Методы социальной работы с пожилыми гражданами
Обновлено: 19.05.2024
Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов семьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.
Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:
1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
4) восприятие социального работника как объекта, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжелательного отношения, подозрительности, недовольства оказываемыми услугами.
Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми сегодня формулируются следующим образом:
- оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
- помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
- способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.
Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиентов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.
Какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми?
Исследования показывают, что наиболее значимыми являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на три группы:
- личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
- навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
- отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:
- личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
- отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать.
Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.
Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний.
Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие к нему старого человека, принятие советов. Все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы.
Социальная работа в ее современном понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самообладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.
Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собственными проблемами.
В общении со старыми людьми немаловажен и такой фактор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способствуют налаживанию контактов.
Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречивость также вызывают настороженность старого человека по отношению к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
Социальная работа строится на понимании психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых людей. Работа с пожилыми людьми основана в первую очередь на уважении к их возрасту, терпимости к их принципам и сложившимся убеждениям, жизненным установкам и ценностям. Социальная работа сориентирована на активизацию личностного потенциала пожилого человека, на передачу самим пожилым ответственности за свою жизнедеятельность и на формирование позитивного образа старения как у самих пожилых, так и в обществе в целом, что способствует оптимизации и гармонизации социальных отношений, т.е. реализации основной задачи социальной работы.
Стратегии взаимодействия с людьми пожилого и старческого возраста
1.Индивидуальный подход, анализ личностных, типологических особенностей, условий жизни;
2. высокий уровень эмпатии (сочувствие, сопереживание, способность понять и принять чувства другого человека);
4. учет особенностей эмоциональных реакций пожилого человека, возможную ранимость, восприимчивость;
5. внимание к состоянию здоровья и физической выносливости;
6. уважение к мудрости, умениям, опыту, способность искренне выразить его;
8. вежливость и сдержанность в обращении;
Методы, формы и технологии социальной работы с людьми пожилого и старческого возрастов
Методы профессиональной социальной работы классифицируются:
-по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и др.),
-по объектам социальной работы - индивидуальные, групповые и общинные (в микросоциальной среде);
-по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).
Методы социальной работы с пожилыми
Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. В процессе индивидуальной работы с пожилым человеком социальный работник обязан учитывать его права (каждый клиент имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социального работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию).
Различные формы биографического метода – интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом – с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами.
Организационные методы - приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы подразделяются на :
-организационно-технические и др.
Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.
Социально-педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основных группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.
Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.
1.Методы психологического исследовании:
а) наблюдение – систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;
б) эксперимент – активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.
2.Диагностические методы – выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.
3.Психогенетические методы - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уровнять воздействие среды на личность.
4.Лонгитюдные методы – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла семьи.
5.Методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.
6.Метод психологической помощи - повышение психологической компетенции человека, выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Он включает в себя методы психологической коррекции, методы психогигиены и психопрофилактики.
7. Полифункциональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности, моделирование.
Социально-экономические методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременного пособия, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. Их цель – формирование оптимальных социальных нормативов, создание эффективной системы социальной защиты населения, повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы.
Формы работы с лицами пожилого возраста
торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда;
проведение профессиональных праздников, включающих обмен опытом с молодежью;
посещение людей пожилого и старческого возраста с целью оказания психологической и эмоциональной поддержки;
проведение консультаций по различным вопросам: социальным, юридическим, психологическим и др. по телефону.
Технологии общения с пожилыми людьми
Работа с пожилыми клиентами имеет значительную специфику и требует развития у социального работника ряда навыков. Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча, беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, а также определить выбор места для приема пожилого человека. Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущему прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Обращаться к клиенту уместно по имени-отчеству, тем самым, поддерживая его достоинство, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т. е. восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубоких взаимоотношений.
Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов семьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.
Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:
1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
4) восприятие социального работника как объекта, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжелательного отношения, подозрительности, недовольства оказываемыми услугами.
Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми сегодня формулируются следующим образом:
- оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
- помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
- способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.
Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация (восстановление данной категории клиентов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.
Какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми?
Исследования показывают, что наиболее значимыми являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на три группы:
- личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
- навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
- отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:
- личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
- отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать.
Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.
Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний.
Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие к нему старого человека, принятие советов. Все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы.
Социальная работа в ее современном понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самообладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.
Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собственными проблемами.
В общении со старыми людьми немаловажен и такой фактор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способствуют налаживанию контактов.
Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречивость также вызывают настороженность старого человека по отношению к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменение социального статуса человека в старости и возникновение затруднений в адаптации к новым условиям жизни в учреждении социального обслуживания обусловливают необходимость использования различных технологий социальной работы с пожилыми людьми.
Ключевые слова: технология социальной работы, социальная диагностика, социальное консультирование, социальный контроль, социальная опека, социальный патронаж, социальная адаптация, пожилые люди, геронтологический центр
Changes of social status by elderly people and difficulties to adapt in modern life conditions in social service institution call for the employment of different technologies of social work with elderly people.
Keywords:
social work technology, social diagnostics, social control, social care, social patronage, social adaptation, elderly people, gerontological center
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира - увеличение доли населения пожилых людей. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку [10].
В социальной работе с пожилыми людьми в первую очередь нужно владеть технологией (techne - 'искусство, мастерство, умение'; logos - 'слово, понятие, учение') данного процесса. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа с пожилыми людьми включает в себя:
- социальную диагностику - общий способ получения исчерпывающей информации о пожилом клиенте с целью установления социального диагноза для разработки программы социальной помощи;
- социальную терапию - целенаправленный процесс оказания помощи пожилому клиенту и устранение негативных влияний, что способствует улучшению его социального здоровья;
- социальное консультирование - предоставление исчерпывающей информации о вариантах оказания социальной помощи пожилому клиенту и выбора им действия, формы поведения с целью достижения оптимального решения его проблемы;
- социальную адаптацию - процесс активного приспособления пожилого клиента к новым для него социальным условиям жизнедеятельности;
- социальный контроль - механизм, с помощью которого осуществляется эффективная социальная работа с пожилым клиентом;
- социальную опеку - особая форма государственной защиты гражданских прав пожилого клиента, физически неспособного самостоятельно их решать или признанного недееспособным, осуществляемая социальным работником в соответствии с федеральным и местным законодательством;
- социальный патронаж - нестационарные формы социального обслуживания пожилого клиента [5].
Современные ученые придают огромное значение понятию адаптация и реализации положений теории адаптации в практике с различными категориями людей, в том числе и пожилыми[7].
Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию [1].
Последовательность реализации процесса социальной адаптации определяется следующими этапами:
1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, с проведением социально-личностной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. В этом случае мы используем алгоритм процедур типовой технологии (М. В. Шакурова [10]), предполагающей: анализ поступивших документов, беседу с клиентом, наблюдение и др., постановку задач, определение уровней, показателей, критериев по устранению проблем клиента.
В пределах диагностики выявляем: специфические качества личности клиента; жизненные ситуации, в которых он оказался; деформации черт его характера; социальные и личностные связи и направленность. После обследования необходимо провести отбор данных, сделать выводы, составить программу развития, спрогнозировать дальнейшую ситуацию и определить особенности социально-педагогической деятельности с клиентом.
2. Этап включения в социальную группу. Состоит из ознакомления с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику выделить референтную группу, отвечающую его интересам ипотребностям.
Второй этап является одним из сложных, так как не все пожилые люди могут быть открытыми для общения. У некоторых возникает ореол социальной славы (связанный с прошлым в биографии или профессией), другие таят обиду на родственников и пр., что приводит их к различным синдромам: усталости, вечной обиды, недовольства и т. д.
Социальный работник проводит совместно с медицинским работником и другими специалистами реабилитацию и коррекцию поведения клиентов, организацию жизнедеятельности в новых условиях, используя следующие технологии: социальной реабилитации, индивидуального консультирования, профилактики и преодоления конфликтов.
В структуре названных технологий ученые выделяют: ресоциализацию (восстановление утраченных социальных навыков общения, переориентация пожилых людей на социальные установки, референтные ориентации путем включения в положительно ориентированные группы пожилых людей с высоким уровнем развития эмоциональной зоны, умения выстраивать положительные, позитивные, добрые отношения, создавать вокруг себя здоровую в психологическом плане обстановку); стимулирующую и компенсирующую технологии, направляющие на компенсацию утраченных связей, на привитие интереса к творческой деятельности и увлечение любимым делом: спорт, музыка, пение и т. д. [8].
В этом случае широко используются методы: поощрения, одобрения, убеждения, упражнения и др., реабилитация (предполагает комплекс медицинских, восстановительных, профессиональных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций, социального отклонения, устранение дефектов). Применение данных методов требует длительного наблюдения за изменением в поведении клиента, обобщения и анализа полученных данных, а в итоге разработку комплексной программы (т. е. совместно с другими специалистами и по различным направлениям их осуществления) реабилитации.
Указанная технология предполагает:
• организацию наблюдения и контроля за созданием новых условий для клиентов;
• осуществление поддержки тем клиентам, которые испытывают затруднения в средовой адаптации;
• координацию отношений в группе пожилых людей;
• психопрофилактику (смена обстановки, расширение социокультурной среды, встречи с интересными людьми, коллективами и реализация социально-профессионального и личностного потенциала клиента) [7].
3. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности. Характеризуется способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умением самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку [5].
Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.
Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализоваться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий.
Еще одной перспективной инновационной технологией психосоциальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создание группы – систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. По мере существования группы ее участники распределяют усилия по оказанию друг другу различных услуг социально-бытового, морально-поддерживающего характера, также являясь постоянными партнерами по общению и досуговой деятельности [3].
Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированности граждан старшего поколения [9].
Особое место в работе с пожилыми людьми занимает социально-культурная анимация, которая представляет собой взаимодействие, основанное на посредничестве, понимании и необходима для установления взаимоотношений. Целью анимационных методик является предотвращение отчуждения личности от общества и адаптация к окружающему миру.
Геронтологический центр предназначен для постоянного и временного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, осуществляет их социально-медицинское, социально-бытовое, социально-психологическое, социально-реабилитационное и социально-культурное обслуживание.
В условиях Геронтологического центра реализуется широкий круг мероприятий, направленный на улучшение качества жизни граждан, вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь, активное долголетие (проблемное поле): единые правила внутреннего распорядка, размещение по комнатам с учетом возраста, пола, состояния здоровья и психологической совместимости, организация питания, занятости, сохранение общественно-полезной активности, создание благоприятного психологического микроклимата, организация содержательного досуга.
Основная функция социального работника в геронтолгоическом центре - поддерживать и стимулировать пожилых людей, помогать им справляться со своими проблемами самостоятельно. Социальный работник помогает восполнить недостающие социальные связи, в то же время быть терпеливым собеседником, с которым пожилой человек хотел бы поддерживать дружеские взаимоотношения, желал бы получить совет и совместно разрешать тревожащие его проблемы.
Таким образом, процесс повышения жизненной активности пожилых граждан в условиях геронтологического центра будет происходить наиболее эффективно с помощью внедрения и применения разнообразных технологий социальной работы.
Герасимова, Н. В. Социальная адаптация пожилых людей в современной ситуации: автореф. дис. . канд. социол. наук / Н. В. Герасимова. - Саранск, 2001. - 12 с.
Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 177-179.
Семенов, В. Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. - Екатеринбург: УРГППУ, 2001. - 89 с.
Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б. Тукумцева. - Самара, 2003. - 208 с.
Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2011. - 364 с.
Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов / Р. С. Яцемирская. - М.: Акад. проект, 2006. - 320 с.
Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2012. – 149 с.
Раимова, Л.А. Инновационные технологии в работе с людьми пожилого возраста: реабилитационный досуг / Л.А. Раимова. – Казань: Изд-во Веда, 2013. – 130 с.
Баскакова, М.Е. Социальное обслуживание пожилых / М.Е. Баскакова. – М.: Изд-во Социздат, 2001. – 175 с.
Читайте также:
- По какой статье увольняют сезонных работников
- Как оформить в табеле удаленную работу
- Обязанности нанимателя по отстранению работника от работы рб реферат
- Как начисляется зарплата в бюджетных учреждениях
- В каком размере наложат штраф на организацию за нарушение правил хранения документов по охране труда