Можно ли штрафовать работника по исламу

Обновлено: 27.04.2024

Ассалям Алейкум! я столкнулся с большой проблемой просьба помочь! просто я общался с людьми которые почти всех называют кафирами.
Хотел бы знать: становиться ли человек кафиром если работает в милиции (но мусульман не трогает)? Любители такфира говорят, что сама работа в милиции уже выводит из ислама.
А как на счет того, кто принял добровольно гражданство немусульманской страны?
Также такфиристы обвиняют в неверии некоторые течения, как джамаат таблиг, насколько это правомочно?
Помогите разобраться.

становиться ли человек кафиром если работает в милиции (но мусульман не трогает)? Любители такфира говорят, что сама работа в милиции уже выводит из ислама.

Теперь, уяснив положение того, кто устроился на работу в милиции, при этом не произнося присягу, не желая возвеличить законов тагутов, не исполняя суда не по шариату Аллаха и т.п., то максимум что можно сказать о нем, что он совершает грех, однако сам по себе этот поступок не является неверием, выводящим из религии. Спроси брат этих людей: "В чем именно куфр, скажем гаишника, который только следит за порядком на дорогах, который при этом не судит никакими законами?!" А регулирование на дорогах никак не противоречит законам Аллаха, чтобы именовать это судом не на основании ниспосланного Аллахом.
Беда многих джахилей из числа такфирюг в том, что они не понимают и не разделяют, что законы бывают двух видов: Низам идарий - который никак не противоречит религии и не идет с ней вразрез, а это как установление порядка и различных правил на дорогах, в общественных местах, учреждениях и т.д. И второй низам шар'ий, как замена забивания камнями прелюбодеев штрафом, или вместо отсечения руки вору тюрьмой и т.д. Второй вариант - это и есть куфр! При чем вид куфра - большой или малый будет различаться от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкыти сказал: "Необходимо различать между системой законов внедренные человеком и применение которых является куфром (неверием) в Создателя небес и земли, и системой, которая не приводит к этому. Это объясняется тем, что системы бывают двух типов: административной и законодательной. Административная система выполняет функцию упорядочивания дел и направляет их в той манере, которая не противоречит шариату, и нет ничего неправильного в этом и никто из сахабов или тех кто пришел после них не возражал против этого. Умар (да будет доволен им Аллаха) сделал многое из того, что не было во времена посланника (мир ему и благословение Аллаха), как например регистрация имён в реестре, учет присутствующих и отсутствующих, несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал этого и он не знал о том, что Ка'б ибн Малик отсутствовал во время экспедиции на Табук, до тех пор пока они не достигли Табука. Также, Умар (да будет доволен им Аллах) купил дом Сафуана ибн Умайа в Мекке и сделал их тюрьмой, не смотря на то, что ни пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни Абу Бакр не организовывали тюрем. Подобные административные вопросы, которые направлены на облегчение дел и не идут в разрез с шариатом – как например управление делами работников, вопросы работы, так чтобы они не шли против шариата – является примером системы созданной человеком, и является приемлемой, если не идет в разрез с принципами шариата, и направлена на заботу об интересах общества.
Но в случае законодательной системы, которая идет в разрез с законами Создателя небес и земли, и обращение к ней за суждение – то это неверие (куфр) в Создателя небес и земли, также как заявление о том, что несправедливо при разделе наследства давать мужчинам больше женщин и им должны быть даны равные доли, или заявление о том, что многоженство это форма притеснения, или что развод является несправедливостью по отношению к женщине, или порицание забивания камнями и отсечения руки и т.д. Поэтому, применение подобной системы управления человеческими жизнями, имуществом, честью, родословной, мышлением и религией является неверием в Создателя небес и земли, и восстанием против божественной системы, которая была установлена Тем, Кто создал все человечество и Кто знает, что более полезно (для человека). Возвышен и Преславен Он, и нет другого законодателя, кроме Него"
. См. "Адауа аль-Байан" 4/93.
И не понимания всего сказанного, среди этих такфиристов есть настолько больные люди, которые делают такфир лишь за то, что ты надел форму полицейского, даже с намерением просто чтобы согреться.
Несомненно, есть такие виды куфра в делах, которые сами по себе являются большим куфром, а это такие вещи, как рвание и бросание Корана в грязное место, земной поклон идолу, и т.п. Однако такие деяния, как суд не по закону Аллаха, помощь неверным против мусульман и особенно просто работа в полиции, то они несмотря на запрет и куфр не из числа таких деяний тела, которые выводят из религии без обращения внимания на намерение.

В общем брат, знай, такфир конкретному мусульманину - вещь серьезная и опасная, которую не решают глупцы с просторов инета, не обладающие элементарными основами. Не общайся брат с этими людьми, ибо они могут испортить твою мирскую жизнь и жизнь будущую.
Саляфы и имамы строго запрещали нахождение и даже общение с приверженцами нововведений, а такфиристы наихудшие из них!
Имам Ибн аль-Уазир говорил: “Ошибиться и посчитать кафира мусульманином будет менее незначительно для тебя, чем ты ошибешься и вынесешь решение о мусульманине тем, что он кафир!” См. “Исар аль-хаккъ ‘аля аль-халькъ” 449.

  Штрафы: нельзя, но можно

Принятый еще в 1971 году Кодекс законов о труде надежно защищает работника от разного рода наказаний. По этой причине руководители новой формации — хозяева и менеджеры фирм — надеялись, что рано или поздно КЗОТ поправят и работника можно будет, например, штрафовать.
Этого не будет.
Как нам сообщили в Комитете по труду и социальной защите Госдумы РФ, ни один из десяти предложенных в Думу проектов нового трудового кодекса не расширяет существующих возможностей наказания наемного работника рублем.
По этой причине мы публикуем статью, где подробно изложена нынешняя система материальных взысканий. Ее следует знать. Она просуществует долго.

Законные "штрафы"
По КЗОТу, штрафовать работника нельзя ни при каких обстоятельствах. Запрещено производить вычеты из оклада, оговоренного в трудовом договоре. И если это все же произошло, смело обращайтесь в суд. Ссылаясь на КЗОТ, суд обяжет работодателя вернуть вам удержанные деньги. Для этого надо представить трудовой договор или контракт и справку из бухгалтерии, где указана выданная вам на руки сумма. В том случае, если бухгалтер откажется выдать такую справку вам, ее обязан затребовать суд.
Однако штрафы есть, и это прекрасно знают особенно те из нас, кто работает в частных (акционерных) фирмах. Что же, получается, что все они противоречат КЗОТу и являют собой всего-навсего еще один пример повсеместного попрания закона?
Нет. Все дело в названии. "Штрафы" действительно законны только предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, а там о ситуациях на работе ничего не сказано. Но это еще не значит, что вычет из вашей зарплаты за плохой труд незаконен. Просто поинтересуйтесь, как на самом деле этот вычет называется в соответствующем приказе, т.е. как он оформлен? И если выяснится, что это "штраф", смело требуйте деньги назад.
А вот если там будет иной термин, то вам понадобится несколько больше юридической грамотности. Потому что не называемые "штрафом", но мало чем отличные от него по сути денежные взыскания руководитель фирмы накладывать может.
Есть, впрочем, и форма взысканий, выпадающая из сферы действия каких-либо законов. Речь идет о выплате части зарплаты "черным налом", что практикуют многие предприятия. Урезание "черного нала" зависит исключительно от прихоти вашего руководства — законов, способных защитить ваши права в такой ситуации, просто нет.

Часть 1. Вычеты из зарплаты
Работодатель может законно произвести вычеты из полагающейся вам за ваш безотдышный труд зарплаты, если вы являетесь материально ответственным лицом (что указывается в вашем трудовом контракте) и по вашей вине предприятие понесло убытки.
Испортив оборудование, за которое вы материально отвечали, заплатить придется однозначно. Но порядок удержаний регламентируется КЗОТом. Каким бы ни был убыток, удерживать его можно, только вычитая из зарплаты не более ее половины. Эти вычеты будут делаться и в том случае, если вы смените место работы (как алименты), до полного погашения ваших обязательств. Но заметим на всякий случай, что удерживать вас на работе до погашения долга работодатель никакого права не имеет.

Часть 3. Вы работаете не по трудовому договору
Если договор, заключенный вами с работодателем, является не трудовым, а иной формой гражданско-правового договора, например, договором подряда, авторским договором или договором об оказании услуг, то ваши отношения с работодателем вообще не регламентируются КЗОТом. В этих случаях вас связывает Гражданский кодекс.
Как правило, в подобных договорах предусмотрены штрафные санкции за неисполнение обязательств для обеих сторон. И если какой-то пункт договора не выполнили вы, работодатель вправе взыскать с вас соответствующие штрафы.
А вот если штрафные санкции в договоре не указаны, работодатель может взыскать с вас компенсацию за невыполненную работу только через суд, где ему придется доказать, что вы нанесли ему материальный ущерб. Например, если программист вовремя не представил обещанную по договору программу для расчета с клиентами, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, мотивировав это тем, что отсутствие программы парализовало работу фирмы. И если он докажет это в суде — решение будет не в вашу пользу.

Ольга ПЕТРОВА, Юлия ФУКОЛОВА

P.S. А что же делают с деньгами, полученными с работников в виде всевозможных штрафов?
В одной компании рассказали, что эти штрафные деньги с учетом коэффициента трудового участия будут распределяться между другими сотрудниками. А в другой — что штрафы за опоздание и курение они ввели с согласия сотрудников и собранную сумму тратят на совместную пирушку в конце месяца.

Подписи
Автандил Евсеев, начальник управления работы с персоналом "Пробизнесбанка": "Опоздания контролирует электронная система, так что наказание неизбежно".

Мы постоянно сталкиваемся с проблемами юридического характера. В то же время уровень грамотности мусульман нашей страны в этой сфере пока оставляет желать много лучшего. Мы почти не знаем, как защитить свои права перед произволом работодателя, а также как правильно, в соответствии с законом, организовать религиозную деятельность.

- Имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за того, что он соблюдает нормы Ислама, прежде всего, речь идет о ношении хиджаба, совершении намаза?

Расторжение трудового договора является фактическим увольнением человека с работы. Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрен определенный перечень оснований для увольнения сотрудника как по собственной инициативе, так и по инициативе работодателя. Для тех, кто хочет больше узнать об этих основаниях, рекомендуем ознакомиться с ст.77,78,79,80,81 Трудового кодекса РФ.

В данном случае представляют интерес основания увольнения работника по инициативе работодателя на по причине того, что первый соблюдает предписания Ислама на рабочем месте. Нормами трудового законодательства Российской Федерации не предусмотрены основания для увольнения сотрудника по религиозному признаку, но все же при желании работодатель сможет уволить мусульманина даже из-за личной неприязни. Думается, что такими основаниями может стать психологическое давление руководства и коллектива, в результате которого работник сам добровольно примет решение о расторжении договора по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ). Если работодатель принял решение уволить мусульманина по причине его религиозности, то теоретически он сможет организовать это, например, за несоответствие работника занимаемой должности (п.3. ст. 81 ТК РФ).

Да, это является нарушением правовых и этических норм со стороны работодателя. Данные деяния можно оспорить в суде или написать жалобу прокурору. Надо стараться добиваться справедливости всеми законными методами.

Следующим основанием для увольнения может стать дисциплинарное взыскание (замечание и выговор) и неоднократное невыполнение работником трудовых обязанностей (п.5. ст. 81 ТК РФ). Инициировать увольнение работника по данной статье для грамотного руководителя не составляет особого труда. Например, работнику объявляется дисциплинарное взыскание за любой мелкий проступок, а потом работник уведомляется о том, что он не выполнил несколько раз свои трудовые обязанности на основании устного распоряжения руководства.

Как правило, при заключении трудового договора стороны не прописывают в нем все обязанности работника, а ограничиваются общими формулировками стандартных должностных инструкций, которые не всегда предусматривают порядок принятия устных и письменных распоряжений. Это и является слабым местом для работника.

Еще одним основанием для увольнения может стать нарушение сотрудником требований по охране труда, если они повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия или создавали реальную угрозу возникновения таких последствий (п. 6 (д) ст.81 ТК РФ). Например, работник промышленного химического предприятия отошел от рабочего места на 20 минут совершить намаз в рабочее время, хотя у него есть право на перерыв позже, и таким образом создал ситуацию, которая для остальных работников стала угрозой нарушения техники безопасности на предприятии. За такой проступок работник может быть уволен.

По данной норме трудового законодательства можно уволить и мусульманку в хиджабе, т.к. требования по охране труда в некоторых местах предусматривают ношение работниками специальной формы.

- А когда же совершать намаз на работе и предусмотрены ли для этого специальные перерывы для мусульман?

Да, намаз вы можете совершать вовремя и коллективно в некоторых мусульманских странах, а у нас в России необходимо уметь приспосабливаться к ситуации. Для молитвы вы можете воспользоваться вашим правом на перерывы, которые предусмотрены ст.108 ТК РФ для отдыха и питания, а так же специальными перерывами для обогрева и отдыха, которые предоставляются для отдельных видов работ в соответствии со ст. 109 ТК РФ.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

Обращаю ваше внимание, что время предоставления перерыва является договорной нормой. Если иное не предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка, то с работодателем можно договориться о предоставлении вам индивидуального графика для отдыха, питания или обогрева, во время которых можно совершать намаз.

- Где молиться на рабочем месте?

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

В данных помещениях вы можете совершать намаз, а если их нет на предприятии, то у вас есть право требовать создания таких помещений. Отказ работодателя в выполнении ваших просьб является для предприятия и его руководства серьезным нарушением трудового законодательства и влечет значительные санкции со стороны государства.

- Какие права по закону есть у мусульман для соблюдения религиозных предписаний в больницах, роддомах и других медицинских учреждениях?

Правила пребывания в больницах не запрещают выполнение намазов, но существуют ограничения по соблюдению режима сна и отдыха. Нарушение может повлечь отказ в предоставлении медицинских услуг.

Рацион питания в российских больничных учреждениях пока почти полностью является харамным (запретным с точки зрения Ислама), но принудить медицинское учреждение для приготовление вам халяльной (дозвоенной по Шариату) еды невозможно даже через суд, т.к. нормы и рацион питания утверждаются профильным министерством. Однако вы можете питаться в индивидуальном порядке тем, что вам приносят родные и близкие.

Альтернативой являются платные медицинские учреждения, в которых вы являетесь участником договорного процесса и можете установить с другой стороной особый режим пребывания и питания.

Невозможность же выбор врача в роддомах не является нарушением прав мусульманок, т.к. в соответствии с нормами Шариата допускается пользоваться услугами врачей-мужчин при необходимости.

- Что дает нам конкретно графа Конституции о свободе верить и жить в соответствии с правила своей веры? Как этим грамотно можно воспользоваться?

Свобода вероисповедания, на наш взгляд, не является юридической нормой, а больше морально-нравственной, т.к. в отношении убеждений и мыслей человека невозможно применить меры государственного принуждения в виде наказания или порицания до тех пор, пока эти убеждения не стали причиной для фактических действий человека. Действия же человека на основании своих убеждений являются юридическим фактом и могут быть оценены в соответствии с законодательством любого государства. В России нет прецедентов, которые полностью подтверждают факт наказания человека за его вероисповедание, но есть факты притеснения верующих за их фактические действия по распространению религиозных убеждений.

Для верующих нашей страны представляют интерес практические возможности действовать и жить в соответствии с религиозными убеждениями. В России есть правовые способы, которые позволяют реализовать в повседневной жизни некоторые нормы Шариата.

Например, возможно создание мусульманских религиозных организаций, объединений и религиозных групп. Обращаю Ваше внимание, что организация религиозных объединений в форме юридических лиц происходит в заявительном порядке, хотя и встречаются случаи неформального давления по разрешительному принципу.

Безусловно, создание религиозных организаций дело не простое и требует определенных навыков ведения конструктивных переговоров как с централизованными религиозными организациями (в нашем случае это духовные управления мусульман), так и с местными властями. Но при желании и должном упорстве в достижении цели возможно создание мусульманских организации даже без участия муфтиятов.

Самым простым способом объединения мусульман для совместного вероисповедания и распространения Ислама является организация религиозной группы. Данная форма объединения позволяет получить возможность создания своей мечети и медресе без регистрации юридического лица в любом населенном пункте за один день. Рекомендуем для использования данную форму объединения мусульман.

За исключением незначительной части гражданского законодательства, мусульмане в России имеют возможность вести коммерческие дела по нормам, не противоречащим Шариату, путем заключения соответствующих договоров с определенными условиями. Так же в России допустимо ведение кредитно-финансовых и инвестиционных операции со многими банками по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления и заключения соответствующих форм договоров. Данные формы сотрудничества с банками полностью исключают применение ссудного процента, который в Исламе является запретным.

Думается, что исключением для мусульман России является практическая невозможность соблюдения своих прав по исламскому уголовному праву, поэтому призываю всех единоверцев прилагать усилия для того, чтобы не оказаться участниками уголовного процесса ни в качестве потерпевшего, ни в качестве ответчика.

Интересным, с точки зрения российского законодательства, является факт возможности соблюдать предписания по разделу наследства по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления завещаний в определенной форме. В данный момент мы активно занимаемся изучением данной темы.

В целом же, для того чтобы грамотно воспользоваться своими правами и имеющимися уже возможностями в России, необходимо по интересующему вопросу спросить мнение исламского ученого, а потом поинтересоваться у юристов о возможности реализации ваших идей путем придания им юридической формы, не противоречащей Шариату.

"Мусульман нигде не любят"

Жителю Москвы Чингизу Курбанову 28 лет. Не так давно его уволили за совершение намаза. Начальник сказал ему, что на работе этого делать нельзя.

"Если ФСБ узнает, что я молюсь, говорил он, его фирму закроют, и у него самого будут проблемы, — рассказывает Курбанов. — Смешно звучит, так как для обеденной и послеобеденной молитв мне нужно буквально два квадратных метра и 20 минут в день. Напоследок он поклялся не нанимать больше людей, которые молятся на работе. По-моему, он вообще негативно настроен к религии".

С неприязнью к мусульманам Чингиз встречался во многих компаниях, кроме иностранных, где, заверяет он, начальство очень внимательно относится к религиозным потребностям сотрудников. Им выделяют комнаты для молитвы, их отпускают в пятницу в мечеть на джума-намаз (общая молитва, которая обычно совершается в обеденное время. — Прим. ред.) и "не перегружают работой в месяц Рамадан", когда нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца. О российских же финансовых фирмах Курбанов отзывается негативно: "Если человек только заикнется, что ему нужно немного времени для молитвы, его сразу уволят, такая практика сложилась давно".

"Лишь в одной российской компании гендиректор позволил совершать молитву. Он сам — дагестанец, и когда узнал, что мне нужно совершать намаз, дал ключи от своего кабинета. Для меня это было неожиданностью, а персонал — особенно на уровне руководителей среднего звена — очень негативно воспринял эту новость, хотя не могли ничего сказать. Гендиректор распорядился создать все условия для отправления всех необходимых религиозных обрядов", — вспоминает Чингиз Курбанов. Правда, и из той компании ему также пришлось уйти (причины он не назвал).

Чингиз уверяет, что он не единственный, кто из-за веры сталкивается с проблемами на работе. Наиболее уязвимыми оказываются трудовые мигранты из Центральной Азии, с их мнением работодатели вовсе не считаются. Они, заверяет Курбанов, совершают намаз тайно, боясь лишиться работы.

"Приходите на пятничную молитву в любую мечеть и проведите опрос прихожан. Гарантирую, очень многие расскажут вам печальные истории о том, как им не дают совершать намаз на работе", — говорит он.

С подобными трудностями сталкиваются не только мусульмане. Однажды женщина, всю жизнь проработавшая в синагоге, заявила, что в современных экономических условиях быть религиозным иудеем и соблюдать все предписания крайне тяжело. Особенно ее угнетала необходимость работать по субботам, когда у евреев шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы. — Прим. ред.).

Большинство иудеев зачастую вынуждены выбирать между земным и божественным. Так было и с Михаилом Ставропольским, организатором праздничных мероприятий.

Дилемма подстегнула Михаила создать собственную фирму. Раньше он проводил все мероприятия сам, теперь этим занимаются сотрудники. "Теперь по субботам я молюсь в синагоге, а в это время у меня проходит несколько мероприятий, — делится он. — Прибыль, само собой, увеличилась втрое".

Одно время, еще до открытия своего дела, он даже работал на госслужбе — вот там проблем с соблюдением шаббата не возникало. "Когда меня звали на работу в одну госструктуру, я сказал: ребята, есть нюанс — хоть сам президент приедет, я в субботу не выйду. Начальник ответил, что все прекрасно понимает. Главное — уметь договариваться", — советует Михаил.

Неизвестно, сколько людей ежегодно увольняют или не берут на службу из-за их религиозных убеждений, такой статистики не существует. А ведь речь идет о сотнях, если не тысячах верующих.

Причин тому несколько. Прежде всего, мало кто осмелится пожаловаться на работодателя, ведь после этого, скорее всего, придется распрощаться с мечтами о хорошей должности. Вот и член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов отмечает, что таких обращений единицы, и чаще всего они связаны "с недопониманием между сторонами". Уж больно все неоднозначно в этом вопросе.

"А иногда случается и так: человек просит дать ему возможность молиться, а сам пропадает куда-то на два часа", — говорит муфтий. На самом деле, считает Крганов, проблема невозможности совершить намаз на работе преувеличена. Ведь перерыв на молитву, уверяет он, занимает 15-20 минут, а если вообще никак не получается помолиться, то "мусульманин может объединить две молитвы", поясняет священнослужитель.

Права работающих верующих защищены статьями 28 (каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания) и 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду) Конституции. Кроме того, Трудовой кодекс гарантирует право на перерыв. Логично предположить: если человек совершает молитву, не нарушая рабочий режим, никаких проблем не возникнет. Вместе с тем юристы отмечают, что за религиозные убеждения все же порой увольняют. Только формально работодатель находит другие причины, подчеркивает адвокат Лилия Петрик.

"На моей практике был такой случай: в Нижнем Новгороде уволили капитана внутренней службы СИЗО, буддиста. Его поведение — он не курил, не пил и не ел мяса — насторожило начальство. Но уволили его, конечно, не за религиозные убеждения (это было бы незаконно), а под другим предлогом", — приводит пример юрист.

"В случае строгого соблюдения шаббата человека могут уволить за прогулы, поскольку религиозные убеждения не являются основанием для невыхода на работу, — объясняет Лилия Петрик. — Это же не больничный лист и не смерть близкого родственника. Поэтому доказать, что человека уволили именно из-за его веры, почти нереально".

В убыток или нет?

Само собой, многое зависит от рода занятий верующего человека. Одно дело удовлетворять религиозные потребности, занимаясь, например, документооборотом, и принципиально другое — стоя у конвейера.

Логично заключить, что чем больше тот или иной обряд отнимает времени в течение рабочего дня, тем меньше выработка сотрудника. Впрочем, в экономической науке вопрос влияния веры человека на производительность труда до сих пор не изучен, замечает профессор РАНХиГС Александр Щербаков.

"В принципе можно предположить, что после проведения обряда появляются новые силы, улучшается трудовой настрой, — допускает он. — Но, мне кажется, мотивация на рабочем месте должна обретаться другими средствами, поскольку при прочих равных условиях длительная молитва — это потеря рабочего времени".

Несмотря на конфессиональную принадлежность, верующие все равно ориентируются на рабочий ритм. А работодатель, в свою очередь, подсчитывает возможные убытки от тех же перерывов на молитву.

"Если работодатель платит за работу небольшие деньги, например гастарбайтерам из азиатских стран, это выгодно ему в любом случае, и он готов терпеть небольшую потерю рабочего времени", — подчеркивает экономист.

Эксперты отмечают, что проблема взаимоотношений верующих с работодателями характерна не только для России, но и для многих стран мира. Похоже, в XXI веке неумолимые законы рынка все острее ставят перед трудоспособными людьми извечный вопрос, кому служить — Богу или маммоне.

Читайте также: