Музыкальное звукооператорское мастерство что это за профессия

Обновлено: 06.05.2024

Немного творчества и уши как рабочий инструмент: особенности и главные составляющие профессии звукорежиссер

Звуки не просто окружают нас повсюду, но и вызывают определенные эмоции и ассоциации, реакции, чувства и настроения. Причем речь идет как о музыкальных композициях, так и, например, о птичьих трелях, шуме прибоя, звоне колоколов, мычании коровы, шуршании подарочной упаковки и так далее. Недаром обеспечение высокого качества, своевременности и уместности звукового сопровождения является важной задачей в индустрии развлечений и других сфер деятельности человека — театре, кино, радио и телевидении, образовании, концертной деятельности, производстве игр и мобильных приложений. Неудивительно, что особую важность в этих сферах представляет и профессия звукорежиссер, объединяющая специалистов, которые отвечают за создание и редактирование звуковых образов и эффектов. Сегодня мы рассказываем о том, что входит в повседневные обязанности представителей этой профессии, каковы ее особенности, преимущества и недостатки, а также выясняем, как стать звукорежиссером и каким людям больше всего подойдет эта специальность.

Особенности профессии звукорежиссер

Профессия звукорежиссер или, с английского, Audio Engineer (Sound Director), как мы уже сказали, напрямую связана с формированием звуковых образов, созданием новых звуков, звуковой концепции и так далее. Между тем, нередко непосвященные путают эту профессию с профессией звукооператора. На самом же деле звукооператор и звукорежиссер — это столь же разные специализации, как, например, оператор и монтажер. Безусловно, на звукорежиссере, равно как и на звукооператоре, лежит ответственность за качественные характеристики звуковой картины мероприятия в целом, однако задачи, решаемые им, существенно шире.

Звукорежиссура предполагает хороший музыкальный вкус и художественное восприятие, а также множество технических навыков

Типичный звукорежиссер — какой он?

Опытный звукорежиссер имеет в своем арсенале обширную библиотеку готовых или специально записанных сэмплов (шумов), от журчания ручья и звона разбитого стекла до воя полицейской сирены и скрежета автомобильных тормозов. Нередко специалист записывает в процессе своей деятельности и синхронные шумы — звуки, имитирующие звучание действа, которое разворачивается на экране. К примеру, для того, чтобы озвучить шаги героя фильма, который спасается от преследователей по тропе, щедро усыпанной гравием, можно рассыпать небольшое количество гравия непосредственно в студии и шагать по нему одновременно с экранным персонажем. В хороших студиях с целью качественной имитации звуков и эффектов организуют целые хранилища по-разному звучащих разнофактурных материалов и предметов.

В подчинении у звукорежиссера студии звукозаписи находится так называемый звуковой цех, численность которого составляют звукооператор, монтажер звука, оператор по управлению микрофонами и другие специалисты. Поэтому звукорежиссер — должность не просто творческая, но и руководящая.

Многие профессионалы признаются, что, в отличие от многих других сфер деятельности, звукорежиссуру довольно сложно отделить от обычной жизни. Выбрав эту специальность, человек со временем неизбежно привыкает и вне рабочего места прислушиваться к окружающим его звукам, анализировать, компоновать и запоминать их. Развивается индивидуальное звуковосприятие, а также своего рода чутье на подлинность того или иного звука. Все это помогает музыкальному звукорежиссеру совершенствовать мастерство, в нужный момент заручаться вдохновением и в конечном счете добиваться максимально качественного звучания продукта своей профессиональной деятельности.

Где водятся настоящие звукорежиссеры?

Профессия звукорежиссер является одной из ключевых не только в студиях звукозаписи. В театрах и на концертных площадках этот специалист осуществляет звуковое сопровождение действа, точно так же оперируя всевозможными шумами, музыкальными композициями и эффектами, а в ходе шоу отслеживая качество и своевременность подачи звука.

Специалист в области звукорежиссуры принимает непосредственное участие и в саунд-оформлении телепередач, сериалов, анонсов, рекламных заставок, импровизирует в прямом эфире, трудится на ток-шоу, новостных каналах. Он следует прямым указаниям режиссера и контактирует в ходе исполнения поставленных задач с продюсером, редактором, оператором, линейным монтажером, звукотехниками, поэтому во многом эффективность всего того, что делает звукорежиссер, определяется его умением работать в команде.

Преимущества и недостатки профессии

Звукорежиссер — это настоящий повелитель звуков и мелодий

К минусам работы звукорежиссера можно отнести ненормированный рабочий день, характерный для представителей этой профессии. Разновидность данного недостатка — частые утомительные переезды и командировки: например, если специалист берет на себя сопровождение артистов на гастроли по разным городам и странам. Также нередко в процессе подготовки к шоу звукорежиссерам приходится переносить довольно тяжелое оборудование, поэтому в этой деятельности не обойтись без хорошей физической формы.

Важные качества и навыки звукорежиссера

Музыкальностью и особым художественным вкусом претенденты на пополнение рядов профессиональных звукорежиссеров, как правило, обладают с самого детства. Впрочем, хороший слух и творческое восприятие звуковой картины можно натренировать со временем. Кроме того, специалисту по звукорежиссуре понадобятся отличная память на звуки, профессиональная эрудиция, умение обращаться с цифровым и аналоговым звукозаписывающим и воспроизводящим оборудованием, знание технологии съемок, особенностей расстановки микрофонов, акустических особенностей помещений и других тонкостей. И, наконец, хороший звукорежиссер должен непрерывно развиваться, отслеживая творческие инновации коллег по цеху и пополняя собственный багаж знаний и креатива.

Профессия звукорежиссер: где на нее учиться?

Освоение мастерства звукорежиссуры предполагает несколько вариантов. Первый из них — получение высшего профильного образования. На звукорежиссера после 11 класса учат, к примеру, в таких уважаемых вузах, как Московский гуманитарный университет, Всероссийский государственный институт кинематографии, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского или Российская академия музыки им. Гнесиных.

Второй популярный вариант приобретения профессии звукорежиссер — это специальные курсы после 9 класса. Сегодня существует немало подходящих программ, в том числе, предлагаемых онлайн-университетами. Единственным неудобством такого обучения в современных условиях можно назвать, пожалуй, лишь необходимость самостоятельно позаботиться о полноценной практике в ходе учебного процесса.

Где искать работу звукорежиссеру и сколько получает этот специалист?

Зарплата звукорежиссера в среднем по стране составляет от 30 до 110 тысяч рублей. Столичные специалисты могут рассчитывать на штатный заработок в размере от 50 до 120 тысяч рублей и выше — в зависимости от рабочего графика, а также объемов и сложности решаемых задач.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Звукорежиссер

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Да, звукорежиссер не выступает на эстраде, не появляется на обложках глянцевых журналов, у него нет клуба фанатов, а его фамилия, появляющаяся в титрах к фильму, вряд ли привлечет внимание зрителя. Но вот парадокс, иногда именно от профессионализма этого незаметного широкой публике специалиста зависит успех шоу-программы, ток-шоу, кинофильма или концерта популярного артиста. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье, посвященной особенностям профессии звукорежиссера.

Кто такой звукорежиссер?


Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались "управлять" непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и "навороченнее" аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?


Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • тонкий музыкальный слух;
  • креативность;
  • находчивость;
  • развитое воображение;
  • хорошая звуковая память;
  • музыкальная эрудиция;
  • коммуникабельность;
  • чувство меры;
  • стрессоустойчивость.

Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.

Преимущества профессии звукорежиссера

Поскольку профессия звукорежиссера больше всего востребована на телевидении и в сфере шоу-бизнеса, основным преимуществом этой профессии многие назовут возможность личного знакомства с известными и популярными людьми. Однако на этом преимущества профессии звукорежиссера не ограничиваются. Стоит также отметить:

  • востребованность – сфера деятельности звукорежиссера постоянно расширяется, а потому потребность в таких специалистах будет постоянно возрастать;
  • универсальность – поскольку профессия звукорежиссера подразумевает владение всеми навыками создания, записи и воспроизведения звуков, то такой специалист может работать не только по своей специальности, но и по смежным: звукооператор, оператор микрофона, звукоинженер и т.д.;
  • неординарность – каждый рабочий день звукорежиссера никогда не похож на предыдущий, поэтому такую работу можно смело назвать увлекательной, интересной и веселой.

Недостатки профессии звукорежиссера


Если говорить о недостатках профессии звукорежиссера, то в первую очередь необходимо отметить "неоцененность" работы такого специалиста. Признание и восторги за качественный "продукт" (саундтрек, фильм, программу или концерт) достаются звездам кино и шоу-индустрии, которые "почивают на лаврах" и блистают на "красных дорожках". А звукорежиссеры, без которых качественное звуковое сопровождение было бы невозможным, остаются "в тени" и "блистают" только в стенах звукового цеха.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии можно назвать очень нервные условия труда. Ведь звукорежиссеры зачастую работают непосредственно со звездами кино и эстрады, некоторые из которых отличаются непростым характером и страдают "звездной" болезнью.

Ну и самый главный недостаток – относительно небольшая зарплата. Конечно же, "маститые" звукорежиссеры могут рассчитывать на достойную оплату труда. А вот молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в пределах 15-30 тысяч рублей (в зависимости от региона России).

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность "Звукорежиссура кино и телевидения". Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:

Девушка за пультом звукорежиссера

Звукорежиссёр – одна из наиболее востребованных специальностей сферы кино, телевидения, шоу - бизнеса. Профессия звукорежиссера связана с созданием музыкального сопровождения на радио, в кино, на телевидении, на сцене концертного зала и театра, в мультипликационных фильмах и компьютерных играх. В арсенале профессионального специалиста пение птиц, крики животных, человеческая речь, морской прибой, шум дождя и раскаты грома, природные, музыкальные звуки. Выбирая звуки, создавая музыкальное оформление, звукорежиссер придает художественному произведению новый смысл, углубляя то, что было заложено в него автором, делая произведение более выразительным и объемным, усиливая его эмоциональное звучание, дополняя зрительную информацию информацией звуковой.

Условия поступления

Будущему специалисту необходимо обладать не только особым музыкальным слухом, чувством прекрасного, но и техническими знаниями. При поступлении на обучение абитуриенту необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • математика;
  • творческий экзамен, в роли которого может выступать прослушивание, анализ фонограмм, экзамен по гармонии и теории музыки, коллоквиум.

Будущая профессия

Несмотря на то, что профессиональная деятельность звукорежиссера остается, как правило, за кадром, переоценить социальную значимость профессии невозможно. Любая передача, ток-шоу, фильм или постановка, которую мы видим, создается при непосредственном участии специалистов этого направления. Казалось бы, нет ничего сложного в звуковом оформлении интервью, но как быть, если оно записывается в уличном шуме, в аэропорту, на стадионе? В такой ситуации без профессиональной деятельности звукорежиссёра велик риск того, что вместо голоса ведущего будет слышен лишь шум толпы или работающих механизмов. Незаменима работа звукорежиссёра и в процессе обработки голоса ведущего, участников передачи, певца. Благодаря современным техническим средствам обработки голоса перед будущим специалистом открываются необозримые горизонты придания того звучания, которое запомнится слушателям или зрителям, сможет вызвать у аудитории ответную реакцию.

Профессия требует от будущего специалиста особых талантов, фантазии, знания компьютерных программ, технологии, техники в звукорежиссуре. Специальность – на стыке техники, творчества и технологий, имеющая огромные перспективы развития в будущем и позволяющая наиболее талантливым выпускникам создавать новые шедевры мировой цивилизации, культуры.

Куда поступать

Группа молодых людей у пульта звкорежиссера

Будущие звукорежиссеры отвечают за создание звуковых образов, звуковой концепции, формирование звуковой драматургии произведения. В его задачи входит запись, обработка, компоновка и воспроизведение звуковых компонентов при помощи использования специальных технических средств. Вузы, осуществляющие подготовку специалистов данного направления, должны иметь кроме высококвалифицированного педагогического персонала соответствующую материально-техническую базу, включая наиболее современные средства обработки звукового ряда. На сегодняшний день обучением звукорежиссеров занимаются следующие отечественные учебные заведения:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания "Останкино";
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.

Сроки обучения

Нормативный срок обучения составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профессия музыкального звукорежиссера возникла практически одновременно с появлением кинематографа и технических средств, позволяющих осуществлять запись и воспроизводство звуков, соответственно, специальные теоретические дисциплины курса связаны с изучением технических параметров, характеристик. В процессе обучения студенты изучаются следующие теоретические аспекты профессиональной деятельности:

Рабочее место звукорежиссера

  • звукорежиссура;
  • мастерство монтажа звука;
  • акустические основы звукорежиссуры;
  • история звукозаписи;
  • звукозапись в студии;
  • реставрация фонограмм;
  • оборудование студий звукозаписи;
  • технология сведения многодорожных фонограмм;
  • технология концертного звукоусиления;
  • цифровые аудиотехнологии и пр.

Приобретаемые навыки

Звукорежиссер – одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.

Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:

  1. Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
  2. Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
  3. Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
  4. Осуществление микширования музыки.
  5. Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
  6. Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
  7. Осуществление руководства работой технического персонала.
  8. Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.

Перспективы трудоустройства по профессии

На сегодняшний день выпускники направления востребованы во всех сферах, которые так или иначе прибегают к музыкальному оформлению (телевидение, музыкальные студии, радио, шоу-программы, концертная деятельность и пр.). После завершения обучения специалисты направления могут работать в качестве:

Заработная плата молодого специалиста стартует от 18 000 руб., более опытные звукорежиссеры зарабатывают до 36 000 руб. в месяц. Те немногие, кому удалось достигнуть высокого уровня мастерства, и стать востребованными в сфере звукозаписи, установить сотрудничество с выдающимися представителями шоу-бизнеса или устроится в одну из ведущих студий звукозаписи, могут рассчитывать на более высокую оплату своего труда.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уровень профессионализма звукорежиссера напрямую зависит от развития науки и техники, появления новых технических средств обработки голоса, создания новых музыкальных образов и умения с ними работать. Поскольку современная наука не стоит на месте и навыков оперирования техническим оборудованием, полученных при обучении, бывает недостаточно, для повышения собственного профессионализма, целесообразным представляется продолжить обучение в магистратуре.

При поступлении в магистратуру, аспирантуру или докторантуру, Вы можете быть уверены, что под руководством научного руководителя Вы продолжите дальнейшее самосовершенствование в теоретическом плане, а также в процессе работы над новой аппаратурой, с использованием всех новых возможностей, которые предоставляет современная техника. Написание магистерского исследования является оптимальным способом формирования научной компетенции, которая в сочетании с творческим началом и глубокими техническими знаниями позволит Вам реализовать совершенно новые подходы к музыкальному оформлению произведений. Продолжение обучения автоматически влечет за собой продолжение общения с творческой элитой нашей страны, что повышает Ваши шансы на то, что Вы будете замечены и востребованы. Диплом магистранта является признанным на международном уровне, что также является важным преимуществом для будущего специалиста.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ

Методические указания по освоению междисциплинарного курса основы звукооператорского мастерства .

Никишин Михаил Владимирович,

преподаватель специальности 53.02.02

Звукооператор - одна из сложнейших творческих профессий в современном производстве. Круг знаний, необходимых звукооператору, необычайно широк, т.к. профессия находится как бы на стыке искусства и электроники. Звукооператор должен иметь совершенный слух, хорошую музыкальную и техническую подготовку, прекрасную память, быструю реакцию. Звукооператору приходится общаться не только с техникой, но и с людьми, а это значит, что ему нужно иметь организаторские способности, знать психологию исполнителей и зрителей.

Основные цели преподавания данной дисциплины:

теоретическое познание основных принципов звукозаписи;

ознакомление с общими принципами звукорежиссуры;

ознакомление со стандартными и специфическими приемами обработки

ознакомление с особенностями записи музыки различных жанров и стилей;

ознакомление с основными параметрами оценки качества художественной,

художественно-технической и технической звукозаписи;

формирование практических навыков слухового анализа различных видов

формирование практических навыков критического слушания звукозаписей

и определения причин тех или иных недостатков;

изучение теоретических основ и методов построения элементов

электронной аппаратуры, применяемой в практике звукорежиссуры;

изучение методов и средств измерения параметров электрических трактов

записи, воспроизведения и преобразования звуковых сигналов;

формирование понимания основных принципов построения

звукотехнического оборудования студий различного назначения;

изучение основных технических характеристик и функциональных

возможностей звукотехнического оборудования;

развитие навыков в подготовке к работе и правильной эксплуатации

звукотехнической аппаратуры, используемой в деятельности звукорежиссера;

ознакомление с современными звукотехническими системами и

перспективами их развития.

В процессе обучения перед студентами стоят многообразные и сложные задачи :

будущие звукооператоры должны приобрести начальный опыт работы с музыкальным материалом различных стилей и жанров;

освоить технику и технологию фонографии;

освоить электроакустические методы реализации художественных идей звукопередачи;

уметь проводить экспертные оценки фонограмм на основе целостного анализа с выдачей, в случае необходимости, рекомендаций по их мастерингу или реставрации;

должны приобрести опыт самостоятельной организации записи, включая период отбора репертуара, контроль над аранжировкой, и т. д.;

овладеть фонографическим языком и аналитическими оценками технического качества фонограмм.

В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие знания, умения, компетенции:

должен знать :

историю развития и современное состояние звукозаписи;

выразительные возможности звукозаписи, принципы звукорежиссуры;

основы техники микрофонного приема звука и принципы микрофонного позиционирования при проведении одномикрофонной и многомикрофонной передачи (записи);

принципиальные технические структуры современных профессиональных звукозаписывающих студий;

основы монтажа музыкальных звукозаписей;

основы реставрации архивных фонограмм;

параметры субъективной оценки качества звукозаписи: художественные (эстетические), художественно-технические, технические;

способы записи всех сольных инструментов, ансамблей, оркестров;

принципы озвучивания концертов в залах и на открытом воздухе

должен уметь :

грамотно подготовиться к записи, что предполагает предварительный выбор исполнителя, отбор репертуара, работу с партитурой, контроль над аранжировкой, выбор инструментария (в том числе электронного оборудования), акустически оптимальной студии, грамотно составить микрофонную карту;

пользоваться профессиональной аппаратурой для звукозаписи;

уметь создавать комфортную и благожелательную психологическую

обстановку для исполнителя;

во время записи или сведения формировать красивое, комфортное звучание, отвечающее жанру и стилю записываемой музыки;

производить звукоусиление мероприятий любой сложности на открытых площадках и в концертных залах, работать с МIDI.

Содержание курса.

Раздел 1. История развития звукозаписи.

Тема 1.1. Виды звукозаписи. Механическая запись. Грамзапись Магнитная запись. Оптическая запись. Цифровая запись.

Тема 1.2. Функции звукорежиссера (звукооператора). Цели, функции, методы используемые для достижения звукового образа

Раздел 2. Звук – от зарождения к восприятию.

Тема 2.1. Архитектурная акустика. Понятие акустики. Геометрическая акустика Время стандартной реверберации . Понятие диффузности звукового поля.

Тема 2.2. Звуковые волны. Виды волн (плоская, сферическая).Фазовые характеристики. Что происходит со звуковыми волнами в замкнутом пространстве. Исследование реакции на акустический импульс. Отличительные характеристики звуковых волн. Влияние среды распространения на характер волн.

Тема 2.3. Громкость и динамика звука. Понятие звукового давления. Понятие интенсивности звука. Психоакустическая модель ощущения громкости.

Тема 2.4. Основы теории о высоте звука. Инфранизкочастотный диапазон. Ультразвуковой диапазон. Диапазон слышимого звука. Чистый тон. Многотоновые звуки, понятие частотного спектра.

Тема 2.5. Психоакустическая оценка тембра и высоты звука. Понятие тембра. Понятие основного тона. Понятие обертонов. Возможности коррекции тембра корректорами АЧХ.

Раздел 3. Звуковое оборудование.

Тема 3.1. Контрольные акустические агрегаты. Характеристики динамиков и акустических колонок. Проблемы с качеством. Искажения, возникающие в слуховой системе человека. Классификация акустических колонок. Особенности акустических агрегатов ближней зоны. Особенности акустических агрегатов дальней зоны. Необходимость фазирования. Особенности подключения пассивных акустических колонок. Магнитное экранирование. Головные стереотелефоны. Особенности применения головных телефонов в студиях звукозаписи. Перспективы развития электроакустических систем.

Тема 3.3. Знакомство с микшером. Общий обзор . Основы микширования. Маршрутизация. Панель коммутации. Мастер секция. Главная и вспомогательные шины. Цифровой микшер. Программные микшеры.

Тема 3.4. Технология записи синтезированных источников сигнала с использованием компьютерных технологий. Художественные особенности синтезированного музыкального материала. Классификация электронных музыкальных инструментов. MIDI интерфейс. Компьютерные программы для работы с синтезаторами. Мидиклавиатура. Самостоятельное создание семплированных источников звука.

Тема 3.5. Микрофоны. Типы и виды микрофонов. Направленность PZM -приемники звука. Проблемы, возникающие в процессе эксплуатации. Хранение и уход. Техника использования микрофонов Близкое расположение. Удаленное расположение. Объемная запись. Стерео. Комбинированное расположение. Превышение уровня сигнала. Правильное расположение микрофонов. Компрессия. Настройка микрофонов.

Раздел 4. Особенности звукозаписи, частотные диапазоны музыкальных инструментов.

Тема 4.1. Электромузыкальные инструменты. Электрогитара. Бас-гитара. Синтезатор. Особенности подключения.

Тема 4.2. Ударная установка . Большая ударная установка. Подготовка к студийной записи ударной установки. Особенности настройки барабанов.

Тема 4.3. Клавишные инструменты. Челеста. Клавесин. Фортепиано. История создания и конструкция. Особенности акустики рояля. Стереофонический образ инструмента. Духовые инструменты. Основы звукоизвлечения. Сравнение со струной. Флейта. Большая флейта. Малая флейта. Альтовая флейта. Особенности записи флейты. Гобой. Английский рожок. Кларнет. Малый кларнет. Альтовый кларнет. (бассетгорн) .Бас-кларнет. Особенности записи кларнетов. Саксофон. Фагот. Контрафагот. Запись деревянных духовых инструментов. Медные духовые инструменты. Корнет. Альт-корнет. Тенор. Баритон. Труба. Тромбон. Валторна. Туба. Фанфара. Особенности записи медных духовых инструментов. Баян, аккордеон, губная гармоника. Скрипичная группа. Скрипка, альт, виолончель , к онтрабас. Акустическая гитара.

Раздел 5. Микширование.

Тема 5.1. Микширование. Что такое микширование. Начинаем микширование. Работа с эквалайзером. Графический эквалайзер. Пороговый эквалайзер. Параметрический эквалайзер. Применение эквалайзера. Знакомство с эквалайзером. Общие указания. Вокал. Настройка уровней. Динамика. Аранжировка. Автоматизация регулировки уровней . Автоматизация в реальном времени. Автоматизация по схеме.

Тема 5.2. Процессоры сигнала. Подключение эффектов. Последовательное подключение. Динамические процессоры. Компрессор и ограничитель. Многополосные компрессоры Использование компрессии. Шлюз. Использование шлюза. Экспандер. Использование экспандера. Процессоры эффектов. Ревербератор. Использование ревербератора. Эхо. Использование эха. Коррекция высоты тона Хорус. Использование хоруса. Эффекты имитации. Имитатор микрофона. Имитатор усилителя.

Тема 5.3. Приемы художественного сведения фонограмм. Сведение как творческий процесс создания звукового образа. Работа с пространством. Автоматизация сведения. Проблемы психологической выносливости звукорежиссера. Методы преодоления слуховой усталости. Влияние громкости прослушивания на параметры получаемой фонограммы. Приемы обработки сигнала различных групп инструментов: ритм-группа, подголосочные партии, духовая группа, струнная группа, хор (бэк-вокал). Сольная вокальная или инструментальная партия. Частоты, которые полезно помнить.

Тема 5.4. Оцифровка и реставрация аудиозаписей. Цифровые аудио форматы. Необходимость применения DSP эффектов. Техника реставрации архивных фонограмм. Возможности исправления различных дефектов. Удаление щелчков и иных дискретных помех. Шумопонижение и шумоподавление. Линейные и нелинейные коррекции фонограмм.

Раздел 6. Студия звукозаписи. Запись фонограмм.

Записывающее устройство. Устройства для хранения записи. Жесткий диск Магнитная лента. Компакт-диск. DAT . Процессоры сигнала. Эквалайзеры. Динамические процессоры. Процессоры эффектов. Акустические системы.

Тема 6.2. Подготовка и проведение записи . Необходимость подготовки к записи как предварительного этана работы над проектом. Изучение партитуры: состав инструментов, особенности композиторского письма, динамика сочинения. Деление произведения на фрагменты для оперативной и психологически комфортной предстоящей записи. Навыки предвидения акустической картины, составление графического проекта предстоящей записи: планов и пространственного решения. Выбор способа записи (синхронная, многоканальная, последовательная запись с наложением). Выбор технических средств дляреализации задуманного (выбор необходимого парка микрофонов, конфигурации пульта,приборов обработки звука и т. д.). Выбор помещения для записи.Эффект привыкания к звучанию и способы его преодоления.

Тема 6.3. Работа с исполнителем. Организация взаимоотношений. Звукорежиссер – образец межличностной коммуникабельности. Этика поведения на записи. Содействие раскрытию исполнительской интерпретации.

Тема 6.4. Работа по озвучиванию на сцене, в студии, на открытых площадках. Методика установки акустических систем для прослушивания аудио и озвучивания различных программ. Озвучка и прослушивание в помещении.

Озвучка и прослушивание на открытых площадках. Составы и традиции рассадки симфонических оркестров. Расстановка ближних микрофонов внутри оркестра. Традиции акустических решений записи оперы. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов. Традиции акустических решений записи произведений кантатно-ораториального жанра. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов. Озвучивание произведений кантатно-ораториального жанра на открытых площадках.

Тема 6.5. Рассадка и запись классических ансамблей. Принципы расстановки нескольких ближних микрофонов в одном помещении. Акустическая противофаза. Частотные искажения. Точность локализации. Манипуляции балансом и планами. Использование акустических щитов. Ансамбли солистов и фортепиано. Ансамбли струнных и духовых инструментов. Вокал в сопровождении ансамбля. Камерный оркестр. Камерный оркестр и солистом. Ансамбли народных инструментов.

Тема 6.6. Приемы записи хоровой музыки. Классификация хоровых коллективов по количеству музыкантов, составу, жанру исполняемой музыки, манере звукоизвлечения. Академические капеллы. Камерные хоры. Народные хоры и фольклорные ансамбли. Акустические особенности записи хоровых произведений различного жанра. Расположение хоровых коллективов на сцене. Расстановка микрофонов. Запись церковных богослужений.

Тема 6.7. Принципы звукозаписи с использованием многодорожечной техники.

Тема 6.8. Звукорежиссер и индикаторы уровня . Для чего нужен визуальный контроль уровня сигнала. Технологические проблемы. Аналоговая магнитная запись. Цифровые системы. Громкость. Характеристики и типы стандартизованных измерителей. VU - meter . Квазипиковый ИУ. Peak Level Meter . Over .

Тема 6.9. Фонографическая стилистика и фонографическая драматургия. Критерии качества фонограмм. Художественные особенности звукопередачи музыки различных эпох и стилей. Фонографический реализм и фонографический импрессионизм. Современные фонограммные форматы Правильная звуковая передача прозрачность звучания музыкальный баланс отсутствие посторонних шумов. Технические требования к мас-тер-лентам (мастер-кассетам, мастер-дискам). Компоновка записанных музыкальных программ. Выравнивание фоно-грамм по громкости и по общей тембрально-акустической окраске. Профессиональная оценка технического и художественного качества фонограмм.

Тема 6.10. Анализаторы спектра. Назначение их роль в процессе записи.

Тема 6.11. Звуковой тракт. Основные компоненты систем "живого" звука и их взаимосвязь (начиная от сценических коммутаторов и кончая портальными стеками двухполосного усиления).

Тема 6.12. Сценический мониторинг. Многие звукоинженеры недооценивают роль сценического мониторинга в условиях "живого" исполнения. Данная глава поможет правильно подойти к сценическому мониторингу.

Тема 6.13. Звукозапись в законе. Авторское право. Закон Соединенных Штатов Америки Об Авторском Праве (версия 1976 г.) . Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.. Смежные права. Защита авторских и смежных прав.

Тема 6.14. Опасности профессии. Об ущербе, наносимом колебаниями в неслышимых диапазонах частот. Инфразвук. Ультразвук. О вреде громкого звука. Меры по защите слуха. Заземление. Защита от статического электричества. Профилактика оборудования.

Рекомендуемая литература.

Бернар Ж. Руководство по записи звука : уч. пособие М., изд-во гос. комитета по радио-вещанию и телевидению, 1962.

Бьюик П. Живой звук. РА для концертирующих музыкантов : уч. пособие М.: 2004.

Вайт П. Процес творческой звукозаписи. Кн.1.М.,1994;Кн.2.М.,1996;

Дементьев С.Б., Ершов К.Г. Звукотехнические системы и комплексы. Комплекс записи музыки: учеб. пособие Л., 1991.

Динов В. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: учеб. пособие СПб., 2002.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Для многих людей музыка — это отдушина, способ расслабиться и отдохнуть. Кто-то наслаждается только прослушиванием музыки, а кто-то получает удовольствие от процесса ее создания, превращая это
в свою работу



Сложно представить нашу жизнь без музыки. Она вдохновляет, иногда бодрит, а иногда навевает грустные воспоминания. Казалось бы, за сотни лет уже написаны миллионы песен, но творческий потенциал человека безграничен, и музыканты год за годом продолжают радовать нас новыми композициями.

Описание

Музыкант – это человек, который умеет играть на музыкальных инструментах. Часто к этому навыку можно прибавить еще и другие – умение петь, писать песни и музыку, делать аранжировки. Музыкант должен обладать музыкальным слухом, талантом, быть креативным и одновременно усердным и очень упорным человеком.

Специализации

В широком смысле музыкант – это довольно общее название для множества профессий, связанных с музыкой. Перечислим некоторые из них.

Исполнитель-инструменталист играет на одном или нескольких инструментах: на скрипке, ударных, флейте и так далее.

Композитор пишет музыку на заказ или для собственного исполнения. Причем назначение может быть разным: для театральных постановок, фильмов, игр.

Аранжировщик создает новую версию произведения, например добавляет партии для новых инструментов.

Вокалист исполняет произведения голосом, то есть поет песни, но может одновременно играть на музыкальном инструменте.

Дирижер управляет оркестром, ансамблем, хором. Благодаря его работе все инструменты звучат слаженно.

Концертмейстер отвечает за определенную группу инструментов в оркестре или аккомпанирует вокалистам.

Диджей создает из уже имеющихся композиций микс с добавлением разных эффектов.

Педагог обучает музыке в музыкальной школе, образовательном учреждении.

На протяжении многих веков музыка вдохновляет и помогает нам раскрывать в себе новые таланты. Осенью во всем мире отмечают Международный день музыки. Об истории и особенностях этого праздникаnbsp;— читайте в нашем материале

Плюсы

У профессии музыкант есть следующие плюсы.

Минусы

Профессия музыкант также имеет и минусы, о которых не стоит забывать.

    Постоянное оттачивание навыков

Где получить образование

Музыкант может быть профессионалом или любителем. Профессионалы обычно учатся с 5-7 лет – сначала в музыкальной школе, потом поступают в колледж, консерваторию или вуз. Любители же часто осваивают необходимые навыки самостоятельно и берут частные уроки.

Творческие профессии — это обобщение целого ряда направлений, требующих разного уровня подготовки. Хобби — рисование, танцы, писательство, музыка — можно сделать профессией и основным источником дохода

Учебные заведения

Учебные заведения, будь то колледжи, университеты, академии или консерватории, дают сильную подготовку будущим музыкантам. Существует несколько различных направлений обучения: инструментальное исполнительство (по видам инструментов), музыкальное искусство эстрады, вокальное искусство, музыкальное звукооператорское мастерство и другие.

При поступлении в училище абитуриенты проходят творческий конкурс, показывают свои знания сольфеджио и музыкальной грамоты. Также имеет значение средний балл аттестата. Среди училищ и колледжей для музыкантов наиболее известны:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского;
  • Музыкальная школа при Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова;
  • Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва);
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург).

Курсы

Для тех, кто решил заняться музыкой уже в зрелом возрасте, тоже есть варианты. Никогда не поздно заняться вокалом, стать диджеем или научиться играть на гитаре. В этом помогут самоучители, репетиторы, а также платные и бесплатные курсы, в том числе онлайн.

Музыкальный онлайн-колледж предлагает платные и бесплатные курсы по разным направлениям – от развития слуха до написания хитов.

Курсы от онлайн-академии MusicUp по основам игры на гитаре, клавишных, ударных и других инструментах.

Востребованность

Музыкальное сопровождение требуется для фильмов, на телевидении, для важных событий – свадеб, корпоративов, праздников, поэтому спрос на музыкантов есть, хотя часто он может зависеть от сезона.

Устройство на работу и карьера

Музыканты могут преподавать в музыкальных школах или давать частные уроки, работать в ресторанах, киностудиях, студиях звукозаписи, оркестрах, камерных ансамблях, а также строить сольную карьеру.

В начале карьеры музыкантам часто приходится выступать не ради денег, а ради имени. Главное на этом этапе – заявить о себе всеми возможными способами. Новички часто участвуют в конкурсах и фестивалях, записывают и сводят музыку самостоятельно на доступном оборудовании. Конечно, многое здесь зависит не только от таланта, но и от удачи и связей. Многие музыканты мечтают о высшей ступени карьеры – известности, сольных концертах, толпах поклонников. Но чтобы этого достичь, придется через многое пройти.

Уровень зарплаты

Зарплата музыканта зависит от многих факторов – известности, жанра, престижности коллектива, региона проживания и других. В среднем музыкант в оркестре получает 40 тысяч рублей, но в некоторых регионах России эта сумма может быть в несколько раз меньше. Зарплату музыкантов, выступающих в группах или сольно, сложно привести к общему знаменателю, так как все индивидуально.

Перспективы в будущем

Музыка окружает нас повсюду, и вряд ли это когда-либо изменится, поэтому хорошие музыканты будут нужны всегда. Можно предположить, что в будущем в России спрос на концерты, выступления и фестивали будет только расти, и у новых талантов появится большое поле для деятельности.

Алексей Черный Ангел Морозов, гитарист, мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, звукооператор, продюсер:

– Мне нравится создавать музыку, записывать ее. Правда, раньше этот процесс был гораздо интересней. Тогда ведь не было компьютеров, зато были катушечные магнитофоны, микшерные пульты, кассетные и двухкассетные деки и много всего другого. Сейчас все проще и музыку может делать каждый, если только захочет. Все, что нужно, – компьютер, ноутбук или даже телефон и в общем-то любой звуковой редактор. Может быть, в этом и беда, особенно популярной музыки. Раньше люди искали, выдумывали, экспериментировали. А что сейчас? Хороший бит, более или менее басовая линия, минимум гармонии и примитивная мелодия из двух нот, если есть. Что-то ушло, и это мне не нравится.

Что я могу посоветовать тем, кто хотел бы стать музыкантом? Хорошо все обдумать и запастись терпением. А если уж вы все для себя решили, тогда только вперед! Не надо думать, что найдется добрый дядя, который вложит в вас деньги и сделает из вас суперзвезд. Нет, таких дядь на всех не хватает. Так что работать, работать и еще раз работать! Просто вложить деньги здесь не получится. В музыку надо вкладывать душу. У многих, конечно, получается вкладывать только деньги, но здесь все зависит от того, кем вы хотите стать – настоящим самобытным музыкантом или продуктом, которого вокруг великое множество. Ну и конечно, будьте готовы к неудачам. Без них – никуда. И главное, не слушайте никаких советов, оставайтесь собой.

С чего начинать карьеру? Наверное, надо научиться играть и петь. У многих, конечно, сейчас получается без этого, но я думаю, что это невозможно. На самом деле, главное определиться, будете ли вы работать со своим материалом, привлекать авторов или делать каверы. Петь чужие песни сейчас модно, но сложно. В идеале нужно разрешение автора, хотя многие, как у нас, так и за границей, обходятся без этого и получают хорошее вознаграждение, исполняя каверы в кабаках, на торжествах и даже на улице. Все они – уличные музыканты и кабатчики, они же лабухи – используют фонограммы, которые либо делают сами для себя, а иногда для других, либо скачивают в интернете. Делать фонограммы – неплохой бизнес, они хорошо покупаются.

Ну и конечно, можно продавать музыку в интернете, но для этого нужен посредник, который будет лицензировать музыку и защищать авторские права. Иностранные дилеры берут только определенный процент с прибыли от продаж и плату за размещение на выбранных ресурсах. С российскими дилерами все сложнее: они могут брать плату просто за заключение и продление контракта, будут предлагать ненужные услуги, призванные сделать контент лучше. Можно работать с несколькими дистрибьюторами сразу, никто не запрещает. Зачем все это нужно? Для защиты прав. А на деле такой подход серьезно ограничивает, так как лишает автора возможности распоряжаться своим произведением так, как он того хочет.

Однако нужного уровня продаж можно так и не достичь, поэтому такой доход стабильным назвать нельзя. Что делать? Продвигаться через социальные сети, блоги и другие интернет-ресурсы, собирать пожертвования. Конечно, нужно быть готовым к тому, что придется совмещать занятие музыкой с другой работой, приносящей стабильный доход, трудовой стаж и пенсионные накопления. Так делают многие, даже очень известные и популярные музыканты. Хорошо, если у вас есть хороший контракт с хорошим лейблом, ну а если контракта нет и вы независимый музыкант, то в общем-то у вас тоже все неплохо. Вы можете делать то, что вы хотите и так, как считаете нужным. Например, вы можете организовать собственный лейбл и лицензировать свою музыку самостоятельно, размещать ее на любых платформах. Главное, не отчаиваться и стремиться к достижению цели.

Читайте также: