Наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников

Обновлено: 19.05.2024

II. Лица, уполномоченные на проведение проверки,
эксперты и представители экспертных организаций

Согласно Положению о лицензировании (пункты 37-46) в ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность лицензиата, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.
К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, должны быть также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП), включая статью 19.20 КоАП.
К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма гражданско-правового . договора может быть разработана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом.
Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения лицензиата, в отношении которого проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:
а) посещать лицензиата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;
в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов недвижимости, документации, литературы, иных ресурсов и средств;
е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций при проведении проверки обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ.
Пунктом 43 Положения о лицензировании предусмотрено, что к акту проверки по лицензионному контролю прилагается экспертное заключение, подготовленное экспертом (экспертной организацией), принимавшим участие в проверке. При необходимости эксперт может приложить к экспертному заключению копии документов, свидетельствующих о выявленных нарушениях.
Примерная форма экспертного заключения может разрабатываться лицензирующий органом (приложение 1).

III. Подготовка к проведению плановых и внеплановых проверок
соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при
осуществлении образовательной деятельности

1. Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок

2. Внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок

Внесение изменений в ежегодный план проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489. Внесение изменений в ежегодный план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности лицензиата (далее - объект проверки) в связи с:
ликвидацией или реорганизацией лицензиата;
прекращением лицензиатом деятельности, подлежащей плановой проверке, наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
С учетом указанных обстоятельств определяются возможные действия органа, осуществляющего лицензионный контроль:
а) если объект проверки находится в стадии ликвидации, то изменение в план проверок не вносится. В данном случае проверка проводится в соответствии с планом проверок;
б) если объект проверки находится в стадии реорганизации в форме:
- присоединения к нему другого юридического лица - то проверка проводится в соответствии с планом проверок;
- выделения из объекта проверки другого юридического лица - то проверка проводится в отношении того объекта проверки, который был включен в план проверок;
- преобразования (в случае изменения типа объекта проверки при сохранении ИНН) — то проверка проводится в соответствии с планом проверок;
в) если объект проверки ликвидирован, то проверка не проводится.
В данном случае в ежегодный план проведения плановых проверок вносится соответствующее изменение. Сведения о внесенных изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте органа в сети Интернет. Аналогичные действия производятся в случае:
- присоединения объекта проверки к другому юридическому лицу;
- разделения на два (несколько) юридических лиц;
- слияния объекта проверки и другого юридического лица, результатом которого является возникновение нового юридического лица;
- наступления обстоятельств непреодолимой силы (например, погодные условия, не позволяющие обычным способом добраться до места проверки).
Внесение дополнений в ежегодный план проверок в течение календарного года не предусмотрено действующим законодательством.

3. Перечень оснований проведения внеплановой выездной
проверки по лицензионному контролю

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. Для системы образования таким законом является Федеральный закон N 99-ФЗ.
Основания для их проведения предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и частью 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки является наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.

4. Согласование проведения внеплановых выездных проверок
с органами прокуратуры

5. Уведомление объекта контроля о проведении внеплановой
выездной проверки по лицензионному контролю

При подготовке проведения внеплановых выездных проверок, основания которых предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ (за исключением пункта 2) и частью 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ (за исключением пункта 2) требуется уведомление объекта контроля о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

IV. Правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и
условий при осуществлении образовательной деятельности

V. Результаты проверки

VI. Меры по усилению контроля за соблюдением лицензионных
требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

В целях оптимизации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части контроля соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Рособрнадзор полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области образования, разработать и реализовать комплекс мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, включая:
- организацию повышения квалификации должностных лиц лицензирующих органов по вопросам контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечение проведения своевременной аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю;
- установление критериев отбора экспертов и экспертных организаций привлекаемых к проведению мероприятий по лицензионному контролю; проработку вопросов межведомственного взаимодействия с другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;
- обеспечение своевременного контроля исполнения лицензиатами и (или) их учредителями предписаний об устранении выявленных в ходе лицензионного контроля нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;
- совершенствование работы с образовательными учреждениями по предупреждению правонарушений, в том числе созданию условий для недопущения нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в соответствии с лицензией;
- проведение мероприятий, направленных на информирование субъектов образовательной деятельности, о необходимости соблюдении обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.

Читайте также: