Может ли организация оплатить услуги физическому лицу не работнику

Обновлено: 17.05.2024

Организация связи с целью покупки земельного участка заключила с физическим лицом договор гражданско-правового характера на оказание этим лицом услуг по тендерному сопровождению покупки. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете при расчетах с физическим лицом по договору ГПХ?

Страховые взносы

Сразу же отметим, что помимо самих сумм, причитающихся физическому лицу по договору ГПХ в оплату оказанных услуг, у организации связи также возникают расходы, связанные с начислением с этих сумм страховых взносов.

Выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). Страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством эти выплаты не облагаются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).

Страховые взносы исчисляются с применением следующих тарифов (п. 2 ст. 425 НК РФ):

на ОПС – 22 % (в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования);

Если организация является субъектом МСП, то при исчислении страховых взносов применяются пониженные тарифы (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ).

Суммы вознаграждений в пользу физического лица по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, включаются у плательщика страховых взносов – организации в базу для исчисления страховых взносов на ОПС и ОМС в месяце, в котором данные суммы были начислены в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов по каждому физическому лицу на основании акта приемки оказанных услуг после окончательной сдачи результатов оказанных услуг или сдачи отдельных этапов, независимо от даты фактической выплаты указанных сумм (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-04-05/54027).

На основании п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, – только от источников в Российской Федерации.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в России.

Таким образом, при оказании физическим лицом организации услуг по гражданско-правовому договору на территории РФ получаемое им вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных данным договором, относится к доходам от источников в Российской Федерации, поэтому оно облагается НДФЛ.

Заказчик – российская организация, выплачивающая вознаграждение по договору ГПХ физическому лицу за оказанные им услуги, признается налоговым агентом, поэтому должна исполнить обязанности по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых физлицу в денежной форме, и уплате в бюджет НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Итак, суммы вознаграждений, полученные физическим лицом по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг (в том числе в виде предоплаты), являются доходом этого лица, облагаемым НДФЛ. В свою очередь, организация – заказчик услуг, выплачивающая доход, выступает в качестве налогового агента по НДФЛ (см. также письма Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-04-05/54027, от 24.03.2020 № 03-04-05/22766, от 15.11.2019 № 03-04-05/88414).

К сведению: обязанности по страховым взносам и НДФЛ не возникают, если физическое лицо является плательщиком налога на профессиональный доход (письма ФНС РФ от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@, Минфина РФ от 20.11.2020 № 03-11-11/101180).

Тендер выигран

Если тендер организацией связи выигран, в связи с чем сделка по покупке земельного участка состоится, то бухгалтерский учет таких расходов зависит, в частности, от того, будет ли приобретаемый участок принят к учету в качестве объекта основных средств и какие расходы сформируют его первоначальную стоимость.

объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

объект предназначен для использования в течение длительного времени – срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, земельный участок принимается к бухучету в качестве объекта ОС, если, в частности, организация не планирует перепродать его в течение ближайших 12 месяцев.

Согласно п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

Вместе с тем в силу п. 8.1 ПБУ 6/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, может определять первоначальную стоимость основных средств:

1) при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

2) при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

В этом случае иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Считаем, что расходы, связанные с оплатой услуг физического лица по тендерному сопровождению покупки земельного участка, являются расходами, связанными с приобретением земельного участка (при условии, что тендер выигран).

Если земельный участок принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС и организация связи не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, такие расходы включаются в первоначальную стоимость земельного участка – объекта ОС. К ним относятся как сумма, причитающаяся физическому лицу за оказанные услуги, так и начисленные с этой суммы страховые взносы.

Тендер проигран

Дебет 08 или 20 (25, 26, др.) Кредит 97 – если тендер выигран и, соответственно, покупка земельного участка состоится;

При обращении нового клиента каждый раз я рассказываю одну и ту же телегу — поэтому решил написать ее и просто давать ссылку всем интересующимся.


Что такое самозанятость

Самозанятость или НПД (Налог на Профессиональный Доход) — экспериментальный налоговый режим, который может применяться как к физ.лицу так и к ИП. Я предполагаю, что он появился как более простой и доступный УСН.

Основная его цель — “вывести из тени” всех фрилансеров, которые принимают оплату “черным налом” — и заставить их платить деньги в бюджет.

Обращаю особое внимание на то, что самозанятый — это не профессия, а льготный налоговый режим (так сказал Мишустин). То есть самозанятый — это специалист, работающий на себя, а не “швец и жнец и на-дуде-игрец” в одном флаконе.

И вот — сначала режим вводился в 4 регионах России, а теперь же он действителен по всей РФ. Получается, что самозанятость — это такой же налоговый режим, как УСН, ПСН, ОСНО и ЕСХН (только с некоторыми ограничениями по разным организационным моментам).

Ну и конечно же с официальным самозанятым сотрудничать выгоднее.

Преимущества сотрудничества с самозанятым

Если сравнивать самозанятого и обычного фрилансера, то сотрудничать с самозанятым выгоднее по 2 причинам.

Не нужно платить дополнительные налоги за обналичку. И за перевод тоже не нужно. Самозанятый платит свой налог сам (4% или 6%).

Все официально. Договор, чек. При необходимости можно организовать счет и АВР (Акт Выполненных Работ) — но требовать их заказчик не имеет права.

Однако не все гладко.

Минусы работы с самозанятыми

Доходы самозанятого не должны превышать более 2,4 млн. рублей за год (не более 200 000 рублей/месяц). Если доходы превысят 2,4 млн. рублей, то самозанятый должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм сверху, а организация страховые взносы (об этом читайте далее).

Организация не может расторгнуть отношения с работником, а потом сотрудничать с ним, как с самозанятым — в течение 2 лет после его увольнения и регистрации..

А то была такая мошенническая схема — предприниматель “типа увольняет” сотрудника, но начинает сотрудничать с ним, как с самозанятым Это такая схема для уменьшения налоговой нагрузки.

Но ФНС бдит — и быстренько обнаружила эту схему и уточнила наказание за нее в соответствующей статье (пункт 2, подпункт 8).

Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В этом случае грозит штраф — Штраф — от ₽10 000 до ₽100 000. (В соответствии с КоАП ст 5.27). А также придется платить доп.налоги и страховые.

Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек (образец ниже). Это основной документ плательщика НПД.

Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. Чек “решает”.

В чем разница между ИП и самозанятым

По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет (по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию). Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП.

Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности.

Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.

Какие документы предоставляет самозанятый

Чек (который имеет юридическую силу и является полноценным платежным документом).

Такой чек формируется в мобильном приложении “Мой налог”. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.

Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно (даже где-то читал, что требовать это незаконно). Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.

Как платить тогда самозанятому? Читайте далее.

Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого

Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога. Как? По банковским реквизитам.

Например, вот мои реквизиты.


Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Заказчик вносит их в 1С — и переводит денежку непосредственно с р/с.

Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов.

Вот так — просто и без лишних заморочек.

Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым

Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.

Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.

Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.

Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд (говорится там же).

Но иногда все же происходят сложные случаи.

Что-то непонятное

В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай.

Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.

Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам.

Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права. Другой разговор, что банк удержал комиссию как “за обналичку” — это уже более вероятно (уточняйте банковские тарифы).

Самозанятый платит налог сам — 4% за работу с физическим лицом, 6% — с юридическим.

Доначислить НДФЛ могут только в одном случае — если самозанятый заработал больше, чем ₽2,4 млн за год (хотя в IT это не редкость в принципе). Этот случай описан в Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ . В этом случае ИП или юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении бывшего самозанятого физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в ₽2,4 млн). Но автоматически начислять НДФЛ банк не имеет право.

А еще возможно, что произошло мошенничество. Нужно выбирать честный банк.

Других оснований для решения данного вопроса не известно.

Резюмируем

Сотрудничать с самозанятым — это выгодно и просто: просто переводите ему денежку и просите чек. В большинстве случаев, проблем не должно возникнуть (к слову: у меня не было ни одной проблемы за 3 года статуса).

Иногда в этом плане случаются проблемы. Но от большинства уже разработано решение.


Бывает, что заказчики не платят деньги за услуги: обещают оплату завтра, пропадают или просто отказываются платить. Разбираемся, как снизить риск таких ситуаций и что делать, если работу выполнили, а деньги не получили.

Чтобы снизить риски, заключайте договор и берите предоплату. Не надейтесь на устные договоренности, даже если хорошо знаете заказчика: лучше составить договор и зафиксировать все условия.

В договоре подряда или оказания услуг пропишите, какие именно работы или услуги вы оказываете и в какие сроки. Перечислите другие важные моменты, в том числе:

    цену и порядок оплаты;

dogovor-na-okazanie-uslug

Теперь разберемся, что делать, если заказчик не платит. По закону он обязан заплатить за услуги в сроки, прописанные в договоре. Если услуги невозможно оказать по причинам, которые не зависят ни от одной из сторон, то заказчик возмещает исполнителю уже понесенные расходы.

Например, портной купил на свои деньги ткань для пошива костюма. Но заказчик попал в больницу и не сможет пойти на мероприятие, для которого требовался костюм. В этом случае заказчик возмещает исполнителю потраченные на ткань деньги.

Обычно в договоре указан срок для перечисления денег. Если его нет, то заказчик платит в течение семи дней с того момента, как исполнитель потребовал оплату или выставил счет.

Вы не заключили договор на бумаге — это не значит, что его нет. Договор можно заключить, обмениваясь документами, например, счетами на оплату или другими предложениями цены. Допустим, заказчик прислал вам по электронной почте письмо с техническим заданием. В ответном письме вы согласились выполнить заказ к определенной дате и за определенную сумму — сделка действительна даже без договора.

Другой пример: вы оказали услуги, заказчик их принял, но договора нет. Суды считают: в таком случае договор тоже заключен несмотря на отсутствие бумажного документа. Обязательства из устного соглашения равнозначны письменному договору.

При этом в суде придется доказывать, что заказчик принял результат работы. И он представляет потребительскую ценность, то есть заказчик его использует. Например, вы написали для предпринимателя текст, и сейчас он опубликован на сайте. Или построили для автовладельца гараж, и он паркует в нем машину.

В качестве доказательств подойдут фотографии, видео, скриншоты с сайтов. Тот факт, что вам не заплатили, доказывать не нужно. Подтверждать факт оплаты — ответственность заказчика.

Еще доказать факт выполнения работ или услуг можно с помощью акта. Его можно составить в свободной форме или использовать шаблон, например, форму КС-2.

Акты подписаны, а заказчик не платит — суд встанет на вашу сторон. Акт и без договора подтверждает: работа выполнена, а заказчик принял ее без замечаний. Если же заказчик уклоняется от подписания акта, то вы все равно можете получить заработанные деньги.

Для этого подпишите акт в двух экземплярах и составьте письмо с требованием подписать акт и оплатить работу. Затем отправьте заказчику документы заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Сохраните доказательства оправки. Отсутствие ответа и возражений по качеству подтвердят в суде недобросовестность заказчика.

Нет подписанного акта — придется доказывать факт оказания услуг с помощью переписки или любых других документов. Например, в суде поможет расписка или гарантийное письмо заказчика, ваш договор с соисполнителем, если он был. Пригодятся фотографии и видео: допустим, вы что-то ремонтировали для заказчика, и есть фотографии до и после.

Еще можно использовать показания свидетелей. Если с вами общался работник компании-заказчика, то суд вызовет его на допрос для подтверждения сотрудничества.

Вы направляли результат заказчику по почте, например, дизайн-макет или написанный текст — обратитесь к нотариусу, чтобы тот составил нотариальный протокол осмотра доказательств ― электронной переписки.

Также нотариально можно зафиксировать переписку с заказчиком по электронной почте, в мессенджере или по SMS. За услуги нотариуса заплатите в среднем от 7 000 ₽. Плату затем можно включить в судебные расходы и взыскать с заказчика.

Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни

Если нужно выполнить разовые или проектные работы, то во многих ситуациях нет смысла принимать специалиста в штат. Удобно и выгодно заключить с исполнителем договор гражданско-правового характера (ГПХ). Договор ГПХ можно в общем случае заключить с любым специалистом, который оказывает услуги или выполняет работы. Это может быть бухгалтер, дизайнер, специалист по ремонту и т. п.

Рассмотрим, какие преимущества получает бизнес, оформляя договор ГПХ. И моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать проблем.

Из этой статьи вы узнаете:

Какие преимущества и недостатки есть у работы по договору ГПХ

Договор ГПХ регулируется общими правилами гл. 27 ГК РФ, и на него не распространяются требования трудового законодательства. Бизнесмен, заключивший такой договор, освобожден от обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ:

  1. Заказчик не обязан организовывать рабочее место, предоставлять оборудование, материалы и т. п. Это может быть предусмотрено условиями конкретного договора ГПХ, но в законодательстве такой обязанности нет.
  2. Заказчик может в любой момент по собственной инициативе расторгнуть договор об оказании услуг (ст. 782 ГК РФ) или договор подряда (ст. 717 ГК РФ). В такой ситуации он должен оплатить уже выполненные работы, а также компенсировать расходы и убытки исполнителя. В договорах может быть предусмотрен иной порядок их досрочного расторжения: например, по соглашению сторон или после предварительного уведомления.
  3. Заказчик не обязан обеспечивать охрану труда специалистов, которые работают по договору ГПХ. Но, по мнению Минтруда, если такой специалист участвует в производственной деятельности, то с ним нужно проводить инструктажи по охране труда (письмо от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157).
  4. Минтруд не разъяснил, по каким критериям следует определять участие конкретного работника в производственной деятельности. Можно предположить, что в первую очередь речь идет о тех специалистах, которые заключили договор ГПХ, но трудятся на территории работодателя и используют его оборудование.
    Порядок расчета по договору ГПХ полностью определяют его стороны. У заказчика нет обязанности выдавать аванс или проводить оплату не реже двух раз в месяц.
  5. Заказчик не должен предоставлять исполнителю социальные гарантии: оплачивать отпускные, больничные, выдавать компенсацию при расторжении договора и т. п.

При этом договор ГПХ можно заключить со штатным сотрудником. Но он сможет выполнять обязанности по этому договору только в свободное от работы время. Об этом сказано в письме УМНС России по Москве от 04.02.2000 № 14-14/5848.


Сравнение работы по трудовому договору и по ГПХ

Единственный минус договора ГПХ — уменьшение возможностей для контроля. Исполнитель часто выполняет задачи на своей территории и не обязан соблюдать рабочий график, принятый у заказчика.

Исполнитель несет ответственность только за конечный результат и соблюдение сроков. Заказчик может установить штрафные санкции за просрочку выполнения работ или не вовремя сданную отчетность. Однако эти меры не всегда компенсируют потери от того, что работа не была сделана вовремя.

Риски можно снизить, если установить в договоре контрольные точки. Для этого следует разделить работу на этапы, по окончании каждого из которых исполнитель должен сдать заказчику промежуточный результат.


Пример оформления договора ГПХ

Как договор ГПХ помогает сэкономить на обязательных платежах

Одно из самых существенных преимуществ работы по договору ГПХ — экономия на налогах и страховых взносах. Она возможна не только для заказчика, но и во многих случаях для исполнителя.

Расчет обязательных платежей в первую очередь зависит от юридического статуса исполнителя, который может быть:

При заключении трудового договора работодатель должен удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% и начислить на суммы зарплаты страховые взносы по ставке 30%.

Работать по договору ГПХ с физическим лицом (не ИП и не самозанятым) выгоднее, но ненамного. НДФЛ составит те же 13%, а экономия на страховых взносах будет невелика: 27,1% вместо 30%.

760 000 рублей х 6% = 45 600 рублей

40 874 рубля + (760 000 рублей — 300 000 рублей) х 1% = 45 474 рубля

При более низких доходах ИП будет испытывать существенную налоговую нагрузку. Например, при доходе 300 000 рублей в год (25 000 рублей в месяц) ИП заплатит в фонды 13,6%, что сопоставимо со ставкой НДФЛ:

40 874 рубля / 300 000 рублей = 13,6%

Заказчик в этом случае также не платит никаких налогов. Самозанятый при работе с юридическими лицами или ИП платит 6% от дохода. А если исполнитель недавно зарегистрировался как плательщик НПД, то до исчерпания им бонуса в 10 000 рублей ставка будет еще ниже — 4%. Обязательные страховые взносы для самозанятых не предусмотрены.

В договоре между заказчиком и исполнителем указана начисленная сумма вознаграждения в 100 000 рублей. Рассмотрим, какие обязательные платежи должны будут перечислить стороны договора при разных вариантах сотрудничества.

Чем грозит бизнесу переквалификация договора ГПХ в трудовой и как ее избежать

Бизнесмен, который работает с ИП или самозанятым, экономит 30% от своих затрат на фонд оплаты труда (ФОТ). Естественно, у работодателей нередко возникает желание максимально снизить налоговую нагрузку с ФОТ: перевести всех или большинство штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых.

Но об этой схеме прекрасно знают налоговики. Проверяющие имеют право через суд переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые в соответствии со ст. 11 и 19.1 ТК РФ.

Если суд поддержит налоговиков в этом вопросе, то бизнесмену придется удержать со всего вознаграждения исполнителя НДФЛ и начислить страховые взносы. Кроме того, на все выплаты будет начислен штраф по ставке 40% и пени до момента полного расчета.

Неверное оформление взаимоотношений с сотрудниками — это нарушение трудового законодательства. Поэтому бизнесмена дополнительно оштрафуют по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Для ИП сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Однако здесь возникает спорная ситуация. Необходимо различать попытку незаконной оптимизации налогов и вполне обоснованное заключение договора ГПХ при разовых или проектных работах. В налоговом и трудовом законодательстве этот вопрос не разъяснен.

Верховный суд РФ определил несколько критериев, на основе которых нижестоящие суды могут решить, что на самом деле между сторонами договора имеют место трудовые отношения (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15):

  • работодатель предоставляет сотруднику рабочее место, оборудование, материалы;
  • работник трудится в соответствии с общими правилами распорядка, установленными на территории работодателя;
  • работодатель предоставляет сотруднику социальные гарантии: оплачивает отпуска, больничные и т. п.;
  • если работник едет куда-либо по служебной необходимости, то работодатель компенсирует ему затраты на поездку;
  • работник получает весь доход или большую часть только от этого работодателя.

Кроме того, при работе с самозанятыми предусмотрено дополнительное ограничение. Работодатель не имеет права в течение двух лет заключать договоры ГПХ со своими бывшими сотрудниками, которые стали самозанятыми (подп. 8 п. 2 ст. 6 закона от 27.11.2018 № ).

Формально это требование несложно обойти. Можно открыть новое юридическое лицо, а если у бизнесмена уже есть группа компаний, то работать с самозанятыми через другое предприятие группы. Но если фактически между сторонами договора будут продолжаться трудовые отношения, то проверяющие легко докажут это, пользуясь перечисленными выше критериями, и доначислят налоги, штрафы и пени.

Поэтому, чтобы избежать проблем при проверке, следует:

  1. Заключать договоры ГПХ только в случаях, когда речь действительно идет о разовых или проектных работах. Например, если бухгалтер ежедневно занимается обработкой первичных документов в соответствии с трудовым распорядком, принятым у заказчика, то высок риск того, что договор ГПХ с ним признают трудовым. А если компания заключила с аудитором договор на ежегодную проверку отчетности, которую нужно закончить к определенной дате, то здесь риска переквалификации договора не будет.
  2. Не включать в договор ГПХ положения, которые могут стать основанием для переквалификации его в трудовой. В частности — учитывая постановление Пленума ВС РФ № 15.

Что нужно запомнить о найме сотрудников по договорам ГПХ

  1. С точки зрения организации работы договор ГПХ намного удобнее для бизнесмена, чем трудовой. Заказчик не обязан предоставлять социальный пакет, организовывать рабочее место исполнителя, заботиться о безопасности условий труда. Стороны могут определить удобный способ оплаты, приемки результата работ. В договоре ГПХ стоит обязательно прописать условия его расторжения. Расторгнуть такой договор в одностороннем порядке и за один день нельзя, если это не указано в условиях.
  2. Чтобы максимально сэкономить на налогах и взносах, следует заключать договоры ГПХ с индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Этот способ выгоднее всего и для исполнителей.
  3. При оформлении договоров ГПХ необходимо учитывать риски, связанные с их возможной переквалификацией в трудовые. Лучше заключать такой договор на разовые проекты или работы, а также не стоит указывать условия, которые могут стать причиной переквалификации договора ГПХ в трудовой. Например, о предоставлении исполнителю материалов, об ознакомлении его со штатным расписанием, режимом работы организации и пр.

Читайте также: