Что за профессия смотритель

Обновлено: 02.05.2024

Есть такая профессия — экспонаты защищать

Первое упоминание о музейном смотрителе относится к 1774 году. Во времена императрицы Екатерины II эту должность занимали мужчины, дело часто передавалось по наследству. Правда, круг обязанностей работников был шире: они вели учёт, хранили и даже реставрировали предметы музейной коллекции. Смотрители тогда (и ещё до 1914 года) относились к штату чиновников министерства народного просвещения Российской империи, просто так на службу было не поступить.

Когда в 1898 году Михайловский дворец открыл свои двери, посетители входили не через цокольный этаж, как сегодня, а через парадное крыльцо. Между каменными львами людей встречал швейцар с огромными счётами на подставке. Когда заходил человек, он щёлкал костяшкой вправо, а если выходил – то влево. Так вели учёт посетителей. Музей в начале своей истории работал только в дневное время, и насчитывал всего около 30 залов, но уже тогда за порядком присматривали служители.

Будни музейных стражей

Были случаи, и когда от смотрителей потребовалось больше, чем просто показать дорогу или вежливо ответить на вопрос. Несколько лет назад один из служителей корпуса Бенуа спас посетителей от сползающей со стены картины, у которой сломалась крепёжная система. Шедевр и люди не пострадали. Бывали случаи спасения и экспонатов от агрессии людей. Так, смотритель Летнего сада (дело было ещё до реставрации и упразднения там этой должности) смогла вовремя вытащить из пасти дракона (фигурный водосток) горящую газету. Ещё немного и хулиганская выходка могла закончиться плохо.

История смотрителя зала №37

Библиотекарь по профессии Людмила Ильина давно ушла от книжных полок и успела до музея несколько лет поработать в торговле. В последнем магазине действовали ограничения по возрасту. Когда после 60-ти пришлось подыскивать новое место, она вспомнила об одном из своих любимых музеев — Русском. Кстати, девочкой она не запомнила здесь смотрителей. Может потому, что у незаметных женщин не было к ней претензий: в детстве она воспринимала каждый поход в музей как праздник, полностью погружалась в изучение картин, вела себя спокойно и говорила исключительно шёпотом.

Сдержанность, воспитанность, искренний интерес к живописи и опыт работы с людьми – всё это стало плюсом, и Людмилу взяли на работу. Немного, правда, пришлось восстановить знания иностранного языка, чтобы общаться с туристами из других стран. Скоро исполнится 10 лет, как смотритель приходит в музей не как посетитель, а работник.

Русский музей смотрители

Всё-таки история искусства — удел экскурсоводов. Но на внезапные вопросы отвечать хранительницы спокойствия не отказываются, стараясь делать это коротко, по делу. После такого лаконичного пояснения смотритель снова возвращается к своей работе — наблюдению за залом. Экспонаты и интерьер не должны оставаться без присмотра, даже если служители уходят на перерыв, их подменяет напарник. Эта смена караула отражается в листе приёма и передачи зала.

Со стороны может показаться, что активных действий в работе музейных стражей мало. Но многое остаётся за кадром. Например, рабочее утро, когда музей готовится принять посетителей. Людмила Ильина, придя в Михайловский дворец, сначала согласно инструкции представляется бригадиру, а потом после открытия зала обходит свои 13 картин: всё ли на месте, нет ли маленькой царапинки или изъяна. Когда много народа, а экскурсии идут одна за другой, совершенно случайно и непреднамеренно люди могут задеть рамы. До открытия в зал приходит и климатолог, относительно температуры на улице он определяет, сколько раз и как долго нужно проветривать зал. Проверяют специалисты и освещённость картин, от этих данных зависит, как должны быть подняты шторы. Все эти рекомендации выполняют смотрители.

Музей обычно работает до 18:00 (по четвергам до 21:00), и за десять минут до закрытия в залах суета. Смотрели по инструкции в это время проверяют, нет ли недоразумений с картинами, рамами или табличками. Если что-то не так, то всё сообщают бригадиру. Любая мелочь сверяется с топографической описью. Нужны смотрители и людям, которые нередко лихорадочно мечутся по музею в поисках выхода и гардероба. Многие за часы, проведённые здесь, забывают откуда зашли: со стороны площади Искусств или с канала Грибоедова.

картина, русский музей, айвазовский
Последний день Помпеи, картина, шедевр, Русский музей
Шишкин, картина, дубовая роща, Русский музей

Dtj_FSgFOTU

Валентина Чернова рассказывает о необычной профессии музейного смотрителя.

Мне захотелось написать о них после того, как я увидела фотосерию американца Энди Фриберга о смотрительницах художественных музеев. Во время посещения российских музеев он обратил внимание на то, что сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, даже дополняют их, становясь сами экспонатами. После беседы с ними он узнал: зачастую они сами выбирают зал, где бы им хотелось сидеть.

Всего в рамках проекта было сделано 36 снимков в четырех крупнейших музеях. Фотографии были оформлены в книгу под названием Guardians.

Дело в том, что в ряде европейских музеев существует государственная униформа, обезличивающая все. В Лувре работают лишь мужчины в форме, внешне похожие на железнодорожников. Отсюда ясен интерес Фриберга к нашим смотрителям.

Malevich

Wallenskold

1360370400973.cached

Kugach.jpg.CROP.article920-large

dlyakota.ru_fotopodborki_endi-friberg-smotritelnicy-muzeev_15

Верхний ряд: Т.А. Петрова (зам.директора), В.И. Ващенко (старший научный сотрудник),
А.В. Краснов (завхоз). Ближний ряд: Е.А. Евсейчева (научный сотрудник),
А.Н. Горина (тетя Шура), Н.М. Горобец (шофер Митрофаныч),
В.А. Чернова и Е.Ф. Титова (научные сотрудники).

Сама тетя Шура тоже была отменная певунья. Во время ночной вахты вязала пуховые платки, а утром принималась за помывку окон. Мы, приходя на работу, всегда заставали ее жизнерадостно поющей.

Прасковья Васильевна Тюлькина в годы войны служила вахтенным матросом, вывозили на баржах раненых из Сталинграда. Сестры Филатовы детьми в годы войны работали на оборонных заводах. Стен еще не было, под ногами деревянный помост, чтобы ноги не зябли, а они, малолетки, стояли за станками, делали оружие для армии. И мы, живя рядом с ними, слушали их, осознавали свою причастность к этому героическому поколению…

А еще была глухая Нюрочка, она могла читать по губам. Маленькая, худенькая, с приветливым лицом. Имела чудесный дар — ускорять рост цветов. Их было изобилие на первом этаже, возле кассы и гардероба. Нюрочка всегда беседовала с ними, и они откликались на заботу.

Это послевоенное поколение смотрителей отличалось невероятным дружелюбием, открытостью. Когда приезжали гости из других музеев, пекли пироги. Вкуснее тети-Шуриных пирогов ничего не было. А Клавдия Ивановна Коротенко научила всех печь медовый торт. Замечательная хозяйка делилась опытом хозяйствования с молодыми женщинами. На еврейскую пасху мы ели мацу, на православную — угощались куличами.

Надолго запомнилась выставка Александра Павловича Васильева, театрального художника, действительного члена Академии художеств (отца Александра Васильева, историка моды). Накануне открытия, после работы, он попросил накрыть в вестибюле музея столы со всевозможной снедью. Специально для рабочих, смотрителей, вахтеров, всех незаметных зрителю тружеников музея. Так он благодарил за хорошую работу.

Второе поколение музейных служителей застойных лет пришло в музей в середине 80-х. Когда в штате появились люди по уборке залов, сменились качественно и смотрители. Они пришли после выхода на пенсию, музей — их вторая или даже третья профессия. Среди них были учителя, кандидаты наук, завлабораториями, медики, бухгалтеры, инженеры…

Елизавета Мироновна Штольман всю жизнь работала инженером по стеклу, а потом оказалась в музее, да еще в зале иконы. Она словно ребенок, впервые пришедший в школу, кинулась выяснять про Бога, Библию. Мы ее послали образоваться в синагогу, она стала задавать там неудобные вопросы и все никак не могла остановить любознательность, позднее стала читать книги А. Меня. Уехав в Израиль, она звонила мне оттуда по телефону и предлагала найти книги некоего питерского гуру. Приятно сознавать, что жизнь в музее пробудила ее от прозаической жизни.

Не в последнюю очередь эти смотрители сформировали репутацию музея, его облик в глазах общества. Равнодушные люди просто не смогли бы охранять шедевры. Поэтому смотрителями становятся, как правило, исключительно преданные своему делу, любящие музей люди.

С другой стороны, в музейные служители приходили и художники, творчески одаренные люди. И самое главное — это люди, неравнодушные к культурной и музейной жизни, испытывающие интерес к выставкам и другим событиям.

В ночь, когда он умер в больнице, сотрудник ночной охраны пошел ночью в музее руки помыть и увидел Анатолия стоящим у окна. Охранника буквально пронизал ужас, он помчался к напарнику, тот пошел на осмотр залов и узрел, как Толя поднимался на третий этаж в залы Востока. Всю ночь охрана перезванивалась со своими, еле ночь переночевали. Оказывается, в городе существует несколько мест, где водятся привидения.

Среди музейных служителей встречались и бывшие журналисты, и любители животных, и пишущие стихи, а один служитель, я знаю, дружит много лет с известной эстрадной звездой. Многие путешествуют, неизменно посещая музеи в других городах и странах. В деле охраны нашего национального достояния эти сотрудники стоят на переднем крае — от их профессионализма, внимания, бдительности зависит сохранность бесценных музейных экспонатов.

Валентина Чернова
Фото из архива автора

Смотрители музеев, как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая — у меня выходит 9000 руб. в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.

Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни. Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.


Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.

Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются — можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.

Главная задача — это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо — звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.

Старушка лет 70, дремлющая на стуле, — стереотип из прошлой жизни. Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. (Смеется.) Музейные смотрители — доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.

Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности — для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, — знать точное местонахождение экспоната.

Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.


Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим — устаю, не без этого.

Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.

Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя — заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.

Заходят к нам и иностранцы. Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы — всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.

Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают.

Мой любимый зал — где представлены картины в пейзажном жанре в работах И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них — как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью…


Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея — при предъявлении удостоверения.

Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.

Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы — однозначно, приобщать внуков к искусству. (Смеется.)

Мы начинаем цикл статей, посвященных разным профессиям людей в Москве. Начнем со смотрителей в музеях — это те люди, которые живут среди искусства почти каждый день. Они наблюдают за процессами внутри их второго дома, посетителями выставок и в целом за миром творчества, который был, есть и будет. Мы поговорили с тремя представителями данной профессии трех московских музеев и поняли, что это огромный интересный мир.

Варвара Лебедева, 22 года: Московский музей современного искусства (ММоМА)

Расскажи, почему ты работаешь в Московском музее современного искусства (ММоМА)?

Я недавно окончила РГУ им. А.Н. Косыгина, один из ведущих ВУЗов в стране по подготовке художников-модельеров и художников в принципе. Моя специальность называется "дизайнер обуви". Я закончила университет с отличием и меня сразу пригласили на работу. Проработав там несколько месяцев, я поняла, что мои обязанности отличаются от моих представлений о творчестве. Впоследствии я уволилась и начала искать себя. Конечной точкой моих исканий стал Московский музей современного искусства. Меня с ним связывает странная история, я многократно посещала выставки, но никогда не думала, что буду здесь работать. Как-то раз я увидела открытую вакансию смотрителя-консультанта. Но это непросто смотритель, к каждой выставке мы готовим материал и можем рассказать посетителям про любой зал, про любой объект на выставке. Не просто его суть, а, например, предысторию создания. Эта работа не дает скучать, ты постоянно развиваешься, постоянно узнаёшь что-то новое.

Высшее художественное образование подразумевает то, что ты очень хорошо разбираешься в искусстве. В моем университете мы изучали очень много дисциплин, которые мне все тут пригодились. Честно говоря, я не ожидала, что мне так понравится эта работа, потому что это действительно очень интересно.

Какое твоё любимое произведение в рамках данной выставки и почему? (В настоящее время в ММоМА на Гоголевском, 10 проходит выставка Михаила Шемякина — "Метафизическая мастерская").

Мне, конечно, нравится всё, что связано с балетом "Щелкунчик". Я не могу назвать однозначно конкретное произведение, хотя мне нравится группа скульптур, посвящённая этой тематике. Я долгое время занималась балетом. Какой девушке не нравится балет "Щелкунчик"? Это трогательная история любви, волшебная сказка, которая трогает сердце. Мне было интересно, как Михаил Михайлович Шемякин интерпретирует образы этой сказки, как показывает их миру. Автор выступает в роли театрального художника, и я понимаю какой огромный пласт работы ему пришлось поднять, это вызывает у меня большое уважение к нему.

За время работы в музее, происходили ли какие-нибудь интересные случаи?

На Ермолаевском, 17 была одна инсталляция, беленый пол и куча мусора, трубы и стекло, которые лежали прямо в зале. Когда зашел первый посетитель, это была женщина, она сразу же с ужасом закричала: "Что это такое? Уберите весь этот мусор! Как вам не стыдно? Это же музей!" Потом мы ей объяснили, что этот мусор вынули из бассейна, где теперь возведен Храм Христа Спасителя и это часть экспозиции.

Нина Алексеевна Миленина, 62 года: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Что для вас значит работа в музее?

Я работаю в музее 4 года. За эти годы у меня появился опыт и навыки смотрителя. Наш музей — это большая сокровищница, как Москвы, так и России. К нам приходит разнообразная публика, и взрослые, и дети, и люди с особенностями развития, поэтому задача смотрителей не только заниматься сохранностью экспонатов, которые находятся в зале, но и находить общий язык с каждым, кто пришёл в музей. Я всегда люблю смотреть на лица людей и всегда я вижу тот восторг и трепет, который они испытывают, приходя в наши залы. И хочется сохранить у людей то светлое чувство, чтобы им захотелось ещё раз сюда прийти и увидеть что-то своё. Музей — это путь к самому себе. И задача смотрителей помочь человеку найти путь именно к самому себе. На любых мероприятиях, галереях, выставочных залах, музеях — везде есть смотрители, смотрители всегда были есть и будут. Это как вторая кожа, которую трудно оторвать от себя и поэтому чувствуешь свою востребованность и необходимость. Это привлекает меня в моей работе.

Какая у вас самая любимая работа в рамках постоянной экспозиции?

Сами экспонаты становятся чем-то привычным, но музей, сам по себе неисчерпаем, можно постоянно находить что-то новое. У нас в музее находится картина "Портрет девочки" художника Якоба ван Сваненбурга. У него учился Рембрандт и Питер Ластман. Мои родители жили и работали в Дрездене, в семье сохранились открытки, каталоги, репродукции из Дрезденской галереи и среди них самой любимой открыткой была как раз вот эта девочка. Вот такая маленькая семейная история. Меня всегда удивляло, какая она красивая. У нее и чепчик есть, и куколка, и корзиночка, и собачка. Такое ощущение, что эта девочка сошла с картины и вошла в мою жизнь.

Вы сказали, что уже 4 года работаете в музее, чем вас привлекла должность смотрителя?

Музей — это путеводная звезда, и это было мечтой всей моей жизни. Каждый день как новый. Здесь всегда очень интересно и познавательно, если ты этого хочешь. Мне очень понравился коллектив, музей дарит очень много интересных встреч. Мне удалось пожать руку Ричарду Гиру, познакомиться с Никасом Сафоновым, пообщаться с Евгением Ройзманом и художником Дмитрием Гутовым. Музей для меня неисчерпаемая тема, источник вдохновения и желания дальше идти и жить. Хочется поблагодарить всех, кто приходит к нам в музей и пригласить ещё раз. Приходите к нам, берегите себя и всё, что вас окружает.

Виктория Титова, 20 лет: Музей современного искусства "Гараж"

Почему ты выбрала работу смотрителя музея?

В Музее современного искусства "Гараж" я работаю чуть больше года. Меня всегда интересовало искусство, сейчас я учусь на дизайнера одежды на четвертом курсе. Примерно на втором курсе я писала работу о музеях, и мне стало интересно узнать, как музей устроен изнутри. Решила, что "Гараж" — это подходящее место. Также мне нравится общаться с людьми, рассказывать им что-то, это как просветительская функция.

Какие у тебя обязанности на работе? Я не совсем смотритель. Это нечто среднее между службой безопасности и экскурсоводом, потому что мы и охраняем объекты, и просвещаем людей, и рассказываем про то, что здесь происходит, объясняем разные художественные концепции.

Чем тебя привлекает просвещать людей, почему ты считаешь, что это важно?

Современное искусство довольно сложная штука, и в Музей приходят люди с абсолютно разными уровнями подготовки. Приходят как профессионалы, так и любители. Очень нравится работать с посетителями, которые ничего не знают о современном искусстве или немного скептически к нему настроены. И когда получается их переубедить в чем-то это очень приятно. Мне хочется показывать им новый мир в пространстве Музея.

Расскажи про твою любимую работу в данный момент на выставке?

На выставке "Ткань процветания" есть работа художника Кадера Аттиа, которая называется "Мёртвое море" и это, пожалуй, самая любимая работа. Она с глубоким смыслом. В современном искусстве главное — это концепция. Мне нравится трагичность этой работы. Она заставляет людей задуматься о проблемах связанных с миграцией людей из неблагополучных стран, которые хотят найти другую жизнь в Европе. Многие из них при попытке покинуть страну тонут в море, отсюда и название "Мертвое море". Эта инсталляция действительно трогает людей. Я считаю, что это очень круто, когда художники затрагивают настолько значимые темы.

За время работы в "Гараже", какие интересные случаи ты наблюдала в этих стенах?

Интересно наблюдать за пожилыми людьми, которые привыкли к более классическому искусству. Когда они приходят к нам и пытаются понять проекты. Я недавно столкнулась с группой пожилых женщин, которые решили сначала сходить в "Гараж" самостоятельно, прежде чем привести сюда своих внуков, то есть такой пробный просмотр. В целом им понравилось, но какие-то моменты они воспринимали не просто, было сложно за счёт их приверженности к классическому искусству, но когда мы ответили на их вопросы, они ушли с удовлетворенными и горящими глазами.

Сегодня смотритель в музее — это человек с разными функциями, своего рода гид в мире музея. Они не только охраняют произведения искусства, но и консультируют своих посетителей по любому интересующему их вопросу.

В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции смотрителя музея

1. Общие положения

  1. Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
  2. Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
  3. Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
  4. Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
  5. При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
  6. Смотритель музея должен разбираться в:
    • нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
    • значимости и роли музея и его фонда;
    • нормах взаимоотношений с посетителями музея;
    • правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
    • правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
    • кадровом составе персонала музея;
    • порядке действий при возникновении ЧС;
    • нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
    • графике работы музея.
  7. Смотритель музея руководствуется:
    • соответствующей документацией музея;
    • профильными нормами и законами;
    • сведениями из должностной инструкции.

2. Функции

Смотритель музея отвечает за следующие задачи:

  1. Общий контроль поведения посетителей музея.
  2. Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
  3. Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
  4. Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
  5. Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
  6. Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
  7. Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
  8. Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
  9. Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
  10. Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.

3. Ответственность

Смотритель музея отвечает за следующие проступки:

  1. Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
  2. Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
  3. Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.

4. Права

Смотритель музея обладает правами:

  1. Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
  2. Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
  3. Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  4. Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
  5. Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.

Особенности создания должностной инструкции

В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.

Стандартная инструкция включает 4 раздела:

  • Общие положения.
  • Трудовые функции работника.
  • Вероятную ответственность за нарушения.
  • Должностные права.

Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:

  • Особенности труда.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Принципы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила, регулирующие изменения инструкции.
  • Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.

Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.

Общие положения

Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:

  • Кто руководит работником.
  • Каков процесс его найма и увольнения.
  • Какие положения регулируют его действия.
  • Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
  • Прочие параметры общего характера.

Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.

Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.

Функции

Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:

  • Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
  • Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.

Ответственность

Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.

Права

Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров. Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел. Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).

Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:

  • Составление чернового варианта с опорой на типовые инструкции, справочники профессий и отраслевые стандарты.
  • Его обсуждение с юрисконсультом, секретарем-делопроизводителем и кадровиком на предмет соответствия законодательству и внутренним правилам организации-работодателя.
  • Составление чистового варианта и его печать на бланке организации, с учетом правил оформления деловой документации.
  • Подписание чистовика руководителем организации-работодателя и лицами, которые согласовывали составление инструкции.
  • Проставление подписи работником, который, таким образом, соглашается с параметрами документа.

Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.

Читайте также: