Можно ли подписать трудовой договор простой электронной подписью

Обновлено: 01.05.2024

Подписывать трудовые документы электронной подписью можно будет с 1 сентября 2022 года.

По закону, кандидат теперь может официально проходить онлайн-собеседования и заключать трудовой договор через интернет. При этом его не надо будет дублировать на бумаге.

Компании сами будут принимать решение о переходе и обязаны предупредить об этом работников заранее. Сотрудники могут оформить письменный отказ, тогда все документы должны будут оформляться на бумаге.

А можно закон, чтобы не нужно было у всяких "киборгов" электронную подпись за деньги каждый год заказывать?

Для бизнеса уже ввели.
Однако носитель и криптопровайдера всё равно покупать нужно

Однако носитель и криптопровайдера всё равно покупать нужно
Криптохуйсосайдеры.

Мне нравятся люди выражающие свое мнение категорично и лаконично! :-)))
Я их называю мыслехуйговорители.

мыслехуйговорители
Демьян, ну, полноте вам, придумайте свое, зачем чужим выебываетесь.

А ну не пререкаться мне тут с начальником а то уволю к чертовой бабушке.

Русский язык - лучший язык в мире!

Мне больше говяжий нравится

Интересный ты чел!

Сам-то как - про-боно работаешь? Не берёшь бабосики за труд и знания? Ты ж не бомж, правда? Что-то умеешь, наверное?

И как оно живётся? Поделись сакральным знанием - я тоже от зарплаты, может быть, откажусь тогда 🤔

Какой там труд? Какая такая услуга, что мы не можем сделать ее сами себе и навечно? Расскажите нам, пожалуйста.

А что, можете? Крутяк! Благодарю Вас!

Мне, пожалуйста, две ЭЦП сделайте - одну мне, вторую коту моему - его Джонни зовут.

Это ж без проблем? Как два пальца?

Когда могу ождать готовности?

Как учила нас русская школа (век Катьки с 7-го класса не видать): вопросом на вопрос отвечают только бабы. Слился? Какой труд? 😂

евреи, а не бабы, и не русская, а советская школа

Он обналичкой занимается )

Русский язык - лучший язык в мире!

Те же яйца, только в профиль

Не соглашусь, купить нужно первоначально, продление бесплатное

продление бесплатное
как в сказке живешь, завидую

Носитель один раз покупаешь, стоит рублей 600 от силы.

Не вводите людей в заблуждение, носители не обязательно покупать

Прошу прощения, упустил момент.

Носитель придется покупать тому, у кого до подписи от ФНС не было её вообще

Вы забыли ещё про сложность использования.
Даже сейчас на том же хабре куча статей про то как установить и настроить криптопро. А если у вас не винда, то там такие талмуды, что не факт, что получится.

Слушайте, ну не серьезно говорить сейчас о сложности создания цифровой подписи. В телефоне все банковские карты, все расчеты, все пароли, а они за ЭЦП деньги собирают, это же атавизм, услуга эры динозавров 😂

Вы думаете ее просто вставил в комп и все работает? 50 раз ха!

Вам придётся поставить в систему некие сертификаты, для каждого сервиса свой. Где их взять - хз, сам гугли.
Поставил? Молодец. Но ничего не работает в любимом хроме. Вот тебе хромиум-гост. Где взять? Ну ты че, первый раз гитхаб видишь? Ой, опять не работает? Так ты драйвера забыл на свою флешку. Встроить внутрь? Фе. Вот тебе гугл, ищи давай. Поставил? Погоди. Ещё расширение в браузер поставь не забудь. Ссылка…ну ты как первый раз.
Заебался? Ничего. Завтра что-то само отвалится и заново.

А через год надо заново ее выпустить. Да, ты уже забыл все нахрен, потому что оно нужно было один раз.

P.S. У платных УЦ есть поддержка. Реально помогают.
P.P.S. Я - разработчик и то для меня это дикость какая-то.

Ой, у вас макось? Если не считать, что выпустить ЭЦП из дома у вас не получится, то страдать вам ещё долго.

Все верно,только с продлением теперь гемора не будет,делается в личном кабинете ФНС.Подпись выдаётся на 15 месяцев,потом одним клинком продлеваешь.А вот по поводу программки,вроде как свою разрабатывают ещё,бесплатную,так,что ждемс дальнейшего развития

А как они ее одним кликом продлевают если дата окончания ЭЦП зашита в самой ЭЦП? Они не могут ее изменить в токене со своей стороны онлайн.

Она вставлена будет при входе в кабинет.Мне инспектор так сказал,что ездить больше не нужно будет.Тоесть по защищенному каналу пройдет продление и все

Я же не просто так это говорю. Уже третий год пошел, как я использую ЭЦП для ИП и ни разу еще не было удобно.

Я тоже с самого появления использую,делал всегда за бабло в россельторге ИП+ооо около 12000 обходилось,сейчас бесплатно,проблем не вижу.фиг знает у меня тупо мастер установки запустил и он все поставил.Раньше да ,были танцы с бубном,это как раз было года 3 назад

ПОЛЕЗНО: еще рекомендации по положения самого договора смотрите в видео на нашем канале YouTube:

Рекомендации по заключению договоров в электронной форме

Статья 434 ГК РФ закрепляет право заключать договоры между компаниями, физическими лицами, предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями путем обмена электронными документами. Главное, чтобы была возможность установить, кто именно является заинтересованными сторонами по договору.

Как подписать договор электронной подписью?

Помимо подписи, важно чтобы форма и содержание электронного договора соответствовали законодательству (подробнее, как правильно составить договор по ссылке).

При соблюдении этих условий, электронный договор ничем не отличается от составленного на бумаге. Согласно пункту 4 статьи 5 ФЗ №63, квалифицированной ЭЦП считается, если она создана с использованием специального ключа ЭЦП, асимметричного шифрования и криптографии; позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ и выявить изменения, внесенные в документ, после его подписания. Подобные ЭЦП выдаются исключительно аккредитованными Минкомсвязи удостоверяющими центрами. Там они изначально создаются, к каждой подписи прикрепляется сертификат. Подпись всегда можно проверить при помощи ключа, указанного в квалифицированном сертификате. Этот сертификат должен быть действующим на момент заключения договора, иначе сделка будет признана недействительной. Такие квалифицированные ЭЦП покупаются. Срок действия такого сертификата, а значит и самой подписи — 1 год.

  • ►Существует еще и простая подпись, созданная самим пользователем с использованием кодов и паролей. Ее можно использовать лишь тогда, когда это право прописано в самом договоре и не противоречит действующему законодательству.
  • ►Есть такие документы, которые могут быть подписаны исключительно квалифицированной электронной подписью: договоры по результатам торгов, проведенных на электронных площадках, трудовые договоры, счета-фактуры, отчетность. А вот хозяйственные договоры, доверенности, письма, вполне могут быть подписаны простой электронной подписью.
  • ►Существуют такие договоры, которые по закону могут быть заключены исключительно на бумаге. К ним относятся: договоры ренты, договоры купли-продажи недвижимости, договоры дарения, договоры залога долей в уставном капитале.

ВНИМАНИЕ: не пропустите выгодные условие нашей акции и услуги юриста по составлению договора: профессионально и в короткий срок.

Как подписать договор по электронной почте?

Часто люди говорят о том, что их работа тесно сопряжена с всемирной паутиной. Заключение договоров по электронной почте и заключение договоров в сети Интернет — крайне важная часть работы очень многих. Грамотность в этих моментах необходима и является основой безопасности коммерческой деятельности.

Как подписать электронный договор?

Чтобы подписать договор по электронной почте (или в сети Интернет) его нужно составить также, как это было бы, в обычном бумажном варианте. Разница в том, что нужно будет добавить пункт, где стороны обязуются признать юридическую силу за электронными письмами, документами, направленными по электронной почте (указывается электронная почта) и признают их равнозначными документам на бумажных носителях. Доступ к электронной почте каждая сторона осуществляет по паролю и обязуется сохранять его конфиденциальность. В договор нужно включить условие, признавать электронный адрес, простой электронной подписью. Либо нужно оформить квалифицированную ЭЦП и работать с ее использованием.

Пишите нам свой вопрос, ведь каждая проблема индивидуально и требует разбора в отдельности, читайте также порядок оформления договора по ссылке в блоге. Звоните, если Вас заинтересовало наше выгодное предложение по составлению договора по льготной цене.

Стоит заметить, что редакция Федерального закона № 377 от 22.11.2021 существенно изменилась с момента начала его рассмотрения в Государственной Думе. В статье мы рассмотрим основные вопросы, которые касаются применения ЭДО именно в рамках принятого закона.

Что такое ЭДО в трудовых отношениях?

Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

К каким документам может применяться ЭДО?

ЭДО применяется к документам, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрено их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника или лица, поступающего на работу, в письменной форме, в том числе под роспись.

Иными словами, если в Трудовом кодексе РФ или в ином нормативном акте указано, что какой-либо документ должен быть оформлен на бумаге или с каким-либо документом работник должен быть ознакомлен под подпись, такой документ можно перевести в электронный вид.

К каким документам нельзя применить ЭДО?

ЭДО не применяется в отношении:

• трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
• акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
• приказа (распоряжения) об увольнении работника;
• документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

С помощью каких информационных систем можно применить ЭДО в компании?

ЭДО может осуществляться посредством следующих информационных систем:

Является ли ЭДО обязательным?

Нет, работодатель сам принимает решение о применении ЭДО. Организация может продолжать вести документы на бумажном носителе без каких-либо санкций.

На основании какого документа в организации вводится ЭДО?

ЭДО вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Локальный акт должен содержать:

• сведения об информационной системе (информационных системах), с использованием которой работодатель будет осуществлять электронный документооборот;
• порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости);
• перечень электронных документов и категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
• срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате введения электронного документооборота, устанавливаемой не ранее дня истечения срока указанного уведомления.

Также необходимо будет определить порядок осуществления ЭДО (локальным актом). В нем рекомендуется предусмотреть:

• сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
• порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости);
• исключительные случаи, при которых допускается оформление отдельных документов на бумаге;
• процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и (или) выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Как и кого нужно уведомить о переходе на ЭДО?

Работодатель уведомляет каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом (указанным выше), о переходе на взаимодействие с работодателем посредством ЭДО и праве работника дать согласие на указанное взаимодействие. Также компания обязана проинформировать об осуществлении электронного документооборота лиц, принимаемых на работу.

Переход на взаимодействие с работодателем с помощью ЭДО осуществляется с письменного согласия работника. Отсутствие согласия признается отказом сотрудника от такого взаимодействия. При этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в будущем. Таким образом, предполагается, что в случае отказа от перехода на ЭДО в отношении данного работника нужно продолжить оформлять документы на бумажном носителе.

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством ЭДО не требуется от лиц, которые приняты (принимаются) на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на 31 декабря 2021 года отсутствует трудовой стаж.

Работодатель обязан безвозмездно предоставлять работникам, которые не дали согласия на взаимодействие посредством ЭДО, документы, связанные с их работой в организации, на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.

Кто оплачивает оформление электронных подписей для работников?

Если у работника на момент перехода на ЭДО нет ранее оформленной электронной подписи, работодатель несет расходы на ее получение и использование им.

Если у работника или лица, принимаемого на работу, уже есть ранее оформленная электронная подпись, то они могут использовать ее.

Какую электронную подпись может использовать работодатель?

Вид подписи будет зависеть от электронного документа, который нужно подписать, а также от вида используемой информационной системы.

Так, при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений, а также при подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания, уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора посредством информационной системы работодателя используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

При подписании иных электронных документов посредством информационной системы работодателя в компании может использоваться:

• усиленная квалифицированная электронная подпись;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.

• усиленная квалифицированная электронная подпись;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.

Какую электронную подпись может использовать работник?

Вид электронной подписи работника также будет зависеть от электронного документа, который нужно подписать, а также от вида используемой информационной системы.

При заключении трудового договора, договора о материальной ответственности, ученического договора, договора на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений, при подписании согласия на перевод, заявления об увольнении, отзыве заявления об увольнении, а также при ознакомлении с уведомлением об изменении определенных сторонами условий трудового договора, приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания посредством информационной системы работодателя работником могут использоваться:

• усиленная квалифицированная электронная подпись;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.

При подписании иных электронных документов посредством информационной системы работодателя работником могут использоваться:

• усиленная квалифицированная электронная подпись;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
• простая электронная подпись в случае, если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи и требования к соблюдению конфиденциальности ключа такой подписи.

• усиленная квалифицированная электронная подпись;
• усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
• простая электронная подпись, ключ которой получен при личной явке в соответствии с установленными Правительством РФ правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Как работник может получить копии документов?

При подаче работником такого заявления работодатель обязан безвозмездно предоставить ему в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления требуемые документы или их заверенные надлежащим образом копии на бумажном носителе. Либо, если в отношении этих документов осуществляется электронный документооборот, предоставить электронные документы способом, указанным в заявлении работника:

Как обеспечивается доступ работника к электронным документам?

По заявлению работника работодатель обеспечивает ему доступ к документам, подписанным простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя, путем направления электронного документа в личный кабинет работника (при наличии) на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Что изменилось в процедуре приема на работу?

В соответствии с принятым законопроектом, прием на работу оформляется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Таким образом, приказ о приеме на работу переходит из разряда обязательных документов в разряд возможных. При желании работодатель может отказаться от оформления приказа о приеме на работу. В таком случае документом-основанием, подтверждающим факт приема на работу, будет трудовой договор (его нужно будет указывать в качестве основания при внесении в трудовую книжку записей о приеме на работу и при подаче сведений в Пенсионный фонд РФ).

Рекомендуется ознакомиться с полным текстом принятого Федерального закона.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Я фрилансер, оказываю услуги заказчикам из других городов. Хочу перейти на электронный документооборот, чтобы делать все дистанционно: каждый раз отправлять договор почтой не очень удобно, плюс это дополнительные расходы.

Я купил электронную подпись, но не у всех заказчиков она тоже есть. Как быть в этом случае? Могу ли я со своей стороны подписывать документ электронной подписью, а заказчик — другим способом?

Письменные договоры обязательно должны подписать обе стороны. Подпись можно поставить любым способом, но так, чтобы можно было достоверно и однозначно определить подписанта.

Чтобы в будущем не было споров, состоялась сделка или нет, порядок дистанционного заключения договора нужно прописать в самом договоре. Отдельно надо согласовать электронную подпись и электронный обмен документами, если вы их используете.

Как заключают договоры дистанционно

Судя по вашему вопросу, раньше вы заключали письменный договор самым распространенным способом — составляли документ, который подписывала каждая из сторон, и отправляли бумажные оригиналы друг другу по почте. Но этот способ не единственный.

Договор можно заключить, обменявшись письмами, телеграммами или электронными документами. Стандартный бумажный экземпляр при этом оформлять не нужно.

Электронный документ с электронными подписями, то есть текстовый файл с информацией об ЭП, — это тоже письменный договор. Но чтобы он считался заключенным, нужно выполнить два условия:

  1. Содержание договора можно воспроизвести в неизменном виде на материальном носителе. То есть электронный документ и его содержание не меняли и не дополняли после подписания.
  2. По подписи, ее аналогу или способу обмена документами можно точно установить, кто заключил сделку.

Чтобы дистанционно заключить договор, необязательно пользоваться услугами Почты России или подписывать договор электронной подписью. Вот как, например, можно это сделать:

  1. Стороны договариваются, как они будут обмениваться документами и идентифицировать друг друга. Идентификаторами могут быть электронные адреса, с которых будут отправлять документы, или реквизиты аккаунтов в мессенджере — привязанные к аккаунтам номера телефона.
  2. Одна из сторон составляет проект договора и направляет его контрагенту по электронной почте или через мессенджер.
  3. Контрагент распечатывает, подписывает договор, сканирует его, преобразуя в электронный формат, и направляет другой стороне. То же самое ответно делает вторая сторона. Договор заключен — обе стороны его подписали.

Чтобы эта схема стала рабочей, в договоре нужно подробно описать:

Еще в тексте договора пишут, что если документы приходят в согласованном порядке, то стороны их безоговорочно признают. Например, в договоре указано, что стороны будут обмениваться документами по электронной почте. Исполнитель отправил акт выполненных работ электронно, заказчик получил его на свою почту и на этом основании оплатил работы. От исполнителя никакие документы больше не нужны — он прислал акт в согласованном порядке.

Как победить выгорание

Как можно подписать договор, который заключили дистанционно

Договор можно подписать такими способами:

  1. письменно от руки — ручкой;
  2. электронной подписью любого вида.

Договор будет считаться подписанным, если по подписи можно достоверно определить, кто его подписал.

Закон не обязывает подписывать договор одинаковым способом. Стороны могут сами выбрать, как подписать документ, но этот способ нужно указать в договоре. Одна сторона может использовать, например, электронную подпись, а другая — собственноручную. Или одна ставит факсимиле, а вторая — ЭП.

Вы можете предложить своим заказчикам обмениваться скан-копиями документов через электронную почту и каждой стороне подписывать документы удобным для себя способом. Тогда подписывать и направлять друг другу бумажные оригиналы документов не понадобится.




А где проверить эл. подпись? Вдруг она нарисованная или из другого документа прифотошоплена.

Максим, из того ПО которое бесплатное и работает с ЭЦП ГОСТ 2012 всё (в том числе и онлайн сервисы) подписывают отсоединённой подписью. То есть у вас есть документ договора в .pdf и при подписании сохраняется ещё один файлик .sig Находите себе программку КриптоАрм или КриптоПро 5 или сервис КонтурКрипто или ещё чего-нибудь и проверяете подлинность подписи. Можете даже протокол проверки распечатать.
А ещё с 01 января 2021 г. Подпись должна иметь временной штамп не с компьютера, а с сертифицированных серверов. Поэтому простое подписание дока в Foxit Reader с помощью любой КЭП или НЭП не прокатывает. Так уже 8 месяцев, как нельзя.
Всем добра!

Комментарий удален пользователем


Александр, а если из другого документа взята? Ну то есть изменили сам документ, который был ей подписан


Ну можно просто вставить фразу в договор что факсовая (сканированная) копия имеет силу оригинала и не выносить себе мозг 🤷🏻‍♀️
Ещё даже в далеких нулевых такие договора были валидны для экспорта/и импорта (молчу уже про внутренние контракты), ни единого вопроса мне ни таможня не задала, ни СЭС 🤷🏻‍♀️
А в прошлом году такой контракт (правда внутренний) был принят в качестве допустимого доказательства в суде.
Так что все нормально работает до сих пор.

Комментарий удален пользователем


Александр, а ваш опыт как-то опровергает мой?
Я лишь сказала что дистанционно и без ЭП можно подписать документы в сканах, придав им силу оригинала 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, ну я как старый параноик ЭП не доверяю тк его ж не сам делаешь, а стороннее лицо.
А вот если ты ЭП никогда не получал, то и условно продать твои активы по твоей якобы ЭП жуликам вместо тебя никак нельзя 🤷🏻‍♀️
Поэтому мне кажется мой метод надежней (для минимизации будущих возможных проблем) 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, не уц плохие, просто если оформил ЭП и хоть одну сделку так провёл, в случае Ч не доказать будет что левая сделка с левым ЭП это не ты 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, паспорт то старая добрая бумажка🤷🏻‍♀️
С ужасом жду электронных паспортов, говорят это планируется скоро, я увы не настолько стара, что уже не менять паспорт совсем, чуть чуть не дотянула 😩


Александр, вот поэтому и не оформляю ЭП, чтоб повод не давать, потому как без участия могут сделать, но это будет криминал уже (был уже случай в Москве с квартирой, помните, 18й или 19йгод, депутаты тогда срочно все сделки с недвижимостью через ЭП запретили).

Как средства криптографии воспринимают ручную подпись на документе с ЭП? Иными словами, как в системе ЭДО дальше вести учет документа в электронном виде и то, что на нем есть вторая подпись?


А с налоговой как там?

Комментарий удален пользователем


Александр, а со скан-копиями как?

Комментарий удален пользователем


Александр, и со счёт-фактурами на НДС тоже всё ок? Камералки пройдены?

Рекомендую, все равно подписывать договора "в живую" т.к. в будущем сканы этих договоров могут быть предъявлены , как опыт, при участии в новых конкурсах.

Комментарий удален пользователем

Александр, по собственному опыту, заказчики потенциальные больше "верят" скану с синей печатью. Особенно это касается конкурсов по 223 ФЗ

Комментарий удален пользователем

Александр, да , потенциальный Заказчик запросил сканы документов и не стал даже рассматривать договора подписанные эцп


здравствуйте мне юридическая компания прислала договор оферты с подписью директор на ватсап я написал что надо договор в обоюдном согласии и порядке подписывать собственноручно на то что написали произведете оплату и это будет ваша подпись, я так понимаю это развод?

Комментарий удален пользователем


Александр, ознакомьтесь с примером:

В 2015 году АС Поволжского округа рассматривал дело о взыскании пени за просрочку оплаты по договору поставки. Покупатель подал встречный иск о признании договора незаключенным.

Суд установил, что оба адреса закреплены за сотрудниками поставщика и являются персональными адресами на домене компании.

Читайте также: