Кто такой телеоператор профессия

Обновлено: 30.06.2024

Работа телеоператора — одна из интереснейших и самых востребованных профессий на телевидении. Она одновременно и творческая, и техническая. И ни для кого не секрет, что на любом телеканале хороший оператор всегда в цене.


Мы отправились в редакцию Первого канала Казахстана, программы которого вот уже на протяжении девятнадцати лет доступны телезрителям в любом уголке нашей республики.



Айдын — старший телеоператор Алматинского бюро, и поэтому на рабочем месте ему нужно быть в девять часов утра. Охранник выдаёт ключи от кабинета, и мы вместе с нашим героем начинаем наш общий рабочий день.


Первым делом Айдын просматривает график дежурств. В Алматы, помимо него, трудятся ещё два оператора: Максим Шулепов и Мади Оразалиев.

— Работаем мы до шести часов вечера, но каждый день один из нас должен оставаться дежурным допоздна — вдруг что-то важное произойдёт в городе. В выходные дни тоже работаем по графику.

Продюсер Алла Энголи


VOX: Айдын, расскажи, как ты стал телеоператором?


В кабинет входит коллега по цеху — Максим Шулепов. Пока операторы ждут выезда на съёмки, можно попить кофейку и пообщаться.

Подготовка камеры к работе



Айдын с супругой Айнурой

Карта памяти для камеры

Микрофон

VOX: Айдын, бывали ли недочёты в твоей работе, или у тебя сразу всё получалось?


Работа телевизионщиков разнообразна и богата переменами. Их день зависит от графика съёмок. Бывают дни, когда объём работы сильно превышает предел рабочего времени, а бывает, что работы меньше. Иногда съёмочная группа отправляется в командировку, и рабочие дни могут затянуться и быть дольше обычных.

В одиннадцать часов Айдын получает задание, выезжает на съёмку, и мы вместе с ним.



Съёмочной группе нужно снять интервью. Иногда герои сюжетов сами приезжают к зданию, где располагается Алматинское бюро Первого канала Казахстана, чтобы дать комментарий. Пока Алла беседует с героем, Айдын проверяет наличие аккумуляторов в микрофоне и настраивает камеру.


Съёмка началась. Пока она продолжается, оператор контролирует весь процесс. Он должен не только снять красивое видео, но и правильно записать звук.

VOX: Какие знания, умения и личностные качества требуются в этой профессии?

— Чтобы работать телеоператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции света и цвета, креативное мышление; уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлечённым своим делом. Нужно знать принципы записи картинки и звука, конструкцию разных типов камер. Руки оператора не должны дрожать. У него должна быть уравновешенная психика.


VOX: Есть ли сложности в работе телеоператора?

— Первое время было тяжеловато таскать и камеру, и штатив на плече. Камеры тогда большие были. В командировку ездили — так там, помимо сумки с вещами, ещё килограммов пятьдесят оборудования: осветительные приборы, куча проводов… Но со временем ко всему привыкаешь. Сейчас даже когда иду в магазин, по привычке сумки на плечо взваливаю.

Работа у нас творческая. Она мне приносит только удовольствие. Я думаю, если ты любишь свою работу, если она тебе интересна, то сложностей в ней просто не замечаешь.

Запись интервью

— Бывает так, что могут позвонить и в четыре часа утра, и ты встаёшь и едешь на съёмку. А что делать? Такая работа у нас, — делится Айдын.


VOX: Связана ли работа телеоператора с риском и опасностью? Бывали ли у тебя экстремальные съёмки?



— Но нам всегда помогают водители и журналисты. Где-то штатив поднесут, где-то поддержат. Ведь мы одна команда.

Еще помню мою первую экстремальную командировку. Это было ещё на прошлой работе. Мы снимали военный парад в Астане. Парад шёл в прямом эфире. И меня отправили снимать с высокой точки — с крыши многоэтажки. А в Астане же ветры сильные. Так вот, стою я на краю крыши, снимаю парад. А меня порывом ветра сносит. Пытаюсь удержать равновесие, ветер в лицо, аж слёзы из глаз. Ты представляешь, в тот момент я думал об одном — как бы камеру не выронить.

Петличный микрофон


По правилам транспортировки оборудования камеру оператор должен держать на коленях.

VOX: Айдын, хотелось ли тебе когда-нибудь из новостей уйти в кино?

— Я бы очень хотел попробовать себя в кино. Снимать документальное или художественное кино — это тоже очень интересно.


VOX: Нужно ли проявлять творческие способности при съёмке обычного интервью?


VOX: Что тебе больше нравится — работать в полевых условиях или в городе?


VOX: Какая командировка запомнилась тебе больше всего?


Когда-то парню с яркой модельной внешностью предложили сниматься в кино. Но он был так привязан к своей работе, что отказался, не раздумывая. Айдын привык быть по ту сторону камеры.

VOX: Айдын, если бы ты не стал оператором, кем бы ты сейчас был?


После съёмки у нас появилось свободное время, и мы решили пообедать. К нам присоединилась журналист Меруерт Бауыржанкызы.

— Обед у нас зависит от графика работы. Иногда можем себе позволить сходить в столовую или кафе, например, как сегодня. Иногда перехватываем что-нибудь по дороге — донер какой-нибудь или самсу. А бывает, что съёмок очень много, и о том, что забыли пообедать, мы вспоминаем только вечером.

Обед в кафе

VOX: Ребята, бывают в вашей работе курьёзные случаи?

— У нас с Айдыном был очень неприятный инцидент, — вспоминает Меруерт. — Мы снимали с ним сюжет и оставили проводной микрофон на бордюре, буквально на несколько секунд отвернулись. А когда хватились, микрофона нет. Представляешь, наш синий микрофон с пятью метрами провода как сквозь землю провалился. И поблизости-то никого не было. Мы все дворы оббегали, так и не нашли его. Вот кому он мог понадобиться?! Пришлось потом с зарплаты его стоимость восстанавливать.


VOX: Айдын, нравится ли тебе твоя работа?

— Я обожаю свою работу. Не представляю себя без камеры. Работа эта очень интересная. Оператор — это прежде всего художник. Здесь есть возможность проявить себя, своё творчество. Мы не сидим на одном месте, мы должны быть первыми везде и всюду. Общаемся с разными людьми — плохими и хорошими, с политиками, бизнесменами, артистами. Лично я не завидую банковским и офисным сотрудникам. Целый день сидячая работа в кресле, компьютер.

В Алматы коллектив у нас маленький. Ребята все очень хорошие. Мы как одна семья. Когда мы уходим в отпуск, то очень скучаем друг без друга. Бывает, конечно, что ругаемся с журналистами, но сразу миримся — это ведь рабочие моменты.

Монтаж новостей



Съёмка в зале суда

Бывает так, что судебные разбирательства затягиваются. Иногда по причине опоздания работников Фемиды, иногда — в связи с неявкой участников заседания. И важную новость приходится выдавать в эфир прямо из зала суда по телефону.


Сегодня свой рабочий день Айдын закончил в шесть часов вечера. Его супруга освобождается на час позже, поэтому в детский сад за мальчишками мы спешим с нашим героем.

VOX: Айдын, о чём ты мечтаешь?

— Моя мечта — купить три–четыре камеры, свет, операторский кран, тележку, мини-ПТС и открыть свою маленькую продакшн-компанию.


Айсултан и Нурсултан уже заждались папу. Очень удобно то, что в садике есть дежурная группа. Ведь не каждый родитель может забрать ребёнка до шести часов вечера.

VOX: Айдын, чем ты увлекаешься? Как проводишь свободное от работы время?

— Я увлекаюсь футболом. В нашем районе есть своя футбольная команда. Мы с ребятами давно друг друга знаем, дружим семьями. И вот по вечерам три раза в неделю мы собираемся и играем в футбол. Устраиваем соревнования. А по выходным я всё своё время провожу с женой, с детьми. Обязательно ходим в кино, в парки развлечений. Дома сидеть мы не любим.

Мама Айдына с внуками

Обычно по дороге из детского сада мальчишки встречают бабушку. Семья Калуовых постепенно собирается вместе.

5595409_vertov (350x269, 21Kb)

В кино и телевидении все профессии интересные. Ненужных нет. И даже главных несколько. Но первая одна – оператор.

Операторское мастерство - одна из основные профессий кино-, теле-, видеоискусства. Именно оператор является создателем окончательной зрительной формы фильма, телепередачи, репортажа, сериала, клипа, рекламного ролика и т. д.

28 декабря 1895 года в парижском подвале \"Гран кафе\" братья Луи и Огюст Люмьер дали первый публичный платный киносеанс. Аппарат, который они при этом использовали, назывался тогда \"кинетоскоп\" и был результатом доработки изобретения американца Томаса Алвы Эдисона. Успех был налицо. Тогда братья Люмьер обучили работе с кинетоскопом несколько человек и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинематографическая профессия - кинооператор. С одной стороны, кинооператор - не самая первая и главная фигура в процессе создания кинофильма. Все же замысел исходит от режиссера, актерская игра - от актера. Но без мастерства оператора все эти усилия могут быть сведены на нет. С другой стороны, именно оператор может сделать фильм шедевром.

Человеку, который хочет стать ооператором, необходимо знать фамилии людей, создавших русскую операторскую школу: А.А. Левицкого, Э.К.Тиссе (\"Броненосец Потемкин\"), А.Н.Москвина, А.Д.Головни. Не менее важно быть знакомым с представителями следующих поколений этой школы - Павла Лебешева (\"Раба любви\", \"Сибирский цирюльник\" и др.), Вадима Юсова (\"Иваново детство\", \"Андрей Рублев\", \"Солярис\"), других операторов, которые тоже становились полноправными соавторами кинолент благодаря своему таланту. В американском кино легендарным стало имя Грега Толэнда (\"Гроздья гнева\", \"Гражданин Кейн\"), в итальянском - Витторио Стораро (\"Последнее танго в Париже\", \"Апокалипсис сегодня\" и др.)

Кино любит тандемы – сценариста и режиссера, режиссера и актера, художника, композитора. Но особо – режиссера и оператора. Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ, Федерико Феллини и Джузеппе Ротунно, Ингмар Бергман и Свен Нюквист. Конечно, в этих парах операторы шли за режиссером, но как бы ни подчинялись они режиссерской воле и даже чем более подчинялись, тем неизгладимее след неповторимой операторской личности в этих фильмах. Так, операторский гений Грэгга Толанда проявился в том, что никогда и ни с кем другим Орсон Уэллс не смог осуществить свой замысел с такой полнотой, как в \"Гражданине Кейне”, а Уильям Уайлер – в \"Грозовом перевале” и \"Лисичках”.

Хорошо знакомое нам творчество Андрея Тарковского давно уже разделено на периоды. Но можно разделить его и так: фильмы Тарковского с Вадимом Юсовым, с Георгием Рербергом, с Александром Княжинским и Свеном Нюквистом. И обнаружить, что каждый раз претерпевали перемену личность режиссера и лирический герой фильма.

Уникальность профессии оператора (как и режиссера) в том, что он вовсе не запечатлевает действительность, как это принято говорить. Он создает мир настолько подобный реальному, что зритель, как аквариумная рыбка, способен принять его воду за океанскую. Талант и мастерство режиссера и оператора состоят именно в том, насколько дух запечатанного в целлулоид времени способен стать частью нашего личного времени и пространства. И более того – преобразовать его, расширить, расставить нравственные и художественные маяки и ориентиры.

Рождение операторской профессии.

Головня Анатолий Дмитриевич - оператор, теоретик кино, педагог.

В 1926г. Окончил ГТК(ныне ВГИК). Был ассистентом оператора у А.А.Левицкого. Один из основоположников отечественной школы операторского мастерства. Первым освоил метод монтажной съемки, успешно применял крупный план, подсветку глаз, что придавало экранному изображению особую выразительность. Техника и искусство. А.Д. Головня всегда подчеркивал, что кинооператор – это не ремесленник, и не технарь, а, прежде всего – художник. Человек творческой профессии. И этот тезис Головня доказывал всеми своими фильмами. Теперь фильмы режиссера В. Пудовкина, полноправным соавтором которого был его оператор и друг А. Головня, по справедливости называют классическими, – \"Мать\", \"Конец Санкт-Петербурга\", \"Потомок Чингис-хана\", \"Суворов\".С 1935 года – руководитель кафедры операторского мастерства ВГИКа.

Изменение роли оператора с появлением звука и с превращением кино из поэтического, монтажно-изобразительного, режиссерского - в прозаически-повествовательное, ”актерское”.

Волчек Борис Израилевич (06. 12. 1905 — 15. 05. 1974), режиссер, оператор.

Москвин Андрей Николаевич (14. 02. 1901 — 28. 02. 1961), оператор-постановщик.

Новый подъем экранной изобразительности в середине 50-х гг. Стилеобразующая роль операторского искусства в развитии документальной стилистики экспрессивного кинематографа. Мастера операторского искусства 60-х годов

Урусевский Сергей Павлович (23. 12. 1908 — 12. 11. 1974), режиссер, оператор.

Сергей Урусевский был мастером пластического кадра, и это все знают, но он был еще и превосходным художником. . Потому и видение, и использование, скажем, перспективы в его картинах ничем не напоминают линейного, подсказанного оптикой или реальной архитектурой построения кадра, цветовые решения свободны от тех ограничений и комбинаций, которые неизбежно диктует сама технология производства пленки. Ни в одной его работе не было и следа холодных ремесленных поделок или повторения эффектных приемов.

Юсов Вадим Иванович (р. 20. 04. 1929), сценарист, оператор.

Свен Ньюквист (род. 3.12.1922г.)

Рерберг Георгий Иванович (р. 28. 09. 1937), оператор.

Павел Лебешев – это целая эпоха в отечественном кинематографе.

Первой заметной работой Лебешева стала драма Андрея Смирнова \"Белорусский вокзал\". Лебешев был отмечен званиями Народного артиста и лауреата государственных премий России, награжден орденами \"За заслуги перед Отечеством\" третьей и четвертой степени, являлся лауреатом премий \"ТЭФИ\" и \"Ника\".

Павел Лебешев был всегда необыкновенно востребованным художником, который работал с крупнейшими отечественными и зарубежными режиссерами. Так, вместе с Никитой Михалковым он снял целый ряд картин, среди которых \"Раба любви\", \"Свой среди чужих, чужой среди своих\", \"Сибирский цирюльник\".

Здесь, безусловно, есть свои особенности. Оператор-документалист - одна из наиболее сложных профессий. Она требует умения мгновенно ориентироваться, а это значит, что владение техникой съемок должно быть доведено до автоматизма. российская школа документального кино считается одной из лучших в мире - во многом благодаря высокому уровню операторов.
Документальное кино предполагает наличие у оператора качеств исследователя, журналиста: с помощью камеры он может выразить свое отношению к тому, что снимает. Здесь важно обладать терпением, выдержкой, хорошим знанием объекта съемок. Иногда получасовой фильм снимается два-три года, и это считается нормой.


Я изумлен, я ошарашен.

Какой нежданный инцидент.

Кто б думать мог, что комик Сашин

Люмьеру будет конкурент?

И это объясняется, конечно, чисто экономическими причинами - фильмы, снятые им, можно было показать в качестве аттракциона театральной публике всего лишь несколько раз, а больше демон-стрировать их было некому. Театровладельцы покупали фильмы непосредственно у фабрикантов, и связываться с каждым из них в отдельности Сашин, человек занятый, известный актер, разуме-ется, не мог. Съемка фильмов не оправдывала ни затраченного Сашиным труда, ни стоимости пленки и химикалиев на ее обработку.

Впоследствии Сашин вернулся к кинематографической деятельности, но уже не как оператор, а как режиссер и актер. В 1911 году он попытался организовать производство фильмов и сам снимался в нескольких фильмах, но также не добился успеха.

В отличие от Сашина остальные русские пионеры кинематографии были не любителями, а профессионалами-фотографами. Они подходили к работе в кинематографе гораздо более практич-но, чем Сашин. Но почти никому из них, несмотря на хорошее профессиональное качество их съемок, не удалось специализироваться в новой области.

Первым, кто из русских профессионалов-фотографов попытался заняться кинематографом, был владелец большой фотографии в Харькове А.К. Федецкий, известный как участник ряда международных фотовыставок. Летом 1896 года А. Федецкий во время поездки за границу приобрел киноаппарат Демени и приступил к съемкам.

Однако Федецкий, решив заняться кинематографом, рассчитывал не только на очень сомни-тельную возможность сбыта кинематографических съемок внутри страны. Купив хронофотограф Демени, выпускавшийся фирмой Гомона, он, бесспорно, надеялся стать кинокорреспондентом этой фирмы, ибо Гомон - ловкий и беззастенчивый делец, конкурировавший с Пате, не только рассылал своих операторов по всему свету, но также скупал кинохронику во всем мире.

Хотя фильмы Федецкого не без успеха демонстрировались в Харькове, этому пионеру рус-ского кино пришлось прекратить производство съемок. Не найдя возможности для сбыта своих фильмов в России и не обеспеченный заказами Гомона, он вынужден был вернуться исключи-тельно к занятиям фотографией.

Так же как и съемки Сашина, фильмы Федецкого до нас не дошли. Впрочем, не исключена возможность, что эти последние в конце концов обнаружатся во Французской синематеке, обладающей большим количеством не разобранных ранних хроникальных картин Гомона.

Сашину-Федорову и Федецкому пришлось отказаться от производства киносъемок потому, что они не имели возможности сделать свои съемки достоянием русских кинозрителей и вообще их сбывать.

Кинооператор - это. Что такое Кинооператор?

Кинооператор — профессия в кинематографе. Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на кинопленку[1]. В современном кинематографе оператор чаще всего использует цифровую кинокамеру, позволяющую получать кинофильмы без использования пленки. Несет ответственность за изобразительное решение фильма. Оператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, вспомогательной операторской техники: тележек, кранов, стэдикамов и т. д. В современном кинематографе непосредственно участвует в создании спецэффектов.

Оператор создает изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Является одной из ключевых фигур в создании кино и теле- фильмов всех видов: художественных, игровых, документальных, научных и многих других.

Камермен

Некоторое распространение в кинематографическом обиходе получило жаргонное название камермен (англ. cameraman), изначально термин появился в американской киноиндустрии. Употребляется в отношении сотрудников, не управляющих непосредственно киносъёмочным аппаратом, а осуществляющих его запуск и остановку, движение по съёмочной площадке и устраняющих препятствия оператору[1].

Операторская группа

Оператор-постановщик

Или главный оператор — руководитель операторской группы и группы осветителей. В отличие от остальных операторов, работающих только во время съемочного периода, после его окончания следит за производственным процессом до момента сдачи фильма заказчику. Присутствует при выборе дублей, монтаже, цветоустановке (при пленочной технологии производства) или цветокоррекции. В конечном счете несет ответственность за соответствие изобразительного ряда первоначальному режиссёрскому замыслу. Считается автором фильма наравне с режиссёром-постановщиком и сценаристом.

Основная статья: Оператор-постановщик

Примечания

Профессия кинооператор

Профессия кинооператор, пожалуй, вторая по значимости в кинопроизводстве после режиссера. Если последний решает, что снимать, то первый — как снимать. То есть режиссер отвечает за творческую составляющую кинопродукта, а кинооператор — за техническую.

Даже сценарист играет не такую важную роль в киноиндустрии: многие фильмы снимаются по книгам, в других случаях сценарии пишут сами режиссеры. Так что без сценариста можно обойтись, а вот без оператора — никак.


Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.


Места работы

История профессии

Чтобы понять, кто такой кинооператор, лучше немного заглянуть в историю кино и назвать некоторые имена.

Кинооператорами порой становились не только узкие специалисты, но и известнейшие режиссеры — например, Чарли Чаплин. Из более поздних стоит выделить Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Роберта Дауни-старшего, Квентина Тарантино и т.д.




Как стать кинооператором

Стать кинооператором высокого уровня не так-то просто — желательно закончить Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (знаменитый ВГИК). Однако некоторые специалисты пробиваются наверх, закончив, к примеру, отделение телевизионной журналистики.

Кто-то может убедить работодателей в своем таланте и профессионализме и без диплома, но это большая редкость. Так что поискать, где можно учиться на кинооператора, смысл имеет — в настоящее время существует немало и частных киношкол, возглавляемых известными мастерами.

Зарплата кинооператора

Перед тем, как выбрать данную профессию, разумеется, стоит поинтересоваться, сколько зарабатывает кинооператор — не у всех же доходы, как у Лукаса с Тарантино.

Но здесь вам придется серьезно потрудиться, т.к. вакансии в интернете отыскать проблематично. Есть смысл ориентироваться на доходы теле- и видео-операторов, которые обычно составляют от 30 000 до 80 000 рублей в месяц. Так что средняя зарплата кинооператора находится в районе 50 000 рублей в месяц.

Человек, который снимает: как работают кинооператоры

В отличие от режиссера, который приходит на проект задолго до начала съемок и присматривает за ним до самого релиза (на что уходит год как минимум), оператор – временный участник процесса: он призывается за пару недель до запуска фильма в активное производство, а освобождается через неделю после того, как материал уходит в постпродакшен. За то время, что режиссер корпит над одной лентой, DP обычно успевает поработать на семи-восьми: через неделю после одних съемок он может уже делать другое кино. График приходится расписывать столь плотно потому, что зарплата оператора раз в десять меньше режиссерской, и он не может позволить себе сидеть без дела. А это означает бесконечную беготню по собеседованиям, на которую уходит не меньше усилий, чем на собственно работу.

Ситуация осложняется очень высокой конкуренцией: Голливуд сегодня экономит на бюджетах, работы стало меньше, и добиться, чтобы тебя куда-нибудь наняли, совсем не просто. Большинство крупных кинопроектов, выпекаемых пятеркой голливудских студий-мейджоров, обрабатывает горстка одних и тех же знаменитых DP (из-за чего зрителю, внимательно читающему титры, кажется, что они буквально везде). Остальной армии операторов, которых знают не так хорошо, достается мелочевка, при этом им приходится сражаться с собратьями по профессии за каждое вакантное место. В одной только Америке на разного рода работах занято не менее 30 тысяч кино- или телеоператоров. При этом им в спину дышат коллеги из Европы, готовые работать за меньшие деньги.


В ожидании своего Большого Голливудского Прорыва операторы перебиваются съемками рекламы. Работы в этой области несоизмеримо больше, и платят там лучше. На таких проектах оператору даже позволяется побыть режиссером, поскольку рекламные агентства ради экономии часто нанимают одного человека на две должности сразу. А еще есть ТВ с его сериалами, где реализовать творческие амбиции не в пример проще, и уважения к операторам там куда больше, чем в Голливуде.

Оператор должен разбираться во многих вещах творческого и технического плана. Уметь работать с осветительным оборудованием, досконально знать все, что касается камер, линз, тележек, кранов, фильтров, стабилизаторов изображения, хромакея, и в то же время понимать фотографию и живопись, умея через кадрирование, подбор цветов и движения камеры добиваться визуального и эмоционального эффекта, сравнимого с работами великих художников. Нужно обладать большой насмотренностью, разбираться в стилях операторской работы прошлых десятилетий и уметь воссоздавать картинку, вызывающую ассоциации с киноматографом соответствующих периодов (в 80-е, например, был популярен мягкий рассеянный свет от множества маленьких лампочек, а в 90-е – фильтры, заглушающие самые яркие цвета).


Оператор-постановщик встает очень рано, поскольку свет требуется выставлять до прихода актеров на площадку. Просмотрев раскадровки к сегодняшним сценам и отметив, о чем предстоит тяжелый спор с режиссером, DP собирает осветителей и обрисовывает круг предстоящих задач (какие лампы задействовать, сколько ламп добавить, под каким углом разместить софиты). Далее он инструктирует команду, обслуживающую камеры, обсуждает с ними объективы, светофильтры и скорость съемки (в отдельных случаях бывает нужен эффект slow-mo) и репетирует основные движения камеры по локации. После этого предстоит разговор с режиссером, который, как правило, не разбирается в технических деталях и не хочет понимать, почему его гениальная задумка для текущей сцены нереализуема – обычно, хоть и не без нервов, это заканчивается победой оператора, поскольку, если что-то пойдет не так, режиссеру придется отвечать перед продюсером за зря потраченное время. Когда сцена снята, помощники PD пакуют рельсы, камеры и прочее оборудование в специальные ящики и фотографируют арендованную локацию на телефоны в доказательство того, что они оставляют ее в том же виде, в каком приняли. Все перемещаются на новое место для съемки следующей сцены, куда оператор-постановщик прибывает раньше других, чтобы проконтролировать, что все идет как надо.

Во время ланча DP обычно читает сценарии своих будущих проектов, сразу делая простенькие наброски визуальных решений для отдельных сцен. После обеда работа продолжается; в это время режиссер обычно вспоминает, что съемки уже выбились из графика и начинает торопить команду, так что оператору приходится придерживать коней. Халтура в его планы не входит, в то же время он не хочет прослыть волокитчиком; так уж повелось, что вечное лавирование между Сциллой и Харибдой – часть его работы. На маленьких фильмах все еще сложней, поскольку оператор-постановщик сам сидит за камерой, и свободы у него меньше. После съемок все едут обратно в отель, где оператор составляет список необходимого оборудования на завтра и обсуждает с режиссером отснятый сегодня материал. Освободившись, он до поздней ночи читает сценарии или отсматривает присланную ему черновую сборку снятой недавно рекламы и пытается составить письмо с вежливыми рекомендациями по монтажу и цветокоррекции, которые бы не обидели специалистов по постпродакшену (впрочем, все равно нет гарантии, что они прислушаются и не пустят весь его самоотверженный труд насмарку). Если после этого удастся поспать часов шесть, оператор почтет это за счастье.


Есть и плюсы: профессиональных DP ценят, часто их карьера длится на десятилетия дольше, чем у режиссеров (суперпрофи Джек Кардифф, например, проработал за камерой около 80 лет!), да и сами они при удачном стечении обстоятельств могут стать режиссерами (как, например, Барри Зонненфельд, Ян де Бонт или Уолли Пфистер), хотя не всегда такой переход работает на благо снимаемому ими кино. Еще один плюс: для своих подчиненных DP царь и бог, и профессиональные недуги, такие как боль в плече из-за ношения тяжелых камер или ушибы коленей о стабилизатор-стэдикам, обычно выпадают на долю помощников. Внушительное резюме дает DP относительную независимость, а работа в рекламе, неплохо оплачиваемая и уважаемая, позволяет держаться на плаву даже тогда, когда в Голливуде все места расхватаны (если, конечно, оператор-постановщик сумел завести дружбу с уважаемыми рекламными агентствами и им нравится работать конкретно с ним). Умение же проникнуть под крыло к таким гигантам режиссуры, как Спилберг или Ридли Скотт, может обеспечить более-менее безбедное существование на годы вперед. Конечно, надо также обладать чувством цвета, не бояться принятия быстрых решений, уметь общаться с людьми, понимать костюмеров, гримеров и декораторов, быть вежливым и уделять внимание деталям – не все эти необходимые умения очевидны, когда человек выбирает работу, но без них он в бизнесе надолго не задержится.

Разумеется, не только кино и рекламой жив оператор. Разные работы требуют разных умений, которые не опишешь в рамках одной статьи. Например, в документальном кино операторы креативят и импровизируют гораздо чаще, чем в художественном, а те, кто снимает кадры дикой природы для каналов типа Discovery и National Geographic, знают повадки животных лучше, чем самые передовые охотники, и могут сидеть в засаде целыми днями ради нескольких секунд видеоматериала (который с помощью slow-mo можно растянуть до минуты). К сожалению, самые захватывающие моменты, виденные такими специалистами, обычно не попадают на пленку, потому что необходимое оборудование часто устанавливается не в том месте, не под тем углом или просто не срабатывает вовремя – а второго шанса здесь не бывает. Но это уже, как говорится, совсем иная история.


Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер

девушка оператор с кинокамерой

Кинооператором считают специалиста в области съемки кинофильмов, что фиксирует на камеру реализованные идеи режиссера, пребывая в тени его славы.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Независимо от вида носителя, кинооператор создает изобразительное решение фильма вместе с режиссером и художником.

Особенности профессии

Кинооператор - это человек, который обладает широким кругозором и развитым эстетическим вкусом.

Мнение о том, что зритель видит кинокартину глазами оператора, не нуждается в доказательствах, ведь именно он реализует идею режиссера, пересматривает ранее отснятый материал, чтобы выявить малейшие недочеты и скорректировать дальнейшую работу.

Многие считают, что профессия Кинооператор больше подходит мужчинам, ведь зачастую специалист помимо работы с тяжелой камерой прибегает к выполнению трюков, требующих ловкости и выносливости с целью сделать снимаемую сцену как можно больше реалистичной.

Кинооператор является одним из художников кинокартины, ведь на нем лежит ответственность за образ фильма, гармоничность кинокадров и сцен, общее впечатление от увиденного.

Правильно обыграв даже самые мелкие детали, настоящий профессионал воплощает в жизнь намеченные сценаристом и режиссером идеи, а в некоторых случаях лично предлагает творческий исход определенной сцены, делая ее более выразительной.

В процессе работы кинооператор задействует наиболее универсальные способы с целью создать как весьма сложные, так и простые спецэффекты: дождь, когда его нет, мелькающие за окном движущегося транспорта тени деревьев, если съемки ведутся в павильоне, лунный свет в дневное время суток.

Помимо этого, он обязательно должен выделить главных киногероев на общем фоне и подчеркнуть их эмоциональное состояние.

Обязанности

Основные обязанности кинооператора:

  • обеспечение изобразительной трактовки фильма рациональной эксплуатации профессионального оборудования;
  • организация работы операторской группы;
  • съемка актерских кинопроб;
  • установка светового и цветового режимов фильма;
  • составление списка необходимого для съемок технического оснащения;
  • выбор времени съемок натурных кадров кинокартины и коррекция размещения декораций на площадке;
  • участие в обсуждении отснятого материала.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать кинооператор:

  • наличие эстетического вкуса, чувства стиля, композиции и цвета;
  • творческое мышление;
  • задатки лидера;
  • отличная физическая форма;
  • коммуникабельность;
  • выносливость.

Навыки и знания

Работа кинооператором предусматривает умение правильно пользоваться кинокамерой и прочим профессиональным оборудованием, задействовать различные спецэффекты с целью создания художественного образа фильма и выражения чувств героев.

Кинооператор - это специалист, что на профессиональном уровне обладает навыками монтажа, умеет подбирать материал, исходя из тематики сцены, знает многие факты из истории кинематографа, художественной фотографии, живописи.

Этот багаж знаний позволяет ему выработать индивидуальный стиль во время работы над общей композицией фильма.

Перспективы и карьера

Кинооператор с хорошим портфолио может рассчитывать на трудоустройство как в кинокомпаниях, так и частных проектах либо рекламных агентствах.

Работа кинооператором предусматривает возможное наличие командировок в разные страны, чтобы отснять материал в определенном интерьере и природных условиях.

Обучение

Профессия Кинооператор предусматривает наличие высшего профильного образования.

Если нет возможности стать студентом специализированного Вуза, то на сегодняшний день есть частные школы кино, возглавляемые известными мастера ми кинооператорского искусства. Дополнительно, можно посещать профильные курсы при кинокомпаниях.

Читайте также: