Может ли скорая открыть больничный лист на дому

Обновлено: 03.05.2024

Ваш браузер давно устарел. Пожалуйста обновите браузер или установите Google Chrome для комфортной работы с этим сайтом.

  • Коронавирус
  • Официальный комментарий
  • Власть и общество
  • Экономика
  • Инфраструктура
  • Здоровье
  • Образование
  • Культура
  • Спорт

Коронавирус: официальная информация

Минздрав Прикамья: Больничный во время пандемии

Кому из работающих оплачивают лист нетрудоспособности и как его оформить?

Карантинный больничный лист выдают трем категориям:
- лицам с подтвержденным COVID-19;
- тем, кто находился с ними в близком контакте;
- гражданам в возрасте 65+ (группа риска, которой рекомендована строгая самоизоляция).

В остальных случаях выдаются обычные листы нетрудоспособности.

Инфицированные COVID-19

Как должно быть. Карантинный больничный лист таким пациентам открывает врач стационара или лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ, как правило, поликлиники). Если положительный результат анализа получен в частной лаборатории до обращения в медучреждение, данные о результатах поступят в Роспотребнадзор, а тот направит постановление в Минздрав и поликлинику. На основании него к вам домой должен прийти врач – осмотреть, назначить лечение и открыть больничный.

Что делать? Узнав результат теста, не покидать квартиру или дом, при необходимости (для покупки продуктов и т.п.) обратиться за помощью к здоровым родственникам, друзьям, знакомым или волонтерам.

Уведомить о диагнозе руководство на работе (некоторые крупные компании контролируют ситуацию с больничными, в том числе сами связываются с медучреждением по поводу больничного).

Сообщить о результатах теста в поликлинику по месту жительства и попросить прислать врача.

Бывает, что врач не приходит сразу, но звонит по телефону или связывается в мессенджере чтобы убедиться, что ваше состояние не вызывает опасности. В этом случае напомните ему, что вам нужен больничный.

Если из поликлиники с вами не связались, звоните туда повторно, сообщите, что нуждаетесь в выдаче листа нетрудоспособности.

Нет результата? Позвонить заведующему поликлиникой, а также обратиться в страховую компанию (ее название и телефон указаны на вашем полисе ОМС).

Обязательно сообщайте руководству о том, приходит ли к вам врач.

Контактные с зараженными

Реальность. Врачи приходят с опозданием, а иногда и не приходят (из-за загруженности сотрудников Роспотребнадзора, ЛПУ – см. карточку 1).

Что делать? Алгоритм приведен выше.

Граждане в возрасте 65+ (во время рекомендованной самоизоляции)

Как должно быть. Работодатель оформляет карантинный больничный лист на сотрудника напрямую через Фонд социального страхования. Данные обновляются каждые две недели. Карантинный больничный лист оплачивается в том же размере, что и обычный.

Что делать? Требовать карантинный больничный – ваше право. Но надо помнить, что когда вас принимали на работу, никто не знал, что будет пандемия. Так что работодатель тоже оказался в сложной ситуации – это надо учитывать.

Можно попытаться договориться с руководством организации о работе удаленно (если ваша должность допускает такой формат) – тогда больничный не потребуется.
В противном случае можно обсудить с руководством возможность перевести вас на другую работу, которую можно выполнять дистанционно – в этом случае больничный тоже не будет нужен.

Если вас вынуждают уволиться, за защитой своих прав можно обратиться в трудовую инспекцию или суд, или искать другую работу – действовать с учетом обстоятельств.

Как должно быть. В этом случае в поликлинике официальному представителю недееспособного лица оформляют обычный больничный (лист нетрудоспособности). Так как вы здоровы, лист нетрудоспособности нужно получать в поликлинике.

Реальность. Из-за перегрузки системы вы можете потратить много времени на очередь в поликлинике.

​Что делать? В сложных случаях звонить в поликлинику (сообщить, что вам необходимо получить больничный лист), а также обращаться в страховую компанию.

Как должно быть. В течение трех суток после возвращения в страну необходимо сдать тест (ПЦР) на коронавирус и изолироваться до получения его результатов. Руководство не должно требовать выйти на работу до заключения лаборатории. На период ожидания результата больничный не предоставляется.

Реальность. Руководство может настаивать, чтобы вы срочно приступили к работе.

Если вы вызвали врача, но он пришел только через несколько дней, он обязан открыть больничный с даты осмотра. Чтобы не оказаться прогульщиком, нужно обратиться в администрацию вашей поликлиники (например, к заведующей) для решения вопроса в индивидуальном порядке. ​

У электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) в условиях пандемии коронавируса преимуществ значительно больше:

2. ЭЛН нельзя потерять или испортить (все сведения, содержавшиеся в нем, находятся в общей базе данных).

3. ЭЛН не надо нести на работу: медучреждение сообщает пациенту цифровой код, который тот передает руководству.​ Именно удобство системы ЭЛН позволила без особых трудностей в условиях пандемии оформлять и продлевать больничные большому числу лиц категории 65+.

4. Застрахованный может отслеживать всю информацию об ЭЛН в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования.

Сколько платят сотруднику на больничном?

- при продолжительности стажа от 5 до 8 лет – 80% средней зарплаты;

- стаж меньше 5 лет, но больше 6 месяцев – 60% своего среднего заработка;

- при стаже менее полугода сотрудник должен получать не меньше одного МРОТ, умноженного на действующий районный коэффициент (МРОТ 12 тыс. и 130 руб.);

- при развившемся профессиональном заболевании или получении травмы на производстве – 100% (но доход будет меньше, так как, например, ежемесячные премии при больничном не начисляют – имейте это в виду);

- работнику, уволенному и оформившему больничный в течение месяца после увольнения, начисляется 60% от среднего заработка.

Что бы ни являлось причиной больничного, вне зависимости от того, есть ли у вас положительный результат теста на коронавирус, старайтесь как можно реже выходить из дома. Это снизит риск заражения и вас, и окружающих. Покидая дом, носите маски и соблюдайте другие правила безопасности.

Телефоны горячих линий

помощь старшему поколению и нуждающимся 8 (800) 100 83 05, 129 (социальная помощь)

Телефоны психологической помощи

8 (800) 2008 911 Для взрослых (круглосуточно)

8 (800) 2000 122 Для детей и родителей (круглосуточно)

8 (800) 3000 122 Для детей и родителей (с 9.00 до 21.00)

Напомним,​ в регионе работают три канала связи, по которым люди старше 65 лет могут оставить заявку на помощь:

- Скорая социальная помощь​ 129​ (со стационарного телефона),​ 8​ 800 100 83 05​ (с мобильного).


Скорая и неотложная медицинская помощь, чем различаются эти понятия?

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При этом помощь оказывается в экстренной или неотложной форме.

Поводами для вызова неотложки являются:

- внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

- внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

- констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

Оказание неотложной медицинской помощи может осуществляться как в амбулаторных условиях (в поликлиниках) или на дому при вызове медицинского работника.

В целях оказания гражданам неотложной первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре поликлиник работают подразделения медицинской помощи – кабинеты неотложной помощи. Они есть во всех территориальных поликлиниках.

Какие поводы существуют для вызова пациентом скорой медицинской помощи?

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме представлены выше.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

а) нарушения сознания;

б) нарушения дыхания;

в) нарушения системы кровообращения;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) болевой синдром;

е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);

ж) термические и химические ожоги;

з) кровотечения любой этиологии;

и) роды, угроза прерывания беременности.

Кто определяет в скорой или неотложной медицинской помощи нуждается пациент?

Вызовы скорой и неотложной медицинской помощи принимает фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам - это специально обученный средний медицинский работник.

Прием вызова осуществляется по специальному алгоритму - это целый ряд специально разработанных вопросов для того, чтобы определить, является ли данный конкретный вызов экстренным или неотложным.

В зависимости от повода к вызову и результата опроса диспетчера на вызов направляется бригада скорой медицинской помощи или неотложной медицинской помощи поликлиники.

Телефоны в Астрахани для вызова скорой и неотложной медицинской помощи

Чем отличается приезд бригады неотложной медицинской помощи от визита врача из участковой поликлиники?

Бригады неотложной медицинской помощи поликлиник обслуживают вызовы только на территории своей поликлиники по графику с 10-00 до 22-00 ежедневно без выходных.

Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.

Бригады неотложной медицинской помощи оснащены санитарным автотранспортом и укладками для оказания неотложной медицинской помощи.

В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.

Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающие вызовы врача на дом, укладок для оказания неотложной медицинский помощи не имеют и санитарным автотранспортом могут быть не оснащены.

Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Разгрузило ли введение неотложной медицинской помощи работу бригад скорой медицинской помощи?

Организация пунктов неотложной помощи при поликлиниках позволила уменьшить нагрузку на бригады скорой медицинской помощи и освободить бригады для пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.

Имеет ли право бригада скорой или неотложной помощи отказать в оказании медицинской помощи если у пациента нет с собой полиса ОМС?

Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

В настоящий момент скорая медицинская помощь входит в систему обязательного медицинского страхования и в соответствии с договорами ОМС медицинская помощь застрахованным гражданам предоставляется при предъявлении ими полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность. Пациентам необходимо предоставить полис ОМС, паспорт, детям свидетельство о рождении. Данные документы необходимы для предоставления реестров в страховую медицинскую организацию. Однако, при отсутствии данных документов (например, в случае нахождения пациента на улице, при отсутствии сознания и прочее), скорая медицинская помощь пациенту все равно будет оказана.

Если вы заболели и не можете продолжать работать, следует оформить больничный. При официальном трудоустройстве работодатель направит документы на выплату пособия в ФСС, который рассчитает и оплатит больничный.

В каких случаях положен больничный?

Больничный полагается, если вы:

  • заболели;
  • получили травму;
  • ухаживаете за больными членами семьи, которые нуждаются в уходе;
  • сделали протезирование в стационаре;
  • долечиваетесь в санаторно-курортном учреждении;
  • находитесь на карантине или ухаживаете за ребенком младше 7 лет либо недееспособным родственником, находящимся на карантине.


Как рассчитать размер выплаты?

В 2021 году максимальный размер выплаты за день составляет 2 434,25 руб. (до вычета НДФЛ). Точную сумму можно рассчитать, только зная свой средний заработок и страховой стаж.

Максимальный размер выплаты за день в 2021 году — 2 434,25 руб.

Страховой стаж

Размер больничного

Менее 6 месяцев

60% среднего заработка

80% среднего заработка

100% среднего заработка

Расчет больничного =
(Доходы за два предшествующих календарных года / Общее кол-во дней в этом периоде) × Страховой стаж × Кол-во дней больничного

Пример расчета

Число дней на больничном — 10 дней
Заработок за 2019 год — 300 000 руб.
Заработок за 2020 год — 450 000 руб.
Страховой стаж — от 5 до 8 лет
НДФЛ — 13%

Средний заработок = (300 000 + 450 000) / 730 = 1 027,40 руб.
Сумма пособия без вычета налога = (1 027,40 × 80%) × 10 = 8 219,2 руб.

Больничный, как и заработная плата, облагается налогом (НДФЛ).

Какие документы нужны?

Для оформления бумажного больничного вы должны обратиться с паспортом и полисом ОМС (ДМС) к врачу. Для электронного больничного еще потребуется СНИЛС. Если вы почувствовали себя плохо в конце рабочего дня, можете попросить врача оформить больничный со следующего дня.

Паспорт
Полис ОМС (ДМС)
СНИЛС

С 1 января 2022 года больничный будет оформляться только в электронном виде.

На сколько дней выдают больничный?

Больничный выписывают на срок до 15 календарных дней. Если вы серьезно заболели, то его могут продлить. Максимальный период нетрудоспособности — 10 месяцев. В отдельных случаях (туберкулез, состояние после реконструктивных операций) — 12.

В большинстве случаев — до 15 календарных дней

Куда и в какой срок нужно сдать листок нетрудоспособности?

Больничный лист нужно отдать в бухгалтерию в течение 6 месяцев после его закрытия. Если он электронный, то достаточно сообщить его номер.

Когда оплатят больничный?


Работодатель формирует комплект документов (электронный реестр сведений) на выплату пособия и не позже 5 календарных дней с момента обращения работника направляет их в региональное отделение ФСС, которое в течение 10 календарных дней назначает и выплачивает пособие застрахованному лицу.

Если работодатель не выполняет свои обязанности (по направлению реестра сведений в ФСС), вы вправе обратиться в Государственную инспекцию труда либо районную прокуратуру.

Что еще важно знать?

  • В случае если дни временной нетрудоспособности пришлись на дни отпуска, вы можете перенести эту часть отпуска на другое время или продлить за счет больничного.
  • Если вы нарушили режим, прописанный врачом, пособие посчитают со дня нарушения в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.
  • Вас не могут уволить во время больничного по инициативе работодателя.

Как оформить больничный по уходу за ребенком?

Оформить больничный по уходу за ребенком может любой работающий член семьи: будь то мама, папа или бабушка. Главное — официальное трудоустройство и осуществление фактического ухода.

Важно знать

  • Родители могут поочередно оформлять больничный лист при продолжительном заболевании малыша.
  • Если заболели двое детей, то оформляется один бумажный больничный (если трое и более — второй).
  • Электронный листок нетрудоспособности, независимо от количества заболевших детей, оформляется один.

При этом больничный выдадут на столько дней, сколько того требуют медицинские показания. Однако от возраста ребенка и степени тяжести заболевания будет зависеть количество оплаченных дней.

Сколько дней больничного по уходу за ребенком оплатят?

Ребенок младше 7 лет

Ограничений по длительности больничного нет. Неважно, лечится ребенок дома или в больнице. Тем не менее есть общий лимит: в каждом году оплачивается не более 60 календарных дней за все случаи ухода за ребенком. Если заболевание входит в специальный перечень, то вам оплатят 90 дней.

Оплачивается до 15 календарных дней по каждому случаю заболевания (при домашнем лечении или совместном пребывании в стационаре). В каждом году оплачивается не более 45 календарных дней больничного.

Если ребенок лечится дома, то вам оплатят 7 календарных дней по каждому случаю заболевания (но не более 30 календарных дней в год).

При уходе за детьми до 8 лет больничный выплачивается в размере 100% среднего заработка родителя, ухаживающего за ребенком, независимо от его стажа.

При болезни ребенка 8 лет и старше сумма выплаты будет зависеть от условий лечения:

порядок оказания медицинской помощи на дому пациентам внебольничной пневмонией с нетяжелым течением, не связанной инфекцией COVID-19 (далее — Порядок N 1);

порядок оказания медицинской помощи пациентам с инфекцией COVID-19 в амбулаторных условиях организаций здравоохранения (далее — Порядок N 2).

2. В соответствии с Приказом необходимо обеспечить выписку контактов I уровня по инфекции COVID-19 из больниц для оказания медпомощи в амбулаторных условиях, в том числе при отсутствии получения результата лабораторного исследования на инфекцию COVID-19, выполненного на 7-й день с момента установленного контакта с пациентом с инфекцией COVID-19 .

3. Порядок N 1

3.1. Пациентам с внебольничной пневмонией с нетяжелым течением, не связанной с инфекцией COVID-19 (далее — пневмония), состояние которых не требует круглосуточного меднаблюдения, на период неблагополучной эпидемиологической ситуации по COVID-19 медпомощь оказывается в домашних условиях с обязательным выполнением положений Порядка N 1 :

пациентам в возрасте до 55 лет без сопутствующей патологии;

пациентам старше 55 лет с клинически незначимой сопутствующей патологией без признаков декомпенсации заболевания.

3.2. Обязательными условиями для организации оказания медпомощи на дому пациентам с пневмонией является наличие удовлетворительных бытовых условий и возможности ухода за пациентом членами семьи .

3.3. Медработники осуществляют ежедневное наблюдение за пациентом (осмотр — не реже 1 раза в 3 дня, в остальное время — ежедневный контроль состояния по телефону), проводятся лабораторно-диагностические исследования, иные медвмешательства при организации оказания медпомощи пациенту с пневмонией на дому .

В случае необходимости выполнения медвмешательств в организации здравоохранения, в том числе в больнице, пациент с пневмонией доставляется туда санитарным транспортом поликлиники .

3.4. Если состояние пациента ухудшилось, возникли у него угрожающие жизни состояния (лихорадка, одышка, изменение характера или цвета мокроты, прогрессирующая слабость, боли в груди, а также в случаях отсутствия эффекта от проводимого лечения) или возникла необходимость круглосуточного меднаблюдения, пациент по направлению лечащего врача или при самостоятельном обращении бригадой скорой медицинской помощи незамедлительно госпитализируется в профильное отделение территориальной больницы для дальнейшего оказания медпомощи в стационарных условиях .

4. Порядок N 2

4.1. Медпомощь пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции COVID-19, протекающей в виде острого респираторного заболевания либо бессимптомно, оказывается в амбулаторных условиях. Пациенты изолируются по фактическому месту проживания, при невозможности изоляции — в выделенных для этих целей организациях здравоохранения .

4.2. Пациенты с бессимптомным течением заболевания в медикаментозном лечении не нуждаются .

При наличии клинических проявлений заболевания (высокая температура, непродуктивный сухой кашель, интоксикация, мышечная боль) лечение осуществляется в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения острых респираторных вирусных инфекций, назначается обильное питье, предоставляются рекомендации по диетическому питанию в случае наличия хронических заболеваний .

4.3. Медосмотры пациентов с COVID-l9, находящихся на амбулаторном лечении (в режиме изоляции), осуществляются медработниками по месту пребывания в 1, 7 и 14-й день с момента первого лабораторного исследования на инфекцию COVID- 19 .

4.4. В случае подозрения на наличие пневмонии у пациента с COVID-19 медбригада организует вызов бригады скорой помощи с целью доставки пациента в территориально закрепленную организацию здравоохранения для выполнения компьютерной томографии (КТ) .

Если пневмония исключена, то пациент бригадой скорой помощи доставляется домой. Контроль за движением пациента в этом случае осуществляет врач общей практики (врач-терапевт участковый) участка, а также назначает и корректирует лечение пациента .

Если же наличие пневмонии у пациента с COVID-19 подтверждено, то бригада скорой медицинской помощи доставляет его в больницу для дальнейшего оказания медпомощи в стационарных условиях .

4.5. Контролируемое лечение пациентов с COVID-19 в поликлиниках осуществляется медбригадой с целью выдачи лекарств пациенту на дому и контроля их приема, что снижает нагрузку на систему здравоохранения при лечении пациентов с инфекцией COVID-19, состояние которых не требует оказания медпомощи в больницах .

4.6. Врач общей практики (участковый терапевт, врач-специалист) медбригады, осуществляющий назначение и контроль лечения пациента с COVID-19, обязан, в частности:

1) получить у пациента принципиальное согласие на проведение контролируемого амбулаторного лечения инфекции COVID-19;

2) информировать пациента:

— о сроках и схеме лечения на амбулаторном этапе лечения;

— последствиях для пациента отрыва от лечения;

— порядке обращения за медпомощью в случае ухудшения самочувствия, развития побочных реакций вследствие приема лекарств;

3) предоставить пациенту памятку для пациентов по профилактике гриппа, ОРВИ, коронавирусной инфекции .

5. Кроме того, утверждены информированное согласие на проведение контролируемого амбулаторного лечения пациента с инфекцией COVID-19, а также памятка для пациентов по профилактике гриппа, ОРВИ, коронавирусной инфекции.

Читайте также: