Что не оговаривает устное трудовое соглашение между попом и балдой

Обновлено: 16.05.2024

Поп, именуемый в дальнейшем "Работодатель", и гражданин РФ, Балда, именуемый в дальнейшем "Работник", заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

Работник Балда принимается на работу в Попово подворье по профессии повара 6-го разряда, конюха 1-горазряда и плотника 2-горазряда с 23 октября 2014 года.

Настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Работник имеет право на:

Изменение и расторжение настоящего трудового договора в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Предоставление ему работы, обусловленной настоящим договором.

Рабочее место с условиями труда, отвечающими требованиям государственных стандартов, организации, безопасности и гигиены.

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, обусловленную своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в соответствии с п. 7.1. настоящего договора.

Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

Соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка.

Выполнять установленные нормы труда.

Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Добросовестно исполнять следующие трудовые функции:

запряжка лошадей, вспашка полос, топка печи, закупка и заготовка еды, приготовление еды.

Работодатель имеет право:

Изменить и расторгнуть трудовой договор с работником в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Поощрять работника за добросовестный, эффективный труд.

Требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Работодатель имеет иные права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и другим законодательством РФ.

Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия настоящего трудового договора.

Предоставить работнику работу, обусловленную настоящим договором и не запрещенную законом.

Обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

Обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей.

Выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

Обеспечивать санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работника согласно требованиям охраны труда.

Осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральными законами.

Возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами.

Исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда работника:

Заработная плата работника составляет три шелка по лбу Попову в год.

Срок выплаты заработной платы: на следующий день после истечения 1-го года с момента начала действия настоящего трудового договора.

Прочие условия трудового договора:

В период выполнения трудовых обязанностей работник проживает в Поповом подворье.

В период выполнения трудовых обязанностей работник обеспечивается питанием, а именно вареной полбой.

Изменение трудового договора:

Условия настоящего трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Вопросы, не урегулированные настоящим трудовым договором, регулируются Трудовым кодексом РФ, федеральными законами.

Условия расторжения трудового договора:

Настоящий трудовой договор может быть расторгнут в случаях и в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.

Вступление трудового договора в силу:

Настоящий трудовой договор составлен в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. После чего один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания, если иное не установлено законодательством или настоящим трудовым договором, либо со дня фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя.

Работодатель:

Поп, проживающий в своем подворье

Работник, проживающий в Поповом подворье

Дата: 23 октября 2014 года

Дата: 23 октября 2014 года

Подпись: ПОП

Подпись: Балда

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение – это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

А еще язык – это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

Язык – это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык – это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям…

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление – это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура – это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст → слова → слово → значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему (Шевчук Д. А. Деловое общение: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание – восприятие содержания звучащей речи;

письмо – фиксация содержания речи на бумаге;

чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе – литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка – наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая – звучащая речь, а вторая – графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Функциональные стили – это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

– формами, в которых он существует;

– набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:

Научный стиль. Главные функции – информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.

Черты научного стиля:

– подчеркнутая логичность и связность выражения.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции – повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:

– тенденция к стереотипу.

Публицистический стиль. Основные функции – информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль – информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:

– наличие гибкого стандарта.

Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.

Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы – эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.

1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.

Задание 1

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

· Творчество подобно приготовлению торта.

· Творчество подобно падению в грязь.

· Творчество подобно любви.

· Творчество подобно починке протекающего крана.

· Творчество подобно заточке топора.

Задание 3

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1. Вода для корабля то же, что____________________ для бизнеса.

2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3. Кран для____________________ то же, что____________________ для свободы.

4. Мой дом – это ____________________.

5. Моя работа – это ____________________.

6. Беспокойство – это ____________________.

7. Правда – это ____________________.

8. Власть – это ____________________.

9. Успех – это ____________________.

10. Счастье – это ____________________.

11. Любовь – это ____________________.

12. Идеалы – это ____________________.

13. Размышление – это ____________________.

14. Жизнь – это ____________________.

Задание 4

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Какой вкус у голубого цвета?

· Как выглядит идея свободы?

· Какая форма у вторника?

· Каков вкус радости?

Задание 5

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Задание 6

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А. С. Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Задание 7

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Задание 8

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 9

· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________________.

· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________________.

· Моя тревога ____________________ с каждым днем.

· Площадь засоленных почв ____________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Задание 10

Подберите синонимы к слову сказал.

Задание 11

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

Задание 12

· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Учеба и не только

Основные предметы на юридическом направлении в лицее — это право, обществознание, история и иностранный язык, именно на них выделено больше всего часов в учебной программе. В процессе обучения лицеисты подробно изучают основы теории государства и права, знакомятся с историей политических и правовых учений, основами гражданского, уголовного, семейного, финансового и трудового права, а также рассматривают политические, экономические, философские и культурологические аспекты общества.

Факультетский день

Преподавательский состав

Профильные дисциплины и в лицее, и на факультетском дне преподают доценты и профессора факультета права ВШЭ, известные и практикующие юристы: Евгений Салыгин, Михаил Краснов, Сергей Пашин, Геннадий Есаков, Анатолий Ковлер и члены Ассоциации юристов России.

От теории к практике

Теоретические знания, полученные на уроках, иллюстрируются примерами из реальной жизни. Это возможно благодаря преподавателям — практикующим юристам, которые, рассказывая о случаях из собственного профессионального опыта, могут лучше объяснить ту или иную тему.

Недавно по поручению факультета права ВШЭ было решено организовать практические занятия для лицеистов. Планируется, что в будущем ребята смогут посещать судебные заседания и отделы внутренних дел, где получат представление о профессии.


Екатерина Соколова, 10 класс

В первом полугодии у нас была возможность познакомиться со всеми отраслями права. Мы изучали трудовое право, гражданское право, криминалистику, могли понять, что нам ближе, а после этого нужно было выбрать, в каком направлении мы хотим двигаться дальше. Я выбрала международные отношения.

Лицей Вышки — предуниверсарий, поэтому мы сразу окунаемся в университетскую среду и сами можем выбрать то, что хотим изучать. Учиться, конечно, тяжелее, чем в обычных школах, из-за огромного количества информации и специфических предметов, например политологии и социологии. Один из самых основных плюсов на нашем направлении — это факультетский день, во время которого можно пообщаться со студентами Вышки. Это очень помогает понять, как будешь учиться на первом курсе. К тому же занятия во время нашего факультетского дня проводит декан факультета права Евгений Салыгин.


Камила Сантана, 11 класс

Я пришла в лицей потому, что мне хотелось чего-то нового (а еще учиться в центре — это здорово). Я понимала, куда я поступаю, что это серьезное заведение, и требования здесь будут совсем другие. Наверное, главное отличие лицея Вышки от всех школ заключается в общении с преподавателями. Здесь преподаватель — это твой наставник, с которым ты можешь в свободное от уроков время обсудить что-нибудь даже не обязательно касающееся учебы. И это всегда приветствуется.

В лицее все очень творческие, чем-то увлекаются. У меня до этого не было такого большого круга общения, а сейчас я узнала очень много ребят, с которыми мы участвовали в разных мероприятиях и занимались благотворительностью.


Олег Подчуфаров, 10 класс

В лицее много отличий от обычной школы, которые заключаются в объеме и сложности работ, а еще в том, что уроки измеряются парами, а во время занятий можно выходить из здания. Мне все нравится, потому что я получаю именно ту информацию, которую хотел. Здесь достаточно сильная профильная история, высокий уровень английского.

Будущим лицеистам я пожелал бы не бояться. Пусть их не пугают вступительные экзамены, количество этапов, объем работ и сложность обучения, потому что результат того стоит.


Эрик Гешаев, 11 класс

В отличие от большинства своих одноклассников и знакомых, я поступил в лицей в 11 класс, перевелся из своей школы. После 9 класса мне не хватило нескольких баллов, но мой хороший друг, который учится в лицее, рассказал, что можно попробовать перевестись позже. Почему лицей? Потому что это одна из лучших школ Москвы.

Я нашел одно фундаментальное отличие лицея от остальных школ. Если в моей прошлой школе учителя и ученики относились к школе как к месту работы, то здесь и администрация, и преподаватели, и сами лицеисты считают это место вторым домом, и это очень сильно чувствуется. А еще мне нравится, что преподаватель никогда не считает себя выше ученика просто потому, что он взрослее, и поэтому с ним всегда можно вести дискуссию.

Вообще изначально я собирался сдавать математику, физику и информатику. Но потом резко поменял свои предпочтения и поступил на юридическое направление, о чем вообще не жалею. На самом деле я продолжаю увлекаться информатикой и сейчас, но для себя уже принял решение, что пойду на юрфак или на международные отношения.


Ирина Щепетильникова, 11 класс

Я всегда очень трепетно относилась к Высшей школе экономики, планировала поступать туда, но не знала, на какое направление. В 9 классе мы с мамой приехали на общефакультетский день открытых дверей, увидели стенд лицея, и Наталья Вениаминовна Любомирская, которая на тот момент была директором, посоветовала мне попробовать поступить.

Так получилось, что в 10 классе я влюбилась в обществознание, хотя в моей прошлой школе нам преподавали его по занудному учебнику, у меня всегда были четверки или тройки, и я его терпеть не могла. На юридическом направлении мы в большом объеме учим историю, обществознание, а наши преподаватели — это люди, которые имеют представление о том, как все это работает на практике. Благодаря всем полученным знаниям, у меня получилось пройти на Всерос по обществознанию. Я понимаю, что мне повезло намного больше, чем тем ребятам, которым несколько месяцев запихивали в голову однотипные концепции, а они никак не могли их применить.

С нашего факультетского дня мне особенно запомнились две лекции. Первая — с профессором Пашиным, который рассказывал совершенно шикарные истории из практики, и это было действительно интересно. А еще у нас была лекция по криминалистике, на которой было тело. Муляж. После этой пары все сразу захотели стать криминалистами.


Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение – это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

А еще язык – это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

Язык – это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык – это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям…

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Типы приема и передачи информации

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление – это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура – это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст → слова → слово → значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему (Шевчук Д. А. Деловое общение: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

Язык – речь – речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык .

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание – восприятие содержания звучащей речи;

письмо – фиксация содержания речи на бумаге;

чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе – литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка – наличие устойчивых норм.

Читайте также: