Неисправности насосного агрегата при которых дежурный работник обязан немедленно его отключить

Обновлено: 11.05.2024

Необходимость в этих двух операциях возникает при вводе насосных агрегатов в эксплуатацию или выводе их в ремонт либо при изменении режима работы магист­рального трубопровода. После монтажа или капитально­го ремонта выполняют обкатку насосного агрегата, во время которой происходит приработка его деталей. В за­висимости от марки насоса она длится от 8 до 72 ч.

Прежде всего проверяют качество изготовления и мон­тажа насоса и двигателя, подготавливают к работе вспо­могательные системы и технологические трубопроводы.

Качество изготовления и монтажа насосного агрегата проверяют визуально. Подготовку его к пуску выполня­ют в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Подготавливая к работе систему смазки, ее сначала промывают маслом, применяемым для смазки, а затем проверяют на работоспособность и герметичность, про­качивая масло под рабочим давлением в течение 6 ч. Аналогично (только с применением воды) подготавлива­ется к работе система водяного охлаждения. При подго­товке технологических трубопроводов их заполняют пе­рекачиваемой жидкостью и проверяют работу запорной арматуры.

После проверки всех систем и насосного агрегата вы­полняют обкатку одного электродвигателя (при разъеди­ненной муфте) с целью проверки направления вращения его вала, вибрации и температуры подшипников. Одно­временно проверяют работу подпорного вентилятора, обес­печивающего создание избыточного давления воздуха в корпусе электродвигателя. При положительных резуль­татах электродвигатель соединяют с насосом и приступа­ют к обкатке насосного агрегата в целом.

Во время этой процедуры перекачку следует вести по замкнутой системе, используя имеющуюся обвязку техно­логических трубопроводов. Нормальная работа насосного агрегата характеризуется вибрацией не более 0,06 мм (ос­новные насосы) или 0,08 мм (подпорные насосы), отсутстви­ем задеваний и ударов, выбрасывания масла из корпуса под­шипников, а также утечек в местах соединения деталей. Температура подшипников должна превышать температуру окружающей среды не более чем на 35-40 градусов.

После остановки насосного агрегата проверяют его центровку.

Пуск насосного агрегата.

Насосный агрегат пускают в работу в следующей последовательности:

Во время пуска необходимо следить за показаниями амперметра, не допуская перегрузки электродвигателя.

Следует отметить, что кроме пуска на закрытую на­гнетательную задвижку применяют также пуск насос­ных агрегатов на открытую и открывающуюся (то есть приоткрытую) напорную задвижку. В первом случае по сравнению с классическим пуском на закрытую напор­ную задвижку отсутствует гидравлический удар при пус­ке, значительно уменьшается время выхода насоса на рабочий режим, снижается давление в его нагнетатель­ной линии (что снижает амплитуду цикличности ее на­гружения, облегчает работу торцовых уплотнений). Од­нако потребляемая при этом мощность больше. Поэтому пуск на открытую задвижку применяется там, где позво­ляют пусковые характеристики электродвигателей.

Попыткой объединить достоинства пуска насосного агрегата на закрытую и на открытую задвижки является применение пуска на открывающуюся (приоткрытую) напорную задвижку.

Пуск насосной станции начинают с пуска подпор­ных насосов. Следующим запускается (как только давле­ние в его всасывающем патрубке достигает заданной ве­личины) основной насосный агрегат, который в группе расположен последним по ходу перекачиваемой жидко­сти. Далее последовательно включаются основные насо­сы - предпоследний, предшествующий ему. В этом слу­чае все переходные процессы, связанные с пуском основ­ных насосов, протекают в один раз.

Пуск магистрального трубопровода в целом.

Первой запускается головная НПС. Следующая за ней насосная станция запускается, как только давление на входе в нее достигает минимально необходимого для нормальной работы значения. Аналогично пускается третья по на­правлению перекачки НПС и т.д.

Остановка насосного агрегата производится в после­довательности, обратной его пуску:

  • отключают электродвигатель;
  • закрывают задвижки на напорной и всасывающей линиях;
  • отключают вспомогательные системы.

Опорожнение насоса осуществляют только при необ­ходимости его ремонта.

Остановка магистрального трубопровода в целом осуществляется таким образом, чтобы обеспечить наи­меньшую перегрузку его линейной части волнами давле­ния и разряжения, возникающими при переходных про­цессах. Сначала отключают по одному основному магис­тральному насосному агрегату на каждой НПС, начиная с головной. Затем по второму и т.д.

На каждой НПС сначала отключается основной маги­стральный насос, расположенный первым по ходу дви­жения перекачиваемой жидкости, за ним - второй и т.д.

После того как все основные магистральные насосы от­ключены, останавливают подпорные насосные агрегаты.

При замене одного работающего насоса другим с целью предотвращения чрезмерного повышения давле­ния сначала отключают работающий агрегат, а затем (через короткий промежуток времени) пускают резерв­ный агрегат.

Управление работой насосных агрегатов и НПС в це­лом может осуществляться двумя способами: местным (с пульта управления НПС) или дистанционным (из РДП). Местное управление реализуется в трех режимах:

При аварии ж срабатывании защит насосные агрега­ты останавливаются автоматически

Сведения об общеетанционных и агрегатных защитах на НПС приведены в таблицах.

Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.

Здесь приведен краткий обзор типичных неисправностей насосного оборудования.

Основные признаки неисправностей, проявляющиеся в процессе эксплуатации: вибрация агрегата, повышенный уровень шума и изменение его тональности, повышенные рабочие токи, пульсации давления.

Причины выхода насоса из строя можно разделить на несколько групп.

1. Механические неисправности:

1.1. дефекты изготовления, сборки и монтажа насосного агрегата ;

1.2. вызванные износом насосного агрегата.

2. Неисправности системы управления:

2.1. работа в недопустимых режимах (вне рабочей зоны);

2.2. неисправности системы электропитания;

2.3. неисправности электродвигателя.

3. Неисправности гидравлической системы:

3.1. неправильный подбор насоса;

3.2. изменение параметров сети.

4.1. Механические неисправности

Дефекты изготовления или сборки определяются во время предпусковой подготовки и во время пробного пуска. Часть заводских дефектов проявляется лишь через некоторое время работы.

В процессе работы происходит износ подшипников, рабочих колес или роторов, уплотнений, резиновых деталей муфт. У химических насосов кроме этого— коррозия проточной части.

Износ подшипников приводит к повышенной вибрации агрегата. При длительной работе на изношенных подшипниках возможен перекос ротора. Последствия—рост потребляемой мощности, повышенный нагрев подшипников и стойки, задевание за корпус рабочего колеса, перекос и задевание за корпус сальникового уплотнения.

Износ рабочих колес приводит к падению подачи и напора при практически неизменной потребляемой мощности. При сильном износе колеса и щелевого уплотнения на входе нарушается балансировка: возникает неуравновешенная осевая сила. Последствия—нагрузка на подшипники и их износ, смещение рабочего колеса в полости насоса, трение его о корпус (всасывающий патрубок) и износ колеса и корпуса.

Износ торцовых уплотнений особенно опасен для погружных насосов (ГНОМ, НПК, ЦМК. ), так как вода попадает в полость электродвигателя и вызывает повреждение обмотки.

Основные неисправности и их причины приведены в таблице:

Дефекты изготовления,
сборки

нарушение правил эксплуатации

Насос не выдает заявленных подачи и напора

Не выдержаны размеры рабочего колеса или допуски при его установке

Износ рабочего колеса,

смещение рабочего колеса

Объемный насос не выдает заявленных подачи и напора

Износ уплотнений и клапанов

Повышенная потребляемая мощность

Нарушение центровки агрегата

износ рабочего колеса

Нарушение центровки агрегата, неправильная установка подшипников

Неправильная смазка подшипников,

Течь по валу насоса

Не выдержаны допуски изготовления сальникового уплотнения

Низкое качество манжет

Износ сальникового уплотнения,

износ торцового уплотнения

Нарушение центровки агрегата,

недостаточная жесткость рамы

нарушение затяжки резьбовых соединений крепления насоса или двигателя

Превышение допустимой температуры перекачиваемой жидкости

Попадание твердых частиц

4.2. Работа в недопустимых режимах

Для динамических насосов недопустимым режимом является также выход за пределы рабочей зоны (подача меньше Qmin или больше Q max),т.к. при этом возрастает вероятность возникновения кавитации. Работа с подачей, большей максимальной, приводит также к перегрузке электродвигателя.

4.3. Неисправности системы электропитания

Здесь различают две группы неисправностей: отклонения параметров сети от номинальных и неисправности, связанные с соединительными проводами.

При пониженном напряжении в сети электродвигатель не развивает паспортной мощности, и при запуске насоса возможен срыв параметров. Колебания и броски напряжения, перекос фаз (неравенство напряжений в различных фазах) приводят к колебаниям скорости вращения, повышенным вибрациям электродвигателя и в худшем случае к пробою изоляции обмотки.

Основными неисправностями, связанными с соединительными проводами, являются неправильный подбор кабеля (повышенное сопротивление), обрыв фазы, неправильное чередование фаз (реверс электродвигателя).

При повышенном сопротивлении кабеля может наблюдаться картина, как при пониженном напряжении питания. Как правило, при этом кабель сильно греется, что может привести к повреждению изоляции и короткому замыканию.

При обрыве фазы двигатель продолжает работать, но при этом резко возрастают токи обмоток электродвигателя. Если в этом случае не срабатывает защита, результат—перегрев и разрушение изоляции обмоток.

Направление вращения трехфазного электродвигателя определяется чередованием фаз. При противоположном направлении вращения наблюдаются значительное снижение параметров центробежных насосов и сильный нагрев. У вихревых насосов (ВКС, СВН), шестеренных насосов изменяется направление потока жидкости—из напорного патрубка во всасывающий.

Для стационарных насосов направление вращения электродвигателя определяется при монтаже и может измениться только при проведении работ в электросети. Направление вращения переносных насосов (ГНОМ, НПК. АНС…. ) необходимо проверять при каждом подключении.

Необходимость в этих двух операциях возникает при вводе насосных агрегатов в эксплуатацию или выводе их в ремонт либо при изменении режима работы магист­рального трубопровода. После монтажа или капитально­го ремонта выполняют обкатку насосного агрегата, во время которой происходит приработка его деталей. В за­висимости от марки насоса она длится от 8 до 72 ч.

Прежде всего проверяют качество изготовления и мон­тажа насоса и двигателя, подготавливают к работе вспо­могательные системы и технологические трубопроводы.

Качество изготовления и монтажа насосного агрегата проверяют визуально. Подготовку его к пуску выполня­ют в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Подготавливая к работе систему смазки, ее сначала промывают маслом, применяемым для смазки, а затем проверяют на работоспособность и герметичность, про­качивая масло под рабочим давлением в течение 6 ч. Аналогично (только с применением воды) подготавлива­ется к работе система водяного охлаждения. При подго­товке технологических трубопроводов их заполняют пе­рекачиваемой жидкостью и проверяют работу запорной арматуры.

После проверки всех систем и насосного агрегата вы­полняют обкатку одного электродвигателя (при разъеди­ненной муфте) с целью проверки направления вращения его вала, вибрации и температуры подшипников. Одно­временно проверяют работу подпорного вентилятора, обес­печивающего создание избыточного давления воздуха в корпусе электродвигателя. При положительных резуль­татах электродвигатель соединяют с насосом и приступа­ют к обкатке насосного агрегата в целом.

Во время этой процедуры перекачку следует вести по замкнутой системе, используя имеющуюся обвязку техно­логических трубопроводов. Нормальная работа насосного агрегата характеризуется вибрацией не более 0,06 мм (ос­новные насосы) или 0,08 мм (подпорные насосы), отсутстви­ем задеваний и ударов, выбрасывания масла из корпуса под­шипников, а также утечек в местах соединения деталей. Температура подшипников должна превышать температуру окружающей среды не более чем на 35-40 градусов.

После остановки насосного агрегата проверяют его центровку.

Пуск насосного агрегата.

Насосный агрегат пускают в работу в следующей последовательности:

Во время пуска необходимо следить за показаниями амперметра, не допуская перегрузки электродвигателя.

Следует отметить, что кроме пуска на закрытую на­гнетательную задвижку применяют также пуск насос­ных агрегатов на открытую и открывающуюся (то есть приоткрытую) напорную задвижку. В первом случае по сравнению с классическим пуском на закрытую напор­ную задвижку отсутствует гидравлический удар при пус­ке, значительно уменьшается время выхода насоса на рабочий режим, снижается давление в его нагнетатель­ной линии (что снижает амплитуду цикличности ее на­гружения, облегчает работу торцовых уплотнений). Од­нако потребляемая при этом мощность больше. Поэтому пуск на открытую задвижку применяется там, где позво­ляют пусковые характеристики электродвигателей.

Попыткой объединить достоинства пуска насосного агрегата на закрытую и на открытую задвижки является применение пуска на открывающуюся (приоткрытую) напорную задвижку.

Пуск насосной станции начинают с пуска подпор­ных насосов. Следующим запускается (как только давле­ние в его всасывающем патрубке достигает заданной ве­личины) основной насосный агрегат, который в группе расположен последним по ходу перекачиваемой жидко­сти. Далее последовательно включаются основные насо­сы - предпоследний, предшествующий ему. В этом слу­чае все переходные процессы, связанные с пуском основ­ных насосов, протекают в один раз.

Пуск магистрального трубопровода в целом.

Первой запускается головная НПС. Следующая за ней насосная станция запускается, как только давление на входе в нее достигает минимально необходимого для нормальной работы значения. Аналогично пускается третья по на­правлению перекачки НПС и т.д.

Остановка насосного агрегата производится в после­довательности, обратной его пуску:

  • отключают электродвигатель;
  • закрывают задвижки на напорной и всасывающей линиях;
  • отключают вспомогательные системы.

Опорожнение насоса осуществляют только при необ­ходимости его ремонта.

Остановка магистрального трубопровода в целом осуществляется таким образом, чтобы обеспечить наи­меньшую перегрузку его линейной части волнами давле­ния и разряжения, возникающими при переходных про­цессах. Сначала отключают по одному основному магис­тральному насосному агрегату на каждой НПС, начиная с головной. Затем по второму и т.д.

На каждой НПС сначала отключается основной маги­стральный насос, расположенный первым по ходу дви­жения перекачиваемой жидкости, за ним - второй и т.д.

После того как все основные магистральные насосы от­ключены, останавливают подпорные насосные агрегаты.

При замене одного работающего насоса другим с целью предотвращения чрезмерного повышения давле­ния сначала отключают работающий агрегат, а затем (через короткий промежуток времени) пускают резерв­ный агрегат.

Управление работой насосных агрегатов и НПС в це­лом может осуществляться двумя способами: местным (с пульта управления НПС) или дистанционным (из РДП). Местное управление реализуется в трех режимах:

При аварии ж срабатывании защит насосные агрега­ты останавливаются автоматически

Сведения об общеетанционных и агрегатных защитах на НПС приведены в таблицах.

Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.

Здесь приведен краткий обзор типичных неисправностей насосного оборудования.

Основные признаки неисправностей, проявляющиеся в процессе эксплуатации: вибрация агрегата, повышенный уровень шума и изменение его тональности, повышенные рабочие токи, пульсации давления.

Причины выхода насоса из строя можно разделить на несколько групп.

1. Механические неисправности:

1.1. дефекты изготовления, сборки и монтажа насосного агрегата ;

1.2. вызванные износом насосного агрегата.

2. Неисправности системы управления:

2.1. работа в недопустимых режимах (вне рабочей зоны);

2.2. неисправности системы электропитания;

2.3. неисправности электродвигателя.

3. Неисправности гидравлической системы:

3.1. неправильный подбор насоса;

3.2. изменение параметров сети.

4.1. Механические неисправности

Дефекты изготовления или сборки определяются во время предпусковой подготовки и во время пробного пуска. Часть заводских дефектов проявляется лишь через некоторое время работы.

В процессе работы происходит износ подшипников, рабочих колес или роторов, уплотнений, резиновых деталей муфт. У химических насосов кроме этого— коррозия проточной части.

Износ подшипников приводит к повышенной вибрации агрегата. При длительной работе на изношенных подшипниках возможен перекос ротора. Последствия—рост потребляемой мощности, повышенный нагрев подшипников и стойки, задевание за корпус рабочего колеса, перекос и задевание за корпус сальникового уплотнения.

Износ рабочих колес приводит к падению подачи и напора при практически неизменной потребляемой мощности. При сильном износе колеса и щелевого уплотнения на входе нарушается балансировка: возникает неуравновешенная осевая сила. Последствия—нагрузка на подшипники и их износ, смещение рабочего колеса в полости насоса, трение его о корпус (всасывающий патрубок) и износ колеса и корпуса.

Износ торцовых уплотнений особенно опасен для погружных насосов (ГНОМ, НПК, ЦМК. ), так как вода попадает в полость электродвигателя и вызывает повреждение обмотки.

Основные неисправности и их причины приведены в таблице:

Дефекты изготовления,
сборки

нарушение правил эксплуатации

Насос не выдает заявленных подачи и напора

Не выдержаны размеры рабочего колеса или допуски при его установке

Износ рабочего колеса,

смещение рабочего колеса

Объемный насос не выдает заявленных подачи и напора

Износ уплотнений и клапанов

Повышенная потребляемая мощность

Нарушение центровки агрегата

износ рабочего колеса

Нарушение центровки агрегата, неправильная установка подшипников

Неправильная смазка подшипников,

Течь по валу насоса

Не выдержаны допуски изготовления сальникового уплотнения

Низкое качество манжет

Износ сальникового уплотнения,

износ торцового уплотнения

Нарушение центровки агрегата,

недостаточная жесткость рамы

нарушение затяжки резьбовых соединений крепления насоса или двигателя

Превышение допустимой температуры перекачиваемой жидкости

Попадание твердых частиц

4.2. Работа в недопустимых режимах

Для динамических насосов недопустимым режимом является также выход за пределы рабочей зоны (подача меньше Qmin или больше Q max),т.к. при этом возрастает вероятность возникновения кавитации. Работа с подачей, большей максимальной, приводит также к перегрузке электродвигателя.

4.3. Неисправности системы электропитания

Здесь различают две группы неисправностей: отклонения параметров сети от номинальных и неисправности, связанные с соединительными проводами.

При пониженном напряжении в сети электродвигатель не развивает паспортной мощности, и при запуске насоса возможен срыв параметров. Колебания и броски напряжения, перекос фаз (неравенство напряжений в различных фазах) приводят к колебаниям скорости вращения, повышенным вибрациям электродвигателя и в худшем случае к пробою изоляции обмотки.

Основными неисправностями, связанными с соединительными проводами, являются неправильный подбор кабеля (повышенное сопротивление), обрыв фазы, неправильное чередование фаз (реверс электродвигателя).

При повышенном сопротивлении кабеля может наблюдаться картина, как при пониженном напряжении питания. Как правило, при этом кабель сильно греется, что может привести к повреждению изоляции и короткому замыканию.

При обрыве фазы двигатель продолжает работать, но при этом резко возрастают токи обмоток электродвигателя. Если в этом случае не срабатывает защита, результат—перегрев и разрушение изоляции обмоток.

Направление вращения трехфазного электродвигателя определяется чередованием фаз. При противоположном направлении вращения наблюдаются значительное снижение параметров центробежных насосов и сильный нагрев. У вихревых насосов (ВКС, СВН), шестеренных насосов изменяется направление потока жидкости—из напорного патрубка во всасывающий.

Для стационарных насосов направление вращения электродвигателя определяется при монтаже и может измениться только при проведении работ в электросети. Направление вращения переносных насосов (ГНОМ, НПК. АНС…. ) необходимо проверять при каждом подключении.

Читайте также: