Недра как объект горного права контрольная работа

Обновлено: 18.05.2024

Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей потенциала страны. В условиях динамично развивающегося промышленного производства невозможно себе представить современную экономику без горючих полезных ископаемых, руд, минералов.

.Недра как юридическое понятие

.Сравнительно-правовой анализ режима недр по международному праву и по национальному законодательству

Список использованной литературы

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей потенциала страны. В условиях динамично развивающегося промышленного производства невозможно себе представить современную экономику без горючих полезных ископаемых, руд, минералов. Для России с ее традиционной ориентацией на экспортное производство одним из основных бюджет образующих факторов является деятельность по извлечению из недр, переработке, продаже и использованию полезных ископаемых. Но поскольку содержимое недр потребляемо и конечно, на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию недр.

1.Недра как юридическое понятие

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Практически все определения недр как объекта горных отношений содержат очень важную и принципиальную мысль о том, что недра -это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами.

Земля, водный и воздушный бассейны, недра, в той или иной мере обладают полезными для человека свойствами. Однако полезными свойствами обладает не вся земля, не все недра, а лишь их определен ная часть. Именно по отношению к этой части возникают отношения землепользования, недропользования и т.д., проблемы определения права собственности и целый ряд других.

Все земли в соответствии с основным целевым назначением подразделяют на категории: земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и другие. По каждой категории земель законодательством установлены специальные правовые нормы, отражающие особенности их правового режима.

2.Сравнительно-правовой анализ режима недр по международному праву и по национальному законодательству

законодательство юриспруденция недра право

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Многие государства заняты поиском совершенствования своего законодательства в сфере недропользования, в том числе те, которые относительно недавно сформировались как независимые государства и право которых только формируется. При этом в качестве ориентира для законотворчества в этой специальной области избрано международное право.

В этой связи в контрольной работе исследуются законы о минеральных ресурсах таких соседних с Россией стран, как Узбекистан и Таджикистан, выявляется правовой опыт регулирования недропользования в других государствах, при сопоставлении с международно-правовым опытом. При этом имеется в виду, что между Узбекистаном, Таджикистаном и Россией особенно целесообразно сотрудничество по управлению трансграничными минеральными ресурсами.

Законы о недрах и в Узбекистане, и в Таджикистане были приняты лишь в 1994 году, т.е. со времени распада Союза ССР и образования на базе его бывших республик независимых государств — членов ООН и до принятия данных законов прошло относительно немного времени. Структура названых законов весьма схожа, за небольшими исключениями. За период применения этих законов они не раз подвергались изменениям и дополнениям, в том числе относительно недавним.

Целью анализируемых законов Таджикистана и Узбекистана провозглашено регулирование отношений, которые возникают при владении, пользовании и распоряжении недрами. В первом разделе рассматриваемых законов содержатся общие положения: об обеспечении рационального, комплексного использования недр; охране недр; охране прав пользователей недр; защите интересов личности, общества и государства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Основанием возникновения у конкретного лица права пользования участками недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, использования минеральных техногенных образований и иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, является лицензия. Лицензия выдается юридическому или физическому лицу органом, уполномоченным выдавать лицензии; осуществляется такая выдача по результатам публичных торгов или прямых переговоров юридических или физических лиц с соответствующим органом (ст.27). Лицензии могут выдаваться Государственным комитетом Узбекистана по геологии и минеральным ресурсам, Государственным Комитетом Узбекистана по охране природы и другими уполномоченными Кабинетом Министров Республики Узбекистан органами. При этом многое зависит от вида недропользования. Заслуживает внимания статья 28 Закона, которая регламентирует отношения пользователей горного отвода. В соответствии с лицензией для добычи полезных ископаемых, использования минеральных образований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых недра предоставляются в виде участков недр, ограниченных по площади и глубине (горный отвод). Хозяйственная и иная деятельность в границах горного отвода может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Горные отводы предоставляются Агентством по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, а порядок их предоставления определяется Кабинетом Министров Узбекистана.

Права и обязанности пользователей недр достаточно объемно расписаны в рассматриваемых законодательных актах.

Пользователи недр имеют право:

использовать предоставленный им участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

использовать результаты своей деятельности, включая полученную информацию о недрах, а также добытые полезные ископаемые или их долю;

использовать техногенные минеральные образования, полученные в процессе добычи полезных ископаемых и переработки минерального сырья;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией;

использовать отходы своего горнодобывающего производства, если иное не оговорено в лицензии, а также целый ряд иных прав в соответствии с законодательством.

К наиболее важным обязанностям пользователей недр можно отнести следующие:

пользоваться участком недр в соответствии с целью, для которой он предоставлен;

соблюдать нормы и правила по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр и переработкой минерального сырья;

сохранять добываемые, но временно не используемые попутные полезные ископаемые и обеспечивать их сохранность;

предоставлять в порядке, установленным законодательством, данные об объеме добытых полезных ископаемых;

соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и т.п.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Несомненно, эти основополагающие правовые акты по недропользованию были приняты своевременно, они предотвратили анархию бизнеса здесь. В настоящее время эти законы играют очень важную роль в упорядочении деятельности в сфере недропользования. Законодательство о недрах этих республик, наряду с законами о недрах, состоит также из иных актов, постановлений и распоряжений, принимаемых органами государственного управления. Несмотря на наличие этих законов, надо констатировать, что в целом в рассматриваемых странах горное законодательство во всем его нормативном массиве пока не кодифицировано — даже в Таджикистане, значительный процент рельефа которой составляют горы, в которых имеются огромные запасы ценных пород и минералов, не имеющих аналогов в мире. Закон о недрах Узбекистана лишь ориентирует регулирование горных отношений в их совокупности.

В рассматриваемом законодательстве двух государств отсутствуют специальные акты (или отдельные разделы в законодательных актах), посвященные регулированию отношений, возникающих в связи с использованием трансграничных минеральных месторождений. Например, фактически Узбекистан имеет на своих границах с сопредельными государствами залежи нефти и газа. И отсутствие четко сформулированных правил управления трансграничными минеральными ресурсами на уровне международного договора и закона зачастую вызывает трудности и споры.

Сегодня практически перед всеми современными государствами возникает проблема определения правового положения трансграничных минеральных ресурсов, т.е. тех, которые залегают по обе стороны государственной границы между двумя соседними государствами. В международно-правовой практике уже нарабатываются некоторые механизмы управления трансграничными минеральными ресурсами, причем как на межгосударственном, так и на национальном уровне, при надлежащей координации. Достаточно в этом плане сослаться на международные договоры о приграничном сотрудничестве (например, соглашения России с КНР о режиме российско-китайской государственной границы 1994 г.; СССР с Монголией о режиме государственной границы 1980 г.), в котором затрагивается сотрудничество, в т.ч. в области горного дела.

В развитых странах функционируют довольно мощные научные центры, включающие и крупные подразделения, разрабатывающие проблемы горного права. Они имеют статус государственных, частных и смешанных учреждений. Из наиболее известных можно отметить действующие в США Институт горного права в Батон-Руже при государственном университете в штате Луизиана, Институт горного права в штате Колорадо, Институт горного права в Скалистых Горах. В Канаде вопросами правового регулирования недропользования успешно занимается Канадский институт природоресурсного права в Калгари. В Германии вопросами горного права активно занимается Школа правовых исследований горного права в университете г.Мюнстер.

Многие правоведы отмечают стремительный темп развития современного законодательства о недрах в последние годы. Перед развитыми странами встала проблема коренной структурной перестройки горных отношений. В горнодобывающей отрасли основными направлениями являются изменение капиталовложений, изменение производственной базы, переход к новым технологиям, развитие информационной инфраструктуры, ведение жесткого экологического регулирования и т.д. Эти радикальные изменения естественно находят отражение и в значительном обновлении законодательства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Содержание горного законодательства составляют правовые акты и законодательные нормы, регулирующие горные отношения в той или иной стране. Оно определяется в каждой стране в зависимости от сложившейся правовой системы. Вместе с тем ядро горного законодательства составляет регулирование отношений недропользования.

В порядке заключения отметим следующее. Во-первых, очевидны различия в законодательных подходах к определению режима недр. Во-вторых, международное право уже содержит важные положения, применимые к деятельности государств по пользованию недр. В-третьих, исследование правового режима недр только с позиций гражданского права неизбежно влечет к искажению реальной правовой действительности. В-четвертых приоритетным объектом научного исследования с точки зрения международного права являются трансграничные минеральные ресурсы. Если они станут объектом лишь законодательного регулирования, не будет общеприемлемой правовой основы урегулирования конфликтов в связи с использованием этих ресурсов.

Список использованной литературы

.В редакции Законов Республики Таджикистан от 04.11.1995 г. №120, 05.01.2008 г. №351, 31.12.2008 г. №471, 29.12. 2010 г. №663, 28.12.2013 г. №1048.

.Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 5; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 50-51, ст. 512; 2011 г., № 1-2, ст. 1, № 36, ст. 365, № 51, ст. 541; 2013 г., № 18, ст. 233; 2016 г., № 17, ст. 173.

.Вылегжанин А.Н. Подземный предел распространения суверенитета государств//. Государство и право. 2001. №8. С. 19-27

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

.Вылегжанина А.Н. Горное дело и окружающая среда: мировой опыт правовой гармонизации.- М. 2000. С.35.

.Мухитдинов Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. — Алма-Ата. 1972. С.337.

.Перчик А.И. Основные направления совершенствования горного законодательства России. Государство и право на рубеже веков. — Москва. 2001. С. 203.

ГОСТ Р 59071-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана окружающей среды

Термины и определения

Environmental protection. Subsurface resources. Terms and definitions

Дата введения 2021-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды" совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 Настоящий стандарт является основополагающим по отношению к Закону Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Важной составляющей экономического потенциала Российской Федерации являются недра и залегающие в них полезные ископаемые. Характерной особенностью недр является высокая ликвидность на мировом рынке их составной части - полезных ископаемых, добыча которых стремительно растет и приносит огромные доходы.

Полезные ископаемые относятся к категории невозобновляемых. Более того, по многим видам полезных ископаемых их добыча не компенсируется приростом открытых и разведанных запасов.

В настоящее время вопросы недропользования в Российской Федерации регламентируются Законом Российской Федерации "О недрах" [1], который регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, рациональным использованием недр с учетом защиты и последующей охраны недр на территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также права пользователей недр. При этом в упомянутом Законе отсутствует понятийно-терминологический аппарат.

Разработка настоящего стандарта направлена на выработку соответствующих терминов и определений и осуществлена на основе детального анализа отечественной [2] и зарубежной нормативной правовой базы в области охраны недр и недропользования, а также сравнительного анализа понятийных аппаратов международных нормативных документов стран - членов Европейского союза, стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, государств - участников Союза Независимых Государств и стран - участниц Евразийского экономического союза, международных конвенций и протоколов, одной из сторон которых является Российская Федерация, и понятийно-терминологических аппаратов, применяемых в Российской Федерации.

Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными терминами и определениями, которые связаны с рациональным и экологически безопасным недропользованием.

Областью стандартизации является охрана окружающей среды, объектом стандартизации - недра, аспектом стандартизации - термины и определения.

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знаний.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.д.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в сферах отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов при охране окружающей среды в процессах реализации мероприятий по защите, а также последующей охраны недр, распоряжения отходами добычи полезных ископаемых и связанными с ней перерабатывающими производствами, специфическими минеральными ресурсами (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и др.), подземными водами, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и водами, использованными пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий стандарт распространяется на недра, являющиеся объектами рассмотрения [1].

Настоящий стандарт не распространяется на следующие виды деятельности:

- деятельность по созданию, применению оборонной продукции и с обеспечением военной безопасности;

- производство, использование ядерных материалов;

- деятельность по обеспечению работоспособности атомных электростанций;

- производство электроэнергии атомными электростанциями.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к области и объекту стандартизации.

2 Термины и определения

Изучение недр и надзор за ними

1 геологическая информация: Представленная на любых видах носителей информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, других качествах и особенностях недр, данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных законодательством видов пользования недрами, при охране недр, использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении предусмотренных законодательством других видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ.

1 Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах.

2 Геологическая информация представляет собой совокупность материалов, содержащих информацию на природных и искусственных (бумажных, электронных) и других носителях о вещественном составе, геологическом строении и истории, геологических, геохимических, геофизических, гидрогеологических, геоморфологических и тектонических особенностях недр и их участков, месторождений и тел полезных ископаемых, сведения о результатах геолого-разведочных работ на контрактной территории в виде текстовой, картографической и технической документации.

геологические информационные ресурсы: Совокупность геологической информации, содержащейся в массивах документов, базах и банках данных.

3 геологический отвод: Участок недр, предоставляемый недропользователю для проведения работ, связанных с его геологическим изучением, без существенного нарушения целостности недр.

Примечание - Под нарушением целостности недр понимают: проходку тяжелых горных выработок; бурение скважин для добычи полезных ископаемых; строительство подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

геологическое изучение недр: Работы по общему и региональному изучению недр, прогнозу землетрясений, исследованию вулканической деятельности, мониторингу состояния недр, режима подземных вод; поиски, разведка и оценка полезных ископаемых; работы по использованию и захоронению в недрах отходов горнодобывающего и связанных с ним производств, обоснованию строительства и эксплуатации подземных сооружений, в том числе без получения геологических отводов.

1 Комплекс работ, проводимых в целях изучения структуры земной коры, условий образования пород, экзогенных геологических процессов, вулканической деятельности, поиска и разведки полезных ископаемых и иных ресурсов недр, а также инженерно-геологических изысканий для строительства.

2 Вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых.

5 геолого-маркшейдерские работы: Комплекс пространственно-геометрических наблюдений, измерений и вычислений, выполняемых в горных выработках и на соответствующих участках земной поверхности.

Примечание - Геолого-маркшейдерские работы проводят в целях определения пространственного положения и последующего изображения (отображения) на планах, картах, разрезах, графиках формы и условий залегания полезных ископаемых, расположения горных выработок и иных объектов, возведенных в недрах и на земной поверхности в границах горного отвода, результатов наблюдений за сдвижением горных пород в зоне их возможных деформаций, а также определения объемов добычи полезных ископаемых, полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр.

6 геотермальные ресурсы недр: Запасы глубинного тепла планеты Земля, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно.

7 горный отвод: Геометризованный блок недр, предоставляемый недропользователю для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также при наличии соглашения о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

Примечание - При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр (см. [1], статья 7).

8 государственный баланс запасов полезных ископаемых: Обобщение данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, применительно только к тем месторождениям, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение.

Примечание - Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (см. [1], статья 31).

9 государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых: Систематизированная сводная информация о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, включающая все выявленные объекты, независимо от их типа, размеров, степени изученности и промышленного значения, оформленная на единых методологических и программно-технических принципах в информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых.

1 В паспорте отражены основные геологические, технологические и геолого-экономические характеристики месторождения, свойства руд и вмещающих пород, запасы полезных ископаемых, технологии их извлечения и переработки.

2 Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых [см. [1], статья 30].

10 государственный фонд недр: Используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

11 единый фонд геологической информации о недрах: Федеральная государственная информационная система, содержащая реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов Российской Федерации, органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях, а также первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах, представленные на электронных носителях и имеющиеся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.

12 залежь углеводородов: Естественное скопление углеводородов, заполняющее полностью или частично некоторый объем проницаемых горных пород и изолированное непроницаемыми горными породами.

13 запасы полезных ископаемых [геотермальных ресурсов] недр: Количество полезных ископаемых [геотермальных ресурсов] недр, подсчитанное в результате геологического изучения недр.

14 изыскательские работы: Работы, осуществляемые на местности в целях сбора информации о поверхности земли и (или) недрах для проектирования объектов, разработки месторождений полезных ископаемых и в других целях.

Читайте также: