Что такое установочные данные сотрудника

Обновлено: 16.05.2024

Если у вас есть сотрудники — вы автоматически становитесь оператором персональных данных, а значит должны соблюдать правила работы с ними. Вполне возможно, что о некоторых из них вы даже не подозревали. Почитайте статью, чтобы знать и избежать штрафов.

Что такое персональные данные

Это любые факты, события, обстоятельства жизни и другая информация, благодаря которым можно идентифицировать личность физлица.

Точного перечня персональных данных нет. Что в него включать, зависит от ситуации. В частности, к персональным данным работника относятся:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • возраст;
  • дата и место рождения;
  • паспортные данные;
  • адрес регистрации и фактического проживания;
  • номер телефона;
  • национальность;
  • семейное положение;
  • сведения о детях, родственниках;
  • социальное, имущественное положение;
  • образование, профподготовка, повышение квалификации;
  • профессия, специальность;
  • доходы;
  • состояние здоровья;
  • информация о судимости;
  • сведения о предыдущем месте работы: должность, зарплата и т. д.;
  • политические и религиозные взгляды и др.

По отдельности эти сведения не будут персональными данными. Например, адрес без ФИО проживающего. Или номер телефона, если непонятно, чей он. Персональными они становятся, когда по этим данным можно прямо или косвенно определить конкретного человека.

Не относится к персональным данным ИНН. Минфин объясняет , что он нужен только для учёта налогоплательщиков внутри налоговой системы и для ускорения обработки большого потока информации.

Документы, которые содержат персональные данные работников:

  • трудовой договор и допсоглашения к нему;
  • приказы о приёме на работу, о переводе, о совмещении, об отпуске, о премировании, об увольнении и т. д.;
  • документы по аттестации работника;
  • трудовая книжка;
  • личное дело;
  • график отпусков;
  • расчётный листок;
  • зарплатная ведомость;
  • копии паспорта, документа об образовании, военного билета;
  • личная карточка и др.

Такие документы работодатели обязаны вести и хранить по особым правилам.

Как работать с персональными данными

Основные документы, которыми нужно руководствоваться в работе с персональными данными — это закон № 152-ФЗ и глава 14 ТК РФ .

Что такое обработка персональных данных и как её вести

Обработкой персональных данных считаются любые действия, которые с ними можно произвести вручную или с помощью программ и сервисов:

  • сбор;
  • передача
  • запись;
  • хранение;
  • изменение;
  • распространение (неограниченному кругу лиц);
  • предоставление (конкретным лицам);
  • анализ;
  • удаление и т. д.

Организация или ИП, у которых есть работники, считаются операторами персональных данных, так как получают и обрабатывают информацию о физлицах.

В некоторых случаях обработку нельзя сделать без ведома Роскомнадзора ( ч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ ). В частности, если работодатель:

  1. Получает любую дополнительную информацию о сотрудниках, которую не обязывает собирать ТК РФ. Например, их фотографии.
  2. Ведёт обработку не только в рамках трудовых отношений. Например, подаёт данные сотрудников в страховую компанию для оформления полисов ДМС или устанавливает видеонаблюдение на рабочих местах.

Если работодатель обрабатывает информацию только в рамках трудовых отношений, никаких уведомлений не нужно.

Положение о работе с персональными данными

Всем работодателям нужно составить локальный нормативный акт — положение о работе с персональными данными. Установленной формы нет, но обычно в нём несколько разделов:

  • общие положения — цель документа;
  • основные понятия — расшифровки терминов, которые фигурируют в документе (обработка, распространение и т. д.);
  • состав персональных данных — какая информация к ним относится, список документов, в которых она содержится;
  • правила получения, обработки, передачи, хранения и использования персональных данных;
  • список сотрудников, у которых есть допуск к таким данным;
  • порядок хранения — где и как хранятся персональные данные, меры по защите;
  • ответственность за нарушение правил работы с персональными данными;
  • заключительные положения — с какой даты вводится в действие, кто назначен ответственным.

Формулировки можно брать из Закона № 152-ФЗ . Внизу, на последнем листе расписывается сотрудник, составивший документ. Чаще всего это специалист по кадрам.

Положение утверждает руководитель организации, ИП или уполномоченный сотрудник. До утверждения документ могут согласовать другие заинтересованные работники (например, руководитель отдела кадров или юрист), если такой порядок принят у работодателя.

С положением нужно ознакомить всех работников под подпись. Это можно сделать:

  • на отдельном листе ознакомления и подшить его к положению;
  • в специальном журнале ознакомления с локальными нормативными актами работодателя;
  • на последнем листе второго экземпляра трудового договора, который будет храниться у работодателя.

Если работник отказывается ознакомиться с положением о работе с персональными данными, оформите акт об отказе. Это будет подтверждением того, что вы выполнили свои обязанности и убережёт от претензий проверяющих.

Когда нужно согласие на обработку персональных данных и как его оформить

Не всегда нужно получать письменное согласие работника на обработку его персональных данных. Например, оно не потребуется для:

  • оформления и исполнения трудового договора;
  • заполнения личной карточки и других кадровых документов;
  • передачи в органы статистики при условии, что данные обезличены, то есть их нельзя отнести к конкретному физлицу;
  • передачи в налоговую инспекцию, соцстрах, пенсионный фонд, военкомат — по их запросам или в составе отчётности;
  • внесения в специальный реестр ЕСИА информации о корпоративных сим-картах сотрудников;
  • передачи по запросу в прокуратуру, МВД, ФСБ и в другие ведомства, которым разрешено запрашивать информацию о работниках.

Подтверждение — ст. 86 , 88 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 6 закона № 152-ФЗ., п. 2 ст. 44 закона № 126-ФЗ и т. д.

Взять согласие на обработку нужно, если вам понадобилось больше информации о работнике, чем установлено в ТК РФ или при передаче данных третьим лицам. Например, когда:

  1. Вы хотите запросить сведения о жилищных условиях работника, чтобы понимать, в каком жилье он нуждается. Это бывает нужно, когда в трудовом договоре есть дополнительное условие о предоставлении квартиры для проживания на время исполнения трудовых обязанностей.
  2. Вы передаёте кадровое делопроизводство или бухучёт на аутсорсинг.
  3. Вам нужна фотография работника на пропуск для прохода на рабочее место.
  4. Вы хотите разместить персональные данные работника на корпоративном сайте, например, его фото, должность, сведения об образовании и т. д.

В согласии на обработку персональных данных нужно прописать ( п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ ):

  • ФИО и адрес работника;
  • серию и номер паспорта, дату выдачи и кем выдан;
  • наименование или ФИО работодателя, его адрес;
  • для какой цели понадобилось согласие;
  • список информации для обработки;
  • какие действия будут производиться с этими данными;
  • способы обработки;
  • срок действия согласия и как его отозвать.

Согласие можно оформлять на бумаге с собственноручной подписью работника или в виде электронного документа, подписанного ЭП.

Когда вы публикуете в интернете информацию о работниках — это распространение персональных данных неограниченному кругу лиц. В этом случае надо получить отдельное согласие — на распространение. Его оформляют с учётом требований Роскомнадзора и ст. 10.1 закона № 152-ФЗ .

Читайте также: