Методы санпросвет работы в отделении для обеспечения безопасной больничной среды для пациента

Обновлено: 03.05.2024

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии от 01.07.1998 НП-001-97 (ПНАЭ Г-01-011-97) Общие положения обеспечения безопасности атомных станций ОПБ – 88/97.

Культура безопасности была определена как квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности объекта … является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность [3].

В 2005 году под эгидой ВОЗ в Москве проведен День Альянса за безопасность пациентов, позволивший руководителям отечественного здравоохранения обратить внимание на эту проблему, так как в России практически отсутствуют научные исследования по культуре безопасной больничной среды в отечественных медицинских организациях [1].

В ходе анализа теоретических источников нами было сформулировано определение культуры безопасной больничной среды как интегрированной структуры индивидуального и организационного поведения, основанной на общих убеждениях и ценностях всех членов коллектива, которые постоянно стремятся к минимизации вреда пациенту в процессе оказания медицинской помощи.

Методы исследования. Для исследования выбрана методика, разработанная и апробированная Агентством по исследованиям и качеству в здравоохранении (Agency for Health Care Research and Quality) (AHRQ) в 2004 году в США [4]. Используя разработанную AHRQ методику, можно выявить сильные и слабые стороны в культуре безопасной больничной среды для пациентов, используя субъективное мнение сотрудников медицинской организации.

С момента начала практических исследований, проводимых AHRQ с 2004 году, данная методика апробирована и успешно используется в сотнях больниц по всей территории США и других государств. В 2006 году AHRQ профинансировало формирование сравнительной базы данных результатов исследований в области культуры безопасности. База данных включает в себя добровольно представленные данные из больниц США, проводивших исследования по культуре безопасной больничной среды. Сравнительная база данных отчетов была сформирована на основе исследований, проводимых с 2007 года, в них в разные годы приняли участие от 382 до 1032 больниц, опросу в которых подвергались от 108621 до 472 397 сотрудников. Результаты, представленные в сравнительной базе данных, показывают изменения исследуемых параметров во времени.

Анкета-опросник состоит из 42 основных вопросов, распределенных в девяти разделах. Вопросы имеют положительную и отрицательную формулировку. Отрицательно сформулированные вопросы в анкете-опроснике и при группировке вопросов при анализе отмечены (*).

В анализ культуры безопасной больничной среды, согласно выбранной методике, включены двенадцать характеристик:

1. Работа в команде (4 вопроса).

2. Действия руководителей, в вопросах безопасности пациентов (4 вопроса)

3. Организационное обучение (3 вопроса).

4. Поддержка руководством безопасности пациентов (3 вопроса).

5. В целом восприятие безопасности пациентов (4 вопроса).

7. Открытость общения (4 вопроса).

9. Работа в команде в рамках подразделения (4 вопроса).

10. Кадровое обеспечение (3 вопроса).

11. Перемещение внутри больницы (3 вопроса).

12. Реакция на ошибки (4 вопроса).

Методика предусматривает самостоятельный выбор исследователем пороговой границы, на основании которой характеристики будут оцениваться как положительные и отрицательные. Нами выбрана граница в 50 %. Надежность и внутреннюю согласованность вопросов в блоках определяет коэффициент альфа Кронбаха. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине.

Оценка сроков работы сотрудников в системе здравоохранения, в данной профессии и данной организации показал, что коллектив организации состоит из опытных квалифицированных сотрудников, более 80 % которых имеют стаж работы в здравоохранении, данной организации и данной должности свыше 5 лет, что свидетельствует о наличии устойчивых традиций и отлаженного стиля работы в организации (табл. 1 и рис. 2).

trif1.tiff

Рис. 1. Распределение респондентов по занятости в областях медицины, ( % к итогу)

Сроки работы сотрудников в сфере здравоохранения, в данной организации и данной должности

В здравоохранении (абс. число / %)

В данной мед. организации

В нынешней должности

От 11 до 15 лет

От 16 до 20 лет

trif2.tiff

Рис. 2. Распределение респондентов по срокам работы в должности, организации, системе здравоохранения

Число проголосовавших (абс. числ)

Категорически не согласен (абс. числ/ %)

Не согласен (абс. числ/ %)

Не знаю (абс. числ/ %)

Согласен (абс. числ/ %)

Полностью согласен (абс. числ/ %)

A1 – Сотрудники больницы поддерживают друг друга

A3 – Когда необходимо сделать большой объем работы быстро, мы работаем вместе, как команда

A4 – В больнице сотрудники относятся друг к другу с уважением

A11 – Когда кто-то из сотрудников очень занят, коллеги всегда готовы помочь

trif3.tiff

С2 – Персонал открыто говорит, если видит что-то, что может негативно повлиять на лечение пациентов

С4 – Персонал не стесняется задавать вопросы более опытным сотрудникам о том, как поступить

С6* – Сотрудники боятся задавать вопросы, когда видят ошибки в действиях других

trif4.tiff

Вывод: Поддержке руководством безопасности пациентов – это слабая сторона культуры безопасной больничной среды. Руководство организации уделяет недостаточно внимания вопросам безопасности пациентов.

Поддержка руководством безопасности пациентов

F1 – Руководство обеспечивает рабочую атмосферу, которая способствует безопасности пациентов

F8 – Действия руководства показывают, что безопасность пациентов является главным приоритетом.

F9*- Руководство проявляет заинтересованность в безопасности пациентов только после неблагоприятных происшествий.

trif5.tiff

Работа в команде

Работа в команде в рамках подразделения

Перемещение внутри больницы

Действия руководителей, в вопросах безопасности пациентов

Реакция на ошибки

Поддержка руководством безопасности пациентов

В целом восприятие безопасности пациентов

trif6.tiff

Выводы. В современных условиях стремительного развития медицинских технологий, применяемых для диагностики и лечения различных заболеваний, актуальным является вопрос создания на уровне медицинской организации условий, минимизирующих неблагоприятные последствия медицинских вмешательств.

1. На пути создания высокой культуры безопасности необходимо обеспечить приверженность этому делу руководства организации. Подтверждением этого является то, что руководители высшего звена выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве примера для своих сотрудников.

На основании проведенного исследования были разработаны практические рекомендации, призывающие коллектив и руководство организации к разработке и внедрению плана по снижению рисков, протоколов по безопасному применению лекарственных средств, программ управления рисками, правил и процедур идентификации пациентов, алгоритмов безопасной и эффективной передачи информации внутри организации. А также, внедрению в работу организации строгой системы отчетности о безопасности и создание внутриорганизационной базы данных о нежелательных событиях культуры безопасности, для сравнения их в динамике в ходе последующих исследований.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме. В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 2. Участие в организации безопасной окружающей

среды для участников лечебно-диагностического процесса

МДК.04.02. Организация и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными

Тема: Обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала при работе с биологическими жидкостями пациента

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрена на заседании

ПЦМК профессиональных модулей

Протокол от _________ № _______

Пояснительная записка

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме. В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения

проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций

методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов

порядок проведения первичной обработки при попадании биологических выделений на кожу и слизистые, при уколах и порезах

требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала медицинской организации

Формируемые компетенции:

П.К. 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

П.К. 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

П.К. 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

П.К. 4.10. Владеть основами гигиенического питания.

П.К. 4.11.Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала при работе с биологическими жидкостями пациента

Место проведения кабинет доклинической практики.

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для первичного освоения умений по Обеспечение безопасной больничной среды при работе с биологическими жидкостями пациента

Цели занятия:

1.Образовательная:

После изучения темы студент должен уметь: обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения; проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств; проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

2. Воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1); Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3);

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения

проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций

методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов

порядок проведения первичной обработки при попадании биологических выделений на кожу и слизистые, при уколах и порезах

требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала медицинской организации

Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются активные методы обучения (проблемно-ситуационные задачи, элементы симуляционного тренинга).

Междисциплинарная интеграция: теория и практика сестринского дела, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Внутридисциплинарная интеграция: Способы реализации сестринского ухода, Технологии выполнения медицинских услуг, как способ реализации сестринского ухода, Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, Основы профилактики внутрибольничной инфекции, Сбор информации о состоянии здоровья пациента.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.

Материально-техническое обеспечение занятия: манипуляционный столик, емкости с дезинфицирующими растворами, вата, бинт, марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев, ножницы, клеенка, этиловый спирт (70%), мешок для отходов.

Самостоятельная работа: Заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 18

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.

3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию

- входной контроль с целью определения уровня знаний;

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 4.7, 4.8 (приложение № 2)

Цель - сформировать умения по данной теме

Индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация

ОК 4; ОК5 (приложение № 4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные умения

Использование активных форм опроса: решение студентами ситуационных задач

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Самостоятельная работа: заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 18.

Инструкция: Вам представлено 25 тестовых заданий. Выберите один правильный ответ. Время на выполнения заданий 25 мин. Пользоваться литературой и иными источниками при ответе на тестовые задания запрещается.

1. ВИЧ-инфекция относится к разряду:

А) парентеральные или кровяные инфекции

Б) кишечные инфекции

2. Вирус иммунодефицита человека:

3.Характеристика вируса иммунодефицита человека:

А) не стоек во внешней среде, гибнет при температуре 56 градусов через 30 минут, при кипячении через 1 – 2 минуты, под действием дезсредств моментально

Б) стоек во внешней среде, гибнет только под действием 5% хлорамина

В) стоек во внешней среде, уничтожается любым дезсредством

4.Пути передачи ВИЧ в организм человека:

А) контактно-бытовой, воздушно-капельный

Б) алиментарный, контактный

В) половой, парентеральный, вертикальный

А) мокрота, сперма, моча

Б) кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко, спинномозговая жидкость

В) кал, моча, кровь

6. Защитная одежда медработников при работе с кровью:

А) перчатки, халат, колпак, респиратор, при необходимости защитные очки или щитки, клеенчатый фартук при заборе крови

Б) ношение хирургического костюма

В) нет специальных мероприятий

7. Содержимое аварийной аптечки для профилактики ВИЧ-инфекции:

А) йод, вата, спирт 96 град.

Б) марганцовка, йод, спирт 70 град., лейкопластырь, протаргол, альбуцид, запасные перчатки, клей БФ медицинский, бинт, вата

В) глюкоза 40%, нашатырь

8. После аварийной ситуации (например, прокол иглой пальца после инъекции) нужно сообщить об этом старшей (главной) медсестре с записью в:

А) прививочный журнал

Б) журнал по расходу бланков листков нетрудоспособности

В) аварийный журнал

9. Все медработники, работающие с кровью должны сдавать анализ крови на ВИЧ-инфекцию и гепатит:

Б) 1 раз в 5 лет

В) 1 раз в 6 месяцев

10. Методы профилактики ВИЧ-инфекции:

А) проведение санитарно-просветительной работы, тщательное обследование всех доноров крови, защищенный половой контакт, строгое соблюдение санэпидрежима, проведение инвазивных процедур строго по показаниям

Б) ношение респиратора, витаминотерапия, массаж

В) своевременная диагностика, дезинфекция, дератизация

11. Универсальные меры профилактики медработников:

А) не общаться с пациентами

Б) каждого пациента условно считать как ВИЧ-инфицированного, осторожно обращаться с острыми инструментами, спецодежда для защиты кожи, слизистых, наличие аварийных аптечек, ведение аварийного журнала, регулярные профилактические обследования

В) гигиена рук медработников

12. Гепатиты, передающиеся парентеральным путем:

А) 345 от 10.08.2000 г.

Б) 408 от 12.07.1989 г.

В) 120 от 07.03.1960 г.

14. Специальная одежда, защищающая медсестру от возможного попадания крови и других биологических жидкостей на кожу или слизистые оболочки при выполнении манипуляций:

А) хирургический костюм, колпак

Б) маска, халат, шапочка

В) халат, мед. шапочка, одноразовые резиновые перчатки, респиратор, очки, влагонепроницаемый фартук

15. Манипуляции, при которых может произойти заражение кровью или другими биологическими жидкостями:

А) аускультация пациента, измерение артериального давления

Б) инвазивные процедуры, соприкосновение со слизистыми оболочками, соприкосновение с поврежденной кожей пациентов, контакт с поверхностями, загрязненными кровью

В) термометрия, ультразвуковое исследование

16. Чаще подвержены риску медработники, соприкасающиеся с:

А) кровью и ее компонентами, спермой, вагинальным секретом, слюной, слезами, потом, грудным молоком инфицированной женщины

Б) моча, кал, мокрота

В) спинномозговая жидкость, пунктат из лимфоузла

17. При попадании крови на халат, одежду:

А) снять халат и сдать в стирку

Б) обработать это место 3% раствором хлорамина, обеззаразить перчатки, затем снять халат и погрузить в 3% раствор хлорамина на 1 час, затем сдать в стирку

В) продолжать работать, в конце дня халат сменить

18. При уколе, порезе:

А) сразу же снять перчатки, промыть руки с мылом под проточной водой, смазать йодом место укола

Б) снять перчатки и заклеить ранку лейкопластырем

В) прямо в перчатках вымыть руки с мылом под проточной водой, снять перчатки и погрузить в дезраствор, выдавить из ранки под проточной водой 2 – 3 капли крови, промыть ее под струей воды с мылом, обработать 70 % спиртом, промыть еще раз водой, обработать 5% раствором йода и заклеить лейкопластырем

19. При попадании крови на кожные покровы:

А) с мылом промыть участок кожи под струей воды, затем обработать 70% спиртом

Б) обработать 3% перекисью водорода

В) смазать 5% раствором йода

20. При попадании биологической жидкости в рот:

А) прополоскать рот 2% раствором соды

Б) прополаскать рот и горло 70% спиртом или слабым раствором перманганата калия

В) смазать горло раствором йодинола

21. После аварийной ситуации за пострадавшим устанавливается наблюдение в течение:

22. Повторные исследования на наличие антител к ВИЧ после аварийной ситуации проводятся:

А) через 3, затем через 6 месяцев

Б) через месяц, затем через 2 недели

В) через трое суток, а затем через месяц

23. При попадании биологической жидкости в нос:

А) хорошо высморкаться и закапать раствор альбуцида

Б) промыть проточной водой или слабым раствором марганцовки, закапать 1% раствор протаргола

В) промыть 70% спиртом

24. Для уменьшения риска перед надеванием перчаток нужно обработать кожу ногтевых фаланг:

25. Если целостность кожных покровов на руках нарушена, то перед началом работы ранки следует:

Нажмите, чтобы узнать подробности

учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, искусственное подавление иммунитета при пересадке органов и тканей — эти, а также многие другие факторы усиливают угрозу распространения инфекций среди пациентов и персонала.

Как будущие медицинские работники студенты должны знать о проблемах медицинской безопасности не только персонала, но и пациентов – это повысит их профессиональный статус. К тому же эта тема необычна, интересна, особенно в наше время, когда возрастает число инфекций.

Инфекционная безопасность в медицинских

организациях

В проблеме охраны здоровья медицинского персонала сконцентрированы «болевые

населения. К числу ВБИ, по определению Европейского

регионального бюро ВОЗ, относятся не только заболева-

ния, появляющиеся у пациентов в результате оказания

медицинской помощи в стационарах и амбулаторно- поли-

клинических учреждениях, но и инфекции медицинских

работников. Возникающие в результате их профессио-

нальной деятельности.

Инфекционные заболевания медицинского персонала,

связанные с профессиональной деятельностью, огромный

пласт внутрибольничных инфекций. Заражение медпер-

сонала происходит в результате реализации, как естествен-

ных механизмов передачи, так и артифициального,

искусственного, созданного медициной механизма передачи.

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны. Классификация медицинских отходов по степени их опасности:

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны.

Классификация медицинских отходов по степени их опасности:


Факторы риска для пациентов Пациент МО — это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социаль- ного благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни. Факторы риска, негативно влияющие на пациента в МО, можно условно разделить на две группы: • психосоциальные; • угрожающие безопасности жизнедеятельности человека. Факторы риска для медицинской сестры В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья: • физические; • химические; • биологические; • психологические.

Факторы риска для пациентов

Пациент МО — это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социаль-

ного благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от

болезни, переживанием стесненной свободы. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни. Факторы риска, негативно влияющие на

пациента в МО, можно условно разделить на две группы:

• психосоциальные;

• угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Факторы риска для медицинской сестры

В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

• физические;

• химические;

• биологические;

• психологические.

Заражению медицинских работников способствуют:

· своеобразие экологических условий лечебных учреждений: колоссальная концентрация ослабленных лиц на ограниченных территориях (в палатах, отделениях), своеобразный микробный пейзаж в стационарах;

· наличие большого числа источников инфекции (больных и носителей среди пациентов);

· наличие потенциальных источников инфекции среди медицинского персонала (носители, больные);

· усугубление эпидемиологической обстановки среди населения: рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, сифилисом, туберкулёзом, вирусными гепатитами В, С и др.;

· нарастающий вал агрессии инвазивных вмешательств (диагностических и лечебных процедур), во время которых могут инфицироваться не только пациенты,

но и медицинский персонал;

· широкое применение антибиотиков, изменяющих биоценоз

слизистых оболочек и кожных покровов медицинского

микроорганизмов;

· ускорение темпов эволюции микроорганизмов –возбудителей

Механизмы и пути передачи инфекций, в том числе ВБИ: 1. Контактный механизм передачи реализуется следующими путями: • прямой контакт с кожей или слизистыми; • опосредованный – имплантационный (например, шовный материал), инфузионный, трансфузионный, аппаратный (например, ИВЛ), гемоконтактный. 2. Аспирационный механизм передачи: • воздушно-капельный путь (фактор передачи – аэрозоль, содержащий возбуди-теля); • воздушно-пылевой путь (фактор передачи – контаминированная пыль, постельные принадлежности). 3. Фекально-оральный механизм передачи реализуется через: • водный путь (фактор передачи – контаминированная вода); • пищевой путь (фактор передачи – контаминированные пищевые продукты); • контактно-бытовой путь (фактор передачи – контаминированные бытовые предметы). 4. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении). 5. Трансмиссивный механизм реализуется с помощью кровососущих переносчиков (фактор передачи – вши, клещи и т. п.).

Механизмы и пути передачи инфекций, в том числе ВБИ:

1. Контактный механизм передачи реализуется следующими путями:

• прямой контакт с кожей или слизистыми;

• опосредованный – имплантационный (например, шовный материал), инфузионный, трансфузионный, аппаратный (например, ИВЛ), гемоконтактный.

2. Аспирационный механизм передачи:

• воздушно-капельный путь (фактор передачи – аэрозоль, содержащий возбуди-теля);

• воздушно-пылевой путь (фактор передачи – контаминированная пыль, постельные принадлежности).

3. Фекально-оральный механизм передачи реализуется через:

• водный путь (фактор передачи – контаминированная вода);

• пищевой путь (фактор передачи – контаминированные пищевые продукты);

• контактно-бытовой путь (фактор передачи – контаминированные бытовые предметы).

4. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении).

5. Трансмиссивный механизм реализуется с помощью кровососущих переносчиков (фактор передачи – вши, клещи и т. п.).

Профилактика внутрибольничного инфицирования ВИЧ Основой профилактики внутрибольничного инфицирования ВИЧ-инфекцией является соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с установленными требованиями (САНПИН 2.1.3.2630-10

Профилактика внутрибольничного инфицирования ВИЧ

Основой профилактики внутрибольничного инфицирования ВИЧ-инфекцией является

соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях

в соответствии с установленными требованиями (САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую

лактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций (гепатит В, С, ВИЧ и других).

СОСТАВ АПТЕЧКИ АНТИ СПИД (ЭКСТРЕННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПАРЕНТЕРАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ)

Аптечка экстренной профилактики парентеральных инфекций – (Анти ВИЧ, гепатит и т.д.) согласно приказу №1н Минздрав РФ от 09.01.2018. должна состоять из:

раствор йода 5% - 1 шт.

спирт медицинский (раствор этанола) 70%

бинт стерильный марлевый 5Х10 см — 2шт.

лейкопластырь бакт. 1.9 Х 7.2 — 3шт.

салфетка марлевая медицинская стерильная (16 см х 14 см) 10 шт.

Профилактика профессионального инфицирования ВИЧ

Профилактика профессионального инфицирования ВИЧ

Cодержание основных законов и нормативных актов по обеспечению режима инфекционной безопасности в МО:

Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.

Приказ №295 «О введении в действие правил проведения обязательного меди-цинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходит обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ.

Гигиена рук медицинских работников в системе профилактики ВБИ Правильная и своевременная обработка рук медицинского персонала МО – одно из ведущих мероприятий в борьбе с ВБИ и гарантия безопасности персонала и пациентов. Транзиторная микрофлора, попав на кожу, сохраняется на руках около 24 часов и может быть легко удалена с помощью обычного мытья рук и последующей обработки кожными антисептиками . Евростандарт обработки EN-1500

Гигиена рук медицинских работников в системе профилактики ВБИ

Правильная и своевременная обработка рук медицинского персонала МО – одно из ведущих мероприятий в борьбе с ВБИ и гарантия безопасности персонала и пациентов.

Транзиторная микрофлора, попав на кожу, сохраняется на руках около

24 часов и может быть легко удалена с помощью обычного мытья рук

и последующей обработки кожными антисептиками .

Евростандарт обработки EN-1500

Большую опасность для медработников представляют внутрибольничные инфекции,

способные распространяться в ходе переливания крови и ее препаратов, использования

и сбора травмоопасных медицинских инструментов, а также при тесном бытовом контакте

с источником инфекции. Контакт с пациентами, инфицированными штаммами внутриболь-

ничных микроорганизмов, резко повышает риск заболевания персонала инфекциями.

Самым уязвимым звеном по ВБИ считаются родильные отделения и учреждения родовспоможения (более 40% случаев).

На 2-м месте после роддомов по частоте встречаемости ВБИ – хирургические стационары, на 3-м – поликлиники. Наиболее распространенной ВБИ в нашей стране часто называют гепатит B и C, ВИЧ-инфекцию, это указывает на грубые нарушения санитарно-гигиенических норм или несовершенство учета внутрибольничной заболеваемости.

Безопасность медицинского работника является очень актуальной темой для российского здравоохранения, а решение этого вопроса требует комплексного подхода: проведения профилактических мероприятий, наличия безопасных медицинских изделий в МО, а также четкого осознания самим сотрудником важности данной проблемы.

Эпидемиологическая безопасность оказания медицинской помощи постепенно становится

одним из важных критериев качества оказания медицинских услуг, а значит, и рейтинговым показателем для медицинского учреждения.

Эпидемиологическую безопасность - совокупность условий, при которых отсутствует

недопустимый риск возникновения у пациента и медицинского персонала заболевания, а

также отсутствует практика заражения в момент оказания меди-цинской помощи.

В настоящее время, один из векторов здравоохранения, который затрагивает практически все страны мира – это повышение качества безопасности медицинской помощи.

Главным компонентом обеспечения эпидемиологической безопасности медицинской технологии, является стерилизация.

Для более полной и адекватной оценки мероприятий, связанных с эпидемиологической безопасностью медицинской помощи необходимо разработать окончательные критерии эпидбезопасности, при этом ныне существующие критерии должны заменяться на наиболее удачные разработки, которые будут поступать в практику медицинского контроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме. В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 2. Участие в организации безопасной окружающей

среды для участников лечебно-диагностического процесса

МДК.04.02. Организация и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными

Тема: Обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала при работе с биологическими жидкостями пациента

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрена на заседании

ПЦМК профессиональных модулей

Протокол от _________ № _______

Пояснительная записка

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме. В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения

проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций

методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов

порядок проведения первичной обработки при попадании биологических выделений на кожу и слизистые, при уколах и порезах

требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала медицинской организации

Формируемые компетенции:

П.К. 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

П.К. 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

П.К. 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

П.К. 4.10. Владеть основами гигиенического питания.

П.К. 4.11.Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала при работе с биологическими жидкостями пациента

Место проведения кабинет доклинической практики.

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для первичного освоения умений по Обеспечение безопасной больничной среды при работе с биологическими жидкостями пациента

Цели занятия:

1.Образовательная:

После изучения темы студент должен уметь: обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения; проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств; проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

2. Воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1); Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3);

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

использовать моющие и дезинфицирующие средства для дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, изделий медицинского назначения, и предстерилизационной очистке изделий медицинского назначения

проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

проводить обеззараживание инфицированных, потенциально инфицированных и чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций

методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов

порядок проведения первичной обработки при попадании биологических выделений на кожу и слизистые, при уколах и порезах

требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала медицинской организации

Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются активные методы обучения (проблемно-ситуационные задачи, элементы симуляционного тренинга).

Междисциплинарная интеграция: теория и практика сестринского дела, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Внутридисциплинарная интеграция: Способы реализации сестринского ухода, Технологии выполнения медицинских услуг, как способ реализации сестринского ухода, Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, Основы профилактики внутрибольничной инфекции, Сбор информации о состоянии здоровья пациента.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.

Материально-техническое обеспечение занятия: манипуляционный столик, емкости с дезинфицирующими растворами, вата, бинт, марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев, ножницы, клеенка, этиловый спирт (70%), мешок для отходов.

Самостоятельная работа: Заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 18

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.

3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию

- входной контроль с целью определения уровня знаний;

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 4.7, 4.8 (приложение № 2)

Цель - сформировать умения по данной теме

Индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация

ОК 4; ОК5 (приложение № 4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные умения

Использование активных форм опроса: решение студентами ситуационных задач

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Самостоятельная работа: заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 18.

Инструкция: Вам представлено 25 тестовых заданий. Выберите один правильный ответ. Время на выполнения заданий 25 мин. Пользоваться литературой и иными источниками при ответе на тестовые задания запрещается.

1. ВИЧ-инфекция относится к разряду:

А) парентеральные или кровяные инфекции

Б) кишечные инфекции

2. Вирус иммунодефицита человека:

3.Характеристика вируса иммунодефицита человека:

А) не стоек во внешней среде, гибнет при температуре 56 градусов через 30 минут, при кипячении через 1 – 2 минуты, под действием дезсредств моментально

Б) стоек во внешней среде, гибнет только под действием 5% хлорамина

В) стоек во внешней среде, уничтожается любым дезсредством

4.Пути передачи ВИЧ в организм человека:

А) контактно-бытовой, воздушно-капельный

Б) алиментарный, контактный

В) половой, парентеральный, вертикальный

А) мокрота, сперма, моча

Б) кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко, спинномозговая жидкость

В) кал, моча, кровь

6. Защитная одежда медработников при работе с кровью:

А) перчатки, халат, колпак, респиратор, при необходимости защитные очки или щитки, клеенчатый фартук при заборе крови

Б) ношение хирургического костюма

В) нет специальных мероприятий

7. Содержимое аварийной аптечки для профилактики ВИЧ-инфекции:

А) йод, вата, спирт 96 град.

Б) марганцовка, йод, спирт 70 град., лейкопластырь, протаргол, альбуцид, запасные перчатки, клей БФ медицинский, бинт, вата

В) глюкоза 40%, нашатырь

8. После аварийной ситуации (например, прокол иглой пальца после инъекции) нужно сообщить об этом старшей (главной) медсестре с записью в:

А) прививочный журнал

Б) журнал по расходу бланков листков нетрудоспособности

В) аварийный журнал

9. Все медработники, работающие с кровью должны сдавать анализ крови на ВИЧ-инфекцию и гепатит:

Б) 1 раз в 5 лет

В) 1 раз в 6 месяцев

10. Методы профилактики ВИЧ-инфекции:

А) проведение санитарно-просветительной работы, тщательное обследование всех доноров крови, защищенный половой контакт, строгое соблюдение санэпидрежима, проведение инвазивных процедур строго по показаниям

Б) ношение респиратора, витаминотерапия, массаж

В) своевременная диагностика, дезинфекция, дератизация

11. Универсальные меры профилактики медработников:

А) не общаться с пациентами

Б) каждого пациента условно считать как ВИЧ-инфицированного, осторожно обращаться с острыми инструментами, спецодежда для защиты кожи, слизистых, наличие аварийных аптечек, ведение аварийного журнала, регулярные профилактические обследования

В) гигиена рук медработников

12. Гепатиты, передающиеся парентеральным путем:

А) 345 от 10.08.2000 г.

Б) 408 от 12.07.1989 г.

В) 120 от 07.03.1960 г.

14. Специальная одежда, защищающая медсестру от возможного попадания крови и других биологических жидкостей на кожу или слизистые оболочки при выполнении манипуляций:

А) хирургический костюм, колпак

Б) маска, халат, шапочка

В) халат, мед. шапочка, одноразовые резиновые перчатки, респиратор, очки, влагонепроницаемый фартук

15. Манипуляции, при которых может произойти заражение кровью или другими биологическими жидкостями:

А) аускультация пациента, измерение артериального давления

Б) инвазивные процедуры, соприкосновение со слизистыми оболочками, соприкосновение с поврежденной кожей пациентов, контакт с поверхностями, загрязненными кровью

В) термометрия, ультразвуковое исследование

16. Чаще подвержены риску медработники, соприкасающиеся с:

А) кровью и ее компонентами, спермой, вагинальным секретом, слюной, слезами, потом, грудным молоком инфицированной женщины

Б) моча, кал, мокрота

В) спинномозговая жидкость, пунктат из лимфоузла

17. При попадании крови на халат, одежду:

А) снять халат и сдать в стирку

Б) обработать это место 3% раствором хлорамина, обеззаразить перчатки, затем снять халат и погрузить в 3% раствор хлорамина на 1 час, затем сдать в стирку

В) продолжать работать, в конце дня халат сменить

18. При уколе, порезе:

А) сразу же снять перчатки, промыть руки с мылом под проточной водой, смазать йодом место укола

Б) снять перчатки и заклеить ранку лейкопластырем

В) прямо в перчатках вымыть руки с мылом под проточной водой, снять перчатки и погрузить в дезраствор, выдавить из ранки под проточной водой 2 – 3 капли крови, промыть ее под струей воды с мылом, обработать 70 % спиртом, промыть еще раз водой, обработать 5% раствором йода и заклеить лейкопластырем

19. При попадании крови на кожные покровы:

А) с мылом промыть участок кожи под струей воды, затем обработать 70% спиртом

Б) обработать 3% перекисью водорода

В) смазать 5% раствором йода

20. При попадании биологической жидкости в рот:

А) прополоскать рот 2% раствором соды

Б) прополаскать рот и горло 70% спиртом или слабым раствором перманганата калия

В) смазать горло раствором йодинола

21. После аварийной ситуации за пострадавшим устанавливается наблюдение в течение:

22. Повторные исследования на наличие антител к ВИЧ после аварийной ситуации проводятся:

А) через 3, затем через 6 месяцев

Б) через месяц, затем через 2 недели

В) через трое суток, а затем через месяц

23. При попадании биологической жидкости в нос:

А) хорошо высморкаться и закапать раствор альбуцида

Б) промыть проточной водой или слабым раствором марганцовки, закапать 1% раствор протаргола

В) промыть 70% спиртом

24. Для уменьшения риска перед надеванием перчаток нужно обработать кожу ногтевых фаланг:

25. Если целостность кожных покровов на руках нарушена, то перед началом работы ранки следует:

Читайте также: