Куда работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным

Обновлено: 12.06.2024

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодатель НЕ ПОДАЛ декларацию в Государственную инспекцию труда УР. Прошло 6 месяцев либо год, как это выяснилось.

Вопрос.

Какой порядок действий работодателя?

Ответ.

Организация, у которой по результатам специальной оценки не выявлено вредных факторов, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки обязана подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В противном случае с 01.01.2015 возможно привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представление декларации после установленного срока ответственности не снимает, кроме случая, когда декларация подана по истечении срока давности привлечения к ответственности.

В целях обеспечения безопасности условий и охраны труда работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Сведения о результатах специальной оценки условий труда передаются в инспекцию труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении (ст. 6, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 2, 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Отметим, что представить данную декларацию - в интересах самого работодателя, поскольку декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). А по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (п. 3 Информации Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)").

Данная декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется (ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).

Нарушение данной обязанности влечет за собой привлечение к ответственности:

- до 01.01.2015 - по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- с 01.01.2015 - по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При этом привлечение к ответственности за непредставление декларации не отменяет обязанности организации ее представить.

В то же время следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет год со дня совершения административного правонарушения по нарушениям трудового законодательства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 14 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Неисполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, оно является оконченным с момента истечения этого срока.

В рассматриваемой ситуации организация-работодатель не сообщила в территориальный орган инспекции труда о результатах специальной оценки в определенный срок (не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки). Таким образом, поскольку нарушение в виде непредставления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не может быть отнесено к длящимся, организация может быть привлечена к ответственности в течение года со дня, следующего за последним днем для представления декларации. Следовательно, представление декларации по истечении этого срока для организации не влечет никакой ответственности.

Статья: Спецоценка условий труда: дополнительные возможности и ограничения (Смолева М.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2016, N 7)

Декларацию должны подавать все работодатели (коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели), которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом:

Декларацию соответствия условий труда необходимо подать в трудовую инспекцию по местонахождению организации или местожительству предпринимателя (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Сдают декларацию не позднее 30 рабочих дней с даты, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Выходит, если организация или предприниматель не проводили специальную оценку условий труда в 2016 году, то есть у них есть действующие результаты аттестации рабочих мест, то подавать декларацию в текущем году не придется. Сданная же декларация действительна в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Это значит, что за эти пять лет подавать еще раз отчетность не понадобится. Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлевается еще на пять лет. То есть повторно сдавать декларацию еще через пять лет работодателю тоже не придется. Но вот если в течение пяти лет со дня утверждения отчета о спецоценке хотя бы у одного сотрудника будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекращается. В этом случае необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда и после утверждения отчета подать декларацию еще раз.

Такой порядок следует из положений статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, пункта 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ

Декларацию соответствия условий труда оформляйте по результатам первого этапа специальной оценки условий труда – так называемой идентификации. Отчетность нужно заполнить только в отношении тех рабочих мест, на которых этим первым этапом вредные и опасные условия не были установлены. По задекларированным рабочим местам следующие этапы специальной оценки условий труда проводить уже не нужно. Это следует из пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтру-да России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

В той же строке укажите ИНН и ОГРН организации. Если декларацию подает предприниматель, укажите его ИНН, если есть. Далее заполните информацию о рабочих местах, в отношении которых подаете декларацию:

  • индивидуальные номера рабочих мест (эти номера присваивает комиссия при определении перечня рабочих мест и указывает их в отчете о проведении специальной оценки условий труда; индивидуальные номера должны содержать не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999; аналогичные рабочие места обозначьте номером с добавлением прописной буквы А, например: 365А, 1245А; включите номера всех рабочих мест, аналогичных рабочему месту, на котором не были идентифицированы вредные или опасные условия);
  • наименование профессии или должности сотрудника, занятого на каждом указанном рабочем месте (наименование возьмите из Общероссийского классификатора ОК 016-94);
  • численность сотрудников, занятых на рабочем месте.

Ниже укажите данные об организации, проводящей специальную оценку условий труда:

  • наименование организации;
  • регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • дату и номер заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Эти данные можно узнать у самой организации, проводящей специальную оценку условий труда, или посмотреть на официальном сайте Минтруда России. В нижней части формы укажите дату принятия и дату окончания действия декларации. Декларация действует в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Дата окончания этого срока и будет датой окончания действия декларации. Заполненную декларацию должен подписать руководитель организации (предприниматель), указать рядом с подписью свою фамилию и инициалы и заверить печатью.

Такой порядок следует из приложений 1 и 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

ОТКАЗ В ПРИНЯТИИ ДЕКЛАРАЦИИ

Трудовая инспекция вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае контролеры отправят декларацию по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме они должны указать, по каким причинам возвращают отчетность. Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе. Получив отказ, можно подать декларацию повторно, устранив перед этим нарушения. Такие правила установлены пунктами 7–9 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Информацию о вредных факторах рабочих мест предоставляют на основании недостоверных данных

Эксперт, проводящий спецоценку, выявляет вредные факторы на рабочем месте в ходе идентификации. Ее результаты оформляет в виде заключения, которое передает в комиссию по спецоценке. Оно может быть:

  • выдано на основании документальной оценки условий на рабочем месте без идентификации, то есть по формальным признакам;
  • сформировано на основании данных производственного контроля. Такое заключение будет некорректным, так как параметры вредных факторов, полученные при производственном контроле, могут отличаться от оценочных критериев, полученных в ходе идентификации;
  • сформировано на основании не полных данных. Например, может отсутствовать информация о том, что думает работник об условиях труда. Оно может быть проигнорировано комиссией или экспертом.

На основании этих данных оформляют декларацию соответствия условий труда. Но каждый из перечисленных пунктов является достаточным, чтобы документ оказался недостоверным. В результате возникнут проблемы с ее регистрацией декларации.

Чтобы избежать негативного результата, комиссия еще на стадии подготовки к спецоценке должна сформировать перечень рабочих мест, на которые предположительно будет оформлена декларация. Это такие места, на которых не предполагается обнаружить вредные или опасные условия труда. Сведения о них нужно занести в протокол заседания комиссии.

Затем этот перечень нужно сверить с данными, предоставленными экспертом. Если сведения не совпадут, комиссия должна направлять эксперту письменный запрос с просьбой разъяснить, на каком основании сделаны выводы об отсутствии вредных факторов на рабочем месте.

Некомпетентность членов комиссии по спецоценке

Если эксперт пойдет на уступки, он может, например, не идентифицировать некоторые вредные факторы. Тогда количество инструментальных замеров и измерений уменьшится, что приведет к снижению стоимости спецоценки.

Важно: Если не вовремя подать декларацию, работодателя могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей. А за повторное нарушение грозит штраф до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Но любая жалоба работника на результаты работ приведет не только к дискредитации эксперта и работодателя, но и к их финансовым потерям.

Комиссия также не уполномочена оформлять декларации соответствия. Эту работу нужно поручить штатному специалисту по охране труда. Если же доверить экспертам, проводившим спецоценку, составить данные документы, это может повлиять на объективность отчета по спецоценке. Эксперту выгодно убедить работодателя в наименьшем количестве рабочих мест, на которые нужно оформлять декларацию. При этом у работодателя прямо противоположная цель. Обе позиции диаметрально противоположны. Возникает конфликт интересов.

Поэтому привлечь их можно только как консультантов.

Завышение стоимости работ организацией, проводящей спецоценку

Многие организации, проводящие работы в области оценки условий труда не дифференцируют стоимость работ между рабочими местами, где вредные факторы не обнаружены, и теми местами, где проводились измерения вредных и опасных факторов. В итоге общая цена за спецоценку может значительно возрасти.

Чтобы этого избежать, работодателю нужно разбить спецоценку на этапы и указать их в договоре с организацией, которая будет выполнять эти работы.

Существенную часть вознаграждения организации, оказывающие услуги по спецоценке, получают за работу лабораторий, выполняющих инструментальные исследования. Поэтому этап идентификации необходимо оценить по минимальной стоимости относительно этапа измерения и исследования.

Рекомендуем оценивать работы по идентификации не более 20% от общей стоимости спецоценки либо указать стоимость работ по каждому рабочему месту отдельно за идентификацию и инструментальные замеры.

На каждое рабочее место оформляют отдельную декларацию

Ни Минтруд России, ни Роструд не дают рекомендаций, нужно ли оформлять декларации на каждое рабочее место или можно оформить одну декларацию на все рабочие места. К различным вариантам оформления лояльно относится и ГИТ. Поэтому многие работодатели не видят, какие последствия могут наступить, если оформить одну декларацию на все рабочие места.

Если произойдет несчастный случай, то декларация прекратит свое действие, а работодатель будет обязан провести внеплановую спецоценку на всех рабочих местах, на которые декларация была оформлена (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтому рекомендуем оформлять декларации на каждое рабочее место, где отсутствуют вредные факторы или условиям труда присвоен 1-й или 2-й класс.

Ошибки при подаче декларации

Декларация соответствия может быть подана работодателем несколькими доступными вариантами (приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н):

  • лично;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив декларацию на официальном сайте Роструда.

Роструд (ГИТ) вправе не принять декларацию, если она не соответствует форме, утвержденной приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. В этом случае декларация будет отправлена по почте обратно работодателю в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления. А в сопроводительном письме должны быть указаны причины, по которым возвращают отчетность. Отказать в приеме декларации по другим основаниям трудовые инспекторы не вправе.

Устранив нарушения, можно подать декларацию повторно.

Необоснованный отказ в приеме декларации необходимо сразу обжаловать в административном либо в судебном порядке.

Поэтому важно иметь документы, подтверждающие, что декларация была направлена в ГИТ. Иногда работодатели не уделяют этому должного внимания.

В закон о специальной оценке условий труда внесены изменения. Во-первых, декларации соответствия условий труда (СОУТ) государственным нормативным требованиям теперь действуют бессрочно при сохранении на рабочем месте соответствующих условий труда. Кроме того, если условия труда на рабочих местах не изменились, по истечении срока действия декларации работодатели могут не проводить спецоценку условий труда. Подробнее рассказывают эксперты 1С.

Бессрочное действие декларации соответствия условий труда

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Первое изменение касается декларации соответствия условий труда (СОУТ).

Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган Роструда по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;

условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 503-ФЗ.

Форма, порядок представления деклараций соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Отметим, что Минтруд России подготовил поправки в порядок представления декларации СОУТ, а также в порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда в связи с тем, что указанные декларации стали бессрочными.

В учетных решениях "1С:Предприятие 8" обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Работодатели с нормальными условиями труда освобождены от проведения спецоценки

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключения (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);

когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;

когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

От редакции. Подробнее об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) см. видеозапись онлайн-лекции, которая состоялась 28.01.2021 в 1С:Лектории .

Читайте также: