Можно ли одновременно подать жалобу в трудовую инспекцию и в прокуратуру

Обновлено: 17.05.2024

Каждый работник обладает не только определенными трудовыми обязанностями, но и правами. В случае если работодатель нарушает действующие нормы трудового законодательства, работник вправе обратиться в надзорные инстанции для жалобы на нарушение своих прав.

Что является нарушением трудового законодательства

Права и обязанности всех участников трудовых отношений прописаны в ст. 21, 22 Трудового кодекса. За его нарушение работодателя могут привлечь к ответственности.

Вид ответственности зависит от тяжести правонарушения: она может быть дисциплинарная, административная и даже уголовная. К уголовной ответственности работодателя могут привлечь из-за задержек при выплате зарплаты (по ст. 145.1 УК) или нарушения норм безопасности на производстве (по ст. 143 УК). Административная ответственность предполагает штраф или даже приостановление работы компании на срок до 3 месяцев.

Приведем возможные основания для привлечения к ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства:

Здесь представлен неполный перечень возможных нарушений трудового законодательства, с которым может обратиться сотрудник компании. Но в некоторых случаях жалобу может подать не только работник, но и стороннее лицо.

Например, соискатель, которому отказали в должности неправомерно. Это ситуации, когда отказ был получен не по причине несоответствия квалификационным требованиям, а по дискриминационным соображениям (по полу, возрасту, национальности и пр.).

Куда жаловаться на нарушение трудового законодательства

У сотрудника есть несколько вариантов для подачи жалобы на работодателя при нарушении его прав. Он может подать жалобу:

  1. В адрес непосредственного руководства компании.
  2. В профсоюз, созданный на базе предприятия, или комиссию по трудовым спорам (для того, чтобы оспорить решение, принятое работодателем, например, об объявлении выговора).
  3. В трудовую инспекцию.
  4. В прокуратуру.
  5. В суд.

Первоначально жалобу следует подать к непосредственному руководству. В ней нужно подчеркнуть, что если на заявление никак не отреагируют, то сотрудник намерен обратиться в контролирующую инстанцию.

Также сотруднику следует обратиться с докладной запиской о нарушении работодателем трудовых норм в профсоюз. Но такие объединения созданы далеко не в каждой компании, а только у крупных работодателей.

Целью создания трудовой инспекции стал контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. После поступления жалобы инспекторы проводят внеочередную проверку. На основании обращения в трудовую инспекцию можно добиться привлечения компании к административной ответственности в виде штрафа. Инспекция также может вынести предписание с требованием об устранении нарушения. Если по результатам проверки работодатель не исполнит предписания инспекторов, то сотрудник вправе обратиться в суд.

На основании привлечения прокуратуры к трудовому спору можно добиться возбуждения уголовного дела. Прокуратура должна комплексно реагировать на жалобы, связанные с нарушением законных прав граждан.

Суд может привлекать работодателя как к уголовной, так и административной ответственности. При этом допускается взыскание с работодателей дополнительной компенсации за задержку выплат или причиненный моральный вред, а также выплат за вынужденный прогул.

Несмотря на расширенные возможности для защиты своих прав в суде, граждане используют данный механизм только в крайних случаях, так как процедура судебного разбирательства весьма длительная и требует уплаты госпошлины. Нужно учесть, что в суд подается не жалоба, а исковое заявление.

Как правильно составить жалобу

Жалобу на работодателя можно подать в индивидуальном или коллективном порядке. Но сотруднику нужно быть готовым к тому, что жалобу не допускается передать в анонимном формате: ему придется действовать под своим именем.

Если работник не хотел бы разглашения сведений о том, что он пожаловался на своего работодателя, то он может дополнительно прописать эту фразу в жалобе.

Законодательство не содержит строго установленной формы жалобы на нарушение Трудового кодекса. Но в любом случае она должна содержать:

  1. Наименование инстанции, в которую она подается.
  2. Сведения о заявителе: его ФИО, адрес и контактные сведения.
  3. Наименование работодателя, его реквизиты (ИНН, КПП), юридический и фактический адрес.
  4. Сущность обращения: как нормы закона были нарушены работодателем, чем сотрудник может подтвердить свои слова. Желательно подкреплять свои доводы ссылками на конкретные статью Трудового кодекса.
  5. Сведения о рассмотрении спора в предыдущих инстанциях: куда еще направлялась жалоба и каковы результаты ее рассмотрения.
  6. Требования заявителя: привлечь работодателя к ответственности, получить от него положенные по закону выплаты и пр.
  7. Дата подачи обращения, подпись заявителя.

Образец жалобы в трудовую инспекцию можно скачать здесь. К жалобе необходимо приложить подтверждающие сведения: например, копию трудового договора, зарплатные ведомости, ответы из других инстанций и пр.

При необходимости обращения в суд по причине нарушения трудового законодательства наличие попыток для досудебного урегулирования спора необязательно. Исковое заявление в суд должно содержать:

  1. Наименование суда, в который оно передается.
  2. Сведения об истце и ответчике (наименование компании и ФИО предпринимателя).
  3. Сущность произошедшего.
  4. Сведения о том, какие именно права были нарушены.
  5. Ссылка на нормативно-правовые акты, которые содержат указание на нарушения.
  6. Требования к работодателю.
  7. Расчет цены иска.
  8. Перечень приложений.
  9. Дата и подпись.

При подаче искового заявления стоит учитывать сроки исковой давности по таким делам: они составляют три месяца с момента нарушения трудовых прав работника.

Как подать жалобу и сроки ее рассмотрения

Жалобы допускается передать одним из выбранных способов:

ЗПП

  1. Лично, забрав себе один экземпляр документа с отметкой о принятии.
  2. Направив по Почте РФ заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. Заполнить специальную электронную форму для подачи жалобы, если такая была разработана.
  4. Через представителя, наделенного доверенностью на представление интересов.

Жалоба должна быть рассмотрена в разумный срок, который содержится в тексте обращения. Если указание на срок отсутствует, то официальный ответ на жалобу должен поступить в течение месяца. Бездействие допускается обжаловать в вышестоящей инстанции.

Таким образом, при нарушении трудовых прав сотрудника он может обратиться с жалобой на работодателя в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. В жалобе в свободной форме нужно описать обстоятельства случившегося, перечислить какие права сотрудника были нарушены и потребовать от работодателя устранить правонарушения и принять меры воздействия.

К сожалению, нарушения трудовых прав работников со стороны руководства не редкое явление, но его нельзя оставлять безнаказанным. Одной из самых первых и самых эффективных мер в таких случаях является подача жалобы.

Как составить жалобу в прокуратуру на работодателя

Когда нужно подавать жалобу

Для начала потребуется выяснить, какие ситуации являются достаточным основанием для подачи жалобного письма. В частности, какие нарушения трудовых прав подчиненных караются согласно Трудовому и Гражданскому Кодексам России. Например, часто встречаются следующие нарушения:

  • передача обязанностей, которые не лежат в прямой компетенции сотрудника (согласно трудовому договору) и наказание за их невыполнение;
  • поручение несоизмеримо большого объёма работы и перевод на другую должность без согласия;
  • невыполнение обязательств по уплате зарплаты (не платят вообще, платят меньше или сильно задерживают, недоплачивают за переработку);
  • нарушение трудовых норм и предъявление несправедливых выговоров;
  • отказываются предоставлять отпуск в предусмотренные законом выходные;
  • безосновательное увольнение, отказ в предоставлении обязательных выплат и трудовых книжек;
  • отказ оформлять сотрудника и в предоставлении ему социальных гарантий.

Как правило, нарушения связаны с денежными вопросами и обеспечением комфортных условий труда. Если стали жертвой подобных нарушений, терпеть нельзя, а стоит сразу нажаловаться в уполномоченные органы.

Куда следует жаловаться на правонарушения сделанные работодателем

В России действует несколько инстанций, что уполномочены решать подобные конфликтные ситуации. Но прежде чем обращаться за их помощью, возможно, рациональнее было бы попытаться урегулировать ситуацию без вынесения конфликта на широкие массы. Точнее, поговорить с начальством.

  • трудовая инспекция;
  • прокуратура;
  • суд.

Каждая из рассматриваемых инстанций имеет свои особенности работы, о которых следует поговорить подробнее, прежде чем определиться, куда именно писать.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию

Первое место, которое приходит на ум, как только зафиксирован факт несправедливого отношения начальства к работнику – это трудовая инспекция. Но учитывая узкую компетенцию рассматриваемого органа, следует принимать во внимание, какие вопросы он может рассматривать, а какие нет. Таким образом, жаловаться сюда следует в таких случаях:

  • если сотрудника не хотят официально оформлять на должности;
  • человек не получает зарплаты или она выплачивается в неполном размере;
  • отказывают в отпуске;
  • ненормированный график, не подразумевающий отдыха;
  • нарушены нормы обустройства рабочего места.

После получения жалобы, последует внеплановая проверка фирмы. Если описанные факты подтвердятся, начальство получит штраф и выговор, а также его обяжут избавиться от обозначенных недостатков.

Обращение в прокуратуру

Правоохранительные органы также могут существенно помочь, но обращаться к ним можно в следующих ситуациях:

Дальше прокуратура расследует дело. При этом руководствуются нормами трудового законодательства.

Обращение в суд

Обращение в суд считается крайней мерой, к которой многие прибегают, только если предыдущие попытки образумить начальство не дали никаких результатов. Судебное решение позволяет добиться следующего:

  • восстановление на должности;
  • получение возмещения морального ущерба;
  • возмещение компенсаций и т.п.

Учтите, в суд подают не жалобу, а иск, подкрепленный доказательствами факта правонарушений.

Как правильно составить жалобу

Успех в решении проблемной ситуации возможен только если правильно составить документ. В жалобе на работодателя нужно соблюдать следующую структуру:

  1. Шапка. Указываются реквизиты органа, куда направляется документ (адрес и наименование отделения).
  2. Реквизиты заявителя. ФИО, адрес, контакты (телефон).
  3. Основная часть. Указывается, по какой причине подается жалоба, требования и т.п.
  4. Дополнительные материалы. Перечень доказательств, подтверждающих факт нарушения.
  5. Дата и подпись заявителя.

Написать жалобу можно от руки на листе А4 или напечатать на компьютере, рукой поставив только подпись.

Коллективные жалобы

Жалоба может быть составлена как одним человеком, так и целым коллективом. Права коллектива также нарушаются, поскольку обычно халатность начальства касается практически всех или большинства работников. Но для подачи коллективной жалобы нужно соблюдать правила и придерживаться норм.

Если нужно составить документ от имени коллектива, следует участь следующие особенности:

  • составление документа проводиться общими усилиями;
  • жалобу нужно подписать всеми заявителями или их представителем;
  • указываются имена и контакты всех обращающихся;
  • писать жалобу должны только те люди, которые действительно пострадали от действий начальства.

Представлять интересы коллектива должны не все его участники, а только представитель. Именно этот человек будет сотрудничать с органами, куда подавалась жалоба или иск (в случае судебного разбирательства). Важно чтобы у представителя была заверенная у нотариуса доверенность.

Куда отправлять документ мы разобрались, теперь нужно выяснить, как сделать так, чтобы жалоба попала в нужное место. Можно воспользоваться следующими способами:

  • Лично прийти в госорганы. Для этого с собой необходимо захватить документы (паспорт).
  • Воспользовавшись услугами представителей. Форма написания жалобы стандартная, но у представителя должна быть доверенность.
  • Почтой (в том числе курьером). Отправка делается заказным письмом с описью вложений. Взамен должно прийти уведомление о получении, на котором поставлена подпись принявшего документ лица.
  • В электронном формате. На сайте нужного вам органа нужно заполнить специальную форму.

Обращаться следует в местный орган регистрации предприятия. Рассматривать жалобу должны на протяжении 30 дней с момента получения. Также срок могут продлить. Если к жалобе приложены доказательства, рассмотрение проблемы начнется уже через две недели после подачи.

Возможна ли анонимная подача

Поскольку сотрудники часто не хотят жаловаться на нарушения своих прав из-за опаски, что это может отрицательно сказаться на их работе, анонимность интересует многих заявителей. Например, руководитель, узнав, что на него жалуется определенный работник, может создать невыносимые условия труда в дальнейшем. Все равно придется увольняться. Чтобы этого избежать, как раз и предусмотрена возможность анонимного обращения.

Законом не запрещается анонимное обращение, но оно возможно далеко не во всех случаях. Особенно если нужно индивидуальное возмещение морального ущерба, возвращение заработной платы и т.п. Потому в документе придется указывать свои персональные данные. Иначе органы просто не смогут связаться с заявителем. Чтобы начальство не узнало, кто является заявителем, об анонимности можно указать в самом документе. Таким образом, персональные данные не будут разглашаться.

В каких ситуациях жаловаться бесполезно: расписка об отсутствии претензий и зачем она нужна

Если возникают неприятные ситуации на работе, в ходе которых нарушаются права сотрудников, закономерным решением является написание жалобы на руководство. Пожаловаться могут все, особенно если все трудовые отношения прекращены. Но далеко не всегда подобные обращения являются обоснованными.

Работодатели могут обезопасить себя, предложив сотруднику при увольнении написать расписку об отсутствии претензий. Такая мера не редко применяется, даже пока работник ещё выполняет свои трудовые обязанности. Как правило, такой документ составляется в следующих ситуациях:

  • работодатель будет выплачивать образовавшуюся задолженность перед работниками;
  • у сторон нет претензий друг к другу, работнику выданы все документы и отданы полагающиеся деньги;
  • выполнены все договорные обязательства и т.п.

То есть, если сотрудник не доволен условиями труда, подписывать подобную расписку нельзя. Если же работодатель добросовестно выполнял все требования предусмотренные законом, расписка является его гарантией.

Итак, если на работе права человека нарушаются со стороны начальства, прекратить подобное можно пожаловавшись в соответствующие органы. Но и работодатели должны себя подстраховывать. Именно для этого используются расписки об отсутствии претензий. Если сотрудник добровольно их подписал, скорее всего, дальнейшие жалобы будут бесполезными.

Куда пожаловаться на работодателя?

  • Основания для подачи жалобы
  • Досудебный порядок
  • Куда можно подать жалобу
  • Заявление в ГИТ
  • Обращение в Прокуратуру
  • Жалоба в ИФНС
  • Иск в судебный орган
  • Можно ли пожаловаться анонимно
  • Ответственность работодателя
  • Оцените статью

Основания для подачи жалобы

Каждый из участников трудовых отношений имеет свои законные права и обязанности. Их перечень представлен в ст. 21 и ст. 22 Трудового кодекса РФ. Если они нарушены работником, работодатель имеет право применить дисциплинарную ответственность.

За нарушения, допущенные работодателем, предусмотрена административная или уголовная ответственность. В этом случае правом привлекать нарушителя к ответственности наделено государство.

Трудящиеся обращаются в гос. инстанции с жалобой на работодателя в следующих случаях:

Обратите внимание! Перечисленные выше основания для жалоб сотрудников относятся к ситуациям, когда трудовые отношения уже существуют. Но есть случаи, когда на работодателя жалуются граждане, не являющиеся работниками компании или предприятия.

Дело в том, что им было незаконно отказано в приеме на работу. Руководство вынесло свое решение без учета деловых качеств и квалификации соискателя. Таким образом, налицо проявление дискриминации, которая запрещена законом.

Досудебный порядок

Работник, если нарушаются его права, может пожаловаться в Трудовую Инспекцию, суд или Прокуратуру. Но прежде чем это сделать, следует предпринять все возможные попытки для разрешения проблемной ситуации путем переговоров с работодателем.

Хотя делать это и не обязательно, но такой шаг поможет определиться с точкой зрения руководства. Кроме того, переговоры могут привести к решению спорного вопроса без дальнейшего обращения в суд или другие инстанции.


В канцелярию предприятия или организации подается письменное заявление. Следует подготовить 2 экземпляра. Первый передается работодателю, на втором сотрудником канцелярии ставится отметка о приеме, и он оставляется у заявителя.

При написании заявления нужно руководствоваться определенными требованиями, выполнение которых сделает документ более понятным:

  • прежде всего, указывается адресат, коим выступает руководитель организации. Далее записываются данные работника – ФИО и должность;
  • в описательной части доступно для понимания излагается суть проблемы, даются ссылки на первичные документы;
  • претензия сопровождается документацией, которая подтверждает факты и позицию заявителя;
  • обязательно уточняется способ обратной связи (контактный номер телефона, адрес, по которому проживает работник).

Важно! Если ответа на претензию не последует, рекомендуется действовать дальше и писать жалобу в другую инстанцию.

Куда можно подать жалобу

Защищая свои права, трудящиеся могут обратиться с жалобой в органы, которые рассматривают подобные претензии.

Куда можно обратиться с жалобой на работодателя?

  • в Трудовую Инспекцию;
  • в налоговую;
  • в Прокуратуру;
  • в судебную инстанцию.

Заявление в ГИТ

С целью контроля выполнения работодателями норм трудового законодательства была создана Государственная трудовая инспекция (ГИТ). Она рассматривает жалобы, направленные одним человеком, группой сотрудников или всем трудовым коллективом. При этом порядок действий не меняется.

Единого требования к составлению претензии нет, то есть документ составляется в свободной форме. Главное условие – это указание данных сторон конфликта.


В правильно составленной претензии указываются:

  • личные данные заявителя: ФИО, адрес, электронная почта, телефон;
  • данные работодателя: наименование компании, фактический и юр. адрес;
  • описательная часть жалобы;
  • дата составления, подпись.

Учтите! Анонимные жалобы не рассматриваются. По желанию заявителя его данные не открываются работодателю.

Сотрудник инспекции на основании фактов, изложенных в претензии, проводит внеочередную проверку. Наличие нарушений трудового законодательства или других нормативных актов грозит компании и ее руководству штрафами.

Работодатель получит предписание устранить обнаруженные недостатки в установленный срок. Через определенное время будет еще одна проверка, уже по результатам выполнения предписания. Заявитель по итогам проверки в течение одного месяца получит письменный ответ.

Посмотрите видео. Советы адвоката по трудовым спорам:

Обращение в Прокуратуру

Бесплатная консультация юриста

Жалоба в Прокуратуру составляется по тому же плану, что и обращение в Трудовую Инспекцию.


Документ содержит следующую информацию:

Запомните! Жалоба рассматривается в течение 30 дней. Когда речь идет о незаконном увольнении, срок рассмотрения продлевается до 90 дней.

Если никаких особых сложностей в ее рассмотрении нет, ответ можно получить уже через 15 дней.

Проведение прокурорской проверки может иметь следующие последствия:

  • руководство заставят устранить допущенные нарушения;
  • привлекут нарушителя к админ. ответственности;
  • лица, нарушившие права трудящихся, будут отстранены от занимаемой должности;
  • отдельные подразделения или компания в целом временно прекратят свою деятельность;
  • материалы дела будут переданы в правоохранительные органы с целью привлечения работодателя к уголовной ответственности.

Прокурор может издать постановление о приостановке деятельности предприятия в целом.

Жалоба, составленная от всего коллектива, является более эффективным средством борьбы с нарушениями трудового законодательства.

В одиночку бороться за справедливость всегда сложнее. Обращение от коллектива составляется по такому же плану, как и предыдущее, за исключением того, что каждый сотрудник представляет свои данные и ставит подпись.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Жалоба в ИФНС

Если нарушения ваших прав руководством предприятия связаны с финансами, то лучше написать заявление в налоговую инспекцию.

Обычно такое обращение составляется, когда:

  • сотрудники получают черную зарплату;
  • есть задолженности по зарплате;
  • человек принят без официального оформления (как положено по ТК РФ);
  • с работника удерживают штрафы без каких-либо оснований (в разрез с условиями трудового соглашения).

Жалоба составляется в письменном виде. Хотя стандартной формы не существует, используются определенные образцы.


Обращение в налоговую инспекцию состоит из следующих пунктов:

  • название подразделения ФНС, куда направляется обращение, реквизиты и полный адрес;
  • данные о заявителе: ФИО, адрес фактического места проживания;
  • номер телефона, адрес электронной почты, иные контакты;
  • какую должность занимает заявитель;
  • период работы в компании (дата оформления и дата увольнения (если заявитель больше не работает на предприятии));
  • какие нарушения допущены;
  • перечень выдвигаемых требований;
  • на чем эти требования основаны;
  • список дополнительной документации, которая представляется вместе с жалобой;
  • подпись заявителя с расшифровкой;
  • дата составления жалобы.

Изложение сути проблемы должно быть полным и конкретным, с перечислением фактов нарушения прав трудящегося и норм трудового законодательства, а также с просьбой проверить указанные факты.

На основании жалобы проводится проверка, и по ее результатам, если нарушения доказаны, нарушитель привлекается к админ. ответственности. Ему придется заплатить штраф.

Важно! Жалоба рассматривается в течение 30 дней (максимум).

Иск в судебный орган

В случае обращения в суд составляется исковое заявление, а не жалоба, как было в предыдущих случаях. Нет необходимости до того, как обратиться в суд, пытаться решить проблему через другие инстанции.

Можно это условие не выполнять. Хотя из практики известно, что чаще всего суд является той инстанцией, куда идут в крайнем случае. Например, если работника уволили незаконно, он сразу подает иск в судебный орган.

Почему иногда лучше сразу идти в суд? Дело в том, что в этом случае производится проверка именно того нарушения, о котором говорится в иске, а не всей деятельности предприятия.

По решению суда, если оно будет в пользу истца, речь пойдет не только о наказании виновного, но и об определенных действиях в пользу заявителя (например, восстановят в должности, компенсируют вынужденные пропуски работы, выплатят компенсацию за моральный ущерб, прочее).

Отрицательные нюансы решения проблемы через суд – дело рассматривается долго, и приходится платить госпошлину.


В нее входят следующие данные:

  • наименование судебного органа;
  • личные данные истца;
  • сведения об ответчике: название, адрес (по факту и юридический), контактный номер телефона, ФИО руководителя (если речь идет об ИП), ИНН.

Вторая часть – описательная. Составляется она четко, лаконично, в полном для понимания объеме, но без лишних отступлений. В ней констатируется факт допущения нарушений, приводятся ссылки на нормы закона, трудового законодательства.

Третья часть – требования к работодателю. Если проблема связана с финансами, приводятся расчеты и суммы. Также выдвигается требование о возмещении морального ущерба (ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ).

Четвертая часть – перечень доказательной базы, то есть документов, которые напрямую относятся к рассматриваемому делу. Копии и оригиналы бумаг прилагаются к иску.

В конце иска пишется дата составления и подпись (с расшифровкой).

Можно ли пожаловаться анонимно

Выше уже говорилось о том, что анонимные обращения не принимаются. Если вы хотите, чтобы вашу жалобу рассмотрели и приняли соответствующие меры, попросите органы, куда направляется жалоба, не разглашать ваши личные данные.

Запомните! Это право граждан указано в ст. 358 Трудового кодекса. Просьба о конфиденциальности составляется в письменном виде и передается вместе с жалобой.

Составляется документ в свободной форме. Следует перечислить причины, по которым вы не хотите, чтобы данные разглашались. Также можно попросить об этом инспектора, занимающегося вашим делом.

Ответственность работодателя

Нарушая права работников, работодатель должен нести ответственность.

На законодательном уровне предусмотрены определенные виды такой ответственности.

Какой из них будет применяться в конкретном случае, зависит от тяжести нарушений:

  • материальная ответственность – это компенсация за незаконное увольнение, несвоевременную выплату зарплаты, причинение вреда здоровью сотрудника, задержку в передаче ему трудовой книжки;
  • дисциплинарная ответственность больше касается самих работников, которые совершают определенные проступки. В виде наказания используют замечания или выговоры. Если же такие проступки совершили должностные лица или руководители, их также ждет подобное наказание. Стоит отметить, что такие ситуации встречаются нечасто;
  • административная ответственность заключается в наложении штрафа или временном прекращении трудовой деятельности (на срок до 90 дней). Регулируется такая ответственность КоАП РФ;
  • уголовная ответственность является самым строгим способом наказания. Она применяется в случае нарушения правил охраны труда граждан (ст. 143 УК), при невыплате зарплаты, пенсий, пособий (ст. 145.1 УК). Кроме того, уголовная ответственность грозит руководителям, которые грубо нарушили правила безопасности. Решение о мере наказания принимается судебным органом.

Посмотрите видео. Как правильно написать жалобу:

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

Москва, Московская область

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Теория

1. Проверять сайт трудовой инспекции и суда

2. Просить работника отозвать жалобу

3. Проверить документы

Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника. Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т. д.)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

4. Посетить инспектора

После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

5. Подготовить документы и позицию

Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

6. Вывести генерального директора из-под удара

При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

7. Встретить инспекторов

Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке. Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

8. Дождаться приговора

По результатам проверки всегда составляется акт. Если инспектор обнаружил нарушения, то составит также предписание, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности. Необходимо проверить, правильно ли составлены все эти документы, не допущено ли ошибок при установлении факта нарушения, правильно ли вынесено наказание.

На оплату штрафа компании отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ. За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, административным арестом на срок до 15 суток, обязательными работами на срок до 50 суток.

9. Оценить судебные перспективы

Постановление о привлечении к административной ответственности и предписание об устранении нарушений трудового законодательства можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суде. Подавать жалобу и туда, и туда не стоит, так как приоритет у суда. Обжаловать только в административном порядке зачастую неэффективно. Своим доверителям мы рекомендуем обращаться сразу в суд.

Если вы уже смирились с перспективой получить штраф, то заявляйте о наложении штрафа персонально на генерального директора, а не на компанию. Денежные взыскания на должностных лиц в разы меньше, чем на сами организации.

Государственные инспекторы труда вправе привлечь работодателя к административной ответственности по каждому выявленному факту нарушения законодательства. В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства. Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей.

Инспекторы при проведении проверки не имеют права выдавать предписания по индивидуальному трудовому спору — например, когда сотрудник обжалует увольнение. Разрешение таких споров возможно только в суде. Если инспекторы всё же вынесут предписание, например о восстановлении сотрудника на работе, вы сможете отменить его через суд. Инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, только посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.

10. Избегать повторных нарушений

Избегайте аналогичного нарушения в течение года после исполнения предыдущего постановления об административном наказании, иначе придётся платить повышенные штрафы, а виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано. По некоторым нарушениям приостановка деятельности организации может достигать 90 суток.

Практика

Работник обратился в трудовую инспекцию с заявлением, что компания N не выплатила ему заработную плату. В документе, подтверждающем выплату денежных средств, действительно отсутствовала подпись работника. Трудовой инспектор обязал компанию N выплатить работнику причитающуюся сумму. Не согласившись с предписанием, компания N обратилась в суд. Там выяснилось, что работник денежные средства получал, но размер выплаченной суммы его не удовлетворил, что и послужило основанием обращения в трудовую инспекцию. Суд предписание отменил.

Несколько раз нам удавалось доказать ошибочность подходов инспекции труда к толкованию условий контрактов отдельных категорий работников. Например, один заслуженный региональный театральный артист решил, что его ущемляют в надбавках за качество и интенсивность труда. Так уж устроено наше, в том числе региональное законодательство, что при его формальном прочтении этот почтенный мэтр, выходя на сцену в эпизодических ролях один-два раза в месяц, в связи с наличием специального знания всё равно получал больше основной массы актёров. Это не устроило руководство театра, пересмотревшее локальное положение о премировании. В итоге суд не согласился с поддержавшими заявителя инспекцией и прокуратурой, сославшись на автономию учреждения культуры и на то, что акты Минкульта субъекта федерации носили для него рекомендательный характер.

Одним из способов защиты в случае нарушения трудовых прав работника является обращение в прокуратуру. В каких случаях работнику целесообразно обратиться за помощью в прокуратуру? Какими полномочиями наделена прокуратура?

Прежде чем перейти к перечню ситуаций, когда работнику целесообразно обратиться за защитой трудовых прав в прокуратуру, вкратце обозначим ее полномочия.

Полномочия прокуратуры

Одной из задач прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства в трудовой сфере (ст.1 Закона №2202-1). То есть на прокуратуру возлагается именно надзорная функция в части защиты социально-трудовых прав работника.

Когда и по каким вопросам работник может обратиться в прокуратуру

Так, в Указании прокуратуре предписано усилить контроль по следующим вопросам, касающимся трудовой сферы:

  • соблюдение прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы (п.2.3 Указания).

По каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц прокуратуре предписано привлекать к административной ответственности, а при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации. В отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, прокуратура применяет меры уголовно-правового воздействия;

  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата (п.2.4 Указания).

Прокуратуре предписано анализировать выполнение обязанностей работодателями по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

!Юр.обслуживание
!Юр.обслуживание

Таким образом, наиболее эффективным будет привлечение прокуратуры в случаях:

  • невыплаты заработной платы работнику свыше 2 месяцев;
  • незаконного увольнения, сокращения работника;
  • невыплате выходного пособия.

Зачастую само обращение работника в прокуратуру стимулирует работодателя устранить допущенные нарушения трудовых прав в отношении работника. В противном случае - в интересах работника прокурор может обратиться в суд. Отметим, что сроки исковой давности для обращения в суд как для самого работника, так и для прокурора едины - 1 месяц для уволенного работника, 3 месяца - для обращения по индивидуальным спорам (ст. 392 ТК РФ).

Исходя из этого, как только работник узнал о нарушении своего трудового права, необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру.

Обращение в прокуратуру не является уважительной причиной пропуска срока давности , так как само по себе не лишает работника права обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав непосредственно в суд (определение Челябинского областного суда от 21.01.2016 г. №11-255/2016). Судами также не признается уважительной причиной пропуска срока по причине неверной консультации прокурора (решение Чайковского городского суда от 17.03.2016 г. №2-523/2016) .

Порядок обращения работника в прокуратуру

Анонимные жалобы работника не рассматриваются прокуратурой, однако для исключения неблагоприятных последствий со стороны работодателя, в жалобе можно привести просьбу о неразглашении имени заявителя.

В обращении работник должен указать наименование работодателя, ФИО должностного лица, суть трудового спора, свой почтовый адрес (для направления ответа).

Инструкцией установлены сроки для рассмотрения жалоб работников. Так, обращения работников должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются не позднее 15 дней (п.5.1 Инструкции).

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. В том случае если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, то последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

!Кадры
!Кадры


В завершение отметим, что работник вправе обратиться в прокуратуру по трудовым спорам с работодателем. При этом следует учитывать, что инициировать судебные иски в защиту прав работников является правом, а не обязанностью прокуратуры.

В условиях очередного экономического кризиса, прокуратура чаще стала обращаться в суды с исками о взыскании просроченных долгов по заработной плате. На практике, работнику целесообразно обращаться в прокуратуру в случае нарушения трудовых прав, влекущих уголовную ответственность работодателя.

Читайте также: