Легко ли быть преподавателем какие трудности этой профессии труднее всего перенести

Обновлено: 28.04.2024

Обсудите также, как вы видите свое сосуществование. Не будете ли вы ревновать партнера, если вечером он пойдет гулять с друзьями или заниматься на курсах по рисованию.

Выясните, как часто вы будете проводить время вместе и будет ли семейный ужин традицией, соблюдать которую придется каждый день. Кроме того, тщательно продумывайте свой досуг: выбирайтесь в кино или на выставки, устраивайте совместные прогулки и занимайтесь спортом. Старайтесь проводить свободное время вне дома.

Проблемы и трудности в работе молодого учителя.

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы работы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный городской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но здесь свои трудности: в таких школах – высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. Многие сельские школы ни в чем не уступают городским, но существуют и такие, где ниже уровень требований, учитель преподает нередко два-три предмета, с пособиями плохо… Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

Какие трудности и проблемы встречаются в работе начинающего учителя?

Проблема профессионализма молодого педагога

: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов ученикам и.т.д. Молодой учитель часто испытывает значительные трудности в подборе материала, при разработке урока, внедрении новых технологий в преподавании своего предмета.

Как правило, молодой учитель не владеет методами работы.

Объяснение материала – любимая часть урока для молодого педагога. Он тщательно и, как правило, хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают заинтересованно. Но урок – это не только пассивное восприятие, это еще и формирование знаний, навыков, умений и тут наибольшая опасность ждет новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не обладая арсеналом методов обучения, молодой учитель терпит чаще неудачи при проведении уроков.

Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной

. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой педагогический опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Часто у молодого педагога возникают сложности с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся.

Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить степень отставания, запущенности, своеобразие памяти, внимания отдельных учащихся, а поэтому он лишен возможности эффективно влиять на качество формирования знаний. Молодой учитель избегает вызвать слабых учеников, он боится их, пытается иметь дело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате отставание у некоторых учащихся возрастает, их развитие в процессе обучения осуществляется стихийно.

Слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения.

Иногда у молодых специалистов возникают проблемы,
связанные с распределением учебной нагрузки:
либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции и.т.д). К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М. : Издательский , 1998. – 176 с.

3. Богуславский М. В. О развитие общего среднего образования: проблемы и решения / М. В. Богуславский // Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века. – М. : ИТПМИО, 1994. – 182 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 400 с.

5. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. – М. : Издательский , 2002. – 203 с.

— 5 советов преодоления трудностей

Как пережить трудности?

1) Некоторым людям свойственно преувеличивать. Они могут из небольшой трудности вырастить огромную проблему. Может это вовсе и не проблема, а просто вы так решили, что у вас она есть. Возможно, перед вами поставлена сложная задача и вам ее просто нужно решить. Не нужно ее воспринимать как проблему. Эта маленькая перемена делает жизнь чуть проще и легче.

3) В любой трудности или проблеме всегда заложен некий урок и возможность роста вас как личности. Верьте, что данная ситуация вам случилась с вами, чтобы чему-то научить вас. Вам остаётся только разгадать её тайный смысл, извлечь и усвоить ее урок. И вам больше не придется сталкиваться с подобными ситуациями. Так вы становитесь опытнее и мудрее по жизни.

5) Когда вы предприняли все вышеуказанные способы и ничего не работает, то примите ситуацию, какой она есть. Иногда бывает именно так, как только ситуация принимается и борьба прекращается, проблема решается сама собой. Так бывает, но редко. Порой, решение выплывает только через некоторое время. Возможно, вы не хотите с чем-то смириться, не принимая данную ситуацию, это может лишь усугубить проблему. Принятие всего как есть позволяет вам не тратить свои нервы, на переживая напрасно.

Помните, в жизни вам всегда будут встречаться разные трудности, тяжелые периоды, испытания. Без них жизнь была бы не такой красочной. Ведь всё познается в сравнении. Трудности закаляют человека и делают сильнее, идти по жизни становится легче. Это скрытые ваши учителя, которые на самом деле, возникают для вашего блага. И у каждого они свои. Но верьте, что после трудностей всегда будет что-то светлое и радостное в вашей жизни.

Ты можешь сам

Материальные трудности

И еще, чтобы хватало денег многое можно компенсировать своим умением рационально распределять денежные средства, бережно относиться к вещам, продлевать срок их службы благодаря умению починить, отремонтировать, что-то просто можно сделать, создать, сконструировать самостоятельно.

Психологические трудности

В процессе становления и развития семьи жизнь, как правило, ставит перед супругами трудные задачи, требующие психологических затрат, потому что создание семьи предполагает отношения между людьми, каждый их которых – личность.

Способность взять на себя ответственность в решении трудной проблемы, отстоять свою точку зрения или согласиться с мнением супруга, указать на недостаток или воздержаться, не допустить возникновения конфликта или найти выход из начавшейся конфликтной ситуации – все это и многое другое является неотъемлемой частью психологически непростой семейной жизни.

Вместе с тем простыми бывают лишь примитивные, неинтересные отношения. Поэтому не следует бояться психологических трудностей, надо только быть готовым к ним, идти навстречу проблемам, решать их.

Этические трудности

Этика (в одном из значений этого понятия) – это совокупность норм поведения какой-либо общественной группы. Нормы поведения должны соблюдаться и в семье. Понимание и соблюдение семейной этики – дело непростое, но нужное.

В частности, супруга должна себя чувствовать, ощущать женщиной. А показать это своим поведением может супруг (мужчина), соблюдая, например, такие правила: подать руку при выходе из транспорта, пропустить вперед при входе куда-либо, помочь перенести тяжести и многое другое. В свою очередь, супруге, желательно, своим поведением подчеркивать значимость супруга как мужчины: встречать накрытым столом при возвращении с работы, проследить за его внешностью при уходе, просто поцеловать, помахать рукой при расставании.

Такие общепринятые правила этикета в семье между постоянно общающимися людьми могут забываться и не выполняться. Но их невыполнение чревато ухудшением общей атмосферы, повышением тревожности и раздражительности вследствие непонимания.

То есть постоянное соблюдение семейной этики – непростое, но нужное и важное дело.

Нравственные (моральные) трудности

Или такая ситуация. На семейном совете супруги поставили себе цель – накопить денег на квартиру. Ответственность за осуществление цели взял на себя муж. Он контролирует семейный бюджет и ограничивает выполнение желаний жены, в приобретении, допустим, нарядов. Можно ли считать это пренебрежением интересами супруги?

Возможен и другой пример, когда супруги расстались. Возникают связи с другими людьми. А потом супруги вновь встречаются и решают жить вместе. Можно ли считать возникшие в период расставания связи изменой?

Подобные и многие другие трудные вопросы морали и нравственности приходится решать в процессе семейной жизни.

Трудности интимного характера

Супруги – это понятие подразумевает физическую близость, отношения личного (интимного) характера. И естественно, такие отношения не могут развиваться легко и просто.

Трудности – это помощь свыше

Творец все время раскрывает в нем новые желания, увлекающие его в разные направления. И человек забывает, что нет никого, кроме Творца, снова запутывается и не может сложить в себе образ единой высшей силы, к которой он должен обращаться.

Все эти трудности – помощь свыше человеку, обладающему стремлением к раскрытию Творца, которая посылается именно в виде помех.

И человеку кажется, будто у других получается оставаться с этой одной картиной, одним ощущением, что нет никого, кроме Творца. А у него она все время пропадает и запутывается. Миру ничего не стоит так говорить, и только ему трудно, и он постоянно продирается как сквозь туман и не понимает, кто действует: он сам, Творец, или они вместе, какое отношение к Нему установить – ничего не понятно.

Ему кажется несправедливым, что он получает от Творца только помехи вместо помощи. Разве так должен поступать добрый и любящий Творец? Почему же Он действует с таким коварством и устраивает человеку такие проблемы в жизни, что не понятно, как из них выбраться.

Ему кажется, что самый жестокий человек не смог бы так поступить. Ведь откуда вся жестокость в мире – если не от той самой высшей силы? Все самые страшные и ужасные вещи приходят только от одной силы, и при этом нужно решить, что это сила добра, безграничной любви, действующая только на благо?

Если посмотреть на мир, то невозможно так сказать. Мы только убеждаемся, как нас можно запутать и заставить сомневаться в единственности высшей силы, когда видим перед собой мир, полный боли, проблем, насилия, террора, ненависти.

Разве все это вызывает не та же высшая сила? — Конечно, ведь нет никого, кроме Него, и мы сами ничего не делаем. Я вижу своими глазами, что в мире правит сила зла, а не сила добра. И сколько бы я ни старался удерживать себя в мысли, что нет никого кроме доброго Творца, я балансирую словно на острие иглы и вот-вот упаду. Ведь со всех сторон я получаю доказательства прямо противоположного, и они кажутся мне самыми подлинными.

Я же не могу закрыть глаза на происходящее и обманывать самого себя. Я вижу, что просто обязан раскрыть Творца! И тогда во мне возникает истинное требование. Я не согласен относиться к Нему, как к силе зла! Но, чтобы почувствовать Его как силу добра, мне необходима Его помощь.

Добро должно раскрыться

Раскрыть Творца? – Заказ принят!

Тема : Духовная работа, Молитва, намерение, Отрывки из утренних уроков, Творец

Закладки Послать другу Распечатать

Перевод слова трудность

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский
  • difficulty
    — сложность финансовая трудность — financial difficulty
    трудность перевода — translation problem
    серьезные трудности — serious constraints
    дополнительные трудности — additional obstacles
  • Schwierigkeit
    — затруднение трудность состоит — Schwierigkeit besteht
  • difficulté
    — сложность, препятствие огромные трудности — énormes difficultés

Гипо-гиперонимические отношения

свойство трудность зарез

Какой бывает трудность (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

большей главной финансовой определенной серьезной дополнительной новой временной любой основной единственной немалой огромной технической другой непреодолимой жизненной наибольшей первой значительной непредвиденной настоящей никакой особой экономической небольшой известной лишней материальной возникшей подобной многой невероятной личной возможной великой неимоверной многочисленной всякой собственной неожиданной различной предстоящей объективной второй возникающей психологической величайшей практической исключительной денежной колоссальной политической бытовой юридической последней мелкой громадной внутренней неслыханной меньшей языковой нынешней ненужной

Что может трудность? Что можно сделать с трудностью (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Ассоциации к слову трудность

общение путь поиск работа понимание получение жизнь отношение снабжение связь деньга тема управление выбор дыхание доставка выполнение определение сбор набор продовольствие электростанция обеспечение возвращение подбор финансирование попытка принятие обучение дело установление учеба решение язык перевод достижение изучение будущее произношение пропитание организация адаптация освоение питание мера транспорт вода одиночка приобретение осуществление результат лицо вопрос посадка помощь передвижение объяснение жилье реализация финанс выплата чтение прокладка выражение

Гиперонимы слова трудность

  1. свойство характеристика
  2. зло неприятность

Гипонимы слова трудность

  1. зарез невзгода загвоздка каверзность
  2. проблема ярмо

Сфера употребления слова трудность

Общая лексика Спорт Математика Медицина Программирование

Россияне пожаловались на материальные трудности

Декабрь заставил россиян изрядно поволноваться — и это тут же отразилось в зеркале опросов. Индекс удовлетворенности жизнью, который на протяжении нескольких месяцев был стабильным, в декабре снизился и достиг 66 пунктов. Это выше, чем показатели прошлых лет, но существенно меньше, чем в середине 2014 года, когда цифра составляла 79 п.п. Для справки: этот и последующие индексы рассчитываются достаточно просто — из суммы положительных и нейтральных оценок вычитаются оценки негативные. Если индекс со знаком плюс — позитив доминирует, если со знаком минус — хорошего меньше, чем плохого.

Общий вектор развития страны граждане оценивают позитивно. Соответствующий индекс за последнее время повысился и достиг уровня 69 п.п. Это выше, чем в 2013 г. (тогда он составлял 45 п.п.) или в 2012 (55 п.п.). Сдержанный оптимизм нам свойственен по-прежнему. 41 процент россиян не сомневается, что дела в стране идут в правильном направлении, еще 42 процента эту позицию, хоть и с оговорками, тоже разделяют. Совершенно не согласны с оптимистами лишь 14 процентов критиков.

Соционика и другие типологии

Часто человек, лишённый зрения, уже будучи в молодом и зрелом возрасте не идёт в кино, в театр, даже просто не смотрит фильм с семьёй и друзьями только потому, что во-первых, рядом нет хорошего комментатора, которого и просить не надо, сам всё тихо доступно разъяснит, а во-вторых, очень не хочется выглядеть глупо, неловко, не зная всего, что происходит на экране (на сцене).

Опишем другую ситуацию, связанную с трудностями при приветствии. Представьте себе, вы – незрячий мужчина – пришли по своей надобности к какому-нибудь чиновнику в кабинет. Вы, как настоящий джентльмен, готовы протянуть руку для приветственного жеста, подобающего для нашей культуры, но чиновник-то руку в ответ протягивать и не собирается! Нелепая ситуация, не так ли?

И ещё ситуация: пошла группа молодёжи на вечеринку, все танцуют, веселятся. Наберётся ли смелости незрячий участник этой группы, не стесняясь, спрашивать: как нужно танцевать, чтобы попасть в общий ритм, как вовремя поднять бокал с вином или шампанским… Казалось бы, я говорю о пустяках, но это только кажется! То, что для зрячего пустяк, обыденность, для незрячего оборачивается конфузом, абсурдом, а иногда и разрывом отношений.

При чём тут разрыв отношений? Да притом, что с вашей покорной слугой одна хорошая знакомая перестала общаться из-за того, что я не успевала отвечать на её приветствия и не здоровалась первая, ибо не знала, что она уже пришла на занятия в институт.

Автор — Маргарита Мельникова

Классификация профессиональных затруднений педагогов образовательных учреждений

В первом параграфе диссертационного исследования мы подробно, насколько это позволяет объем рукописи данной работы, изложили различные идеи и подходы к решению проблемы рефлексии профессиональной деятельности педагога. Здесь же покажем профессиональные затруднения современных педагогов, которые возникают в процессе педагогической деятельности.

Ряд исследователей (А.А. Бондаренко, В.К. Елманова, Ф.А. Орехов, Е.Н. Поляков, В.М. Румянцев, Г.Т. Селунина, В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева) проблему профессиональных затруднений рассматривает в контексте разрешения педагогической проблемной ситуации.

В работах СВ. Иконкина (55), А.Ю. Панасюка (120), И.К. Шалаева •(174) затруднение рассматривается как последствие деятельности и как условие ее продолжения. В диссертации М.Л. Шамина под затруднением понимается «субъективное ощущение невозможности получить результат в деятельности, процесс фиксации неудовлетворенности состоянием деятельности (175, с. 26-27).

На наш взгляд, в каждом из определений затруднения есть элементы, важные для развития логики нашего исследования, а именно:

а) затруднения связаны с условиями деятельности;

б) затруднения - это противоречие между необходимостью в деятель
ности и уровнем готовности педагога к деятельности;

в) затруднения педагога могут рассматриваться только в связи с дея
тельностью учащихся;

г) затруднение - ситуация фиксации субъектом невозможности полу
чить результат в деятельности;

д) затруднения - это противоречие между педагогической ситуацией и
процессом ее познания.

Особенность педагогического затруднения, на наш взгляд, состоит в том, что педагог должен сам увидеть затруднение, сформулировать его как условие педагогической задачи и профессиональной проблемы. Иногда педагог не осознает своего затруднения, а, следовательно, не формулирует свою задачу и не решает ее, оставляя в профессиональной деятельности неосознанные профессиональные затруднения. Это существенно препятствует его профессиональному развитию. В другом случае педагог, видя свое затруднение и формулируя профессиональную задачу, не владеет методами решения задачи, и, таким образом, не имеет оснований для профессионального продвижения,

В этих случаях затруднения, как считает И.Т. Сенченко, играют негативную роль, неблагоприятно сказываются на эффективности деятельности, что приводит к профессиональной стагнации педагога, является источником •психологических срывов, заниженной самооценки (134, с. 18). Но тогда, когда затруднение рассматривается как компонент проблемы и педагогу ясен механизм его решения, затруднение выступает как стимулятор познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем. В этом проявляется стимулирующая функция затруднений, и тогда оно играет позитивную роль. Например, В.А. Сухомлинский писал, что затруднения и сопротивления парализуют учителей, лишенных дидактической силы, в то время как дидактически сильного учителя они ободряют и закаливают, что педагог даже любит такие обстоятельства, которые требуют от него применения всей его силы (143, с. 276-277).

Вопросам изучения профессиональных педагогических затруднений, как уже отмечали, посвящено достаточное количество исследований. Их сходство заключается о том, что во всех из них называются сами затруднения, содержатся попытки классифицировать их по определенным основаниям, в зависимости от оснований вскрыть причины затруднений и описать способы их преодоления. Особенность же изученных работ заключается в том, что в них приводится разные основания классификаций, а это ведет к тому, что причины и способы преодоления затруднений существенно различаются.

В исследованиях дана классификация трудностей по различным проблемам:

Данная классификация, с нашей точки зрения, представляет собой по сути называние сфер деятельности, где педагог встречается с затруднениями, а это не дает основания для преодоления их самим педагогом, здесь скорее требуется внешнее воздействие на преобразование этих сфер.

Очевидно, как верно отмечает А.Я. Наин, нужно найти такие основания в классификации затруднений, которые привели бы к раскрытию механизма преодоления профессиональных затруднений самим субъектом деятельности - педагогом (99, с. 216-217).

Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить затруднения, которые встретились:

  • в сфере общения с учащимися - у 82,6 % педагогов;
  • в проведении диагностики учащихся - у 74,3 %;
  • в постановке целей урока — у 66,4 %;
  • в выборе форм и методов обучения - у 59,2 %;
  • в формировании навыков учебного труда - у 60,5 %;
  • в развитии интереса к учению - у 53,2 %;
  • в общении с коллегами - у 46,7 %;
  • в объективности оценки деятельности учащихся - у 39,8 %;
  • в оптимальном решении педагогических проблем - у 67,7 %.

Педагогам учебных учреждений было предложено проранжировать типичные затруднения, которые могут возникнуть в ходе проведения мониторинга. Им был предъявлен перечень предполагаемых затруднений: определение цели организации мониторинга; выделение критериев оценки объекта мониторинга; создание инструментария (средств) мониторинга; определение методов и форм проведения мониторинга; сбор информации, получаемой в ходе мониторинга; технология обработки результатов мониторинга; хранение информации; распространение информации; определение возможных форм анализа информации; использование результатов мониторинга для принятия управленческих решений. Кроме того, управленческим кадрам образования представлялась возможность дописать затруднения, не указанные в данном перечне.

Диагностический срез проводился в соответствии с правилами ранжирования (123; 142; 168; 180).

Испытуемым было предложено проранжировать данные типичные затруднения по шкале, в которой критерию, вызвавшему наибольшие затруднения, начисляется ранг 1, а критерию, вызвавшему наименьшие затруднения, начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений, в нашем случае -II, Для получения среднего ранга каждого затруднения были произведены следующие расчеты. Сначала подсчитывалась сумма рангов каждого затруднения, затем данная сумма делилась на количество испытуемых (Э.М. Кузьмина и А.А. Елютина, 2000).

По рангу затруднения руководителей учебных заведений в проведении образовательного мониторинга можно условно объединить в следующие группы. Наибольшую сложность вызвали: выявление критериев оценки объекта мониторинга, создание инструментария (средств) мониторинга, определение методов и форм проведения мониторинга. Во вторую группу по степени сложности у руководителей образовательных и профессиональных учреждений вошли: технология обработки результатов мониторинга, выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация.

В следующую группу включены затруднения, связанные с определением возможных форм анализа информации, сбором информации, получаемой в ходе мониторинга. По мнению испытуемых, наименьшее затруднение вызывают: проведение мониторинга, определение цели организации мониторинга, использование результатов мониторинга для принятия управленческих решений, распространение информации и хранение информации. Полученные результаты ранжирования сведены в табл. ].

Заслуживает внимания и тот факт, что 4 % опрошенных присвоили один и тот же ранг разным компонентам и процедурам образовательного мониторинга, что в известной степени объясняется невозможностью однозначно определить степень затруднения.

Ранжирование затруднений педагогов образовательных учреждений в проведении образовательного мониторинга

Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многогранней они были, тем точнее и предметнее становилось обучение. Сегодня педагог — не только призвание: профессия учитель включает целый набор особых междисциплинарных навыков


Мастерство учителя в широком смысле – это умение передать знания и умения максимально эффективно. Родители и другие значимые взрослые – первые учителя в жизни ребенка в любую эпоху. Человек взрослел, и педагоги и само обучение могли сильно отличаться у людей разной сословной, половой или классовой принадлежности. Например, обучение средневекового монаха, набор его знаний и функций сильно отличались от подмастерья кузнеца. По мере развития технологий и стандартизации образования обучение становилось все более универсальным для всех, а вот подходы к нему постоянно менялись.

Описание

Современный учитель – это человек, не просто освоивший науку об обучении – педагогику. Это отчасти психолог, методолог, воспитатель, наставник и все больше друг и равный партнер. Учитывая занятость многих родителей, недооценить важность профессии учителя и ее роли в жизни каждого трудно. Учитель занимается не просто передачей общих или предметных навыков. Он непрерывно совмещает это с воспитательной работой, к нему идут за советом, просят о дополнительных занятиях. Иногда учителя благодаря своей чуткости помогают разрешить семейные конфликты или даже остановить домашнее насилие.

Специализации

Учитель — это профессия, внутри которой есть много специализаций. Одно или несколько несколько направлений педагогики будущие специалисты выбирают в процессе обучения, повышения или переквалификации. Основные из них:

Учитель начальных классов. В педагогических вузах есть специальный факультет для тех, кто в будущем хочет учить самых маленьких школьников. Это сделано не просто так: чтобы работать с учениками 7−10 лет, нужно хорошо знать детскую психологию, физиологию и уметь удерживать внимание детей.

Педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Этот специалист отвечает за психологическое развитие школьников, решение проблем с успеваемостью и дефицитом внимания. Очень часто школьный психолог первым замечает, что у ребенка конфликты в семье или депрессия.

Педагог-дефектолог — одна из самых сложных специализаций. Дефектолог работает с детьми с физическими и ментальными особенностями развития. Такой педагог должен быть не только чутким учителем и воспитателем. Он должен обладать глубокими знаниями медицины и психологии. К дефектологам относится, например, известный многим детям и их родителям логопед.

Плюсы

Работать учителем - это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель - развивать и развиваться самому. Того кто, выбрал эту профессию ждет:

  • работа с людьми;
  • возможность постоянного профессионального роста;
  • простор для творчества в процессе обучения;
  • возможность развертывать собственные программы и методики;
  • длительный оплачиваемый отпуск в летнее время;
  • возможность дополнительного заработка частными уроками;
  • эмоциональная отдача от учеников и их близких.

Минусы

Быть включенным в жизнь других - это не только радость и отдача. Это еще и огромная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может превратиться в профессиональное выгорание, если не принять меры. Минусы профессии учитель включают следующее:

Где получить образование

По российским законам, чтобы работать учителем в школе, нужно получить педагогическое образование. Если вы уверены, что профессия учитель – это ваше призвание, можно поступать в педагогический колледж после 9 класса. После окончания учебы можно преподавать в начальных классах школы. Чтобы обучать школьников не только младшего, но и среднего и старшего звена, необходимо закончить педагогический вуз.

Если педагогического образования нет, но вы видите себя наставником и педагогом, можно пройти специальные курсы переподготовки. Правда, высшее образование все равно нужно. Но оно может быть любого направления: после прохождения курсов переподготовки можно работать учителем-предметником по профилю своего диплома. Например, филолог сможет преподавать русский и литературу, лингвист и переводчик - иностранные языки, специалист по информационным технологиям - информатику и так далее.

Колледжи и училища

Практически во всех крупных и средних городах есть свои педагогические колледжи и училища. Поэтому место обучения вполне можно найти рядом с домом. Например:

Педагогический колледж №1 имени Н. А. Некрасова, Санкт-Петербург;Ведет свою историю с 1897 года и сейчас проводит множество программ обучения: педагогика дополнительного образования, коррекционная педагогика, дошкольное образование, преподавание в начальных классах и другие. Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского;Многопрофильное учебное учреждение, которое готовит специалистов по направлениям: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, иностранный язык, музыкальное образование, информатика, прикладная информатика. Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского, Москва;К нему относятся несколько колледжей в разных районах города. В каждом из них можно обучаться по разным направлениям подготовки.

Высшие учебные заведения

После колледжа или вместо него можно поступить в педагогический университет и получить высшее образование, которое позволит обучать детей средних и старших классов, специализироваться в разных предметных областях.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Один из старейших педагогический вузов в России с богатой историей и множеством направлений подготовки. Образование здесь считается одним из лучших, а выпускники очень востребованы на рынке труда.

Московский педагогический государственный университет (Москва)

В вузе не только многопрофильное обучение, но и действует научно-исследовательский центр.

Томский государственный педагогический университет (Томск)

Курсы

При наличии высшего образования по непедагогической специальности переучиваться на учителя не нужно. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые можно найти по всей стране. После окончания вы получите диплом о переподготовке и сможете приступить к работе в школе. Спустя год вас ждет аттестация для подтверждения своей квалификация. Курсы переподготовки для учителей есть во многих учебных заведениях.

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длится 280–520 часов (1,5–3,5 месяца);

Востребованность

Приемная кампания в самом разгаре, а это значит, что абитуриентам пора определяться с университетом для поступления. Конечно, решающую роль будут играть баллы ЕГЭ. Однако, даже если абитуриент не стобалльник, важно выбрать хороший вуз, который даст качественное образование. Разбираемся, на что обратить внимание

Устройство на работу и карьера

После окончания колледжа, университета или курсов переподготовки можно работать в государственных и частных учреждениях разного уровня образования: детских садах, подготовительных классах, начальной, средней или старшей школе. Учитель может расти по карьерной лестнице внутри учебного заведения, занимая руководящие посты, перейти работать в департамент или министерство образования, открыть свою частную школу.

Уровень зарплаты

Средняя зарплата учителя в России, по официальным данным, составляет 41 000 рублей в месяц. Разрывы между регионами очень большие. В Москве это 98 000 рублей, в Санкт-Петербурге 57 000, в Омске – 30 тысяч, в Северной Осетии – 22 тысячи рублей. Зарплата делится на оклад и значительную премиальную часть, от которой ежемесячно зависит конечная сумма. Премиальная часть состоит из надбавок за дополнительные задачи, например за классное руководство, ведение кружков и секций, внеклассных занятий, за работу на ЕГЭ.

Перспективы в будущем

Несмотря на развитие технологий, необходимость личного контакта при обучении остается. В дальнейшем роль технологий в обучении будет возрастать - вероятно, все чаще будут использоваться дистанционные форматы обучения и интерактивные решения. Современному учителю нужно быть к этому готовым и осваивать цифровую среду.

Ольга Костина, учитель русского и литературы в школе, педагог-психолог, репетитор, общий стаж 28 лет

- Современный учитель – профессия трудная, но интересная. Отработав в школе 28 лет, с уверенностью могу сказать, что ни дня не жалела о своем выборе. Филологическое образование позволяло мне обучать детей русскому языку и литературе, помогать руководству писать тексты делового характера (договоры, характеристики, представления и заключения об аттестации педработников). Вся моя педагогическая карьера состояла из повышения квалификации: все время нужно было посещать курсы, аттестовываться, получать дополнительное образование (в какой-то момент пришлось получить и образование педагога-психолога, так как знаний и умений грамотно вести образовательный и воспитательный процесс не хватало). Когда в школу пришла компьютеризация, потребовались курсы информатизации.

Школа – это образ жизни. От процесса обучения и воспитания нельзя отделиться, нельзя забыть то, чем занимаешься, когда закрыл последнюю проверенную тетрадку. Однако оплата работы учителя не соответствует моральным и физическим затратам. Долгое время я работа на две ставки, то есть вела 36 уроков в неделю, плюс консультации, внеурочные занятия, работала с родителями. Рабочий день длился по 12 часов (6 уроков в школе и 6 часов уходило на подготовку уроков и дополнительную работу). При этом зарплата оставалась невысокой. Мы каждый раз слышим о повышении зарплат педагогам, но на самом деле теория резко расходится с практикой.

Отдельно стоит отметить оформление отчетности, за которую никто не платит. Современному учителю некогда полноценно работать, нужно все время кому-то в чем-то отчитываться. С каждым годом объем работы увеличивается, учитель тонет в бумагах. Поэтому и трудно молодым людям прижиться в школе, непросто понять работу современного учителя.

Близится День учителя. Праздник профессионалов, которые даровали знания нам и продолжают учить наших детей. Каждый помнит свою первую учительницу, уроки, школу. Поменялось ли преподавание с советских времен? Изменилось ли отношение самих учителей к своей профессии, спустя десятилетия работы, и есть ли молодые специалисты, готовые всю жизнь отдать школе?


С младшей дочерью Викторией

Татьяна Гафурова работает в школе уже 24 года. Получив образование в Опочецком педагогическом училище, она отправилась в деревню Заполье Стругокрасненского района работать учителем начальных классов. После закрытия школы в Заполье, перешла в Новосельскую школу, где преподает и по сей день и уходить на заслуженный отдых пока не собирается. В 2013 году заочно окончила ПсковГУ, защитила диплом учителя русского языка и литературы.


На рабочем месте

Георгий Торосян - молодой специалист. В 2016 году окончил исторический факультет ПсковГУ, работает в школе №5, преподавая историю и обществознание. Работать в школе нравится, ни разу не пожалел о своем выборе, несмотря на мнения одногруппников. Продолжает обучение на магистратуре.

Мы попросили учителя со стажем и молодого педагога ответить на ряд наших вопросов. Вопросы были одинаковыми, а насколько разными ответы - судите сами.

- Как Вы решили связать свою судьбу со школой?

Татьяна Гафурова:Это была детская мечта с 1 класса. Первоклашкой я увидела, как учительница звенит колокольчиком, который звал нас на урок и отпускал на перемены. Мне хотелось стать обладателем волшебного колокольчика. О другой профессии я и не мечтала.

Георгий Торосян: Будучи еще в 5 классе, я твердо решил: хочу стать учителем. Мой преподаватель по истории служил для меня примером. Я понимал, что кто знает историю - разбирается во всем. Также, так получилось, что мой прадед был директором школы в г.Сухум, по материнской линии, и для меня он был эталоном мужчины, семьянина и учителя. Также моя бабушка по отцовской линии была учителем русского и литературы. Наверное, также не последнюю роль сыграла и генетика.

- Как Вы считаете, после вуза учитель приходит в школу с полным багажом знаний, который позволяет вести современные уроки?

Татьяна Гафурова:В Опочецком педучилище, кроме теоретических знаний, была дана большая практическая база, и все же только чуткая помощь руководителя, первого моего директора Нины Борисовны Романовой помогла мне освоить азы этой профессии и искренне ее полюбить.

Георгий Торосян: Учитель должен учиться всю жизнь. Я считаю, тот багаж знаний, который дает нам университет, он богат. Но опыт преподавания, индивидуализация и подход к каждому ученику - это уже межличностный фактор. Не всегда человек, который стал педагогом, может преподавать в школе. Это колоссальный труд. Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? И ради этого стоит работать. Видеть лица детей, которым нравится учиться. Это многого стоит.

- Каким запомнился самостоятельно проведенный первый урок?

Георгий Торосян: Первые 3 минуты поджилки тряслись. А потом все происходило так, как оно и должно было происходить. Конечно, шероховатости были, но с накоплением опыта все оттачивалось.

- С какими трудностями педагог сталкивается и в начале карьеры, и уже имея за плечами многолетний опыт?

Георгий Торосян: На мой взгляд, молодой специалист, его проблемы на данной работе сугубо индивидуальны. Главное - перебороть страх, взять силенки в руки, и умело управлять ситуацией в классе. Конечно, багаж знаний, опыт, набранный в университете, практика в стенах вуза - это одно. Учитель должен найти индивидуальный подход к каждому из учеников. Это самая главная задача, уделить каждому нужное время, найти ключик к каждому из детей. И тут стирается грань - это проблема как для молодого специалиста, так и для опытного преподавателя.

- Что больше всего Вам нравится в вашей работе?

Татьяна Гафурова:Многие думают, что работа учителя - это однообразие, когда один день похож на другой: одни и те же уроки, одни и те же задачи. Но на самом деле это не так. За более чем 20 лет работы не было ни одного похожего дня. Утро начинается порога школы, когда тебя с приветствиями обступает толпа учеников, и ты уже по глазам понимаешь: кто-то не доучил, кто-то хочет поделиться наболевшим, кто-то просто прыгает от радости и не может успокоиться. И всех надо выслушать, и найти нужный тон, чтобы организовать детей к уроку.

Георгий Торосян: Работа учителя для меня высокая честь. Передать знания, которыми ты обладаешь, научить морали, передать накопленный опыт. И, что самое главное, видеть отдачу. Популярность среди школьников твоего предмета. Это дорогого стоит. Видеть сияющие лица в коридорах школы. Прямо внутри все содрогается, и ты понимаешь, вот к чему я стремился, и к чему шел. И это всегда меня заставляет идти в школу с широкой улыбкой и хорошим настроением.

- Вам встречались трудные ученики? Как Вы с ними поступаете?

- Какие Ваши личные качества Вы считаете самыми полезными в учительской работе?

Георгий Торосян: Выделять личных своих качеств не буду. Но могу сказать, что в XXI веке учителю нужно побольше терпения и сил.

- Если бы у Вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?

Георгий Торосян: Такой же среднестатистической школой, как и сейчас в России. С историческим уклоном.

- Что пожелаете молодым начинающим учителям?

Георгий Торосян: Молодым учителям хочется пожелать всегда идти до последнего, и всегда знать, что не надо искать виноватых, всегда начинайте с самих себя. Поверьте, так легче жить.

- Что Вы считаете самым большим достижением в своей учительской практике?

Татьяна Гафурова: Это, конечно, не грамоты, не открытые уроки, а благодарность моих учеников, которые и через 20 лет могут зайти в гости, поздравить с праздниками и сказать добрые слова. Это возможность даровать знания, делиться ими, смотреть в глаза твоих учеников, видеть в них отдачу, радость и желание учиться.

Читайте также: