Машинист дорожно транспортных машин кто это по профессии

Обновлено: 20.05.2024

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Машинист дорожно-транспортных машин 5-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии машинист дорожно-транспортных машин 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и устройств;
- правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими;
- системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;
- предельная нагрузка на обслуживаемое оборудование;
- правила дорожного движения;
- установленную сигнализацию во время выполнения работ;
- допустимые углы спуска и подъема машины;
- виды работ, выполняемых дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения, правила выполнения работ с прицепным и навесным оборудованием;
- технические требования к материалам, которые применяются при обустройстве дорог и площадок;
- марки и нормы расходования горючих и смазочных материалов;
- способы определения и устранения неполадок;
- порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы;
- слесарное дело.

1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит дорожно-транспортными машинами во время выполнения работ по планировке площадок, профилирование трасс, дорог, перемещения грунтов и сыпучих материалов, укатка дорожного полотна, передвижения железнодорожных путей, рыхление горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования.

2.2. Проводит заправки машин горючими и смазочными материалами, смазывания узлов машин, навесного и прицепного оборудования.

2.3. Представляет и устраняет неполадки машин и механизмов в процессе работы.

2.4. Выполняет профилактический ремонт и участвует в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

2.5. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.6. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

Машинист дорожно-транспортных машин 5-го разряда имеет право:

3.1. Предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Машинист дорожно-транспортных машин 5-го разряда несет ответственность за:

4.1. Невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. В случае управления автогрейдером с двигателем мощностью свыше 73,5 Вт до 147,2 кВт (100 до 200 л.

Текст посадової інструкції українською мовою для посади "Машиніст дорожньо-транспортних машин 5-го розряду"

Передмова до посадової інструкції

0.1. Документ набирає в чинності з моменту затвердження.

0.2. Розробник документу: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ узгоджений: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Періодична перевірка даного документу здійснюється з інтервалом, що не перевищує 3 роки.

1. Загальні положення

1.1. Посада "Машиніст дорожньо-транспортних машин 5-го розряду" відноситься до категорії "Робітники".

1.2. Кваліфікаційні вимоги - повна або базова загальна середня освіта. Професійно-технічна освіта. Підвищення кваліфікації. Стаж роботи за професією машиніста дорожньо-транспортних машин 4 розряду не менше 1 року.

1.3. Знає та застосовує у діяльності:
- будову й технічні характеристики дорожньо-транспортних машин, навісного обладнання та пристроїв;
- правила монтажу й демонтажу навісного обладнання, принцип роботи та систему керування ними;
- системи змащування, живлення та охолодження двигунів внутрішнього згоряння;
- граничне навантаження на обслуговуване обладнання;
- правила дорожнього руху;
- встановлену сигналізацію під час виконання робіт;
- допустимі кути спуску та підйому машини;
- види робіт, що виконуються дорожньо-транспортними машинами, порядок і способи їх виконання, правила виконання робіт з причіпним та навісним обладнанням;
- технічні вимоги до матеріалів, які застосовуються під час улаштування доріг та майданчиків;
- марки й норми витрачання горючих та мастильних матеріалів;
- способи визначення та усунення неполадок;
- порядок оформлення приймально-здавальних документів на виконані роботи;
- слюсарну справу.

1.4. Призначається на посаду та звільняється з посади наказом по організації (підприємству/організації).

1.5. Підпорядковується безпосередньо _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Керує роботою _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Під час відсутності, заміщається особою, призначеною в установленому порядку, яка набуває відповідних прав і несе відповідальність за належне виконання покладених на нього обов'язків.

2. Характеристика робіт, завдання та посадові обов'язки

2.1. Керує дорожньо-транспортними машинами під час виконання робіт з планування майданчиків, профілювання трас, доріг, переміщення ґрунтів та сипких матеріалів, укочування дорожнього полотна, пересування залізничних колій, розпушування гірничої маси та інших аналогічних робіт із застосовуванням основного й змінного навісного обладнання.

2.2. Проводить заправлення машин горючими та мастильними матеріалами, змащування вузлів машин, навісного та причіпного обладнання.

2.3. Уявляє та усуває неполадки машин та механізмів у процесі роботи.

2.4. Виконує профілактичний ремонт і бере участь у інших видах ремонту обслуговуваного обладнання.

2.5. Знає, розуміє і застосовує діючі нормативні документи, що стосуються його діяльності.

2.6. Знає і виконує вимоги нормативних актів про охорону праці та навколишнього середовища, дотримується норм, методів і прийомів безпечного виконання робіт.

3. Права

Машиніст дорожньо-транспортних машин 5-го розряду має право:

3.1. Вживати дії для запобігання та усунення випадків будь-яких порушень або невідповідностей.

3.2. Отримувати всі передбачені законодавством соціальні гарантії.

3.3. Вимагати сприяння у виконанні своїх посадових обов'язків і здійсненні прав.

3.4. Вимагати створення організаційно-технічних умов, необхідних для виконання посадових обов'язків та надання необхідного обладнання та інвентарю.

3.5. Знайомитися з проектами документів, що стосуються його діяльності.

3.6. Запитувати і отримувати документи, матеріали та інформацію, необхідні для виконання своїх посадових обов'язків і розпоряджень керівництва.

3.7. Підвищувати свою професійну кваліфікацію.

3.8. Повідомляти про виявлені в процесі своєї діяльності порушення і невідповідності і вносити пропозиції щодо їх усунення.

3.9. Ознайомлюватися з документами, що визначають права та обов'язки за займаною посадою, критерії оцінки якості виконання посадових обов'язків.

4. Відповідальність

Машиніст дорожньо-транспортних машин 5-го розряду несе відповідальність за:

4.1. Невиконання або несвоєчасне виконання покладених цією посадовою інструкцією обов`язків та (або) невикористання наданих прав.

4.2. Недотримання правил внутрішнього трудового розпорядку, охорони праці, техніки безпеки, виробничої санітарії та протипожежного захисту.

4.3. Розголошення інформації про організацію (підприємство/установу), що відноситься до комерційної таємниці.

4.4. Невиконання або неналежне виконання вимог внутрішніх нормативних документів організації (підприємства/установи) та законних розпоряджень керівництва.

4.5. Правопорушення, скоєні в процесі своєї діяльності, в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.6. Завдання матеріального збитку організації (підприємству/установі) в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.7. Неправомірне використання наданих службових повноважень, а також використання їх в особистих цілях.

5. Спеціалізація

5.1. У разі керування автогрейдером з двигуном потужністю понад 73,5 Вт до 147,2 кВт (100 до 200 к.

. Говорят в автодорожном:

После выпуска, возможно,

Нам доверят трассу к солнцу проложить!

Значит, надо нам, ребята,

Быть готовым, как солдатам,

Даже в юной жизни что-то совершить.

Современный мир – это мир машин, и люди, управляющие машинами, по сути, управляют миром. Это особенно актуально, когда речь идет о специалистах по управлению дорожными и строительными машинами, ведь эти механизмы создают основу любой инфраструктуры. Без дорог, зданий, коммуникаций жизнь человека превратилась бы в сплошные мучения! А значит, человек с профессией машинист дорожно-строительных машин просто не имеет шансов на безработицу и бедность.

История этой профессии неразрывно связана с историей производства самой спецтехники. Еще в годы первой пятилетки в Советском Союзе впервые было начато производство строительных и дорожных машин. В 1930 году появился специальный трест дорожного машиностроения, в который вошли шесть заводов: Онежский, Одесский, Краснодарский, Кременчугский, Рыбинский и Николаевский. Однако дорожных машин все равно не хватало, так как объемы строительства дорог и промышленных объектов в годы индустриализации росли невероятным темпом. Поэтому в 1928 – 1930 годах Советский Союз закупал за границей (в США, Франции, Германии, Англии) экскаваторы, катки, бетоно- и асфальтосмесители, автомобильные и прицепные гудронаторы и другие машины. Во время Великой Отечественной войны производство мирных машин было фактически остановлено. Однако в послевоенные годы объемы их производства начали резко возрастать. Работа шла не только над количеством, но и над качеством – модернизировались системы управления, начали широко применять пневматику и гидравлику, а позже и гидростатический привод. Сегодня Россия успешно производит собственную спецтехнику, а также активно закупает за рубежом – в Германии, США, Китае, Южной Корее.

Современные машины – это роскошные механизмы со сложной электроникой. Изменились не только машины, поменялись технологии строительно-монтажных работ, повысились темпы возведения объектов, появились новые методы ведения работ, а также выросли требования к производительности труда. Поэтому сегодня машинист ДСМ – это человек ценной профессии, в которой важны профессиональная инициатива, самостоятельность мышления и высокая степень ответственности.

Итак, чем же занимается машинист ДСМ? Это квалифицированный рабочий, который выполняет строительные, земляные, дорожные работы с помощью бульдозеров, экскаваторов одноковшовых и роторных, скреперов, самоходных катков с гладкими вальцами, уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин, трубоукладчиков. Кроме того он ведет слесарные работы по ремонту различных дорожно-строительных машин и тракторов.

Характер и условия труда этих специалистов меняются год от года. В первую очередь перемены касаются качества техники. На смену допотопным экскаваторам, бульдозерам и каткам пришли новые машины, в которых помимо улучшенных характеристик и расширенного функционала много внимания уделяется условиям труда машиниста. Усилена шумоизоляция кабины, есть системы очистки и охлаждения воздуха, снижена вибрация, да и сама система управления стала удобнее – в современных машинах не нужно дергать рычаги, все манипуляции производятся с помощью кнопок и джойстиков. Даже специалисты со стажем приходят в восторг от современной техники, говорят, что любой мальчишка, который любил в детстве играть в машинки, влюбится в эту профессию раз и навсегда.

Востребованность специалистов подтверждают и те данные, которыми располагает ведущий инспектор отдела анализа рынка труда ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Дмитрий Зиновьев. По его словам, машинисты дорожных и строительных машин – общее наименование востребованных рабочих профессий на рынке труда города. В них на данный момент нуждаются 22 организации. В частности, в базе данных имеется 11 вакансий для машиниста бульдозера, 35 вакансий для машиниста автогрейдера, 39 вакансий для машиниста экскаватора, и этот список можно продолжить. Требования к опыту работы предъявляют 80% работодателей, к профессиональному образованию – больше половины.

Кстати, заработать деньги эта профессия поможет в любой стране. Представьте себе, в Германии и США машинисты ДСМ сегодня также нужны, как и у нас. Так что востребованность в любой точке мира машинистам ДСМ гарантирована, что важно сегодня для мобильных молодых людей, которые мечтают посмотреть мир! Ну, а успешность зависит от способности человека изучить все нюансы этой профессии и стремления шагать в ногу с прогрессом. Ни одна отрасль не отличается столь бурным развитием, как мировое машиностроение. Современная мощная компьютеризированная техника может делать абсолютно все, но, конечно, при условии, что управляют ею настоящие профессионалы.

Машинист дорожных и строительных машин

Во времена, когда придумали эту полезнейшую машину большинство специалистов, работающих со сложной техникой, называли машинистами. Это было новшество и никто не отличал ещё чётко, какая машина выполняет какую работу, поскольку их видели не все и то очень редко. Трактор был изобретён в XIX веке. Тогда же появились и первые машинисты. Изобретатели в первую очередь думали о том, как облегчить труд крестьян, а значит и трактора придумывались для работы в сельском хозяйстве. Такая тенденция сохранялась вплоть до 30-х годов ХХ столетия. После на такую технику стали устанавливать уже другие функциональные инструменты, которые стали применяться в горной промышленности и строительстве.

Родственные профессии

Тракторист, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Преимущества профессии

Устойчивый высокий спрос на квалифицированных специалистов, участие в масштабных мега-проектах, разнообразие специализаций в рамках профессии, возможность выбора наиболее подходящей интересной работы. Мастера дорожного строительства, квалифицированные машинисты дорожно-строительной техники постоянно находятся в

почете среди механизаторов, имеют работу и хороший заработок.

Ограничения профессии

Труд, требующий физической выносливости, внимательности, аккуратности, упорство в достижении конечного результата.

Машинист дорожных и строительных машин – это квалифицированный рабочий, выполняющий земляные, дорожные и строительные работы с помощью бульдозера, скрепера и экскаваторов одноковшовых и роторных; уплотнение, разравнивание дорог с помощью самоходных катков с гладкими вальцами, полуприцепных на пневматических ш

инах; уплотнение дорог с помощью уплотняющих и планировочно- уплотняющих машин: укладку труб с помощью трубоукладчика: слесарные работы по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Требования к знаниям и умениям

Для успешного освоения профессии машиниста крана необходимо иметь базовые знания по физике, математике, химии.

Квалифицированный машинист дорожных и строительных машин должен уметь :

  • разбираться в схемах, чертежах конструкции сборочных единиц бульдозера
  • определять категорию и состояние грунта, рельеф местности
  • прослеживать взаимодействие узлов и механизмов управления бульдозерами
  • составлять технологическую последовательность выполнения бульдозерных работ при возведении различных земляных сооружений
  • выполнять срезание, перемещение, разравнивание отсыпного грунта, планировки площадки, засыпку траншей и сгребание снега
  • выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт бульдозера и всех его механизмов
  • определять неисправности в работе бульдозера его механизмов и устранять их
  • участвовать в проведении планово-предупредительного ремонта бульдозера
  • налаживать и регулировать рабочие органы бульдозера в зависимости от характера выполняемой работы с заменой оборудования
  • соблюдать правила охраны труда при техническом обслуживании, перегоне бульдозера и выполнении рабочего задания
  • соблюдать правила дорожного движения

Профессионально важные качества

Профессия предъявляет повышенные требования:

  • к физической силе и выносливости
  • остроте зрения
  • вестибулярному аппарату

Машинист дорожно-строительных машин должен обладать :

  • пространственным воображением и техническим мышлением
  • быть аккуратным и внимательным
  • зрительно-моторной координацией

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями:

  • дыхательных органов
  • опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и т.д.)
  • сердечно- сосудистой и нервной систем
  • расстройства психики
  • дефектами зрения и слуха

Условия труда

Уделять внимание вопросам охраны труда, технике безопасности, т.е. мерам, защищающим человека от воздействия на его организм вредностей, связанных с производственным процессом и условиями труда. Учитывать условия труда при низких температурах, т.е. на севере. В северных условиях нагрузки на человека выше, чем в обычных, это увеличивает теплоотдачу рабочего. Применение зимней теплой спецодежды, учет зимних условий при работе двигателя, умение обращаться с незамерзающими тормозными жидкостями. Соблюдение требований противопожарной безопасности.

Области применения профессии

Машинисты строительных и дорожных машин могут работать в любой отрасли промышленности, где необходимо: дорожная техника: горнодобывающие предприятия, дорожно-ремонтные строительства, карьеры, автосервисы.

Перспективы карьерного роста

  • специализация и освоение смежных областей – универсальность

Повышение разряда, освоение новых специальностей, овладев знания по устройству технологии применения и эксплуатации дорожно-строительных машин учащиеся могут стать высококвалифицированными машинистами, способными проявить мастерство высокопроизводительной и безопасной работе на вверенных машинах, поддержании их за весь срок эксплуатации в работоспособном состоянии, личный интерес в результатах труда.

Со временем, имея стаж и опыт работы, рабочий может претендовать на должность бригадира, техника. При этом необходимо повысить образовательный уровень в техническом колледже или профильном институте.

Машинист дорожных и строительных машин — это квалифицированный рабочий, выполняющий земляные, дорожные и строительные работы с помощью бульдозера, экскаваторов; уплотняет, разравнивает дороги с помощью специализированных машин. Выполняет слесарные работы по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Необходимы хорошее здоровье, физическая сила и выносливость, высокая острота слуха и зрения, высокая скорость и точность сенсомоторных реакций, развитый глазомер (линейный, плоскостной, объемный), умение распределять и быстро переключать внимание, хорошая зрительная память, склонность к работе с техникой.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать слесарное дело, назначение, принцип работы и технические характеристики машин. Систему технического обслуживания и ремонта строительных машин. Требования к качеству земляных работ и методы оценки качества. Технологию выполнения работ, устройство и требования безопасного пользования ручными и механизированными инструментами

Родственные профессии

Мастер наладчик по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; слесарь-ремонтник; тракторист; водитель автотранспортных средств; контролер технического состояния транспортных средств.

Машиниста дорожно-транспортных машин

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста дорожно-транспортных машин [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Машинист дорожно-транспортных машин назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Машинист дорожно-транспортных машин относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Машинист дорожно-транспортных машин отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность машиниста дорожно-транспортных машин назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности машинист дорожно-транспортных машин должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Машинист дорожно-транспортных машин должен знать:

  • устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений;
  • правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими;
  • системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;
  • предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование;
  • правила дорожного движения;
  • допустимые углы спуска и подъема машины;
  • виды работ, выполняемые дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения;
  • правила производства работ с прицепным и навесным оборудованием;
  • технические требования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог и площадок;
  • марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов;
  • способы определения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования;
  • схемы и периодичность смазки узлов и деталей;
  • порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы;
  • слесарное дело.

1.8. В период временного отсутствия машиниста дорожно-транспортных машин его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Машинист дорожно-транспортных машин осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление дорожно-транспортными машинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс, дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна, передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования.

2.2. Заправка дорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узлов машин, навесного и прицепного оборудования.

2.3. Выявление и устранение неисправностей машин и механизмов в процессе работы.

2.4. Профилактический ремонт и участие в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

В случае служебной необходимости машинист дорожно-транспортных машин может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

Машинист дорожно-транспортных машин имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Машинист дорожно-транспортных машин несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы машиниста дорожно-транспортных машин осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы машиниста дорожно-транспортных машин является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы машиниста дорожно-транспортных машин определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью машинист дорожно-транспортных машин обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).


Выпуск утвержден Постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 61

§ 15. Машинист дорожно-транспортных машин

Характеристика работ . Управление дорожно-транспортными машинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс, дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна, передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования. Заправка дорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узлов машин, навесного и прицепного оборудования. Выявление и устранение неисправностей машин и механизмов в процессе работы. Профилактический ремонт и участие в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

Должен знать: устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений; правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания; предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование; правила дорожного движения; допустимые углы спуска и подъема машины; виды работ, выполняемые дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения; правила производства работ с прицепным и навесным оборудованием; технические требования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог и площадок; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; способы определения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования; схемы и периодичность смазки узлов и деталей; порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы; слесарное дело.

При управлении прицепным грейдером - 2-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью до 44,2 кВт (60 л.с.), моторным катком весом до 5 т - 3-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 44,2 до 73,5 кВт (от 60 до 100 л.с.), моторным катком весом более 5 т - 4-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 73,5 до 147,2 кВт (от 100 до 200 л.с.) - 5-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью свыше 147,2 кВт (200 л.с.) - 6-й разряд.

Характеристика работ . Управление дорожно-транспортнымимашинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс,дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна,передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичныхработ с применением основного и сменного навесного оборудования. Заправкадорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узловмашин, навесного и прицепного оборудования. Выявление и устранение неисправностеймашин и механизмов в процессе работы. Профилактический ремонт и участие вдругих видах ремонта обслуживаемого оборудования.

Должен знать: устройство и технические характеристикидорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений; правиламонтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управленияими; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование; правила дорожного движения;допустимые углы спуска и подъема машины; виды работ, выполняемыедорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения; правилапроизводства работ с прицепным и навесным оборудованием; техническиетребования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог иплощадок; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; способыопределения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования;схемы и периодичность смазки узлов и деталей; порядок оформленияприемо-сдаточных документов на выполненные работы; слесарное дело.

При управлении прицепным грейдером - 2-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью до 44,2кВт (60 л.с.), моторным катком весом до 5 т - 3-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 44,2до 73,5 кВт (от 60 до 100 л.с.), моторным катком весом более 5 т - 4-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 73,5до 147,2 кВт (от 100 до 200 л.с.) - 5-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью свыше147,2 кВт (200 л.с.) - 6-й разряд.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2020 года N 2349

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 года N 2349

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств

I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство

Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Профессии

Водитель мототранспортных средств

Водитель транспортно-уборочной машины

Водитель электро- или автотележки

Машинист бетоносмесителя передвижного

Машинист битумировочной машины

Машинист бурильно-крановой самоходной машины

Машинист дорожно-транспортной машины

Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах

Машинист катка самоходного с гладкими вальцами

Машинист крана автомобильного

Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог

Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости

Машинист машины для устройства укрепительных полос

Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ

Машинист смесителя асфальтобетона передвижного

Машинист укладчика асфальтобетона

Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей

Должности

Диспетчер автомобильного транспорта

Диспетчер службы движения

II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен

Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Профессии

Машинист железнодорожно-строительной машины (самоходной)

Машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах

Машинист эскалатора метрополитена

Помощник водителя дрезины

Помощник машиниста дизель-поезда

Помощник машиниста железнодорожно-строительной машины (самоходной)

Помощник машиниста крана (крановщика) на самоходных железнодорожных кранах

Помощник машиниста паровоза

Помощник машиниста тепловоза

Помощник машиниста мотовоза

Помощник машиниста электровоза

Помощник машиниста электропоезда

Помощник машиниста эскалатора метрополитена

Машинист рельсового автобуса

Помощник машиниста рельсового автобуса

Помощник машиниста газотурбовоза

Водитель специализированной техники на комбинированном ходу

Должности

Дежурный по приему и отправлению поездов метрополитена

Дежурный стрелочного поста

Дежурный по станции метрополитена

Дежурный по железнодорожной станции (внеклассной, 1 класса)

Диспетчер эскалаторной службы

Диспетчер маневровый железнодорожной станции

Диспетчер подъездного пути

Дежурный по переезду

III. Гражданская авиация

Работы

Обслуживание (управление), предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования воздушного движения

Профессии

Диспетчер управления воздушным движением

Должности

Диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов)

Диспетчер аэроузлового центра

Диспетчер-инструктор управления воздушным движением

Диспетчер диспетчерского пункта круга

Диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки

Диспетчер пункта подхода или направления

Диспетчер районного центра

Диспетчер стартового диспетчерского пункта

Старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением

Главная картинка статьи Кто такой машинист: суть профессии, обязанности, уровень зарплаты

На сегодняшний день создается и активно эксплуатируется множество самой разнообразной техники, в том числе и транспортные средства самых разных категорий и назначений. А управлять ими может специалист, которого принято называть машинистом.

Описание профессии

Машинист – это обобщенное название для всех рабочих, деятельность которых заключается в управлении различного типа машинами, а также их техническое обеспечение и ремонт. При этом профессия обычно уточняется родом техники. Например, машинист электропоезда, машинист котельной. И поскольку по данным Единого тарифно-квалификационного справочника, существует 400 профессий машиниста, то невозможно выучиться на универсального работника, который может управлять всеми видами транспорта.

Но необходимо отметить, что в России традиционно принято называть машинистом специалиста, который управляет железнодорожным составом. А это может быть: паровоз, тепловоз, пассажирский поезд.

Для качественного выполнения поставленных перед ним задач машинист в первую очередь должен знать все правила и особенности дорожного движения транспорта на автоматическом управлении. Кроме того, он осуществляет проверку поезда перед тем, как начать маршрут. Поэтому должен иметь представление о том, какое количество горючего ему необходимо на дорогу в том или ином случае.

Также машинист обязан проконтролировать соблюдаются ли норм по весу и длине состава. Перед тем, как начать движение ему необходимо проверить работают ли все системы поезда: например, звуковой сигнал или устройства для связи с диспетчерской. Если же он заметил нарушения по этим параметрам, ему необходимо сообщить об этом руководству.

При работе машинистом нельзя рассчитывать на нормированный рабочий день и легкие условия труда. Машинист всегда должен быть готов к тому, что могут быть задержки. Например, если речь идет о поезде международного следования, то состав может долго стоять на таможне при досмотре документов. Кроме того, работа машинистом предполагает как физические, так и психологические нагрузки. Необходимо быть внимательным и постоянно наблюдать за дорогой. По этим причинам на должность машиниста работодатели предпочитают чаще всего брать именно мужчин.

Еще одной особенностью профессии является то, что машинисты проходят медицинскую комиссию не только перед приемом на работу, но и перед каждой сменой. Помимо проверки давления, им делают тест на содержание в крови алкоголя и наркотиков.

Обычно машинист работает вместе с напарником – помощником машиниста. Но если недальний маршрут или современный поезд, то машинист вполне может работать самостоятельно. И на сегодняшний день помощник машиниста чаще всего не профессия как таковая, а испытательный срок и стажировка молодого специалиста.

Работа машинист

Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Где можно выучиться на машиниста?

Для того, чтобы стать машинистом необходимо пройти обучение в среднем специальном образовательном учреждении. Стоит отметить, что для поступления необходимо не только сдать экзамены по школьным дисциплинам, но и пройти медицинское обследования. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.

При этом необходимо отметить и то, что после получения диплома сразу получить должность и начать управлять поездом невозможно. Некоторое время специалисты работают в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать около года.

Кроме того, управления поездами, как и сами железнодорожные составы, все время совершенствуются. Поэтому даже опытным машинистам необходимо повышать уровень своей квалификации, чтобы иметь возможность управлять самыми современными моделями.

Разряды профессии машинист

У специальности есть всего пять уровней квалификации, где минимальным является третий, а максимальный – восьмой. При этом обязанности машинистов всех разрядом заключаются в том, чтобы управлять машиной, проводить ее техническое обслуживание, а также профилактические ремонтные работы.

Ключевое отличие между разрядами состоит в том, какая именно мощность у транспортного средства, а также длина его маршрута.

Личностные качества профессии машинист

Любая машина является объектом повышенной опасности, который требует повышенного внимания и предельной осторожности как со стороны управляющего транспортным средством, там и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, можно сделать вывод, что самыми главными качествами для машиниста являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность.

Также для работы машинистом необходимо быть стрессоустойчивым, аккуратным, уметь сосредотачиваться на поставленной задаче, не отвлекаясь на посторонние шумы. Эта профессия подойдет тем, кто любит технику и готов уделять много времени на проверку всех механизмов.

Кроме того, при возникновении непредвиденных ситуаций машинист должен быстро и четко реагировать, не поддаваться панике, сохранять хладнокровие.

Работа машиниста – это в первую очередь тяжелый физический труд, для выполнения которого нужна выносливость. По этой причине машинисты регулярно проходят медицинские осмотры.

Заработная плата профессии машинист

В связи с тяжелыми условиями труда и жесткими требованиями к специалистам, заработная плата представителей данной профессии весьма конкурентно способна на рынке труда. Иными словами, высококвалифицированный машинист может ежемесячно получать около 100 000 рублей. А молодой специалист может рассчитывать на оклад в районе 30 000 рублей.

Права машиниста

Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Плюсы и минусы профессии машинист

К положительным сторонам профессии необходимо отнести следующее:

1. востребованность на рынке труда;

2. высокий уровень заработной платы;

3. возможность досрочного выхода на пенсию.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

1. тяжелые условия труда;

2. преимущественно мужская работа;

3. высокая ответственность и, как следствие, серьезное психологическое давление.

Читайте также: