Может ли фельдшер работать медсестрой приказ минздрава 2019

Обновлено: 04.07.2024

1. Условия для прохождения периодической аккредитации в 2021 году

Завершение срока действия сертификата или свидетельства об аккредитации до 1 марта 2022 года

Наличие стажа по аккредитуемой специальности за последние 5 лет

Медицинское или фармацевтическое образование получено в Российской Федерации

Особенности:
К прохождению периодической аккредитации допускаются педагогические и научные работники, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также научные работники, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2. Сведения об образовании за последние пять лет со дня получения сертификата


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 144 часов


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 74 часов + сведения об образовании, подтвержденные на портале НМФО с суммарным срок освоения не менее 70 часов за отчетный период

Сведения об освоении программ повышения квалификации и сведений об образовании, подтвержденных на портале НМФО за отчетный период заносятся в Портфолио, заполняемое по образцу, рекомендуемому приказом Минздрава России 2021, № 40н.

Обязательное заполнение всех граф портфолио.

3. Отчет о профессиональной деятельности

Должен содержать результаты работы в соответствии с выполняемыми трудовыми функциями.


На титульном листе согласовывается руководителем (или его уполномоченным заместителем) и заверяется печатью организации.

Отчет может быть не согласован руководителем в случае:

наличия мотивированного отказа в его согласовании, подписанного руководителем

если аккредитуемый является временно не работающим

4. Заявление о допуске к аккредитации специалиста

Заполнение всех граф рекомендуемого образца

Обязательно наличие даты заполнения и личной подписи аккредитуемого

Наименование специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (Приказы Минздрава России 2015 г. № 700н, 2008 г. № 176н)

5. Копии документов

Удостоверяющего личность (паспорт)

В случае изменения фамилии, имени, отчества — документа, подтверждающего факт изменения

Последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста

Трудовой книжки или иных документов, подтверждающих наличие стажа по аккредитуемой специальности

Страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (по требованиям приказа Минздрава России 2021 г № 40н – с приложениями. )

Диплома ординатуры/интернатуры или профессиональной переподготовки

если для аккредитуемой специальности определено квалификационными требованиями — приказы Минздрава России 2016 г. № 707н, 2015 г. № 83н

Удостоверений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период

Рекомендуется проверить наличие сведений о представляемых документах на официальном сайте ФРДО. В случае отсутствия сведений необходимо представить надлежащим образом заверенные копии документов.

6. Представление документов в федеральный аккредитационный центр

лично или заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование


125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

для лиц, имеющих среднее медицинское образование


107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2

по электронной почте:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование

для лиц, имеющих среднее медицинское образование

Обязательно соблюдение технических требований!

при копировании или сканировании (фотографировании) документов рекомендуется избегать образования на копиях затемнений, полос, пятен, теней, изображения посторонних предметов и т.п.

размер всех файлов электронного документа не должен превышать

20 Мб

каждый документ представляется в виде отдельного файла, с указанием в наименовании файла фамилии и инициалов аккредитуемого, а также вида документа и количества листов/страниц (например: Иванов И.И. заявление 1 л.)

все файлы должны быть присланы в одном из следующих форматов: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF

сканирование документа с бумажного носителя в масштабе 1:1

файлы, присланные через облачное хранилище или в виде архивов, не принимаются и не рассматриваются. Рассматриваются только файлы, приложенные во вложениях к письму

О нас


Аттестация медицинских работников на категорию — это право, а не обязанность. Для чего нужна такая аттестация и как она проводится, расскажем в нашей статье.

Аттестация — это не повышение квалификации

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах: правовые основы

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах так же, как и ранее, регулируется специальным НПА — приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, который определяет порядок и процедуру получения категорий.

Рассматривается проект нормативного акта, устанавливающего новый порядок аттестации медработников. Основные нововведения (в сравнении с порядком по приказу № 240н):

  • появление возможности подачи заявления на аттестацию вне зависимости от времени работы в медорганизации;
  • установление нормы, по которой отчет о работе будет предоставляться за период, который ранее не оценивался при прохождении аттестаций;
  • появление возможности для отправки документов в аттестационную комиссию в электронном виде.

Публичное обсуждение проекта должно завершиться к 22 ноября 2021 года.

Так или иначе, пока действует порядок по приказу № 240н, единый для лиц с высшим и средним образованием. При этом:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием аттестуют согласно номенклатуре специальностей из приказа Минздрава России от 07.10.2015 № 700н;
  • специалистов со средним медобразованием — согласно номенклатуре из приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н;
  • специалистов, имеющих иное высшее профобразование,— по должностям согласно номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Полученная категория действует на протяжении пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. Сдавать экзамен на более высокую категорию специалист может не ранее чем через три года после получения действующей.

В начале 2021 года Минздрав выпустил приказ — от 02.02.2021 № 41, регламентирующий прохождение медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории. В соответствии с п. 1 документа, прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2022 года (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 01 января по 31 декабря 2021 года.

Всего квалификационных категорий 3:

Для каждой из них приказом № 240н закреплены требования к стажу, знаниям и умениям специалиста медицинского профиля.

Общие правила аттестации врачей и медработников среднего звена

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

Итоги

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В целях реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", входящего в национальный проект "Здравоохранение", приказываю:

1. Утвердить методику расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 73 "О Методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием".

Врио Министра
Н.А.ХОРОВА

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2019 г. N 973

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ
МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1. В целях оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка медицинских работников со средним медицинским образованием (далее - средний медицинский персонал) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (далее - медицинские организации) разработана методика расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием (далее - Методика).

2. При определении потребности в среднем медицинском персонале в субъекте Российской Федерации могут учитываться:

данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 августа 2018 г. N 483, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы государственной статистики от 1 октября 2018 г. N 591 (далее - форма федерального статистического наблюдения N 30);

расчетная численность врачей, оказывающих медицинскую помощь, в амбулаторных условиях населению субъекта Российской Федерации, рассчитанная согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

расчетное число больничных коек, рассчитанное согласно методике расчета потребности во врачебных кадрах;

особенности оказания доврачебной медицинской помощи средним медицинским персоналом, предусмотренной порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от медицинских организаций, в которых оказывается специализированная медицинская помощь;

территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (далее - ТПГГ);

возрастной состав среднего медицинского персонала, работающего в медицинских организациях;

наличие в медицинских организациях структурных подразделений: фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), фельдшерских здравпунктов (далее - ФП), здравпунктов.

3. В Методике используется условное разделение среднего медицинского персонала на группы, с учетом их функциональных обязанностей:

"лечебная группа", включающая средний медицинский персонал, работающий с врачами в амбулаторных условиях, а также осуществляющий первичную доврачебную медико-санитарную помощь (акушер, фельдшер и т.д.), оказывающий медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и скорую медицинскую помощь;

"лечебно-диагностическая группа", включающая средний медицинский персонал диагностических и вспомогательных отделений (кабинетов) (медицинская сестра, лаборант, инструктор по лечебной физкультуре и др.);

"группа управления", включающая средний медицинский персонал - заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра); заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра), медицинский статистик, заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра), главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер), старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

"группа усиления", включая средний медицинский персонал, а именно медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра приемного отделения и др.

Специалисты "лечебно-диагностической группы" и "группы управления" входят в "параклиническую группу".

4. Расчет необходимого числа среднего медицинского персонала целесообразно проводить по алгоритму расчета потребности в среднем медицинском персонале (Таблица N 1):

Рекомендуемый алгоритм расчета
потребности в среднем медицинском персонале

Расчет численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами в амбулаторных условиях (с учетом коэффициентов соотношения врачей и среднего медицинского персонала)

Расчет численности среднего медицинского персонала с учетом рекомендованного нормативного числа коек на одного специалиста со средним медицинским образованием

Расчет "группы усиления" (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых на основной и вспомогательной деятельности)

Расчет среднего медицинского персонала "группы усиления" (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых на основной и вспомогательной деятельности)

Расчет среднего медицинского персонала "параклинической группы" (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых на основной и вспомогательной деятельности)

Расчет среднего медицинского персонала "параклинической группы" (с учетом коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей, занятых на основной и вспомогательной деятельности)

Определение дефицита/профицита кадров среднего медицинского персонала, в том числе с учетом численности среднего медицинского персонала, привлекаемого из иных медицинских организаций (федеральные, частные)

5. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь:

5.1. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале, оказывающем скорую медицинскую помощь (далее - СМП) населению, в Методике используются:

плановый объем количества вызовов СМП (число вызовов на 1 жителя), утвержденный в субъекте в ТПГГ;

КС - для учета продолжительности работы выездной бригады СМП при организации работы менее 24 часов в сутки. При 24-часовой работе бригады коэффициент может быть равен 1, от 9 до 12 часов - 0,5, от 6 до 8 часов - 0,25;

КВН - для учета численности работников СМП старше трудоспособного возраста. Если численность среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент будет равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02;

КУ - коэффициент удаленности учитывает территорию обслуживания станции (отделения) скорой медицинской помощи и транспортную нагрузку. Время доезда до пациента выездной бригады СМП при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с ТПГГ: до 20-минутной транспортной доступности коэффициент равен 1, от 21 до 40 мин - 1,01, от 41 до 60 мин - 1,02, свыше 60 мин - 1,03;

КО - общий коэффициент позволяет учитывать наличие единого оперативного отдела ("единой диспетчерской службы") СМП в субъекте Российской Федерации. Если такой службы нет, то КО равен 1. При наличии "единой диспетчерской службы" СМП, КО равен 0,3;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки применяется для учета численности среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста. Если численность среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста составляет менее 10% всех средних медицинских работников станции и/или отделения СМП, то коэффициент может быть равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02.

5.2. Для расчета потребности в среднем медицинском персонале рекомендуется использовать (форма федерального статистического наблюдения N 30):

число вызовов бригад скорой медицинской помощи (без учета безрезультативных);

число физических лиц среднего медицинского персонала;

число врачебных выездных бригад, включая специализированные бригады;

число фельдшерских выездных бригад;

число физических лиц оперативного отдела станций (отделений) СМП (при наличии);

число физических лиц "группы управления" из общего числа физических лиц среднего медицинского персонала;

плановое число вызовов бригад СМП;

плановое число станций (отделений) СМП;

численность населения субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года.

5.3. Численность среднего медицинского персонала выездных бригад СМП (далее - РЧвб) рассчитывается с учетом соотношения среднего медицинского персонала врачебных бригад, включая специализированные, а также соотношение внутри фельдшерских бригад - медицинских сестер и фельдшеров.

Показатель рассчитывается по формуле:

РЧвб = ПЧВБ * КН + ПЧФБ x 2 * КН

РЧвб - расчетное число среднего медицинского персонала выездных бригад СМП;

ПЧВБ - плановое число врачебных выездных бригад СМП;

ПЧФБ - плановое число фельдшерских выездных бригад СМП;

КН - применяемые коэффициенты:

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности работы выездных бригад СМП;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

5.4. Численность среднего медицинского персонала оперативного отдела СМП (далее - РЧОО) рекомендуется рассчитывать по формуле:

РЧОО = ПЧС(О)смп * КО * КВН

РЧОО - расчетное число среднего медицинского персонала оперативного отдела;

ПЧС(О)смп - плановое число станций (отделений);

КО - коэффициент общий;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки;

5.5. Численность прочего среднего медицинского персонала (РПсмп) (кабинет амбулаторного приема (КОАП)) учитывает количество станций и/или отделений скорой медицинской помощи, в которых средней медперсонал оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и равен количеству таких станций и/или отделений скорой медицинской помощи и рассчитывается по формуле:

РПсмп = КОАП * КС * КВН * КУ,

РПсмп - расчетное число прочего среднего медицинского персонала;

КОАП - коэффициент общий амбулаторного приема;

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки;

5.6. Численность среднего медицинского персонала "группы управления" (далее - ГУ) определяется числом станций и (или) отделений СМП рассчитывается по формуле:

ГУ = ПЧС(О)смп * КУ * КВН,

РГУ - расчетное число среднего медицинского персонала группы управления;

ПЧС(О)смп - плановое число станций (отделений);

КУ - коэффициент управления;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки;

5.7. Расчетное число всего среднего медицинского персонала СМП (далее - ПСМПсмп) (абсолютное число) потребность рекомендуется определять по формуле:

ПСМПсмп = РЧвб + РЧОО + РПсмп + ГУ,

ПСМПсмп - потребность в среднем медицинском персонале скорой медицинской помощи;

РЧвб - расчетное число среднего медицинского персонала выездных бригад;

РЧОО - расчетное число среднего медицинского персонала оперативного отдела;

РПсмп - расчетное число прочего среднего медицинского персонала;

ГУ - средний медицинский персонал "группы управления".

5.8. Дефицит/профицит среднего медицинского персонала СМП определяется как разница между расчетной численности и фактической численностью среднего медицинского персонала СМП.

6. Расчет потребности в среднем медицинском персонале, участвующем в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях:

6.1. Основанием для расчета необходимой численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами оказывающих первичную медико-санитарную помощь, является расчетная потребность врачей специалистов, ведущих амбулаторный прием.

Так как расчетный показатель численности врачебных кадров в субъекте Российской Федерации уже учитывает территориальные коэффициенты, характеризующие особенности каждого субъекта (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения), то при расчете численности среднего медицинского персонала, работающего с врачами, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, такие коэффициенты не участвуют в расчете.

6.2. Расчет необходимой численности (потребности) среднего медицинского персонала, ведущего самостоятельный амбулаторный прием (акушерка смотрового кабинета, фельдшер ФАП или ФП, фельдшер кабинета доврачебного приема и т.д.) проводится с учетом наличия в субъекте ФАП (ФП), здравпунктов, смотровых кабинетов, иных кабинетов, организованных для ведения самостоятельного приема СМП, а также на основании планового количества посещений к данной категории персонала.

6.3. Расчет численности среднего медицинского персонала "группы усиления", оказывающего медицинскую помощь населению в амбулаторных условиях, производится на основе метода соотношения с учетом рекомендуемых укрупненных расчетных коэффициентов соотношения среднего медицинского персонала и врачей. Предлагаемые в методике коэффициенты разделены на две группы: первая группа рассчитывается с применением укрупненного коэффициента соотношения врачей амбулаторного приема и среднего медицинского персонала, работающего с врачами на приеме (19,00%), вторая группа рассчитывается с использованием укрупненного коэффициента соотношения к среднему медицинскому персоналу (фельдшер), ведущему самостоятельный прием (65,0%).

6.4. Расчет потребности в среднем медицинском персонале основной "лечебной группы" включает в себя расчетное число среднего медицинского персонала, работающего с врачами, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и среднего медицинского персонала, осуществляющих первичную доврачебную медико-санитарную помощь (акушер, фельдшер и т.д.), заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра); заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра) - суммарно.

6.5. Расчет численности среднего медицинского персонала групп "усиления", "параклиники" и "управления" проводится на основе метода соотношения с учетом корректирующих коэффициентов относительно среднего медицинского персонала основной группы (таблица N 2):

Укрупненные расчетные коэффициенты

Соотношение среднего медицинского персонала и врачей, занятых на основной и вспомогательной деятельности

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Читайте также: