Минтруд признал что его заявление по отстранению невакцинированных от работы лишь рекомендация

Обновлено: 13.05.2024

Марина Крицкая

Ведомство выпустило письмо, в котором ответило на вопросы о выполнении работодателями требований, направленных на предотвращение распространения коронавируса. Новая позиция Минтруда отличается от ранее опубликованных разъяснений Роструда и Роспотребнадзора.

До 15 августа 2021 года московские организации и ИП должны были организовать вакцинацию 60 % сотрудников вторым компонентом. Результаты они заносили в специальный отчет.

Весь период, пока шла кампания по вакцинации, работодателей волновало одно — как решать вопрос с сотрудниками, которые отказались от прививки? Как раз в это время были опубликованы совместные разъяснения Минтруда и Роспотребнадзора, в которых этот вопрос подробно рассматривался.

В частности, отмечалось, что при отсутствии у сотрудника документов, подтверждающих вакцинацию, работодателю нужно издать приказ об его отстранении от работы без сохранения зарплаты, если сотрудник откажется сделать прививку без уважительной причины. Такое развитие ситуация получает в том случае, если у сотрудника нет противопоказаний к вакцинации. В качестве основания в разъяснениях приводятся абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ.

При этом отмечалось, что если возможно выполнение работы на удаленке, то работодатель может предложить сотруднику такой формат работы.

При этом ведомство уточняло, что иммунизация против коронавируса включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Это значит, что при угрозе возникновения и распространения инфекции особое значение приобретает позиция главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Если они примут решение и выпустят мотивированные постановления о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, отказ от вакцинации может повлечь отстранение от работы сотрудников без прививок.

Первыми такие постановления выпустили главные санитарные врачи по Москве и Московской области в середине июня. Постепенно к ним стали присоединяться и другие субъекты.

Роструд придерживался аналогичной точки зрения. Ведомство отмечало, что отстранить сотрудника от работы за отказ от вакцинации нельзя, но, если субъекты РФ принимают постановление о профилактических прививках для отдельных групп населения по эпидемиологическим показаниям, отстранение возможно.

Отстранение от работы непривитых как рекомендация, а не требование

Последнее Письмо Минтруда от 10.08.2021 N 14-2/ООГ-7691 появилось как раз тогда, когда закончился второй этап вакцинации сотрудников в компаниях и работодателям уже нужно было определиться, что делать с невакцинированными.

Некоторые, исходя из ранее опубликованных разъяснений различных ведомств и желая избежать возможных проверок и штрафов, принимали решение об отстранении отказавшихся от вакцинации сотрудников и оформляли приказы согласно данным рекомендациям. Отметим, что в июльских совместных разъяснениях Минтруда и Роспотребнадзора приводится конкретный алгоритм действий работодателя по отстранению и составлению соответствующего приказа.

В Письме от 10.08.2021 N 14-2/ООГ-7691 Минтруд обосновал, почему ранее данные рекомендации не следует воспринимать как требование.

Отмечается, что юрлица и ИП обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вакцинация позволяет снизить риски для конкретного привитого работника и прервать цепочку распространения заболевания.

Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя.

Минтруд акцентирует внимание на то, что все вопросы о проведении вакцинирования регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. А это направление курирует Роспотребнадзор.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

​Минтруд признал, что его "разъяснения" по поводу отстранения невакцинированных от работы не основаны на законе и не имеют никакого обязывающего значения.

Минтруд признал, что его заявление по отстранению невакцинированных от работы - лишь рекомендация

Напомним, первый раз 15 июля Роструд "разрешил" отстранять от работы непривитых сотрудников из тех категорий, которые перечислили главные санитарные врачи регионов в своих постановлениях. Притом что у него нет полномочий "уточнять" или "разъяснять" федеральное законодательство, которое разрешает отстранять только работников тех профессий, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 №825. Это работники здравоохранения, образования и некоторые редкие профессии.

24 июля Минтруд и Роспотребнадзор издали совместные "разъяснения", снова потребовав от работодателей отстранять от работы невакцинированных от коронавируса, но так и не указав ни одного основания в действующем законодательстве.

В последнем ответе Минтруда говорится, что "вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан".

А также: "Указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника".

Также подчеркивается, что вопросы вакцинации "регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". А федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор. Туда направлено соответствующее обращение.

То, что Минтруд признал отсутствие у него полномочий толковать и разъяснять федеральное законодательство, можно приветствовать. Но в ответе удивляет то, что ведомство называет призывы к нарушению федерального законодательства (так об этом говорят юристы) рекомендациями.

В ответе также говорится, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10,
11 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").

Но в этом законе не говорится о том, что эти предписания могут противоречить законодательству. Да, в настоящее время этого противоречия юридически нет, так как главные санврачи действительно могут выносить постановления о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ч. 6). Но, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отстранить от работы за отсутствие прививки можно только тех, кто входит в специальный перечень 1999 года, утвержденный Постановлением Правительства РФ №825. Там сказано, что расширить его может только уполномоченным Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, т.е. Минздрав РФ, но никак не главные санврачи регионов.

То есть, по мнению юристов, нарушение законодательства происходит фактически, поскольку граждан, не входящих в перечень Правительства, принуждают делать прививки, дезинформируя о том, что они обязаны их сделать или должны быть отстранены от работы. Согласно закону, такого обязательства у них нет. Как и у работодателя - права отстранить. А у органов власти - требовать это от работодателя. Если, конечно, работники не входят в правительственный перечень 1999 года №825.

Примечательно, что Минтруд это фактически признал, т.к. в "разъяснениях" от 24 июля требовал отстранять невакцирированных от работы, а теперь сдал назад? Сможет ли Минтруд признать, что и рекомендовать нарушать законодательство он тоже не вправе?


Минтруд признал, что его "разъяснения" по поводу отстранения невакцинированных от работы не основаны на законе и не имеют никакого обязывающего значения. Об этом говорится в ответе ведомства, которое имеется в распоряжении Накануне.RU.

Напомним, первый раз 15 июля Роструд "разрешил" отстранять от работы непривитых сотрудников из тех категорий, которые перечислили главные санитарные врачи регионов в своих постановлениях.

Притом что у него нет полномочий "уточнять" или "разъяснять" федеральное законодательство, которое разрешает отстранять только работников тех профессий, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 №825. Это работники здравоохранения, образования и некоторые редкие профессии.

24 июля Минтруд и Роспотребнадзор издали совместные "разъяснения", снова потребовав от работодателей отстранять от работы невакцинированных от коронавируса, но так и не указав ни одного основания в действующем законодательстве.

В последнем ответе Минтруда говорится, что "вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан".

А также: "Указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника".

Также подчеркивается, что вопросы вакцинации "регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

А федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор. Туда направлено соответствующее обращение.

То, что Минтруд признал отсутствие у него полномочий толковать и разъяснять федеральное законодательство, можно приветствовать. Но в ответе удивляет то, что ведомство называет призывы к нарушению федерального законодательства (так об этом говорят юристы) рекомендациями.

В ответе также говорится, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10,
11 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").

Но в этом законе не говорится о том, что эти предписания могут противоречить законодательству. Да, в настоящее время этого противоречия юридически нет, так как главные санврачи действительно могут выносить постановления о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ч. 6).

Но, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отстранить от работы за отсутствие прививки можно только тех, кто входит в специальный перечень 1999 года, утвержденный Постановлением Правительства РФ №825.

Там сказано, что расширить его может только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, т.е. Минздрав РФ, но никак не главные санврачи регионов.

То есть, по мнению юристов, нарушение законодательства происходит фактически, поскольку граждан, не входящих в перечень Правительства, принуждают делать прививки, дезинформируя о том, что они обязаны их сделать или должны быть отстранены от работы. Согласно закону, такого обязательства у них нет. Как и у работодателя - права отстранить. А у органов власти - требовать это от работодателя. Если, конечно, работники не входят в правительственный перечень 1999 года №825.

Примечательно, что Минтруд это фактически признал, т.к. в "разъяснениях" от 24 июля требовал отстранять невакцинированных от работы, а теперь сдал назад? Сможет ли Минтруд признать, что и рекомендовать нарушать законодательство он тоже не вправе?

Читайте также: