Основные этапы работы по проверке ндс

Обновлено: 17.05.2024

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

В программе 1С при закрытии периода выполняется заполнение регламентных операций по НДС. Иногда возникает ситуация, что бухгалтер считает, что списал НДС, а он все еще отображается в документе Формирование записей книги покупок .

  • выявила ошибку несоответствия остатка НДС по приобретенным ценностям по счету 19 БУ и в подсистеме учета НДС;
  • рекомендовала выполнить регламентную операцию Формирование записи книги покупок . PDF

Настройка Универсального отчета

Универсальный отчет в программе расположен в разделе Отчеты — Стандартные отчеты — Универсальный отчет .

Заполнение шапки отчета

В шапке отчета укажите:

  • Период — период составления отчета;
  • Регистр накопления — тип источника данных;
  • НДС предъявленный — наименование регистра, в котором хранятся данные по принятию расходов УСН;
  • Остатки и обороты — данные регистра НДС предъявленный .


Настройка отчета

Откройте настройку отчета по кнопке Настройки . Выберите Вид — Расширенный.


Для отчета Проверка зависшего НДС заполним вкладки:

Вкладка Отборы

На вкладке Отборы по кнопке Добавить отбор укажите:

По кнопке Показывать выберите команду показывать В шапке отчета.

Заполненная вкладка Отборы выглядит следующим образом:


Вкладка Поля и сортировки

В окне Сортировки по кнопке Добавить укажите систему упорядочивания данных в отчете:


Вкладка Структура

Исходная структура отчета содержит только детальные записи. Для построения собственной структуры отчета удалите настройку, заданную по умолчанию по кнопке Удалить .

По кнопке Добавить задайте группируемые поля, как показано на рисунке.

Формирование отчета

По кнопке Сформировать отчет будет построен по заданной настройками форме.

Как видно из отчета, операция списания НДС прошла только по бухгалтерскому регистру, поэтому бухгалтеру нужно вернуться к ручной операции и добавить новую вкладку для ввода данных по регистру НДС предъявленный: кнопка ЕЩЕ — Выбор регистров — НДС предъявленный . PDF

После ручного ввода операции Списания НДС на прочие расходы в регистр НДС предъявленный PDF зависшего НДС отчет не покажет.

БухЭксперт8 советует сводить к минимуму ручные операции в 1С. Для списания НДС на прочие расходы нужно воспользоваться специальным документом Списание НДС : раздел Операции — Закрытие периода — Регламентные операции НДС , который автоматически создаст нужные проводки и в бухгалтерском и налоговых регистрах 1С. PDF

Можно посмотреть, как изменится ситуация, после использовании документа Списание НДС


Остатка по НДС теперь в регистре нет.

Чтобы каждый раз не пришлось настраивать отчет заново, БухЭксперт8 советует сохранить в 1С настройки по кнопке Сохранить вариант отчета .


После ввода наименования настройки, например, Проверка зависшего НДС, вам не придется каждый раз настраивать отчет заново. По кнопке Выбрать настройки достаточно обратиться к сохраненной настройке.


Настройки можно выгрузить или передать по почте. Подробнее:

Настройку Универсального отчета можно загрузить на другие компьютеры и базы данных по кнопке ЕЩЕ — Прочее — Изменить вариант отчета . Для этого в открывшейся форме настроек выберите команду Загрузить настройки : кнопка ЕЩЕ — Загрузить настройки .

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Проанализировать данные входящего НДС в налоговом отчете Книга покупок можно.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую..

Карточка публикации

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>


Сегодня мы с вами поговорим о замечательном инструменте, встроенном в программы 1С - об Экспресс-проверке ведения учета. Надеюсь, что этот отчет станет вам надежным помощником, при проверке правильности отражения операций, связанных с ведением книги продаж и книги покупок и вы сможете оперативно выявлять самые распространенные ошибки учета НДС в программе.

Как обычно работать мы с вами будем в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0.
В меню Отчеты находим отчет Экспресс-проверка

Вкладка

В открывшемся окне выбираем необходимый период и открываем настройки отчета:

Выбор периода

Так как в этой статье мы говорим об ошибках в учете НДС, то оставляем активными только два последних флажка. Остальные снимаем.

Настройка проверки только НДС

Можно раскрыть каждую возможность проверки и посмотреть, что программа будет проверять:

Просмотр критериев проверки

Нажимаем на кнопку Выполнить проверку и видим, например, вот такую картину:

Результат Экспресс-проверки

Почему я пишу "Например…"? Потому что, скорее всего у вас не будет такого количества ошибок в базе. Мы с коллегами очень постарались придумать пример, который будет вам интересен.

Итак, у нас по ведению книги продаж выявлено 11 ошибок. Что ж. Будем разбираться. Раскрываем наши ошибки, ого! Ошибки по ВСЕМ возможным параметрам проверки. Вот такие мы молодцы.

Ошибки экспресс-проверки по критериям

Давайте разбираться по порядку. Раскрываем первую найденную программой ошибку:

Просмотр первой ошибки

Итак, первое, на что указывает нам программа – это на несоблюдение хронологического порядка нумерации счетов-фактур. Более того, очень весело и резво программа предлагает в разделе Рекомендации предлагает запустить обработку по автоматической перенумерации документов. Вот как замечательно. Т.е. мы целый квартал с вами работали, выставляли нашим контрагентам счета-фактуры, а теперь раз, и все переделаем. Вот как раз этого делать и не нужно. В законе нигде не говорится, что мы обязаны строго соблюдать хронологию в нумерации счетов-фактур, так что эту ошибку мы воспримем как условную и ничего переделывать не будем.

Следующий этап проверки - полнота выписки счетов-фактур по реализации. Раскрывая этот этап, мы видим, что программа нам указывает на конкретный документ реализации, по которому мы по каким-то причинам не выставили счет-фактуру. Прямо из этой обработки мы можем открыть "проблемный" документ. Для этого надо два раза кликнуть по нему левой копкой мыши. Открыв документ, мы устраняем найденную ошибку:

Проблемный документ

9

Исправляем эту ошибку и переходим к следующей. Здесь уже более интересный случай. Программа проверила соответствие в БУ суммы выручки по счету 90.01.1 сумме начисленного НДС от реализации по счету 90.03. В детальном отчете ошибок программа указывает нам на "проблемный" документ, в котором, скорее всего и содержится ошибка. И ту мы видим такую ситуацию: Сумма выручки, База НДС и НДС рассчитанный по данному документу отсутствует, а вот НДС начисленный – равен 1525,42.

Ошибка соответствия в БУ суммы выручки по счету 90.01.1 сумме начисленного НДС от реализации по счету 90.03

Прежде чем открывать этот документ, давайте посмотрим на следующую ошибку в экспресс-проверке:

Проблемный документ 2

Мы видим, что в анализ попал тот же самый документ и на предыдущем этапе, только детальная информация об ошибке – прямо противоположная. Т.е. Сумма выручки, База НДС и НДС рассчитанный по данному документу есть, а вот НДС начисленный – отсутствует. Очевидно, что исправив документ – мы избавимся сразу от двух ошибок, выявленных экспресс-проверкой.

Открываем проблемный документ и по гиперссылке переходим в окно установки счетов учета. И в данном конкретном случае ошибка кроется в счет учета НДС:

Исправление счета учета в документе

Если вы указали в документе счет доходов 91.01, то счет учета НДС в этом случае должен быть 91.02.

Установка счета учета НДС

Это конечно добавляет некоторых сложностей при проверке декларации по НДС, но с этим придется смириться. Вносим исправление в счета учета, перепроводим документ и переформируем экспресс-проверку. Ошибок сразу стало на две меньше. Переходим к следующей строке нашего отчета:

Ошибка

Исправление ошибки

И просто "перенабрать" сумму реализации. А правильный НДС программа высчитает сама:

Исправленный документ Реализации

Проводим и закрываем документ и снова выполняем экспресс-проверку. Как видим, количество ошибок уменьшается. И следующая связана с отсутствием документа "Формирование записей книги продаж". Те пользователи, которые давно работают в программах 1С знают, что этот документ надо обязательно формировать в конце каждого квартала. Я рекомендую это делать всегда, даже если вы уверены в том, при автоматическом заполнении этот документ окажется пустым.

Ошибка

Прямо из этого отчета мы можем перейти в помощник по учету НДС или в разделе Операции перейти в список регламентных операций по НДС и сформировать необходимый документ.

Формирование записей книги продаж

Заполняем документ и снова выполним экспресс-проверку. Следующая ошибка связана с расхождением сумм НДС, начисленных с авансов и сумм по регистру "НДС продажи". Но в этом конкретном случае программа даже не дает нам подсказки. В каком документе нам искать ошибку:

Ошибка

Здесь нам может помочь ОСВ по счету 76АВ:

ОСВ по счету 76АВ

И в оборотно-сальдовой ведомости мы сразу же обращаем внимание на строку с пустым субконто. Открываем этот документ и видим, что эта проводка сделана с помощью операций введенной вручную.

Карточка счета 76АВ

Как правило, пользователи допускают большинство ошибок именно в ручных проводках. Мы сейчас не будем разбираться в тонкостях этого документа. Просто пометим его на удаление, как ошибочный. Наша цель – рассмотреть работу экспресс-проверки.

Следующая ошибка связана с неполным отражением в книге продаж операций по агентским договорам.

Ошибка

И последняя ошибка в разделе проверки ведения книги продаж связана с неполным отражением в книге продаж сумм НДС по СМР. Программа также предлагает нам решение проблемы, сформировав документ Начисление НДС по СМР в регламентных операциях по НДС:

Ошибка

Решение Ошибки

Документ также можно автоматически заполнить по данным информационной базы. И не забываем выписать на основании этого документа счет-фактуру.

Начисление НДС по СМР

Теперь еще раз запускаем проверку и видим, что по ведению книги продаж осталась одна ошибка, которую мы не принимаем как ошибку и исправлять не будем.

Экспресс-проверка ведения учета

Ну а теперь рассмотрим правильность ведения книги покупок. К слову сказать, что это в наших же интересах правильно и как можно более полно отражать сведения в книге покупок, поэтому я только кратко коснусь этого раздела, рассмотрев три основные ошибки.

Первая – по аналогии с книгой продаж, программа подсказывает, что есть документы поступления, по которым отсутствует счет-фактура. Либо это ошибка, либо у вас действительно отсутствует оригинал документа. Здесь надо разбираться. Во всяком случае, программа нам подсказывает, какие документы надо проверить:

Ошибка

Следующая ошибка - отсутствие записей книги покупок. Эту регламентную операцию тоже необходимо делать каждый квартал обязательно:

Ошибка

Ну и еще одна ошибка. Иногда встречается у пользователей – неправильно указан счет учета НДС в документе Поступления. Программа сравнивает данные по 19 счету и данные по регистрам НДС и оповещает нас об ошибке.

Ошибка

Открываем "проблемный" документ и исправляем счет учета НДС.

Исправление счета учета НДС

Также часто подобная ошибка в экспресс-проверке встречается при создании ручных операций по 19 счету. Напоминаю, что декларация по НДС заполняется по данным регистров накопления подсистемы НДС, поэтому ручных проводок по НДС следует избегать вообще.

Проведем еще раз экспресс-проверку ведения учета и у нас благополучно все исправлено, кроме нумерации счетов-фактур.

Почти идеальный результат экспресс-проверки

Конечно, кому-то из читателей некоторые из рассмотренных ошибок покажутся надуманными и притянутыми за уши, но моя задача была познакомить вас с очень полезной обработкой и показать принцип ее работы. Конечно, ошибки бывают разные и не всегда их так легко найти, как я вам показала, но в основном, я надеюсь, благодаря этой статье вы нашли еще одного помощника по проверке НДС в программе 1С Бухгалтерия предприятия.

С вами была Виктория Буданова. Спасибо что Вы с нами. Успешных вам отчетных кампаний. Думаю, что скоро вы поймете, что 1С – это просто.

Читайте также: