, реконструкцией зданий, сооружений и инженерных коммуникаций и обеспечением контроля за их производством.

Для выполнения земляных работ на территории муниципального образования необходимо получить ордер (разрешение). Такое требование обуславливается необходимостью исключения повреждений элементов благоустройства, инженерных сетей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Ордер на земляные работы в городе Минусинске, как в другом муниципальном образовании Российской Федерации, представляет собой бланк унифицированной формы.

Получение ордера на выполнение земляных работ предполагает представление заявки о выдаче ордера на производство земляных работ с гарантией надлежащего качества выполнения работ и используемых материалов, гарантией качества работ по восстановлению нарушенных объектов благоустройства, графика осуществления мероприятий с указанием срока полного восстановления покрытия дороги, зеленых насаждений и прочих элементов благоустройства, нарушенных в связи с выполняемой деятельностью.

При таких данных представление договора на восстановление элементов благоустройства при оформлении ордера (разрешения) на выполнение таких работ, означает не что иное, как предъявление обременительного требования к организациям, а также указывает на отсутствие четкой регламентации прав организаций при оформлении ордера (разрешения), допускает выборочное изменение объема прав для граждан, осуществляющих производство земляных работ, и, как следствие, свидетельствует о неясности правового регулирования.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Красноярского краевого суда от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Минусинска Красноярского края - без удовлетворения.

Приобретая земельный участок, собственник, арендатор, землепользователь становится обладателем широкого круга обязанностей в отношении такого земельного участка. Не лишним будет отметить, что за нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность. К компетенции Управления Росреестра по Калининградской области относится возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3, 4 статьи 8.8 КоАП РФ. Штрафы за нарушение требований земельного законодательства на сегодняшний день достаточно серьезные – минимально пять тысяч рублей для граждан за самовольное занятие земельного участка и двадцать тысяч – за неиспользование земельного участка.

В данной памятке мы предложим перечень основных вопросов, ответив на которые правообладатель земельного участка с легкостью сможет определить для себя, есть ли у него причины для беспокойства и принятия оперативных мер по устранению нарушений во избежание применения к нему мер административного воздействия.

Итак, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка в отсутствие прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – самое распространенное нарушение, выявляемое государственными инспекторами по использованию охране земель (приблизительно 60% от общего количества нарушений земельного законодательства).

Административная ответственность за данный вид нарушений предусмотрен статьей 7.1 КоАП РФ. Административные штрафы по данной статье внушительные: для граждане минимальный размер штрафа составляет пять тысяч рублей, для юридических лиц – сто тысяч рублей. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Полезно знать, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю – это недвижимая вещь. Законодательство дает следующее определение земельного участка: это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка и т.п.

Собственник, арендатор, землепользователь обязаны использовать земельные участки строго в отведенных в установленном порядке границах.

Зачастую нарушения в виде самовольного занятия земельного участка допускаются в результате строительства или проведения таких работ, как облагораживание и огораживание территории. Также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками и ограждением, которые находятся за границами участка.

Чтобы не допустить данное нарушение каждому лицу, так или иначе использующему земельный участок, нужно ответить для себя на несколько несложных вопросов:

1. Имеются ли у Вас документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком?

3. Используете ли Вы земельный участок в установленных границах? Соответствует ли используемая Вами фактически площадь территории площади земельного участка, указанной в правоустаналивающем документе? Расположены ли все, используемые Вами постройки и ограждение, а также строительные материалы, дрова и другое движимое имущество в границах земельного участка?

Положительный ответ на перечисленные вопросы позволит избежать спорных ситуаций с правообладателями смежных земельных участков и серьезных штрафных санкций за нарушение земельного законодательства.

Управление Росреестра по Калининградской области призывает всех собственников, арендаторов, землепользователей земельных участков заблаговременно принять меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства, не дожидаясь визита государственного инспектора.

Несмотря на то, что в соответствии с современным российским законодательством, земля может находиться в частной собственности, хозяева участков не могут делать со своими наделами все, что угодно. Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры, которые касаются без исключения всех собственников и пользователей участков. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники, иногда даже не догадываются, что нарушают закон. О возможных вариантах нарушений, которые могут повлечь за собой ответственность и финансовые траты, рассказывает начальник юридического отдела Кадастровой палаты по Удмуртской Республике Наталья Дергачева.

Самое распространенное нарушение среди землевладельцев – это случаи, когда фактическая площадь участка превышает ту, что обозначена в документах. Или, как вариант, – на участок и вовсе нет никаких правоустанавливающих документов. Подобные случаи квалифицируются как самовольное занятие земли. С такой проблемой сталкиваются многие владельцы участков, которые пренебрегли межеванием или сознательно решили увеличить свой участок за счет соседних земель, не оформив увеличение в соответствии с законодательством. Тот же вердикт ожидает тех, кто не имеет никаких документов на землю, а значит, не может доказать свои права на участок.

Такое нарушение влечет ответственность по статье 7.1 КоАП. Штраф рассчитывается по кадастровой стоимости участка: от 1% до 1,5%, но не может быть меньше 5 тысяч рублей. Если сведений о кадастровой стоимости в реестре нет, то штраф налагается в размере 5 – 10 тысяч рублей. При этом выносится предписание освободить участок, а в случае его невыполнения штраф повторяется, но уже по статье 19.5 КоАП (неисполнение требований должностного лица) и в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Самой крайней мерой является принудительное освобождение участка по решению суда. Для самовольного занятия участков, которые относятся к категории лесного фонда, предусмотрена отдельная статья (7.9 КоАП), штрафы по которой очень велики: 20 – 50 тысяч рублей.

За более тяжкие последствия порчи почвы предусмотрена уголовная ответственность (ст. 254 УК РФ).

Все земельные наделы в нашей стране имеют свое целевое назначение и определенный порядок использования. Так, каждый земельный участок имеет свою категорию. Всего категорий земель семь: земли поселений, сельскохозяйственного, промышленного, специального назначения, особо охраняемых территорий, лесного и водного фондов и земли запаса. К примеру, земли сельскохозяйственного назначения - это земли с плодородными почвами за границами поселений, которые должны использоваться для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, каждый участок имеет вид разрешенного использования: например земли населённых пунктов могут использоваться для застройки, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Использовать землю не по назначению, определенному ее категорией и видом разрешенного использования, запрещено законодательством и карается штрафом. У каждого участка есть свое целевое назначение, которое фиксируется в реестре недвижимости и должно обязательно соблюдаться его владельцем. Так, например, на дачном участке нельзя возводить многоэтажные дома, а на сельскохозяйственных землях – вести промышленное производство. Статья 8.8 КоАП предусматривает штрафы за нецелевое использование земель – от 0,5% до 1% от кадастровой стоимости участка (не менее 10 тысяч рублей). При отсутствии сведений о кадастровой стоимости штраф составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Также, в случае невыполнения требования должностного лица о приведении участка в пригодное для целевого использования состояние налагается штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

Кроме того, неиспользование участка в течение длительного срока расценивается как снижение качества земли и тоже наказывается по ст. 8.8 КоАП. В соответствии с данным документом, предусмотрены следующие размеры штрафных санкций: за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения – от 0,3% до 0,5%, но не меньше 3 тысяч рублей; за неиспользование участка, выделенного под садоводство, дачное хозяйство или жилищное строительство (если срок его обязательного использования установлен законом) – от 1% до 1,5%, но не менее 20 тысяч рублей.

Логотип

  • Структура администрации
  • Полномочия и задачи
  • Территориальные органы и представительства
  • Подведомственные организации
  • Руководство
  • Информационные банки
  • Официальные заявления
  • Защита населения
  • Проверки
  • Постановления главы
  • Мероприятия
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы заявлений
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Интернет-приемная
  • Порядок поступления
  • Вакансии
  • Требования к кандидатам
  • Результаты конкурсов
  • Справочная
  • Образование
  • Нормативно-правовые акты
  • Регламенты за 2019 год
  • Регламенты за 2018 год
  • Регламенты за 2017 год
  • Регламенты за 2016 год
  • Регламенты за 2015 год
  • Регламенты за 2014 год
  • Регламенты за 2013 год
  • Регламенты за 2012 год
  • Регламенты за 2011 год
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2019
  • Распоряжения 2018
  • Распоряжения 2017
  • Распоряжения 2016
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010


Вы здесь: Прокурор разъясняет Ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Дополнительная информация

insta

200x200

Ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участка недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В случае незаконной добычи ГПС из русла реки лицо может быть привлечено к административной ответственности предусмотренной ст.ст. 8.13, 8.42 КоАП РФ, максимальное наказание предусмотренное указанными статьями для граждан составляет до 20 тыс. рублей, на должностных лиц до 80 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей - до 80 ты. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 Уголовного кодекса РФ (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьей 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Читайте также: