Может ли скорая открыть больничный лист на дому
Обновлено: 03.05.2024
Ваш браузер давно устарел. Пожалуйста обновите браузер или установите Google Chrome для комфортной работы с этим сайтом.
- Коронавирус
- Официальный комментарий
- Власть и общество
- Экономика
- Инфраструктура
- Здоровье
- Образование
- Культура
- Спорт
Коронавирус: официальная информация
Минздрав Прикамья: Больничный во время пандемии
Кому из работающих оплачивают лист нетрудоспособности и как его оформить?
Карантинный больничный лист выдают трем категориям:
- лицам с подтвержденным COVID-19;
- тем, кто находился с ними в близком контакте;
- гражданам в возрасте 65+ (группа риска, которой рекомендована строгая самоизоляция).
В остальных случаях выдаются обычные листы нетрудоспособности.
Инфицированные COVID-19
Как должно быть. Карантинный больничный лист таким пациентам открывает врач стационара или лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ, как правило, поликлиники). Если положительный результат анализа получен в частной лаборатории до обращения в медучреждение, данные о результатах поступят в Роспотребнадзор, а тот направит постановление в Минздрав и поликлинику. На основании него к вам домой должен прийти врач – осмотреть, назначить лечение и открыть больничный.
Что делать? Узнав результат теста, не покидать квартиру или дом, при необходимости (для покупки продуктов и т.п.) обратиться за помощью к здоровым родственникам, друзьям, знакомым или волонтерам.
Уведомить о диагнозе руководство на работе (некоторые крупные компании контролируют ситуацию с больничными, в том числе сами связываются с медучреждением по поводу больничного).
Сообщить о результатах теста в поликлинику по месту жительства и попросить прислать врача.
Бывает, что врач не приходит сразу, но звонит по телефону или связывается в мессенджере чтобы убедиться, что ваше состояние не вызывает опасности. В этом случае напомните ему, что вам нужен больничный.
Если из поликлиники с вами не связались, звоните туда повторно, сообщите, что нуждаетесь в выдаче листа нетрудоспособности.
Нет результата? Позвонить заведующему поликлиникой, а также обратиться в страховую компанию (ее название и телефон указаны на вашем полисе ОМС).
Обязательно сообщайте руководству о том, приходит ли к вам врач.
Контактные с зараженными
Реальность. Врачи приходят с опозданием, а иногда и не приходят (из-за загруженности сотрудников Роспотребнадзора, ЛПУ – см. карточку 1).
Что делать? Алгоритм приведен выше.
Граждане в возрасте 65+ (во время рекомендованной самоизоляции)
Как должно быть. Работодатель оформляет карантинный больничный лист на сотрудника напрямую через Фонд социального страхования. Данные обновляются каждые две недели. Карантинный больничный лист оплачивается в том же размере, что и обычный.
Что делать? Требовать карантинный больничный – ваше право. Но надо помнить, что когда вас принимали на работу, никто не знал, что будет пандемия. Так что работодатель тоже оказался в сложной ситуации – это надо учитывать.
Можно попытаться договориться с руководством организации о работе удаленно (если ваша должность допускает такой формат) – тогда больничный не потребуется.
В противном случае можно обсудить с руководством возможность перевести вас на другую работу, которую можно выполнять дистанционно – в этом случае больничный тоже не будет нужен.
Если вас вынуждают уволиться, за защитой своих прав можно обратиться в трудовую инспекцию или суд, или искать другую работу – действовать с учетом обстоятельств.
Как должно быть. В этом случае в поликлинике официальному представителю недееспособного лица оформляют обычный больничный (лист нетрудоспособности). Так как вы здоровы, лист нетрудоспособности нужно получать в поликлинике.
Реальность. Из-за перегрузки системы вы можете потратить много времени на очередь в поликлинике.
Что делать? В сложных случаях звонить в поликлинику (сообщить, что вам необходимо получить больничный лист), а также обращаться в страховую компанию.
Как должно быть. В течение трех суток после возвращения в страну необходимо сдать тест (ПЦР) на коронавирус и изолироваться до получения его результатов. Руководство не должно требовать выйти на работу до заключения лаборатории. На период ожидания результата больничный не предоставляется.
Реальность. Руководство может настаивать, чтобы вы срочно приступили к работе.
Если вы вызвали врача, но он пришел только через несколько дней, он обязан открыть больничный с даты осмотра. Чтобы не оказаться прогульщиком, нужно обратиться в администрацию вашей поликлиники (например, к заведующей) для решения вопроса в индивидуальном порядке.
У электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) в условиях пандемии коронавируса преимуществ значительно больше:
2. ЭЛН нельзя потерять или испортить (все сведения, содержавшиеся в нем, находятся в общей базе данных).
3. ЭЛН не надо нести на работу: медучреждение сообщает пациенту цифровой код, который тот передает руководству. Именно удобство системы ЭЛН позволила без особых трудностей в условиях пандемии оформлять и продлевать больничные большому числу лиц категории 65+.
4. Застрахованный может отслеживать всю информацию об ЭЛН в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования.
Сколько платят сотруднику на больничном?
- при продолжительности стажа от 5 до 8 лет – 80% средней зарплаты;
- стаж меньше 5 лет, но больше 6 месяцев – 60% своего среднего заработка;
- при стаже менее полугода сотрудник должен получать не меньше одного МРОТ, умноженного на действующий районный коэффициент (МРОТ 12 тыс. и 130 руб.);
- при развившемся профессиональном заболевании или получении травмы на производстве – 100% (но доход будет меньше, так как, например, ежемесячные премии при больничном не начисляют – имейте это в виду);
- работнику, уволенному и оформившему больничный в течение месяца после увольнения, начисляется 60% от среднего заработка.
Что бы ни являлось причиной больничного, вне зависимости от того, есть ли у вас положительный результат теста на коронавирус, старайтесь как можно реже выходить из дома. Это снизит риск заражения и вас, и окружающих. Покидая дом, носите маски и соблюдайте другие правила безопасности.
Телефоны горячих линий
помощь старшему поколению и нуждающимся 8 (800) 100 83 05, 129 (социальная помощь)
Телефоны психологической помощи
8 (800) 2008 911 Для взрослых (круглосуточно)
8 (800) 2000 122 Для детей и родителей (круглосуточно)
8 (800) 3000 122 Для детей и родителей (с 9.00 до 21.00)
Напомним, в регионе работают три канала связи, по которым люди старше 65 лет могут оставить заявку на помощь:
- Скорая социальная помощь 129 (со стационарного телефона), 8 800 100 83 05 (с мобильного).
Скорая и неотложная медицинская помощь, чем различаются эти понятия?
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При этом помощь оказывается в экстренной или неотложной форме.
Поводами для вызова неотложки являются:
- внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
- внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
- констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Оказание неотложной медицинской помощи может осуществляться как в амбулаторных условиях (в поликлиниках) или на дому при вызове медицинского работника.
В целях оказания гражданам неотложной первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре поликлиник работают подразделения медицинской помощи – кабинеты неотложной помощи. Они есть во всех территориальных поликлиниках.
Какие поводы существуют для вызова пациентом скорой медицинской помощи?
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме представлены выше.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Кто определяет в скорой или неотложной медицинской помощи нуждается пациент?
Вызовы скорой и неотложной медицинской помощи принимает фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам - это специально обученный средний медицинский работник.
Прием вызова осуществляется по специальному алгоритму - это целый ряд специально разработанных вопросов для того, чтобы определить, является ли данный конкретный вызов экстренным или неотложным.
В зависимости от повода к вызову и результата опроса диспетчера на вызов направляется бригада скорой медицинской помощи или неотложной медицинской помощи поликлиники.
Телефоны в Астрахани для вызова скорой и неотложной медицинской помощи
Чем отличается приезд бригады неотложной медицинской помощи от визита врача из участковой поликлиники?
Бригады неотложной медицинской помощи поликлиник обслуживают вызовы только на территории своей поликлиники по графику с 10-00 до 22-00 ежедневно без выходных.
Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
Бригады неотложной медицинской помощи оснащены санитарным автотранспортом и укладками для оказания неотложной медицинской помощи.
В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающие вызовы врача на дом, укладок для оказания неотложной медицинский помощи не имеют и санитарным автотранспортом могут быть не оснащены.
Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Разгрузило ли введение неотложной медицинской помощи работу бригад скорой медицинской помощи?
Организация пунктов неотложной помощи при поликлиниках позволила уменьшить нагрузку на бригады скорой медицинской помощи и освободить бригады для пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
Имеет ли право бригада скорой или неотложной помощи отказать в оказании медицинской помощи если у пациента нет с собой полиса ОМС?
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В настоящий момент скорая медицинская помощь входит в систему обязательного медицинского страхования и в соответствии с договорами ОМС медицинская помощь застрахованным гражданам предоставляется при предъявлении ими полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность. Пациентам необходимо предоставить полис ОМС, паспорт, детям свидетельство о рождении. Данные документы необходимы для предоставления реестров в страховую медицинскую организацию. Однако, при отсутствии данных документов (например, в случае нахождения пациента на улице, при отсутствии сознания и прочее), скорая медицинская помощь пациенту все равно будет оказана.
Если вы заболели и не можете продолжать работать, следует оформить больничный. При официальном трудоустройстве работодатель направит документы на выплату пособия в ФСС, который рассчитает и оплатит больничный.
В каких случаях положен больничный?
Больничный полагается, если вы:
- заболели;
- получили травму;
- ухаживаете за больными членами семьи, которые нуждаются в уходе;
- сделали протезирование в стационаре;
- долечиваетесь в санаторно-курортном учреждении;
- находитесь на карантине или ухаживаете за ребенком младше 7 лет либо недееспособным родственником, находящимся на карантине.
Как рассчитать размер выплаты?
В 2021 году максимальный размер выплаты за день составляет 2 434,25 руб. (до вычета НДФЛ). Точную сумму можно рассчитать, только зная свой средний заработок и страховой стаж.
Максимальный размер выплаты за день в 2021 году — 2 434,25 руб.
Страховой стаж
Размер больничного
Менее 6 месяцев
60% среднего заработка
80% среднего заработка
100% среднего заработка
Расчет больничного =
(Доходы за два предшествующих календарных года / Общее кол-во дней в этом периоде) × Страховой стаж × Кол-во дней больничного
Пример расчета
Число дней на больничном — 10 дней
Заработок за 2019 год — 300 000 руб.
Заработок за 2020 год — 450 000 руб.
Страховой стаж — от 5 до 8 лет
НДФЛ — 13%
Средний заработок = (300 000 + 450 000) / 730 = 1 027,40 руб.
Сумма пособия без вычета налога = (1 027,40 × 80%) × 10 = 8 219,2 руб.
Больничный, как и заработная плата, облагается налогом (НДФЛ).
Какие документы нужны?
Для оформления бумажного больничного вы должны обратиться с паспортом и полисом ОМС (ДМС) к врачу. Для электронного больничного еще потребуется СНИЛС. Если вы почувствовали себя плохо в конце рабочего дня, можете попросить врача оформить больничный со следующего дня.
Паспорт
Полис ОМС (ДМС)
СНИЛС
С 1 января 2022 года больничный будет оформляться только в электронном виде.
На сколько дней выдают больничный?
Больничный выписывают на срок до 15 календарных дней. Если вы серьезно заболели, то его могут продлить. Максимальный период нетрудоспособности — 10 месяцев. В отдельных случаях (туберкулез, состояние после реконструктивных операций) — 12.
В большинстве случаев — до 15 календарных дней
Куда и в какой срок нужно сдать листок нетрудоспособности?
Больничный лист нужно отдать в бухгалтерию в течение 6 месяцев после его закрытия. Если он электронный, то достаточно сообщить его номер.
Когда оплатят больничный?
Работодатель формирует комплект документов (электронный реестр сведений) на выплату пособия и не позже 5 календарных дней с момента обращения работника направляет их в региональное отделение ФСС, которое в течение 10 календарных дней назначает и выплачивает пособие застрахованному лицу.
Если работодатель не выполняет свои обязанности (по направлению реестра сведений в ФСС), вы вправе обратиться в Государственную инспекцию труда либо районную прокуратуру.
Что еще важно знать?
- В случае если дни временной нетрудоспособности пришлись на дни отпуска, вы можете перенести эту часть отпуска на другое время или продлить за счет больничного.
- Если вы нарушили режим, прописанный врачом, пособие посчитают со дня нарушения в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.
- Вас не могут уволить во время больничного по инициативе работодателя.
Как оформить больничный по уходу за ребенком?
Оформить больничный по уходу за ребенком может любой работающий член семьи: будь то мама, папа или бабушка. Главное — официальное трудоустройство и осуществление фактического ухода.
Важно знать
- Родители могут поочередно оформлять больничный лист при продолжительном заболевании малыша.
- Если заболели двое детей, то оформляется один бумажный больничный (если трое и более — второй).
- Электронный листок нетрудоспособности, независимо от количества заболевших детей, оформляется один.
При этом больничный выдадут на столько дней, сколько того требуют медицинские показания. Однако от возраста ребенка и степени тяжести заболевания будет зависеть количество оплаченных дней.
Сколько дней больничного по уходу за ребенком оплатят?
Ребенок младше 7 лет
Ограничений по длительности больничного нет. Неважно, лечится ребенок дома или в больнице. Тем не менее есть общий лимит: в каждом году оплачивается не более 60 календарных дней за все случаи ухода за ребенком. Если заболевание входит в специальный перечень, то вам оплатят 90 дней.
Оплачивается до 15 календарных дней по каждому случаю заболевания (при домашнем лечении или совместном пребывании в стационаре). В каждом году оплачивается не более 45 календарных дней больничного.
Если ребенок лечится дома, то вам оплатят 7 календарных дней по каждому случаю заболевания (но не более 30 календарных дней в год).
При уходе за детьми до 8 лет больничный выплачивается в размере 100% среднего заработка родителя, ухаживающего за ребенком, независимо от его стажа.
При болезни ребенка 8 лет и старше сумма выплаты будет зависеть от условий лечения:
порядок оказания медицинской помощи на дому пациентам внебольничной пневмонией с нетяжелым течением, не связанной инфекцией COVID-19 (далее — Порядок N 1);
порядок оказания медицинской помощи пациентам с инфекцией COVID-19 в амбулаторных условиях организаций здравоохранения (далее — Порядок N 2).
2. В соответствии с Приказом необходимо обеспечить выписку контактов I уровня по инфекции COVID-19 из больниц для оказания медпомощи в амбулаторных условиях, в том числе при отсутствии получения результата лабораторного исследования на инфекцию COVID-19, выполненного на 7-й день с момента установленного контакта с пациентом с инфекцией COVID-19 .
3. Порядок N 1
3.1. Пациентам с внебольничной пневмонией с нетяжелым течением, не связанной с инфекцией COVID-19 (далее — пневмония), состояние которых не требует круглосуточного меднаблюдения, на период неблагополучной эпидемиологической ситуации по COVID-19 медпомощь оказывается в домашних условиях с обязательным выполнением положений Порядка N 1 :
пациентам в возрасте до 55 лет без сопутствующей патологии;
пациентам старше 55 лет с клинически незначимой сопутствующей патологией без признаков декомпенсации заболевания.
3.2. Обязательными условиями для организации оказания медпомощи на дому пациентам с пневмонией является наличие удовлетворительных бытовых условий и возможности ухода за пациентом членами семьи .
3.3. Медработники осуществляют ежедневное наблюдение за пациентом (осмотр — не реже 1 раза в 3 дня, в остальное время — ежедневный контроль состояния по телефону), проводятся лабораторно-диагностические исследования, иные медвмешательства при организации оказания медпомощи пациенту с пневмонией на дому .
В случае необходимости выполнения медвмешательств в организации здравоохранения, в том числе в больнице, пациент с пневмонией доставляется туда санитарным транспортом поликлиники .
3.4. Если состояние пациента ухудшилось, возникли у него угрожающие жизни состояния (лихорадка, одышка, изменение характера или цвета мокроты, прогрессирующая слабость, боли в груди, а также в случаях отсутствия эффекта от проводимого лечения) или возникла необходимость круглосуточного меднаблюдения, пациент по направлению лечащего врача или при самостоятельном обращении бригадой скорой медицинской помощи незамедлительно госпитализируется в профильное отделение территориальной больницы для дальнейшего оказания медпомощи в стационарных условиях .
4. Порядок N 2
4.1. Медпомощь пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции COVID-19, протекающей в виде острого респираторного заболевания либо бессимптомно, оказывается в амбулаторных условиях. Пациенты изолируются по фактическому месту проживания, при невозможности изоляции — в выделенных для этих целей организациях здравоохранения .
4.2. Пациенты с бессимптомным течением заболевания в медикаментозном лечении не нуждаются .
При наличии клинических проявлений заболевания (высокая температура, непродуктивный сухой кашель, интоксикация, мышечная боль) лечение осуществляется в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения острых респираторных вирусных инфекций, назначается обильное питье, предоставляются рекомендации по диетическому питанию в случае наличия хронических заболеваний .
4.3. Медосмотры пациентов с COVID-l9, находящихся на амбулаторном лечении (в режиме изоляции), осуществляются медработниками по месту пребывания в 1, 7 и 14-й день с момента первого лабораторного исследования на инфекцию COVID- 19 .
4.4. В случае подозрения на наличие пневмонии у пациента с COVID-19 медбригада организует вызов бригады скорой помощи с целью доставки пациента в территориально закрепленную организацию здравоохранения для выполнения компьютерной томографии (КТ) .
Если пневмония исключена, то пациент бригадой скорой помощи доставляется домой. Контроль за движением пациента в этом случае осуществляет врач общей практики (врач-терапевт участковый) участка, а также назначает и корректирует лечение пациента .
Если же наличие пневмонии у пациента с COVID-19 подтверждено, то бригада скорой медицинской помощи доставляет его в больницу для дальнейшего оказания медпомощи в стационарных условиях .
4.5. Контролируемое лечение пациентов с COVID-19 в поликлиниках осуществляется медбригадой с целью выдачи лекарств пациенту на дому и контроля их приема, что снижает нагрузку на систему здравоохранения при лечении пациентов с инфекцией COVID-19, состояние которых не требует оказания медпомощи в больницах .
4.6. Врач общей практики (участковый терапевт, врач-специалист) медбригады, осуществляющий назначение и контроль лечения пациента с COVID-19, обязан, в частности:
1) получить у пациента принципиальное согласие на проведение контролируемого амбулаторного лечения инфекции COVID-19;
2) информировать пациента:
— о сроках и схеме лечения на амбулаторном этапе лечения;
— последствиях для пациента отрыва от лечения;
— порядке обращения за медпомощью в случае ухудшения самочувствия, развития побочных реакций вследствие приема лекарств;
3) предоставить пациенту памятку для пациентов по профилактике гриппа, ОРВИ, коронавирусной инфекции .
5. Кроме того, утверждены информированное согласие на проведение контролируемого амбулаторного лечения пациента с инфекцией COVID-19, а также памятка для пациентов по профилактике гриппа, ОРВИ, коронавирусной инфекции.
Читайте также: