Несет ли сотрудник полиции ответственность за вред причиненный гражданам

Обновлено: 16.05.2024

Национальное законодательство Российской Федерации до настоящего времени не может обеспечить гражданам России надлежащих гарантий защиты от незаконных деяний органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которые во многих случаях можно назвать преступными. Мы живем в стране, в которой подозрительно часто меняющиеся министры внутренних дел сообщают с телеэкрана доверчивым гражданам о том, сколько сотрудников МВД за истекший период уволено за несовместимые со званием поступки, в отношении скольких возбуждены уголовные дела и сколько уже посажено. Цифры впечатляют, а особенно радует, что господа министры и телеведущие сообщают нам доверительно телефоны, по которым можно позвонить и сообщить о бесчинстве работника милиции. Это телефоны национального позора! Это телефоны, по которым нам милостливо разрешают просить защиты от тех, кто по долгу службы обязан нас защищать… Представляете, в чем ужас ситуации: созданные и существующие на наши деньги, они видят свою задачу не только в том, чтобы еще и еще отбирать у нас деньги, но и при этом унижать, избивать, а иногда и уродовать.

юридическая ответственность

Указанные авторы, отнюдь, не являются первооткрывателями этого страшного явления в деятельности органов внутренних дел. Периодически в средствах массовой информации появляются материалы о беспределе (иначе это назвать нельзя), творимом милицией. И речь здесь идет ни о чем ином, как о пытках и других, унижающих человеческое достоинство действиях лиц, наделенных властными государственными полномочиями в области охраны правопорядка в стране.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года) предусматривает, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения и моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеет право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

В тоже время, необходимо констатировать, что национальное законодательство Российской Федерации до настоящего времени не может обеспечить гражданам России надлежащих гарантий защиты от незаконных деяний органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которые во многих случаях можно назвать преступными.

Но для того, чтобы привлечь должностное лицо к ответственности за совершение указанных преступлений нужно, во-первых, установить его, а, во-вторых, доказать его вину. И здесь возникает первая проблема.

Поэтому о многих таких преступлениях потерпевшие и очевидцы не сообщают вовсе, понимая бесполезность подобных заявлений, а возбужденные по таким фактам дела составляют не более 10% от действительного числа подобных преступлений [9]. Тот же, кто все-таки решится пожаловаться прокурору на применение к ним недозволенных методов дознания и следствия, рискуют сами быть привлеченными к уголовной ответственности, т.к. в ч.2 ст.148 УПК РФ содержится требование обязательного возбуждения уголовного дела в отношении того, кто заявил, например, об избиении, если проверка такой факт не подтвердит.

Таким образом, если даже представить, что по заявлению гражданина, подвергнутого пыткам со стороны работников милиции будет возбуждено уголовное дело, успешное завершение его расследования и привлечение виновных к уголовной ответственности, а, следовательно, и возмещение вреда потерпевшим в рамках института гражданского иска в уголовном процессе, вызывает огромное сомнение.

Конечно, если в ходе расследования такого дела будет установлено, что событие преступления действительно имело место, потерпевший может попытаться возместить вред, причиненный ему в результате избиения сотрудниками органа внутренних дел, и в гражданском порядке.

Однако и в этом случае шансы на положительное решение суда в пользу истца практически сводятся к нулю.

Это объясняется тем, что часть 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень незаконных действий судебно-следственных органов, наличие которых является основанием для возмещения вреда, причиненного гражданину, независимо от вины должностных лиц этих органов [10]. Вред, причиненный в результате применения указанными органами иных незаконных действий, возмещается финансовыми органами за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования при наличии вины должностного лица (ч.2 ст.1064, ст.1069, ч.2 ст.1070, ст.1071 ГК РФ).

Таким образом, если гражданин, был избит сотрудником милиции, например, за то, что не захотел отвечать на его вопросы, ссылаясь на свое право, предусмотренное статьей 51 Конституции РФ, он должен представить суду, как минимум, доказательства того, что: 1) насилие к нему применил конкретный сотрудник, 2) этот сотрудник является должностным лицом; 3) насилие было сопряжено с выполнением данным лицом своих служебных обязанностей в сфере властно-административных отношений; 5) из какого бюджета (федерального, субъекта федерации либо муниципального) этот сотрудник получает свою заработную плату; 5) подразделение, где работает его истязатель, располагается именно в том районе субъекта федерации, в суд которого он обратился с исковым заявлением о возмещении вреда.

Чтобы не быть голословными в наших рассуждениях рассмотрим следующий пример.

После этого С., по собственной инициативе зафиксировав наличие телесных повреждений в областном бюро судебно-медицинской экспертизы, обратился в прокуратуру Калининского района г. Тюмени с заявлением о привлечении лица, избившего его в помещении органа внутренних дел, к уголовной ответственности.

Учитывая, что приостановление предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предполагает доказанность события преступления, С. посчитал, доказанными следующие обстоятельства: 1) время и место, совершенного в отношении него преступления; 2) факт причинения ему вреда в результате незаконных действий сотрудника милиции; 3) принадлежность лица, причинившего ему телесные повреждения, к категории должностных лиц; 4) факт выполнения должностным лицом во время совершения преступления служебных обязанностей по поддержанию правопорядка. Пытаясь добиться справедливости, он обратился в суд с исковым заявлением о компенсации ему морального вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица органа дознания.

Рассмотрев дело, суд первой инстанции оставил иск С. без удовлетворения, мотивировав свое решение тем, что конкретное лицо, причинившее ему телесные повреждения, не установлено. А раз так, то невозможно установить, какую конкретно должность оно занимало (оперативного уполномоченного уголовного розыска или, например, участкового инспектора милиции). Учитывая, что деятельность оперативных уполномоченных финансируется из федерального бюджета, а участковых инспекторов – из бюджета субъекта федерации, определить, за счет какой казны (федеральной, субъекта федерации, муниципального образования) должен возмещаться вред, причиненный С., не представляется возможным.

Суды кассационной и надзорной инстанций оставили данное решение без изменений [11].

Однако, учитывая, что в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину, возмещается не только в случае незаконных действий должностных лиц государственных органов, но и в случае незаконных бездействий с их стороны, С. вновь предъявил исковые требования к Министерству финансов РФ. На этот раз основанием иска явилось незаконное бездействие следователя, выразившееся в непринятии мер к предупреждению и пресечению факта нанесения ему побоев сотрудником милиции в служебном кабинете отдела уголовного розыска.

Таким образом, все попытки С. защитить свои конституционные права успехом не увенчались.

Как представляется, все изложенное позволяет сделать вывод о том, что институт юридической ответственности за незаконные действия (бездействия) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их должностных лиц нуждается в совершенствовании.

Литература

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Привлекаются ли сотрудники полиции к административной ответственности по линии Федеральной Миграционной Службы?

Например за просроченный паспорт, да на общих основаниях как гражданин.

Согласно ст. 33 закона о Полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 15.Положения о службе в ОВД:

Ответственность сотрудника органов внутренних дел

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 — 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

В отделе полиции ко мне было применено - истязания, пытки всякими способами ( палками , стульями , электрошокерами) . Выбивали показания , чтоб я взял на себя преступления. После отдела полиции меня сотрудники повезли в травпункт сняли побои и , оформили рапорт о том , что я при задержании оказал сопротивление, после травпункта снова привезли в отдел полиции , там еще сутки пробыл за последние сутки ко мне вновь применяли пытки , избиения . На следующий день меня госпитализировали в экстренном порядке в больницу ( уже тюремную) , там сотрудником больницы был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления . Мной и моими родственниками было направленны заявления на привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции. Но мне отказывают уже два раза , прошло почти полтора года с того дня и , ничего не можем добиться . Следственные органы и прокуратура делают фиктивную отписку и пересылку из отдела в отдела - из органа в орган. Можете мне помочь ?

Добрый день! Дело в том, что 11 дней назад произошла кража(ст. 158 УК РФ). Из автомобиля, в котором предварительно был взломан, моего отца выла украдена сумочка, в которой находились документы( водительское удостоверение - свидетельство о регистрации автомобиля), а также там находились деньги в размере 9500 руб. Сотрудниками полиции не предпринимается никаких действий, а лица, совершившие преступление, уходят от ответственности. Сотрудники полиции только звонят и спокойно, как с друзьями, разговаривают с теми, кто совершил кражу. Дело в том, что преступники заявили, что в сумочке не было денег, а от документов они благополучно избавились. Куда я могу обратиться, чтобы заставить сотрудников полиции работать? Могу ли я в данной ситуации подать на компенсацию за причиненные мне неудобства. Ведь документы бесплатно не восстановятся. Что еще можно предпринять в такой ситуации? В качестве доказательств к делу прикреплена видеозапись, на которой отчетливо видно, кто и как совершил кражу. Заранее спасибо за ответ!

Помогите разобраться в халатном отношении работников полиции района Алтуфьево.В ночь с 24-25 февраля 15г у меня угнали автомобиль маркиBMW750il1992г,гос.ном.Т176НЕ77,не обнаружив утром машину я сразу обратился с заявлением в ОВД по Алтуфьевскому району.Мое заявление принял Самаракин Алексей Сергеевич(майор полиции)прочитав и выслушав меня он сказал мне :что искать мою машину не имеет смысла,и у него много другой важной работы!Возле моего дома откуда и была угнана машина находятся камеры видеонаблюдения,которые в установленный срок не были просмотрены сотрудниками ОВД(как мне ответили,что у них не хватило на это времени)т.е по горячим следам найти злоумышленников не получилось,Далее последовала тишина в течении 10 месяцев,8.11.15 вечером я увидел объявление на сайте"Авито"о продаже машины,в которой я узнал свой автомобиль.Я сразу позвонил Самаракину и сказал об этом,он сказал чтобы я позвонил по объявлению и под видом покупателя договорился о встрече и осмотре машины!9.11.15 я со своим знакомым забрал Самаракина,Пронина Эдуарда Николаевича(младший лейтенант)и еще одного оперативника(к сожалению не помню его ФИО)Мы поехали на осмотр данной машины в Московскую обл,город Лыткарино,приехав на место и осмотрев авто я узнал свою машину,о чем сообщил данным сотрудникам,Так же в салоне машины в присутствии Самаракина я увидел фото-брелок своего ребенка.детские игрушки своих детей и многое другое,Дальше без присутствия сотрудников полиции г.Лыткарино,без понятых и без описи автомобиля Самаракин сказал мне чтобы я вызвал эвакуатор(за свой счет)и мы забрали данную машину и продавца в ОВД Алтуфьево.Там нас всех допросил следователь Морозов Алексей.Спустя время была произведена экспертиза(перевоз авто с места хранения до эксперта и обратно за мой счет)которая показала что гос.номер установлен от другой марки машины,вин номер кузова переварен!Из документов продавец предоставил только ТС и то не на эту машину,а на bmw735 1991г.Итог:я не могу забрать свою машину из-за халатности Самаракина,Пронина,Морозова!У нас нет даже подозреваемого,и никто не ищет тех кто совершил это преступление!Они ссылаются на то что продавец не помнит где,как,когда и у кого купил данный автомобиль!"9.11.15 на осмотре машины я увидел что там отсутствует блок управления двигателя,спросив "продавца"он при оперативниках сказал что этот блок находится у него!Самаракин мне тогда сказал что блок у него заберут!Но сейчас "продавец" от своих слов отказывается,и сотрудники разводят руками!Если бы сотрудники не оставили бы на потом изъятие блока управления двигателя,то все смогли бы проверить машину по ВИН номеру,а теперь из-за халатной работы мы вынужденны искать деньги на юриста,для составления иска в суд!Для того чтобы через суд добиться возвращения машины!Кто этот человек,который продавал нашу машину,откуда она у него появилась?Почему на машине чужой гос.номер,почему ТС предоставлена от другой машины?Почему продавец не предоставил ПТС от этой машины?Почему сотрудники имеют право на безолаберное отношение к работе?Почему их начальство закрывает глаза на халатность?Почему сразу на месте нельзя было сделать все по закону?Мы уже к вам обращались с этой проблемой,но все спустили на тормозах!Они пишут отписки и нагло об этом заявляют мне!Как работает наша полиция?Я САМ НАШЕЛ СВОЮ МАШИНУ,а люди в погонах даже забрать как надо не смогли??Пожалуйста примите меры,у меня молодая,многодетная семья,и мы очень нуждаемся в личном автомобиле!Помогите наказать виновных!Пожалуйста помогите контролем!Заранее очень благодарю

Нарушением законности признаются такие деяния (действие или бездействие), которые нарушают права и законные интересы граждан и должностных лиц, а также нормальную деятельность государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.

Ответственность сотрудника органов внутренних дел выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности выступает совершение правонарушения.

Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

– невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;

– совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;

– отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;

– нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;

– принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две большие группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью. За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники полиции несут ответственность на общих с другими гражданами основаниях. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности в полном объеме, за исключением административной ответственности.

Юридическая ответственность[16] за нарушение законности сотрудниками ОВД выражается в следующих видах:

Рассмотрим конкретно эти виды ответственности.

Уголовная ответственностьнаступает за совершение сотрудником полиции уголовного преступления по приговору суда[17].

Сотрудник полиции, как представитель исполнительной власти, осуществляя свои функции, является должностным лицом. Из этого следует, что он может нести ответственность за должностные преступления, к которым относятся:

– злоупотребление должностными полномочиями;

– превышение должностных полномочий;

Если, превышая служебные полномочия, сотрудник полиции причиняет огнестрельным оружием смерть или тяжкие телесные повреждения потерпевшему, то содеянное им квалифицируется по совокупности статей.

Незаконное применение сотрудником полиции огнестрельного оружия, если он находится в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятию мер к задержанию преступника, влечет уголовную ответственность по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) УК РФ.

Если сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие, находится в состоянии мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружия, он будет привлечен к уголовной ответственности за неосторожное преступление.

Если вред в результате применения огнестрельного оружия причинен совершенно посторонним гражданам, сотрудник полиции привлекается к уголовной ответственности в соответствии со ст. 109 или ст. 118 УК РФ, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.

Сотрудник полиции несет уголовную ответственность и за незаконное применение огнестрельного оружия. Так, если в результате бездействия сотрудника полиции наступают тяжкие последствия (например, в присутствии вооруженного сотрудника, имевшего все возможности предотвратить преступление, будет убит человек, или в результате пассивных действий сотрудника полиции, не решившего применить оружие против нападавших на него лиц, последние отберут у него оружие и с ним скроются), он будет нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).




Если же, попустительствую тяжкому преступлению против жизни, здоровья, собственности, сотрудник полиции из корыстных или иной личной заинтересованности не примет мер к его пресечению и задержанию лица, его совершившего, в том числе и с применением огнестрельного оружия, когда в этом была необходимость, он несет уголовную ответственность за злоупотребление власти или служебного положения (ст. 285 УК РФ).

За небрежное хранение сотрудником полиции огнестрельного оружия, создавшее условия для использования этого оружия другим лицом (членом семьи, посторонним), если это повлекло тяжкие последствия, наступает ответственность в соответствии со ст. 224 УК РФ.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушения[18] сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах[19].

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу России, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сотрудники милиции несут ответственность на общих основаниях. К ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, звании и т. д.).

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работником полиции является дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок[20] это нарушение лицом рядового и начальствующего состава ОВД служебной дисциплины, приказов начальников (командиров), недобросовестное выполнение служебных обязанностей, а также совершение ими неслужебных действий компрометирующих ОВД или порочащих честь и достоинство сотрудника милиции ОВД, как представителя власти.

Отдельные категории служащих в силу особого характера выполняемых ими обязанностей (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.) отвечают в дисциплинарном порядке также за проступки, не связанные с нарушением служебной дисциплины. Уставами и другими нормативными актами о дисциплине работников некоторых категорий предусматривается дисциплинарная ответственность за недостойное поведение в общественных и иных местах и не при исполнении служебных обязанностей.

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– понижение в должности;

– снижение в специальном звании на одну ступень;

– лишение нагрудного знака;

– увольнение из органов внутренних дел.

Материальная ответственность это обязанность лица, причинившего имущественный ущерб предприятию, организации или гражданину возместить этот ущерб в размерах и порядке, предусмотренных законом.

Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. ст. 1069–1070 Гражданского кодекса Российской Федерации[21]) и Правилами исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти. Вместе с тем, сотрудник милиции не несет ответственности за причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании и пресечении возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Таким образом, сотрудники полиции за совершение неправомерных действий или действий, нарушающих законные права и интересы граждан – несут ответственность всеми способами ее проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования курсовой работы выяснено, что в настоящее время органам внутренних дел отведено значимое место в правоохранительной системе Российской Федерации. Они наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций. Этозачастую ставит сотрудников в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов.

В последнее время нередко встречаются случаи неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел , влекущих недовольство со стороны граждан. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган для подачи жалобы на сотрудников органов внутренних дел за неправомерные или незаконные действия.

Превышение полномочий , совершаемое сотрудниками органов внутренних дел, в современное время имеет высокий общественный резонанс и является достаточно серьезной проблемой для общества . Кроме того, выявление такой деятельности подрывает доверие граждан к системе органов внутренних дел и всех правоохранительных органов в целом.

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

– Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.

– Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.

– Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.

– Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

В определенной степени превышение должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел связано с некоторыми дефектами законодательства. Дефекты законодательства содержат потенциальную опасность в признании факта превышения должностных полномочий после появления официального толкования соответствующих правовых норм.

По статистике уголовных дел, заведенных а сотрудников органов внутренних дел, чаще всего преступные действия совершались с целью добиться информации о причастности потерпевшего или знакомых ему лиц к совершению преступлений или административных правонарушений. В частности, в 16 % уголовных дел преступление было совершено в ходе проведения оперативно – розыскных мероприятий, в 36% – после фактического задержания ,но до оформления протокола. Названые действия могут квалифицироваться по ст. 302 УК РФ как принуждение к даче показаний ,о на практике это обычно не происходит .

Основными способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел являются контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов представительной и исполнительной власти, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников, ответственность сотрудников за нарушение законности и дисциплины. Благодаря контролю можно выявить какие-либо отклонения в деятельности органов внутренних дел, допущенные недостатки и просчеты. Данные требования иногда могут исключать друг друга, так как полнота контроля требует наиболее полного анализа поступившей информации, что в свое время требует временных затрат и это негативно сказывается на оперативности деятельности сотрудников.

В заключении вышесказанного хочется назвать основные факторы, способствующие превышению сотрудниками полиции своих полномочий: психологическая перегрузка либо неподготовленность, намеренное превышение полномочий в собственных интересах, некачественная практическая подготовка к реальным действиям.

В качестве рекомендаций по решению данной проблемы можно назвать следующее: разработка четко прописанных процедур для различных ситуаций. Важную роль имеет кадровая политика, которая также требует пересмотра, в том числе создание системы психологического отбора кандидатов. Также стоит чаще проводить проверку навыков сотрудников полиции, более 1 раза в год.


Сотрудники полиции - это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

ответственность сотрудников полиции за нарушение

Нормативная база

В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

дисциплинарная ответственность сотрудников полиции

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

  1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
  2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

Деятельность полицейского

Когда накладывается административная ответственность

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

уголовная ответственность сотрудников полиции

Меры наказания

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

привлечение сотрудников полиции к ответственности

Уголовная ответственность

Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.

Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.

За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.

административная ответственность сотрудников полиции

Материальная ответственность

В заключение

Сотрудники полиции - это государственные служащие, которые, независимо от занимаемой должности, должны нести наказания за совершенные проступки. По отношении к ним может применяться любой из видов ответственности: административная, материальная, дисциплинарная, уголовная. Мера пресечения избирается в соответствии с тяжестью проступка.

Читайте также: