Когда работодателю необходимо уведомить работников о проведении эксперимента сдо

Обновлено: 28.06.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Пандемия коронавируса продолжается уже более полугода, а у людей, которые заболевают сейчас, все так же много вопросов.

На раннем этапе симптомы коронавирусной инфекции очень похожи на симптомы ОРВИ: повышение температуры, боль в горле, кашель, головная боль, слабость.

Если у человека наблюдаются признаки гриппа или ОРВИ, ему необходимо вызвать врача из медицинской организации, которая обслуживает адрес его пребывания. При первичном обращении пациента по ОРВИ у него в обязательном порядке берется мазок для проведения ПЦР-тестирования. Результаты пациент может увидеть в своей электронной медицинской карте.

Положительный результат теста на коронавирус означает, что человек болен, является вирусоносителем. Поэтому получив положительный тест, паниковать не стоит. С большой долей вероятности повторные данные анализа будут отрицательными.

Что делать после получения положительных результатов, человек самостоятельно не решает. Более того, у него не получится скрыть данные тестирования. Оно выполняется в лабораториях, аккредитованных Минздравом и Роспотребнадзором. В эти инстанции незамедлительно отправляются сведения о выявленных на данный момент инфицированных.

О заболевании коронавирусом вы обязаны сообщить своему работодателю

Если у Вас положительный результат теста на коронавирус, или Вы контактировали с заболевшим, при обращении в медицинскую организацию Вам может быть выдан листок нетрудоспособности по заболеванию или по карантину.

В настоящее время действует обычный порядок выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н.

В связи с карантином листок нетрудоспособности выдается при обращении в медицинскую организацию по месту жительства на основании Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.

Руководители организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности, обязаны обеспечить неукоснительное выполнение мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных постановлениями Правительства и главного санитарного врача субъекта РФ. Обо всех случаях выявления больного с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) необходимо незамедлительно сообщать в Управление Роспотребнадзора субъекта РФ.

Данные о выявленном случае заболевания и контактных лицах передаются в Роспотребнадзор. Контактными являются не только родственники, проживающие с заболевшим, но и коллеги по работе. Поэтому заболевший гражданин должен сообщить о заболевании COVID-19 своему непосредственному начальнику.

Для контактных лиц по согласованию с работодателем возможен также вариант дистанционной работы. В этом случае оформление листка нетрудоспособности не требуется.

Обращаем особое внимание, что в соответствии с действующим законодательством, граждане, находящиеся на карантине, обязаны соблюдать данный режим. А это значит, что в период карантина нельзя выходить на улицу, в магазин, на работу, в аптеку, ездить на дачу. Следует исключить контакты с родными и близкими людьми.

Коронавирусная инфекция у взрослого или ребенка может пройти без повышения температуры, появления кашля и одышки, что является одной из характерных особенностей данной патологии. Люди ощущают себя совершенно здоровыми, но это не значит, что они не больны. В организме вполне могут находиться коронавирусы.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 50 до 70 % инфицированных не подозревают, что являются носителями опасных инфекционных возбудителей. Большинство врачей считает отсутствие симптомов болезненным состоянием — иммунная система стремится уничтожить коронавирусы, усиленно продуцируя иммуноглобулины.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.


Отстранение от работы ТК РФ предусматривает в случаях, перечисленных в ст. 76 этого законодательного акта. При этом такая мера является одним из самых частых поводов для обращений сотрудников в трудовую инспекцию или суд. О том, как работодателю правильно оформить подобную процедуру, мы рассказали в нашей статье. И конечно, мы не могли обойти вниманием ситуацию с отстранениями за отказ сделать прививку против COVID-19.

Случаи отстранения от работы по инициативе работодателя

Отстранение сотрудника от работы – это временное его недопущение к выполнению прямых должностных обязанностей. Случаи, когда работодатель имеет полное право не допустить сотрудника на его рабочее место, можно увидеть в ст. 76 ТК РФ:

  • нахождение человека под действием алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • отсутствие у сотрудника медицинского и психиатрического допуска до его профессиональной деятельности;
  • медицинские противопоказания, выявленные по результатам очередного медицинского освидетельствования и несовместимые с его рабочей деятельностью;
  • требования государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ.

Во время отстранения от работы сотруднику не начисляется положенная ему заработная плата.

На практике нередки ситуации, когда отстранение работника было признано судебным органом незаконным. Поэтому работодателю следует внимательно относиться к данной процедуре и не нарушать требований ст. 76 ТК РФ. В противном случае, если подобное отстранение сочтут незаконным, оно будет признано вынужденным прогулом, а работодатель понесет материальную ответственность за свои действия.

Все рабочие дни вынужденного прогула должны будут оплачены сотруднику. Работник имеет право на выплату неполученного заработка, который ему мог бы быть начислен, если бы он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые функции. При вынужденном прогуле сотрудник также может рассчитывать и на денежное возмещение причиненного морального вреда.

Каждое отстранение работника от его работы, а также его отсутствие на рабочем месте, следует зафиксировать актом. Для составления такого документа необходимо создать комиссию, в которую можно также включить членов отдела по охране труда. В дальнейшем это поможет подтвердить законность действий работодателя.

Отстранение работника от работы по медицинским показаниям

Ряд профессий и должностей предусматривает прохождение первичного и последующего медицинского освидетельствования. К примеру, работники сферы общепита и продуктов питания: продавцы, бармены, повара, официанты, подсобные рабочие и другие. Обязательному прохождению психиатрической комиссии подлежат работники учебных заведений: воспитатели детских садов, преподаватели средних и высших учебных заведений, учителя в школах.

Если сотрудник не прошел необходимую комиссию и не получил должного медицинского заключения о допуске его к работе, то он может быть отстранен от рабочей деятельности. В случае, когда во время очередной медицинской комиссии он не получил допуска до работы, он также отстраняется от работы до получения соответствующего положительного медицинского заключения.

При этом, если сотрудник, был признан инвалидом 1 группы согласно медико-социальной экспертизе и является нетрудоспособным, то работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор. Если не установлена инвалидность 2 или 3 группы, и человек не желает больше работать, то он может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).

Если работник пожелает остаться на работе, то работодатель обязан создать рабочие условия, пригодные для его дальнейшей трудовой деятельности согласно индивидуальной программе реабилитации.

Образец приказа об отстранении от работы

Отстранение сотрудника от работы оформляется соответствующим приказом руководителя организации. В нем следует отразить причины, по которым работник не допускается до рабочей деятельности. Приказ будет служить основанием для бухгалтера-расчетчика о приостановлении начисления заработной платы.

Образец приказа об отстранении работника от работы вы можете бесплатно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:


Помимо приказа подтвердить законность действий работодателя может также объяснительная работника об отказе пройти медицинскую комиссию, медицинское заключение, полученное сотрудником, докладная записка и другие.

Отстранение от работы из-за отказа вакцинироваться от коронавируса

Сотрудника нужно отстранить от работы, если он отказывается делать прививку от коронавируса без медицинских противопоказаний, на весь период неблагоприятной эпидемиологической обстановки или до того, как он все-таки пройдет вакцинацию. Отстранять нужно при условии, что сотрудник включен в перечень лиц, обязанных сделать прививку, утвержденный постановлением главного санитарного врача региона (письмо см. Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ). Причем перевод сотрудника на удаленку не является альтернативой отстранению.

Найти НПА о вакцинации своего региона и посмотреть подробности можно здесь.

Какие документы подготовить для оформления обязательной вакцинации сотрудников, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Обратите внимание! За время отстранения антипрививочнику зарплата не начисляется и не выплачивается.

Очевидно, что данный факт не устраивает работников. И уже есть случаи их обращения в суд за защитой своих прав.

Судебной практики пока немного. Например, Роспотребнадзор по Республике Хакасия сообщает о решении Абаканского городского суда, который признал законным отстранение от работы водителя автобуса, отказавшегося проходить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции без уважительной причины. Также действия работодателя, отстранившего непривитых сотрудников от работы, признал законными Пролетарский районный суд Тулы (решение от 29.09.2021 № 2-1927/2021). В Татарстане недовольные отстранением работники дошли до республиканского Верховного суда (решения пока нет). То есть в целом в вопросе обязательности вакцинации суды склонны поддерживать работодателей. А отменяют отстранения, как правило, из-за несоблюдения процедуры и огрехов в оформлении. Поэтому нужно строго соблюдать правила.

Важно! Рекомендации из КонсультантПлюс
Порядок отстранения от работы лица, не прошедшего вакцинацию, может быть следующий (п. 6 Приложения к Разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора, п. 3 Письма Роструда N 1811-ТЗ):
во-первых, работодателю необходимо зафиксировать факт непрохождения данным работником вакцинации, для этого могут быть составлены как докладная записка ответственного должностного лица, так и акт, составленный и подписанный коллегиально;
во-вторых, необходимо издать в произвольной форме приказ .
Получите пробный доступ к К+ бесплатно и посмотрите весь алгоритм действий.

А еще не нужно переусердствовать. Если вы уже набрали необходимый процент вакцинированных, не отстраняйте остальных. В подобных ситуациях суд, скорее всего, поддержит работника. Такой вывод косвенно подтверждается, например, решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19.10.2021 № 2-1710/2021. В данном деле работника, который непосредственно не контачил с большим кругом лиц (слесаря) отстранили, а затем, когда процент вакцинации был набран, вернули на работу. Суд присудил компенсировать ему утраченный за время отстранения заработок и моральный вред в сумме 3000 руб. Дополнительные подробности этого дела смотрите у нас на форуме.

Итоги

Случаи отстранения работника от работы прописаны в ст. 76 ТК РФ. Каждое подобное отстранение должно быть зафиксировано документально: специальным актом, приказом и другими документами. Если отстранение будет признано незаконным, то работодатель понесет материальную ответственность перед работником.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С 22 ноября 2021 года действуют изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации, которым определены основные положения и порядок ведения кадрового ЭДО.

Что представляет собой электронный кадровый документооборот?

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений (КЭДО, кадровый ЭДО) – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде.

КЭДО может применяться при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров и оформлении других кадровых документов.

При этом КЭДО нельзя применять при оформлении трудовых книжек, сведений о трудовой деятельности работников, формируемых в электронном виде, акта о несчастном случае на производстве, приказа об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда.

Порядок введения КЭДО

Работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости введения КЭДО. Работодатель должен уведомить о введении КЭДО работников, которые в свою очередь вправе согласиться на ведение их кадровых документов в электронном виде или отказаться от этого.

Если письменное согласие не получено, то работодатель не вправе применять КЭДО в отношении работников. Кадровые документы несогласных работников нужно продолжать вести в бумажном виде.

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством КЭДО не нужно получать у работников, которые принимаются на работу после 31 декабря 2021 года и не имеют трудового стажа по состоянию на эту дату. В отношении таких работников КЭДО можно вести по умолчанию в случае его применения работодателем.

Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу либо увольнять работника если работник или лицо, принимаемое на работу, отказывается от взаимодействия с работодателем посредством КЭДО и если у работника или лица, принимаемого на работу, отсутствует электронная подпись. При приеме на работу работник может предъявить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в форме, которая согласована с работодателем.

Кроме того, работодатель может в электронной форме ознакомить работника при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, другими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с будущей трудовой деятельностью, коллективным договором.

Если работодатель принял решение о введении КЭДО, он должен разработать и утвердить локальный нормативный акт, который определяет информационную систему для ведения электронного документооборота, порядок доступа к информационной системе работодателя, перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых ведется электронный документооборот, срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, сведения о дате введения электронного документооборота. Такой ЛНА принимается работодателем с учетом мнения профсоюза.

Работодатель может вести электронный документооборот с работником посредством Федеральной государственной информационной системы "Работа в России" и информационной системы работодателя. Это следует из норм ч. 4 и ч. 6 ст. 22.1, ч. 8 ст. 22.3 ТК РФ.

Порядок взаимодействия сторон посредством КЭДО

Порядок взаимодействия сторон при ведении КЭДО работодатель определяет самостоятельно. Здесь необходимо учитывать специфику деятельности работодателя, его организационные и технические возможности.

Работодателю необходимо локальным нормативным актом утвердить порядок ведения электронного документооборота. Этот ЛНА может предусматривать сроки подписания работником электронных документов и ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления, порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота, исключительные случаи, при которых допускается оформление определенных кадровых документов на бумажном носителе, процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам. Такой ЛНА принимается работодателем с учетом мнения профсоюза.

Работодатель вправе распространить действующие у него правила электронного документооборота на взаимодействие с дистанционными работниками.

Стороны трудовых отношений подписывают электронные документы своей электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи зависит от используемой работодателем информационной системы и подписываемых документов.

При этом расходы на получение работником электронной подписи и ее использование несет работодатель. При наличии у работника или лица, поступающего на работу, усиленной квалифицированной электронной подписи, полученной им ранее, он вправе использовать эту подпись.

Запрошенные работником документы выдаются в течение трех дней со дня подачи заявления способом, который указан в заявлении работника в форме копии электронного документа на бумажном носителе, заверенной надлежащим образом, в форме электронного документа. Такой документ работодатель может разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг и в личном кабинете работника на цифровой платформе "Работа в России".

При возникновении чрезвычайных работодатель и работник, которые не взаимодействует посредством КЭДО, вправе временно обмениваться документами, в том числе документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа с последующим представлением таких документов на бумажном носителе. Порядок взаимодействия сторон в таких ситуациях регулируется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения профсоюза.

Хранение электронных документов

Работодатель обязан хранить электронные документы в течение сроков, которые установлены законодательством РФ об архивном деле. Это касается и ситуации, когда электронный документооборот ведется с использованием информационной системы работодателя либо цифровой платформы "Работа в России".

При определении сроков хранения документов работодателю необходимо руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, Инструкцией по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 № 237.

Как быть, если работодатель участвовал в проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой?

Напомним, что в Российской Федерации по 15 ноября 2021 года включительно проводился эксперимент по использованию электронных документов, связанных с работой. Сейчас этот эксперимент завершен.

Эксперимент по электронному кадровому документообороту проводился на основании Федерального закона от 24.04.2020 № 122-ФЗ "О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой" (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), Положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, утв. Приказом Минтруда России от 14.05.2020 № 240н. Участие работодателей, работников и лиц, поступающих на работу, в эксперименте по КЭДО было добровольным.

Если работодатель принимал участие в эксперименте по электронному кадровому документообороту и решил продолжать вести КЭДО после окончания эксперимента, он может применять новые правила к возникшим с 16 ноября 2021 года правам и обязанностям. В этом случае работодателю необходимо завершить переход на электронный кадровый документооборот до 1 июля 2022 года.


По ТК РФ работодателю в конкретных случаях необходимо уведомлять работников в определенный срок. Свели в таблицу перечень случаев, о которых ТК РФ требует работодателя предупреждать работника в письменном виде под подпись (с указанием сроков, нарушение которых может дорого обойтись организации). Объяснили, как оформлять уведомления на бумаге (11 примеров): дали состав обязательных реквизитов, образцы готовых документов, варианты оформления отметки о получении документа работником и отметки с его ответом на предложение работодателя. Показали журнал регистрации уведомлений. Разобрались со сложным вопросом документирования факта и даты выполнения работодателем своей обязанности, если работник отказывается расписываться в получении уведомления на экземпляре работодателя.

В Словаре видов и разновидностей современной управленческой документации уведомление определено, как деловое письмо, сообщающее адресату информацию, могущую иметь правовые последствия. 1

Этот документ может создаваться в рамках различных видов управленческой деятельности. Например, в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) 2 такой вид документа, как уведомление, встречается:

  • в унифицированной системе документации, устанавливаемой ЦБ РФ;
  • в унифицированной системе бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора;
  • унифицированной системе отчетно-статистической документации.

И хотя в ОКУД нет уведомлений среди организационно-распорядительной документации и документации по учету труда и его оплаты, они являются значимыми документами деятельности кадровых подразделений, т.к. с их помощью реализуются требования ТК РФ. Нарушения при составлении или передаче работнику этих документов могут иметь существенные юридические последствия для организаций.

Связано это в первую очередь с тем, что трудовое законодательство включает немало норм, устанавливающих необходимость извещения работников о каких-либо событиях и действиях, о которых должно быть сообщено работнику в определенный срок. Их несоблюдение может стать основанием для трудовых споров и применения к работодателю штрафных и иных санкций.

В каких случаях составлять уведомления

В ТК РФ используются различные формулировки для обозначения ситуаций, когда требуется проинформировать работника. Назовем основные из них (Таблица 1).

Таблица 1. О чем и когда работодатель должен уведомить работника, согласно ТК РФ


Кроме того, уведомление может составляться в ситуациях, когда необходимо получить согласие работника либо ознакомить его с правом на отказ. Традиционно принято использовать для этих целей такой вид документа, как заявление. Однако по своему смыслу заявление связано скорее с инициативой работника. Если же инициатива исходит от работодателя, то согласие, оформленное в виде заявления, выглядит несколько нелогично. Впрочем, это не будет нарушением с учетом того, что ТК РФ в большинстве случаев не определяет однозначно, с помощью какого вида документа должно быть оформлено согласие, и тогда главное, чтобы оно было.

Таблица 2. Ситуации, в которых ТК РФ требует получить согласие работника либо ознакомить его с правом на отказ


Форма уведомления

Уведомления направляются работникам с разными целями и в разных ситуациях, поэтому типовой формы этого документа нет. Он оформляется по общим правилам составления организационно-распорядительной документации. На практике его часто оформляют на бланке письма, что не совсем корректно. Ведь уведомление текущему работнику – это внутренний документ, а не исходящий. Письмо уместнее писать бывшему работнику.

В состав обязательных реквизитов уведомления входят:

  • наименование организации – автора документа;
  • наименование вида документа;
  • место составления (издания) документа;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • адресат;
  • заголовок к тексту;
  • текст документа;
  • подпись уполномоченного лица работодателя.

Эти реквизиты оформляются с учетом требований ГОСТ Р 7.0.97-2016 3 .

Пример 1. Виза согласования


Пример 2. Отметка о получении документа (без должности)


Пример 3. Отметка о получении документа (с указанием должности)


С какой буквы (заглавной или маленькой) писать заголовок с новой строки? Мы привыкли, что в письмах он пишется с заглавной буквы (там нет указания вида документа), а вот, например, в протоколах, актах – с маленькой (протокол заседания совета директоров, акт инвентаризации основных средств и т.д.). Если есть вид документа, то он является единым целым с заголовком к тексту и, следовательно, заголовок лучше писать с маленькой буквы (хотя в уведомлениях встречаются разные варианты, см. Примеры 4 и 5).

Далее в констатирующей части дается ссылка на правовую норму, потребовавшую направления работнику уведомления, и описание обстоятельств, в отношении которых действует эта норма.

Основная часть текста содержит выводы, предупреждения, рекомендации, просьбы или просто информацию, которую работник должен принять к сведению. Здесь также могут разъясняться правовые нормы, порядок их применения, права работника, а также действия, которые он обязан предпринять или, напротив, может отказаться предпринимать.

Подписывает уведомление, как правило, руководитель организации. Однако если у иного должностного лица организации есть полномочия на принятие кадровых решений, то оно тоже может подписывать уведомления работникам. Печать на уведомлении (как внутреннем документе) не нужна.

Пример 4. Уведомление о прекращении трудового договора в связи с истечением его срока


Пример 5. Уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников


Как уже было отмечено выше, факт согласия или несогласия работника может быть зафиксирован непосредственно на уведомлении. Варианты того, какие формулировки могут быть использованы, показаны в Примерах 5, 6 и 7, но возможны и другие формулировки.

Неоднозначность формы и различные варианты отметок обусловлены тем, что в спорной ситуации, когда работник не желает сотрудничать и отказывается получать уведомление и соглашаться на предложение работодателя, последнему становится особенно важно доказать, что он уведомлял работника. Этому способствуют регистрация уведомлений и правильная процедура их вручения работникам.

Очень важными реквизитами уведомления являются его дата и регистрационный номер.

Одной из целей регистрации является учет документов. В условиях, когда законодательство требует от работодателя, во-первых, известить о чем-то работника в письменном виде, а во-вторых, сделать это в строго оговоренный срок, регистрация позволяет зафиксировать и подтвердить факт создания документа в установленное время. Ведь дата в отметке о получении документа может быть только позже его регистрации – именно дата получения работником должна быть раньше на определенное количество дней (или месяцев) того события, о котором уведомляет работодатель.

В статье 74 ТК РФ написано, что уведомить работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель обязан не позднее, чем за 2 месяца до наступления этих изменений. Например, об изменениях, которые произойдут 14 сентября, работник должен быть уведомлен не позднее 13 июля. 13 июля – это крайняя дата получения работником уведомления. Однако не будет нарушением заблаговременное вручение уведомления работнику.

Регистрируются уведомления, как правило, в отдельном журнале. Впрочем, есть подход, при котором для различных видов уведомлений ведутся различные журналы. Рациональная составляющая такого подхода основана на том, что какие-то разновидности уведомлений носят систематический характер, а какие-то издаются от случая к случаю. Так, разумно будет вести отдельный журнал для уведомлений о наступлении отпуска по графику отпусков.

Журнальная форма регистрации позволяет более четко вести учет уведомлений, исключить возможность подтасовки фактов путем внесения записей задним числом. Соответственно, в случае спора и разбирательств в ГИТ или суде своевременная регистрация спорного уведомления в журнале станет дополнительным аргументом в пользу работодателя.

Но уведомления также можно хранить и в личных делах, и как основания приказов.

Форма журнала регистрации уведомлений точно не определена. Состав граф этого журнала определяет работодатель, исходя из своих справочно-информационных целей. Он может иметь следующий вид:

Пример 9. Журнал регистрации всех уведомлений (без разбивки на несколько отдельных документопотоков)


Также в журнале могут быть реквизиты приказа, основанием для которого является уведомление и прочие данные. Можно еще предусмотреть графу с подписью работника о получении уведомления. Формально это станет дублированием подписи работника о получении уведомления, которая проставляется на самом документе (на экземпляре работодателя). Вариант проставления подписи только в журнале менее предпочтителен, т.к. работник может оспорить содержание уведомления.

Как направлять / вручать уведомление

Учитывая тот факт, что уведомление содержит информацию, которая может иметь серьезные правовые последствия, к отправке или передаче его работнику нужно отнестись крайне серьезно.

В большинстве ситуаций практикуется вручение работнику уведомлений по месту работы сотрудником отдела кадров или непосредственным руководителем. Это обычная практика, которая однако требует обязательного проставления отметки о получении уведомления работником на экземпляре работодателя (см. Примеры 2–5).

Если работник отказывается получать уведомление или расписываться на экземпляре работодателя, то нужно зачитать ему уведомление вслух при свидетелях и документировать это актом. Он оформляется по общим правилам: кроме составителя подтвердить изложенное в акте своими подписями должны не менее двух свидетелей.

Образец такого акта показан в Примере 10 (дата на нем обязательна, а вот номер вполне может отсутствовать). Но заменить его может и добавление на листе уведомления зоны, показанной в Примере 11, т.е. прямо тут свидетели могут подтвердить своими подписями факт отказа от получения уведомления и его зачитывание вслух работнику.

Пример 10. Акт об отказе получить уведомление и его зачитывании работнику


Пример 11. Фиксация на самом уведомлении подписями свидетелей отказа работника


Адрес отправки, как правило, хранится в личном деле работника. Обязательно он есть на трудовом договоре. Если работник сменил место жительства или фактически проживает по другому адресу, он должен проинформировать об этом работодателя. Если такой информации от работника не поступало, письмо следует отправлять по адресу, прописанному в трудовом договоре.

Как и сколько хранить уведомления

Уведомления работников обычно создаются в кадровом подразделении и хранятся там же.

Кадровикам их удобно собирать в личных делах. Но у личных дел срок хранения 50/75 лет ЭПК по ст. 445 Перечня 2019 г. 4 , а у уведомлений работников – всего 3 года по ст. 436 того же Перечня.

Вместе с тем есть категория уведомлений, являющихся основанием для издания приказов со сроками хранения 50/75 лет. Например, приказов о переводе, изменении условий трудового договора, увольнении работников. Уведомления для таких приказов являются важным подтверждением правомерности подобных действий. Хранить их только три года рискованно.

Читайте также: