Мировой суд порядок формирования состав и полномочия курсовая работа

Обновлено: 03.05.2024

В современных условиях развития в Российской Федерации (далее – РФ) демократии, большую роль играет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти. Районные суды образуют основное звено системы судов общей юрисдикции РФ. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" (№1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране.

Один районный суд может создаваться и осуществлять судебную власть на территории района, района и города, района и нескольких городов.

Районные суды являются основным звеном судебной системы прежде всего потому, что по своему местонахождению они наиболее близки к населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений, организаций обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав и законных интересов. Каждый административный район (и равная ему структура) в России имеет свой районный суд. Общее число районных судов - 2456; численность судей в них по штату превышает 12,5 тыс. человек.

Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. В его составе действуют председатель суда, заместители (до двух в больших по численности) и судьи. Судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда (далее – ВС) РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. (ст.13 п.6 ФКЗ о Суд. С). Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает единолично гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировые суды будут действовать в судебных участках.

Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда. При этом учитывается стаж работы судьи, его теоретическая подготовка, склонности и другие факторы. Распределение обязанностей осуществляется:

1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселки, села) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;

2) по предметному признаку. Судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;

3) по смешанному признаку (зонально-предметному).

Исходя из сказанного в различных судах применяются различные формы построения работы.

Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ

1.1 История создания районных судов в РФ

После Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 "О суде". В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

Для борьбы против контрреволюционных сил, рассмотрения дел "о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц" учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы, состав которых избирался губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

- в составе постоянного народного судьи;

- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон "О судоустройстве РСФСР".

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР. В статье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Народный суд в СССР являлся основным звеном советской судебной системы. Такое положение народного суда было связано прежде всего с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия.

Бесплатно скачать Курсовая работа: Структура, состав, полномочия, порядок формирования районных судов

они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы.

Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально

подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь

организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без

которых работа судьи невозмож на. Этот человек должен обладать высокой

внутренней культурой, иметь такие качества, как порядочность,

доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д.

«Право судить других должно быть заслужено безупречным с точки зрения

закона и морали поведением судьи при исполнении служебных обязанностей,

а также в быту. Не случайно Кодекс чести судей РФ устанавливает особые

7. Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980

правила поведения судей при осуществлении процессуальной деятельности

требуют, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие

порочащих проступков. Но они не указывают, какие действия судьи или

кандидата на должность судьи следует считать порочащими проступками.

Определение степени тяжести проступка лежит на квалификационной

«Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи

заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится

его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень

заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи,

утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании

представления федерального органа исполнительной власти в области

здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии

заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи,

утверждается федеральным органом исполнительной власти в области

Изучив, какие требования предъявляются на долж ность судьи, можно

сделать вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи очень

высоко, но постоянно возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых

элементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата

сделали работу судьи малопрестижной. В связи с этим возникают трудности

с подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь

назначенные судьи через непродолжительный период времени по тем или

иным причинам профессионального или личного порядка не могут исполнять

8. Маршунов М.Н. Постановление Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. об

Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям,

предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда,

имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о

Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции

рассматривает заявление и с учетом результатов квалификационного

экзамена дает заключение о реком ендации кандидата на должность судьи

либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи

принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ее

персональный состав утверждается соответствующей квалификационной

коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в

течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы

в должности судьи. Далее квалификационная коллегия представляет

председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого

кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься на

рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидата

полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного

заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии

чаще всего указывали на недостаточные знания действующего

законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по

прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка,

отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также

установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких

родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о

10. А. Жеребцов. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача. Рос. Юстиция, № 6, 1999.

обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением

допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

В соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях

судей коллег ия вправе получать необходимую для осуществления своих

полномочий информацию. Не является исключением и информация о лицах,

претендующих на должность судьи. В методическом пись ме ВККС

рекомендовано запрашивать в соответствующих органах сведения о наличии

или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у его близких

родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначения

конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать

характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за

В ывод: в условиях дефицита ин формации рекомендация

квалификационной коллегии о назначении кандидата на должность судьи в

большинстве случаев строится на представлениях о претенденте, которые

сложились у членов коллегии за время кратковременного общения с ним по

ходу заседания. При этом нет никаких гарантий, что коллег ия примет

правильное решение и реком ендует им енно того, кто по своим деловым и

моральным качествам действительно соответствует высокому званию судьи.

«Недостаточный уровень квалификации судей нередко проявляется в

совершении им и профессиональных ошибок, которые становятся обычным

Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной

коллегией о рекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на

мой взгляд, располагать сведениями не только об обстоя тельствах,

препятствующих назначению его на должность, но и иметь данные,

свидетельствующие о его пригодности для будущей профессии.

______________________________________________________

11.Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996. С. 16.

При внимательном ознакомлении с документами, находящимися в

личном деле кандидата в судьи, м ожно, конечно, сформировать м нение о

наиболее достойном из участвующих в конкурсном отборе. Но для этого

нужно, чтобы каждый из членов коллегии знакомился с личным делом

каждого, участвующего в конкурсе. Это невозможно по целому ряду причин,

главными из которых являются большой объем работы коллегии и

«С самого момента вступления в долж ность судьи гражданин пересекает

границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей

жизни. Так, гражданин, впервые назначенный Указом Президента

Российской Федерации или Советом Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации на должность судьи, может приступить к исполнению

судейских полномочий только после публичного принятия присяги.

Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и

добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие,

подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят

долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и

актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим

гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его

«Назначение кандидатов на должности судей производится только при

наличии положительного заключения соответствующей квалификационной

- Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом

Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения

- Судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда назначаются на

должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом

мнения Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда

- Судьи других Федеральных Судов общей юрисдикции и судьи

12. Н.А. Колоколов. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного

13.Закон РФ от 26 июня 1992 г. О статусе судей в Российской Федерации. Ст.6.

Арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по

представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда

с учетом мнения законодательног о органа данного субъекта и

- Мировые судьи либо избираются населением судебного участка, либо

назначаются на должность органами законодательной власти субъекта.

- Судьи Конституционных уставных судов назначаются в соответствии с

Мы определили, каким образом наделяют судей полномочиями. Но все

же наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы

судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительное

поскольку траты на обучение каждого из кандидатов в несколько раз (по

числу участников конкурса на одно м есто) превысили бы траты на одного

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса

судьи является обеспечение компетентности, независимости и

беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных

инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус

исключает возможность принятия и применения любых нормативных

положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией

Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой

систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия,

судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и

организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач

судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей

Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным

В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий

независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии

процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии

независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной

судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.

Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная

законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную

14. Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник

нормативных актов о суде и статусе судей Российской Ф едерации. Вып. 3: В 2 кн. М.:

15.Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской

Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48

свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под

угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность

по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при

осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права

участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях , предусмотренных

законом (ст. 21 АПК РФ /16/; ст. 19 ГПК РФ /17/, ст. 64 УПК РФ /18/,

обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта

самостоятельной государственной судебной власти - это установленные

законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе,

присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной,

административной и уголовной ответственности, применения оперативно-

розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и

прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации

организационно-правовых гарантий независимости судей является участие

Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный

законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина,

облеченного судейским и полномочиями, и членов его семьи как в период

осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку:

неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья

судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства

материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому

статусу, право судьи на отставку и соотв етствующее материальное и

Исходя из того, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи,

приведенная выше трактовка гарантий его независимости кажется нам явно

смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время

как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности

судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет

конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты

прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь

опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего

влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при

Таким образом, говоря о гарантиях независимости судей, существует

вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как

гражданину возможность осуществлять свои функции носителя

государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него

со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого

В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная

система нуждается в дальнейшей модернизации. В то ж е время ежегодно

квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей,

запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много

проблем и недостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую

очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их

полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны

исполнительной власти. Прерогативы, предоставленные органам

исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не

19. Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по

правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N

Читайте также: