Менеджер по работе с дизайнерами и архитекторами обязанности

Обновлено: 15.05.2024

Кто такой арт менеджер?

Арт-менеджер — это управляющий в сфере искусства. Это очень адаптивная профессия, а человек, имеющий соответствующие навыки, может работать в различных областях искусства. Арт-менеджер отвечает за организацию художественного производства.

Что делают арт менеджеры и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

  • Администрирование мероприятий
  • PR, разработка, сопровождение и продвижение мероприятий
  • Привлечение новых клиентов
  • Разработка рекламных кампаний
  • Обеспечение порядка во время мероприятий
  • Работа с типографией
  • Ведение отчетности
  • Контроль персонала
  • Работа с crm
  • Общение с клиентами в соц сетях и по телефону
  • Поиск подрядчиков и артистов
  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Формировать эффективный рабочий процесс совместно с продюсером проекта
  • Ставить задачки художникам, контролировать качество и следить за сроками
  • Повышать уровень арт-команды, привлекать новых художников
  • Участвовать в создании и развитии художественного стиля проекта

Что должен знать и уметь арт менеджер?

Требования к арт менеджерам:

  • Составление сметы и финансовое планирование
  • Подготовка мероприятий, презентаций и выставок
  • Отчётность и документооборот
  • Взаимодействие со СМИ
  • Работа с художниками и подрядчиками
  • Консультация клиентов
  • Реализация арт-проектов
  • Поддержка сайта организации
  • Закупки для галереи
  • SMM

Востребованность и зарплаты арт-менеджеров

На сайте поиска работы в данный момент открыто 522 вакансии, с каждым месяцем спрос на арт-менеджеров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой арт-менеджера по всей России:

  • от 45 000 руб. – 313
  • от 80 000 руб. – 173
  • от 110 000 руб. – 93
  • от 145 000 руб. – 51
  • от 175 000 руб. – 31

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 60 000 руб. – 104
  • от 110 000 руб. – 53
  • от 155 000 руб. – 25
  • от 205 000 руб. – 8
  • от 250 000 руб. – 7

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 60 000 руб. – 44
  • от 85 000 руб. – 23
  • от 115 000 руб. – 14
  • от 140 000 руб. – 9
  • от 170 000 руб. – 5

Как стать арт менеджером и где учиться?

Варианты обучения для арт менеджера с нуля:

  • Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
  • Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.

Ниже сделали обзор 5+ лучших онлайн-курсов.

5+ лучших курсов для арт менеджера: подробный обзор

Вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

  • Длительность 4 месяца
  • Офлайн-мероприятия – доступ к закрытым вернисажам, воркшопы и экскурсии
  • Практика – стажировка после прохождения курса
  • Доступ к курсу навсегда

Кому подойдёт этот курс

  • Менеджерам, которые хотят попасть в сферу искусства

Поймёте специфику работы в арт-индустрии: от правовых тонкостей до маркетинга и PR. Сможете переквалифицироваться и работать в новой сфере — в том числе за рубежом.

Те, кто работает в музее и галерее, научится смотреть на искусство как на рынок и индустрию. Вы сможете подготовить стратегию организации и продвижения арт-события.

Дополните свои знания навыками организатора. Научитесь организовывать галерею, выставку, музейное мероприятия, проводить аукционы или ярмарки. Сможете претендовать на руководящую должность.

Сможете профессионально заняться продвижением своих работ. Научитесь составлять реалистичный план и воплощать его. Презентуете себя как автора и убедите культурные учреждения работать с вами.

Чему вы научитесь

Анализировать потребности арт-рынка, готовить таймлайн проекта и оценивать трудозатраты. Контролировать процесс подготовки и публикаций статей в СМИ.

Поймёте, какие люди нужны для реализации арт-проекта. Сможете правильно ставить задачи и давать обратную связь внутренним и внешним участникам процесса.

Сможете подготовить смету мероприятия, обосновать расходы перед заказчиком и спонсорами. Будете знать, на чём можно сэкономить без ущерба качеству проекта.

Разберётесь в специфике продвижения проектов в сфере искусства. Сможете найти под любую задачу нужную аудиторию и каналы, оценить расходы.

Научитесь готовить презентации под разную аудиторию и понимать её мотивацию. Освоите инструменты для создания презентаций, техники выступления.

Научитесь правильно общаться с госучреждениями, партнёрами, спонсорами, СМИ и авторами. Познакомитесь со спецификой работы в государственных музеях и коммерческих галереях.

Программа

Вас ждут онлайн-лекции, практические задания на основе реальных кейсов и воркшопы, чтобы вы погрузились в специфику устройства индустрии искусства.

  • 16 тематических модулей
  • 128 онлайн-уроков
  • Роль арт-менеджера
  • Структура арт-индустрии
  • Проекты в арт-индустрии
  • Планирование проекта
  • Управление командой проекта
  • Внешние коммуникации и GR
  • Право в культуре
  • Логистика и страхование в арт-индустрии
  • Как понять свою ЦА
  • Маркетинг в культуре
  • PR в культуре
  • Сметы проектов
  • Привлечение спонсоров и инвесторов
  • Презентация проекта
  • Организация мероприятий
  • Продажи в искусстве
  • Дипломный проект. Стратегия организации и продвижения
  • Реализация арт-проектов
  • Работа с художниками и подрядчиками
  • Отчётность и документооборот
  • Взаимодействие со СМИ
  • Подготовка мероприятий, презентаций и выставок
  • Консультация клиентов
  • Составление сметы и финансовое планирование
  • Поддержка сайта организации
  • Закупка всего необходимого в галерею
  • Развитие сообществ в социальных сетях

Диплом Skillbox

Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.


  • Раскройте свой потенциал в сфере искусства: освойте новую профессию и научитесь управлять проектами, которые запомнят и полюбят
  • Узнайте, как запустить арт-проект международного уровня и превратить его в инструмент вашего бизнеса
  • Создайте стратегию развития арт-проекта — с концепцией, сметой и планом реализации
  • Формат – Вебинары, видеоуроки, онлайн-воркшопы, практика
  • Уровень – Для начинающих
  • Документ – Диплом о профессиональной переподготовке

Современное искусство, арт-рынок, выставки — это лишь малая часть того, с чем работает арт-менеджер. Задача курса — научить вас пошагово запускать проекты: от персональной выставки до арт-мероприятия международного масштаба.

Вы познакомитесь с особенностями мира искусства, узнаете, как зайти на арт-рынок и грамотно выстроить коммуникацию с его участниками. Научитесь работать с контентом, бюджетом, продвижением, юридическими и техническими нюансами проекта.

Мы поможем вам сделать первые шаги в мир искусства

Вы познакомитесь с особенностями мира искусства, погрузитесь в нюансы арт-бизнеса, составите пошаговый план реализации своего проекта. Весь этот путь вы пройдёте с поддержкой наших экспертов.

У вас будут все навыки, чтобы построить успешную карьеру в арт-менеджменте

Вы научитесь

  • Работать с задачами, целями и концепцией проекта
  • Подбирать место проведения и аудиторию в зависимости от цели проекта
  • Собирать команду, находить партнёров и спонсоров
  • Составлять коммерческое предложение
  • Оформлять презентации проекта и представлять их участникам арт-рынка
  • Готовить pr-материалы для продвижения: буклеты, приглашения, пресс-релизы
  • Считать бюджет, составлять смету и оформлять документы
  • Составлять план оформления пространства вместе с дизайнером
  • Готовить план продвижения в разных каналах для привлечения аудитории
  • Работать с техническими нюансами экспозиции: логистикой, упаковкой и монтажом
  • Открывать, сопровождать и завершать проект

Курс подойдёт

Сотрудникам культурных учреждений

Расширите свои профессиональные навыки для продвижения проектов и развития карьеры

Поймёте, в каких мероприятиях стоит участвовать, как организовать собственную выставку и презентовать себя, станете частью арт-сообщества

Владельцам и руководителям бизнеса

Узнаете, как сделать проект в сфере искусства инструментом вашего бизнеса и реализовать его. Изучите преимущества выставок, фестивалей, ярмарок, аукционов

Менеджерам из других сфер

Получите необходимые знания, чтобы перейти в новую сферу и управлять проектами в мире искусства

Программа курса

Занятия проходят 2 раза в неделю — вечером в будни

  • Определение целей, задач и поиск концепции
  • Разработка базовой концепции проекта
  • Формирование команды, выбор участников и партнёров
  • Подготовка инфоматериалов для продвижения
  • Документация и юридические нюансы проекта
  • Подготовка к экспонированию
  • Техническое сопровождение проекта
  • Открытие и сопровождение проекта

Вашу квалификацию подтвердит диплом о профессиональной переподготовке

Мы обучаем по государственной лицензии. Это значит, что при успешной защите итогового проекта вы получите официальный документ, который подтвердит работодателю ваши компетенции.

Ваша профессия — менеджер выставочных проектов

  • Научитесь работать с арт-проектами и эффективно управлять ими
  • Освоите навыки продвижения, продаж, организации мероприятий
  • Сможете стать специалистом в области искусства и найти перспективную работу
  • Изучите основы рыночных процессов в сфере искусства: сможете открыть свой бизнес и заработать на нём
  • Узнаете, как сделать ваш проект прибыльным и запоминающимся
  • Научитесь выстраивать коммуникацию в арт-среде — с партнёрами, кураторами и художниками

Освоите этапы работы над проектом

✓ Концепция
✓ Бюджет
✓ Организация команды и партнёрство
✓ Работа с составом проекта
✓ Документальное сопровождение
✓ Инфоматериалы и продвижение
✓ Логистика
✓ Сопровождение
✓ Подготовка к экспонированию


Практическая программа, на которой вы научитесь управлять своим проектом в художественной среде, придерживаться этикета арт-индустрии, познакомитесь с PR и правом в сфере современного искусства.

Программа включает предметы, которые познакомят студентов с теорией и историей искусства, актуальными практиками выставочного дизайна, созданием PR-стратегии продвижения проекта, основами права в сфере искусства и способами налаживания связей в арт-индустрии.

Учеба выстроена вокруг развития индивидуального проекта студента, каждый новый предмет нацелен на то, чтобы дать практические инструменты и навыки, которые помогут это сделать. В конце программы студенты защищают проекты и получают развернутую оценку по группе критериев: концепции, актуальности, этичности и так далее.

Программа

  • Введение в арт-менеджмент
  • Арт-логистика как часть профессии арт-менеджера
  • Страхование объектов современного искусства
  • Арт-резиденции
  • Экосистема арт-рынка
  • Арт-дилеры и коллекционирование
  • Селф-менеджмент
  • Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
  • PR в искусстве
  • Культурные коммуникации
  • Право в современном искусстве
  • Выставочный дизайн
  • Можно ли управлять экспериментом? Менеджмент проектов в сфере искусства и культуры
  • SMM-стратегии продвижения
  • Партиципаторные проекты в сфере культуры
  • Аукционы современного искусства
  • Визуализация выставки в Cinema 4D
  • Разработка собственного проекта
  • Экономика искусства
  • Факультативы

На протяжении всего обучения студенты работают над своим проектом, а в конце защищают его и обсуждают результат с преподавателями, одногруппниками и ведущими экспертами в сфере арт-менеджмента — шеф-кураторами галерей, старшими кураторами музеев и фондов, арт-менеджерами главных российских биеннале современного искусства и ярмарок.

Эксперты дают оценку по следующим критериям:

► концептуальная целостность;
► актуальность на рынке;
► этичность и ответственность;
► успешность достижения целевой аудитории;
► оригинальность и системная лаконичность;
► устойчивость финансовой модели;
► уровень презентации.

Итогом прохождения программы может стать запуск проекта, реализация продвижения нового бренда или художника. Выпускники, защитившиеся по всем дисциплинам, получают диплом установленного образца о дополнительном профессиональном образовании.


В нашей команде вся работа дизайнеров проходит через менеджера: с ним обсуждают цель рассылки, собирают референсы, согласуют шаблон, а после он сам защищает работу перед клиентом. Такая система позволяет добиться высокого качества, но не даёт дизайнеру глубоко погрузиться в задачи.

В прошлом году мне удалось посидеть сразу на двух стульях — меня подключили к проекту в роли дизайнера-менеджера. Так я узнала, что такое работать в выходные и участвовать в переписке длиной в 160 писем.

Как я стала менеджером на проекте

Мы начали готовиться к проекту за несколько недель до старта: сделали шаблон для писем и чек-листов. Большую часть времени заняли дизайн и согласование. Тогда мы поняли, что у клиента слишком много вопросов по дизайну и меня подключили к нему напрямую.

Чем работа отличалась от того, что я делаю обычно

В начале проекта я занималась только дизайном: подбирала референсы, собирала макет и согласовывала его с клиентом, после вносила правки. Всё как обычно, но без связующего звена — менеджера.

Потом началось интересное и страшное одновременно: я стала распределять задачи на вёрстку и согласовывать тайминг с клиентом и коллегами, которые занимались отправкой. Проверять вёрстку мне помогали коллеги, за что им огромное спасибо.

Страшно это оказалось потому, что занимало львиную долю рабочего времени. Когда приходило ТЗ на очередную рассылку, я сама обсуждала его с клиентом и разбиралась в теме. Попутно планировала работу над проектом, согласовывала с верстальщиком, когда он сможет выделить время, чтобы рассылка ушла вовремя. И только после этого приступала к дизайну.

В первой цепочке согласования было 160 писем. Так мы притирались и выбирали, в каком стиле оформлять макеты.

Согласование длиной в 160 писем

Ещё я отвечала на вопросы клиента, причём в некоторых из них приходилось разбираться на ходу. Так я поняла, что значит общаться с клиентами. Им всё равно, болеешь ты, устал или у тебя выходной — у них есть проблема. А ты должен в ней разобраться и предложить решение, либо найти того, кто сделает это за тебя.

Клиент не должен понимать нюансов нашей работы и говорить на языке специалиста: это вы должны подстраивать свою речь под него и переводить профессиональные термины. Когда до меня это дошло, работать стало легче.

Какие проблемы возникли и как я с ними справлялась

Не всегда всё было гладко. Были моменты, когда я не разобравшись в задаче приступала к её выполнению и в итоге приходилось переделывать макет. Но это были не единственные проблемы.

Не хватало времени

Когда ты не только дизайнер, но и менеджер — на задачи уходит в два раза больше времени. Поэтому не пытайтесь сделать столько же, сколько делаете в обычном режиме: никакой тайм-менеджмент вас не спасёт.

Иногда мне не хватало рабочего времени, просто из-за того, что я что-то не учитывала при планировании. Или загрузка в команде была настолько велика, что нужно было помогать коллегам. Приходилось задерживаться вечерами или работать в выходные. Никуда не исчезли текущие проекты, и на них тоже нужно было выделять время.

Даже цветок завял от перегруза:


Я боялась кому-то звонить сама

Эту проблему я так и не решила, но не звонить не могла. Страх остался со мной до сих пор. Благо, в переписке с клиентом проблем не было — он вообще был максимально лояльный. Ребята с той стороны были в теме и знали, сколько нужно времени на дизайн, вёрстку, обработку информации.

Силы закончились на середине проекта

В какой-то момент я думала, что перегорела: слишком устала от непривычного ритма работы и ответственности. Нужен был перерыв, на который не было времени. Вот тогда я поняла, что работа менеджера — это не просто писать письма и звонить клиентам. Когда в команде работают верстальщик, копирайтер и дизайнер, может показаться, что все обязанности приходятся на них, а менеджер только за ниточки дёргает. Оказалось, дёргание ниточек отнимает не меньше сил и времени.

Красиво сверстаем ваши письма

Какие я сделала выводы

Я научилась брать на себя ответственность и планировать своё время, стала лучше разбираться в вёрстке. Иногда мне хотелось вернуться к обычному режиму работы, но я рада, что у меня был такой опыт. Я глубже разобралась в работе коллег и стала понимать, кто чем занимается и сколько на это нужно времени.

Когда ты просто дизайнер, тебе нужно иметь вкус, знать программы и быть в курсе современных тенденций. Когда ты дизайнер, который ведёт проект, ты должен дополнительно разбираться в технической стороне вопроса — вёрстке и настройке писем, а ещё уметь общаться с людьми.

Кто такой арт менеджер?

Арт-менеджер — это управляющий в сфере искусства. Это очень адаптивная профессия, а человек, имеющий соответствующие навыки, может работать в различных областях искусства. Арт-менеджер отвечает за организацию художественного производства.

Что делают арт менеджеры и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

  • Администрирование мероприятий
  • PR, разработка, сопровождение и продвижение мероприятий
  • Привлечение новых клиентов
  • Разработка рекламных кампаний
  • Обеспечение порядка во время мероприятий
  • Работа с типографией
  • Ведение отчетности
  • Контроль персонала
  • Работа с crm
  • Общение с клиентами в соц сетях и по телефону
  • Поиск подрядчиков и артистов
  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Формировать эффективный рабочий процесс совместно с продюсером проекта
  • Ставить задачки художникам, контролировать качество и следить за сроками
  • Повышать уровень арт-команды, привлекать новых художников
  • Участвовать в создании и развитии художественного стиля проекта

Что должен знать и уметь арт менеджер?

Требования к арт менеджерам:

  • Составление сметы и финансовое планирование
  • Подготовка мероприятий, презентаций и выставок
  • Отчётность и документооборот
  • Взаимодействие со СМИ
  • Работа с художниками и подрядчиками
  • Консультация клиентов
  • Реализация арт-проектов
  • Поддержка сайта организации
  • Закупки для галереи
  • SMM

Востребованность и зарплаты арт-менеджеров

На сайте поиска работы в данный момент открыто 522 вакансии, с каждым месяцем спрос на арт-менеджеров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой арт-менеджера по всей России:

  • от 45 000 руб. – 313
  • от 80 000 руб. – 173
  • от 110 000 руб. – 93
  • от 145 000 руб. – 51
  • от 175 000 руб. – 31

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 60 000 руб. – 104
  • от 110 000 руб. – 53
  • от 155 000 руб. – 25
  • от 205 000 руб. – 8
  • от 250 000 руб. – 7

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 60 000 руб. – 44
  • от 85 000 руб. – 23
  • от 115 000 руб. – 14
  • от 140 000 руб. – 9
  • от 170 000 руб. – 5

Как стать арт менеджером и где учиться?

Варианты обучения для арт менеджера с нуля:

  • Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
  • Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.

Ниже сделали обзор 5+ лучших онлайн-курсов.

5+ лучших курсов для арт менеджера: подробный обзор

Вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

  • Длительность 4 месяца
  • Офлайн-мероприятия – доступ к закрытым вернисажам, воркшопы и экскурсии
  • Практика – стажировка после прохождения курса
  • Доступ к курсу навсегда

Кому подойдёт этот курс

  • Менеджерам, которые хотят попасть в сферу искусства

Поймёте специфику работы в арт-индустрии: от правовых тонкостей до маркетинга и PR. Сможете переквалифицироваться и работать в новой сфере — в том числе за рубежом.

Те, кто работает в музее и галерее, научится смотреть на искусство как на рынок и индустрию. Вы сможете подготовить стратегию организации и продвижения арт-события.

Дополните свои знания навыками организатора. Научитесь организовывать галерею, выставку, музейное мероприятия, проводить аукционы или ярмарки. Сможете претендовать на руководящую должность.

Сможете профессионально заняться продвижением своих работ. Научитесь составлять реалистичный план и воплощать его. Презентуете себя как автора и убедите культурные учреждения работать с вами.

Чему вы научитесь

Анализировать потребности арт-рынка, готовить таймлайн проекта и оценивать трудозатраты. Контролировать процесс подготовки и публикаций статей в СМИ.

Поймёте, какие люди нужны для реализации арт-проекта. Сможете правильно ставить задачи и давать обратную связь внутренним и внешним участникам процесса.

Сможете подготовить смету мероприятия, обосновать расходы перед заказчиком и спонсорами. Будете знать, на чём можно сэкономить без ущерба качеству проекта.

Разберётесь в специфике продвижения проектов в сфере искусства. Сможете найти под любую задачу нужную аудиторию и каналы, оценить расходы.

Научитесь готовить презентации под разную аудиторию и понимать её мотивацию. Освоите инструменты для создания презентаций, техники выступления.

Научитесь правильно общаться с госучреждениями, партнёрами, спонсорами, СМИ и авторами. Познакомитесь со спецификой работы в государственных музеях и коммерческих галереях.

Программа

Вас ждут онлайн-лекции, практические задания на основе реальных кейсов и воркшопы, чтобы вы погрузились в специфику устройства индустрии искусства.

  • 16 тематических модулей
  • 128 онлайн-уроков
  • Роль арт-менеджера
  • Структура арт-индустрии
  • Проекты в арт-индустрии
  • Планирование проекта
  • Управление командой проекта
  • Внешние коммуникации и GR
  • Право в культуре
  • Логистика и страхование в арт-индустрии
  • Как понять свою ЦА
  • Маркетинг в культуре
  • PR в культуре
  • Сметы проектов
  • Привлечение спонсоров и инвесторов
  • Презентация проекта
  • Организация мероприятий
  • Продажи в искусстве
  • Дипломный проект. Стратегия организации и продвижения
  • Реализация арт-проектов
  • Работа с художниками и подрядчиками
  • Отчётность и документооборот
  • Взаимодействие со СМИ
  • Подготовка мероприятий, презентаций и выставок
  • Консультация клиентов
  • Составление сметы и финансовое планирование
  • Поддержка сайта организации
  • Закупка всего необходимого в галерею
  • Развитие сообществ в социальных сетях

Диплом Skillbox

Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.


  • Раскройте свой потенциал в сфере искусства: освойте новую профессию и научитесь управлять проектами, которые запомнят и полюбят
  • Узнайте, как запустить арт-проект международного уровня и превратить его в инструмент вашего бизнеса
  • Создайте стратегию развития арт-проекта — с концепцией, сметой и планом реализации
  • Формат – Вебинары, видеоуроки, онлайн-воркшопы, практика
  • Уровень – Для начинающих
  • Документ – Диплом о профессиональной переподготовке

Современное искусство, арт-рынок, выставки — это лишь малая часть того, с чем работает арт-менеджер. Задача курса — научить вас пошагово запускать проекты: от персональной выставки до арт-мероприятия международного масштаба.

Вы познакомитесь с особенностями мира искусства, узнаете, как зайти на арт-рынок и грамотно выстроить коммуникацию с его участниками. Научитесь работать с контентом, бюджетом, продвижением, юридическими и техническими нюансами проекта.

Мы поможем вам сделать первые шаги в мир искусства

Вы познакомитесь с особенностями мира искусства, погрузитесь в нюансы арт-бизнеса, составите пошаговый план реализации своего проекта. Весь этот путь вы пройдёте с поддержкой наших экспертов.

У вас будут все навыки, чтобы построить успешную карьеру в арт-менеджменте

Вы научитесь

  • Работать с задачами, целями и концепцией проекта
  • Подбирать место проведения и аудиторию в зависимости от цели проекта
  • Собирать команду, находить партнёров и спонсоров
  • Составлять коммерческое предложение
  • Оформлять презентации проекта и представлять их участникам арт-рынка
  • Готовить pr-материалы для продвижения: буклеты, приглашения, пресс-релизы
  • Считать бюджет, составлять смету и оформлять документы
  • Составлять план оформления пространства вместе с дизайнером
  • Готовить план продвижения в разных каналах для привлечения аудитории
  • Работать с техническими нюансами экспозиции: логистикой, упаковкой и монтажом
  • Открывать, сопровождать и завершать проект

Курс подойдёт

Сотрудникам культурных учреждений

Расширите свои профессиональные навыки для продвижения проектов и развития карьеры

Поймёте, в каких мероприятиях стоит участвовать, как организовать собственную выставку и презентовать себя, станете частью арт-сообщества

Владельцам и руководителям бизнеса

Узнаете, как сделать проект в сфере искусства инструментом вашего бизнеса и реализовать его. Изучите преимущества выставок, фестивалей, ярмарок, аукционов

Менеджерам из других сфер

Получите необходимые знания, чтобы перейти в новую сферу и управлять проектами в мире искусства

Программа курса

Занятия проходят 2 раза в неделю — вечером в будни

  • Определение целей, задач и поиск концепции
  • Разработка базовой концепции проекта
  • Формирование команды, выбор участников и партнёров
  • Подготовка инфоматериалов для продвижения
  • Документация и юридические нюансы проекта
  • Подготовка к экспонированию
  • Техническое сопровождение проекта
  • Открытие и сопровождение проекта

Вашу квалификацию подтвердит диплом о профессиональной переподготовке

Мы обучаем по государственной лицензии. Это значит, что при успешной защите итогового проекта вы получите официальный документ, который подтвердит работодателю ваши компетенции.

Ваша профессия — менеджер выставочных проектов

  • Научитесь работать с арт-проектами и эффективно управлять ими
  • Освоите навыки продвижения, продаж, организации мероприятий
  • Сможете стать специалистом в области искусства и найти перспективную работу
  • Изучите основы рыночных процессов в сфере искусства: сможете открыть свой бизнес и заработать на нём
  • Узнаете, как сделать ваш проект прибыльным и запоминающимся
  • Научитесь выстраивать коммуникацию в арт-среде — с партнёрами, кураторами и художниками

Освоите этапы работы над проектом

✓ Концепция
✓ Бюджет
✓ Организация команды и партнёрство
✓ Работа с составом проекта
✓ Документальное сопровождение
✓ Инфоматериалы и продвижение
✓ Логистика
✓ Сопровождение
✓ Подготовка к экспонированию


Практическая программа, на которой вы научитесь управлять своим проектом в художественной среде, придерживаться этикета арт-индустрии, познакомитесь с PR и правом в сфере современного искусства.

Программа включает предметы, которые познакомят студентов с теорией и историей искусства, актуальными практиками выставочного дизайна, созданием PR-стратегии продвижения проекта, основами права в сфере искусства и способами налаживания связей в арт-индустрии.

Учеба выстроена вокруг развития индивидуального проекта студента, каждый новый предмет нацелен на то, чтобы дать практические инструменты и навыки, которые помогут это сделать. В конце программы студенты защищают проекты и получают развернутую оценку по группе критериев: концепции, актуальности, этичности и так далее.

Программа

  • Введение в арт-менеджмент
  • Арт-логистика как часть профессии арт-менеджера
  • Страхование объектов современного искусства
  • Арт-резиденции
  • Экосистема арт-рынка
  • Арт-дилеры и коллекционирование
  • Селф-менеджмент
  • Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
  • PR в искусстве
  • Культурные коммуникации
  • Право в современном искусстве
  • Выставочный дизайн
  • Можно ли управлять экспериментом? Менеджмент проектов в сфере искусства и культуры
  • SMM-стратегии продвижения
  • Партиципаторные проекты в сфере культуры
  • Аукционы современного искусства
  • Визуализация выставки в Cinema 4D
  • Разработка собственного проекта
  • Экономика искусства
  • Факультативы

На протяжении всего обучения студенты работают над своим проектом, а в конце защищают его и обсуждают результат с преподавателями, одногруппниками и ведущими экспертами в сфере арт-менеджмента — шеф-кураторами галерей, старшими кураторами музеев и фондов, арт-менеджерами главных российских биеннале современного искусства и ярмарок.

Эксперты дают оценку по следующим критериям:

► концептуальная целостность;
► актуальность на рынке;
► этичность и ответственность;
► успешность достижения целевой аудитории;
► оригинальность и системная лаконичность;
► устойчивость финансовой модели;
► уровень презентации.

Итогом прохождения программы может стать запуск проекта, реализация продвижения нового бренда или художника. Выпускники, защитившиеся по всем дисциплинам, получают диплом установленного образца о дополнительном профессиональном образовании.

Меня зовут Ростислав Салата, я работаю в киберспортивной организации без малого три года. Пришел в компанию на должность проектировщика интерфейсов, дорос до UX-лида, и в настоящее время являюсь продуктовым менеджером.

Задачи продуктового менеджера и подход к работе у нас сильно отличаются от обязанностей продуктовых менеджеров в других компаниях. Это значит, что в вашей компании представления о функционалах и наборе скилов для продуктового менеджера и дизайнера могут отличаться. Например, в некоторых компаниях продуктовый менеджер проектирует интерфейсы, а у нас – нет.

Почему я поднял эту тему? Мы провели очень много собеседований с продуктовыми дизайнерами. Опираясь на свой опыт и опыт коллег, могу смело сказать, что вопрос о круге обязанностей задает каждый претендент. Разное понимание зон ответственности может впоследствии привести к конфликтам, которые пагубно повлияют на продукт.

Часть 1. Я и мой продакт-менеджер выполняем похожие задачи. Получается… я продакт-менеджер?

Ловишь себя на мысли, что перестаешь говорить всем подряд, что они недостаточно компетентны. Вместо этого находишь способы тактично донести конструктивную критику до каждого. Многие дизайнеры, да и другие специалисты индустрии могут подумать, что это первые шаги на пути к менеджменту. И да, и нет.

Кто говорит, что продуктовый дизайнер несет меньшую ответственность за продукт, чем продуктовый менеджер? Продуктовым дизайнерам никто не запрещает (даже наоборот!) замечать глюки, давать советы, помогать строить или дополнять командные процессы. Хорошего продуктового дизайнера и отличают те модели поведения, которые я описал ниже.

2. Начинаешь самостоятельно искать инсайты и их источники

3. Понимаешь, что внедряемая фича влияет не только на пользователя

Дизайнеры часто аргументируют свои предложения пользовательским фидбэком из анкетирования, интервью, комментариев в социальных сетях и запросов в support, говоря о том, что пользователи – наше всё. Без сомнения, так и есть. От пользователей можно и нужно черпать инсайты. Но не пользователем единым.

Когда ты начинаешь думать, что разрабатываемая фича Х может использоваться в разных каналах коммуникации, влиять на финансовую модель продукта, юридические правила и политику его использования, стратегические цели продукта и компании в целом, то становишься намного ценнее и полезнее для продукта и команды в целом. Это очень хороший маркер твоего дизайнерского хард-скила.

Многие дизайнеры знакомы с понятием омниканальности. В работе над продуктом стоит отталкиваться от этого понятия и тщательно продумывать предложенные пользовательские фичи. Почему же дизайнер не должен думать о влиянии внедряемых решений на продукт во всех точках его контакта с пользователями? Если ты продуктовый дизайнер, то это просто must have. Консистентность, детализация и продуманность дизайн-решений на всех уровнях – это топ-скилы дизайнера.

4. Смещение фокуса с дизайна в привычном для всех понимании

Дизайнер в первую очередь работает с интерфейсом продукта. Результатом его работы должен быть визуально приятный и удобный интерфейс. Об этом не стоит забывать, ведь перевод фокуса на глубинный анализ может принести больше вреда, нежели пользы. Иногда дизайнеры настолько погружаются в ресерч, аналитику и другие продуктовые вопросы, что забывают о важности первого впечатления пользователя о продукте.

Если понимаешь, что интерфейс и визуальная коммуникация продукта начинают волновать тебя меньше всего, может, стоит думать не о дизайне или менеджменте, а о позиции исследователя?

5. Появляется ощущение, что предлагаемые фичи не несут пользу продукту

Хорошо уметь анализировать фичи с точки зрения пользы для продукта или компании. Как это сделать? Провалидировать и аргументировать идею. Занимаются ли этим только продуктовые менеджеры? Хороший вопрос.

Кем бы ты ни был, дизайнером или менеджером, любые ощущения лучше сопоставлять с фактами и цифрами, а решения – аргументировать.

6. У тебя меняется отношение к продуктовым метрикам

Зачастую метрики уже сформированы. Вся команда работает над их достижением, и дизайнер – не исключение. Круто, когда у тебя появляются мысли о том, что текущие показатели можно пересмотреть, доработать для более правильной интерпретации, в крайнем случае создать или добавить новые.

Смотреть на продуктовые показатели под другим углом – хороший навык. Но говорит ли наличие этого навыка о том, что ты на пути к продуктовому менеджменту? Скорее нет, чем да. Будучи продуктовым дизайнером, ты можешь (должен?) проверять свои решения на соответствие метрикам, и, вероятнее всего, научишься смотреть на показатели эффективности шире.

Добавление новых фич или итерации существующего функционала должны соответствовать целям продукта или компании. Продуктовый дизайнер должен опираться на метрики и смотреть на них в более широком контексте. Это не указывает на то, что специалисту пора переходить в менеджмент.

И правда, получается, что обязанности продуктового дизайнера и продуктового менеджера во многом пересекаются. Чем тогда на самом деле занимается продуктовый менеджер?

Часть 2. Какие задачи решает продуктовый менеджер в реальной жизни?

Будем откровенны: чаще всего продуктовый менеджер занимается чем угодно, кроме своих прямых задач. Если ты продуктовый менеджер и дочитал до этого раздела, то точно улыбнешься, вспомнив себя в роли маркетолога, дизайнера (особенно графического), продажника, разработчика, проектного менеджера, пиарщика и т. д. Да, я тоже был во всех этих ролях, но чего уж там, дизайнер из меня не получается и не получится никогда.

1. Фокус, консолидация, коммуникация.

Фокус. Продуктовый менеджер должен быть сфокусирован на получении прибыли от своего продукта. Другими словами, на заработке денег для компании. Стремление сделать проект прибыльным должно быть здравым, а не фанатичным.

Фанатизм рассмотрим на примере вывода нового продукта на рынок. Менеджер должен понимать: если его продукт нестабилен и не покрывает базовых потребностей своего рынка, то ни о какой монетизации не может быть и речи. Почему? Если требовать с пользователей плату лишь за отличительные ценности, не покрывая их базовые потребности, высока вероятность напортачить в самый важный момент.

Консолидация. Продуктовый менеджер должен быть source of truth для команды. Продакт как сито – он собирает тонну информации, просеивает ее и передает команде в виде понятного технического задания.

В качестве примера рассмотрим работу с sales-менеджерами или маркетологами на этапе внедрения или валидации какой-либо гипотезы. Перед тем, как передать гипотезу в работу другим отделам, ты должен проработать информацию. С одной стороны, не придется отвечать на наводящие вопросы. С другой стороны, ты задашь стратегический вектор, в рамках которого нужно будет копать.

Коммуникация. В моем идеальном мире работа продуктового менеджера должна распределяться так:

  • 30%: свои задачи;
  • 40%: коммуникация с командой;
  • 30%: one-to-one встречи с сотрудниками.

Коммуникация – это налаживание процессов, решение внутренних проблем в команде, встречи с представителями других департаментов, включая маркетинг и т. д. Очень часто в развитии продукта помогают хорошие soft skills, даже если ты начинающий продакт.

2. Сотрудничество с отделом продаж (Business Development)

Большинство продуктов рано или поздно выходят на стадию монетизации. Так как главная задача продуктового менеджера – создание прибыли, общение с отделом продаж поможет лучше понять продукт и рынок в целом. Некоторые компании не всегда дают возможность общаться с отделом Business Development, но мне повезло.

Совместная работа с менеджерами по развитию бизнеса создает условия для более качественной продажи вашего продукта. Sales менеджеры должны понимать продукт, знать сильные и слабые стороны, а также болевые точки пользователей. Тогда они сделают upsell в нужный момент.

3. Организация кросс-командных процессов

Если у вашей компании достаточно ресурсов для того, чтобы задействовать несколько команд для решения задачи, нужно наладить обмен информацией, чтобы согласовывать действия. Процесс рутинный, но без него не обойтись. Возьмите на себя ответственность и создайте регулярные мероприятия для коммуникации разных команд.

Да, это не быстро. Да, это сложная коммуникация. Да, вероятность игнора высока. Но отношение коллег и доступ к своевременной информации стоят. Этот кейс хорошо описывает задачу взаимодействия в кросс-командах.

4. Правильная постановка целей и задач для команды

5. Аргументация и навязывание

Кому-то это подходит, кому-то – нет. В моей компании любой из членов команды является полноправным участником продуктовой разработки и может критиковать предложенные подходы или предлагать свои.

6. Управление продуктовой командой

Важно не теоретическое понимание процесса разработки, наличие сертификата по Agile от Coursera, а то, готов ли ты организовать команду и взять ответственность за эффективность и результат её работы.

Важно чувствовать, в какие моменты нужно поддержать участников команды, попросить о помощи, а когда – спросить их мнение. Может показаться, что это полная чепуха. Но понимая настроение коллег, зная их ритуалы, ты получишь тонну инсайтов для построения крутой команды.

6.1 Стоимость команды и внедряемых решений
Теперь не о романтике. Помимо стандартной эстимации, как продакт-менеджер ты должен просчитывать финансовую эффективность ресурса, который планируешь потратить. Понимая стоимость часа твоей команды, начинаешь смотреть через призму финансовой эффективности на любое предложение и гипотезу.

6.2. Кадровая эффективность
В некоторых компаниях продуктовый менеджер участвует в регулярных ревью членов команды. По объективным причинам обсуждение технических скилов на уровне ревью находится вне зоны влияния менеджера (если ты, конечно, не Technical Product). А вот оценка персональной эффективности и ее влияния на работу в команде – самое то.

Продуктовый менеджер может и должен влиять на оценку эффективности сотрудника в команде. Звучит немного эгоистично, но команда – это ресурс, который должен самоотверженно и эффективно работать на благо продукта.

Для оценки и обсуждения факторов, влияющих на эффективность работы сотрудника, можно использовать следующие подходы:

  • регулярные one-to-one встречи;
  • наблюдение при решении спорных моментов;
  • предрелизная реакция;
  • коммуникация с коллегами из других команд.

6.3. Подбор сотрудников, расширение команды
Продуктовый менеджер также влияет на подбор сотрудников в свою команду. Помимо технических скилов и опыта работы, важны совместимость с командой и соответствие ценностям компании. Проводить собеседования – отдельное мастерство.

Лучше познакомиться с рекрутерами и узнать об их tips and tricks. Если перенять опыт не от кого, остается только учиться на своих ошибках. Наём человека – это процесс: онбординг, адаптация, испытательный срок. За 2–3 месяца нужно убедиться, что это именно тот человек, поскольку ответственность на… ну, сами знаете, на ком.

6.4. Увольнение
В каких-то компаниях менеджер может отстранить участника команды, а в некоторых – только повлиять на увольнение. Суть не меняется. Увольнение человека – наверное, одна из сложнейших задач менеджера в коммуникации (по крайней мере, для меня). Главное быть уверенным в причине, вооружиться аргументами, несколько раз проанализировать ситуацию, которая привела к необходимости расстаться – и сообщить коллеге, что он уволен.

7. Общение с топ-менеджментом (уровень С, executives, founders, investors)

Для себя я определил, что данный пункт был и порой до сих пор является сложнейшей из задач продуктового менеджера. Сложность заключается в мышлении и принятии решений на совсем другом уровне абстракции. Говоря на языке agile, это общение на уровне тем (themes) или инициатив (initiatives).

Здесь больше о стратегии, чем о тактических действиях. Взаимодействие с топ-менеджментом – решение задач с множеством неизвестных переменных, что сильно выводит из зоны комфорта и расширяет взгляд на многое в продукте и компании.

Если кратко, то вся работа сводится к исследованиям рынка или ниши, поиску инсайтов, вычитки бизнес-отчетов, и т. п. Все эти действия нужны для того, чтобы подкрепить заданный уровень абстракции цифрами и фактами. чтобы в будущем преобразовать его в тактические задачи.

Выводы

Задачи продуктового дизайнера и продуктового менеджера и пересекаются между собой, и сильно разнятся.

Дизайнер, выполняя задачи, входящие в компетенцию продуктового менеджера, делает две вещи:
прокачивается в скилах, которых ему может не хватать;
снимает с продуктового менеджера часть нагрузки и дает ему возможность эффективнее выполнять свои задачи.

Если вы задумались о романтике продуктового менеджмента, представьте себя решающим задачи в рамках одного из векторов, описанных выше. Представили? А теперь забудьте, потому что в течение дня продуктовый менеджер переключается между этими векторами очень часто.

Случай, когда ты делаешь одну задачу в конкретный период времени, не переключаясь, – роскошь. Хорошо это или плохо? Сложно ответить. Скорее всего это задачи разного типа. Если ты сразу проскролил статью вниз, то сделаю здесь затравку, чтобы тебе захотелось вернуться как минимум ко второй части.

Тогда, если есть цель, к ней стоит стремиться. Главное – учитывать все нюансы.

Читайте также: