Заключившие с землевладельцем договор об условиях работы на него

Обновлено: 18.05.2024

Феодализм – это система общественных отношений, при которых основной собственностью была земля; для феодальных отношений характерно сочетание крупной земельной собственности и мелкого крестьянского владения. Общество делилось на 2 основных класса – феодалов (землевладельцев) и зависимых крестьян.Крупное земельное владение на Руси, передаваемая по наследству, называлось – вотчина.

Зависимость крестьян выражалась в следующем: за пользование землей, принадлежавшей феодалу, крестьянин платил феодальную ренту:

- оброк – плата за пользование землей продуктами своего хозяйства: зерно, мясо, воск, мед, масло, меха;

- отработочная рента – барщина– все работы крестьян в хозяйстве феодала: извоз, строительные работы, сельскохозяйственные работы.

Верховным собственником всех земель выступало государство в лице князей Рюриковичей. Государство (князь) наделял земельными участками своих приближенных за службу.

Кроме того, существовала еще одна форма зависимости – подчиненные киевским князьям племена были обязаны платить дань: кожи, лошади, меха, зерно, ремесленные изделия, воск, мед, гривны серебра, лен, ткани.

Князь с дружиной по окончании сельхозработ поздней осенью объезжал подданные племена и собирал дань – это называлось полюдье.

Социальная структура Киевской Руси:


Рядовичи – крестьяне, нанимавшиеся на работу к феодалу по договору (договор – ряд), при невыполнении работ могли попасть в холопы.

Закупы – крестьянин, взявший ссуду (купу) у феодала на определенный срок, невозвращения долга превращало должника в холопа.

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Высшие сословия

Волхвы (языческие жрецы до принятия крестьянства)

Баяре (потомки родоплеменной знати, дружинники)

Князья(вожди племен,позже правители гос.образований)

Дружиники (воины княжеских отрядов)

Низшие сословия

Люди и смерды свободные крестьяне Рядовичи заключают с землевладельцем договор об условиях своей работы на него

Закупы взявшие у другого землевладельца суду обязавшиеся отработать этот долг

Рабское население(холопы,челядь(военноплеменные))

Горожане (купцы,ремесленники)

8. Политическое устройство, власть и право в Киевской Руси.

Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Во главе стоял Великий князь Киевский. После принятия восточного христианства князья воспринимаются как лица освященные властью, учрежденной Богом.

Полномочия князя – сбор налогов; законодательная деятельность; судебные и административные функции; военные функции (князь являлся верховным военачальником); представление государства во внешних сношениях.

Власть передавалась по наследству старшему в роду.

В Киевской Руси не было различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

Усиление феодалов в XI в. вызвало появление нового органа власти – снема, т.е. феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало вече. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (биричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Решения вече были обязательны для всех.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече.

Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Крат­кой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Муд­рого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследствен­ное право, основательно разработан правовой статус различных катего­рий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общест­венных отношений периода политической раздробленности Руси.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерус­ского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, при­надлежавших к разным социальным группам . Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспо­собность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии фео­дального общества закон брал под усиленную защиту.

Гражданское, семейное и наследственное право Киевской Руси

Гражданское право. Русская Правда и другие источники древне­русского права довольно четко различают две основные части граж­данского права — право собственности и обязательст­венное право. Право собственности возникает с утверждением фео­дализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собст­венность оформляется в виде княжеского домена (земельного владе­ния, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или мона­стырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собст­венности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.

Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называют­ся обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обра­щение взыскания не только на имущество, но и на личность должни­ка, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного най­ма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свиде­телей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Сущест­вуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зави­симости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосроч­ный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обя­зательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венча­ния как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступле­нию в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не со­всем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имуще­ственную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое при­даное и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право. Понятие наследства возникает непосред­ственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследст­венное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере-

ходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность вы­дать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, по­ровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ог­раничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.

9. Государственная раздробленность Руси и характерные черты развития княжеств (Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское).

Начало распада древнерусского государства

Считается, что распад на княжества начался при Ярославе Мудром (1019 - 1054 гг.) и усилился после его смерти. Процесс при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113 - 1125 гг.) - внуке Ярослава Мудрого - приостановился, за счет силы его авторитета.

В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любеческий съезд князей, на котором приняли два решения:

Прекратить княжеские усобицы;

Этим раздробленность земель Руси была практически узаконена.

Окончательный распад древнерусского государства

Период раздробленности государства Киевская Русь связывают с кончиной последнего киевского князя - великого Мстислава, сына Владимира Мономаха в 1132 г.

Деление Древнерусского государства на независимые княжества не решило проблему междуусобиц. Обстановка усложнялась порядком наследования по старшинству – брат, племянник, сын и остальная родня умершего претендовали на наследство, но старшинство установить не всегда было просто. Княжества стали дробиться и делиться на уделы. Князья нищают, ослабевает их власть.

Обостряются конфликты между боярством и князьями, так как бояре хотят оказывать влияния на политику и сократить власть князей.

Основные причины распада Киевской Руси

Киевская Русь не была государством централизованным.

Эксплуатация зависимого населения;

Желание князя укрепить свое княжество;

Отсутствие возможности получать богатства за счет заморской торговли;

Влияние натурального способа хозяйства (удаленные территории, развивающиеся на основе экономической и хозяйственной замкнутости, являлись самодостаточными общественными организмами), что создавало феодальную раздробленность.

Самостоятельные органы управления в волостях;

Желание наместников (представителей князя киевского) отделиться от Киева;

Поддержка горожанами наместников;

Отсутствие твердого порядка правления;

Желание и старания князя передавать власть по наследству.

Последствия распада Киевской Руси

Как итог - новые политические образования на месте государства древнерусского.

Отрицательные последствия распада Киевской Руси:

Раздробленность оказала негативное влияние на обороноспособность государства перед лицом внешнеполитических врагов (со стороны северо-запада: католические немецкие Ордена и литовские племена, на юго-востоке - Золотая Орда, и половецкая опасность в меньшей степени - с 1185 г. не было вторжений вне рамок русских междоусобиц);

Усилились межкняжеские распри.

Раздробленность способствовала активному развитию экономики и культуры русских земель;

Общее увеличение территорий Руси, за счет интенсивной колонизации.

Владимиро-Суздальское княжество было к этому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении русским государством. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества новые земли. Он же явился и основателем Москвы - будущего центра Российского государства. Певроначально столицей государства был Суздаль, а вскоре - Владимир. Основу экономики княжества составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в это время лучшими на Руси. Развитая экономика давала возможность князьям укреплять свои позиции не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями за усиление своего господства. Проведя в военных походах долгие годы, Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками. Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на жесткое укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сумел навести порядок сын Андрея - Всеволод Большое Гнездо, подавивший выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.

Галицко-Волынское княжество было основано князем Романом Мстиславичем в 1199 г. и являлось самым крупным государством Южной Руси. Столицами его были Галич и Владимир Волынский. Основу хозяйственного строя здесь составляли развитое земледелие, скотоводство и ремесленное производство. Весьма большим влиянием княжество пользовалось и в Европе. Сын Романа Даниил сумел не только подавить боярскую оппозицию, но и расширить влияние княжества в русских землях. В 1240 г. как раз накануне монгольского нашествия он включил в состав Галицко-Волынского государства также и Киевское княжество. Политическая раздробленность имела противоречивые последствия для русских земель. С одной стороны, это был расцвет экономического и культурного уровня отдельных территорий Руси, формирования и развития городов - новых культурных и политических центров. Городская культура того времени отличалась не только сооружением новых памятников культуры, но и высоким уровнем образованности жителей, расцветом письменности, которая стала уделом простых горожан (наглядно свидетельствуют об этом берестяные грамоты из Новгорода). Однако, с другой стороны, накануне монголо-татарского нашествия политическая раздробленность русских земель, отсутствие единого военно-политического руководства, разногласия и усобицы способствовали быстрому порабощению этих территорий.

Политические особенности Новгородской земли. В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Этим политический строй новгородской земли отличался от остальных русских земель-княжеств. Верховной властью в Новгороде обладало вече. Народное собрание решало вопрос войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя. Высшим должностным лицом был посадник. Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смешал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой. Положение князя в Новгородской республике было своеобразным. Его вместе с дружиной вече приглашало из других земель. Князь должен был, выполнять обязанности начальника всех вооруженных сил в случае войны. Вече заключало с ним договор. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешало иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю, осуществлять правосудие.

В ходе деятельности компании периодически возникает необходимость в выполнении непрофильных работ. В таких случаях трудоустраивать специалистов нецелесообразно, так как работы разовые.

Выгоднее и проще составить договор подряда (ДП) с профессионалом, физическим лицом, ИП или организацией.

В чем суть договора подряда

Договором подряда называют письменное соглашение, согласно которому Подрядчик (исполнитель) обязан сделать определенную работу по заданию Заказчика в оговоренный срок. Со своей стороны Заказчик должен принять результаты этой работы и, при надлежащем их качестве, произвести оплату.


В каких случаях и зачем заключают договор на подряд

Для заключения такого договора с физлицом существует несколько причин:

  • Необходимость в выполнении задачи, которую не могут выполнить штатные сотрудники, и нанимать сотрудника в штат нецелесообразно, так как работы разовые.
  • Прием нового сотрудника на испытательный срок. ДП позволяет работнику получить заработную плату в оговоренном размере, а если он не пройдет испытательный срок, в его трудовой не будет записи о подряде, что не портит общую картину трудового стажа краткосрочным трудоустройством.
  • Существует необходимость в расширении штата (к примеру, в отделе появились новые задачи), но пока нет возможности изменить штатное расписание. На время со специалистом заключают подряд, до момента изменения штатного расписания, и потом трудоустраивают его на постоянной основе.

Но нужно помнить, что ДП является таковым только в первом случае. В остальных, при разногласиях или претензиях у подрядчика, соглашение могут посчитать трудовым – при судебном разбирательстве.

Это касается ДП с физлицом. Если говорить о договорах с ИП и юридическими лицами, то они заключаются на выполнение определенных работ, как и описано в первом пункте.

Условия ДП

Условиями называют пункты документа, в которых описаны все нюансы выполнения работы, их оплаты. Среди условий есть обязательные или существенные – без них ДП считается незаключенным.

Обязательные условия

К существенным или обязательным условиям относят:

  • вид необходимых работ (предмет соглашения);
  • сроки их выполнения;
  • сумма оплаты;
  • условия по предоплате.

Все существенные условия согласовываются контрагентами, иначе договор не будет считаться заключенным, что важно, если дойдет до судебного разбирательства.

Каких условий не должно быть в договоре

В документе не прописывают следующие условия:

  • пункт о соблюдении подрядчиком режима работы компании или иных правил – подрядчик не является сотрудником компании;
  • пункт о гарантиях или социальных обязательств со стороны заказчика – такие условия распространяются только на сотрудников компании;
  • условие о направлении подрядчика в командировку (командировка – предмет трудового договора).

Если в документе содержатся такие пункты, в случае судебного разбирательства документ может быть признан трудовым договором.

Налогообложение

При оформлении такого соглашения контрагенты не освобождаются от уплаты налогов и страховых взносов. Но многое зависит от того, с кем был заключен ТД.

С физлицом

Если подрядчик является физическим лицом, обязательства налогового агента берет на себя заказчик. Необходима уплата НДФЛ и страховых взносов. Это справедливо при условии, что подрядчик оказывает заказчику определенные услуги, выполнят для компании какие-либо работы или создает интеллектуальный, творческий продукт с последующей передачей прав на него.

Также уплачиваются ПФР и ФФОМС, аналогично с трудовым договором. Ставка по пенсионным отчислениям составляет 22% от суммы договора, ставка по медицинскому страхованию – 5,1%.

С юрлицом

Если подрядчиком является юридическое лицо, то уплата налогов является его обязанностью, так как выгодополучателем по договору является именно подрядчик.

Исключением является сотрудничество с иностранным юридическим лицом. В данном случае налоговым агентом является компания-заказчик, так как иностранная организация не состоит на учете налоговой на территории России. Как правило, иностранные компании являются плательщиками НДС, и заказчик должен произвести этот платеж, в день получения оплаты подрядчиком.

Если договор подряда заключен с индивидуальным предпринимателем, то именно ИП должен уплатить налоги, с учетом выбранной им формы налогообложения.

Страховые взносы

Страховые взносы ФСС по договору подряда не уплачиваются. Уплата взносов на страхование от несчастного случая на производстве возможна, только если в документе прописан этот пункт.

Виды договора

Договор подряда может заключаться на выполнение определенных работ – для каждого вида составляется специальный документ. Различают 4 вида договоров, каждый из которых заключается при заказе определенных видов работ.

Бытовой

По этому договору выполняются работы для удовлетворения нужд заказчика, бытовых или личных. В эту категорию входят услуги по пошиву одежды, установке дверей и окон, выполнение других работ. Важно – результат работ не должен быть предназначен для коммерческого использования. Фактически, даже если вы вызываете электрика для замены розетки, вы заключаете с ним договор бытового подряда, но только в устной форме.

Строительный

Такой договор стороны заключают при необходимости строительства, ремонта, реконструкции объекта (здания или конструкции). В соответствии с ДП подрядчик обязан выполнить строительные, ремонтные или монтажные работы в указанные сроки, а заказчик – обеспечить исполнителя условиями для работы, готовый объект и произвести оплату.

На проектные и изыскательные работы

Согласно такому документу обязанностью подрядчика являются изыскательной работы или разработка технических, проектных документов. ДП может быть консенсуальным, возмездным или двусторонним.

Если заключается договор об изыскательных работах, то в роли подрядчика подрядчиком может выступать только юридическое лицо, имеющее лицензию на выполнение таких работ.

Работы для муниципальных и государственных нужд

Такой договор заключается при необходимости строительных, изыскательных или проектных работ, удовлетворяющих нужды РФ или субъекта РФ. Финансирование работ осуществляется из государственного или муниципального бюджета, или же, из внебюджетного источника.

Заказчиком работ может являться либо государственный, либо муниципальный орган. Исполнителем – юридическое или физическое лицо.

В отличие от других договоров подряда, которые регулируются только Гражданским кодексом, договор подряда для государственных либо муниципальных нужд регулируется и соответствующим законом.

Какие документы нужны для оформления

Если одной из сторон договора является юридическое лицо, от него требуются такие документы:

  • учредительные;
  • свидетельство ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес юрлица;
  • протокол о назначении руководителя организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • в некоторых случаях – форма-2 и бухгалтерский баланс;
  • документ, подтверждающий личность лица, уполномоченного заключить договор от имени компании.

Такой же пакет документов требуется и от второй стороны договора, если она тоже является юридическим лицом.

Если стороной договора является ИП, от него необходимы такие документы:

  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес ИП;
  • выписка из ЕГРИП.

Если от имени ИП действует определенное лицо – необходимы ФИО этого лица.

Если стороной договора является физлицо, от него требуются такие документы:

  • паспортные данные;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • ИНН;
  • адрес регистрации.

Если для выполнения работ по договору от исполнителя требуются определенные навыки или знания, в пакет документов включается и диплом либо сертификат, подтверждающий соответствующее образование.

Если подразумевается оплата на расчетный счет, указывается номер карточки или счета, на который заказчик обязан перевести деньги.

Если исполнитель является иностранным гражданином, от него требуются дополнительные документы – патент или разрешение на работу на территории РФ, медицинская страховка, уплата НДФЛ.

Как составить договор подряда

Чтобы составить договор подряда, достаточно скачать соответствующий бланк-образец. Его можно отредактировать в соответствии со спецификой договора. Но нужно особое внимание уделить некоторым пунктам.

Предмет договора

Данный пункт является существенным условием договора. В этом разделе обязательно указывают:

  1. Наименование, вид, содержание и объем работ, которые должен выполнить подрядчик. Данные сведения можно указать в тексте договора, или же, если объем сведений большой, в специальном приложении к документу.
  2. Описание объекта, в отношении которого исполнитель должен проводить работы. К примеру, если необходима обработка какого-либо предмета, выполняется подробное описание предмета.
  3. Итог работ – подробное описание результата, который удовлетворит заказчика.

Срок выполнения

Его тоже относят к существенным условиям, и если в документе не указать сроки выполнения работ, договор могут посчитать незаключенным.

При формировании пункта о сроках, их указывают одним из двух способов:

  • Прописывают точные даты начала работ и их окончания.
  • Прописывают дату начала работ, а также период их выполнения, в календарных либо рабочих дня.

Также сроки могут указываться в приложении к договору, и это целесообразно, если подразумевается поэтапное выполнение работ.

Стоимость работ и порядок оплаты

Это условие не относится к существенным, но его стоит согласовать и указать в документе. Это необходимо для снижения рисков споров, которые могут возникнуть, если в документе не будет указана стоимость работ. Более того, законом предусмотрен вариант составления договора даже без согласования его цены – в соответствии с п.3 ст. 424 ГК РФ.

Цена работ состоит из двух составляющих: стоимости материалов, эксплуатации техники и других расходов, плюс – оплата исполнителю. Если подразумевается много расходов на материалы или технику, оборудование, составляется смета, как приложение к основному документу.

В ряде случаев в договоре закрепляется пункт с условиями о гарантийном удержании.

Порядок сдачи и приёмки работы по ДП

В данном пункте указывают, каким образом и когда исполнитель отчитывается заказчику о ходе работ или их окончании.

Права, обязанности сторон

Здесь прописывают все моменты, которые относятся к сделке, даже те, которые кажутся элементарными, очевидными. Например, заказчик обязан принять результат работ в указанные сроки. Если это не указать, у заказчика может возникнуть соблазн затянуть со сроком приемки и оплаты, что, конечно же, не понравится исполнителю.

Но нужно помнить, что некоторые условия могут превратить договор на подряд в трудовой. Такая переквалификация возможна при наличии следующих пунктов:

  • необходимость работы по графику, установленному в компании;
  • требование соблюдать внутренний распорядок;
  • постоянная работа подрядчика с регулярной оплатой труда;
  • запрещенный субподряд.

Данные условия могут касаться только штатных сотрудников компании.

Ответственность сторон

Тоже важный пункт. В нем прописывают, какая сторона за что отвечает, и какое ждет наказание при невыполнении условий. Нужно тщательно продумать все вероятные ситуации, варианты штрафов, пени, неустойки.

Приложения

Это отдельные документы, предлагающиеся к договору. К ним относят сметы, проектные документы, график работ и так далее.

Способы подписания договора

После того, как все условия были согласованы и отображены в договоре, его должны подписать обе стороны. Сегодня это можно сделать несколькими способами.

Онлайн

Электронный документ, при его правильном оформлении, обладает полной юридической силой. Подписывает его каждая сторона, с применением квалифицированной электронной подписи. Ее получают в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи.

Также можно создать и подписать договор на соответствующих ресурсах – на торговой площадке, на сайтах, предоставляющих возможность подписания договоров, в специальных системах электронного документооборота. Такая возможность есть и на портале Госуслуг.

По доверенности

Подписать документ может не контрагент лично, а его доверенное лицо. В таком случае лицо должно обладать соответствующими полномочиями, которые оформляются нотариально (по доверенности).

Лично

Стандартный способ подписания документов – контрагенты встречаются, изучают договор и подписывают его.

По почте

Договор в бумажном варианте отправляется одной стороной по почте. Вторая сторона подписывает документ и отправляет его обратно.

Досрочное погашение договора подряда

Выполнение подрядчиком работ досрочно возможно, но только если данный пункт указан в документе. В ином случае это может рассматриваться как нарушение обязательств подрядчика.

Особенности расторжения

Договор подряда, как и любой другой, можно расторгнуть, но только при определенных условиях.

По согласию сторон

В таких случаях обе стороны приходят к согласию относительно прекращения сотрудничества.

В одностороннем порядке

Заказчиком договор расторгается в таких ситуациях:

  • нарушения подрядчиком условий соглашения, некачественного исполнения работы;
  • несоблюдения срока;
  • повышения стоимости работы без предварительного согласования;
  • недействительности акта приема-передачи.

Исполнитель тоже может расторгнуть соглашение, если заказчик:

  • не желает компенсировать увеличение стоимости материалов;
  • из-за бездействия или противодействий заказчика тормозится рабочий процесс;
  • по вине заказчика существует угроза результату работ.

Через суд

В суд обращаются, если стороны не пришли к мирному соглашению.

Отличие договора подряда от трудового и других договоров

Договор возмездного оказания услуг

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Работник обязан подчиняться правилам организации

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Разовое выполнение работ

Постоянное выполнение рабочих обязанностей

Разовое выполнение работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Гарантированная, регулярная, не зависит от результата работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Порядок заключения и расторжения

Регулируется гражданским кодексом

Регулируется Трудовым кодексом

Регулируется гражданским кодексом

От трудового договора

От трудового договора подряд отличается практически всем. Разная правовая сфера регулирования, взаимоотношения сторон и так далее. Сотрудничество по трудовому договору фиксируется в трудовой книжке исполнителя, работник обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании, но получает право на отпуск, больничный и так далее.

От договора возмездного оказания услуг

Во многом договоры схожи, но есть одно отличие: по договору не предполагается передача результата заказчику в виде объекта. И действительно, если речь идет об услуге, она не может быть передана, как материальный объект (например, услуга перевозки).

Преимущества и недостатки

Договор подряда заключают во многих случаях. И, как любая форма сотрудничества, он имеет свои плюсы и минусы.

Для работника

К плюсам ДП для работника относят:

  • можно не соблюдать внутренний распорядок компании;
  • независимость от заказчика;
  • возможность совмещения нескольких видов деятельности;
  • можно привлекать субподрядчиков;
  • в дальнейшем можно заключить трудовой договор.

К минусам стоит отнести нестабильность таких отношений, отсутствие социальных гарантий.

Для работодателя

Работодателю такой договор выгоден за счет отсутствия обязанности обеспечить подрядчика материалами и рабочим местом (если в договоре не указано иное). Также заказчик не должен оплачивать исполнителю больничный, отпуск. Нет необходимости и в страховых взносах.

К минусам же относится невозможность вмешаться в рабочий процесс.

Шаблон договора подряда

Можно загрузить по ссылке.

Кто должен отвечать за случайное повреждение материалов, нужных для работы?

Риски несет та сторона, которая предоставила материалы, если этот пункт не оговаривался в ДП и нет других условий.

Если результаты работы случайно повреждены или уничтожены, кто за это отвечает?

До приемки работы заказчиком вся ответственность – на подрядчике, если в ДП не указано иного.

Могу ли я заключить договор сразу с двумя или тремя подрядчиками?

Правовые нормы сделок с земельными участками подчинятся положениям Гражданского, Земельного, Лесного кодексов, а также специальных федеральных законов:

Понятие земельного участка приведено в статье 6 Земельного кодекса РФ. Земельный участок – это объект недвижимости, часть земной поверхности, имеющая индивидуально определенные характеристики.

При оформлении договоров с земельным участком его идентификационные признаки (местоположение, границы участка, площадь, наличие на участке объектов недвижимости) указываются в соответствии с кадастровым паспортом или кадастровой выпиской. В договоре необходимо также указать категорию земельного участка, т.к., например, если это земли сельхозназначения, то они не могут быть проданы иностранному юридическому лицу. Очень важно убедиться в отсутствии обременения земельного участка (ипотека, сервитут, водоохранная зона). Сведения об этом также содержатся в кадастровом паспорте объекта. Если такие условия относительно земельного участка есть, то они обязательно должны быть отражены в договоре.

Купля-продажа земельного участка

Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.

Подавать документы на государственную регистрацию перехода права собственности на землю надо в территориальное подразделение Росреестра (Федеральная кадастровая служба). Представить нужно следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • документ от оплате государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для организаций).

Право на земельный участок при продаже находящегося на нем объекта недвижимости

Если земельный участок и здание на нем являются собственностью одного лица, то продавать их надо только вместе. Продавец должен учитывать эту норму гражданского и земельного законодательства. Даже если покупатель готов купить только здание, без земли под нем, такой договор признается ничтожным, а в государственной регистрации перехода права собственности на здание будет отказано.

При продаже здания, находящегося на арендованной земле, продавец должен сообщить арендодателю о переходе к покупателю права собственности на объект. Согласия арендодателя земельного участка на продажу не принадлежащего ему здания не требуется. Здесь применяется правило статьи 22 Земельного кодекса о том, что право аренды земельного участка автоматически переходит третьему лицу (в данном случае, покупателю здания).

Закон не требует переоформлять договор аренды на нового владельца недвижимости, однако в интересах продавца оформить с арендодателем земельного участка соглашение о прекращении договора аренды, чтобы избежать возможных претензий. Требовать переоформления договора аренды на себя может и покупатель здания.

В случае продажи здания, принадлежащего государственному (казенному) учреждению или органу государственной власти, может оказаться, что земельный участок находится у продавца на праве бессрочного пользования. Если это так, то покупатель, не имеющий возможности получить аналогичное право, должен будет оформить договор аренды на земельный участок или выкупить его.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.

В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:

  • гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
  • организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
  • собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.

За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.

Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.

Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:

  • граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
  • граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
  • лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
  • религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.

Изъятие земельных участков

Земельный участок может быть изъят у собственника, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Основания для изъятия приведены в статье 49 Земельного кодекса РФ, и среди них строительство или реконструкция:

  • объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
  • объектов атомной энергетики;
  • объектов обороны и безопасности РФ;
  • дорог, а также объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
  • объектов для обеспечения космической деятельности;
  • объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения федерального, регионального или местного значения.

Изымать земли для государственных или муниципальных нужд разрешается также, если этого требует выполнение международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Кроме того, перечень оснований для изъятия может быть дополнен федеральными законами. Порядок изъятия земель предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2015 года.

Выносить решение об изъятии могут лишь органы исполнительной власти – федеральные, региональные и местного самоуправления, а вот инициатива принятия такого решения принадлежит не только им. Обратиться с соответствующим ходатайством могут субъекты естественных монополий, недропользователи и другие уполномоченные организации, имеющие разрешение на деятельность, для обеспечения которой они просят изъять участок (перечень таких организаций должен определяться Постановлением Правительства).

Ходатайствующая организация или орган власти оплачивает расходы по кадастровым работам, а правообладатели изымаемой недвижимости должны обеспечить доступ к земельным участкам для определения их рыночной стоимости.

Между правообладателем изымаемого участка и органом исполнительной власти должно быть заключено соглашение в письменной форме. Если об изъятии земли ходатайствовала организация, то соглашение будет трехсторонним. При наличии на земельном участке какой-либо недвижимости, соглашение заключается и в отношении них.

В соглашении указывается кадастровая характеристика и рыночная стоимость земельного участка и объектов на нем. В размер возмещения должна входить не только рыночная стоимость земельного участка, но и убытки, причиненные изъятием, в том числе упущенная выгода. На возмещение может рассчитывать не только собственник участка, но и его арендатор, в этом случае оценивается стоимость имущественного права.

Проект соглашения высылается правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении, после чего у него есть 90 дней для подписания соглашения, отказа от него или предложения своих обоснованных условий. К сожалению, мнение владельца земли особого значения не имеет, в чем и заключается риск ущемления его интересов со стороны организаций естественных монополий. В отношении несогласного с изъятием правообладателя может быть подан иск о принудительном изъятии участка.

Причем, принудительное изъятие земельного участка и объектов на нем осуществляется, даже если речь идет о жилом помещении. Собственнику жилья возмещается его рыночная стоимость, а если жилой объект был предоставлен на условиях социального найма, то жильцам должны предоставить другое благоустроенное помещение.

Нужно ли уплатить налог после получения компенсации за изъятое имущество и что делать, если ее размер оказался меньше положенного?

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

В каких случаях государство может изъять недвижимое имущество граждан или организаций?

Государство праве изъять земельный участок и возведенные на нем постройки в публичных интересах, предоставив собственнику компенсацию за изъятое имущество. Кому принадлежит недвижимость – значения не имеет. Государство одинаково эффективно изымает имущество как физических лиц, так и организаций.

Основания для изъятия из частной собственности недвижимого имущества строго определены законом (ст. 49 Земельного кодекса РФ, далее – ЗК РФ):

1) выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) строительство, реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов:

  • объекты энергетических систем (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование и др.);
  • объекты использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и др.);
  • объекты обороны и безопасности государства (территории воинских частей, пунктов пропуска через государственную границу и т.д.);
  • объекты транспорта и связи, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (железнодорожные пути и др.);
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность (космодромы, пункты управления, средства космической связи);
  • линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (линии электропередачи);
  • объекты систем электро-, газо-, теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;
  • автомобильные дороги;

3) иные основания, предусмотренные федеральными законами. Например, в целях комплексного развития территории (ст. 56.12 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков и объектов недвижимости на них возможно только в том случае, если возводимые для госнужд объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории.

Решение об изъятии может быть принято в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории. До августа 2019 г. такой срок составлял 3 года.

Кто принимает решение об изъятии недвижимости?

Решение об изъятии недвижимого имущества для федеральных нужд принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, для региональных нужд – исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, для муниципальных нужд – органы местного самоуправления.

Инициаторами принятия решения об изъятии имущества могут быть как уполномоченные госорганы, так и организации, которым изъятые участки требуются для осуществления их деятельности (например, электросетевые организации, которые планируют строительство ЛЭП).

Перечень организаций, имеющих право обращаться с ходатайствами об изъятии участков для федеральных нужд, устанавливает Правительство РФ (п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ). С таким ходатайством могут обратиться (п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ):

В ходатайстве должны быть указаны кадастровые номера участков и цель их изъятия. Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Как уполномоченный орган определяет собственника участка, который планируется изъять?

Если уполномоченный орган не найдет владельца недвижимости, то это не станет преградой для изъятия. Он обратится в суд за признанием права собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования на такой участок. Если после этого объявится владелец, то он вправе будет требовать возмещения за изъятие имущества с лица, которому был передан участок, или с казны, если участок остался в публичной собственности. При этом изъятые объекты недвижимости прежнему правообладателю не возвращаются (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).

Что происходит после принятия решения об изъятии земельного участка?

В течение 10 дней со дня принятия такого решения уполномоченный орган размещает информацию об этом на своем сайте, публикует решение в местном СМИ и направляет его копию правообладателям недвижимости, в регистрирующий орган и организацию, которая подала ходатайство об изъятии (подп. 1, 2 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).

Правообладатель считается уведомленным о принятом решении со дня, когда он получил его копию. Причем он считается извещенным, даже если фактически не получил письмо с решением, но оно было доставлено по надлежащему адресу – по месту жительства, если собственник изымаемого участка является физлицом, или по месту нахождения собственника-юрлица. Следует учесть, что уполномоченный орган может уведомить правообладателя не только заказным письмом, но и по электронной почте.

После уведомления собственника уполномоченный орган начинает подготовку соглашения об изъятии.

Зачем нужно соглашение об изъятии недвижимости и что в нем должно быть указано?

Законом установлено, что изъятие недвижимого имущества производится на основании решения суда или договора, заключаемого с собственником. Договор нужен для того, чтобы зафиксировать в нем ключевые условия изъятия.

Обычно такой договор содержит следующие условия:

  • наименование сторон договора;
  • кадастровые номера земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию; если кадастровые номера не присвоены, то указывают условные номера, а при их отсутствии подробно описывают изымаемые объекты;
  • цель изъятия;
  • реквизиты решения об изъятии недвижимости: дата принятия, номер и название принявшего его органа;
  • права на участки и объекты, которые прекращаются;
  • срок, в течение которого правообладатель должен передать объекты недвижимости; при этом он не может превышать 6 месяцев с момента прекращения прав прежнего правообладателя;
  • размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые объекты.

До заключения договора уполномоченный орган осуществляет подготовительные действия (ст. 56.7 ЗК РФ). Чаще всего это проведение кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, и оценка участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. Правообладатели обязаны обеспечить доступ к участкам для выполнения кадастровых работ и определения рыночной стоимости недвижимости (п. 5 ст. 56.7 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между уполномоченным органом и каждым правообладателем. То есть если на участке расположены здания разных собственников, то соглашение будет подписано с каждым из них. Если изъятие происходит по инициативе организации, то она также будет стороной соглашения (п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).

После подписания договора об изъятии уполномоченным органом и заинтересованной организацией он направляется для подписания правообладателю изымаемой недвижимости вместе с другими документами (кадастровые паспорта земельных участков, отчет об оценке их рыночной стоимости и расположенных на них объектов недвижимого имущества) (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).

Может ли правообладатель недвижимости не подписать договор об изъятии и что в этом случае произойдет?

Если правообладатель не отвечает после получения соглашения, уполномоченный орган или организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 8–10 ст. 56.10 ЗК РФ). Принудительное изъятие земель по решению суда возможно, если правообладатель не заключил соглашение, в том числе если он не согласен с решением уполномоченного органа об изъятии (ст. 282 ГК РФ).

В случае инициирования судебного спора именно суд будет определять условия изъятия объектов недвижимости для государственных нужд. Он может принять сторону уполномоченного органа или правообладателя, а может не согласиться ни с тем, ни с другим и самостоятельно определить условия изъятия недвижимости.

Как определяют размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости?

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение на основании п. 1 ст. 281 ГК РФ.

Возмещение осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ. Если решение об изъятии принято на основании ходатайства, поданного организацией, то именно она выплачивает правообладателям возмещение (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на участок, а также убытки, причиненные изъятием (п. 2 ст. 281 ГК РФ).

Расходы на установление рыночной стоимости недвижимости и размера убытков на досудебной стадии несет уполномоченный орган, принявший решение об изъятии.

При определении размера возмещения не учитывают:

  • объекты недвижимого имущества, которые являются объектами самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ);
  • неотделимые улучшения участка и объектов недвижимости, произведенные после уведомления правообладателя об изъятии (но предусмотрены и исключения, например если улучшения произведены для обеспечения безопасности недвижимости – скажем, для предотвращения пожаров и т.п.), – это дает возможность исключить искусственное увеличение стоимости изымаемых объектов;
  • объекты недвижимого имущества, строительство которых было осуществлено после уведомления правообладателя об изъятии земли (за исключением случаев, когда строительство вели на основании ранее выданного разрешения);
  • сделки, которые правообладатель заключил после уведомления об изъятии, если они влекут за собой увеличение убытков, подлежащих включению в размер возмещения (например, сделки, обязательства по которым правообладатель будет не в состоянии исполнить в связи с изъятием недвижимости).

Что делать правообладателю, если размер возмещения оказался меньше положенного?

В таком случае правообладатель может обратиться в суд. Суды нередко признают подготовленные по заказу госоргана отчеты об оценке ненадлежащим доказательством размера возмещения 1 . В результате суд назначает экспертизу, чтобы определить действительную рыночную стоимость изымаемого участка.

1. Оценщики при подготовке отчетов об оценке имущества зачастую руководствуются сравнительным методом. То есть подбирают аналогичные изымаемым объекты и по ним определяют размер возмещения. Однако стоимость похожих объектов недвижимости может существенно отличаться от стоимости изымаемых объектов.

В декабре 2016 г. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа вынес постановление, в котором указал на необязательность ссылки в экспертном заключении на стоимость объектов-аналогов, расположенных на территории изъятия – в районе строительства Крымского моста. В этом месте фактически отсутствует свободный рынок земельных участков в связи с наличием гарантированного спроса со стороны государства. Суд счел, что Российская Федерация, выступая покупателем участков для строительства автодороги, приобретает их в силу разработанной проектной документации, т.е. не может отказаться от их покупки. Сложившиеся условия способствуют искусственному завышению стоимости участков в районе изъятия 2 .

2. Другой ошибкой оценщиков может являться неверное определение цели использования участка. Например, в деле, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, эксперт-оценщик в рамках судебной экспертизы определил рыночную стоимость изымаемого участка, исходя из того, что он предназначался для размещения на нем автомобильной дороги. Но суд не принял отчет оценщика. Он указал, что имущественные потери рассчитываются исходя из тех целей использования участка, которые были актуальны для собственника до заключения соглашения об изъятии. В рассмотренном судом деле целью являлось ведение сельского хозяйства. Понятно, что рыночная стоимость такого участка будет существенно отличаться от стоимости аналогичного участка, который планируется использовать для размещения автомобильной дороги 3 .

При оспаривании отчета об оценке имущества собственники изымаемых участков могут обратиться к вопросу № 8 Обзора судебной практики Верховного Суда № 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 г. В нем указано, что в случае наличия разногласий между органом власти и собственником при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен до начала процедуры изъятия.

3. Еще одна ошибка оценщиков часто заключается в том, что они не учитывают фактическое использование изымаемых объектов, а руководствуются лишь информацией, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах.

Учитывая логику Верховного Суда, можно сделать вывод, что сумма возмещения должна давать возможность восстановить имущественные потери, с тем чтобы предприниматель мог вновь наладить свой бизнес. Лица, у которых изымают объекты недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, не должны оказаться в положении худшем, чем оно было до момента изъятия.

Как добиться включения в состав возмещения убытков, понесенных в связи с изъятием недвижимости?

В состав возмещения за изымаемую недвижимость можно включить убытки, которые понес правообладатель. Причем убытками будет считаться не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. Обычно это касается случаев, когда правообладатель вел предпринимательскую деятельность с использованием изымаемых объектов.

Но если материальный ущерб доказать относительно просто, то с упущенной выгодой дело обстоит несколько сложнее. Правообладателю нужно будет доказать следующие обстоятельства:

  • наличие прав на земельный участок или иной объект недвижимого имущества;
  • ведение предпринимательской деятельности с использованием этого объекта;
  • размер доходов, которые должен был получить правообладатель, если бы недвижимость осталась у него, и размер расходов, которые он при этом понес бы.

Например, если на изымаемом участке была посеяна пшеница, которую собственник предполагал продать, то он должен доказать следующие обстоятельства:

  • он является законным владельцем участка (например, на основании договора купли-продажи);
  • он ведет предпринимательскую деятельность с использованием участка (доказательством послужит регистрация собственника в качестве индивидуального предпринимателя и договор контрактации в отношении посевов на участке);
  • размер доходов, которые он планировал получить в результате использования земельного участка (доказывается это расчетным путем, например в виде разницы между ценой по договору контрактации и расходами, которые правообладатель должен был бы понести для исполнения договора).

Но следует помнить, что если, например, договор контрактации будет заключен после получения правообладателем уведомления об изъятии недвижимости, то суд может отказать ему во включении упущенной выгоды в размер возмещения 5 .

Придется ли уплатить налог после получения возмещения за изъятие недвижимости?

Отвечая на данный вопрос, следует отдельно рассмотреть налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Таким образом, возмещение, полученное бывшим правообладателем-физлицом, будет квалифицировано как налогооблагаемый доход.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Что касается налога на прибыль организаций, то здесь ситуация неоднозначная.

С одной стороны, Минфин указывает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд он и расположенные на нем объекты переходят в государственную или муниципальную собственность (п. 4 ст. 56.11 ЗК РФ). При этом права собственности на землю и расположенные на ней объекты у прежнего владельца прекращаются (п. 2, 3 ст. 239.2, подп. 1, п. 2 ст. 279 ГК РФ). Следовательно, для целей налогообложения переход права собственности признается реализацией, а средства, полученные бывшим собственником, следует учитывать в составе доходов от реализации. При этом организации вправе уменьшить полученный доход на сумму расходов, связанных с приобретением изъятых объектов недвижимости. Указанный подход отражен, например, в Письме Минфина России от 9 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/23095.

С другой стороны, суды не всегда поддерживают позицию, изложенную Минфином. Зачастую арбитры полагают, что при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль, не возникает 6 . Логика судов заключается в том, что взимание налога на прибыль с суммы компенсации за изъятый земельный участок нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Поэтому суммы возмещения не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

Позиция судов выглядит более чем здравой. Если у вас изъяли земельный участок и предоставили компенсацию в размере его рыночной стоимости, то после ее обложения налогом у вас останется в денежном выражении меньше, чем было до изъятия. И это нарушает ваши права. Вот только если налоговики не согласятся с вашими доводами и сошлются на позицию Минфина, то восстановить нарушенные права можно будет только в суде.

1 Постановление АС Поволжского округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А65-10487/2016; Определение ВС РФ от 14 февраля 2017 г. по делу № А55-5004/2014.

2 Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. по делу № А32-6881/2016.

3 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2017 г. № Ф06-26091/2017 по делу № А65-10487/2016.

4 Определение ВС РФ от 14 февраля 2017 г. по делу № А55-5004/2014.

5 Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. по делу № А32-6881/2016.

6 Постановления АС Дальневосточного округа от 15 сентября 2015 г. № Ф03-3555/2015, Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. № 2019/09.

Читайте также: