Что такое профессиональный труд

Обновлено: 18.05.2024

К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, в понятие деятельности включают направленность субъекта на удовлетворение своих потребностей и достижение поставленной цели. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что деятельность - это особая целостная система, включающая различные компоненты: мотивы, цели, задачи, действия, результат.

Е.А. Климовым были выделены конкретные психологические признаки профессиональной деятельности, способствующие достижению реального результата в разных профессиях: сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда, осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию); сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности, переживание ответственности); владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности, практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности); ориентировка в межличностных производственных отношениях (понимание - знание вариантов взаимоотношений, переживание взаимоотношений).

Существуют разные основания профессиональной деятельности. Ее классифицируют по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами); по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств); по мотивам: альтруистическая, эгоистическая; по результатам: завершенная, незавершенная и т.д.

Таким образом, любая профессиональная деятельность стихийно формирует профессионально значимые качества, личность изменяется в результате приобретения профессиональных знаний, умений навыков и профессиональных привычек.

Для осуществления профессиональной деятельности необходимо наличие ряда специфических способностей, которые совершенствуются в ней, преобразуя, изменяя, развивая и формируя личность человека.

Среди основных структурных компонентов профессиональной деятельности Е.А. Климов выделяет также такие, как: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности); образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы, деятельностно-ориентированные мотивы, широкие, конкретные мотивы, обращенные на смежные предметные области; отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность (творческость), ее особенности, проявления; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности (умение, готовность к действиям, исполнительские способности); эмоциональность, ее особенности и проявления; и) особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими; представления о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала (иногда противоположных, казалось бы, несовместимых); осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека, каким дает возможность проявляться и какие подавляет; представление о своем месте в профессиональной общности.

К составляющим профессиональной деятельности относится: моторика (движения, координация движений, статистика); в) умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда (исполнительский аспект); умения, навыки, действия организационно-производственные, коммуникативные, социально - Бездейственные; умения информационно-преобразовательные (исполнительский аспект); умения, навыки, действия саморегуляционные; прием информации: внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия их, профессиональная специфика; переработка информации и принятие решений: память, ее профессиональная специфика, представления (включая и представления воображения), их профессиональная специфика: мышление, его профессиональная специфика, понимание как проявление мышления и его профессиональная специфика, сложные качества ума (возможно, его профессиональная специфика; принятие решений, профессиональная специфика принятия решений); гностические умения, навыки, действия: разновидности гностических действий и их профессиональная специфика (распознает, следит, отбраковывает, находит причины неисправностей, разбирается в нестандартных операциях и др.). Кроме того, в структуру профессиональной деятельности входит информированность, знания, опыт, культура профессионала; специфические черты, отраженные в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных словесных характеристиках, порожденных и бытующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки; области теоретического знания, в которых профессионалы считают важным иметь ориентировку; профессиональные (специфические) знания о предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда, достижения успеха, об условиях своего профессионального развития; психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области. Важным моментом ориентировки и исполнения профессиональной деятельности является осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии: осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (как все это осознается в профессиональной общности, как это фактически выглядит в отношении данного работника в смысле его соответствия профессии).

Таким образом, исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод, что структурные компоненты профессиональной деятельности включают в себя аспекты, которые определяются уровнем квалификации (уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивацией личности (ее профессиональной направленностью), ее эмоциональностью, коммуникативными навыками, уровнем развития психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы.

Профессионализм всегда характеризуется высокой эффективностью (продуктивностью). Ведущими акмеологами (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) были выделены следующие уровни продуктивности профессионализма:

высокий (творческо-мастерский) - высокопродуктивная деятельность - отличается высокими показателями личностно-профессионального развития, способствует сохранению здоровья специалиста и развивает его как личность, характеризуется постоянной рефлексией субъекта по поводу особенностей своей личности, способностью анализировать черты своего характера, мотивы поведения, результативность усилий в различных видах деятельности, стремлением к самореализации в профессиональной деятельности;

средний (репродуктивно-исполнительский) - среднепродуктивная деятельность - средние показатели личностно-профессионального развития, мало внимания уделяется сохранению здоровья, саморазвитию и самосовершенствованию специалиста, нет выраженного стремления к достижению социально-значимых целей, характеризуется устойчивым интересом субъекта к своему внутреннему миру, анализирует свои поступки, осознает необходимость целенаправленного саморазвития, но реально преобладает стихийное развитие;

низкий (формально-исполнительский) - непродуктивная деятельность - низкие показатели личностно-профессионального развития, отсутствует стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствуют социально-значимые цели, интерес к собственному внутреннему миру выражен слабо, не проявляет активности в самопознании, не анализирует поступки, не считает нужным заниматься саморазвитием.

Личностно-профессиональное развитие определяется психолого-акмеологическими условиями - значимыми обстоятельствами, от которых зависит успешность профессиональной деятельности и акмеологическими факторами - причинами, лежащими в основе достижения профессионализма.

Выделяются три вида акмеологических факторов:

объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата;

субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления, то есть личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта профессиональной деятельности, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу;

объективно - субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой (Н.В.Кузьмина и А.А. Реан).

Таким образом, профессиональная деятельность рассматривается нами с точки зрения акмеологического подхода, как целостный, непрерывный процесс личностно-профессионального становления и развития профессионализма субъекта этой деятельности. В качестве основных структурных компонентов профессиональной деятельности выделяются операционный (уровень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивационный (профессиональная направленность личности), когнитивный (уровень развития психических процессов, необходимых для выполнения деятельности), коммуникативный (коммуникативные навыки индивида), эмоциональный (эмоциональная устойчивость и саморегуляция) и поведенческий компоненты. Значимое место в структуре профессиональной деятельности отводится профессиональным способностям - совокупности достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности человека, которые определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.

Уровни выполнения профессиональной деятельности подразделяются по основанию ее продуктивности на высокий (уровень профессионального мастерства), средний (репродуктивно-исполнительский) и низкий (формально-исполнительский).

Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов - специфических способностей, знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств личности, условий организации деятельности и межличностных отношений.

Читайте также: