Можно ли повысить зарплату только одному сотруднику

Обновлено: 18.05.2024

Работал руководителем инженерно-аналитического центра, в подчинении 15 человек, периодически работники просили повышения зарплаты.

Требование с моей стороны всегда было одно: решение нетрадиционной или новой для сотрудника задачи. Де факто — повышение квалификации. При этом от прежних обязанностей его никто не освобождает.

Добиваемся одновременно двух вещей:

  • оптимизации времени на исполнение прежних задач,
  • решения новой задачи, развивающей как бизнес, так и сотрудника.

По факту имеем повышение квалификации и оптимальные рабочие процессы. Многие специалисты потом ушли на повышение закономерным образом.

Даниил Павлючков,
гендиректор Mailburn:

Для меня как руководителя весомыми аргументами могут стать следующие слова:

Кирилл Клюшкин,
операционный директор Alconost:

Разумеется, при этом важно, чтобы человек был лоялен, соответствовал нашему понятию качественного сотрудника и, самое главное, генерировал крутой результат.

Мы закладываем рост сотрудника и в свои ожидания по его обязанностям, и в его зарплату. На старте можно дать чуть ниже, но договориться через несколько месяцев вернуться к разговору об оплате снова.

Ведь если стартовая зарплата не очень большая, поднимать ее легко. И сотруднику для этого надо делать относительно небольшие шажки.

И это здорово мотивирует: растешь → видишь результат → растешь больше и быстрее. А если оклад и без повышения близок к психологическому максимуму, то от сотрудника для получения прибавки потребуется что-то качественно новое: расширить круг задач, взять на себя больше ответственности.

Постановка конкретных KPI у нас не работает. Обычно мы и так замечаем, тянет ли сотрудник и стремится ли делать больше, чем просят. И желание поднять зарплату возникает самостоятельно, как отражение того, что мы видим.

Андрей Куликовский,
директор по маркетингу Kideria:

Сотруднику нужно предложить конкретную схему, как он оптимизирует свои производственные издержки, сократив затрачиваемое на них время, и возьмет определенную нагрузку.

Не стоит объяснять необходимость повышения вашей зарплаты личными причинами. Всегда держите в голове, что это бизнес. Личность каждого важна, но невозможно учитывать каждое изменение в персональной жизни каждого сотрудника, особенно в большой корпорации, где их как минимум несколько тысяч.

Всегда используйте в качестве аргументов цифры. Вы сэкономили для компании ХХХ рублей, повысили узнаваемость бренда на YYY%, привели ZZZ новых клиентов либо сократили трудозатраты на AAA. Приходите с цифрами, и внимания к вашим аргументам будет намного больше. Также очень важен формат подачи цифр — пусть он соответствует специфике восприятия вашего руководителя.

Аналитику будет комфортно видеть в Excel, менеджеру проектов — информацию в формате, подобном, к примеру, Jira или MS Project.

Есть отличный пример, когда сотрудник креативного отдела принес своему менеджеру обоснование в виде инфографики. Его рассмотрели, результат был положительным, а про сам случай менеджер теперь порой рассказывает на конференциях, посвященных успешно выполненной инфографике.

Ирина Жебелева,
HR-менеджер PRT:

Зарплату повышают ценным сотрудникам. Соответственно, если вы хотите получить прибавку — увеличьте или наглядно продемонстрируйте свою ценность для работодателя.

Наглядная демонстрация: подготовьтесь к разговору заранее, подберите кейсы вашей успешной деятельности, с наглядными данными. Помните — платят за результат.

Увеличьте свою ценность: если результат вашей деятельность сложно измерим, но хочется профессионального и финансового роста. Да-да, работодатели ценят тех, кто ориентирован расти в первую очередь профессионально и, как следствие, финансово, а не только финансово.

Подумайте, что еще вы можете делать в этой компании? Возможно, вы можете помочь коллегам из соседнего департамента, попутно освоив азы новой профессии? Возможно, можете взять на себя какие-то дополнительные функции? Развить услугу или продукт, которых раньше не было?

1. Знания и квалификация.

2. Специальные навыки.

3. Мотивация и лояльность.

Это — своего рода квалификационная шкала. Сотрудник, желающий получить прибавку к заработной плате, может заявить о своем желании пройти процедуру оценки (аттестации), что позволит ему получить следующий ранг и, соответственно, повышение постоянной части заработной платы.

Кроме того, у нас действует переменная составляющая заработной платы, которая соответствует текущим успехам сотрудника (например, в текущих проектах). Переменная составляющая связана с постоянной (процент), но ее выплата приурочивается к достижению финансового результата для компании.

Катерина Гаврилова,
гендиректор DigitalHR:

Прежде всего надо понять, почему сотрудник хочет повышения зарплаты. Возможно, он в последние несколько месяцев стал выполнять больше работы, чем это было оговорено при устройстве в компанию. В таком случае надо грамотно оценить весь фронт работ и соответственно повысить зарплату. В такой ситуации ничего не изменится — сотрудника будет ждать заслуженная повышенная компенсация.

Отвечу на вопрос с позиции сотрудника. Повышение собственной зарплаты — это классическая продажа начальнику своей ценности.

Будьте проактивны. Попросите руководителя о встрече, скажите, что вы хотите обсудить важные рабочие вопросы, что у вас есть идеи и предложения. Во время беседы демонстрируйте лояльность руководству, заинтересованность в работе, готовность трудится на благо компании.

Предложите нечто ценное, что могло бы изменить деятельность компании к лучшему. Хорошо, если вы знаете, как привлечь новых клиентов, повысить эффективность рекламной компании или сократить производственные расходы. Продемонстрируйте свою готовность взяться за воплощение в жизнь этих смелых идей и действительно будьте готовы это сделать.

Не пытайтесь вести себя как обиженный сотрудник, которого не ценят. Не ссылайтесь на то, что зарплаты по рынку выше, что вам не хватает денег на жизнь, что вы хотите купить новую машину или вас пилит жена. Это никого не мотивирует платить вам больше.

Успешных вам переговоров!

Марина Крицкая

В трудные времена некоторые предприниматели всерьез задумываются о том, чтобы сэкономить на выплатах сотрудникам. В ход идут различные схемы, и нередко дело заканчивается конфликтами и судебными разбирательствами. Чтобы уменьшить зарплату законным способом, нужно соблюсти целый комплекс требований.

Основная проблема заключается в том, что зарплата является одним из условий трудового договора. А без согласия сотрудника условия меняться не могут.

Есть несколько сценариев, по которым зарплаты могут меняться в сторону уменьшения. Часть из них подразумевает уменьшение гарантированной постоянной части, прописанной в трудовом договоре. Также уменьшение зарплаты влечет за собой внесение корректировок в локальные нормативные акты, в частности в положение о премировании, и в сам трудовой договор.

Пример: оклад составляет 30 000 руб. В планах работодателя 25 000 руб. сделать окладом, а 5 000 руб. – премией.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Допускается установление окладов как составных частей зарплаты в размере меньше МРОТ. При этом их зарплата, включающая в себя все ее элементы, должна быть не меньше установленного федеральным законом МРОТ.

  • Зарплата состоит из оклада и премии, но работодатель хочет уменьшить постоянную часть и увеличить премиальную.

Пример: зарплата состоит из оклада 25 000 руб. и премии в размере 5 000 руб. Работодатель хочет сделать так, чтобы в сумме зарплата осталась на прежнем уровне, но при этом меняет структуру зарплаты, чтобы оклад и премия были по 15 000 руб.

  • Премия указана в трудовом договоре, но критерии для премирования не прописаны, поэтому все сотрудники получают ее по умолчанию. Работодатель решил ввести KPI, сделать премиальные выплаты зависимыми от показателей и таким образом мотивировать сотрудников лучше работать.

Так, например, работодатель может указать, что премия в размере 50 % выплачивается за выполнение плана продаж и при отсутствии дисциплинарных взысканий.

  • Премия указана в трудовом договоре в качестве постоянной выплаты, но работодатель хочет это упразднить.
  • Премия указана как право работодателя, а не его обязанность, и есть критерии для ее получения. Работодатель планирует увеличить показатели и таким образом сократить количество сотрудников, которые могут ее заработать.

Пример: чтобы получить премию, нужно выполнить план продаж на 50 000 руб. Но теперь работодатель хочет выплачивать премии только тем, кто продает на 100 000 руб.

Независимо от того, что именно вы хотите сделать — ввести премию вместо какой-то части оклада, изменить соотношение оклада и премии и т.д., в любом случае вам придется менять постоянную часть, прописанную в трудовом договоре — оклад.

В ситуации, когда нужно менять локальный нормативный акт (положение о премировании), все достаточно просто: согласие работника на это не нужно. Акт меняется приказом работодателя, с новым вариантом работник знакомится под роспись.

Гораздо серьезнее обстоят дела с трудовым договором — просто так, в одностороннем порядке, его изменить нельзя. Для этого нужно заручиться согласием работника.

Изменение условий трудового договора

Идеально, если работник согласится на изменение трудового договора. Тогда вы просто подпишите дополнительное соглашение и приказ об изменении оклада.

Если же сотрудник не согласится, то тогда у вас останется только один вариант — внести изменения по ст. 74 ТК РФ, но для этого нужны особые основания. В п. 21 Постановления пленума ВС от 17.03.2004 № 2 говорится о том, что работодатель обязан представить доказательства того, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. К таким основаниям могут относиться:

  • изменения в технике и технологии производства;
  • совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;
  • структурная реорганизация производства.

При этом важно, чтобы эти изменения не ухудшили положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. Если таких доказательств нет, то прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или изменение определенных сторонами условий трудового договора не признается законным.

Основная сложность для работодателя в данном случае заключается именно в необходимости доказать изменения организационных или технологических условий труда.

В Определении Московского городского суда от 06.07.2010 г. по делу N 33-19889 проиллюстрирована ситуация, когда решение принимается в пользу работника — арбитры опирались на то, что не были представлены доказательства проведения каких-либо мероприятий, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, в результате которых сохранить прежние условия трудового договора оказалось невозможно.

Согласно ст. 306 ТК РФ работодатель — физическое лицо, являющийся ИП, тоже имеет право изменять условия трудового договора, но только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Как доказать изменение организационных или технологических условий труда

Этот процесс сопровождается изданием приказа, который отражает реальные изменения в организации. Например, вы внедрили программу для автоматизации какого-то бизнес-процесса, в результате у сотрудников стало меньше работы.

Другой пример — произошла структурная реорганизация производства: вместо одного отдела в компании появились два, сотрудников распределили по этим отделам, но каждый из них стал выполнять меньше работы.

Основанием для изменения условий трудового договора не будет считаться изменение штатного расписания по желанию работодателя, в результате которого у сотрудников уменьшатся оклады.

Если реальных оснований, которые допускает трудовое законодательство, нет, то приемлемы только два способа решения проблемы с уменьшением зарплаты:

    (но на это тоже нужны деньги) и последующий найм новых специалистов на более низкие оклады.

Очень опасно и рискованно вместо сокращения просто избавляться от должности через увольнение сотрудника. Так, некоторые работодатели увольняют специалиста, который не согласился работать на новых условиях, но в дальнейшем не берут другого кандидата на эту же вакансию на другие условия.

  • Увольнение сотрудников по соглашению сторон (конечно, мы рассматриваем только цивилизованный вариант, когда работники дают согласие на увольнение не под психологическим прессингом) и найм новых на другие условия.

Нужно понимать, что даже если вам нечем платить зарплату сотрудникам, вы просто так не можете производить махинации с окладами.

Как уведомить работника об изменении зарплаты

Если вы нашли основание для уменьшения зарплаты, то сотрудника нужно письменно уведомить о предстоящих изменениях не позднее, чем за два месяца до вступления в силу этих изменений.

В уведомлении обязательно должны быть указаны сами изменения и причины этих изменений, также не лишним будет упомянуть, на основании какого приказа вводятся изменения.

Если больше не будут применяться какие-то пункты должностной инструкции, то это тоже следует упомянуть. Это будет свидетельством того, что у работников снизился объем работы и, как следствие, оклад стал меньше.

В уведомлении нужно предусмотреть и прописать процедуру, которая будет инициирована, если сотрудник не согласится на изменение условий трудового договора. Например, вы можете прописать это следующим образом:

«В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ каждому сотруднику, который не согласен работать в новых условиях, будет предложена другая имеющаяся у работодателя работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа).

Если в должностной инструкции маркетолога написано, что он готовит ежемесячные отчеты о реализации продукции вместо квартальных, то его должностные функции не поменяются — просто у него прибавится работы. Если же вы напишите, что маркетологу нужно готовить еженедельные рассылки, то это будет считаться изменением трудовой функции.

  • Нельзя менять оплату труда и штатное расписание до истечения срока двух месяцев

Работодателю придется выжидать два месяца, если только работник сам не захочет уволиться побыстрее. В данном случае действуют все основания для увольнения — по соглашению сторон, по собственному желанию, за прогулы и т.д.

Срок для принятия решения

В уведомлении следует указать срок, в который сотруднику нужно сообщить о своем согласии или несогласии, а также уточнить, кому нужно сообщать о решении — руководителю, начальнику отдела кадров и т.д.

Срок прописывается для того, чтобы ускорить процесс и поторопить сотрудника с принятием решения. Но в принципе он может думать до конца двухмесячного срока, тем более что это выгодно для него, так как все это время зарплата будет оставаться на прежнем уровне. И только под конец срока сотрудник может согласиться на новые условия. Только после этого в трудовой договор вносятся изменения.

Если сотрудник не согласился, то запускается процедура увольнения.

Кто должен подписать уведомление

Уведомление составляется в двух экземплярах: один вручается сотруднику, второй остается у работодателя.

На уведомлении, которое оставляет себе работодатель, сотрудник должен поставить подпись.

Начальник отдела кадров может подписать уведомление только в том случае, если у него есть доверенность. В противном случае документ подписывает гендир.

Что делать, если сотрудник не подписывает уведомление

В этом случае вам придется привлечь двоих свидетелей из числа работников. При них нужно снова вручить уведомление. Если сотрудник откажется его подписывать, то тогда вы вслух зачитываете текст уведомления.

После этого вы составляете акт, в котором описываете всю ситуацию: о том, что работнику было предоставлено уведомление, но он отказался знакомиться с ним под роспись, поэтому текст был зачитан ему вслух начальником отдела кадров, что подтверждается подписями свидетелей.

Если работник прочитал уведомление, но не захотел ставить подпись, то именно это вы и описываете в акте.

Вы предлагаете сотруднику другую работу

Согласно ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не соглашается работать в новых условиях, ему должны предложить другую работу, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья. Это может быть:

  • вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника;
  • вакантная нижестоящая должность или даже нижеоплачиваемая работа.

Обратите внимание на то, что закон не обязывает вас предлагать работнику вакантные вышестоящие должности.

Предложить работу нужно в письменной форме. Причем предлагать придется все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся в данной местности. В других местностях работа предлагается только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Что указывается в уведомлении о предложении новой работы

Далее указывается наименование должности и размер оклада. Некоторые эксперты советуют прикладывать к уведомлению должностные инструкции, чтобы у сотрудника не возникало вопросов об обязанностях и трудовых функциях.

В уведомлении также следует указать срок, в который сотруднику нужно сообщить о своем решении. Хотя если он согласился откликнуться на предложение позже указанного срока и вакансия к этому времени будет еще открыта, то работодателю придется ее предоставить.

Что делать, если нет вакансий

Если вакансий нет, то об этом тоже нужно уведомить сотрудника. Но в этом случае он будет уволен по п. 7 ст. 77 ТК РФ, и это нужно будет зафиксировать как основание в приказе, в личной карточке и в трудовой книжке.

В день увольнения производится расчет: выплачивается текущая зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, а также выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

В ситуации, когда работник сам отказывается от вакансий, защищенных категорий нет. Поэтому работодатель может уволить и сотрудника, находящегося на больничном, и женщину в декрете, и беременную.

Внесение изменений в штатное расписание

Нередко работодатели вовсе ничего не меняют в штатном расписании и после увольнения работника берут на его место другого на прежнюю зарплату, тем самым создавая серьезные риски.

Если зарплата поменялась, то в штатное расписание обязательно нужно внести соответствующие изменения. Для этого вы издаете приказ о внесении изменений в штатное расписание. В документе нужно отметить, что теперь по должности положена новая зарплата.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Работал руководителем инженерно-аналитического центра, в подчинении 15 человек, периодически работники просили повышения зарплаты.

Требование с моей стороны всегда было одно: решение нетрадиционной или новой для сотрудника задачи. Де факто — повышение квалификации. При этом от прежних обязанностей его никто не освобождает.

Добиваемся одновременно двух вещей:

  • оптимизации времени на исполнение прежних задач,
  • решения новой задачи, развивающей как бизнес, так и сотрудника.

По факту имеем повышение квалификации и оптимальные рабочие процессы. Многие специалисты потом ушли на повышение закономерным образом.

Даниил Павлючков,
гендиректор Mailburn:

Для меня как руководителя весомыми аргументами могут стать следующие слова:

Кирилл Клюшкин,
операционный директор Alconost:

Разумеется, при этом важно, чтобы человек был лоялен, соответствовал нашему понятию качественного сотрудника и, самое главное, генерировал крутой результат.

Мы закладываем рост сотрудника и в свои ожидания по его обязанностям, и в его зарплату. На старте можно дать чуть ниже, но договориться через несколько месяцев вернуться к разговору об оплате снова.

Ведь если стартовая зарплата не очень большая, поднимать ее легко. И сотруднику для этого надо делать относительно небольшие шажки.

И это здорово мотивирует: растешь → видишь результат → растешь больше и быстрее. А если оклад и без повышения близок к психологическому максимуму, то от сотрудника для получения прибавки потребуется что-то качественно новое: расширить круг задач, взять на себя больше ответственности.

Постановка конкретных KPI у нас не работает. Обычно мы и так замечаем, тянет ли сотрудник и стремится ли делать больше, чем просят. И желание поднять зарплату возникает самостоятельно, как отражение того, что мы видим.

Андрей Куликовский,
директор по маркетингу Kideria:

Сотруднику нужно предложить конкретную схему, как он оптимизирует свои производственные издержки, сократив затрачиваемое на них время, и возьмет определенную нагрузку.

Не стоит объяснять необходимость повышения вашей зарплаты личными причинами. Всегда держите в голове, что это бизнес. Личность каждого важна, но невозможно учитывать каждое изменение в персональной жизни каждого сотрудника, особенно в большой корпорации, где их как минимум несколько тысяч.

Всегда используйте в качестве аргументов цифры. Вы сэкономили для компании ХХХ рублей, повысили узнаваемость бренда на YYY%, привели ZZZ новых клиентов либо сократили трудозатраты на AAA. Приходите с цифрами, и внимания к вашим аргументам будет намного больше. Также очень важен формат подачи цифр — пусть он соответствует специфике восприятия вашего руководителя.

Аналитику будет комфортно видеть в Excel, менеджеру проектов — информацию в формате, подобном, к примеру, Jira или MS Project.

Есть отличный пример, когда сотрудник креативного отдела принес своему менеджеру обоснование в виде инфографики. Его рассмотрели, результат был положительным, а про сам случай менеджер теперь порой рассказывает на конференциях, посвященных успешно выполненной инфографике.

Ирина Жебелева,
HR-менеджер PRT:

Зарплату повышают ценным сотрудникам. Соответственно, если вы хотите получить прибавку — увеличьте или наглядно продемонстрируйте свою ценность для работодателя.

Наглядная демонстрация: подготовьтесь к разговору заранее, подберите кейсы вашей успешной деятельности, с наглядными данными. Помните — платят за результат.

Увеличьте свою ценность: если результат вашей деятельность сложно измерим, но хочется профессионального и финансового роста. Да-да, работодатели ценят тех, кто ориентирован расти в первую очередь профессионально и, как следствие, финансово, а не только финансово.

Подумайте, что еще вы можете делать в этой компании? Возможно, вы можете помочь коллегам из соседнего департамента, попутно освоив азы новой профессии? Возможно, можете взять на себя какие-то дополнительные функции? Развить услугу или продукт, которых раньше не было?

1. Знания и квалификация.

2. Специальные навыки.

3. Мотивация и лояльность.

Это — своего рода квалификационная шкала. Сотрудник, желающий получить прибавку к заработной плате, может заявить о своем желании пройти процедуру оценки (аттестации), что позволит ему получить следующий ранг и, соответственно, повышение постоянной части заработной платы.

Кроме того, у нас действует переменная составляющая заработной платы, которая соответствует текущим успехам сотрудника (например, в текущих проектах). Переменная составляющая связана с постоянной (процент), но ее выплата приурочивается к достижению финансового результата для компании.

Катерина Гаврилова,
гендиректор DigitalHR:

Прежде всего надо понять, почему сотрудник хочет повышения зарплаты. Возможно, он в последние несколько месяцев стал выполнять больше работы, чем это было оговорено при устройстве в компанию. В таком случае надо грамотно оценить весь фронт работ и соответственно повысить зарплату. В такой ситуации ничего не изменится — сотрудника будет ждать заслуженная повышенная компенсация.

Отвечу на вопрос с позиции сотрудника. Повышение собственной зарплаты — это классическая продажа начальнику своей ценности.

Будьте проактивны. Попросите руководителя о встрече, скажите, что вы хотите обсудить важные рабочие вопросы, что у вас есть идеи и предложения. Во время беседы демонстрируйте лояльность руководству, заинтересованность в работе, готовность трудится на благо компании.

Предложите нечто ценное, что могло бы изменить деятельность компании к лучшему. Хорошо, если вы знаете, как привлечь новых клиентов, повысить эффективность рекламной компании или сократить производственные расходы. Продемонстрируйте свою готовность взяться за воплощение в жизнь этих смелых идей и действительно будьте готовы это сделать.

Не пытайтесь вести себя как обиженный сотрудник, которого не ценят. Не ссылайтесь на то, что зарплаты по рынку выше, что вам не хватает денег на жизнь, что вы хотите купить новую машину или вас пилит жена. Это никого не мотивирует платить вам больше.

Успешных вам переговоров!

1. Сотрудник не учитывает принятые в компании порядки

Процедура повышения зарплаты и изменения должности отличается в каждой компании. Если в условном стартапе за повышением можно обратиться напрямую к владельцу, то в крупной компании эта процедура регламентирована, в ней участвуют сразу несколько руководителей, с которыми должно быть согласовано повышение.

У компаний могут быть разные подходы к периодичности рассмотрения подобных вопросов, установлены пределы по увеличению зарплаты. Одних сотрудников непонимание этих процессов останавливает от того, чтобы в принципе начинать разговор о повышении зарплаты, другие из-за отсутствия информации рискуют не достичь желаемого результата. Что делать? Я советую в первую очередь поговорить с HR: это самый простой и легкий шаг, после которого вы поймете, как действовать дальше.

2. Сотрудник разговаривает слишком эмоционально

Будьте готовы к тому, что у руководителя может быть другой взгляд на те же вопросы, и это не должно вызывать у вас бурных эмоций.

Отдельная история — попытки давления. Не стоит показывать начальнику оферы от других компаний и грозить увольнением: скорее всего, он не пойдет вам навстречу, даже если сильно ценит. И уж точно ваша попытка закончится безрезультатно, если вы решите использовать этот прием дважды. А вот если вы обозначите свои опасения и проблемы заранее, то руководитель с существенно большей вероятностью уделит им внимание и приложит усилия для решения проблемы.

3. Сотрудник аргументирует необходимость повышения личной жизнью

Если вы рассчитываете на повышение зарплаты, ваш главный аргумент должен быть в мире работодателя. За свою карьеру я слышала множество личных причин для повышения: свадьба, ипотека, рождение ребенка, покупка новой машины, помощь родственникам, кредиты. Каждое это событие очень важно для сотрудника, но мало касается компании. Руководитель может прислушаться к этому при принятии решения, но повышение зарплаты должно базироваться исключительно на ваших заслугах и роли для бизнеса.

4. Сотрудник просит слишком много

Если вы работаете в отделе, в котором на той же позиции есть еще десяток сотрудников с аналогичными обязанностями, работодатель при всем желании не сможет сильно повысить зарплату только вам.

Мы стараемся избегать перекосов, когда люди, выполняющие одни и те же задачи, получают разный доход лишь потому, что кто-то работает дольше или просто более пробивной по характеру и не стесняется настойчиво просить о повышении. Повышение зарплаты — это всегда новые и более сложные функции, больше задач и ответственности. Возможно, в вашем случае нужно делать ставку не на повышение зарплаты, а на расширение функционала, изменение должности, за которым последует желаемое повышение.

5. Сотрудник не выполнил предыдущие договоренности

Любые взаимоотношения — это ряд договоренностей. Каждая сторона ожидает, что, договорившись о чем-то, все идут по намеченному плану. В моей практике был такой пример: сотрудник прошел интервью и принял предложение на определенную зарплату на время испытательного срока с конкретным повышением после его окончания.

За три месяца он прошел обучение, освоился в команде — коллеги тратили время и силы на то, чтобы помочь и все объяснить. И к концу испытательного срока он, конечно, показал хорошие результаты — те, что от него и ожидали. А потом пришел и объявил, что заранее оговоренный размер повышения его перестал устраивать. Либо предлагайте больше, либо он уходит.

Никто не хочет поддаваться на манипуляции, поэтому в результате сотрудник ушел искать новую работу, а мы — нового сотрудника. И все потратили три месяца впустую. К разговору о повышении заработной платы стоит подходить с пониманием того, что вы не имеете невыполненных договоренностей с работодателем.

6. Сотрудник начинает разговор о зарплате до подведения итогов работы

Этот пункт касается в первую очередь повышения в крупных компаниях. В них изменение должности и увеличение зарплаты строго регламентировано, и чаще всего любые перемены возможны только после оценки (ревью) сотрудников, которая происходит один-два раза в год.

Подходить между ревью чаще всего бессмысленно: с большой долей вероятности вас аккуратно попросят подождать следующей оценки.

Например, до OneTwoTrip я работала в Skype, и ревью там проводили два раза в год: предварительное полугодовое и годовое. Повышение зарплаты или должности было возможно только после годового ревью, и обойти эту систему не было никакой возможности: даже если сотрудника что-то не устраивало, приходилось ждать сроков ревью. Если в вашей компании похожая ситуация, дождитесь ревью и поднимите вопрос о повышении на нем.

Читайте также: