Можно ли запретить конфликты на работе

Обновлено: 18.05.2024

Прежде всего стоит пересмотреть несколько расхожих мнений о конфликте, которые и делают столкновение невыносимым и бесконечным.

Проблема большинства людей заключается в том, что они забывают об этом и становятся последователем одного отдельно взятого способа ответной реакции. Они реагируют автоматически! Иногда это помогает, но через некоторое время реакция становится настолько предсказуемой, что потенциальные нападающие могут превратить вас в жертву практически без усилий.

Посмотрите, сможете ли вы определить, каким образом обычно реагируете на конфликт с коллегами. Кричите? Отмалчиваетесь? Хлопаете дверью? Жалуетесь руководителю? Вспомните последний конфликт, в котором участвовали, и проанализируйте, как вы с ним справились.

А теперь давайте посмотрим, какие еще способы разрешения конфликта существуют. Сначала три самых легких и понятных.

  • Прямая конфронтация. Отпор. Это крайний способ. Самый простой и распространенный. На самом деле, его следует использовать, когда все другие уже отработаны.

Даже если вы столкнулись с коллегой по очень принципиальному вопросу, стоит оставаться уравновешенным, приводить конкретные примеры и быть как можно более точным. Даже если коллега прибегает к сарказму, оскорблениям или вымышленной статистике. Ваша задача – продолжать продвигаться с четким намерением уладить спор и восстановить контроль над ситуацией.

  • Переговоры. Вы пытаетесь более глубоко понять позицию коллеги и дружелюбно излагаете свою точку зрения.

И еще: после того, как скажете противнику, что вы хотите выработать компромисс, обсудить его, посмотреть на него с обеих сторон, вы должны получить двоих заинтересованных в компромиссе.

Переговоры – это не искусство все отдавать. Это искусство заключения взаимоприемлемых сделок, поиск гармоничного разрешения конфликта.

Не надо думать о переговорах как об уловке или как о способе обменять свой страх на спокойствие. Переговоры – это встреча равных, а не соревнование в ловкости рук. Это должно идти от искреннего желания решить проблему. Оставайтесь уравновешенными, фокусируйтесь на проблеме, а не на оппоненте.

2 способа посложнее

Теперь перейдем к более тонким материям – ничего не делать и искусно обманывать.

Изобретайте истории, но не обманывайте самого себя. Это не окончательное решение, а лишь способ выиграть время.

Любой из способов решения конфликта – это только часть общения. Комбинация разных способов поведения помогает утихомирить агрессивного коллегу и достичь примирения.

Не забывайте следить за эмоциями. Агрессия, страх, раздражение, обиды помогают понять, что происходит внутри и вокруг нас, однако нельзя позволять чувствам руководить поступками. Всегда сначала ищите способ успокоиться и только потом – варианты решения конфликта.

80 level

Это самый трудный способ, топ-уровень.

  • Слияние. Это значит перестать делить людей на чужих и своих.

В основе слияния два ключевых момента.

Первый – понимание. Понимаете ли вы себя в ситуации конфликта? Насколько глубоко вы понимаете коллегу, который идет на конфликт с вами?

Второе – сострадание. Или любовь, которая способна уменьшать боль и переживания людей.

Если вы поймете, что ранит коллегу, – половина пути пройдена. Дальше нужна только любовь в форме сострадания. И вы, может быть, не сделаете его счастливым, но ваше восприятие ситуации принципиально изменится.

К самому себе, в конце концов. Разве нет более интересных дел, чем поддерживать конфликт с коллегой?

Почему конфликты происходят?

Причина их часто скрыта в борьбе за ранг в той или иной иерархии.

Стоит знать, что люди отличаются от всех остальных видов живых существ тем, что участвуют сразу в нескольких иерархических системах. И ценим мы только те из них, в которых считаем себя более значимыми. Поэтому, как выяснили ученые, социальная искушенность означает большие мозги.

Нет таких математических задач, которые требовали бы столько же усилий, сколько требуют задачи по поиску места в нашей социальной иерархии.

Эту задачу ум решает круглые сутки. Часто делает это успешно, но однажды приходит конфликт, и наши внутренние стандарты и установки (они же – те самые принципы) могут уничтожить все объективные выгоды, которые дает тот или иной ранг. Вот так это работает.

У вас всегда есть выбор. Если вы заметили, что ситуация безвыходная, значит, выход где-то рядом! И он всегда открыт.

Александр Машков

Пришло время разобраться, что из себя представляют конфликты на работе, откуда они берутся, а главное — как себя вести, чтобы их избежать или разрулить.

Нормально себя веди: как не конфликтовать и разруливать чужие споры

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Конфликт — это немирный способ разрешить противоречия или выпустить пар. Часто сопровождается кровопролитием и рукоприкладством выплеском негативных эмоций, испорченным настроением, снижением производительности и продуктивности. Конфликтные ситуации возникают либо из-за расхождений во взглядах, либо из-за накопившегося негатива.

  • работа — это всегда стресс;
  • людей, с которыми у тебя расходятся взгляды, вряд ли получится избегать.

Я не верю, что хоть один HR-специалист настолько заморачивается с подбором персонала, чтобы все друг другу идеально подходили. А совместить несовместимых людей в замкнутом (и буквально, и фигурально) пространстве — это всегда так себе идея.

Справедливости ради, не все рабочие конфликты имеют плохие последствия. Иногда, это путь к развитию.

Из-за чего возникают конфликты на работе

Итак, у людей из-за внешних или внутренних факторов копится негатив, различия во взглядах вызывают противоречия — и всё это, в свою очередь, порождает конфликты. Значит, чтобы разобраться с причинами конфликтных ситуаций, нужно понять, где у коллег могут расходиться взгляды, и что может подпитывать негативные эмоции.

Конфликты на работе могут возникать по нескольким причинам, но все можно условно объединить в две группы:

  • плохой топ-менеджмент,
  • несовместимость сотрудников.

Угадай, в какой группе причин больше?

Плохой топ-менеджмент

Сотрудники несовместимы

  • У сотрудников разные взгляды на те или иные вопросы. Естественно, задача сотрудника — работать, выполнять свои задачи, достигать поставленных целей. Но люди — социальные существа, и не общаться друг с другом не могут. В нерабочих разговорах непременно будут всплывать темы, во взглядах на которые люди не сойдутся. Противоречия во взглядах могут перейти в напряжённость, а затем и в полноценный конфликт.
  • У сотрудников разные привычки. Одни любят работать с открытым окном, другим постоянно дует. Одни любят работать под музыку, другие негодуют — неужели нельзя делать это в наушниках? Эта причина тесно связана с предыдущей, но, в то же время, стоит особняком.


Всё вышеперечисленное — это триггеры, провоцирующие конфликты на работе. Но не забывай, что немаловажную роль играет состояние человека, наличие личных проблем, усталость и т. п. Ты можешь устроить лютый скандал из-за грязной чашки, которую кто-то оставил в раковине — всё потому что у твоего ребёнка ночью резались зубы, и выспаться не удалось.

Как предовратить конфликт на рабочем месте

Уметь предотвращать конфликты должен и руководитель, и сотрудники.

Задача руководителя — избегать топ-менеджерских косяков, перечисленных выше, и поддерживать благоприятную атмосферу в компании:

  • создать позитивную культуру общения и чётко обозначить правила, которым все должны следовать;
  • уважать сотрудников и давать обратную связь только по рабочим моментам и никак не касаться личных качеств;
  • поощрять активность сотрудников — те должны знать, что их мнение важно для компании.

Задача сотрудника, как наиболее вероятного участника конфликта — сразу говорить о проблемах. Сначала тщательно продумать свои тезисы и подобрать аргументы. Потом в дружелюбной форме объяснить суть, но не тыкать, не критиковать и не обвинять. Затем выслушать коллегу и изо всех сил постараться мысленно встать на его место. Только так можно будет прийти к пониманию и найти выход из ситуации.

Но есть нюанс: в зависимости от склонности к конфликтам каждого из участников, подходить к разговору нужно немного по-разному.

  • Все участники стараются избегать конфликтов. В этом случае кому-то из вас придётся проявить инициативу, потому что замалчивать проблемы — не выход. Попробуй аккуратно вывести коллегу на откровенность, а если разговор идёт не гладко, не отступай.
  • Все участника склонны идти на конфликт. Если вы не социопаты, которым лишь бы поорать друг на друга, скорее всего, ваша склонность к конфликтам — это стремление решить проблемы. К разговору нужно будет подготовиться очень хорошо, потому что у каждого из вас будет куча аргументов. Если кто-то из вас потеряет терпение или обстановка накалится, обязательно предложи сделать перерыв, сменить обстановку и немного остыть.
  • Ты склонен к конфликтам, а коллега старается их избегать. Чтобы не спугнуть коллегу, будь терпимее, не дави и не торопи его. Попроси быть активнее в разговоре и спокойно делиться своим мнением.
  • Ты стараешься избегать конфликтов, а коллега любит их провоцировать. Во-первых, задай правила разговора: пусть собеседник будет терпимее и следит за своей речью, иначе разговор не будет продуктивным. Во-вторых, отнесись с уважением к собеседнику и говори прямо о том, что тебя напрягает.

Как вести себя во время конфликта

Иногда никакие советы не работают, и конфликт неизбежен. Если ты начал с коллегой разговор, чтобы конфликт предотвратить, но обстановка вплотную подошла к точке кипения, лучшей тактикой будет — разрядить обстановку и сбавить накал страстей. Для этого:

Если конфликт всё-таки случился, подожди какое-то время, а затем постарайся смягчить разногласия и первым сделай наш навстречу. В конце-концов, вы оба должны признать свои ошибки, чтобы спокойно обсудить случившееся и помириться.

Как помочь коллегам разрешить конфликт

Если ты, как и я, пацифист и не любишь, когда коллеги ругаются, тебе пригодится пошаговый план, который поможет разруливать чужие конфликты.

Важно

Ты — арбитр, который управляет эмоциями участников конфликта. Твоя задача — разрешить конфликт. Для этого потребуется разобраться в причине. А лучший способ это сделать — пообщаться с участниками.

  1. 1. Выслушай участников конфликта. Тебе нужно рассмотреть проблему со всех сторон. Пусть участники выскажутся, заодно выпустят пар. Не занимай ничью сторону — тебе нужно оставаться максимально объективным.
  2. 2. Определитесь с идеальным исходом. Пусть участники расскажут, каким видят результат конфликта. Так ты поймёшь, чего хочет каждый из них.
  3. 3. Обрисуй, как обстоят дела. Кратко перескажи суть конфликта и цели его участников. Находясь внутри конфликта, люди не могут трезво всё это оценить.
  4. 4. Найди решение. Подбери решение конфликта, которое устроит всех его участников. Отметь, что без взаимных уступок конфликт может не разрешиться.
  5. 5. Зафиксируй примирение. Ещё раз заостри внимание на найденном решении. Участники конфликта должны понять, что ты выслушал их мнения и учёл их интересы.

Конфликты на работе — штука неоднозначная.

С одной стороны, они плохо влияют на продуктивность отдельных сотрудников и всей команды. В конфликтных коллективах большая текучка, поэтому компании приходится тратить много времени и денег, чтобы постоянно обучать новые кадры.

С другой стороны, некоторые конфликты развивают компанию. Например, когда в ходе жаркого спора внезапно рождается какое-то новое более оптимальное решение задачи.

Но, какими бы ни были конфликтные ситуации, тебе нужно научиться их вовремя предотвращать, правильно себя вести и никогда не поддаваться на провокации.

В одной из следующих статей я расскажу про частный, но очень распространённый в последнее время вид конфликтов — конфликты на удалёнке.

Печальная статистика показывает, что более 70% людей недовольны своим местом работы и хотели бы его сменить. Не тот коллектив, не тот начальник и вообще все не то. Прежде чем кардинально поменять все в своей работе стоит подумать: все ли вы сделали для предотвращения рабочих конфликтов?

Конфликт – столкновение противоположных интересов двух и более людей. Обычно действия одной стороны ущемляют интересы другой. Противоположная сторона протестует. Конечно, избежать конфликтов совсем не получится. Зато можно уменьшить их количество. А некоторые конфликты, по убеждению психологов, бывают полезны для роста и развития общества и отдельного человека.


Модель первая

Молодого, недавно устроившегося на работу сотрудника заметило и выделило высокое начальство. Об этом узнал непосредственный руководитель и коллеги. У новичка началась черная полоса. Сотрудника перестали поощрять, его проекты оставались без внимания, иногда дело доходило до высмеивания физических недостатков.

Это типичный способ мобинга – психологической травли на работе. Человек тратит неимоверное количество сил и времени, чтобы доказать коллективу свой профессионализм. А коллектив часто присваивает лавры себе. Сотрудник не получает хорошей оценки своей работы. Он становится беспомощным и неуверенным, его терзают сомнения и страх. Постоянные стрессы приводят к мигреням, снижению иммунитета, бессоннице и т. д.

Психологи рекомендуют вести жертвам мобинга дневник. В нем нужно детально описывать все события, происходящие на работе. Не пренебрегать внесением в дневник всех участников травли, свидетелей, описать все проблемы со здоровьем. Дневник пригодится в суде. Понятно, что это не российский вариант.

Российским жертвам мобинга стоит обратиться к профессиональному психологу (тоже сомнительный вариант).

Самый лучший вариант – найти другую работу!


Модель вторая

От нее страдают фрилансеры. Вроде и заказы сданы в срок и претензий к качеству нет. А выплаты задерживаются и уменьшаются в объеме. Что это – стремление обмануть вас или временные финансовые проблемы работодателя? Здесь нужно воспользоваться некоторыми правилами:

– не работать вхолостую. Твердо ограничить объем поступающих заданий. Подчеркивая, что пока оплата была своевременной, вы работали быстро и качественно;

– взять тайм-аут, сославшись на плохое самочувствие (чревато вашей заменой);

– сохранять с работодателем вежливо-нейтральные отношения. Враждебность принесет конфликт. Излишняя доброжелательность – сработает против вас.


Модель третья

Завелся недруг среди коллег. Самая распространенная модель коллективных конфликтов. Он не дает проходу, шутит. Раздражение уже сдержать почти невозможно – до конфликта один шаг.

Стоит сдержаться. Скорее всего, здесь имеет место психологическая несовместимость. Самые продвинутые работодатели даже нанимают психолога для всего коллектива.

Психолог предупредит конфликт и сделает так, что раздражающие друг друга люди почти не будут контактировать. Но, продвинутых руководителей мало и, скорее всего, придется поработать над собой:

– в первую очередь стоит перестать бояться своего недруга и злиться на него. Как только, вы впадаете в бешенство – представьте оппонента маленьким ребенком. Вы ведь не будете орать на невинного младенца?

– будьте безукоризненно вежливы со всеми, особенно с неприятелем. Умного – это обезоружит, а глупого заставит растеряться.


Как разрешить конфликт в любой ситуации?

– попробуйте понять другую сторону баррикады. При готовности пойти навстречу – конфликт, чаще всего, разрешается;

– ищите в своих позициях возможности уступок и идите на них. Лучшее решение – достижение компромисса. Сохраненные взаимоотношения – это большая ценность в коллективе.


Есть прекрасный анекдот на эту тему:


Одного пожилого человека спросили:
– Вы так мудры и прожили длинную и спокойную жизнь. Как вам это удалось?
– Я просто никогда и ни с кем не спорил.
– Но это невозможно!
– Ну, невозможно, так невозможно.


Поэтому – учимся терпению, и конфликты решатся сами собой!

Для многих из нас конфликты на работе являются дискомфортными явлениями, которые мы стремимся избежать или не допустить. Руководителей учат конфликты пресекать, не допускать. В учебной литературе и на тренингах признается безусловный вредный эффект от всякого рода конфликтов, но я бы не спешил с шаблонами. В моей практике было немало случаев, когда спровоцированный конфликт шел на пользу. Самое главное осознавать свою цель, втягиваясь в мероприятие.

Конфликт на работе. Стоит ли избегать? Офисные будни, Офисные истории, Завод, Конфликт, Конфликтология, Начальник, Начальство, Работа, Длиннопост

Первая история связана со мной, когда я молодым руководителем, вошёл в новый коллектив, с новым для меня видом деятельности. Я не был корифеем из этой среды и опыта руководства тоже не было. Очень сильно переживал за то, как я справлюсь с работой, как смогу управлять коллективом. Опасался, что моей неопытностью будут пользоваться. Особенно меня настораживали две работницы с огромным стажем, огромным авторитетом как в руководстве, так и за пределами коллектива. Я для них был мальчиком, который "еще не родился, а они уже тут работали". Не было никакого шанса им объяснить, кто тут начальник. Держались они вместе, дружно переламывали кости сопротивляющимся - настоящие офисные "волчицы". Я понимал, что если я не вобью клин между ними, то всегда буду в подчиненной позиции у них и коллектив меня не будет воспринимать. Стараясь не попасть под их критику, а ее проявления всегда были шумными и уничижительными, я стремился все делать правильно, но как не убегай, - все равно попадешься, и такое положение дел меня не устраивало. Я отчаянно искал выход. В руках начальников власти, на самом деле, очень немного, а ответственность вся на них. Подчинённый провалился - виноват начальник, т.к. плохо организовал работу. Верхнее руководство, в чьих руках меры дисциплинарного воздействия не сильно стремятся погружаться в проблемы нижних чинов: они тебя поставили решать их проблемы, а не наоборот. Поэтому мне действовать нужно без революционных потрясений, что бы ты не делал, а план выдай! И тут у работников масса возможностей для манипуляций. У меня из рычагов была только смешная премия, типа мотивационная, размерами которой можно только оскорбить, а не вдохновить.
Обычно она делилась по 3 копейки каждому и этот порядок лишал меня единственной меры поощрения и управления. И в какой-то момент я решил изменить подход: взял тетрадь и стал записывать добрые дела подчинённых, а по итогам месяца распределять премию. В какой-то из месяцев одной из моих "волчиц" не досталось ничего в пользу другой. Что тут поднялось: сначала обиженная зашумела на меня, но сохраняя самообладание, я ей все объяснил и показал тетрадку и отбил атаку. Но человека понесло. Спровоцировать старые обиды оказалось легко: переходя на личности, она высказала претензии своей коллеге, за то, что это против устоявшихся правил. Настала очередь огрызаться второй "волчице", которая посчитала справедливым новый подход. Битва была эпичной, продолжалась неделю или более. Я наслаждался незабываемым зрелищем. Былая дружба разрушена суммой в 500 рублей. Когда запал иссяк, и стороны обессилели я вмешался, урегулировал конфликт:
- Мирись, мирись и больше не дерись!
Как Путин в Карабахе занял сторону: "дружу со всеми" или лисы, которая делила сыр у медвежат. Доверие ко мне с их стороны возросло, а взаимное - ослабло, вот в этот промежуток я и влез. Далее я стал лицом, к которому приходят рассудить. Моя цель была повысить свой статус в коллективе и я ее достиг. Премию я впредь распределял поровну - нафиг мне этот гемор с тетрадками.

Конфликт- это мощнейший инструмент вскрыть проблему. Под красивым ковром, может скопиться много мусора, но вы должны знать свою цель и не боятся боев без правил.
Конфликт позволяет выйти на новый уровень отношений или договоренностей, которые все участники конфликта оценивают, как более благоприятные по сравнению с тем, что было ранее.
Например у вас в коллективе может быть человек, который постоянно гундит, ворчит, проявляет негативные эмоции, долго возмущаться тем, что начальство не думает о людях, несправедливо распределяет работу или премию, плохо организует взаимодействие между исполнителями, и ни разу не сказать о себе. Навыков разобраться в себе у него нет, и руководитель не понимает причин. Человека воспринимают буквально как склочника, но на самом деле проблема может быть в том, что из-за большого объема работы ему приходится подолгу задерживаться в офисе и это плохо отражается на его самочувствии и личной жизни - с этими проблемами и надо работать.
За каждой негативной эмоцией стоит какая-то неудовлетворенная потребность. Свои личные потребности мы на работе маскируем под рабочую задачу - я за общее дело болею, от этого разобраться в причинах становится еще сложнее.

Конфликт на работе. Стоит ли избегать? Офисные будни, Офисные истории, Завод, Конфликт, Конфликтология, Начальник, Начальство, Работа, Длиннопост

Дем, чтобы немного разлечь.

Другая история, связанная с конфликтом, произошла недавно с одним из моих бывших подчинённых, которому я сейчас помогаю.
Алексей два года назад вошёл руководителем в новый для себя рабочий коллектив, с незнакомой работой. Тем не менее общая специфика работы ему известна. Полностью мужской коллектив не мог обойтись без звона бубенцами и в какой-то момент парня начали игнорировать, как начальника, потому что он "им в сыновья годится", не выполнять его поручения, демонстрируя явные нарушения трудового режима: А чо таково-то?! Например, раннее начало обеда, позднее его завершение, курение в неположенном месте и т.д. Прошлый начальник, видимо, желая быть хорошеньким перед ними, позволил сократить рабочий день за счет обеда, но мужчины уходя домой раньше не особо парились со своей частью обязательства работать в обед. Это и возмущало Алексея. Я всегда считал, что нельзя садить коллектив на шею, пытаться с ним заигрывать, задабривать, быть добреньким за счет работодателя - это только расхолаживает людей. Что и произошло. В эту возможность и решил ударить Алексей. Отменил им приятный режим. Что тут началось: ябеды, доносы, жалобы во всемирную лигу защиты сексуальных меньшинств. Понабежали проверяющие: ПБ, ОТ, СБ, профсоюз и т.д. Шум поднялся до небес, конфликт выходил из под контроля и грозил выйти за пределы предприятия. Не помогали ни внушения, ни разговоры. Мужики собирали всю грязь из под ногтей, никаких косяков за собой не признавали, их несло, но остановиться они не могли. Проверяющие особых нарушений не выявили, мелкие недочёты устраняются своими силами.

В какой-то момент конфликта Алексей вызвал к себе зачинщика и еще раз поговорил с ним по душам. Оказалось, что у него супруга тяжело болеет и он стремится быть с ней. Ну йобтвою мать, Вася! Что ты молчал и говна расплескивал?! Они договорились о новых правилах взаимодействия, о необходимости подчинения. Алексей подписал бумаги о сохранении режима. Всем. Мне он свои решения пояснил так:
- От меня не убудет, мужики свое дело знают, план выполняют, но теперь они убедились, что я могу показать зубы, и их благополучие зависит от меня.

Мои наблюдения подтвердили изменения в нужную сторону.

Завершая подведу итог:
1. Не бойтесь вступить в конфликт, если вы знаете свою цель, если вы владеете сценариями его развития, то конфликт может стать лекарством от накопившихся болезней.
2. Вступайте в драку с тем, что есть. Иногда хватает легкого пенделя по палке, чтобы обрушить балкон накопившихся проблем

Читайте также: