Курсовая работа на тему права и обязанности военнослужащих

Обновлено: 28.04.2024

Основы правового статуса военнослужащих РФ заложены в Конституции, федеральных законах и подзаконных правовых актах. Статус военнослужащего находится в тесной связи со статусом граждан РФ поскольку военнослужащие имеют те же права и обязанности, что и граждане Российской Федерации.

Правовой статус военнослужащего закреплен правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями и ответственностью военнослужащего, закрепленных в федеральном и конституционном законодательстве, а также в других нормативно-правовых актах.

Права и обязанности военнослужащих

Основными структурными элементами правового статуса военнослужащего являются несколько положений, о которых подробно далее.

Права военнослужащих – то есть законодательно обеспеченные меры поведения с целью достижения цели и удовлетворения интересов. Набор прав и обязанностей военнослужащих условно можно поделить на три основных группы:

  • первая группа состоит из конституционных, основных, неотъемлемых прав и обязанностей военнослужащего, определяющих его в статусе гражданина страны;

То, что данные права и свободы закреплены Конституцией не означает, что на них не могут быть наложены ограничения.

  • вторая группа состоит из должностных прав и обязанностей, вытекающих из специфики службы в вооруженных силах и закрепленных в военном законодательстве и называется военно-служебные права. Специфика правового статуса военнослужащего состоит еще и в том, что существует дифференциация по категориям, воинским званиям и должностям, условиям прохождения военной службы и т.д. Вторая группа прав и обязанностей в свою очередь делится на группу общих, присущих всем военнослужащим, и должностных, то есть связанных непосредственно с занимаемой должностью;
  • третья группа состоит из прав и обязанностей, носящих, как правило, временный характер и относящихся к несению военной службы в чрезвычайных обстоятельствах. Такого рода права и обязанности приобретаются военнослужащими в связи с возложенными на них заданиями, которые выходят за рамки обязанностей постоянного характера. Регламентация прав и обязанностей такого рода происходит через специальные правовые акты и отдельные нормы. Существуют также дополнительные права военнослужащих, такие как право на применение оружия, призванные помогать в исполнении спец. заданий.

Права военнослужащего гарантированы на государственном уровне наряду с гражданскими правами.

Под гарантией прав и свобод военнослужащего подразумевают сложную многообразную систему отношений общественного характера, которые возникают в процессе функционирования гос. органов, органов местной власти и непосредственно военнослужащих, связанных с применением норм права и обеспечению осуществления предоставленных последним прав и свобод.

Гарантии реализации прав и свобод граждан – это важнейшая отличительная черта правового государства.

Обязанности военнослужащих – то есть меры обязательного поведения для военнослужащих. Исходя из обязанности воздержаться или совершить определенное действие обязанности разделяют на активные и пассивные.

Ответственность военнослужащих, запреты и ограничения, льготы, гарантии и компенсации

Ответственность военнослужащих является обязанностью правонарушителей по несению наказания и попаданию под санкции согласно правовых норм, осуществляемые компетентным органом в случае совершения противоправных действий.

Законодательно установлена равенство перед законом всех военнослужащих вне зависимости от звания и должности и ответственность, идентичная установленной для граждан РФ с некоторыми особенностями, связанными со спецификой правового статуса военнослужащих.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются на специальных основаниях, в числе которых совершение воинского преступления, и на общих – зафиксированных УК РФ.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности также имеет свою специфику. Согласно первой части ст. 2.5 КоАП РФ административная ответственность военнослужащих заменяется дисциплинарной. Перечень общих оснований для привлечения военнослужащего к админ. ответственности указан во второй части данной статьи.

В случае совершения дисциплинарных проступков и нарушение приказов согласно общевоинского устава военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вопросы материальной ответственности военнослужащих регулируются отдельным федеральным законом. Существует полная и ограниченная ответственность по ущербу, причиненному гос. имуществу или имуществу части. По остальным видам ущерба к военнослужащие несут мат. Ответственность на общих основаниях.

Запреты и ограничения в правах и свободах военнослужащих регламентируются Конституцией и федеральными законами. Внесение запретов и ограничений военнослужащих в правах и свободах с помощью иных нормативных актов запрещается.

Установленные запреты связаны с действиями, которые могут оказать негативное влияние на несение службы в армии. Ограничения же связаны с законодательно утвержденным неполным предоставлением возможностей реализации прав гражданского характера в связи со спецификой несения военной службы.

Льготы, гарантии, а также компенсации военнослужащим предоставляются в виде специфических прав, определенных преимуществ, государственных обязательств и денежных выплат призваны возместить потери, связанные с ограничением прав и свобод.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения
1.1. Статус военнослужащих……………………………………………….…..4
1.2. Граждане, имеющие статус военнослужащих…………………………. 4
1.3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей…………………………….6
1. 4. Правовые основы статуса военнослужащих……………………………..7
ГЛАВА 2. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей……………………………………..…. 8
ГЛАВА 3. Обязанности и ответственность военнослужащих
3.1. Общие обязанности……………………………………………………….……16
3.2. Должностные и специальные обязанности……………………………………………………. ……..16
3.3. Ответственность военнослужащих за правонарушения……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………..19
Библиографический список………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

peredelanny_referat(2).docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отделение управления и сервиса

на тему: Военнослужащий

Выполнила: студентка 3курса

Проверил: преподаватель БЖД

Введение………………………………………………………… ………3ГЛАВА 1. Общие положения

1.2. Граждане, имеющие статус военнослужащих…………………………. 4

1.3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей…………………………….6

1. 4. Правовые основы статуса военнослужащих……………………………..7

ГЛАВА 2. Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей……………………………………..…. 8

ГЛАВА 3. Обязанности и ответственность военнослужащих

    1. Общие обязанности………………………………………………… …….……16
    2. Должностные и специальные обязанности………………………………………………… …. ……..16
    3. Ответственность военнослужащих за правонарушения………………………………………… …………….17

    Основной функцией вооруженных сил всегда являлась оборона страны от нападения извне. Человек в военной форме – привычная фигура в каждой стране. И не случайно. Ученые подсчитали, что за минувшие пятьдесят веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только около 300 лет были абсолютно мирными. XX век породил новый тип войн — мировые, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей.

    Исторический опыт России подтверждает, что совершенствование обороны для России всегда являлось объективной необходимостью. Не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным армии и флоту, благодаря высоким морально-психологическим качествам российских воинов. И сегодня нашему государству необходимы мощные Вооруженные Силы, так как угрозы военной безопасности нашей Родине, несмотря на их снижение, сохраняются.

    ГЛАВА I.
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

    Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:
    офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
    офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

    За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества независимых государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

    Льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются:

      • военнослужащим и членам их семей;
      • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных вооруженных силах государств - участников Содружества независимых государств, и членам их семей;
      • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

      К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:

        • супруга (супруг);
        • несовершеннолетние дети;
        • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
        • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
        • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

        Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации.

        Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы которых имеют целью военную подготовку, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        1. 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

        Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

        Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

        Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

        Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

        ГЛАВА II.
        ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

        1. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

        Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы).

        Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Права и обязанности военнослужащих

        Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.

        Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.

        Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.

        Правовая база

        1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

        Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

        Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

        3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.

        Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.

        Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения

        Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

        Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

        Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

        Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

        Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

        Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

        Права военнослужащих

        Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

        1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

        Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

        2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

        3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

        Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

        Общие обязанности военнослужащих

        Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.

        Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:

        Права и обязанности военнослужащих

        1. Быть верными присяге, служить своему государству и народу, дорожить воинской честью;
        2. Соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
        3. Исполнять приказы командования, подчиняться дисциплине;
        4. Совершенствоваться в искусстве военного дела, находиться в готовности применения оружия и техники, а также беречь воинское имущество.
        5. Хранить секретную информацию, связанную с военной или государственной тайной.

        Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:

        • осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
        • исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
        • являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
        • в период военного или чрезвычайного положения;
        • являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
        • во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
        • участвуя в учениях и походах военных кораблей;
        • находясь на военных сборах или в служебной командировке;
        • охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.

        За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).

        Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.

        Ответственность военнослужащих

        В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

        1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
        1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
        1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
        1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

        Уголовная ответственность военнослужащих

        Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

        Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

        • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
        • Сопротивление вышестоящему по чину;
        • Насильственные действия в отношении начальства;
        • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
        • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
        • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
        • Дезертирство;
        • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
        • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

        Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

        Соцзащита военнослужащих и членов их семей

        Содержание законов обнаруживает, что особое внимание государство уделяет именно обязанностям военнослужащих. Но для того, чтобы они могли наилучшим образом осуществлять свои обязанности, введен ряд мер социальной защиты, в отношении как самих военных, так и их близких.

        Права и обязанности военнослужащих

        1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.

        2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.

        3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.

        Права и обязанности военнослужащих в России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.

        Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.

        Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) [1] возлагает на граждан обязанность и долг по защите отечества. Институт защиты отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер и военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

        Опасность противоправного поведения военнослужащих объективно связана с ослаблением воинской дисциплины, с дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и, как следствие, невозможностью надлежащего выполнения войсками своих конституционных обязанностей и реализации мирной оборонной доктрины государства. Боеготовность и обороноспособность важны не только как факторы защиты от внешней угрозы, они оказываются значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости страны.

        Учитывая исторические традиции и современные реалии в организации деятельности ряда органов государственной власти, используются элементы военной службы, что приводит к похожести работы их сотрудников на военную службу. Однако, специфика исполнения и отбывания воинских наказаний, определяемая уголовно-исполнительным законодательством, распространяется именно на категории лиц, относящиеся к военнослужащим, и деятельность, которая считается военной службой. Данный факт необходимо учитывать при решении вопроса привлечения к уголовной ответственности и определения особенностей отбывания наказаний.

        Объектом исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

        Предметом исследования в курсовой работе являются нормы права, регулирующие исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

        Цель курсовой работы: анализ особенностей исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:

        - раскрыть понятие и правовое регулирование организации военной службы;

        - изучить уголовную ответственность военнослужащих;

        - рассмотреть уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих;

        - выявить проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

        В ходе изучения исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих используются следующие методы: системно-структурный нормативный.

        Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, УИК РФ [2] , федеральные законы РФ.

        Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем изучении исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

        Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

        Глава.1 Теоретико-правовые основы статуса и уголовной ответственности военнослужащих

        1.1.Понятие и правовое регулирование организации военной службы.

        Военная служба выступает одним из важнейших видов деятельности граждан, непосредственно связанным с обеспечением безопасности государства. Посредством неё выполняется множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависят стабильность в обществе, его способность функционировать и защищаться извне.

        Вышесказанное обуславливает сложность и многообразность построения военной службы на территории РФ. Так, основной военной организацией государства являются Вооружённые Силы РФ, состоящие из центральных органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций. В соответствии с установленной организационной структурой Вооружённых Сил РФ и системой должностей можно выделить следующие формы военной службы: военная служба офицеров; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

        Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе, военная служба также может осуществляться в зависимости от способа поступления на неё. В этом ключе выделяются военная служба по призыву и военная служба по контракту. В основе разграничения этих категорий находятся основания зачисления на военную службу, условия и порядок её прохождения. Так, граждане призываются на военную службу в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Так, в Указе Президента РФ от 30.03.2020 № 232 регламентируется, что с 1 апреля по 15 июля 2020 г. должен быть обеспечен призыв граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в количестве 135 тыс. человек [4] .

        Началом военной службы нужно считать день, когда гражданин покинул военкомат субъекта Российской Федерации к месту своей службы. Также с этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или к иным видам юридической ответственности по военному законодательству. Из этого следует, что гражданин приобретает статус военнослужащего и обретает новые права, обязанности и несет ответственность с того момента, когда начал проходить военную службу.

        Основной срок прохождения военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Последним днем военной службы считается тот день, когда военнослужащий исключается из состава воинской части.

        Отметим, что за уклонение от военной службы по призыву в РФ гражданин подвергается административной или уголовной ответственности. Так, например, в КоАП РФ предусмотрена ст. 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Неявка гражданина, который состоит или обязан состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в назначенное время и место без уважительной причины влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трёх тысяч руб [5] .

        Условиями прохождения военной службы по контракту является ее прохождение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или органах в определенный контрактом срок. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Военнослужащий обязуется добросовестно выполнять все обязанности, установленные законодательством, а также получает право на соблюдение своих прав и прав членов семьи, на получение установленных льгот, гарантий и компенсаций. Последнее, в свою очередь, не предусматривается для лиц, проходящих военную службу по призыву.

        Стоит отметить, что к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту предъявляются повышенные требования. Так, они должны владеть государственным языком РФ, соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к определённым военно-учётным специальностям. Также в п. 4 ст. 33 Закона о воинской обязанности и военной службе к поступающим на службу по контракту закрепляются требования по уровню образования, квалификации и физической подготовки.

        К правам военнослужащих относятся законодательно установленные правовые возможности, необходимые для осуществления их должностных обязанностей по тем или иным должностям военной службы. Стоит отметить, что некоторые права военнослужащих, имеющие прежде всего конституционную природу, могут быть ограничены, поскольку это необходимо для поддержания безопасности и обороны государства. К примеру, гражданин, призванный на военную службу, не может в полной мере реализовать свое право на свободу распоряжения способностями к труду, на свободу передвижения. Военная служба по призыву осуществляется вне зависимости от воли призываемых граждан, тем самым происходит ограничение определённых прав военнослужащих.

        В правовом статусе военнослужащего важным является и то, что его особенности определяются также возложенными на него обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни и здоровья. К числу них относятся общие обязанности, выражающиеся в хранении верности Военной присяге, служении народу РФ, соблюдении законодательства РФ, выполнении требований командиров и др.; должностные и специальные обязанности [8] .

        Юридическую ответственность военнослужащего стоит рассматривать как предусмотренную правовыми нормами обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В Законе о статусе военнослужащих регламентируется возможность привлечения военнослужащего, совершившего правонарушение, к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения.

        Институт юридической ответственности военнослужащих является сложным и многоплановым по своему содержанию, соприкасается прежде всего с исключительностью выполняемых ими задач по защите Отечества, военно-правовых норм.

        В заключение отметим, что на современном этапе правовому элементу в реформировании военной службы РФ отводится приоритетная роль. Это выражается в широком массиве сложившихся правовых основ, регулирующих её организацию и прохождение, а также во взаимодействии и функционировании государственных органов, организаций, воинских формирований, частей и других субъектов, выполняющих задачи по военному управлению, обеспечению защиты и безопасности государства. Вместе с этим вопросы, связанные с совершенствованием института военной службы в РФ, не перестают быть предметом для дальнейших научных исследований и разработок.

        1.2.Уголовная ответственность военнослужащих.

        Как было отмечено выше, в статус военнослужащего помимо прав и обязанностей входит и ответственность. Особое место среди видов ответственности занимает - уголовная.

        Правовым основанием для уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина РФ. Эта норма права запрещает гражданам уклоняться от исполнения воинской службы, а военнослужащим - нарушать установленный уставами, порядок прохождения военной службы.

        Исходя из выше указанной норм, можно сделать определенные выводы.

        Во-первых, связь уголовного законодательства и устройства военной службы, а именно обеспечение боевой готовности через уголовно правовые средства.

        Во-вторых, возможность применения в мирное время, так как уголовная ответственность в военное время будет определяться законами военного времени, а также особый статус субъектов преступлений против военной службы.

        Военно-служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие - это те отношения субъекты которых являются все военнослужащие. Специальные соответственно устанавливаются в особых сферах военной службы,

        К общим относятся преступления против порядка подчиненности и нарушения воинских уставных взаимоотношений - ст.ст. 332-336 УК РФ. Против порядка пребывания на военной службе - ст.ст. 337-339 УК РФ. Также против порядка сбережения военного имущества - ст.ст. 345-348 УК РФ. К особенным будет относиться - ст.ст. 340-344, 349-352 УК РФ [9] .

        При всем при этом в уголовном законодательстве и исходя из правового положения военнослужащего, присутствуют некие

        обстоятельства, исключающие ответственность военнослужащих.

        Глава 8 УК РФ содержит все обстоятельства, исключающие ответственность, к ним относятся:

        Статья 37 - Необходимая оборона;

        Статья 38 - Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

        Статья 39 - Крайняя необходимость;

        Статья 40 - Физическое или психическое принуждение;

        Статья 41 - Обоснованный риск;

        Статья 42 - Исполнение приказа или распоряжения.

        Таким образом, уголовная ответственность военнослужащих представляет собой совокупность предусмотренных военно-уголовным законодательством мер государственного принуждения, которые в соответствии с приговором военного суда применяются к лицу, совершившему преступления в период прохождения военный службы. Существование института уголовной ответственности военнослужащих - объективная социально-правовая необходимость, обусловленная важностью объекта уголовно-правовой охраны, посягательство на который создает реальную угрозу причинение вреда военной безопасности государства, а также вызванная спецификой военной службы, воинских правоотношений и особым правовым статусом военнослужащих. Содержание уголовной ответственности военнослужащих определяется теми неблагоприятными последствиями физического, имущественного и морального характера, которые претерпевают военнослужащие, признанные приговором суда виновными в совершении преступлений. Реализуются эти правовые последствия в форме осуждения преступника, применения к нему наказания и судимости.

        Глава.2 Анализ исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих

        2.1.Уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

        В соответствии с уголовным законодательством, военнослужащим могут быть назначены большая часть наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Вместе с тем, применение некоторых санкций допускает возможность сохранения за осужденным правового статуса военнослужащего. По данному основанию, наказания, предусмотренные уголовным законом можно разделить на две большие группы. К первой относятся наказания, назначение которых влечет к увольнению военнослужащего с военной службы, и, как следствие, к потере им его воинского статуса. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" такими наказаниями являются: ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, лишение воинского звания, лишение права занимать определенные (воинские) должности. Исходя из общих принципов права и судебной практики, к рассматриваемой группе наказаний следует отнести так же пожизненное лишение свободы и смертную казнь.

        Ко второй группе мы должны отнести наказания, назначение которых может совмещаться с дальнейшим прохождением военной службы, следовательно, военнослужащий, в данном случае, сохраняет свой воинский статус, хотя некоторые его элементы могут претерпеть изменения, вызванные необходимостью отбывания наказания. Примерами здесь могут служить следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград.

        Особенностью перечисленных наказаний, составляющих как первую, так и вторую группу, является тот факт, что они могут быть назначены как военнослужащим, так и иным лицам (за исключением наказания в виде лишения воинского звания), в этом смысле данные виды наказаний применяются к военнослужащим на общих основаниях.

        Вместе с тем, ко второй группе также необходимо отнести наказания, которые могут быть применены исключительно к военнослужащим (в литературе зачастую данные санкции называются воинскими наказаниями). К наказаниям данного рода относятся: ограничение по военной службе, арест с отбыванием на гауптвахте, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение воинского звания. Данные наказания принято выделять в отдельную подгруппу [11] .

        В свою очередь, воинские наказания в силу их индивидуальных особенностей, могут быть разделены на несколько категорий. Во-первых, наказание в виде лишения воинского звания может быть назначено только как дополнительное наказание, остальные воинские наказания применяются только в качестве основных видов наказаний (ст. 45 УК РФ). Во-вторых, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе) (ст. 51 УК РФ). В-третьих, наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части) (ст. 55 УК РФ); В-четвёртых, наказания, которые могут применяться ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте) (ч. 3 ст. 54 УК РФ).

        В соответствии с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, целями применения уголовных наказаний являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Вместе с тем в научной литературе можно встретить расширенное толкование данного правового института. В качестве одной из целей применения специаль­ных видов наказаний к военнослужащим относит воинское воспитание. Кара является основной составляющей наказания. Существуют и другие позиции, однако, говоря о целях применения именно воинских наказаний, хотелось бы акцентировать внимание на сохранении за военнослужащими их воинского статуса, на использование данных взысканий с целью сохранения и укрепления кадрового потенциала вооруженных сил, следовательно, повышения степени безопасности общества и государства. В данном случае военнослужащие остаются в сфере воинских правоотношений, продолжают в той или иной степени военную подготовку, на них распространяют свое действие уставы Вооруженных Сил [12] .

        В настоящее время, по данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, отмечается снижение как общего числа военнослужащих, осужденных за совершение преступления (в 2016 г. - 5512 человек; в 2017 г. - 4928 человек; 2018 г. - 4591 человек; в 2019 г. - 3925 человек), так и числа назначаемых воинских наказаний (в 2016 г. - 394; в 2017 г. - 393; 2018 г. - 378; в 2019 г. - 302) [13] .

        Особенности структуры и динамики судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых предлагаем рассмотреть на примере войск Центрального военного округа (ЦВО).

        В связи с уменьшением судимости с 49 до 41 осужденных, то есть на 8 человек, судимость по воинским частям, подчиненным ЦВО, уменьшилась на 18 человек, с 27 до 9 осужденных, то есть на 66,7%.

        Удельный вес осужденных за воинские преступления (осуждено 3 военнослужащих), что составляет 33,3% (было 65,38%) от числа осужденных по округу. В отчетном периоде всего за уклонение от военной службы осуждено 3 военнослужащих. В 2018 году за уклонение от военной службы осуждено 13 человек, что составило 86,7% от осужденных за воинские преступления.

        Структура и динамика судимости по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых на примере войск Центрального военного округа (ЦВО)

        Права и обязанности военнослужащих

        Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.

        Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.

        Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.

        Правовая база

        1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

        Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

        Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

        3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.

        Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.

        Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения

        Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

        Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

        Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

        Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

        Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

        Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

        Права военнослужащих

        Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

        1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

        Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

        2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

        3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

        Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

        Общие обязанности военнослужащих

        Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.

        Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:

        Права и обязанности военнослужащих

        1. Быть верными присяге, служить своему государству и народу, дорожить воинской честью;
        2. Соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
        3. Исполнять приказы командования, подчиняться дисциплине;
        4. Совершенствоваться в искусстве военного дела, находиться в готовности применения оружия и техники, а также беречь воинское имущество.
        5. Хранить секретную информацию, связанную с военной или государственной тайной.

        Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:

        • осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
        • исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
        • являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
        • в период военного или чрезвычайного положения;
        • являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
        • во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
        • участвуя в учениях и походах военных кораблей;
        • находясь на военных сборах или в служебной командировке;
        • охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.

        За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).

        Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.

        Ответственность военнослужащих

        В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

        1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
        1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
        1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
        1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

        Уголовная ответственность военнослужащих

        Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

        Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

        • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
        • Сопротивление вышестоящему по чину;
        • Насильственные действия в отношении начальства;
        • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
        • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
        • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
        • Дезертирство;
        • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
        • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

        Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

        Соцзащита военнослужащих и членов их семей

        Содержание законов обнаруживает, что особое внимание государство уделяет именно обязанностям военнослужащих. Но для того, чтобы они могли наилучшим образом осуществлять свои обязанности, введен ряд мер социальной защиты, в отношении как самих военных, так и их близких.

        Права и обязанности военнослужащих

        1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.

        2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.

        3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.

        Права и обязанности военнослужащих в России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.

        Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.

        Читайте также: