Кто занимается сведением и мастерингом профессия

Обновлено: 14.05.2024

Мастеринг-инженер (mastering engineers) — это не такая простая профессия, как кажется на первый взгляд.

При сборке альбома они удаляют посторонние звуки, упорядочивают треки в наиболее убедительном порядке, создают плавные затухания и естественные паузы. А также уравновешивают частотный спектр и уровень различных треков, так чтобы альбом звучал как единое целое, а не как коллекция несвязанных песен.

После того, как мастеринг завершен и одобрен клиентом, они производят высококачественную копию, которая соответствует требованиям заводов-изготовителей.

Отдельные части оборудования, используемые в профессиональной студии мастеринга, обычно стоят дороже, чем те, которые находятся в микшерных установках. А среда прослушивания оптимизирована для устранения любых возможных проблем, в основном акустических. Часто, например, можно найти мастер-студии, в которых нет ничего, что могло бы вызвать расслоение (включая стол) между мониторами полного диапазона и позицией прослушивания.

Теоретически, мастеринговым инженерам, возможно, придется очень мало изменять миксы, если инженер по сведению правильно выполнит свою работу. Но редко у инженеров по сведению есть среда или инструменты для достижения такого качества, которое могут получить мастеринг- инженеры.

В принципе должно быть понятно, почему мастеринг так важен. Ведь как только законченный мастер покинет мастерскую, любые несовершенства будут услышаны многими. Что потенциально может повредить коммерческому успеху, продажам и самое главное – радости от прослушивания альбома.

Проще говоря, мастеринг (mastering) — это искусство и наука, предназначенная для специалистов.

Некоторые инженеры по сведению склонны представлять миксы на мастеринг, которые имеют некоторую стереообработку, в основном компрессию . Но здравый смысл подсказывает, что всё, что инженеры по сведению могут сделать на мастере, мастеринг-инженеры могут сделать лучше. Зачем вам пытаться починить автомобиль вашей компании, если ваша компания заплатит профессиональному механику, чтобы сделать это за вас?

Студийный и домашний mastering

Подготовка трека к мастерингу (mastering)

Работая над стереомиксом, одна из самых больших проблем в мастеринге заключается в том, что каждая обработка влияет на все элементы песни. Например, исправление шипящего вокала может уменьшить ясность snare. Высокоточные инструменты в распоряжении мастеринг-инженера могут решить многие проблемы. Но чем больше микс нуждается в коррекции, тем более далеким становится совершенство.

Поскольку в настоящее время везде используются многодорожечные (multitrack) виртуальные звуковые студии в мастеринг-студии, становится все более распространенным представлять миксы в stems (субмиксы логических групп треков или даже просто один трек). Если есть какие-либо проблемы в миксе, мастеринг инженер может найти их и намного быстрее и удобнее обработать отдельный stem, а не микс в целом. К общим stem можно отнести: вокал, ритм, лиды и, конечно же, всё остальное, которое включает то, что не находится в вышеперечисленных stem. Во всех случаях также представляется и полный стереомикс, который должен быть идентичен миксу, записанному во всех stem, в которых фейдеры имеют коэффициент усиления (0 дБ).

Иногда клиент или мастеринг-инженер просит внести изменения в миксы после их завершения. В большой студии с аналоговой консолью воспроизведение миксов может занять много времени. Поэтому сохранение микса в stem может быть полезным в таких ситуациях. Ведь вместо того, чтобы вспоминать весь микс (настройки, эффекты и т.п.), мы можем вспомнить только микс stem, который требует изменений, в то время как все остальные stem остаются нетронутыми.

Рекомендации для подачи аудиоматериала на мастеринг (mastering)

Существует несколько дополнительных рекомендаций, которые стоит учитывать при подаче миксов на мастеринг:

Используйте высококачественные носители — особенно в отношении CD-ROM, где некоторые бренды более надежны, чем другие (обычно можно понять по стоимости). 650 MB компакт-диски предпочтительнее 730MB. Скорость прожига всегда должна быть установлена на минимально возможную — предпочтительно ×1.

Без фэйдов — оставьте любые fade в начале или в конце каждого трека для мастеринг-инженера. Он или она может сделать больше музыкальных затуханий, как только порядок дорожек будет определен. И может использовать любые шумы в начале или в конце дорожки для снижения шума . Убедитесь, что в конце трека есть полный хвост реверберации. И в качестве общей рекомендации оставьте 2 секунды тишины до и после звука каждого трека.

Оставьте немного запаса (headroom) — традиционно, 3 дБ запаса оставляли на лентах по разным причинам. Например, инженеры по мастерингу могут увеличить эквалайзер, не ослабляя уровень микса. Даже цифровое представление выиграет от пиков, попадающих чуть ниже 0 ДБ, поскольку цифровое аудио все еще может обрезаться во время преобразования D/A из-за интерполяции.

Использовать WAV – файлов, которые поддерживаются на обеих платформах Mac и PC.

Сохраняйте исходное качество цифрового звука – не выполняйте преобразования, касающиеся битности и частоты дискретизации ( подробнее об этом ). Они, вероятно, ухудшат качество звука и не имеют никакого преимущества с точки зрения мастеринга. Многие мастеринг-инженеры перед обработкой преобразуют миксы в аналоговые и используют высококачественные преобразователи для захвата аналогового сигнала обратно в соответствующий цифровой формат.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга


Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

  1. Загрузка треков в рабочую станцию
  2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
  3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
  4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

  1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
  2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
  3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
  4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
  5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на 80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение), чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

  1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах
  2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

  1. Magix Samplitude
  2. Steinberg WaveLab
  3. Adobe Audition
  4. Sony SoundForge + CD Architect
  5. Emagic Logic Pro Waveburner

Фото консоли и компьютера

Звукозапись

Из этой статьи вы узнаете, что такое сведение, из каких этапов состоит этот процесс. Также мы расскажем, зачем нужен мастеринг.

Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.

О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

  • установка музыкального баланса;
  • панорамирование инструментов;
  • эквализация и динамическая обработка;
  • формирование акустического пространства;
  • артистическая обработка.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

  1. Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
  2. Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
  3. Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
  4. Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.

Установка музыкального баланса

Фото студийной консоли в работе

1 этап. Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

  • применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
  • распределение инструментов в стерео-панораме;
  • создание объемного звучания трека;
  • равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
  • ликвидация частотных конфликтов инструментов.

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.

Эквализация и динамическая обработка

Фото студийной консоли в работе

3 этап. Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.

То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.

На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Схема частотных диапазонов разных музыкальных инструментов

Частотные диапазоны музыкальных инструментов

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Что такое мастеринг?

Фото студийных приборов

Мастеринг – завершающий этап перед выпуском песни

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Многочисленные наблюдения за работой различных звукорежиссеров приводят к убеждению в том, что умение делать сведение и мастеринг – это настоящий дар, встречающийся у людей намного реже музыкального слуха. Если при работе с графикой используют откалиброванный монитор, не искажающий картинку и точно передающий цвета, то в случае со звуком нужны хорошие колонки. Это будет единственным ориентиром для нас. Иногда могут помочь специальные наушники для сведения и мастеринга, но всё-таки специалисты работают в основном с колонками.

сведение и мастеринг

В отличие от видеомониторинга, работа со звуком гораздо тяжелее. Всё дело в звуковых волнах. Они имеют свойство отражаться от пола, потолка, стен и различных предметов. Причем свойства отражения будут меняться в зависимости от высоты волны. В данной статье мы подробно расскажем о такой непростой деятельности, как сведение и мастеринг на примере домашней студии звукозаписи. Итак, приступим.

Сведение

Начнем с определения данного термина. Сведение - это процесс обработки звука до мастеринга, включающий в себя шесть стадий:

  • нормализацию;
  • компрессию;
  • эквалайзинг;
  • фильтрацию шума;
  • панорамирование;
  • звуковые эффекты.

Разберем их по порядку.

Нормализация

Во-первых, нормализация является процессом обработки звука. А во-вторых, это первая стадия в борьбе за громкость музыки. Нормализацию можно сделать в программе Cool Edit Pro, о которой будет рассказано ниже. Для этого заходим в пункт меню Effects и выбираем Amplitude-Normalize.

что такое мастеринг

Компрессия

Компрессия – это очень ответственный шаг в такой сфере, как сведение и мастеринг. Именно она отличает профессиональные записи от любительских. Уделив отработке динамики достаточно времени, вы получите высокое качество.

Причины сложности

  1. Если эффект сделан правильно, то он весьма тонок, но при этом чувствуется в записи. Хотя его нельзя услышать так, как, например, флэнжер.
  2. Компрессор не может работать всё время. Большую часть времени вы слышите звук без его участия. Поэтому диаграммы работы компрессора и его уровня здесь почти незаменимы.
  3. Нельзя считать все компрессоры одинаковыми. Несмотря на простоту идеи – понижение уровня сигнала при переходе через порог, исполнение может быть разным.

Использование качественного компрессора поможет сгладить все недостатки звучания.

Основы компрессии

Наиболее распространенная аналогия – звукотехник, крутящий регулировочные ручки и следящий за уровнем сигнала. То, насколько он их прокрутит, называется отношением (ratio). Например, отношение 3:1 означает, что при превышении сигналом порога в 3 дБ инженер отрегулирует ручки так, чтобы сигнал превысил порог на 1дБ.

коммерческое сведение и мастеринг

Эквалайзинг

Эквалайзинг – это частотная коррекция композиций и один из самых ответственных моментов перед мастерингом. Любая частотная подгонка проводится до обработки композиции другими эффектами.

Те, кто разбирается в таком деле, как сведение и мастеринг, знают, что эквализация вокала является большой проблемой почти для всех. Если неплохое звучание ещё можно имитировать качественными сэмплами, то плохо записанный голос уже ничем не исправишь. Практически ни у кого из любителей нет дорогого студийного микрофона, а если есть, то он, как правило, неправильно подобран. В профессиональной записи правильно подобранный микрофон – половина успеха. Вторая половина – это правильно обработанный голос. Из-за того, что у материала изначально низкое качество, к голосу следует относиться с двойным вниманием.

сведение это

Фильтрация шума

Если при записи звука в домашних условиях использовать динамический микрофон, напрямую подключенный к звуковой карте, то в полученном файле появится много нежелательных шумов. Часть из них поможет избежать простая предусмотрительность: выключение телевизора, закрытие окна, проверка устойчивости микрофонной стойки, ношение мягкой обуви и т. д. Однако некоторые источники шума так не убрать. Например, шум электрогитары или самого микрофона, подключенного к звуковой карте через линейный вход.

Панорамирование

До процедуры мастеринга вокал необходимо распределить между ушами слушателя. Или, как говорят звукорежиссеры, между правым и левым каналом. Это распределение и называется панорамированием. В домашней студии оно проводится при помощи регуляторов панорамы. В английских версиях программ они обозначаются как pan.

Проще всего заниматься панорамированием в наушниках, но надо будет обязательно проверить результат собственной работы, прослушав готовый микс в колонках.

Звуковые эффекты

наушники для сведения и мастеринга

Что такое мастеринг?

Итак, мы определились с тем, что такое мастеринг. Теперь выясним, сколько он включает этапов. Их всего пять:

программы для мастеринга и сведения

Программы для мастеринга и сведения

На эту тему существует масса обзоров в Интернете. Мы же расскажем о двух, самых лучших, на наш взгляд, программах. Для сведения подойдет Cool Edit Pro, у которой прекрасный интерфейс и широкие возможности для работы со стереофайлами. Для мастеринга рекомендуем T-Racks24. Она эмулирует несколько ламповых устройств: лимитера, компрессора и эквалайзера. Большинство авторитетных специалистов хвалят теплоту и мягкость ее аналогового звучания.

Эффекты мастеринга

  • Эквалайзеры (формирование баланса).
  • Экспандеры, лимитеры и компрессоры (динамический диапазон записи). Для того чтобы работать с динамикой определенного частотного диапазона, понадобятся многополосные динамические эффекты.
  • Эффекты стереообраза (расширят пространство звучания).
  • Ревербератор (добавит дополнительный блеск для записи).
  • Подавители шума (фильтрация шумов).
  • Гармонический эксайтер (помощь в оживлении записи).
  • Максимизатор громкости (увеличение громкости записи с одновременным ограничением пиков).

что такое мастеринг и сведение

Заключение

Теперь вы знаете, что такое мастеринг и сведение. Надеемся, статья оказалась вам полезной. И напоследок, запомните: чтобы достичь высот в этой сфере, нужно хорошо овладеть техническими приёмами сведения треков, а также культивировать и воспитывать в себе собственное ощущение и вкус звука, создавая тем самым неповторимый саунд.

В электронной музыке результатом творческой деятельности становится набор дорожек в какой-либо DAW. Это мультитрек, который может содержать в себе неограниченное количество различных инструментальных и перкуссионных партий, несколько бас-линий, SFX, атмосфер, вокальных вставок и прочего-прочего. В треках опытных музыкантов число дорожек может достигать 100 и более, при этом каждая из них будет звучать хорошо.

Когда идея трека кажется начинающему музыканту хорошей, но не было сделано хотя бы минимальное сведение и мастеринг , звучание может разочаровать слушателя. Это будет плохой микс, в котором проваливаются инструменты, бочка не обладает достаточной энергией чтобы создавать мощный ритм, нет никакого разделения на планы, звук находится на одной линии или вовсе прилипает к колонкам, и в целом трек не передает того настроения, который в него пытался заложить автор.



Это классическая проблема, возникающая у всех новичков. После написания первых треков и разочарования в их звучании, многие начинают сравнивать свою музыку с работами профессионалов, который уже достигли высокого уровня. Сразу становится понятно, что для достижения такой читаемости и глубины миксов, такого же мощного ритма и всего остального, что так цепляет в коммерческой музыке, нужно обладать особым мастерством и знать что-то такое, чего не знают другие. Это не так. Сегодня мастеринг и сведение треков можно выполнять самостоятельно в домашних условиях – при достаточно ответственном подходе можно легко приблизиться к уровню звучания коммерческих треков. Если же просто выполнить минимальный аудио-инженеринг, сам факт его выполнения заметно повысит качество звучания и выделит трек на фоне других работ любительского уровня.



В этой статье мы расскажем, чем отличается сведение от мастеринга и почему без них нельзя обойтись, когда задача – сделать так, чтобы простой набор звуков превратился в единую картину, стал представлять из себя плотный и разборчивый микс.

Сведение

Это первый этап технической доводки трека, идущий сразу после написания аранжировки и размещения семплов на тайм-лайне проекта. В поверхностном смысле задача этого этапа состоит в том, чтобы все инструменты трека просто были хорошо слышны и не маскировались друг за другом. В некоторых стилях музыки этого достаточно, но уровень такого сведения все-равно не будет впечатляющим. Профессиональное сведение и мастеринг предполагает еще и работу с динамикой инструментов, их спектром и временными параметрами, а также объемом всего микса.

Объем строится через применение ревербераторов с определенными пресетами. Они отдаляют звук на задний план, ставят его выше или ниже и позволяют строить несуществующие в реальной жизни объемы: космос, невероятно высокие и при этом узкие помещения и прочее.


Существуют и более простые и наглядные ревербераторы. Так называемые IR (impulse response) или импульсные, выстраивающие объем на основе импульсного отклика, который был снял в реальном помещении.



Такие решения уместны, когда на ручной подбор параметров нет времени или желания, а получить хоть какую-нибудь сцену микса хочется побыстрее. Для электронной музыки импульсные ревербераторы применяются достаточно редко, так как не позволяют изменять заложенные в программу параметры объемов.

Помимо размещения в объеме, в задачи сведения входит работа с динамикой и спектром инструментов. Например, решение вечной проблемы бочки и баса через сайдчейн и эквализацию, подчеркивание определенных частотных областей в лидирующий партиях, выделение характерных призвуков в различных инструментах и прочее. В конечном итоге сведение – это создание единой звуковой картины из разрозненных инструментов, которые изначально звучат плоско и конфликтуют друг с другом в плане частот и динамики. Получившийся микс должен соответствовать задумке автора по объему, сцене и читаемости партий.


Мастеринг

Мастеринг музыки – второй и заключительный этап технической доводки. В некотором смысле, это просто подгонка звучания под общепринятые мировые стандарты, которые касаются определенного стиля музыки. К примеру, многие лейблы не доверяют мастеринг трека своим музыкантам, а выполняют его сами – чтобы вся размещаемая в рамках лейбла или радиостанции музыка имела один характер звучания и ни один трек не выбивался из общего стиля. Вторая задача, которую выполняет мастеринг , это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе, наушниках и даже радиоприемнике.

Второе – проверка моносовместимости и работа со спектром. Как было сказано ранее, хорошее сведение и мастеринг музыки должно быть таким, чтобы получивший материал можно было слушать на любом звуковоспроизводящем оборудовании. Это может быть дорогостоящая Hi-Fi система в домашнем кинотеатре, наушники от смартфона или обычное радио в автомобиле.



Хороший аудио-инженер сделает так, чтобы материал сносно звучал везде. Это во многом определяем успех трека – не все слушатели имеют хорошую акустику, но всем хочется услышать из нее качественный звук. Музыкант, который удовлетворит это простое желание, обязательно получит еще одного почитателя в свою фан-базу.

Мастеринг звука может выполнять и художественные задачи. Часто с помощью STEM-мастеринга происходит финальная доводка трека, которая работает не на технические параметры звучания, а на художественные: плотность низких частот, ширина и прозрачность стерео на середине и верхах, резкость динамических переходов и прочее.

Можно ли делать самому?

Пост-продакшн давно перестал быть прерогативой профессионалов и обеспеченных музыкантов, которые способны заплатить за студийный мастеринг на Abbey Road. Сегодня подавляющее большинство электронщиков занимаются этим сами и получают очень близкий результат к тому, который выдают дорогие студии. С развитием музыкальной индустрии появились и автоматизированные сервисы по типу LANDR, которые выполняют финальную доработку трека с помощью искусственного интеллекта и результат также нельзя назвать плохим.

В материалах PRO-раздела можно найти подробные курсы по сведению электроники, мастерингу своих треков, и STEM-мастерингу для финальной доводки. Каждый из перечисленных курсов наглядно демонстрирует разницу между треками до обработки и после неё и поэтапно показывает путь к достижению нужного звука.

Читайте также: