Непрофильные профессии что это

Обновлено: 19.05.2024

Да-да, большинство из нас за профильные классы и углубленное изучение предметов, соответствующих профилю.

И для многих естественно думать, что, наряду с профильными, по недоразумению существуют лишние школьные предметы, которые отнимают силы, отвлекают, сбивают с толку, отравляют жизнь.

А как на самом деле?

Давайте это выясним.

Допустим, вы разберете телефон на запчасти, а потом передумаете и соберете его обратно, в результате чего у вас останутся лишние детали. Вы воспримете это как свою ошибку и постараетесь собрать телефон правильно или кого-нибудь об этом попросите.

(Мы не будем кривить душой и даже скажем, что есть вузы, куда и профильные-то дисциплины сдают не полностью… Но вот каким образом у вас тогда появятся знания?)

Что сдаем?

Математика

Изучать интеллектуальные системы в гуманитарной сфере на соответствующем отделении РГГУ можно тоже – только сдав математику.

Идете ли вы в Московский институт иностранных языков – математика сдается на факультет международного туризма. В Суриковский институт, готовящий художников (МГАХИ), сдают математику на факультет архитектуры.

Вы уже чувствуете, что самые перспективные и надежные из интересного вам круга гуманитарных профессий изначально связаны с математикой. Так стоит ли ее бросать?

Физика

Фото: Группа студентов обсуждает задание

Да, такой вуз, куда бы гуманитарию можно было сдать вступительный экзамен по физике, нужно еще поискать. Тем не менее сколько филологов, историков, социологов страдают от того, что их исследования не вполне логичны и что выдвигаемые ими гипотезы уязвимы для критики! Речь идет не о том, чтобы заставить их подкреплять доводы физическими законами. А о другом: у гуманитариев весьма размытое представление, что такое наука вообще и как должно выглядеть научное исследование. Их идеи интересны, когда они оригинальны; но чем оригинальнее идеи, тем труднее их доказать. А когда такая работа кормит выполняющего ее профессионала, он разрывается между необходимостью всю свою творческую жизнь генерировать интересные мысли (дабы заметили, признали, ждали его слов, использовали их, платили деньги) и скромно доказывать пришедшее в голову, не обольщаясь человеческой красотой своих теорий. Знание физики тут как раз бы пригодилось: гуманитарий опустился бы с небес на землю – и крепко стоял бы на ней.

Даю установку!

Разрешите всё-таки сначала дать установку. И объяснить ее, разумеется.

Установка следующая: вам, 16-летним абитуриентам технических вузов, как и всем другим вашим ровесникам, тоже нужно становиться гармонично развитыми людьми, не возражаете?

Фото: Учащиеся сидят за партами

А разговор с вами будет совсем не такой, как с гуманитариями. Сдавать вы сдаете важные экзамены, кто бы спорил. Профессии у вас не в пример серьезнее. А так… еще сложнее понять, что же упускаешь. Наверстывать будете всю жизнь с помощью разнообразных хобби – зато сможете-таки наверстать, а гуманитарии физику, увы, уже не одолеют.

С необходимостью знать орфографию и пунктуацию, а также писать сочинения (если не сдаете ЕГЭ) вы смирились. Но это еще не всё, поскольку такая необходимость часто осознается вами как печальная.

Орфографии и пунктуации в высшем образовании, скажем, филологов отводится вовсе не то место, которое эти разделы науки о языке занимают в общем школьном обучении. В вузе они практически уходят на задворки. Получается, что вас не радует не сам русский язык, а только то, что вы принимаете за русский язык, тогда как это лишь малая часть его системы, базирующаяся на принципах морфемики, морфологии, синтаксиса; как надводная часть айсберга на подводной, только с той разницей, что на этот раз айсберг – живой.

А с жанром сочинения – немного другая картина. У студента-филолога не так часто доходят руки до вузовских аналогов вступительных сочинений. Слишком много литературы надо читать, слишком мало времени на анализ книг; на месте филологов вы бы тоже поняли, что школьная программа по литературе отнюдь не растянута (тогда как они всё равно не сдали бы ваш сопромат, гордитесь). И на какой бы негуманитарный факультет МГУ вы ни поступали, писать сочинение, скорее всего, будете на периферийную для произведения тему – а это уже достаточно серьезное литературоведение.

Русский язык

Итак, при поступлении в технический вуз мы имеем тот или иной вид проверки наших знаний по русскому языку, и иногда это сочинение. Переведу на язык аналогий: нам дают на рассмотрение какие-то ошметки курса русского языка (орфографию и пунктуацию) и вручают… ценнейший подарок (возможность написать сочинение). Так видят ситуацию гуманитарии – и в этом они, пожалуй, не ошибаются.

Порой вузы выделяют особо и другие задания. Для выполнения теста по русскому языку в МГТУ имени Н. Э. Баумана нужно повторять особенности ударения, в Казанском государственном технологическом университете – разбираться в речевых ошибках. То есть – нужно знать то же, что и все грамотные люди, но обычно все грамотные люди об этом наводят справки (и хорошо, если наводят справки, а не действуют наобум сами) только у самых-самых грамотных людей.

Например, рассматривается связь предложений в тексте (МГТУ). Обычный почти грамотный школьник, даже обладая чувством стиля, может и почувствовать, что необходима какая-то связка между абзацами, но – не найти ее. А в МГТУ – требуют. Зато порой связный текст как пойдет, как пойдет! Вы увлеклись, пишете, получается плотно, много – и тут Вологодская государственная молочнохозяйственная академия подоспела со своим заданием разбить этот текст на абзацы. А ведь не каждый справится!

Литература

Иностранный язык

Зачем иностранный язык? Карьерист быстро ответит: чтобы работать в иностранной компании. Можно и так. А есть и другой вариант ответа: чтобы читать зарубежные научные журналы, устанавливать международные связи – и не изобретать какого-нибудь велосипеда, если его изобрели за границей. (Гуманитарий учил бы иняз вообще просто так – или чтобы пообщаться.)

Зачем философия? Чтобы думать. А еще есть рисование… Зачем вообще гуманитарии? Да нужны они, действительно нужны, только не всегда могут вас в этом убедить, понимая и сами, что компьютер для них – всё-таки загадка, и от этого теряя уверенность в себе. Поверьте в их нужность просто так, а?

Ну ладно. Они нужны для гармонии.

Ойкос

Ойкос – это слово, оно обозначает дом.

Слово – единица гуманитарного знания. А может быть – и любая единица гуманитарного знания.

Дом – единица инженерного знания. А может быть – и любая единица технического знания.

Однако экономисты (название их науки и произошло от слова ойкос) часто отрываются от этой основы.

Если так поступать интересно самому человеку, то это по-своему неплохо – и всё-таки как-то неглубоко. Универсальность может быть разной. Можно окончить технический вуз, а потом экономический, это хорошее сочетание (хотя нет предела совершенству). Можно окончить музыкальную школу, военное училище, служить в армии и создавать бизнесы один за другим. Был бы человек хороший.

Читайте также: