Методы социальной работы с пожилыми гражданами

Обновлено: 19.05.2024

Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов се­мьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци­альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по­жилых и старых людей.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в Рос­сии стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению соци­альных геронтологов, главная задача социальной работы состо­ит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной си­туации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудо­вой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, са­мого образа жизни и общения, а также возникновением различ­ных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологиче­ской адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания за­служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.

Прак­тический опыт и специально проведенные исследования позво­ляют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависи­мыми от чужих, посторонних людей;

2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно­стей;

3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) восприятие социального работника как объекта, кото­рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль­ное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высо­ко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжела­тельного отношения, подозрительности, недовольства оказы­ваемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовить­ся к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть тер­пеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и пре­старелыми сегодня формулируются следующим образом:

- оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

- помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или коррек­тирующего воздействия;

- защищать их в соответствии с законом, прибегая к ис­пользованию власти;

- способствовать более широкому использованию каж­дым клиентом собственных возможностей для социальной само­защиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиен­тов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального ра­ботника - это превращение пожилого человека из объекта (кли­ента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продол­жать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.




Какими качествами должен обладать специалист при рабо­те с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми явля­ются следующие качества специалиста социальной работы, ко­торые условно можно разделить на три группы:

- личностные особенности: доброта, заботливость, чест­ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен­ность;

- навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

- отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

- личностные особенности: нервозность, корысть, душев­ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг­ливость, злость, невежливость, дерзость;

- отношение к работе: безразличие к подопечным, посто­янная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работни­ках людей более великодушных, понимающих, способных со­страдать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусст­вом общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объек­тивную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуа­цию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъек­тивных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социаль­ного работника является доверие к нему старого человека, при­нятие советов. Все усилия должны быть направлены на активи­зацию старого человека, побуждение его самостоятельно разре­шить личные проблемы.

Социальная работа в ее современном понимании и трак­товке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этиче­ских норм профессионального поведения работников социаль­ных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное со­циальное обслуживание населения, направленные на оптимиза­цию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие не­благоприятные факторы в социальной работе, предупреждаю­щие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональ­ный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самооб­ладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка явля­ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра­ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, ста­рые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приоб­ретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собствен­ными проблемами.

В общении со старыми людьми немаловажен и такой фак­тор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способству­ют налаживанию контактов.

Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречи­вость также вызывают настороженность старого человека по от­ношению к социальному работнику и не способствуют установ­лению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способ­ность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную под­вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых лю­дей.

Социальная работа строится на понимании психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых людей. Работа с пожилыми людьми основана в первую очередь на уважении к их возрасту, терпимости к их принципам и сложившимся убеждениям, жизненным установкам и ценностям. Социальная работа сориентирована на активизацию личностного потенциала пожилого человека, на передачу самим пожилым ответственности за свою жизнедеятельность и на формирование позитивного образа старения как у самих пожилых, так и в обществе в целом, что способствует оптимизации и гармонизации социальных отношений, т.е. реализации основной задачи социальной работы.

Стратегии взаимодействия с людьми пожилого и старческого возраста

1.Индивидуальный подход, анализ личностных, типологических особенностей, условий жизни;

2. высокий уровень эмпатии (сочувствие, сопереживание, способность понять и принять чувства другого человека);

4. учет особенностей эмоциональных реакций пожилого человека, возможную ранимость, восприимчивость;

5. внимание к состоянию здоровья и физической выносливости;

6. уважение к мудрости, умениям, опыту, способность искренне выразить его;

8. вежливость и сдержанность в обращении;

Методы, формы и технологии социальной работы с людьми пожилого и старческого возрастов

Методы профессиональной социальной работы классифицируются:

-по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и др.),

-по объектам социальной работы - индивидуальные, групповые и общинные (в микросоциальной среде);

-по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Методы социальной работы с пожилыми

Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. В процессе индивидуальной работы с пожилым человеком социальный работник обязан учитывать его права (каждый клиент имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социального работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию).

Различные формы биографического метода – интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом – с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами.

Организационные методы - приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы подразделяются на :

-организационно-технические и др.

Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.

Социально-педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.

Выделяют три основных группы этих методов:

1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

1.Методы психологического исследовании:

а) наблюдение – систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;

б) эксперимент – активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.

2.Диагностические методы – выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.

3.Психогенетические методы - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уровнять воздействие среды на личность.

4.Лонгитюдные методы – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла семьи.

5.Методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.

6.Метод психологической помощи - повышение психологической компетенции человека, выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Он включает в себя методы психологической коррекции, методы психогигиены и психопрофилактики.

7. Полифункциональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности, моделирование.

Социально-экономические методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременного пособия, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. Их цель – формирование оптимальных социальных нормативов, создание эффективной системы социальной защиты населения, повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы.

Формы работы с лицами пожилого возраста

торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда;

проведение профессиональных праздников, включающих обмен опытом с молодежью;

посещение людей пожилого и старческого возраста с целью оказания психологической и эмоциональной поддержки;

проведение консультаций по различным вопросам: социальным, юридическим, психологическим и др. по телефону.

Технологии общения с пожилыми людьми

Работа с пожилыми клиентами имеет значительную специфику и требует развития у социального работника ряда навыков. Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходи­мые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливо­сти в движениях, многословности, дефектов речи им­понируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча, беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, а также определить выбор места для приема пожилого человека. Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущему прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.

Обращаться к клиенту уместно по имени-отчеству, тем самым, поддерживая его достоинство, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т. е. восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубоких взаимоотношений.

Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов се­мьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци­альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по­жилых и старых людей.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в Рос­сии стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению соци­альных геронтологов, главная задача социальной работы состо­ит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной си­туации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудо­вой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, са­мого образа жизни и общения, а также возникновением различ­ных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологиче­ской адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания за­служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.

Прак­тический опыт и специально проведенные исследования позво­ляют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависи­мыми от чужих, посторонних людей;

2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно­стей;

3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) восприятие социального работника как объекта, кото­рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль­ное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высо­ко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжела­тельного отношения, подозрительности, недовольства оказы­ваемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовить­ся к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть тер­пеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и пре­старелыми сегодня формулируются следующим образом:

- оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

- помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или коррек­тирующего воздействия;

- защищать их в соответствии с законом, прибегая к ис­пользованию власти;

- способствовать более широкому использованию каж­дым клиентом собственных возможностей для социальной само­защиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиен­тов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального ра­ботника - это превращение пожилого человека из объекта (кли­ента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продол­жать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.




Какими качествами должен обладать специалист при рабо­те с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми явля­ются следующие качества специалиста социальной работы, ко­торые условно можно разделить на три группы:

- личностные особенности: доброта, заботливость, чест­ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен­ность;

- навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

- отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

- личностные особенности: нервозность, корысть, душев­ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг­ливость, злость, невежливость, дерзость;

- отношение к работе: безразличие к подопечным, посто­янная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работни­ках людей более великодушных, понимающих, способных со­страдать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусст­вом общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объек­тивную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуа­цию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъек­тивных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социаль­ного работника является доверие к нему старого человека, при­нятие советов. Все усилия должны быть направлены на активи­зацию старого человека, побуждение его самостоятельно разре­шить личные проблемы.

Социальная работа в ее современном понимании и трак­товке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этиче­ских норм профессионального поведения работников социаль­ных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное со­циальное обслуживание населения, направленные на оптимиза­цию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие не­благоприятные факторы в социальной работе, предупреждаю­щие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональ­ный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самооб­ладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка явля­ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра­ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, ста­рые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приоб­ретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собствен­ными проблемами.

В общении со старыми людьми немаловажен и такой фак­тор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способству­ют налаживанию контактов.

Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречи­вость также вызывают настороженность старого человека по от­ношению к социальному работнику и не способствуют установ­лению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способ­ность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную под­вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых лю­дей.


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменение социального статуса человека в старости и возникновение затруднений в адаптации к новым условиям жизни в учреждении социального обслуживания обусловливают необходимость использования различных технологий социальной работы с пожилыми людьми.

Ключевые слова: технология социальной работы, социальная диагностика, социальное консультирование, социальный контроль, социальная опека, социальный патронаж, социальная адаптация, пожилые люди, геронтологический центр

Changes of social status by elderly people and difficulties to adapt in modern life conditions in social service institution call for the employment of different technologies of social work with elderly people.

Keywords:
social work technology, social diagnostics, social control, social care, social patronage, social adaptation, elderly people, gerontological center

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира - увеличение доли населения пожилых людей. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку [10].

В социальной работе с пожилыми людьми в первую очередь нужно владеть технологией (techne - 'искусство, мастерство, умение'; logos - 'слово, понятие, учение') данного процесса. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа с пожилыми людьми включает в себя:

- социальную диагностику - общий способ получения исчерпывающей информации о пожилом клиенте с целью установления социального диагноза для разработки программы социальной помощи;

- социальную терапию - целенаправленный процесс оказания помощи пожилому клиенту и устранение негативных влияний, что способствует улучшению его социального здоровья;

- социальное консультирование - предоставление исчерпывающей информации о вариантах оказания социальной помощи пожилому клиенту и выбора им действия, формы поведения с целью достижения оптимального решения его проблемы;

- социальную адаптацию - процесс активного приспособления пожилого клиента к новым для него социальным условиям жизнедеятельности;

- социальный контроль - механизм, с помощью которого осуществляется эффективная социальная работа с пожилым клиентом;

- социальную опеку - особая форма государственной защиты гражданских прав пожилого клиента, физически неспособного самостоятельно их решать или признанного недееспособным, осуществляемая социальным работником в соответствии с федеральным и местным законодательством;

- социальный патронаж - нестационарные формы социального обслуживания пожилого клиента [5].

Современные ученые придают огромное значение понятию адаптация и реализации положений теории адаптации в практике с различными категориями людей, в том числе и пожилыми[7].

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию [1].

Последовательность реализации процесса социальной адаптации определяется следующими этапами:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, с проведением социально-личностной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. В этом случае мы используем алгоритм процедур типовой технологии (М. В. Шакурова [10]), предполагающей: анализ поступивших документов, беседу с клиентом, наблюдение и др., постановку задач, определение уровней, показателей, критериев по устранению проблем клиента.

В пределах диагностики выявляем: специфические качества личности клиента; жизненные ситуации, в которых он оказался; деформации черт его характера; социальные и личностные связи и направленность. После обследования необходимо провести отбор данных, сделать выводы, составить программу развития, спрогнозировать дальнейшую ситуацию и определить особенности социально-педагогической деятельности с клиентом.

2. Этап включения в социальную группу. Состоит из ознакомления с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику выделить референтную группу, отвечающую его интересам ипотребностям.

Второй этап является одним из сложных, так как не все пожилые люди могут быть открытыми для общения. У некоторых возникает ореол социальной славы (связанный с прошлым в биографии или профессией), другие таят обиду на родственников и пр., что приводит их к различным синдромам: усталости, вечной обиды, недовольства и т. д.

Социальный работник проводит совместно с медицинским работником и другими специалистами реабилитацию и коррекцию поведения клиентов, организацию жизнедеятельности в новых условиях, используя следующие технологии: социальной реабилитации, индивидуального консультирования, профилактики и преодоления конфликтов.

В структуре названных технологий ученые выделяют: ресоциализацию (восстановление утраченных социальных навыков общения, переориентация пожилых людей на социальные установки, референтные ориентации путем включения в положительно ориентированные группы пожилых людей с высоким уровнем развития эмоциональной зоны, умения выстраивать положительные, позитивные, добрые отношения, создавать вокруг себя здоровую в психологическом плане обстановку); стимулирующую и компенсирующую технологии, направляющие на компенсацию утраченных связей, на привитие интереса к творческой деятельности и увлечение любимым делом: спорт, музыка, пение и т. д. [8].

В этом случае широко используются методы: поощрения, одобрения, убеждения, упражнения и др., реабилитация (предполагает комплекс медицинских, восстановительных, профессиональных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций, социального отклонения, устранение дефектов). Применение данных методов требует длительного наблюдения за изменением в поведении клиента, обобщения и анализа полученных данных, а в итоге разработку комплексной программы (т. е. совместно с другими специалистами и по различным направлениям их осуществления) реабилитации.

Указанная технология предполагает:

• организацию наблюдения и контроля за созданием новых условий для клиентов;

• осуществление поддержки тем клиентам, которые испытывают затруднения в средовой адаптации;

• координацию отношений в группе пожилых людей;

• психопрофилактику (смена обстановки, расширение социокультурной среды, встречи с интересными людьми, коллективами и реализация социально-профессионального и личностного потенциала клиента) [7].

3. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности. Характеризуется способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умением самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку [5].

Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.

Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализоваться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий.

Еще одной перспективной инновационной технологией психосоциальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создание группы – систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. По мере существования группы ее участники распределяют усилия по оказанию друг другу различных услуг социально-бытового, морально-поддерживающего характера, также являясь постоянными партнерами по общению и досуговой деятельности [3].

Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированности граждан старшего поколения [9].

Особое место в работе с пожилыми людьми занимает социально-культурная анимация, которая представляет собой взаимодействие, основанное на посредничестве, понимании и необходима для установления взаимоотношений. Целью анимационных методик является предотвращение отчуждения личности от общества и адаптация к окружающему миру.

Геронтологический центр предназначен для постоянного и временного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, осуществляет их социально-медицинское, социально-бытовое, социально-психологическое, социально-реабилитационное и социально-культурное обслуживание.

В условиях Геронтологического центра реализуется широкий круг мероприятий, направленный на улучшение качества жизни граждан, вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь, активное долголетие (проблемное поле): единые правила внутреннего распорядка, размещение по комнатам с учетом возраста, пола, состояния здоровья и психологической совместимости, организация питания, занятости, сохранение общественно-полезной активности, создание благоприятного психологического микроклимата, организация содержательного досуга.

Основная функция социального работника в геронтолгоическом центре - поддерживать и стимулировать пожилых людей, помогать им справляться со своими проблемами самостоятельно. Социальный работник помогает восполнить недостающие социальные связи, в то же время быть терпеливым собеседником, с которым пожилой человек хотел бы поддерживать дружеские взаимоотношения, желал бы получить совет и совместно разрешать тревожащие его проблемы.

Таким образом, процесс повышения жизненной активности пожилых граждан в условиях геронтологического центра будет происходить наиболее эффективно с помощью внедрения и применения разнообразных технологий социальной работы.

Герасимова, Н. В. Социальная адаптация пожилых людей в современной ситуации: автореф. дис. . канд. социол. наук / Н. В. Герасимова. - Саранск, 2001. - 12 с.

Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 177-179.

Семенов, В. Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. - Екатеринбург: УРГППУ, 2001. - 89 с.

Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б. Тукумцева. - Самара, 2003. - 208 с.

Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2011. - 364 с.

Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов / Р. С. Яцемирская. - М.: Акад. проект, 2006. - 320 с.

Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2012. – 149 с.

Раимова, Л.А. Инновационные технологии в работе с людьми пожилого возраста: реабилитационный досуг / Л.А. Раимова. – Казань: Изд-во Веда, 2013. – 130 с.

Баскакова, М.Е. Социальное обслуживание пожилых / М.Е. Баскакова. – М.: Изд-во Социздат, 2001. – 175 с.

Читайте также: