Научить профессии учителя невозможно но научиться ей можно

Обновлено: 18.05.2024

Профессия учителя многообразна. Я - счастливый человек! Моя жизнь полна детских улыбок и радостных лиц, ведь моя профессия - учитель! Я очень люблю свою профессию, свою работу, конечно, подчас очень сложную, но всё-таки такую интересную и разнообразную! Для меня школа, в котором я работаю, стал вторым домом, куда я спешу каждое утро. Моё призвание, в первую очередь, состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей обучающихся, создать условия для их личностного развития.

Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.

Найти свое призвание, утвердиться в нем – это и есть моё счастье.

Целью своей педагогической деятельности я вижу воспитание ученика через развитие географической культуры, через работу с источниками географической информации. Значит, я должна воспитать человека средствами своего предмета – географии.

Учитель – это одна из самых ответственных и сложных профессий.

Учитель - профессия непростая, и легко решиться посвятить ей жизнь нельзя. У человека должны быть определённые способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Учитель – эта та профессия, в которой остаются люди, имеющие педагогическое призвание, безграничную любовь к детям. Все остальные уходят, едва начав карьеру педагога.

Работа преподавателя интересная, творческая. Каждый новый день отличается от предыдущего. Никогда нельзя точно предугадать, какие новые впечатления принесет с собой новый учебный день. Неординарный творческий подход к подаче нового материала, оригинальные ответы и выводы учеников.

Педагог, имеющий призвание, искренне любит тот предмет, который он преподает и никогда не останавливается на подаче только основного материала. Любовь к своему предмету буквально заражает учеников. Они стремятся узнать больше, становятся победителями олимпиад. Все это добавляет учителю оптимизма и педагог с еще большей отдачей и желанием передает свои знания ученикам.

Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от его умения наладить правильные отношения с детьми.

Это интересно, но мир кино я включила в свою работу. Я сама - режиссёр и актёр в своих фильмах. Моя площадка - мой класс. Моя съёмочная группа - мои ученики. Причём во всех смыслах! Мы снимаем фильмы о нашей жизни в школе. Для меня каждый ребенок – это явление природы. Только представьте, времена года имеют свои признаки, а каждый ребенок – свой характер. Все живое радостно впитывает влагу, словно живую воду… Вот и человек на половину состоит из воды.

Большую часть времени ученики проводят в школе на уроках. Урок надо оценивать, на мой взгляд, в новых реалиях жизни, как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности.

Основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников. Очень важны и принципы подхода к современному уроку.

1. Первичность образовательной продукции ученика.

2. Личностного целопологания ученика.

Цели современного урока направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. Например, можно воспользоваться приёмами:

  • повтор цели за учителем;
  • выбор целей реальных для ребёнка;
  • составление детьми рейтинга целей;
  • формирование целей ребёнка.

3. Выбор индивидуальной, образовательной траектории.

Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

4. Продуктивность обучения.

5. Педагогическая поддержка ученика в его образовательном движении.

Главное на уроке – применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.

На уроке, стараюсь выступать в роли организатора и наблюдателя учебной деятельности школьников, помогаю им определить цель деятельности, пути её достижения, способу учебной работы, консультирую.
Нужное на современном уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе.

Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой, развиваются такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.

Особое внимание при построении урока уделяю закономерностям познавательной деятельности школьников, формированию способностей, обучению самостоятельной деятельности, постановке познавательных задач, решению учебных проблем, развитию речевой деятельности, обучению диалогу…

В целом, что бы не говорили другие, учитель - это - благодарная работа! Не нужно искать эту благодарность в цветах и подарках. Дело в другом - в блеске и сиянии.

Чаще смотрите в глаза своих детей! Чаще приглядывайтесь к их улыбкам! Только так. И никак по другому.
Конечно, всего познать невозможно, но стремиться знать как можно больше, должен каждый учитель.
Знать, чтобы дать искорку знаний ученикам. Знать, чтобы научить своих воспитанников отличать хорошее от плохого, белое от черного, истинное от ложного, не потеряться в море жизни.

Жизнь - это разноцветная радуга, где красный – это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый – цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый – цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [4, 6]. Ученыепедагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных). Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно-воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок) и субъект (педагоги, учащиеся, родители), результат. Рассматривая структуру педагогической деятельности, можно отметить следующее:  Основное содержание составляет взаимоотношение с людьми;  Объектом и субъектом деятельности является ребенок;  Постоянное общение с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, свои убеждения.




Структура педагогического мастерства Каждый ли учитель может стать мастером? Чем должен обладать педагог-мастер?

Прочитайте обязанности педагога, которые перечислены выше, и выделите основные характеристики учителя, владеющего педагогическим мастерством. На основе этих характеристик сформулируйте компоненты педагогического мастерства. Познакомьтесь со структурой (компонентами) педагогического мастерства, предложенной доцентом Рязанского государственного педагогического университета Л.К. Гребенкиной. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности (Таблица 1). Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебновоспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность [4, 13]. Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае - педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя. Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:  Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;  Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися;  Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;  Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;  Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;  Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;  Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоциональноволевому влиянию учителя на учащихся;  Прогностические, способность намечать перспективы;  Креативность и импровизацию, способность к творчеству;  Интуицию, способность предвидеть;  Эмпатию, способность к сопереживанию;  Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

Вопросы для самоконтроля

1 Каждый ли учитель может стать мастером? 2 Раскройте суть определения педагогического мастерства. 3 Охарактеризуйте профессиональные качества учителя. 4 Перечислите признаки культурного человека. 5 Что такое базовая культура личности? Духовная культура? 6 Что такое педагогическая культура? Пути формирования педагогической культуры? 7 Охарактеризуйте компоненты гуманистической направленности. 8 Каковы основные педагогические способности? Их значение? 9 Какова роль эмпатии в педагогической деятельности. 10 Охарактеризуйте систему профессиональных знаний и умений.

Ступени профессионального роста учителя. Особенность профессии учителя состоит в том, что он постоянно развивается как человек, как профессионал. А может ли профессионализм учителя иметь свои уровни? Обоснуйте ответ. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество

21 и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути. Рассмотрим эти уровни более подробно. • Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структура, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание, дисциплину учащихся на занятиях и т.д. • Педагогическое мастерство. Сформулируете самостоятельно. • Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы. • Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания. Какие уровни профессионализма учителя вам встречались в школе чаще, какие реже, какие никогда? Как вы думаете почему?

22 руют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность [4, 123]. Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний. Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание как выбор личностно – значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека. Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности. При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка. Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера. Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи [4, 126]. Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение

24 учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами – самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д. В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности. Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д. Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое. Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой). Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.

Вопросы для самоконтроля 1. Рассмотрите этапы формирования педагогического мастерства. Поясните их на примерах. 2. Определите взаимосвязь ступеней профессионализма учителя с педагогическим творчеством. 3. Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или опровергните эту точку зрения. 4. Учитель должен уметь в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств происходит развитие этих умений. Какие из этих умений сформированы у вас? 5. Раскройте суть этапов профессионального самовоспитания, саморазвития. 6. Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение от аутогенной тренировки? 7. Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию личности будущего учителя.

30 3.2 Справедливость. 3.3 Добросовестность. 3.4 Тактичность. 3.5 Оптимизм. 3.6 Выдержанность. 3.7 Самокритичность. 3.8 Деловитость. 3.9 Моральная зрелость. 4 Направленность: 4.1 Интересы. 4.2 Ценности. 4.3 Гуманизм. 4.4 Любовь к людям (детям). 4.5 Идеалы. 5 Профессиональные умения и навыки: 5.1 Интеллектуальное развитие. 5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой) 5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений. 6 Индивидуальные особенности психических процессов: 6.1 Скорость мыслительных процессов. 6.2 Стратегия мышления. 6.3 Эмоциональность (характер эмоций). 6.4 Воля, самообладание. 6.5 Целеустремленность. 6.6 Память. 6.7 Внимательность.

Обработка результатов. Рефлексия. Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов. Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим

31 состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов. Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно. Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебноисследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.

Профессионально-значимые качества личности педагога Какими качествами должен обязательно обладать педагог?

Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Наша задача не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определенной степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных. Профессионально – значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально – волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально –педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.  Доминантные качества – отсутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности. (Социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние – сплав духовности, привлекательности, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, социальная активность, добросовестность.)  Периферийные качества – качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)

32  Негативные качества – качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)  Профессионально – недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)

Достаточен ли такой перечень качеств? Приведите из своего опыта примеры, которые подтверждают, что уравновешенность, гуманность, целеустремленность являются доминирующими качествами в педагогической профессии. Предложите варианты предупреждения появления негативных качеств личности. Каковы на ваш взгляд, связи между личностными качествами учителя и его действиями. Отметьте плюсом все, те качества, которые вам присущи. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период развития положительных качеств личности.

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять ребенком, т.е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ставят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем [13, 61].


http://www.de-online.ru/novosti/1212.jpg

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.

Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны — всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится школе.

В нынешних непростых условиях, во времена потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников обращение к искусству, художественной литературе может сформировать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Они раскрывают способность личности к любви — к матери, к Родине, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.

Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На своих уроках я стараюсь развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красота родной природы — прекрасное средство воспитания детской души. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые даёт учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке понимания, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды — добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Конечно, я ещё многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор.


Школа — отдельный маленький мир со своими законами и особенностями. К сожалению, на этой образовательной планете всё больше и больше проявляются революционные настроения. Бунтуют все: ученики, учителя, родители.

Поступила я в университет в 2004 году, мой поток оказался среди тех счастливчиков, которые последними сдавали традиционные экзамены сначала в школе, а потом вступительные экзамены в вузе. Чтобы поступить на исторический факультет, нужно было получить две пятёрки и одну четвёрку за экзамены.

Желающих учиться было немало. Нас набралось около 90 человек. Это был первый курс истфака. Основная масса студентов с энтузиазмом бросилась грызть гранит науки. Мы все ходили на лекции и семинары. Практики, кроме археологической и музейной (летом по 2-3 недели), на первых четырёх курсах не было. Мы все стремились успеть всё записать за преподавателем, который чаще всего просто зачитывал на одном дыхании информацию, которая и так была в вузовских учебниках. Объяснений, дискуссий, любых диалогов не подразумевалось.

Нашей задачей было записать как можно больше и выучить это наизусть, чтобы успешно сдать экзамен и через пару недель всё благополучно забыть

Повторение, усвоение не предусматривалось. Если мы учили историю Древнего Рима и Древней Греции на первом курсе, то, конечно, к пятому курсу даже краснодипломники ничего не знали по этой теме. К счастью, не все предметы были таковы, у нас было много замечательных преподавателей, которые не только интересно, но и понятно давали материал. Но такими были не все, и даже не большинство.

Долгожданная психология и педагогика начались на третьем курсе. Все с нетерпением ждали, когда же начнётся погружение в детскую душу. Надеялись, что нам не просто начитают лекции с изобилием сложнейших терминов, для понимания которых нужно выучить несколько толстеньких словарей со специфическими понятиями, а расскажут, как же работать с цветами жизни, чтобы они не завяли раньше времени.

Я насчитала более сорока штук. Под конец лекции кто-то играл в крестики-нолики, кто-то откровенно спал, а самые стойкие ещё пытались что-то записывать. Так продолжалось год. Каждая лекция была похожа на другую.

Вопросы задавать было нельзя, скорость начитывания информации была феноменальная, сокращения студентов — шедеврами: д-ь, о-е, м-м

После лекций наиболее ответственные сравнивали свои записи и пытались расшифровать свою же писанину. Я поняла, что из лекций вынести хоть что-то нереально, взяла вузовский учебник и выучила все темы. Сдала на пятёрку, вот только знаний это мне не добавило.

Мы просто заучивали возрастные характеристики и особенности детей в разные возрастные периоды. Выглядело это примерно так: для детей до 3 лет характерно одно, для детей 3-7 лет другое, для детей 7-13 лет третье и так далее. Что делать, когда дети проявляют те или иные черты, сказано ничего не было. Вот такая психология. Курс педагогики не был исключением. Правда, при изучении этого курса я познакомилась с трудами А. С. Макаренко, которые оставили неизгладимое впечатление и заставили задуматься о работе с детьми.


Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Классы обычно давали сильные, с хорошей дисциплиной, да ещё и родной педагог не позволял расслабиться, наблюдая орлиным взором с задней парты

Когда Пете или Васе приходило в голову поговорить на уроке, то хватало одного взгляда учителя, чтобы ребята успокоились. Таким образом, студенты не сталкивались со сложными ситуациями: нарушением дисциплины, грубостью со стороны детей, взаимодействию с родителями и так далее. Многому ли можно было научиться на такой практике?

Я же не просто проходила практику, на пятом курсе я устроилась на постоянную работу в школу. Работа и практика — два в одном. Ни на чьи уроки я не ходила, а сразу погрузилась в полноценную школьную жизнь.

— Петя, скажи, я тебя чем-то обидела?

— Мне до вас вообще никакого дела нет, — спокойно ответил мальчик.

— А если тебе всё равно, можно тебя ещё раз попросить убрать ноги с парты и выключить музыку? Честно говоря, это мой первый урок, я долго готовилась к нему, очень хотела, чтобы вам было интересно. А ребята отвлекаются на твою музыку. Если ты не хочешь слушать, твоё право, но ведь другие хотят.


Как в школах травят учителей и почему об этом почти никто не говорит

Мальчик медленно убрал ноги с парты и вытащил наушники из ушей. Учебник и тетрадь он так и не достал. Учиться хорошо по моему предмету Петя не стал. Но слушал некоторые темы внимательно, иногда отвлекался, а иногда даже задавал вопросы. Всегда относился ко мне уважительно, но учебника и тетрадки на парте я у него так ни разу и не обнаружила. Как оказалось впоследствии даже то, что Петя не мешал мне вести урок, уже было маленькой победой. Я была убеждена, что с помощью уважительного отношения к ребёнку можно уладить любую ситуацию. Начала себя считать великим учителем.

На следующий год ко мне пришёл другой девятый класс. И ситуация почти повторилась. Там были не наушники и ноги на парте, а грубое обращение к одноклассникам и громкие пошлые, нецензурные высказывания.

Я попыталась применить тот же метод, что и с Петей. Просто объяснила, как мне тяжело вести урок, попросила мне не мешать. Но не тут-то было

Вот тогда я впервые поняла, что нет одного подхода к детям. Каждый ребёнок индивидуален. Что подходит одному, не подходит другому. Никакие увещевания не помогли. Тогда я спросила, сколько Коле (имя изменено) лет. Мне ответили, что 16 (он уже оставался на второй год). Я взяла журнал, нашла телефон его мамы и прямо на уроке ей позвонила. Мне ответил приятный женский голос, который заявил, что ничего не может поделать с сыном, он её уже давно не слушает. Тогда я сказала, что раз мы обе сделать ничего не можем, то я вызываю инспектора по делам несовершеннолетних, пишу заявление об использовании учащимся нецензурной речи на уроке, за что шестнадцатилетнего подростка привлекут к административной ответственности, которая подразумевает выплату штрафа в определённом размере.

Пока я разговаривала с мамой, выражение на лице мальчика менялось от презрительного и наглого до явного испуга. После урока он подошёл ко мне и попросил не заявлять на него в милицию, потому что он уже стоит на учёте в отделе по делам несовершеннолетних. Я согласилась, но попросила не мешать мне вести урок. Мы договорились. Больше с этим мальчиком проблем у меня не возникало.

Я прекрасно понимаю, что если произойдёт третий такой случай, то уже ни первый, ни второй способы могут не подействовать. Придётся придумывать что-то ещё. А что? Ведь этому в вузе не учат. Но, надеюсь, я справлюсь, потому что люблю своих учеников и свою работу.

А понимать детей, их душу, находить с ними общий язык — этому в университетах не учат. Да и невозможно этому научить. Это либо есть, либо нет. Так же, как и любовь к детям. Невозможно научить любить, уважать, чувствовать ребёнка. Но как же хочется, чтобы появился волшебный учебник, где будет прописано, что Пете нужно ответить так, а Коле по-другому.

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.

Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.

Мне везло на прекрасных, ярких педагогов – интересных людей и очаровательных женщин. Это Галина Степановна Сяплина – моя первая учительница, которая заложила всё лучшее, что присуще мне как человеку и педагогу. Уже тогда, где-то на уровне подсознания, хотелось быть похожей на любимого учителя. Меня всегда поражал ее оптимизм. А как приятно смотреть на нее: скромную, со вкусом одетую, энергичную, с доброй улыбкой на лице. Правда-правда, она никогда не бывала унылой или неприветливой. По натуре непосредственная, она, например, не умея сдержать себя, первая смеялась над своей же удачной шуткой, и этот мелодичный смех ее еще долго звучал в классе.Мне всегда очень хотелось быть похожей на любимую учительницу.

Татьяна Александровна Геллер – преподаватель зарубежной литературы Казанского государственного педагогического института, за которой толпой ходили обожающие её студенты.

Сейчас понимаю: доброе семя нашло плодородную почву. И раздумий при выборе профессии не было – буду учителем.

Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя самым счастливым человеком на свете.

Я учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.

Вот уже двадцать третий год я работаю в школе. Это годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала это путь, став учителем.

Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.

Я л юблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.

А пока я продолжаю: совершать добро, учить других хорошему, развивать трудовые навыки (тем более мы живём в деревне); поддерживать здоровье через такие виды спорта, как теннис, лыжи, волейбол, плавание; читать книги, смотреть фильмы, которые несут в себе не зло и насилие, а только добро.

Читайте также: