На какую сумму оштрафуют организацию если работникам на выдали сиз 2 го класса риска

Обновлено: 15.05.2024

Работа в опасных и вредных для здоровья условиях труда должна производиться при наличии соответствующих средств защиты. Рассмотрим подробнее порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нормы их выдачи и другие нюансы в сфере безопасности труда.

Согласно статье 212 ТК РФ , работник обеспечивается средствами персональной защиты за счет работодателя. В свою очередь на сотрудниках лежит ответственность за их правильное использование. Виды, нормы выдачи и характеристики спецсредств оговариваются в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997 и некоторых других нормативных актах.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Порядок обеспечения работников оборудованием и другими предметами, обладающими защитными свойствами, содержится в Приказе Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009. Работодатель должен выдавать СИЗ, которые соответствуют требованиям безопасности, а также сертифицированы в установленном порядке. СИЗ должны соответствовать условиям труда, полу и размеру сотрудника. Срок их использования исчисляется со дня выдачи и не может превышать установленный производителем срок годности.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты: установленный порядок

Специальными костюмами и другими устройствами обеспечиваются те сотрудники, которые работают в опасных и вредных условиях. С целью закрепления обязанностей нанимателя по выдаче спецсредств на предприятии может быть разработано Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. В этом документе должны быть оговорены все основные моменты, связанные с закупкой и выдачей материалов. На его основании затем издается приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в котором назначается лицо, ответственное за выдачу, хранение и уход за ними.


Факт выдачи СИЗ фиксируется в карточках учета на каждого работника под подпись.


Вести их можно как в бумажном, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется ссылкой на бухгалтерский документ, подтверждающий факт передачи СИЗ, в котором содержится подпись сотрудника.

Материал по теме Как пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) Норма обеспечения средствами индивидуальной защиты

Обеспечение средствами защиты на предприятии должно производиться в соответствии с законодательно утвержденными нормами. Они содержатся в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997, Приказе Минздравсоцразвития № 290н и других отраслевых нормативных актах. В соответствии с нормами, содержащимися в этих документах, работодатель обязан предоставлять СИЗ. На предприятии может быть разработан собственный локальный нормативный акт, оговаривающий этот вопрос. Однако он не должен ухудшать положение сотрудников, по сравнению с уже существующими нормами.

Обычно наниматели берутся за составление собственных актов, если в существующих законах отсутствуют нормы для необходимых им профессий. В таком случае за основу принимаются наиболее схожие по условиям труда и обязанностям специальности.

Какие еще обязанности имеет наниматель

Обеспечение спецодеждой и другим оборудованием для охраны здоровья работников — не единственная задача работодателя в этой сфере. Кроме этого, он должен:

  • контролировать сроки годности и эксплуатации;
  • вести учет оборудования;
  • проверять наличие сертификата на то или иное изделие;
  • проводить ревизии имеющихся СИЗ.

Периодически на предприятии может проводиться специальная оценка обеспеченности. Ее проводит аттестационная организация. Ее цель заключается в проверке соответствия учетных данных наличия и качества спецсредств с фактическими. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется соответствующим протоколом. Бланк этого документа предоставлен ниже.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Согласно части 6 статьи 220 ТК РФ , если работодатель не позаботился о выдаче СИЗ сотрудникам, он не имеет права требовать от них выполнения трудовых обязанностей. Он будет нести материальную ответственность за простой, случившийся по этой причине, а кроме этого, для недобросовестных нанимателей, согласно статье 5.27.1 КоАП , предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

В силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда и обеспечению безопасности труда, т.е обязан применять соответствующие СИЗ.

Если работник отказывается получать средства индивидуальной защиты (СИЗ), работодатель обязан не допускать его к исполнению трудовых обязанностей.

Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей .

При допуске работника без положенных СИЗ работодатель несет административную ответственность.

Работник отказывается получать средства индивидуальной защиты. Какие меры к нему можно применить? Какую ответственность может понести за него работодатель?

Если работник отказывается получать средства индивидуальной защиты (СИЗ), работодатель обязан не допускать его к исполнению трудовых обязанностей. Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При допуске работника без положенных СИЗ работодатель несет административную ответственность. Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом в силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Так, в соответствии со ст. 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Пунктом 26 Правил обеспечение обязательности применения работниками СИЗ отнесено к полномочиям работодателя, при этом работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ. Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие СИЗ. В случае отказа работника получать и использовать СИЗ работодатель должен не допускать его к работе. Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда (допуск к работе работника, необеспеченного положенными СИЗ), так и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 1 и 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если у вас есть проблемы с применением СИЗ, вы не знаете какие средства защиты необходимо выдать работникам, какие документы необходимо вести для СИЗ, перечень локальных актов на предприятии, организации по применению и выдачи СИЗ: КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ТЕЛ.22 346

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Порядок расчета уровней профрисков до сих пор не утвердили, поэтому работодатели считают процедуру необязательной. Такое мнение приводит к несчастным случаям и штрафам, которые компании пытаются оспорить. Мы изучили судебную практику, мнения представителей Правительства и Роструда и выявили частые заблуждения, которые мешают вашим коллегам правильно организовать систему управления охраной труда и избежать штрафов.

Аргументы работодателей

Мнение ГИТ и судов


Статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). При этом пункт 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее – Типовое положение о СУОТ) устанавливает, что в положение о СУОТ обязательно должны включаться процедуры управления профрисками и информирования работников об уровнях профрисков. При этом ГИТ и судебные органы отмечают, что оценка профрисков – неотъемлемая часть СУОТ, без которой систему нельзя считать функционирующей.
Отсутствие нормативной базы, которая четко регламентирует порядок расчета рисков, не освобождает работодателя от этой обязанности, установленной Трудовым кодексом. При этом необязательно самостоятельно рассчитывать риски, работодатель вправе обратиться в специализированную организацию (решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019).

80 тыс. рублей – максимальный административный штраф, который заплатит работодатель, если не организует управление профрисками (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)

Как избежать проблем?

Разработайте регламент для процедуры
управления профрисками и пропишите его в своем положении о СУОТ. Отсутствие в настоящее время единой утвержденной методики скорее преимущество для работодателя, чем недостаток. С одной стороны, нет точных рекомендаций к действию, с другой – полная свобода выбора. Сейчас работодатель вправе проводить управление профрисками в том виде, в каком посчитает нужным. В связи с этим есть возможность выстроить систему наиболее подходящим под специфику организации образом. Пока документа нет, руководствуйтесь требованиями Типового положения о СУОТ. Перечень возможных опасностей можно взять из пункта 35 Типового положения о СУОТ и дополнить его с учетом специфики своей организации. Выбрать удобный метод или их комбинацию поможет ГОСТ 12.0.230.4-2018 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.

Аргументы работодателей

Типовое положение о СУОТ – рекомендация и исполнять его не нужно. Документ разработан в помощь организациям и содержит в себе только методологию управления рисками, а не обязательные требования. Поэтому достаточно разработать положение о СУОТ, включить в него мероприятия на свое усмотрение, а все остальные описанные в Типовом положении о СУОТ процедуры соблюдать необязательно.


Мнение ГИТ и судов

Типовое положение о СУОТ содержит предписания работодателям, как им нужно поступать, но это не говорит о том, что исполнению этот нормативный акт не подлежит. Документ носит обязательный, а не рекомендательный характер, несмотря на его название.
Довод о том, что Типовое положение о СУОТ соблюдать не нужно, основан на неверном толковании закона. Документ разработал Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как того требует статья 209 Трудового кодекса. Поэтому его обязаны соблюдать все организации. Документ содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ (решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 29.01.2020).

Как избежать проблем?

Организуйте управление профрисками с учетом требований Типового положения о СУОТ. Пропишите в своем положении порядок выявления опасностей, оценки уровней профрисков, составьте перечни опасностей и оцененных рисков, ознакомьте работников с результатами. Далее разработайте мероприятия, чтобы устранить или снизить уровни профрисков, и постепенно реализовывайте их (пп. 33, 34 Типового положения о СУОТ). При этом сейчас не имеет значения, какие конкретно формы документов выберите для оформления процедуры.

Аргументы работодателей

В Типовом положении о СУОТ указано, что работодатель разрабатывает положение и включает в него разделы с учетом специфики своей деятельности (п. 8 Типового положения о СУОТ). У нашей организации только офисные помещения, работники не трудятся на станках и технологически сложном оборудовании. Угрозы для жизни сотрудников нет, поэтому с учетом специфики нашей деятельности оценку профрисков мы проводить не обязаны.

Мнение ГИТ и судов

Управление профрисками – базовая процедура в СУОТ, поэтому она обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности (п. 9.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77, далее – Приказ № 77). Поэтому предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности должны организовать процедуру, чтобы обеспечить функционирование СУОТ. При этом они вправе использовать любые методы по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности и сложности производственных процессов (решение Тюменского районного суда Тюменской области от 28.02.2020 № 12-42/2020(12-416/2019; решение Советского районного суда города Тамбова от 29.10.2019 по делу № 12-155/2019).

Как избежать проблем?

Идентифицируйте опасности и оценивайте уровни профрисков на всех рабочих местах, в том числе и офисных. Например, в офисе на шкафах часто хранят тяжелые коробки, которые могут упасть на сотрудников. Либо работники могут споткнуться о неубранные провода на полу, упасть и сломать что-либо. В каждом офисном помещении моют полы, а на мокрой поверхности персонал может поскользнуться и травмироваться при падении. Проанализируйте обстановку на рабочих местах, продумайте, какие опасные события могут произойти, затем разработайте корректирующие мероприятия, которые помогут избежать травм совсем или снизить их вероятность.

Аргументы работодателей

Аккредитованная организация провела на нашем предприятии спецоценку. В отчете о проведении СОУТ есть класс условий труда и перечислены физические и химические факторы, которые воздействуют на работников. Также указаны гарантии, компенсации, льготы и перечень мероприятий по улучшению условий труда. Работников с результатами спецоценки на их рабочих местах ознакомили под подпись, что еще нужно? Так как оценка профрисков по своему назначению дублирует спецоценку, значит, процедуры взаимозаменяемые. Обе процедуры проводить не нужно.

Мнение ГИТ и судов

В ходе спецоценки эксперты замеряют уровни воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах, а оценка профрисков включает в себя анализ опасностей, которые приводят к травмам и гибели работников, что остается за пределами СОУТ. Поэтому спецоценкой управление профрисками заменить нельзя. Требования к процедуре прописали в Типовом положении о СУОТ. В документе перечислили основные этапы управления профрисками и опасности, которые работодатель должен рассмотреть исходя из специфики своей деятельности (решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 20.02.2020 по делу № 12-19/2020).

Как избежать проблем?

Используйте для оценки профрисков результаты спецоценки и производственного контроля, они помогут выявить опасности и определить уровень риска.

Во время спецоценки эксперты замеряют уровни вредных производственных факторов на рабочих местах, но не выявляют опасности. Например, у плотника, который перекладывает грузы на высоте трех метров, определяют уровень физической нагрузки, но не учитывают опасность падения с высоты или опасность поскальзывания на полу рабочей платформы. При этом, оценивая риски, учитывают не только опасные факторы, но и уровень воздействия вредных факторов. Поэтому при управлении профрисками удобно использовать результаты спецоценки в качестве одного из многих источников информации. Кроме этого, идентифицировать опасности поможет анализ статистики несчастных случаев, материалов их расследования, сведения о микротравмах и Near-miss.

Комментарий редакции

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Аргументы работодателей

Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

Мнение ГИТ и судов

Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

Как избежать проблем?

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

П.С. Сергеев,
Департамент социального развития
Правительства Российской Федерации
23.03.2020

Роструд отвечает

Отвечает Егор Иванов, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда: В первую очередь оценку профрисков мы проверим при расследовании несчастных случаев. С этой целью для инспекторов разработали специальную методичку, по ней расследование начнется с изучения системы управления охраной труда и с исследования именно той опасности, которая была реализована при несчастном случае. После этого будем смотреть, проводил ли работодатель идентификацию опасности, оценку рисков и мероприятия по их снижению. Потом посмотрим внутренний контроль и другие документы. Таким образом, мы от конкретной опасности перейдем ко всем остальным процедурам. Мы нацеливаем инспекторов на то, чтобы они искали именно коренные причины несчастных случаев.
Во время плановой проверки инспектор ГИТ проверяет работодателя согласно утвержденным проверочным листам и больше того, что в них указано, он смотреть не вправе. Сейчас в проверочных листах нет управления профрисками, но ВНИИ труда при Минтруде анализирует правоприменительную практику, на основе которой впоследствии мы будем изменять их содержание. На данный момент, если нарушение выходит за рамки проверочных листов, инспектор пишет служебную записку и назначается внеплановая проверка (ст. 360 ТК). А вот во время нее мы уже не обязаны использовать проверочные листы. Это произойдет, если на плановой проверке инспектор увидит, что локальные документы не соответствуют закону, работодатель не проводит управление профрисками, а жизнь и здоровье работников под угрозой.

Вопрос от Екатерины Ситько: Работодатель обязан указывать в трудовом договоре условия труда. Значит ли это, что он должен внести в него результаты оценки профрисков?

Отвечает Егор Иванов: Работодатель обязан ознакомить сотрудников с условиями труда на рабочем месте. В первую очередь, он вносит в трудовой договор класс условий труда, который установили по результатам спецоценки. Но этого недостаточно. Условия труда – это совокупность вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. 209 ТК). При спецоценке оценивают влияние вредных факторов, поэтому у работодателя остается обязанность ознакомить сотрудников с опасными производственными факторами.
Мы считаем избыточным требование вносить в каждый трудовой договор весь перечень опасностей на рабочем месте, так как это значительно усложнит документооборот. Для нас важно, чтобы работника ознакомили с перечнем опасностей, которые ему угрожают. Поэтому в трудовом договоре работодателю достаточно сделать ссылку на локальный документ, в котором они указаны, например, на реестр опасностей или карту оценки рисков.

Вопрос от Екатерины Ситько: А в инструкции по охране труда нужно вносить результаты оценки профрисков?

Отвечает Егор Иванов: Работодатель обязан рассказывать сотруднику на инструктажах об условиях труда на его рабочем месте. Сведения о вредных и опасных производственных факторах часто включают в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен устранять риски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в инструкции. Чтобы этого избежать, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Источник: Справочник специалиста по охране труда (№ 9 сентябрь 2020 года)

Читайте также: