Кто защищает права работников в беларуси

Обновлено: 06.05.2024

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Причины для обращения в прокуратуру

Работа прокуратуры регулируется Законом от 17 января 1992 года № 2202-1. В числе прочего ведомство инициирует проверки работодателей, совершающих неправомерные действия в отношении своих работников.

Работник может обратиться с жалобой на работодателя в прокуратуру в следующих случаях:

  • Наниматель регулярно не выплачивает заработную плату.
  • Работнику было отказано в трудоустройстве без объективных причин.
  • На рабочем месте нарушаются нормы охраны труда (работодатель не выдает СИЗ, спецодежду и т.д.).
  • Не оплачивают сверхурочную работу или труд в выходные и праздники.
  • Работодатель склоняет работника к увольнению.

Перечислены не все основания для написания жалобы. Работник может обратиться в прокуратуру, когда нарушены его трудовые права.

К сведению! Если жалоба в прокуратуру содержит информацию о нарушении только трудовых прав, то рассматривать обращение будет трудинспекция, однако уже по представлению прокурора.

Любое письменное обращение в государственный орган или в орган местного самоуправления рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такового. Если требуется запрос каких-либо данных, истребование дополнительных документов, то рассмотрение могут продлить на 15-30 дней.

Как составить такую жалобу

Унифицированного бланка такого документа не существует, поэтому можно написать его в свободной форме. Текст жалобы состоит из трех частей: вводной, описательной и содержащей просьбу.

В документе указывают следующую информацию:

Документ заканчивают подписью работника и датой подачи в прокуратуру. Если к жалобе гражданин прикладывает какие-либо подтверждающие бумаги, то этот факт нужно указать в тексте в виде пронумерованного списка. Такими документами могут быть расчетные листки, трудовой договор, копии платежных ведомостей и прочие бумаги, доказывающие допущенные нарушения.

К сведению! Необходимые документы прокуратура сама сможет запросить у работодателя. Список таких бумаг законодательно не утвержден.

Жалобу составляют в двух экземплярах. Один передают в прокуратуру, второй с отметкой о регистрации обращения работник оставляет себе.

Куда именно и как подать жалобу

Подать жалобу в прокуратуру можно следующими способами:

  • Передать лично. В этом случае гражданин передает жалобу сотруднику канцелярии. Тот записывает данные в специальный журнал, ставит отметку о получении на экземпляре работника. Далее жалоба передается на рассмотрение.
  • Воспользоваться помощью представителя. По нотариальной доверенности представитель аналогичным способом передает документы в прокуратуру.
  • По почте. В этом случае документы нужно отправлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление будет подтверждать факт получения жалобы. Данный способ замедляет сроки решения вопроса, поскольку письмо может затеряться при отправлении.
  • Электронным способом. Это делается через интернет-приемную или сайт госуслуг. Нужно будет заполнить специальные поля. В ответ придет уведомление о получении обращения.

Подавать жалобу нужно в прокуратуру, к которой относится район проживания гражданина. При подаче лично нужно иметь при себе документы, подтверждающие личность.

Внимание! После того как прокуратура проведет свою работу (сбор информации, проверка), гражданину должен прийти ответ (согласно ст. 10 и ст. 27 Закона №2202-1). Если жалоба подана анонимно, то уведомление отправлять не будут по понятным причинам.

Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

Прокурору Николаеву Г.И.
В прокуратуру Индустриального района
г. Ижевска УР
426008, г. Ижевск, ул. Лесная, д. 45А
от Горбунова Степана Степановича
426007, г. Ижевск, ул. Совхозная, д. 78, кв. 12
тел.: 8 (3412) 33-33-33

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд - одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь - это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь "Об охране труда", который был принят в 2008 году.

На основании данного закона создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: от республиканского уровня до конкретных организаций, должностных лиц и работников. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту работником своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, формируемая за счет взносов работодателей, обеспечивает социальную защиту работников, получивших производственную травму или профессиональное заболевание.

В республике на законодательном уровне урегулированы вопросы обучения работников и руководителей по вопросам охраны труда, проведения медицинских осмотров работающих, предоставления средств индивидуальной и коллективной защиты, расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительный трудовой отпуск.

Для отдельных категорий работников предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию - на 5 и 10 лет. В этих целях с 2009 года в республике специальным законом введена система профессионального пенсионного страхования, основанная на дополнительных взносах работодателей в зависимости от наличия у них рабочих мест с вредными условиями труда.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В решении вопросов охраны труда активно участвуют и социальные партнеры. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе учитываются особенности конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны осуществляемые на нем производственные процессы.

Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

С 2005 года в Республике Беларусь действует национальный стандарт СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", устанавливающий основные требования к системе управления охраной труда в организации. В 2009 году с учетом общепризнанных международных стандартов он изложен в новой редакции.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи - сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь положительных результатов.

По сравнению с показателями 1991 года в 2020 году:

  • количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 12 раз;
  • показатели смертельного травматизма снизились практически в 4 раза;
  • коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тыс. работающих снизился с 8,7 в 1991 году до 3,1 в 2020 году и находится на уровне европейских стран.

В то же время современное развитие требует новых идей и концепций, делая акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

С 2013 г., когда Superjob проводил такой же опрос, доля работников, считающих ТК сбалансированным, выросла на 11 п. п. до 28%, а доля работодателей – на 8 п. п. до 27%.

Неприятности для работников

Чем хороши и чем плохи новые законы об удаленной работе

К негативным изменениям для работников Бабич относит расширение оснований для одностороннего расторжения трудового договора и замену аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. После введения новой процедуры часть рабочих мест, прежде считавшихся вредными, были признаны оптимальными или допустимыми для работы. В итоге многие работники потеряли дополнительные выплаты и отпуска, рассказывает Бабич. По его словам, больше всего пострадали медицинские работники и работники авиационной промышленности – пилоты и бортпроводники.

Суды и жалобы

Сейчас 37% работников полагают, что ТК больше защищает нанимателей, нежели сотрудников, а 12% – что трудовое законодательство защищает их права лучше, чем работодателей, по данным опроса Superjob.

И чем старше опрошенные, тем больше среди них убежденных в том, что ТК защищает их интересы хуже, чем права работодателя (среди респондентов старше 45 лет таких 44% по сравнению с 37% по выборке в целом).

Среди работодателей тех, кто считает, что ТК сегодня лучше защищает интересы противоположной стороны, больше, чем среди работников. 48% опрошенных работодателей полагают, что законы о труде в России прежде всего защищают работника. 10% менеджеров по кадрам считают, что закон чаще оказывается на стороне работодателя, 27% – что ТК одинаково хорошо защищает права обеих сторон.

Если работник и работодатель выполняют свои обязательства, их не волнует, кого лучше защищает ТК, полагает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Тревожность начинается, когда возникает конфликт. Работники считают трудовое законодательство несправедливым, если не получается перехитрить работодателя, а работодатель – если не удается обмануть работника, говорит Кожемякина.

Баланс интересов работников и работодателей сильно зависит от практики судопроизводства, полагает Бабич. А по данным судебного департамента Верховного суда, за последние пять лет число поступивших в суды первой инстанции исков по трудовым спорам сократилось вдвое – с 616 119 дел в 2016 г. до 252 203 в 2020 г. Большинство исков касается взыскания невыплаченной зарплаты (190 877 поступивших в суды дел – на 61% меньше показателей 2016 г.).

Нормы об увольнении (за исключением особых оснований для увольнения дистанционных работников) или о взыскании задержанной зарплаты не изменились, указывает Михайличенко. Причина сокращения количества трудовых споров в судах в том, что работники все чаще обращаются в прокуратуру и трудовую инспекцию. Несколько лет назад в ответ на жалобы эти органы писали, что описанная работником ситуация – индивидуальный трудовой спор, и советовали обратиться в суд в частном порядке, а сейчас прокуратура и трудовая инспекция активно рассматривают жалобы и вмешиваются в конфликты. С их помощью трудовые споры решаются еще в досудебном порядке, рассказывает Михайличенко. По ее мнению, число исков также может сокращаться из-за роста неформальной занятости. Закон слабо защищает работников из серой зоны, им бесполезно обращаться в суд, говорит Михайличенко.

С 2013 по 2019 г. суды гораздо чаще вставали на сторону работодателей из-за политической повестки – государство и президент активно выступали за свободу экономической деятельности. А в период с 2020 по 2021 г. суды все чаще выбирают сторону работников из-за возникшей безработицы и нехватки кадров в некоторых отраслях. Само трудовое законодательство принципиальных изменений не претерпело, говорит Бабич.

В удаленном режиме

За что работодатели сегодня штрафуют работников

По оценкам Минтруда, изменения в нормах о дистанционной работе затронули очень многих россиян – сегодня работают удаленно почти 3 млн человек.

До принятия поправок о дистанционной работе каждый работодатель самостоятельно регулировал отношения с удаленными работниками, при этом он мог, например, заставить его полностью выполнять работу на личном оборудовании, т. е. за свои деньги обеспечивать средства труда, говорит Бабич. Теперь такого нет, что является большим плюсом для работников, отмечает Бабич.

Часть поправок определенно защищает права работников: например, отменен пункт, согласно которому в трудовом договоре можно закрепить произвольное основание для расторжения трудового договора с дистанционным работником, например, если сотрудник не отвечал в мессенджере в течение часа, указывает Михайличенко. В самом ТК закреплены два основания: либо работник без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней, либо существенно меняются условия труда, не позволяя продолжать работу, говорит Михайличенко. В интересах работодателя, по словам юриста, упрощен временный перевод персонала на дистанционную работу по решению органов государственной власти или в случаях, когда нормальные жизненные условия населения находятся под угрозой.

ТК указывает работникам и работодателям на то, что нужно установить порядок взаимодействия, порядок компенсаций, период дистанционной работы. Он принят не ради пользы работника, не ради пользы работодателя, а только указывает им на необходимость договориться между собой, уверена Кожемякина. По ее мнению, новая редакция статьи о дистанционном труде дает широкие возможности создать локальные нормативные акты и договориться о справедливости внутри компании.

Электронные трудовые книжки

Бумажная трудовая книжка – рудимент, незнакомый никаким развитым рынкам труда. Их полная отмена освободит сотрудников отделов кадров для более творческой и продуктивной работы, считает Казанцева из Райффайзенбанка. Согласно новым правилам, бумажная трудовая книжка не заводится для сотрудников, которые впервые устроились на работу с января 2021 г., сведения об их трудовой деятельности ведутся лишь в электронном виде. Бумажный вариант сохраняется только для работников, которые направили работодателю заявление о сохранении такой трудовой книжки до 31 декабря 2020 г.

Однако работники это нововведение не считают такой уж хорошей защитой своих прав. Год назад 56% россиян не хотели оформлять электронную трудовую книжку вместо бумажной, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в июле 2020 г. Сотрудники все еще с неохотой отказываются от ведения бумажных трудовых книжек, несмотря на то что все данные передаются в ПФР в электронном формате, говорит Казанцева.

По данным ВЦИОМа, треть россиян волнуются из-за возможной потери данных из-за сбоев или взлома системы (34%). Охотнее всех электронный вариант оформляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), а также молодые люди 18–24 лет (51%).

Независимо от того, выберет сотрудник только электронную трудовую книжку или комбинированный вариант, переход на такой документооборот очень сильно упрощает работу кадровым сотрудникам и работодателю – это позволяет привести документы компании в надлежащий вид, уверена Михайличенко.

Электронный учет сведений о трудовой деятельности упрощает процедуру трудоустройства, существенно повышает защищенность работника и снижает бюрократическую нагрузку внутри предприятия, говорит представитель Минтруда.

Цифровой документооборот

В июне 2021 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ко второму чтению его планируют доработать. Как ожидается, в бумажном варианте по требованию профсоюзов сохранится инструктаж по охране труда. Профсоюзы считают, что важные вопросы, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников, нельзя решать в упрощенном, электронном, порядке.

Отпуска и диспансеризация

Также сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, – с 456 до 100 профессий. Это очень большая уступка работникам, которые долго за это боролись, и работодателям, которым хотелось бы видеть на этих работах женщин, говорит Михайличенко.

За минувшие годы был внесен ряд поправок в ТК, которые защищают права отдельных категорий сотрудников: дополнительные оплачиваемые дни на диспансеризацию, право на отпуск в любое время по желанию сотрудника для многодетных матерей, обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, указывает представитель Минтруда.

Больше документов

Юристы также отметили несколько полезных для работодателей изменений бюрократии, о которых они сами промолчали: например, компаниям позволили оспорить результаты проверок в досудебном порядке.-

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Причины для обращения в прокуратуру

Работа прокуратуры регулируется Законом от 17 января 1992 года № 2202-1. В числе прочего ведомство инициирует проверки работодателей, совершающих неправомерные действия в отношении своих работников.

Работник может обратиться с жалобой на работодателя в прокуратуру в следующих случаях:

  • Наниматель регулярно не выплачивает заработную плату.
  • Работнику было отказано в трудоустройстве без объективных причин.
  • На рабочем месте нарушаются нормы охраны труда (работодатель не выдает СИЗ, спецодежду и т.д.).
  • Не оплачивают сверхурочную работу или труд в выходные и праздники.
  • Работодатель склоняет работника к увольнению.

Перечислены не все основания для написания жалобы. Работник может обратиться в прокуратуру, когда нарушены его трудовые права.

К сведению! Если жалоба в прокуратуру содержит информацию о нарушении только трудовых прав, то рассматривать обращение будет трудинспекция, однако уже по представлению прокурора.

Любое письменное обращение в государственный орган или в орган местного самоуправления рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такового. Если требуется запрос каких-либо данных, истребование дополнительных документов, то рассмотрение могут продлить на 15-30 дней.

Как составить такую жалобу

Унифицированного бланка такого документа не существует, поэтому можно написать его в свободной форме. Текст жалобы состоит из трех частей: вводной, описательной и содержащей просьбу.

В документе указывают следующую информацию:

Документ заканчивают подписью работника и датой подачи в прокуратуру. Если к жалобе гражданин прикладывает какие-либо подтверждающие бумаги, то этот факт нужно указать в тексте в виде пронумерованного списка. Такими документами могут быть расчетные листки, трудовой договор, копии платежных ведомостей и прочие бумаги, доказывающие допущенные нарушения.

К сведению! Необходимые документы прокуратура сама сможет запросить у работодателя. Список таких бумаг законодательно не утвержден.

Жалобу составляют в двух экземплярах. Один передают в прокуратуру, второй с отметкой о регистрации обращения работник оставляет себе.

Куда именно и как подать жалобу

Подать жалобу в прокуратуру можно следующими способами:

  • Передать лично. В этом случае гражданин передает жалобу сотруднику канцелярии. Тот записывает данные в специальный журнал, ставит отметку о получении на экземпляре работника. Далее жалоба передается на рассмотрение.
  • Воспользоваться помощью представителя. По нотариальной доверенности представитель аналогичным способом передает документы в прокуратуру.
  • По почте. В этом случае документы нужно отправлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление будет подтверждать факт получения жалобы. Данный способ замедляет сроки решения вопроса, поскольку письмо может затеряться при отправлении.
  • Электронным способом. Это делается через интернет-приемную или сайт госуслуг. Нужно будет заполнить специальные поля. В ответ придет уведомление о получении обращения.

Подавать жалобу нужно в прокуратуру, к которой относится район проживания гражданина. При подаче лично нужно иметь при себе документы, подтверждающие личность.

Внимание! После того как прокуратура проведет свою работу (сбор информации, проверка), гражданину должен прийти ответ (согласно ст. 10 и ст. 27 Закона №2202-1). Если жалоба подана анонимно, то уведомление отправлять не будут по понятным причинам.

Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

Прокурору Николаеву Г.И.
В прокуратуру Индустриального района
г. Ижевска УР
426008, г. Ижевск, ул. Лесная, д. 45А
от Горбунова Степана Степановича
426007, г. Ижевск, ул. Совхозная, д. 78, кв. 12
тел.: 8 (3412) 33-33-33

Что можно сделать до обращения в государственные органы?

  1. В крупных организациях, как правило, до сих пор действуют авторитетные профсоюзы работников, которые контролируют соблюдение трудовых прав работодателем на конкретном предприятии и могут реагировать на нарушения собственными предписаниями. Кроме того, в каждом регионе действуют отраслевые профсоюзы, с которыми работодатели предпочитают не связываться. Сам факт обращения может побудить работодателя прекратить нарушение и покажет, что Вы намерены защищать свои права.
  2. Обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в организации (если такая комиссия сформирована). Этот вариант подходит, если работодатель нарушает трудовые права работника в каких-то незначительных моментах, однако принципиальных для Вас. В более серьёзных случаях, если работодатель нарушает Ваши трудовые права, лучше сразу обращаться в надзорные государственные органы.

Обращаемся за защитой трудовых прав в государственные органы

Обратите внимание, что законом предусмотрен довольно короткий срок, в который Вы можете обратиться с заявлением или иском в суд, например, в случае незаконного увольнения этот срок составляет всего один месяц. Поэтому, чтобы не упустить время можете обращаться в государственные органы как по очереди, так и одновременно во все инстанции.

  1. В первую очередь, с жалобой на действия работодателей можно пойти в Инспекцию труда, которая есть в каждом регионе и является независимой организацией. В чём плюс обращения с жалобой в этот орган – можно указать в заявлении о неразглашении данных заявителя при проведении проверки. То есть, если Вы и дальше намерены работать на прежней работе и не хотите, чтобы работодатель знал, кто именно жалуется на него, Вы указываете в жалобе свои данные и просите провести проверку без указания Ваших данных как заявителя. В этом случае сотрудники Инспекции будут проверять документацию и условия работы не только касающиеся Вас, но и других сотрудников. Таким образом, установить, кто именно написал жалобу, у работодателя не получится. Выявив нарушения, Инспекция вынесет предписание работодателю об их устранении и проконтролирует, как это предписание будет исполнено. Единственное неудобство: Вашу жалобу будут рассматривать в течение месяца, ещё месяц будет дан работодателю на исправление выявленных недостатков, поэтому быстрой реакции ждать не стоит. Ещё один минус – инспекция в основном проверяет соблюдение трудового права по документам, таким образом, при неправильных начислениях выплат проверки будут эффективны, а вот при негласном давлении на работника, дискриминации или устном принуждении к увольнению проверки Инспекции окажутся бессильны.
  2. Следующая по популярности инстанция, куда идут работники за защитой своих прав, – прокуратура. Весьма эффективное средство для работников, если работодатель нарушает трудовые права и уверен в своей безнаказанности. По Вашей жалобе прокуратура сама осуществляет проверку документов, их соответствие закону и внутренним актам самой компании, опрашивает свидетелей. Выявив нарушение, может вынести представление об устранении нарушений в месячный срок, либо по заявлению работника и в защиту его интересов может обратиться в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав. Таким образом, обратившись в прокуратуру, работник получает либо быстрое восстановление своих нарушенных прав, либо авторитетного защитника и бесплатное юридическое представительство в суде.
  3. Как правило, в суд работники обращаются, если все предыдущие органы оказались бессильны в восстановлении нарушенных прав, либо если восстановление возможно только в судебном порядке (например, взыскание сумм, восстановление на работе, изменение записи в трудовой книжке). Учтите, что для защиты трудовых прав предусмотрены довольно короткие сроки для обращения в суд, поэтому лучше будет обращаться в суд наряду с другими органами, а не после того, как получите ответы из Инспекции труда и прокуратуры. Исковое заявление пишется по общим правилам, к заявлению прикладываете все документы, которые подтверждают факт работы в данной организации, а также факт нарушений (при наличии доказательств). Если доказательств нет, в исковом заявлении просите оказать содействие в истребовании доказательств, и суд запросит документы в организации, а та в свою очередь обязательно эти документы предоставит. В случае, если Вы требуете взыскать какие-либо суммы или сделать перерасчёт, придётся приложить подробный письменный расчёт сумм.

Обратите внимание: Вам нужно точно сформулировать свои требования. Также приготовьтесь к тому, что против Вас со стороны работодателя будет выступать опытный юрист, поэтому имеет смысл и Вам воспользоваться юридической помощью. Заручаясь поддержкой наших специалистов, Вы получите грамотную защиту своих трудовых прав как в общении с работодателем, компетентными органами, так и в судебных заседаниях и на стадии исполнения решения.

Читайте также: