Методические разработки пособия рекомендации по организации и проведению воспитательной работы

Обновлено: 17.05.2024

Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе.

Классный руководитель планируют воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана воспитательной работы школы на учебный год. Планирование включает в себя разработку плана воспитательной работы класса на учебный год.

Классный руководитель, исходя из задач деятельности класса, может разрабатывать комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся, другую планирующую документацию.

Содержание работы классного руководителя отражается в дневнике классного руководителя и журнале, в результатах их педагогических исследований, методических материалах, иных формах отчетности.

Классный руководитель участвует в работе методического объединения классных руководителей школы, которое создается на правах предметной комиссии с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной работы, повышения квалификации, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЁ УЧЕТ

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы.

Планирование воспитательной работы в классе представляет собой совместную деятельность классного руководителя, детей и взрослых, в ходе которой определяются цели, содержание и формы организации воспитательного процесса.

Прежде чем приступить к написанию плана воспитательной работы в классе, не забудьте:

- ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы на современном этапе;

- изучить документы школы, регламентирующие организацию воспитательной работы в классе;

- изучить особенности развития воспитательной ситуации в классе;

- изучить особенности возраста учащихся класса и определить, исходя из них цели и задачи воспитательной работы;

- изучить уровень развития коллектива класса;

- получить консультацию заместителя по воспитательной работе (если требуется)

- изучить анализ развития классного коллектива за предыдущий год, проблемы и перспективы развития;

- изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;

- привлечь учащихся и родителей к планированию.

Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.

Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.

Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.

Коллективное планирование жизнедеятельности класса.

Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы.

При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности:

1) найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию;

2) избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию:

учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

разнообразие форм и методов;

творческий характер планирования.

План воспитательной работы классного руководителя состоит из восьми разделов:

Анализ воспитательной работы за прошедший год.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Основные направления и дела классного коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с родителями.

Планируемые итоги воспитательной работы (ожидаемый результат)

Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Дневник классного руководителя (список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений и т.п.).

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год.

Примерная программа анализа воспитательной работы в классе, предложенная Е. Н. Степановым .

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в классе в прошедшем году:

Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса:

Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).

Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:

Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т. д.

Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом :

Частота и характер контактов с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса.

Результативность организации родительских собраний в классе. Эффективность индивидуальной работы с родителями. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса :

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

об удачах и находках, о накопленном положительном опыте; об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;

о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее :

Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д. за прошедший год.

Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

Другие аналитические материалы.

Что касается целей воспитания на уровне классного сообщества, их определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания.

Наиболее предпочтительными могут стать:

Включение детей в различного рода творческую деятельность.

Формирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные формы хозяйствования.

Организация культурно-досуговой деятельности и др.

В плане работы классного руководителя наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленной цели.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников.

Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Классный руководитель определяет цели и задачи, исходя из особенностей класса, специфики его жизнедеятельности.

При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:

- планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.

- каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.

Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, школы и т. д.

При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе.

Индивидуальная работа с учащимися — работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение классным руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздействия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.

Программа действий классного руководителя по реализации индивидуального подхода к воспитаннику может быть представлена следующими этапами:

Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в поведении подростка.

Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.

3.Работа с воспитанником по разработанной программе.

Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью коррекции поведения школьников являются:

- Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.

- Оказание помощи в организации положительных связей в школе и вне ее.

- Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.

- Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т. д.

- Направление на обследование, лечение (с согласия родителей).

- Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.

- Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.

- Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.

- Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.

- Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

-Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

- Создание условий для развития личности учащегося.

- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведения в школе и вне нее.

- Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.

- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

- Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Эффективность воспитательной работы определяют :

- уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

- уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т. п.);

- разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т. п.;

- постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

- уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

- степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

- контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

- глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

- комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.

Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы структуры плана.

Похожие документы:

Методические рекомендации по плани рованию воспитательной работы в классе и ее учету классными руководителями в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Зельва

В помощь классному руководителю Т. Н. Мацкевич Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе и ее учету классными руководителями в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего .

Планирование воспитательной работы в классе и ее учет введение

. ; план работы и протоколы заседаний методического объе­динения классных руководителей; расписание работы клубов, кружков, секций; сценарии воспитательных мероприятий .

Методические рекомендации Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзамена. Рытова О. А

. методических рекомендациях даны стратегии и формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися выпускных классов . по плану. . методических объединениях классных руководителей по . работы с педагогами родителями как участниками учебно-воспитательного .

Методические рекомендации для студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах

. Н.А., заместитель директора по научно-методической работе; Осалихина Т.А., преподаватель методики воспитательной работы; Тряскина Н.М., . документации классного руководителя. ПК 3.5 ОК 2, 9, 11 Конспекты родительских собраний в классе (4); план работы с .

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования

. родителям, в помощь классному руководителю и т. д.); по направлениям (работа по профориентации, работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, работа с семьей, профилактика табакокурения .

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного занятия

· Разработку серии занятий

· Разработку темы программы

· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Структура методической разработки занятия

В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:

Обоснование выбора темы занятия

Методические рекомендации по проведению занятия

План занятия (с технологической картой)

Дидактический материал к занятию (в виде приложений)

Список литературы (источников) для учащихся

Список литературы для педагога

Рекомендуемый план занятия

1. Тема программы

Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:

Занятие изучения нового учебного материала

Занятие совершенствование знаний, умений, навыков

Занятие обобщения и систематизации знаний

Занятие контроля знаний, умений и навыков

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:

Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

5. Цель методическая.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Материально-техническое обеспечение занятия.

Рекомендуемая технологическая карта занятия

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

Методические

Способы организации деятельности

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)

3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Методы и методические приемы обучения

Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Многообразие методов:

Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:

· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.

· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.

· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.

· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.

· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.

· Контрольный метод.

· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.

· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).

· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.

· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.

· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами.

Классификация методов обучения

Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:

М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:

· методы приобретения новых знаний

· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

Организационная классификация Ю. К.Бабанского:

· методы организации учебно-познавательной деятельности

· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):

· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

· проблемное изложение материала

· частично-поисковый (эвристический)

Кроме этого, выделяют методы обучения:

·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный

·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)

· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)

· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)

· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)

Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.

Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.

Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.

Для успешного проведения мероприятия необходимо знать существующие формы, уметь наполнить эти формы разнообразным содержанием, Владеть методикой организации мероприятий.

Оценить 2141 0

Методист МБУДО ЦТОиДТТ

Агафонова Е.В.

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро,

так как ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё негативное и опасное.

Нужно отвлечь их внимание и постараться, чтобы их чувства и ум тянулись

к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало стимул для

дальнейшего развития личности.

Свободное время детей включает самые разнообразные виды деятельности.

Особый интерес вызывают у ребят зрелищные формы коллективного досуга.

Из форм зрелищного досуга детям нравятся игровые программы,

инсценированные сказки, театрализованные представления.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается , формирует ценности, навыки, модели поведения в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей должен организовать разнообразную деятельность детей.

Организация мероприятий важны как для педагога, так и для учащихся, помогают сблизиться, установить хорошие отношения, пережить счастливые минуты единения, открывают неожиданные стороны личности как педагога, так и учащихся, что делает их друзьями на всю жизнь.

Для успешного проведения мероприятия необходимо знать существующие формы, уметь наполнить эти формы разнообразным содержанием, Владеть методикой организации мероприятий.

Формы воспитательных мероприятий:

Конкурсная программа, ролевая игра, диспут, лекторий, интеллектуальная игра, концерт, выставка, спектакль, эстафета, тренинг, дискотека, экскурсия, олимпиада, поход.

Формы воспитательных мероприятий

конкурс детского рисунка на асфальте

Тематические программы по пропаганде здорового образа жизни

День здоровья «Откуда берутся

урок здоровья «В гостях у доктора

Познавательная программа (игра)

«Самое удивительное о морских

«Путешествие по цветочной

«Знаем правила дорожного

День экологии «Знатоки природы

сказок А. Пушкина, викторина по

Мероприятия на социальную тему

Игровая конкурсная программа

Театрализованная игровая программа

Игровая театрализованная программа

«Неразлучные друзья взрослые и

Программа патриотической направленности

Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:

1.Планирование

- определение целей и задач ( сплотить учащихся, расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, отдохнуть и т. д), определить тематику, форму проведения, определение времени и места проведения, названия мероприятия. (название мероприятия должно быть емким, интригующим, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается), подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.

При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:

•Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.

•Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.

•Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.

Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры).

Для этого нужно ответить на несколько вопросов:

Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?

Если участвуют команды, то из какого количества человек состоит команда?

Сколько всего команд (участников)?

Каким образом отбираются команды (участники)?

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание?

Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?

Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?

Сколько времени отводится на каждый конкурс?

Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем. )

Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).

Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).

Как определяется победитель?

2. Разработка, подготовка

Разработать, распространить объявления, рекламу, приглашения.

Подготовить место проведения мероприятия - оформить согласно тематике мероприятия, атрибуты, декорации;

Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего, определить места, где переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.

Подготовить музыкальное оформление, световое оформление, техническое обеспечение мероприятия (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).

Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).

Пригласить жюри. В состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек.

Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия,

его задачи, критерии оценки).

- Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая, роль. Лучше с этой ролью справится человек, знающий всю кухню, человек, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил - все это, плюс многое другое, требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).

- Продумать, чем заполнить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы. ).

- Подготовить призы. Финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический, но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения.

3. Проведение

Выполнение выше перечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. И помните, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:

Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;

Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;

Мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.

4. Анализ мероприятия

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

Кто принимал участие, количество участников.

Соответствие мероприятия уровню развития учащихся.

-в подготовительный период;

-во время проведения мероприятия.

Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно - управляющую.

Поставленные задачи выполнены или не выполнены?

Что удалось, а что следует улучшить?

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

- Подобрать интересную для учащихся тему (можно использовать анкетирование).

- Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую).

- Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование.

- При разработке сценария обязательно определить роль учеников, зрителей, их обязанности.

- Продумать оформление места проведения мероприятия в форме соревнования

- Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия, проверить готовность технических средств.

- Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме.

Для успешного проведения мероприятия необходимо знать существующие формы, уметь наполнить эти формы разнообразным содержанием, Владеть методикой организации мероприятий.

Оценить 2142 0

Методист МБУДО ЦТОиДТТ

Агафонова Е.В.

Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро,

так как ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё негативное и опасное.

Нужно отвлечь их внимание и постараться, чтобы их чувства и ум тянулись

к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало стимул для

дальнейшего развития личности.

Свободное время детей включает самые разнообразные виды деятельности.

Особый интерес вызывают у ребят зрелищные формы коллективного досуга.

Из форм зрелищного досуга детям нравятся игровые программы,

инсценированные сказки, театрализованные представления.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается , формирует ценности, навыки, модели поведения в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей должен организовать разнообразную деятельность детей.

Организация мероприятий важны как для педагога, так и для учащихся, помогают сблизиться, установить хорошие отношения, пережить счастливые минуты единения, открывают неожиданные стороны личности как педагога, так и учащихся, что делает их друзьями на всю жизнь.

Для успешного проведения мероприятия необходимо знать существующие формы, уметь наполнить эти формы разнообразным содержанием, Владеть методикой организации мероприятий.

Формы воспитательных мероприятий:

Конкурсная программа, ролевая игра, диспут, лекторий, интеллектуальная игра, концерт, выставка, спектакль, эстафета, тренинг, дискотека, экскурсия, олимпиада, поход.

Формы воспитательных мероприятий

конкурс детского рисунка на асфальте

Тематические программы по пропаганде здорового образа жизни

День здоровья «Откуда берутся

урок здоровья «В гостях у доктора

Познавательная программа (игра)

«Самое удивительное о морских

«Путешествие по цветочной

«Знаем правила дорожного

День экологии «Знатоки природы

сказок А. Пушкина, викторина по

Мероприятия на социальную тему

Игровая конкурсная программа

Театрализованная игровая программа

Игровая театрализованная программа

«Неразлучные друзья взрослые и

Программа патриотической направленности

Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:

1.Планирование

- определение целей и задач ( сплотить учащихся, расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, отдохнуть и т. д), определить тематику, форму проведения, определение времени и места проведения, названия мероприятия. (название мероприятия должно быть емким, интригующим, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается), подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.

При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:

•Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.

•Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.

•Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.

Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры).

Для этого нужно ответить на несколько вопросов:

Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?

Если участвуют команды, то из какого количества человек состоит команда?

Сколько всего команд (участников)?

Каким образом отбираются команды (участники)?

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание?

Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?

Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?

Сколько времени отводится на каждый конкурс?

Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем. )

Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).

Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).

Как определяется победитель?

2. Разработка, подготовка

Разработать, распространить объявления, рекламу, приглашения.

Подготовить место проведения мероприятия - оформить согласно тематике мероприятия, атрибуты, декорации;

Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего, определить места, где переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.

Подготовить музыкальное оформление, световое оформление, техническое обеспечение мероприятия (фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).

Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).

Пригласить жюри. В состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек.

Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия,

его задачи, критерии оценки).

- Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая, роль. Лучше с этой ролью справится человек, знающий всю кухню, человек, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил - все это, плюс многое другое, требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).

- Продумать, чем заполнить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы. ).

- Подготовить призы. Финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический, но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения.

3. Проведение

Выполнение выше перечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. И помните, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:

Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;

Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;

Мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.

4. Анализ мероприятия

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

Кто принимал участие, количество участников.

Соответствие мероприятия уровню развития учащихся.

-в подготовительный период;

-во время проведения мероприятия.

Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно - управляющую.

Поставленные задачи выполнены или не выполнены?

Что удалось, а что следует улучшить?

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

- Подобрать интересную для учащихся тему (можно использовать анкетирование).

- Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую).

- Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование.

- При разработке сценария обязательно определить роль учеников, зрителей, их обязанности.

- Продумать оформление места проведения мероприятия в форме соревнования

- Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия, проверить готовность технических средств.

- Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме.

Читайте также: