Назовите требования которые способствуют повышению комфорта и улучшению условий труда водителя атс

Обновлено: 19.05.2024

Напряженный характер работы, а в отдельных случаях и неблагоприятные условия труда определяют повышенные требования к психофизиологическим характеристикам водителей. Одними из важнейших психофизиологических качеств для этой профессии являются устойчивость профессиональной деятельности в условиях крайне жесткого дефицита времени; принятие решения при недостатке или избытке противоречивой профессиональной информации; высокая социальная плата за неадекватно принятое решение; требования к профессиональной подготовке, долговременной и кратковременной памяти. Для водителей характерен также сменный график работы, предусматривающий необходимость работать в разное время суток. Работа в ночное время привносит свои особые трудности. Несовпадение ранее усвоенного и вновь навязываемого суточного ритма может быть причиной нарушения сна, появления усталости, понижения работоспособности и других проявлений, лишающих организм возможности выполнять работу на должном профессиональном уровне*.

С учетом того что от состояния среды движения автотранспорта зависит ряд производственных факторов, влияющих на водителей (информационные нагрузки, пыль, загазованность, вибрация, шум), при изучении условий их труда необходимо принимать во внимание характер и качество автомобильных дорог.

Шум

К числу неблагоприятных производственных факторов в кабинах автомобилей относится шум. Основными его источниками являются двигатель с вентилятором системы охлаждения и выпускным трубопроводом, ходовая часть, кузов и груз. Существенный вклад в общий уровень шума могут вносить прицеп и шумовой климат среды движения. Значимость последнего источника варьирует в очень широких пределах: практическое отсутствие – крайне высокие уровни, например, при взрывных работах в карьерах.

Результаты многочисленных исследований влияния шума на организм человека позволяют сделать заключение, что перечисленные выше уровни могут вызывать у водителей снижение слуховой чувствительности, изменения в сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и вегетативной нервных системах и т.д.

Не вызывает сомнений и существенная роль шума как одного из факторов, обусловливающих снижение работоспособности в реальных условиях деятельности и изменения в состоянии здоровья водителей.

В исследованиях отдельных авторов указано, что при воздействии шума 80 дБА развиваются тормозные процессы в коре головного мозга, по другим данным – при шуме 90 дБА у операторов уже со 2-го часа работы резко увеличивается время зрительно-двигательных реакций, снижаются функции опознавания, памяти и т.д.*

Относительно недавно по сравнению с другими производственными факторами описаны уровни инфразвука и характер его влияния на водителей. Основными источниками инфразвука являются сам автомобиль (в первую очередь кузов, ходовая часть, груз, прицеп) и среда движения. В кабинах грузовых автомобилей и автобусов на частотах 2–16 Гц уровень инфразвука составляет 107–113 дБ. В легковом автомобиле при скорости 100 км/ч наибольшие уровни инфразвука отмечаются на частотах 9–12 Гц. Относительно высокий уровень инфразвука обнаружен в кабинах движущихся автомобилей.

Влияние характерных для автотранспорта уровней инфразвука на организм водителя проявляется в угнетающем действии на центральную нервную, дыхательную, эндокринную и другие системы, от состояния которых во многом зависит его работоспособность и, следовательно, безопасность движения.

Поэтому снижение уровня инфразвука в кабинах автомобилей остается актуальной задачей в плане решения общей проблемы оптимизации условий труда водителей современных автомобилей.

Вибрация

Вибрация является одним из основных неблагоприятных производственных факторов, воздействующих на водителей автомобилей. Основными источниками локальной вибрации, передающейся через органы управления автомобилем, являются двигатель и трансмиссия. Уровень общей вибрации зависит от качества дорожного покрытия, скорости движения и конструктивных особенностей сиденья и ходовой части автомобиля.

Установлено, что вибрация на рабочих местах водителей автомобилей представляет собой широкополосный случайный процесс.

Анализ спектра вибраций показал, что максимум энергии вертикальных колебаний сосредоточен в третьоктаве 8 Гц, превышая нормативы для транспортно-технологического оборудования на 6 дБ и технологического на 15 дБ соответственно. Максимальный уровень энергии в низкочастотной части спектра в значительной степени определяет характер и выраженность изменений в организме человека.

Установлено существенное специфическое и неспецифическое влияние характерных для водителей вибронагрузок на организм человека. Кроме того, с помощью детальных исследований изменений показателей работоспособности в динамике рабочего дня было выявлено довольно значительное неспецифическое влияние вибрации на организм водителя.

Загрязнение воздушной среды кабины

Основными источниками загрязнения воздушной среды кабины автомобиля токсичными веществами являются двигатель, картер, карбюратор, бензобак, воздух придорожной зоны, реже груз и пассажиры. Безусловно, главный загрязнитель – отработавшие газы двигателя самого автомобиля и газы, попадающие в кабину из придорожной зоны.

Существенно загрязняют воздух кабин автомобиля испарения бензина из топливного бака и карбюратора, а также картерные газы. На эти источники приходится 5 % расходуемого топлива и 45 % выделяемых углеводородов.

Существенность влияния токсичных веществ на организм водителей обусловливает необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение их концентраций в воздухе кабины.

Соответствующие мероприятия могут быть разделены на 4 основные группы:

– снижение токсичности отработавших газов;

– снижение загрязненности токсичными веществами придорожной зоны;

– предупреждение попадания токсичных веществ в кабину автомобиля из всех возможных источников;

– эффективное удаление токсичных веществ из кабины автомобиля.

Нормирование микроклимата кабин автомобилей

Одной из сложных проблем автодорожной медицины является нормирование микроклимата кабин автомобилей. Известно, что нормирование микроклимата на рабочих местах имеет свои особенности, в частности, необходимость учета совокупного влияния на организм нескольких факторов (температура, влажность, подвижность воздуха, температура ограждений), различных реакций организма в разные сезоны года, термического сопротивления одежды, тяжести и напряженности труда.

Микроклимат в кабине зависит от особенностей систем отопления, вентиляции, а также ряда конструктивных параметров самого автомобиля (герметичность кабины, расположение двигателя, его теплоизоляция, теплоемкость и теплопроводность материалов, степень остекления кабины и т.д.).

Микроклимат кабины должен соответствовать оптимальным характеристикам, т.е. оказывать такое воздействие на организм водителя, которое не только не вызывало бы нарушений в состоянии здоровья, самочувствии водителя, но и способствовало поддержанию его высокой работоспособности. Наиболее оптимален вариант в поддержании микроклимата с помощью установок кондиционирования воздуха.

При исследовании современных автобусов летом температура в кабинах составляет +25,3–27,7 °С и превышает наружную на 5–6 °С, а зимой колеблется от +15,1 до +25,2 °С.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к условиям труда водителей

Документ:

Санитарные нормы и правила устанавливают требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта, санитарному состоянию автомобильного транспорта.

Справочно:

Санитарные нормы и правила распространяются на водителей автомобилей, занятых внутриреспубликанскими и международными автомобильными перевозками пассажиров и багажа или автомобильными перевозками грузов общего назначения, за исключением грузов, перевозка которых регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61.

Требования Санитарных норм и правил должны учитываться при разработке и производстве новых моделей автомобилей, в т.ч. специализированных грузовых автомобилей.

Требованиями к факторам производственной среды, организации контроля и методам их измерения, санитарному состоянию автомобилей установлено, что на рабочих местах водителей автомобилей должны обеспечиваться параметры факторов производственной среды в соответствии с Санитарными нормами и правилами, Гигиеническим нормативом, другими гигиеническими нормативами, регламентирующими требования к параметрам факторов производственной среды.

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать:

– оптимальные или, при невозможности их достичь, допустимые значения параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем в соответствии с требованиями Гигиенического норматива;

– организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, перепад температуры воздуха по высоте, температуру ограждающих поверхностей в кабине водителя и салоне автомобиля.

Для обеспечения параметров микроклимата на рабочем месте водителя в соответствии с Гигиеническим нормативом кабина автомобиля должна быть оборудована средствами защиты от тепла, поступающего из моторного отсека, а также инсоляции.

Автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях карьеров, должны быть оборудованы эффективными средствами отвода и очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания для обеспечения в воздушной среде на рабочих местах водителей (воздух рабочей зоны) и в воздушной среде салонов вредных веществ в концентрациях, не превышающих допустимых значений (атмосферный воздух).

Осветительные приборы должны равномерно освещать рабочее поле перед автомобилем. Светильники в кабине и салоне автомобиля должны обеспечивать равномерную освещенность рабочего пространства.

Измерение параметров факторов производственной среды на рабочих местах водителей в кабинах и салонах автомобилей должно осуществляться в транспортном режиме работы на номинальной скорости движения, указанной в технической документации. В кабинах специализированных грузовых автомобилей измерение параметров факторов производственной среды производится также и в эксплуатационном режиме при работе навесного оборудования.

Измерение параметров микроклимата должно производиться при движении автомобиля со скоростью 40–60 км/ч (для тихоходных транспортных средств – 15–25 км/ч) при закрытых окнах, форточках, фрамугах, потолочных люках.

Замеры должны проводиться с учетом факторов, влияющих на микроклимат рабочих мест (фазы технологического процесса, функционирование систем вентиляции и отопления автомобиля), не менее 3 раз за смену (в начале, середине и в конце смены) в соответствии с Санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях.

Температура и скорость движения воздуха в автомобиле измеряется на высоте 0,1 м и 1,0 м, а относительная влажность воздуха − на высоте 1,0 м от пола.

Уровень инфракрасного излучения на рабочем месте водителя от агрегатов автомобиля, температура ограждающих поверхностей измеряется по общепринятой методике.

Измерения параметров шума и вибрации в автомобилях выполняются в транспортном и эксплуатационном (для специализированных грузовых автомобилей) режимах работы. Измерения шума проводятся при закрытых и открытых окнах кабин, салонов автомобилей, включенных вентиляторах, кондиционерах, отопительных приборах, других приборах, работающих на номинальном режиме. При проведении замеров микрофон должен располагаться у головы водителя. При измерении шума в кабине уровень звукового давления помех от внешних источников должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня звукового давления общего шума, включающего шум исследуемого автомобиля и помех. В случае, когда это условие не соблюдается, вносится поправка, составляющая при разности между общим измеренным уровнем и уровнем звукового давления помех, равной от 9 до 6 дБ – 1 дБ, а при разности 4–5 дБ – 2 дБ.

Контроль вибрации должен осуществляться на поверхностях автомобиля в местах контакта с телом водителя или пассажиров (сиденье, пол, рулевое колесо, рычаги управления, педали). Для измерения выбирается не менее 3 точек контроля в местах наибольших колебаний. В местах высоких уровней вибрации измерения осуществляются с помощью вибродатчиков с большей механической устойчивостью, а в местах с низкими уровнями вибрации – с помощью высокочувствительных датчиков. В каждой точке контроля вибродатчик устанавливают на ровной, гладкой посадочной площадке, ориентируя ось датчика последовательно по трем взаимно перпендикулярным направлениям.

Для общей вибрации замеры производятся в вертикальной оси перпендикулярной опорной поверхности (ось Z); в горизонтальной оси (вперед-назад − ось X); в горизонтальной оси (влево-вправо − ось Y).

Для локальной вибрации осью Z является направление приложения силы нажатия или подачи, осью Х – ось рукоятки и ось Y – перпендикулярная 2 предыдущим направлениям. Общий уровень звукового давления инфразвука определяется по методике измерения шума на стадии разработки кабины автомобиля, а также при приемочных испытаниях.

Замеры освещенности рабочего поля перед автомобилем и освещенность рабочего пространства на рабочем месте и в салоне автомобиля должны производиться в темное время суток или при установке автомобиля в помещение без естественного освещения.

Контроль загрязнения воздушной среды в кабинах (воздух рабочей зоны) и салонах (атмосферный воздух) автомобилей должен осуществляться с учетом типа двигателя и вида используемого топлива с определением вредных химических веществ:

– автомобили с двигателями с искровым зажиганием и топливом бензин и (или) сжиженный нефтяной газ – углеводородов предельных С2–С10, углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида;

– автомобили с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели, газодизели) – углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида, формальдегида, акролеина;

– автомобили с двигателем с искровым зажиганием и топливом – компримированный природный газ – метана, углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида.

При гигиенической оценке автомобилей обязательно должен проводиться контроль атмосферного воздуха в месте проведения исследования.

Кабина автомобиля должна быть оборудована:

– устройством крепления аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств;

– устройством для подвешивания верхней одежды;

– устройством для закрепления емкости (термоса) с водой.

Материалы, используемые для внутренней отделки кабины и салона автомобиля не должны выделять в воздушную среду химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

Запрещаются хранение и перевозка в кабине и салоне автомобиля смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль. В автомобилях-такси в багажном отделении запрещаются хранение и перевозка смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль.

Для исключения возможности загрязнения верхней одежды водителя, пассажиров, их багажа, кабина и салон автомобиля должны содержаться в чистоте. В автомобилях, предназначенных для перевозки пассажиров, курение запрещается, должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения, обшивка салона и сидений не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений, воздух салона не должен иметь посторонних запахов.

В целях предотвращения возникновения и распространения сезонного подъема инфекционных заболеваний должны проводиться дезинфекционные мероприятия в салонах автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров.

Требованиями к психофизиологическим условиям выполнения трудового процесса, режимам труда и отдыха водителей определено, что организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы, компоновка органов управления – возможность свободного доступа водителя ко всем устройствам и узлам автомобиля, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации, а показатели тяжести и напряженности труда при работе с органами управления не должны превышать допустимых значений в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил, устанавливающих гигиеническую классификацию условий труда.

Автомобильный перевозчик должен обеспечивать режимы труда и отдыха, направленные на снижение нервно-эмоционального напряжения и производственного утомления водителей (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка, организация отдыха, пропаганда здорового образа жизни и др.).

Режим труда и отдыха водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82.

В отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г.

При продолжительности рейса более одной смены администрация автомобильного перевозчика должна сообщать водителям места ночного отдыха, на постоянных маршрутах − места расположения организаций здравоохранения по маршруту следования.

Требованиями к санитарно-бытовому обеспечению и личной гигиене водителей установлено, что водители автомобилей должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи универсальными с перечнем вложений в соответствии с постановлением Минздрава Республики Беларусь от 15.01.2007 № 4.

Водители, не прошедшие в установленном законодательством порядке обязательные медицинские осмотры, а также предрейсовые и иные медицинские обследования, к работе не допускаются.

Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.

Условия труда водителей автомобилей при выполнении ремонтных работ должны соответствовать Санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.

В Гигиеническом нормативе приведены значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей в кабинах автомобильного транспорта (см. таблицу):

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда, в том числе разработанных по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, и направлять на эти цели, согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее — Перечень) утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (в ред. от 16.06.2014).

Проводить все мероприятия из Перечня предприятиям не обязательно, возможный и оптимальный вариант — выбрать несколько мероприятий и в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ и необходимостью реализации процедур, изложенных в положении о системе управления охраной труда (СУОТ), утвердить конкретный Перечень исходя из специфики деятельности организции (пример приказа см. далее).

Основные мероприятия, включаемые в Перечень:

1. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).

СОУТ позволяет оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и тем самым выполнить некоторые обязанности работодателя, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:

  • информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • разработать и реализовать мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установить работникам компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

3. Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников.

4. Проведение обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

6. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами.

7. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

8. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

9. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

10. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

11. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

12. Организация и проведение производственного контроля.

13. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

О. А. Антонович,
руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена

Автомобильный транспорт занимает ведущую позицию в осуществлении пассажирских и грузовых перевозок в России. При этом эффективная и безопасная работа автотранспортного средства во многом зависит от условий труда водителей. Безопасность при управлении автомобилем достигается не только путем правильного восприятия водителем дорожной обстановки, но и соблюдением гигиенических нормативов производственных факторов на рабочем месте, поддержанием исправного состояния транспортного средства, обеспечением работника специальной одеждой с учетом климатических условий региона. Выполнение этих требований и норм охраны труда при эксплуатации автотранспорта в перевозочном процессе является залогом безаварийной работы водителя, фактором, способствующим предупреждению профессиональных заболеваний и уменьшению случаев травматизма.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА

К управлению автомобилем допускается работник, прошедший в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж при приеме на работу, первичный инструктаж на рабочем месте, имеющий удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Водители, впервые принимаемые на работу или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 марта 2016 года № 59).

Количество часов стажировки устанавливается работодателем. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям. Стажировка водителей проводится на транспортном средстве того типа и модели, преимущественно на том маршруте, на котором он будет в дальнейшем самостоятельно работать. Прохождение стажировки согласно пункту 18 Порядка прохождения профессионального отбора подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Стажировка проводится по утвержденной руководителем предприятия программе.
Применение труда лиц моложе 18 лет на рабочем месте водителя автомобиля запрещается (п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 163).

Согласно пунктам 387 и 388 Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, также запрещен труд женщин при выполнении работ по профессии:

  • водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса);
  • водитель автомобиля, работающий на автомобиле, грузоподъемностью свыше 2,5 т (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта грузового автомобиля).

Медицинские осмотры

В вопросах обеспечения безопасности движения следует отметить важность прохождение работником периодических медицинских осмотров.

Периодичность осмотров

Состав врачебной комиссии

Лабораторные
и функциональные исследования

Управление наземными транспортными средствами всех категорий

Невролог,
офтальмолог,
оториноларинголог,
хирург,
дерматовенеролог,
эндокринолог

Рост, вес, определение группы крови и резус-фактора (при прохождении предварительного медицинского осмотра).
Аудиометрия.
Исследование вестибулярного анализатора.
Острота зрения.
Цветоощущение.
Определение полей зрения.
Биомикроскопия сред глаза.
Офтальмоскопия глазного дна

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В системе медицинского обслуживания водителей особое место занимают предрейсовые медицинские осмотры. Главной целью предрейсового медицинского осмотра является своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, что является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения.

Предрейсовый медицинский осмотр включает:

  • сбор анамнеза;
  • определение артериального давления и пульса у работника;
  • определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний — проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Для водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем 10 предрейсовых медицинских осмотров.

При решении вопроса о возможности допуска водителя к управлению автомобилем медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, учитывает принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и характер производственных факторов 1.

Водители не допускаются к управлению автомобилем согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в следующих случаях:

  • при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
  • при положительной пробе на алкоголь, другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • при выявлении признаков воздействия наркотических веществ;
  • при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

По результатам предрейсового медицинского осмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного. В карту заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

В целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения проводятся послесменные, послерейсовые медицинские осмотры (п. 5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н).

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 6 Приказа № 835н).
Послесменный, послерейсовый медицинские осмотры проводятся в том же объеме исследований, что и предрейсовый медицинский осмотр.

Требования к техническому состоянию транспортных средств

Рабочим местом водителя является кабина или салон автомобиля. В соответствии с пунктом 6.1.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027–2003, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 28, к салону или кабине автомобиля предъявляются следующие требования:
— боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
— на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
— шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
— пол кабины, салона и кузова автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений;
— отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны.

Органы управления автотранспортного средства должны иметь исправные уплотнения, препятствующие проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах (п. 6.1.4 ПОТ РМ-027–2003).

Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена (п. 6.1.5 ПОТ РМ-027–2003).

Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений. Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

Автомобили, работающие на уборке урожая, должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.

Согласно пункту 6.1.6 ПОТ РМ-027–2003 все автомобили, без исключения, должны быть оснащены:

  • специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса;
  • широкой подкладкой под пяту домкрата;
  • медицинской аптечкой;
  • знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
  • огнетушителем.

Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть обеспечен следующими приспособлениями:

  • тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
  • ровным полом без сквозных отверстий и щелей;
  • звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
  • стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
  • выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30–50 мм.
  • исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;
  • исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
  • исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
  • подножки, расположенные непосредственно под дверьми, для входа и выхода людей;
  • устройство для обогрева в холодное время года;
  • второй огнетушитель, расположенный в кузове.

Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь:

Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова. Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т. п.) должны иметь исправное ограждение.

Грузовые автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз (п.6.2.13 ПОТ РМ-027–2003).

В редакции можно заказать материал полностью. В статье отражены следующие разделы

  1. Требования к техническому состоянию автомобилей, работающих на газовом топливе
  2. Вредные факторы производственной среды и трудового процесса
  3. Специальная оценка условий труда
  4. Перечень возможных профессиональных заболеваний
  5. Обеспечение водителей специальной одеждой и защитными средствами
  6. Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

Читайте также: