Можно ли в один приказ включить пункты о приеме и увольнении разных сотрудников

Обновлено: 18.05.2024

Приказ – документ распорядительного характера, издается руководителем организации для решения различного рода задач. Приказ (распоряжение) о приеме на работу является односторонним актом, удостоверяющим факт заключения трудового договора. Требование об обязательном издании приказа (распоряжения) о приеме на работу напрямую прописано в ст. 68 Трудового кодекса РФ. На его основании делается запись в трудовую книжку о приеме работника на работу и заполняются соответствующие сведения в личной карточке. Поэтому к его оформлению стоит отнестись очень внимательно.

Как свидетельствует практика, наиболее характерными ошибками, сопровождающими издание приказов о приеме на работу, являются:

1) несоблюдение требований к содержанию приказа;

2) несоблюдение требований к форме приказа;

3) несоблюдение установленных сроков издания приказа;

4) издание приказа на основании ненадлежащим образом оформленных документов;

5) издание приказа неуполномоченными лицами;

6) отсутствие на приказе отметки (подписи) об ознакомлении с ним работника.

Несоблюдение требований к содержанию приказа

Частая ошибка – несоответствие содержанию трудового договора условий, указанных в приказе о приеме на работу. Поскольку наличие ошибок, опечаток, зачеркиваний и всякого рода исправлений в приказе неприемлемо, важно на стадии подготовки документа (до подписания его уполномоченным лицом) тщательно проверить правильность написания и соответствие трудовому договору:

• фамилии, имени, отчества принимаемого на работу работника (работников), особенно если они нестандартные или сложные в написании;

• наименования структурного подразделения, куда принимается работник (работники) (если это предусмотрено условиями трудового договора и структурой предприятия) – оно должно соответствовать и трудовому договору, и штатному расписанию; не допускается использование сокращенного варианта наименования подразделения;

• наименования должности (специальности, профессии) принимаемого на работу работника (работников) – особенно важно в случаях, когда эти наименования должны в точности соответствовать указанным в соответствующих квалификационных справочниках или положениях профессиональных стандартов.

Не забудьте указать разряд, класс (категорию), квалификацию, если это предусмотрено для соответствующей должности (специальности, профессии) квалификационным справочником или профессиональным стандартом и (или) штатным расписанием организации.

Если в процессе оформления и согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию. Если ошибка в приказе обнаружена в момент подписания, его также необходимо перепечатать в исправленном виде. При выявлении существенных ошибок в приказе о приеме после подписания документа он должен быть отменен или заменен путем издания нового приказа.

Несоблюдение требований к форме приказа

Несоблюдение установленных сроков издания приказа

Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Трудовой кодекс РФ не содержит указаний о сроке подготовки и дате издания такого приказа. Однако ч. 2 ст. 68 ТК РФ содержит указание на то, что приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Соответственно и приказ о приеме на работу должен быть издан в пределах вышеуказанного срока, иначе работодателем будет нарушена норма о порядке ознакомления работника с данным приказом.

На практике приказы о приеме на работу принято издавать до того, как работник приступил к работе (до начала события, о котором речь идет в приказе).

Издание приказа на основании ненадлежащим образом оформленных документов

Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу в общем случае является надлежащим образом оформленный трудовой договор (в исключительных случаях трудовой договор оформляется позднее фактического допущения к работе). Сведения о документе, послужившем основанием для издания приказа о приеме, должны быть отражены в соответствующей строке.

Не допускается издание приказа о приеме на основании ненадлежащих документов. Приказ о приеме на работу, изданный на основании таких документов, не имеет юридической силы и может быть оспорен.

Издание приказа неуполномоченными лицами

Приказ должен быть подписан руководителем организации (генеральным директором, директором), индивидуальным предпринимателем либо лицами, имеющими соответствующие полномочия. Как правило, руководитель наделяется полномочиями по изданию приказов по кадрам в отношении всех категорий работников Уставом организации. В крупных организациях при большом документообороте руководитель может делегировать право подписи всех приказов (либо приказов по определенным направлениям деятельности) своим заместителям или руководителям подразделений. Руководители обособленных подразделений предприятия (филиалов, представительств), как правило, тоже наделяются полномочиями на издание приказов в отношении работников подчиненных им подразделений. На время своего отсутствия руководитель может передать свои полномочия по доверенности другому лицу, приказом возложить исполнение обязанностей на другого работника.

В случае, когда приказ подписывается не руководителем, необходимо указать должность и расшифровку подписи представителя работодателя, а также основание, в силу которого данное лицо наделено соответствующими полномочиями.

Приказ, подписанный неуполномоченным лицом, не имеет юридической силы.

Отсутствие на приказе отметки (подписи) об ознакомлении с ним работника

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Такое ознакомление с приказом является дополнительной юридической гарантией наличия трудовых отношений, подтверждает наличие обязательных и дополнительных условий трудового договора, а в случае одностороннего изменения работодателем оговоренных ранее условий или введения условий, которые не были предметом соглашения сторон, работник может обжаловать неправомерные действия работодателя в суд.

Отсутствие приказа

Ну и, конечно, грубейшим нарушением является отсутствие приказов (распоряжений) о приеме на работу. За данное нарушение трудового законодательства статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность:

«1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Работодатели, которые надеются использовать отсутствие документального подтверждения приема работника на работу в качестве аргумента в случае трудового спора, должны помнить, что обязанность по надлежащему письменному оформлению трудовых правоотношений, в том числе по изданию приказа о приеме, возложена на работодателя. Неисполнение работодателем этой обязанности не может служить доказательством отсутствия трудовых отношений (Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 05.08.2013 по делу № 33-6575, Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 17.05.2011 по делу № 33-1401/2011).

В качестве гарантии надлежащего оформления трудовых отношений работник вправе потребовать от работодателя надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме на работу (ст. 62 ТК РФ).

Примечание.

Приказы издаются во всех организациях. Как правило, это небольшие по объему документы. Однако правил делопроизводства, которым должен соответствовать каждый реквизит приказа, достаточно много. Давайте разберемся во всех нюансах делопроизводства, которые нужно учесть при оформлении приказа.

Единые правила для всех реквизитов приказа

При оформлении приказов необходимо следовать установленным правилам делопроизводства. Одни из них едины для всего текста приказа, другие уникальны для того или иного реквизита. В этом разделе рассмотрим несколько важных правил, которые являются общими. Они обязательны для всего текста приказа, то есть для всех его реквизитов.

Правило 1. Соблюдаем поля.

В программе для набора текста следует установить следующие значения для полей :

— правое — не менее 8 мм;

— верхнее и нижнее — не менее 20 мм.

Правило 2. Используем правильный шрифт.

Допустимо использовать только шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr) размером не менее 13 пт .

Правило 3. Соблюдаем интервал между реквизитами.

Все реквизиты приказа следует отделять друг от друга пробельной строкой, равной размеру шрифта . На компьютере это производится нажатием клавиши Enter.

Правило 4. Не делаем то, что прямо запрещено.

Итак, в приказе нельзя :

— выделять текст подчеркиванием, полужирным шрифтом или курсивом. Использовать полужирный шрифт или курсив допустимо только в справочно-информационных документах (актах, справках, сводках и пр.);

Внимание!
Если приказ содержит таблицу, то при необходимости в ней можно :
— переносить слова;
— уменьшать левое поле до 20 мм;
— уменьшать размер шрифта и межстрочный интервал до 11 пт.

Далее условно разобьем приказ на 3 части и подробно рассмотрим правила оформления реквизитов, которые они содержат.

Шапка приказа

Каждый приказ без исключения должен содержать реквизиты, составляющие так называемую шапку приказа (рисунок 1).


Все реквизиты шапки приказа печатаются :

— без абзацного отступа (т.е. от нулевого положения);

— без точки в конце;

— с максимальной длиной строки — 73 мм.

Напомним, что все приказы исходя из их содержания делятся на 3 вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам. Каждый вид приказа регистрируется отдельно. Более того, отдельно регистрируются приказы по личному составу в зависимости от срока их хранения (3 года или 75 лет) .

К порядковому номеру приказа по личному составу добавляется литера :

Также отдельно можно регистрировать приказы при их значительном объеме (например, приказы о внесении изменений в штатное расписание, приказы о командировании и др.). В данном случае порядковый номер дополняется идентифицирующим разновидность приказа буквенным или иным условным обозначением .

— должен четко передавать смысл текста, быть кратким и емким;

— нельзя заключать в кавычки и подчеркивать;

— нужно грамматически согласовать с названием документа. Например, приказ (о чем?) о приеме на работу;

Максимальная длина строки заголовка — не более 73 мм. Если заголовок необходимо напечатать в несколько строк, то интервал между ними устанавливается точно 14 пт. Если заголовок превысит 5 строк, то длину его строк можно увеличить до 120 мм .

Основная часть приказа

— распорядительной (рисунок 2).


Констатирующая часть. Может отсутствовать, если приказ не нуждается в обосновании. Здесь излагаются цели, задачи, причины, факты, послужившие основанием для издания приказа. Если приказ издается на основании (во исполнение) НПА, то в констатирующей части должна быть ссылка на него с указанием наименования, даты, регистрационного индекса и заголовка .

Начало абзаца печатается с отступом 12,5 мм от границы левого поля, текст выравнивается по ширине листа. В конце констатирующей части точка не ставится .

После распорядительного слова излагается суть самого распоряжения. Если распоряжений несколько, текст приказа делится на пункты. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа. В конце каждого пункта ставится точка. Текст распорядительной части выравнивается по ширине листа .

Если в приказе используется перечисление, выделенное абзацами, то перед ними дефис или иной знак не ставится. После каждого перечисления ставится точка с запятой, а после последнего из них — точка .

Все пункты и абзацы распорядительной части печатаются с абзацным отступом — 12,5 мм от границы левого поля .

В конце распорядительной части ставится точка .

Распорядительная часть приказа по личному составу имеет свои дополнительные правила оформления :

— фамилии работников указываются прописными буквами (например, ИВАНОВА);

— если приказ состоит из нескольких пунктов, то они располагаются в логической последовательности: прием на работу, перевод (перемещение), увольнение и т.д.;

Основание: 1. Заявление от 07.05.2020.
2. Дополнительное соглашение от 07.05.2020 N 2 к трудовому договору от 14.11.2019.

Основание: докладная записка начальника службы доставки от 08.05.2020 N 3.

Заключительная часть приказа

Теперь рассмотрим правила оформления реквизитов, располагаемых в конце, после основного текста приказа (рисунок 3).


Некоторые из представленных выше реквизитов оформляются в обязательном порядке, а некоторые — при необходимости. Все они печатаются :

— без абзацного отступа (т.е. от нулевого положения);

— без точки в конце.

— расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности.

Итак, при единоличном согласовании в рассматриваемом реквизите указывается наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая полное наименование организации), собственноручная подпись, ее расшифровка и дата.

Если согласование документа производится коллегиально, то гриф согласования включает в себя название вида документа в именительном падеже, видовое или полное наименование организации (органа), дату документа и его регистрационный индекс .

Пример
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
профсоюзного комитета
ДД.ММ.ГГГГ N 20

— наименование должности лица, визирующего проект приказа;

— его собственноручную подпись;

Пример
Начальник юридического отдела
Подпись Л.Л.Лосев
ДД.ММ.ГГГГ
С проектом не согласен.
Замечания прилагаются

— на лицевой стороне последнего листа приказа либо

— на оборотной стороне приказа.

Также ознакомление может оформляться на отдельном листе ознакомления, прилагаемом к приказу. Как правило, такой способ применяется при большом количестве человек, которых следует ознакомить с приказом.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


П риказ об увольнении относится к кадровым документам, издание которых обязательно. Без него невозможно грамотно провести процедуру увольнения работника независимо от основания прекращения трудового договора. Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется именно приказом (распоряжением) работодателя, на его основании вносятся записи в трудовую книжку 1 .

Поэтому работодатель не может отказаться издавать приказ, даже когда сам не желает прекращения трудового договора, например, при увольнении работника по собственному желанию. Если работодатель забудет издать приказ, то его могут привлечь к ответственности по ч. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ 2 :

В отсутствие приказа и работнику, и работодателю будет сложнее доказать факт увольнения.

Судебная практика. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5828/2019

Суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении на работе, поскольку трудовые отношения не были прекращены. Ведь соответствующего заявления на имя работодателя не было и приказ об увольнении не издавался.

Судебная практика. Апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 12.01.2017 по делу № 33-363/2017

Работодатель утверждал, что работник был уволен и не исполнял трудовые обязанности, но суд все равно взыскал задолженность по заработной плате за спорный период, т.к. приказ об увольнении не издавался, а значит, прекращение трудового договора не было оформлено в установленном порядке.

Обратите внимание: из этого правила все-таки есть исключения. В ряде случаев записи в трудовую книжку могут вноситься на основании не приказа об увольнении, а другого документа. Например, при увольнении директора ООО единственным участником данного общества основанием для внесения записи в трудовую книжку может быть и решение такого участника, а не приказ об увольнении.

Какую форму использовать?

  • нет требований к его содержанию и оформлению;
  • не указано, какие именно реквизиты обязательны для приказа и как их заполнять, приведены лишь основные требования, связанные с соблюдением процедуры увольнения (например, что работника надо обязательно ознакомить с изданным приказом под подпись 3 ).

Между тем это вовсе не означает, что работодатель может каждый раз произвольно определять содержание и форму приказа. Он относится к первичным учетным документам 4 : в нем отражается определенный факт хозяйственной жизни с соответствующими правовыми последствиями (прекращение трудовых отношений, выплата компенсации за неиспользованный отпуск и т.п.), поэтому к нему применимы общие положения о первичных учетных документах 5 . Использовать можно только определенную форму приказа, которая утверждается руководителем организации-работодателя, если законом прямо не установлено применение специальной формы для конкретных работодателей. Подробнее о том, как это делается, расскажем далее.

Таким образом, можно применять:

  • унифицированную форму приказа об увольнении (форма № Т-8 или № Т-8а для случаев увольнения нескольких работников одновременно). Унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Бюджетные организации (госсектор) должны составлять кадровые документы по унифицированной форме 6 . Негосударственные также вправе ими руководствоваться. Для этого применение унифицированных форм закрепляется приказом руководителя организации. Преимущество унифицированной формы заключается в том, что в ней есть все необходимые реквизиты и сложнее ошибиться при оформлении приказа, к тому же ее заполнение вряд ли вызовет нарекания со стороны контролирующих органов (на практике иногда встречаются придирки инспекторов ГИТ, если используется не утвержденная Госкомстатом РФ форма);
  • самостоятельно разработанную форму приказа. Негосударственные организации сами выбирают: взять за основу унифицированную форму приказа Госкомстата РФ или разработать свою 7 . При этом форма приказа должна содержать все обязательные реквизиты для первичного учетного документа, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Приведем их с учетом специфики данного кадрового документа в Таблице 1.

Таблица 1. Обязательные реквизиты приказа об увольнении

Остановимся на одном важном моменте. В ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете предусмотрена возможность оформления первичного учетного документа в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, однако в отношении приказа об увольнении такое правило пока применять нельзя, т.к. трудовым законодательством еще не предусмотрено полноценное электронное делопроизводство. Заполнить форму приказа можно и в электронном виде, но надо обязательно ее распечатать и ознакомить работника уже с бумажным документом, на котором тот должен расписаться.

Итак, мы уже сказали, что при разработке собственной формы за ориентир можно взять унифицированные формы приказов, но включить и располагать реквизиты можно так, как это наиболее удобно для работодателя. И суд, и проверяющие органы будут оценивать, прежде всего, содержание (правильность заполнения) и наличие обязательных реквизитов в приказе. Однако отметим, что трафаретный текст приказа очень удобен, поэтому его многие применяют. Часто встречается только немного дополненная форма № Т-8 без ее кардинальной переработки.

  • в виде отдельного приложения или
  • в составе общего альбома форм унифицированных документов, используемых в организации, или
  • в составе альбома форм первичных учетных документов к учетной политике организации.

Если компания собирается применять унифицированную форму без своих корректировок (показана в Примере 7), то достаточно указать об этом в учетной политике со ссылкой на нормативный правовой акт, утвердивший ее (в настоящий момент – постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1). Образец же разработанной под конкретную организацию формы см. в Примере 8.

Теперь перейдем к скрупулезному исследованию правил оформления каждого реквизита приказа об увольнении.

ОКУД, ОКПО и другие коды

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) также применяется для целей статистического учета, в т.ч. через однозначную идентификацию хозяйствующих субъектов, расположенных на территории РФ (у организаций с одинаковым наименованием ОКПО все равно будет отличаться). ОКПО присваивается не только организациям, но и индивидуальным предпринимателям. Посмотреть свой код можно как в соответствующей документации о постановке на учет, так и на официальных ресурсах Росстата.

Код ОКПО организации состоит из 8 цифр, а ИП – из 10.

Пример 1. Фрагмент приказа об увольнении по унифицированной форме № Т-8


Пример 2. Фрагмент приказа об увольнении по разработанной организацией форме


Пример 3. Фрагмент приказа об увольнении с классическим формуляром для организационно-распорядительного документа


В разработанной в организации форме приказа об увольнении наличие этих кодов вполне можно свести к нулю (Пример 3). Это не лишит документ юридической силы, т.к. наличия таких данных Закон о бухучете не требует. Однако их присутствие в документе позволит точнее идентифицировать работодателя.

Указание места издания принято на организационно-распорядительных документах, поэтому в самостоятельно разрабатываемой форме это следует учесть. В Примере 3 данный реквизит показан в более привычном варианте, чем в Примере 2, – здесь отражен полный адрес. А вот в форме Госкомстата РФ № Т-8 этот реквизит отсутствует.

Наименование организации – автора документа

Правильное заполнение данного реквизита в определенной мере влияет на судьбу работника, особенно при выходе на пенсию и возникновении спора по страховому стажу. Ошибка в наименовании или его отсутствие может поставить под сомнение период работы у конкретного работодателя и привести к обнулению отдельных периодов стажа при слабости других доказательств трудовых отношений 11 .

В приказе указывается полное и сокращенное (при наличии) наименования, установленные на дату издания приказа (если приказ заполняется работодателем – индивидуальным предпринимателем, то делается указание на этот факт и указываются Ф.И.О. предпринимателя). При этом заполняемые данные в форме приказа не должны отличаться от таковых в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП для ИП).

Наименование документа

Что касается непосредственно формулировок ТК РФ применительно к рассматриваемому приказу, то обратите внимание на ч. 1 и 2 ст. 84.1 ТК РФ – там говорится именно о приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора:

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись

Обратите внимание: в ГОСТ Р 7.0.97-2016 приводится пример такого грифа с усеченным составом данных, мы рекомендуем его оформлять так, как показано в нашем Примере 4.


Даты издания, увольнения и ознакомления с приказом

Огромное значение имеет дата приказа, поскольку она позволяет, среди прочего, определить, соблюдена ли процедура увольнения работника, т.е. издан ли приказ своевременно. Например, если человек увольняется за дисциплинарное нарушение, то это делается по определенной процедуре; если работодатель не соблюдал ее шаги и их сроки, поторопившись уволить нерадивого работника, то у организации могут быть проблемы.

По общему смыслу ч. 1, 2 ст. 84.1 ТК РФ, приказ должен быть издан не позднее последнего рабочего дня увольняемого работника, т.к. с ним требуется ознакомить работника под личную подпись. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Исключения – случаи, когда издать приказ в день фактического прекращения работы нельзя по объективным причинам, тогда допускается датирование и издание приказа позднее даты последнего рабочего дня.

Пример 5. Фрагмент приказа об увольнении по унифицированной форме № Т-8


  • одни специалисты считают, что это надо делать непосредственно в день увольнения;
  • другие говорят о возможности ознакомить работника с приказом в любой день после его издания до увольнения.

На наш взгляд, работодатель может придерживаться любой из этих позиций, т.к. по общему смыслу ст. 84.1 ТК РФ это надо сделать ​не позднее последнего рабочего дня.

При этом в любом случае рекомендуется проставлять в приказе именно фактическую дату его издания, иначе есть риск, что при трудовом споре с работником это сыграет против работодателя.

Судебная практика. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.08.2018 по делу № 33-15103/2018

В приказе стояла дата составления 15 марта, а отметка об ознакомлении с ним работницы – 5 марта (в день фактического издания приказа). Она утверждала, что это доказывает незаконность увольнения, а с приказом на самом деле ее не знакомили.

И лишь изучение всех доказательств в совокупности, в т.ч. свидетельских показаний, убедило суд в кадровой ошибке: ответственное за оформление приказа лицо посчитало, что дата составления приказа не может быть ранее даты увольнения, потому приказ, фактически оформленный 5 марта, датировали последним рабочим днем работницы – 15 марта, а работницу с приказом ознакомили в день его оформления.

Оценивать совокупность доказательств будет суд, и в случае ошибки в дате составления приказа (описка / опечатка) он может принять во внимание свидетельские показания, пояснения сторон, иные доказательства, позволяющие выявить истинную дату издания приказа. Суд может принять сторону работодателя при наличии доказательств технической ошибки (опечатки) 16 . Анализ судебной практики показывает, что суды первой инстанции обычно более придирчивы к ошибкам в дате приказа и могут из-за этого признать нарушенной процедуру увольнения, правда, апелляция часто потом снимает претензии формального характера.

Формат дат составления приказа, трудового договора и его расторжения в унифицированной форме может быть разным: цифровым, буквенно-цифровым (как в Примере 5). Ошибкой это не будет, поскольку в ТК РФ и в ст. 9 Закона о бухучете не содержится запрета на это.

В самостоятельно разрабатываемой форме приказа формат написания дат лучше привести к единообразию.

Номер приказа

При подписании проекта приказа руководителем он регистрируется, т.е. на нем проставляются дата издания и номер.

Приказы нумеруются в валовом порядке в пределах календарного года и своих документопотоков. Как минимум, стоит отдельно регистрировать (и нумеровать) приказы по основной деятельности и по личному составу. Крайне желательно еще и разграничивать кадровые приказы с разными сроками хранения, чтобы подшивать их в разные дела. Приказы об увольнении работников хранятся:

  • 50 лет, если они закончены делопроизводством после 1 января 2003 года, и
  • 75 лет – если до 1 января 2003 года 17 .

Каждому документопотоку, который выделен в вашей организации, для его идентификации надо присвоить индекс. Тогда номер будет состоять из индекса документопотока и порядкового номера приказа внутри него в пределах года, например: № 10-к, № 10/лс или № 10/04-07.

Сведения о прекращении трудового договора

В приказе должны быть указаны конкретный трудовой договор, действие которого прекращается, а также дата увольнения работника.

При заполнении этих сведений в унифицированной форме часто допускаются разночтения, ведь в ней предусмотрено сразу 2 формулировки:

Пример 6. Образцы заполнения сведений о факте прекращения трудового договора и последнем рабочем дне в приказах о прекращении трудового договора разной формы


Давайте посмотрим на основные мнения специалистов и используемые ими аргументы по этому вопросу. Сразу скажем, что вы можете выбрать любой вариант, который вам покажется наиболее убедительным (или варианты, поскольку они в каком-то роде взаимодополняют друг друга). Главное – закрепить подход, применяемый в практике составления приказов в вашей компании, в локальных нормативных актах (ЛНА). Это можно сделать как в Инструкции по кадровому делопроизводству, так и в соответствующем разделе общей Инструкции по делопроизводству, а также любом другом ЛНА.

1. Одна из точек зрения базируется на истории развития российского трудового законодательства и практики его применения. Кадровики со стажем помнят, что оформление письменного трудового договора стало обязательным только с 6 октября 1992 г. (когда в действовавший в то время КЗоТ РСФСР были внесены изменения). Ранее же договор в письменной форме между работником и работодателем не заключался, а когда у работодателей появилась обязанность подписывать с вновь принимаемыми на работу сотрудниками трудовые договоры, то уже работающий персонал заставлять подписывать договоры было нельзя, оформление ранее сложившихся трудовых отношений на бумаге могло происходить только по взаимному согласию сторон.

  • увольнение работника является закономерным результатом прекращения трудового договора;
  • есть только одна ситуация, когда нельзя говорить о таком результате, – речь идет о смерти работника (а также признании судом работника умершим или безвестно отсутствующим), поскольку увольнять фактически становится некого.

А значит, при составлении приказов по унифицированным формам № Т-8 и Т-8а нужно делать выбор в зависимости от конкретных обстоятельств:

Нет, это не является критичным для соблюдения процедуры увольнения и ее оформления, если в приказе правильно указана дата увольнения и содержатся данные, в отношении какого конкретно работника прекращается действие трудового договора. Ведь по общему смыслу ст. 84.1 ТК РФ отсутствие ссылки на реквизиты трудового договора в приказе о его прекращении само по себе не влияет на законность процедуры увольнения.

На следующем развороте журнала смотрите примеры заполнения приказа о расторжении трудового договора:

Пример 7. Приказ о прекращении трудового договора по унифицированной форме № Т-8

Пример 8. Разработанная работодателем форма приказа о прекращении трудового договора

В следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение вопросов составления приказа о прекращении трудового договора и тех ошибок, которые порой допускают на практике, в отношении: наименования должности (профессии), фактических оснований увольнения и документов-оснований прекращения трудового договора, ознакомления с приказом работника, подписи приказа уполномоченным лицом.

Марина Крицкая

Трудовой договор — основной документ, регламентирующий отношения между работником и работодателем. Когда в них что-то меняется, это должно находить отражение в договоре. Однако внести изменения в трудовой договор не так просто.

Трудовой договор предполагает четкую структуру и конкретное содержание. О том, каким должно быть это содержание, говорится в ст. 57 ТК РФ.

Содержание включает обязательные для включения в текст трудового договора сведения (о работнике, работодателе, самом договоре), обязательные условия и дополнительные условия.

Для работодателя важно, чтобы в конкретном договоре были отражены все обязательные сведения и условия. Что касается дополнительных условий, то они могут быть любыми, но при этом не снижать гарантии работника.

Чтобы убедиться в соответствии содержания трудового договора нормам Трудового кодекса, нужно:

  • Проверить, все ли обязательные сведения и условия включены в содержание договора.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ, к обязательным сведениям относятся: ФИО работника; наименование компании; сведения о документах, удостоверяющих личность; ИНН работодателя; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (ст. 20 ТК РФ четко определяет, кто может выступать таким представителем); место и дата заключения трудового договора.

Обязательные условия тоже определены в ст. 57 ТК РФ. Это место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации и др.

  • Если оказалось, что какие-то сведения отсутствуют, то нужно дополнить трудовой договор, руководствуясь ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

Сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора — с помощью ручки, на любом свободном пространстве. Никакие дополнительные соглашения при этом составлять не нужно.

Что делать, если в трудовом договоре меняются сведения

Работодатели нередко путают обязательные сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 57 ТК РФ, с условиями трудового договора.

В случае, если необходимо изменить сведения, то прежде всего нужно исходить из того, какие именно сведения меняются. Например, если это информация о работодателе, то нет никаких норм, обязывающих в течение какого-то времени или сразу вносить изменения о таких сведениях в трудовой договор.

Нет конкретных рекомендаций о том, как именно вносить изменения в сведения о работодателе. Некоторые это делают через дополнительные соглашения. Но лучше в сам текст договора внести недостающую информацию. Хотя если сотрудников в компании очень много, то логичнее выпустить приложение к трудовому договору.

Если меняются ФИО или паспортные данные работника и сам работник пишет заявление о том, чтобы эти сведения были внесены в трудовой договор, то вы должны выполнить его просьбу. Вот так выглядит Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении фамилии работника.

Как ошибаются работодатели, когда меняют условия трудового договора

На самом деле ошибок и вопросов при внесении изменений в трудовой договор гораздо больше, чем 10. Но есть наиболее распространенные случаи, которые требуют внимания.

1. Усложняют задачу, забывая о том, что все условия можно менять по соглашению сторон.

Соглашение сторон — это первый вариант, который нужно выбирать. При этом, конечно, важны согласие работника (ст. 72 ТК РФ) и наличие факта, что изменение не ухудшает положение работника по сравнению с предусмотренным законодательством.

Не нужно уведомлять работника за 2 месяца. Подготовьте проект дополнительного соглашения к трудовому договору.

2. Забывают об оформлении документов, фиксирующих изменения.

Главный документ, вносящий изменения, — это дополнительное соглашение к трудовому договору. Все остальные документы вроде письменного предложения работникам или письменного заявления от работника — опциональные документы. Важно и то, что не требуется никакого уведомления за 2 месяца.

3. Меняют условие о трудовой функции, что в результате ухудшает положение работника.

Условие о трудовой функции работника можно менять только по соглашению сторон. Ст. 60 ТК РФ прямо запрещает требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Работодатели уверены в том, что при изменении условия трудового договора по инициативе работодателя самое главное — предупредить работника за 2 месяца и предложить ему вакантные должности.

Но на самом деле изменить условия трудового договора по ст. 74 ТК РФ намного сложнее.

Важно оформить приказ по основной деятельности, и в этом приказе четко зафиксировать причины организационного и технологического характера, которые спровоцировали изменения. Это сделать не так просто, так как на практике такие причины часто субъективны.

Суды, как правило, к причинам организационного характера относят реорганизацию и новый отчет о спецоценке, который фиксирует изменившиеся условия труда в результате проведения СОУТ.

Также у работодателя должна быть аргументация, доказывающая, почему он не может сохранить прежние условия.

Только после того, как четко сформулированы причины, собрана аргументация, можно приниматься к составлению формы уведомления работника за 2 месяца.

5. Неправильно составляют уведомление работника об изменении условий трудового договора.

В форме уведомления прописывается, какие условия трудового договора будут меняться и какие причины тому способствуют. И общими словами в данном случае обойтись нельзя.

6. Фантазируют, на какую должность, в случае перевода, работник согласится, а от какой откажется.

Когда изменение происходит по инициативе работодателя, работникам обязательно предлагаются вакантные должности. Но иногда работодатели неправильно трактуют эту норму Трудового кодекса.

Как уточняется в ст. 74 ТК РФ, компания должна предлагать не только вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, но и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

Многие работодатели задаются вопросом, должны ли они сохранить за работником его зарплату по той должности, на которой ему придется работать в новых условиях. На самом деле не должны.

Вы можете уведомить об изменении условий трудового договора руководителя отдела продаж и предложить ему вакансию курьера. И вы не должны думать о том, что руководитель не пойдет на эту должность. Ваша задача — просто выполнить требования законодательства. А требования таковы, что вы обязаны предложить работнику все имеющиеся в компании вакантные должности, которые соответствуют состоянию его здоровья.

7. Нарушают порядок изменения условий по ст. 74 КТ РФ.

Сначала издается приказ, где четко и подробно прописано обоснование, почему меняются условия трудового договора и какие именно. В этом же приказе рекомендуется объяснить, почему вы не можете оставить прежние условия.

Далее вы за 2 месяца знакомите работника с уведомлением в письменной форме под роспись.

После этого наступает момент, когда нужно в письменной форме предложить вакантные должности. Лучше, если в этом предложении будут не просто представлены названия должностей, но и требования к квалификации, ожидания по зарплате. Более полная информация даст возможность работнику принять взвешенное решение.

Если работник соглашается, то вы оформляете дополнительное соглашение о переводе.

Если работник отказывается или у работодателя нет вакантных должностей, то трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

8. Забывают о выплате в случае увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Должна быть произведена выплата двухнедельного среднего заработка.

9. Путают перемещение и перевод в связи с изменением условий трудового договора.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Определение перевода содержится в ст. 72.1 ТК РФ. Оно подразумевает:

  • изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя;
  • перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Также работодатели иногда под переводом подразумевают изменение ставки, что тоже неправильно (это изменение режима рабочего времени).

Иногда, когда совместительство становится основным, некоторые работодатели ошибочно относят это к переводу.

10. Неправильно оформляют временный перевод.

Для этого нужно дополнительное соглашение к трудовому договору. Заявление можно брать, а можно и не брать. Помимо допсоглашения нужно выпустить приказ о переводе.

Временный перевод по общим правилам возможен на срок до 1 года. Но если это ситуация на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, тогда перевод нужно заключать не на 1 год, а до выхода на работу отсутствующего работника.

При временном переводе записи в трудовую книжку и в личную карточку работника не вносятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: