Какая зарплата у стюардесс в казахстане

Обновлено: 16.05.2024

Качества, которыми должны обладать стюардессастюард

  • Хорошие внешние данные, отсутствие лишнего веса, размер одежды не более 46.
  • Рост не ниже 165 и не выше 180 см.
  • Соблюдение гигиены, аккуратность, пунктуальность, чувство юмора.
  • Терпение и отличная реакция в экстренных ситуациях.
  • Знание основ дипломатии, этики и корректности.
  • Устойчивая психика и моральные принципы.
  • Хорошая дикция и правильная речь.
  • Не должно быть видимого пирсинга или татуировок.
  • Умение плавать.
  • Гендерный признак не важен, но на некоторые рейсы берут только мужчин (если полёт опасный, или в самолёте летит мужская спортивная команда).

Требований много, но и плюсов, несомненно, огромное количество

Важно любить то, чем занимаешься. Полезный опыт – на видео

Сколько получают стюардессы

Зарплата в разных странах

Если сравнивать зарплаты российских стюардесс/стюардов и зарубежных, то разница видна невооруженным глазом (Таблица 3).

Зарплата стюардесс в разных странах

Southwest Airlines и US Airwaysт

9d1c02d4355b92623b39fb4e6926638d.jpg

Сколько получают стюардессы в разных странах

Оклад в разных авиакомпаниях

Чтобы понять, как происходит формирование зарплаты стюардессы/стюарда, приведём пример требований для работы в бизнес-авиации:

Средняя зарплата бортпроводницы зависит не столько от страны, сколько от авиакомпании и её популярности в мире (Таблица 4).

d21b66d64bc798744fce89e94dfac58c.jpg

Зарплаты бортпроводников в разных авиакомпаниях мира

Сколько зарабатывают стюардессы в России

Основные этапы карьерного роста стюардесс/стюардов

КлассыЗарплата
3-й (1000 часов и больше)15-20 тыс. руб.
2-й (2000 часов и больше)50 тыс. руб.
1-й (3000 часов и больше)до 100 тыс. руб.
Старший бортпроводник120 тыс. руб.
Начальник службы65 тыс. руб.
Бортпроводник бизнес-авиации120 тыс. руб.

d4de7d1cb4757df7e18f6bf0ec4418f1.jpg

Средние зарплаты бортпроводников на воздушных судах

Зарплата стюардесс гораздо выше средней зарплаты по России.

Средние общероссийские зарплаты стюардесс

Зарплатаминимальнаясредняямаксимальная
45 тыс.80 тыс.120 тыс.

Льготы для стюардесс

Где учатся будущие бортпроводники

  • Авиакомпании объявляют конкурс на вакансии стюардесс.
  • После прохождения собеседования претендент(ка) направляется на медкомиссию.
  • В случае удачного отбора выдаётся направление на оплачиваемые компанией курсы, которые продолжаются от двух до трёх месяцев.
  • Во время учёбы выплачивается стипендия.
  • Если экзамены удачно сданы, наступают 30 часов работы с инструктором. После этого выдаётся предварительный допуск, а позже допуск на самостоятельную работу. Стюардесса/стюард получают начальный уровень опыта – 3-й класс.
  • Обучение может осуществляться самостоятельно и за личный счёт. Поиск работы при этом также происходит самостоятельно.

Что изучают будущие стюардессы/стюарды?

  • На курсах изучается теория: особенности устройства самолётов, оказания первой медицинской помощи, действия в экстренных ситуациях.
  • На практике учат налаживать эмоциональный контакт с пассажирами, как эвакуировать всех пассажиров за полторы минуты. Создаются модели экстренных ситуаций – например, посадка на водную поверхность.
  • Для разрешения летать на международных рейсах проводят обучения на тренажёрах – чаще это происходит за границей.

85240d14cb77b5b27f9097399c61a7b5.jpg

Кроме определённых физиологических данных, стюардесса должна обладать знаниями английского языка уровня не ниже Intermediate

Есть специальные навыки, которым учат будущих стюардесс/стюардов:

  • наблюдать за собой в зеркале,
  • правильно здороваться с пассажиром,
  • красиво ходить,
  • правильно пожимать руку,
  • правильно сидеть,
  • правильно приседать в узкой юбке,
  • правильно улыбаться,
  • правильно стоять,
  • правильно сервировать стол и подавать еду.

Интересные факты о работе стюардессстюардов

  • Если во время полёта пассажир попытается открыть дверь наружу, то стюардессы/стюарды обязаны надеть на него наручники и передать охране.
  • За время, которое уходит на высадку и посадку пассажиров, стюардессы/стюарды зарплаты не получают.

Таким образом, они работают 12 часов, а получают только за половину этого времени.

Рейтинг бюджетных и чартерных авиакомпаний в мире

Рейс может быть очень короткий, и успеть можно только поспать.

Ну и о минусах работы

Обратите внимание на следующее видео .

Персонал авиакомпании

  1. При работе используются самые эффективные программы для мотивации сотрудников.
  2. Комфортные и удобные условия труда подбираются для всего персонала, вне зависимости от того, какую должность они занимают.
  3. Поддерживается стремление развивать собственный профессионализм и предоставляется для этого все необходимые условия.
  4. Всем сотрудникам предоставляется социальный пакет.
  • наличие диплома о среднем образовании;
  • возрастной показатель, не превышающий 30 лет;
  • на открытых участках тела у кандидатов не должно быть татуировок или сильно заметных шрамов;
  • знание английского языка является обязательным требованием;
  • кандидат должен иметь на руках действующий заграничный паспорт.

Кроме вышеперечисленных требований, при выборе на должность бортпроводника будут учитываться параметры роста и веса соискателя работы. Проще всего получить желаемую должность тем соискателям, которые будут соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, а также иметь действующий паспорт бортпроводника и разрешение к полетам на соответствующих моделях воздушных суден.

Откровения казахстанской стюардессы

Откровения казахстанской стюардессы

О себе

Я обычная стюардесса отечественной авиакомпании. Работаю уже несколько лет. О том, чтобы стать стюардессой, раньше особо не думала - до того как начала летать работала вообще в другой сфере. Как туда попала? Очень просто - услышала о наборе и отправила заявку.

Путь к "мечте"

Когда мне позвонили из авиакомпании, первым же вопросом было: умею ли я плавать? Меня это еще тогда удивило, и кстати, этот навык потом еще и проверили. Оказывается, это необходимо при приводнении. Если самолет сядет в воду, мы должны не просто держаться на плаву - мы должны спасать других пассажиров. Многие боятся за свой английский, но исходя из опыта я вам скажу - он тут не так важен, шикарный разговорный английский большинству не пригодится. Общение с пассажирами обычно сводится к набору стандартных фраз, и тут вполне можно обойтись средним уровнем. Хотя стоит признать, что в последнее время отбор в этом плане усиливается.

Собеседование проходит в несколько этапов. Непосредственное собеседование, на котором отсеиваются очень много претенденток, затем различные тесты, работа в команде, а затем финальное собеседование, где спрашивают абсолютно все.

На этом проверка не заканчивается, если ты прошел все этапы, тебя ждет медосмотр. Здесь проверка идет по полной, проверяют почти все показатели. Далее идет обучение, пробные вылеты и прочее.

Кто работает?

Сейчас бортпроводников набирают с 18 лет. Раньше брали тех, кто постарше. В основном сейчас работают молодые девочки 97-99-го года. Есть и уже в возрасте - 45-46 лет, но это очень большая редкость. Мужчины тоже работают, но тут ситуация разная, в Алматы, например, их работает больше, а в Астане мало.

Самое тяжелое

Для меня самое тяжелое в работе - это график. Ночные полеты очень сильно утомляют, приходится работать в то время, когда ты должен спать. Утренние рейсы тоже утомительны, они обычно местные. Вот, например, в 4 часа утра за тобой приезжает развозка. К этому времени ты уже должна быть полностью готовой: волосы собраны в пучок, форма отглажена, туфли с каблуками, идеальные колготки и, конечно же, полный макияж. Кстати, колготки - это вообще катастрофа, мы всегда берем их с собой по несколько пар, потому как на них постоянно появляются стрелки, а в таком виде к пассажирам выходить нельзя. Туфли - тоже отдельный разговор - у нас два вида обязательной обуви: для самолета туфли на двухсантиметровом каблуке и для передвижений вне самолета туфли с каблуком пять-шесть сантиметров. Как вы думаете, легко ли ходить на таких каблуках после шести-восьми часового полета? Волосы тоже должны быть всегда стянуты в пучок, и, конечно, сетка - попробуй-ка ее не надеть, сразу схлопочешь выговор.

На борту находиться тоже нелегко. Перепады давления, сухой воздух, от этого кожа шелушится, глаза слезятся постоянно. Приходится пить очень много воды.

В неделю бывает разное количество рейсов, в среднем около пяти вылетов. Помимо этого, к тебе могут применить определенный статус, когда ты должен быть наготове - могут вызвать, а могут не вызывать.

"Паксы"

Пассажиров мы между собой называем "паксы", так вот, больше всего проблем, конечно, доставляют пьяные клиенты. Вообще, на борт нетрезвых пускать нельзя, но иногда они очень сильно упрашивают и мы их пускаем. Иногда они напиваются уже на борту, но это уже наша проблема - мы такое не должны допускать. Кстати, был случай, когда на борту летела семейная пара, и мужчина, напившись, начал избивать свою жену. Его успокаивал целый экипаж, а по прилете мы сдали его в полицию.

Дети и их мамочки. Утомляют они сильно. Есть определенные семейные рейсы, например летом в Дубай. Обычно этими бортами летит очень много мамочек с детьми. Что иногда творится в салоне - это просто ужас: дети бегают, капризничают, никого не слушают, а мамы спят, считая, что если они оплатили билет - это уже наши проблемы. Кстати, здесь часто родители садятся в бизнес-класс, а детей сажают в эконом, и потом малыши носятся туда-сюда. Молоко им надо наливать, теплую воду смешивать, но, конечно, есть и те, которые за это всегда тепло благодарят, и тогда как-то легче.

Китайские туристы. Они постоянно ходят со своими термосами, в которые всегда просят доливать горячую воду, причем до краев. А вдруг турбулетность будет? Страшно же, обольет всех кипятком. Ну и еще они не говорят на английском и что-то объяснить им очень тяжело.

Случаи, конечно, разные бывают. Однажды, например, во время перелета пьяный пассажир просто обмочился. Хорошо, что у него в багаже нашлась запасная одежда и мы его быстренько провели в туалет и переодели.

Домогательства

Такие случаи бывают, но, честно сказать, нечасто. Комплименты, да, это частенько, а домогательства редкость, и слава богу. Хамовато себя, конечно, ведут многие, агашки, например, в бизнес-классе. Хотя обычно дальше банального "подката" ничего не доходит.

Знаменитости

Как-то знакомые летали с Филиппом Киркоровым. Он на стюардесс не смотрит вообще. Заказывает что-то, обращается, но даже не смотрит в сторону нас. Не то чтобы он презирает бортпроводников - он просто не замечает их, ну его, конечно же, можно понять. Еще знакомые рассказывали о перелете Скриптонита. Он летел в экономклассе, коллеги его, музыканты, очень веселые ребята, а сам Скриптонит сидел спокойно, ничего не пил, только покушал. Волочкова вот на борт поднялась как звезда. Правда, к ней наши относились совершенно спокойно, автографы она сама раздавала, никто ее не упрашивал. Кстати, подруга рассказывала, что когда она летела с Головкиным, то не удержалась и попросила его о фотографии - он отказал.

О взятках

Многие говорят о том, что если бортпроводнику доплатить, можно получить какие-либо дополнительные "фишки". Здесь мне трудно справедливо рассудить. Это специфика некоторых отдельных компаний, отдельных городов и экипажей. Где-то на это смотрят проще - договорившись со старшим и доплатив пару сотен долларов, можно пересесть в свободный бизнес-класс, а где-то это под строгим запретом - там не договоришься ни за какие коврижки. Ну а в качестве совета: здесь надо действовать очень тонко, инструкция ведь это запрещает, получается, что это "левак", который, кстати, обычно делится между всеми.

Полет

Как мы коротаем время в полете? Нам разрешено пользоваться смартфонами, правда, в авиарежиме - инструкция нам этого не запрещает. Общаемся с экипажем, с пилотами.

Нас часто спрашивают, как нас учат не бояться полетов и сохранять спокойствие. Особых методик нет, это приходит со временем. Да и вообще, какой человек, боящийся полетов, пойдет в эту профессию?

Полеты бывают двух типов: разворотный и "эстафета". При разворотном рейсе мы останавливаемся в городе максимум на час. Прилетели-улетели. Если "эстафета", то мы задерживаемся там на день или полтора. Когда мы прилетаем, мы останавливаемся в гостинице. Туда нас привозит компания, она же оплачивает проживание. Затем у нас свободное время, и за нашу безопасность в это время отвечает капитан самолета, и главное для него - чтобы мы явились на трансфер вовремя и быть готовыми.

О романтике в работе

Честно скажу, лично для меня романтики в этой работе нет. Для меня это просто работа. Многие девочки, конечно, идут сюда с восторженными ожиданиями - ожидают красивой жизни, легкой работы, жаждут посмотреть мир. Нельзя, конечно, сказать, что это вообще не так, но и романтики здесь особой нет, ну или однообразие этой работы не дает полностью это прочувствовать.

Как бы это ни звучало, лучшее время для нас - это когда у твоего рейса проблемы с вылетом из какой-либо страны. Тогда прилетают инженеры, начинают чинить борт. Если задержка на день или более, вот тогда я эту романтику и чувствую. Нам выплачивают суточные, мы получаем возможность по-настоящему отдохнуть, расслабиться, но бывает такое нечасто.

При подборе кадров, каждая авиакомпания предъявляет свои требования к кандидатам на
должность стюардессы. По нему каждая девушка обязана свободно
говорить хотя бы на одном иностранном языке, иметь рост не выше 180
см, быть стрессоустойчивой и уметь быстро реагировать в разных
ситуациях. Исходя из знаний будущей стюардессы, зависит будущая
зарплата. Сколько зарабатывает стюардесса в месяц и от чего именно
зависит зарплата?

Сколько получают стюардессы в месяц

В разных компаниях платят по-разному. Стюардесса может зарабатывать 50 тысяч рублей, а
может получить больше ста тысяч. Итоговый оклад зависит от часов,
проведенных в воздухе, квалификации стюардессы и многих других
факторов.


К стюардессам во всем мире предъявляются высокие требования. Они должны постоянно
следить за своей внешностью, посещать салоны красоты, улучшать навыки
владения языками, изучать новые. В то же время девушка должна быть
практичной, уметь быстро ориентироваться в сложных ситуациях и
никогда не терять романтизма.

В последнее время все чаще на место бортпроводников стали брать мужчин. Чтобы попасть
на это рабочее место, кандидата отправляют от авиакомпании на курсы.
На пенсию бортпроводники могут выйти при не большом стаже работы.

От чего зависит размер зарплаты

Отметить аналогии по зарплатам стюардесс разных компаний невозможно. На размер оклада
влияет множество показателей:

  • маршрут, на котором будет летать бортпроводница;
  • популярность фирмы;
  • образование персонала;
  • знание и умение свободно говорить на иностранных языках;
  • время, проведенное в воздухе – в среднем каждая стюардесса должна
    проводить в воздухе около 80 часов. Это норматив для
    бортпроводников.

Если стюардесса будет летать за пределы страны (международные рейсы), то ее зарплата
будет выше, чем у той, которая летает на территории РФ. Иногда
проводницы обслуживают чартерные рейсы, за что также получают
доплату. При расчете может учитываться уровень класса в самолете, где
обслуживает стюардесса. Так, у тех, кто работает в бизнес-классе
зарплата выше чем у тех, кто обслуживает в экономе.

Сначала зарплата бортпроводницы невысокая, но после получения опыта, она может
увеличиться в несколько раз.

В зарплату также входят льготы и премии, поощрения. В различных компаниях они разные.
Обычно в перечень льгот включается скидка на авиабилет и раз в год
оплачивается перелет до места проведения отпуска.

При начислении оплаты большую роль играет образование. Для высоких заработков
недостаточно пройти курсы стюардесс, еще нужно свободно владеть
иностранными языками. Чем их будет больше, тем выше будет оцениваться
сотрудник.

Сколько платят стюардессам

Зарплата стюардесс в разных странах мира различна.

Страна Средняя зарплата
Россия 80-120 тыс. рублей
Украина 600 долларов
Белорусь 550 долларов
Америка 1,5-5 тыс. долларов
Германия 2-4 тысяч долларов
Англия 1,8*4,4 тыс. долларов
Казахстан 120 тыс. руб.

На зарплату также влияет город. Больше всего зарабатывают бортопроводницы в
Санкт-Петербурге. Их средняя зарплата составляет 99 тысяч рублей.
Этот же показатель в других городах ниже.

  • Москва – 85 тыс. руб.;
  • Волгоград – 55 тыс. руб.;
  • Смоленск – 65 тыс. руб.;
  • Ростов-на-Дону – 63 тыс. руб.;
  • Белгород – 59 тыс. руб.

В среднем по стране стюардессы получают зарплату в размере от 47000 до 82000 рублей.

Обучение

Чтобы работать бортпроводницей, необходимо учиться. А сколько лет учиться, где
пройти обучение и сколько оно стоит?

Образование можно получить в авиационных вузах или пройдя курсы стюардесс в одной из
авиакомпаний. Последний способ получения спецобразования проще, ведь
на курсы отправляют обучаться людей, которых после гарантированно
возьмут на работу.

Чтобы начать свою воздушную карьеру, необходимо пройти собеседование. Для этого на
сайте авиакомпании заполняется анкета с указанием желания работать
именно в этой фирме. Если кандидатура устроит работодателя, н
приглашает на собеседование. На нем проверяется знание иностранных
языков, задаются различные вопросы на решение спонтанных ситуаций.

Следующий этап – медицинская комиссия. К ней рекомендуется заранее подготовиться. Если
есть какие-либо заболевания, то их следует подлечить. Если есть
татуировки на видимых участках тела, то шансов попасть на борт
самолета будет меньше.

Обязательно проверяется вестибулярный аппарат. Если все тесты будут пройдены, то
кандидатов направляют на обучение.

Курсы подготовки стюардесс длятся три месяца. В некоторых учебных центрах они могут
продолжаться дольше, а где-то занимать меньше времени. После сдачи
экзаменов, выпускника направляют на стажировку.

При направлении на обучение от авиакомпании, курсы оплачиваются работодателем, но после
их окончания, будущая стюардесса обязана отработать установленный
компанией период (обычно от одного до пяти лет) или возвращают
затраченные средства путем вычетов из зарплаты.

Пройти авиакурсы можно и самостоятельно. При таком подходе обучение обойдется в
среднем в 50 000 рублей.

Обучение на стюардесс включает:

  • теоретические знания;
  • практические навыки;
  • получение навыков оказания первой медицинской помощи;
  • навыки спасательной работы.

Студентам преподают воздушно-правовую подготовку, правила обслуживания пассажиров и
транспортировки багажа, а также рассказывают обо всех особенностях
перелета на международных и внутренних рейсах.

После окончания обучения, стюардессам выдается свидетельство о прохождении курсов, а
также различные сертификаты, позволяющие работать на самолетах
разного назначения.

Пенсия

Стюардессы, проведшие в небе не один год, сложно расстаются со своей работой. Они
привыкают быть постоянно нужными, лететь навстречу неизвестному,
посещать разные города, страны мира, общаться с разными людьми,
вызывать восхищение у пассажиров и слышать благодарности за оказанную
помощь. Со всем этим сложно расстаться, но после 7,5 лет стажа
стюардессой можно смело уходить на пенсию.

Уже в возрасте 45 лет женщины, и в 50 лет мужчины, работающие бортпроводниками, могут
получать пенсию за выслугу лет.

Пенсию по выслуге лет получают сотрудники авиации, проработавшие в летном составе:

  • женщины 45 лет, а мужчины 50 лет;
  • при работах по управлению полетами мужчины со стажем 12.5 лет, а для женщин –
    10 лет, при этом общий рабочий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно;
  • работники инженерно-технических отделов, проработавшие не менее пятнадцати лет
    для женщин и двадцати лет для мужчин;
  • диспетчера-инструкторы, диспетчеры, руководители полетов и прочие руководящие лица имеют право выходить на досрочную пенсию при стаже от семи лет. К этой же
    категории относят бортпроводников. Стюардессы могут оформить досрочную пенсию, имея стаж семь с половиной лет полетов, а мужчины – 10 лет.

Помимо основной части пенсии, сотрудники авиации получают доплаты. Для их начисления
подается в Управление Пенсионного Фонда города летная книга или справка с указанием налетных часов. После подачи всех документов, бывшим бортпроводникам делаются начисления. Основная сумма пенсии составляет 15 тысяч рублей, но окончательный размер пенсии будет
зависеть от стажа работы, часов полетов и много другого.

Заключение

Работа бортпроводником – одна из самых интересных. Она имеет свои
положительные и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести следующее:

  • возможность увидеть мир, побывать в самых разных странах мира, посетить не один
    десяток различных городов;
  • быть нужным людям;
  • иметь ненормированный рабочий день;
  • рабочие льготы;
  • постоянное самосовершенствование;
  • длительный отпуск;
  • ранний выход на пенсию.

Не смотря на это, работа в авиации имеет минусы:

  • высокая ответственность;
  • длительное отсутствие на работе (некоторые бортпроводники проводят в рейсах по
    20 дней).

Работа в авиакомпаниях не всегда позволяет обзавестись семьей из-за длительных
и ненормированных рейсах. В остальном, эта работа интересна,
необычно. Она дает свободу, возможность видеть восхищенные и
благодарные лица людей.


Я работаю в авиакомпании "Эйр Астана" всего лишь год. Устроилась в прошлом году, будучи ещё студенткой 4-го курса. На тот момент учебная часть в университете закончилась, практику я уже прошла, оставалась только защита диплома, поэтому я была свободна и начала задумываться о поисках работы.


Я училась в Almaty Management University (ALMAU) по специальности "регионоведение". Я выбрала данную сферу, так как уже в школе интересовалась культурой, политикой и историей различных стран мира. Мне всегда хотелось связать свою работу с путешествиями, но не на всю жизнь, а временно, на ближайшие года 3-4. За этот период мне хочется увидеть мир, полетать по разным странам, познакомиться с новыми культурами и людьми, чтобы расширить свой кругозор и получить незабываемые впечатления и воспоминания на всю жизнь. Поэтому выбор пал на профессию бортпроводницы. Ты путешествуешь, а тебе за это ещё и платят. Разве это не идеально?


Я сразу же отправила заявку на сайте авиакомпании. Через несколько недель меня позвали на собеседование, где были больше сотни кандидатов. Успешно прошли все этапы собеседования только несколько человек, и в их числе была я. Моей радости не было предела.

После этого я прошла врачебно-лётную экспертную комиссию, где проверяют здоровье кандидатов, а затем началось обучение бортпроводников.

Теоретическая часть обучения проходит в Казахстане (Алматы/Астана), а практическая - во Франкфурте, Германии. Спустя 1.5 месяца обучения я получила допуск и приступила к своим первым полетам в качестве бортпроводницы.


ТРЕБОВАНИЯ

Чтобы стать бортпроводником, кандидат должен быть ростом от 165 см (для женщин) и не ниже 170 см (для мужчин), свободно говорить на русском, казахском и английском, также приветствуется знание других иностранных языков. Желателен опыт работы в сфере обслуживания. Иметь презентабельную приятную внешность. Иметь гражданство Республики Казахстан.


УСЛОВИЯ

В "Эйр Астане" сотрудникам предоставляется полный социальный пакет. Мы лечимся и проходим обследования за счёт авиакомпании. Отпуск и больничные оплачиваются. Также нам и нашим членам семьи предоставляются хорошие скидки на авиабилеты и отели, поэтому наша семья тоже имеет возможность путешествовать бюджетно. Также даются скидки на посещение фитнес клубов для поддержания здорового образа жизни, скидки в ресторанах и многих других различных заведениях.


ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Первые рейсы являются обзерверскими. Задача обзервера (стажера) наблюдать за работой действующих бортпроводников, активно помогать им, участвовать в процессе, изучать самолёт. Не помню, куда именно я летела в свой первый стажерский день, но волновалась я очень сильно. Меня успокаивало лишь то, что рядом со мной были другие девочки-обзерверы. В итоге, оказалось, что я зря волновалась, потому что стажировочные рейсы прошли очень легко, интересно и быстро. После стажировки мы сдали экзамены по разным типам самолетов и приступили к своим самостоятельным рейсам.


НОВЫЕ СТРАНЫ И ГОРОДА

В качестве бортпроводника я, в основном, остаюсь в таких городах, как Стамбул, Москва, Пекин, Франкфурт, Амстердам, Киев и Питер. Там мы остаёмся на сутки или несколько дней, и у нас есть возможность прогуляться по городу и посмотреть достопримечательности. Эти рейсы называются эстафетными. Также мы выполняем рейсы по многим другим направлениям: Дубай, Тбилиси, Ташкент, Урумчи и т.д, но эти рейсы являются разворотными. То есть мы прилетаем в эти города, высаживаем пассажиров, ждём новых пассажиров и сразу же, спустя час, вылетаем обратно в Алматы.


Больше всего мне понравилось в Амстердаме. Красота этого города не может оставить никого равнодушным. Сказочные домики, кругом зелень, везде протекают каналы, множество милых мостиков, от детей до пожилых - все ездят на велосипедах. В общем, это надо увидеть своими глазами.


О СЛОЖНОСТЯХ

Наша работа не так безупречна, как кажется со стороны. Мы очень много трудимся, устаём на рейсах, часто не высыпаемся. Также бывает, что на рейсах попадаются конфликтные пассажиры. Но о выборе профессии я ни разу не пожалела. Эта работа открыла передо мной целый мир, поэтому редкие неприятные ситуации не могут заставить меня пожалеть о своём выборе. Согласитесь, тяжелые дни бывают на любой работе. Этого не избежать.


Главное - находить плюсы и акцентировать своё внимание только на положительных моментах. Важно идти на рейс с хорошим настроением, что и я делаю всегда. Тогда мой день проходит отлично, а пассажиры попадаются самые добрые и милые.


О ЗДОРОВЬЕ

Особых изменений я не заметила, кроме того, что я сбросила в весе. Работа физическая, поэтому приходится много бегать по салону, поднимать контейнеры, сумки, толкать тележки. А таких признаков, как сонливость, бессонница или хроническая усталость у меня нет. Здоровье по-прежнему отличное.


О ВОСПРИЯТИИ ПРОФЕССИИ

Эта профессия всегда считалась таинственной, далекой и романтичной. Многие девочки с самого детства мечтают стать стюардессами, чтобы парить над облаками, летать по миру и носить красивую униформу. Я замечаю, что в обществе моя профессия вызывает большой интерес. Всем интересно узнать, какой у нас график, как мы летаем, что делаем, сколько зарабатываем и многое другое. Кто-то спрашивает только из любопытства, а кто-то хочет попробовать себя в этой сфере. Конечно, есть и те, которые говорят:


"Стюардессы - это всего лишь официантки в небе".

И таких много. Я не обижаюсь на такие высказывания, ведь эти люди не знают, что главная задача нашей профессии - обеспечение безопасности пассажиров. Если пассажиру станет плохо, мы знаем, как ему помочь. Если в салоне возникнет пожар, мы его потушим. Если кто-то боится летать, мы его успокоим. Если ребёнок подавился конфетой, мы обучены способу ее вытащить. Если на борту будет деструктивный пассажир, который угрожает безопасности других пассажиров, мы знаем, как его остановить. Если беременная женщина начнёт вдруг рожать во время полёта, мы знаем, как принять роды. Во время аварийной посадки мы будем эвакуировать пассажиров, оказывать первую медицинскую помощь и спасать вас в воде, если придётся. Мы обучены и подготовлены абсолютно к любой ситуации. Вот в чем заключается наша работа.


СОВЕТЫ

Эта работа не такая легкая, как кажется со стороны. Будьте готовы, что вас ждут сложности. Если это ваша мечта, то не ждите и не сомневайтесь в себе. Идите на собеседование и осуществляйте свою мечту. Эта работа не похожа ни на какую другую, и она определённо дарит кучу невероятных эмоций и приключений.


О ПЛАНАХ

Быть стюардессой - это, конечно же, здорово, но я не хочу делать ее профессией своей жизни. На данный момент я хочу полетать по странам, увидеть все те места, которые я хотела увидеть, но однажды мне придётся покинуть эту сферу, чтобы идти дальше.

Через год я вижу себя счастливой девушкой, наслаждающейся жизнью и повидавшей множество прекрасных стран.

Попасть в небо нелегко. Желающих много, а требования высокие. Так было всегда. К примеру, чтобы стать бортпроводником советского “Аэрофлота”, юноши и девушки проходили длительную медицинскую комиссию, собеседование у секретаря парторганизации, а потом дожидались утверждения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР.

Сейчас все проще – с секретарем парторганизации беседовать не надо! – но здоровье и нервы должны быть в порядке.

А нам, чтобы попасть на борт казахстанской авиакомпании “Эйр Астана”, потребовались разрешения нескольких департаментов и лично самого президента Питера Фостера. Когда же все бумажные вопросы были решены, мне пришлось пройти двухнедельную подготовку.

И только потом я стала помощником бортпроводника на один рейс – Алматы – Москва – Алматы.

Выше кресла!

Претендентки в стюардессы проходят суровый кастинг. Ведь бортпроводник – лицо авиакомпании. Стандартные требования: возраст – от 20 до 35 лет, рост для девушек – не ниже 160 см, для юношей – 165 см. Ниже нельзя – девушек должно быть видно из-за высоких спинок кресел самолета.

Что еще? Хорошая осанка, красивая походка, приятный голос. Ну и, конечно, знание языков – казахского, русского, английского. Лингвистические познания придется подтвердить, сдав несколько сложных экзаменов и тестов.

Психологическое тестирование – обязательный этап отбора. Стюарды и стюардессы должны быть психически и эмоционально уравновешены, ведь их главная задача – поддерживать психологический комфорт во время не всегда легкого воздушного путешествия. Очень часто именно психологи ставят в своем резюме “нет”, не каждая девушка может достойно выдержать неадекватное поведение некоторых пассажиров. В каждой авиакомпании для бортпроводников есть свои корпоративные правила. Но спокойствие, выдержка, приветливость и коммуникабельность – основные требования во всех авиакомпаниях мира.

Нелегкая это работа – открывать дверь самолета

Самый сложный этап – медицинское обследование врачебной летной комиссией. Его проходит только треть поступающих. Врачи независимого медицинского центра гражданской авиации проверяют зрение, сердечно-сосудистую, нервную систему, испытывают вестибулярный аппарат тестом “на болтанку”. Смотрят, нет ли у будущих бортпроводников варикозного расширения вен, ведь во время полета приходится все время быть на ногах.

Еще один важный тест – на физическую силу мышц. Даже у хрупких на вид девушек руки должны быть, как у атлета, – сильные и выносливые. К примеру, бортпроводницы китайской авиакомпании при приеме на работу обязательно поднимают штангу весом 50 кг. В Казахстане кандидаты проходят тестирование на физическую силу мышц на специальном устройстве.

– Сила нужна стюардессе для того, чтобы элементарно открыть двери самолета, – говорит менеджер по обучению службы бортпроводников Владислав Багранов. – И хотя каждая дверь снабжена специальным устройством, которое в случае аварийной ситуации срабатывает автоматически, стюардесса должна открывать все двери вручную. Да и тележка с питанием тоже немало весит.

Главное, чтобы костюмчик сидел

За три часа до рейса – брифинг бортпроводников. Он проводится инструкторами перед каждым рейсом независимо от направления. Инструктора уточняют время вылета и полета, проверяют предполетную документацию бортпроводников и внешний вид – макияж и прическу.

Инструктор забраковала мои туфли на высоком каблуке. Оказалось, такую обувь бортпроводницы надевают только для встречи пассажиров, а после переобуваются в удобные туфли на низком каблуке. На шпильках по салону не очень-то походишь!

Кроме того, нельзя носить массивные украшения. Кольца – не больше одного на каждой руке, и только на среднем или безымянном пальце. А вот часы обязательны, без них стюардессу не допустят на борт. Ведь при возникновении аварийной ситуации каждая секунда может быть важна.

Пристегните ремни!

Полчаса брифинга были посвящены безопасности полета. Команде задавали вопросы по применению огнетушителей, повторяли спецкоманды экипажа, понятные только людям небесной профессии, уточняли место каждого из членов экипажа на борту.

Старательно записываю новые термины: РJ – персонал по обслуживанию бизнес-класса, PY – персонал по обслуживанию эконом-класса. Первые отвечают за загрузку бортового питания для бизнес-класса и экипажа, вторые – за питание для пассажиров эконом-класса. Есть просто бортпроводники – “двойки”, “тройки”, которые отвечают за двери. Комплектация экипажей проходит в зависимости от типа воздушного судна: “Боинг-767” обслуживают 9 бортпроводников, аэробус “А-320” – 6. Роли распределяют по желанию. Кто-то любит возиться на кухне, а кто-то просится в салон.

Ну а мне доверили очень ответственную позицию – встречать пассажиров. С каждым нужно поздороваться, показать место в салоне, и главное – улыбаться искренне и от души!

Высокий сервис

Сервис на борту – целое искусство. Курс этикета – правила сервировки тележек, стандарты обслуживания пассажиров эконом- и бизнес-класса – один из самых важных предметов при обучении профессии. Учиться придется многому: ловко управлять тележкой и наливать воду, демонстрируя бутылочку этикеткой вперед, аккуратно наливать напитки.

Кстати, тележка бортпроводницы имеет несколько функций: на ней не только возят еду, но и при нештатных ситуациях защищают дверь в кабину пилота от вторжения посторонних.

Но вернемся к подготовке. Несколько часов обучения посвящено традициям разных народов.

Бортпроводникам надо знать, как вести себя в тех или иных странах, чтобы не оскорбить внешним видом или поведением религиозных чувств пассажиров. Словом, в небе все должно быть на высоте!

Да не официантки мы!

– На борту пассажиры бывают разные. И непослушные дети, и капризные звезды, и те, кто очень боится летать, – рассказывает моя коллега – бортпроводница Татьяна. – С каждым нужно найти общий язык. Как-то летели китайцы, которые плохо говорят по-английски. Так мы объяснялись на пальцах и понимали друг друга. Вообще, иностранные пассажиры относятся к нам очень уважительно. Зато казахстанские пассажиры порой путают бортпроводников с официантами, кричат на весь салон: “Официантка!”.

– Когда в самолете летят дети, то жди любых неожиданностей, – с улыбкой вступает в разговор бортпроводник Александр. – А во время рейсов в Стамбул нам приходится бороться со злостными курильщиками. Мужчины курят в туалете, а на наши замечания отвечают, что впервые слышат о запрете курения на борту.

– А как ведут себя звезды? – интересуюсь я.

– По-разному, – говорит старший бортпроводник Катя. – Недавно вот был “звездный” московский рейс – Ксения Собчак, Оскар Кучера, Сергей Зверев… Они вели себя очень культурно, раздавали автографы, охотно фотографировались с нашими стюардессами. Известные люди сами охотно пишут на своих афишах, рекламных буклетах и даже салфетках пожелания стюардессам, что-нибудь вроде “Счастливых вам полетов!”. Да и обычные пассажиры часто благодарят – и это самые приятные моменты в нашей работе.

. В Москву наш самолет прилетел ночью. После пяти часов, проведенных на ногах, чувствовалась усталость. Но у бортпроводников еще полно работы. Проводив из самолета последнего пассажира, стюардессы приступили к осмотру салона. За несколько минут быстрыми отработанными движениями девушки свернули гору пледов, собрали разбросанные наушники, вытащили мусор из карманов спинок кресел…

Мы прошли паспортный таможенный контроль – и вот мы в Москве! Команда отправилась на отдых в отель. Экипажу нужно выспаться. Скоро снова в рейс. И стюардессы должны быть как картинки – хорошо выглядеть и приветливо улыбаться!

Зарплата у стюардессы в среднем около тысячи долларов. И бесценная возможность увидеть разные страны. Но самое главное – романтика полета!

Первой в мире стюардессой стала американка Эллен Черч. Ее рейс на борту компании “Юнайтед эйрлайнс” состоялся 15 мая 1930 года. В обязанности Эллен Черч входила работа грузчика, уборщицы, заправщицы авиационным топливом и официантки. Развлекать пассажиров, а главное – отвлекать их от мыслей о возможной катастрофе, тоже было ее задачей.

Вскоре компания поручила Эллен выбрать и обучить еще семь человек. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, не старше 25 лет, иметь диплом медсестры. Первая советская стюардесса – Эльза Городецкая – появилась на борту самолета, следующего по маршруту Москва – Ашхабад в 1933 году. Официально же должность бортпроводника в СССР была введена в 1939 году.

Самолет надо знать наизусть

К выпуску курса бортпроводников стюардесса должна с закрытыми глазами находить аварийные входы и выходы, спасательное оборудование и нужный инвентарь.

Самая важная часть учебной программы – изучение возможных экстремальных ситуаций. Бортпроводников учат пользоваться огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами. Последние применяются на практике, когда у пассажиров случаются проблемы с сердцем.

Все форс-мажорные ситуации казахстанские бортпроводники оттачивают в учебных центрах Германии и Великобритании: они скатываются с надувного трапа, прыгают в воду в спасательных жилетах.

Кстати, работе на воде посвящено много времени, так как многие воздушные маршруты проходят над океанами. Будущие стюардессы учатся обращаться с плотами и жилетами, а самое главное – помогать пассажирам выживать в экстремальных условиях.

Читайте также: