Кто такой старший научный сотрудник

Обновлено: 28.06.2024

  • Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.

Связанные понятия

Диссертацио́нный сове́т (также диссовет, или совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, или иногда специализированный учёный совет) — орган, создающийся при некоторых научных организациях и вузах, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.

Кандида́т нау́к — учёная степень первой из двух (ниже доктора наук) послевузовских ступеней в Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии в западных странах:п. 262. Позволяет претендовать на звание доцента. Соискание данной степени предполагает подготовку и написание диссертации, обобщающей результаты исследовательской деятельности учёного в течение нескольких лет.

Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.

Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.

Упоминания в литературе

Второй и третий составы имели замены, число членов колебалось от 4 до 6. Блокада сильно повлияла на состав и степень самостоятельности Комиссии по делам ленинградских учреждений. Комиссия была существенно расширена за счет введения членов значительно более низкого по сравнению с первым составом номенклатурного ранга (доктора и кандидаты наук). Решения по введению в свой состав новых членов она стала принимать самостоятельно[63], причем, при обсуждении новых кандидатур учитывались их желание и возможность работать в Комиссии, а не только научное направление деятельности.[64] Проблематика, отраженная в документах Комиссии, чрезвычайно широка. Комиссия не только занималась регламентацией деятельности научных учреждений Ленинграда. На ней лежали подготовка к эвакуации отдельных лиц и учреждений в целом, организация длительных командировок для научных кадров (в глубокий тыл и за границу), обеспечение денежного довольствия отдельных лиц и учреждений, изменение штатного расписания учреждений, организация питания и лечения, обеспечение продовольственными карточками, обеспечение сохранности имущества погибших и эвакуированных научных сотрудников . Все это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы Комиссии как важнейший источник по управлению обеспечением жизни сотрудников академических учреждений Ленинграда в целом и бытовой истории каждого человека в отдельности. Жизнь каждого легче, разумеется, понять в общем контексте событий, происходивших в академической системе Ленинграда. В этом смысле архивные документы по организации жизни и деятельности ленинградских учреждений дают ключ к пониманию смысла этой организационной деятельности, позволяя увидеть:

В течение многих лет, вплоть до начала пилотного проекта 2006–2008 гг., заработная плата у научных сотрудников государственных академий, продуцировавших львиную долю научной продукции страны, была микроскопической. Лишь в 2008 г. заработная плата младших научных сотрудников поднялась до 11 тыc. руб. в месяц, научных сотрудников – до 13, старших научных – до 15, ведущих научных – до 17 и главных научных сотрудников – до 20 тыc. руб. с надбавкой в 3 и 7 тыc. руб. за ученые степени кандидата и доктора наук соответственно. Это примерно на порядок меньше, чем получают ученые соответствующих категорий в научных организациях и университетах Европы и Америки.

Проблемой, которая привлекла к себе наше внимание, стала проблема совершенно недостаточного знания о состояния культуры инновационной деятельности ученых. А также о средствах и методах получения такого знания. При этом, в нашем случае речь шла о культуре, как о способе инновационной деятельности в условия отечественных академических учреждений. Насколько нам известно, подобный анализ культуры инновационной деятельности в отечественной социологической практике осуществлялся впервые. Исследователи не считали свое исследование лишь научным экспериментом. Представлялось (и это подтвердили результаты исследования), что полученное новое знание может иметь и практическое значение. Главным образом за счет появления новых возможностей активизации научной деятельности, связанной с разработкой и внедрением нововведений, а также за счет создания лучших условий для творчества. Исследователей интересовало, насколько культурные ценности, функционирующие в академических научных учреждениях и влияющие на формирование содержания, норм инновационной деятельности, способствуют успешной работе ученых. И если нет, то чем это вызвано. Исследователей интересовало также, в какой степени действующие ценности-цели и культурные нормы соответствуют тем генеральным целям, которые поставлены перед российской наукой потребностями общественного развития. Наконец, как научные сотрудники оценивают правительственные решения о развитии инновационной деятельности в институтах Академии наук. Рассматривают ли они их как ценности, определяющую направленность их деятельности, готовы ли ориентироваться на них.

По просьбе Президиума Верховного Совета СССР Институт выделил в рабочую группу по подготовке Закона об индивидуальной трудовой деятельности ведущего научного сотрудника , д.ф.н. В.З. Роговина. В законе нашли отражение рекомендации Института (об ограничении возможностей трудоспособных лиц заниматься индивидуальной трудовой деятельностью как единственным видом деятельности и др.).

Круг должностных обязанностей Ученого секретаря серьезен и ответственен. Согласно Квалификационному справочнику Ученый секретарь возглавляет подготовку предложений по сводным перспективным и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов научно-исследовательских работ, выполняемых структурными подразделениями учреждения (организации), а также другими учреждениями, организациями и предприятиями при совместном их проведении. Организует контроль за своевременным и качественным выполнением установленных тематических планов и подготовку сводных отчетов о деятельности учреждения (организации). Обеспечивает координацию при разработке основных направлений работы учреждения (организации), планов и программ повышения эффективности его деятельности, улучшения организации труда и управления. Подготавливает проекты планов работы ученого или научно-технического (технического) совета, контролирует их выполнение и осуществление принятых советом решений. Рассматривает материалы, связанные с защитой диссертаций и присвоений ученых званий. Готовит предложения к планам издания научных трудов, обеспечивает их рецензирование, а также проведение научных конференций, совещаний, семинаров, дискуссий. Организует проведение аттестации работников, разработку критериев и методов оценки их деятельности. Координирует деятельность научно-вспомогательных подразделений учреждения (организации). Готовит предложения по подготовке и повышению квалификации научных кадров, стажировке научных сотрудников [1].

Хотя данный учебник предназначен для студентов, он, на наш взгляд, будет полезен и для аспирантов, а также для профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников юридических вузов и институтов.

Цветкова Лилия Анатольевна, канд. биологических наук, старший научный сотрудник Центра научно-технологической экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ.

Связанные понятия (продолжение)

Заве́дующий ка́федрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.

Учёный совет — постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования (ООВО). Аналогичный орган существует в научно-исследовательских учреждениях, в частности, в институтах Российской академии наук. Возможно формирование подобного органа в подразделениях вузов и НИИ, то есть на уровне факультета или научного отделения.

Ста́рший преподава́тель — преподавательская должность в вузах, занимающая промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный (как правило, не менее 3-х лет) опыт работы.

Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.

Профе́ссор (от лат. professor — преподаватель) — учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника.Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете).

Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.

Учёный секрета́рь — лицо, ответственное за планирование и контроль проведения НИР и текущих мероприятий (конференций, совещаний, аттестаций работников), подготовку сводных отчётов, а также за регламент и ведение документации учёных или диссертационных советов в исследовательских, просветительских или образовательных учреждениях. Полнота охвата и относительный вес упомянутых обязанностей зависят от конкретной ситуации.

Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.

До́ктор нау́к — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Российской Федерации, а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах.

Акаде́мик — член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук.

Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (сокр. ПФИЦ УрО РАН).

Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

Нау́чно-иссле́довательский институ́т (НИИ) — государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.

Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.

Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.

Политическая история — межотраслевая дисциплина на стыке истории и политологии, изучающая историю политических теорий и институтов, политических событий и их взаимосвязи в историческом аспекте. Любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

Институт научного атеизма — научно-исследовательская организация, основанная в 1964 году в Москве для координации научной работы по атеизму, проводимой научно-исследовательскими институтами Академии Наук СССР, высшими учебными заведениями и учреждениями министерства культуры СССР.

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Институ́т лингви́стики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов), отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере (заведующий В. К. Финн) и отделения иностранных языков (заведующая Т. В. Бузина). Директор Института с мая 2016 года — кандидат филологических наук И. И. Исаев.

Институ́т исто́рии РАНИОН — научно-исследовательское учреждение в РСФСР. Существовал в 1921—1929 годах в Москве.

Действительный член — в организациях, где допускаются различные виды членства, — член организации, имеющий относительно более высокий статус. В зависимости от устава организации действительный член может быть физическим или юридическим лицом.

Со́росовский профе́ссор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (англ. International Soros Science Education Program, ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.

Этнологический факультет I-го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко-этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930).

Институ́т мирово́й культу́ры МГУ — научно-исследовательский институт при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Институт был организован в 1992 году на основе Отделения истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ.

Американистика, англ. American studies — совокупность дисциплин, направленных на изучение США (иногда также Канады, чаще канадоведение выделяется в отдельную дисциплину). В Российской Федерации ведущим НИИ, занимающимся американистикой, является Институт США и Канады Российской Академии Наук.

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Музееве́дение или музеоло́гия — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Архивове́дение — наука, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.

Приглашённый профе́ссор (англ. visiting professor) — профессор, приглашённый для временной преподавательской или исследовательской работы в неосновном для него учебном заведении.

Экономическая кибернетика — одно из научных направлений кибернетики, которое занимается приложением идей и методов кибернетики к экономическим системам. В расширенном смысле под экономической кибернетикой понимают область науки, возникшую на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономику. Экономическая кибернетика рассматривает экономику, а также её структурные и.

Истори́ческая информа́тика — междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов,.

Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука о территориальной организации экономической жизни общества.

Социология управления — отрасль социологической науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем (общества, организаций). Социология управления - сфера научных социологических исследований, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую.

Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.

опубликовать ВАК-статью

Приравнивается ли аттестат старшего научного сотрудника к ученому званию доцента?

Учёное звание старшего научного сотрудника в СССР и России

С советских времён, учёное звание старшего научного сотрудника соответствовало учёному званию доцента. Учёное звание с.н.с. присваивалось лицам с учёными степенями и проявившим достаточную квалификацию в процессе выполнения научно-исследовательской работы в НИИ или вузе.

Аттестат на учёное звание старшего научного сотрудника выдавался приказом Высшей аттестационной комиссией (ВАК) СССР по ходатайству научно-исследовательских институтов, научно-производственных организаций или высших учебных заведений. Присвоение с.н.с. производилось по конкретным научным специальностям.

Реклама от Google

редакторская вычитка

аттестат старшего научного сотрудника высшей аттестационной комиссии


открыть полноразмерное изображение в новом окне

1989 года


открыть полноразмерное изображение в новом окне

По учреждениям Академии наук СССР и академий наук союзных республик учёные звания старшего научного сотрудника лицам, имеющим учёные степени доктора или кандидата наук, присваивались президиумом Академии наук СССР.

1984 год


открыть полноразмерное изображение в новом окне

В соответствии с Положением о порядке присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 1186, к учёным званиям были отнесены звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника, которые присваивались специализированными советами, а соответствующие аттестаты выдавались Государственным комитетом СССР по народному образованию и ВАК при Совете Министров СССР.

1991


открыть полноразмерное изображение в новом окне

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185 было утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и присвоения научным работникам учёных званий. Данным постановлением для научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций был установлен порядок присвоения учёного звания старшего научного сотрудника по специальности, которое присваивалось приказом руководителя научной, научно-исследовательской, научно-производственной организации или высшего учебного заведения.

Выдача аттестата старшего научного сотрудника данным постановлением не предусматривалась. Следует отметить, что указанные научные, научно-исследовательские, научно-производственные организации функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников не наделялись. Данное постановление утратило силу в части присвоения научным работникам учёных званий с 15 мая 2002 года (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194).

Реклама от Google

улучшить качество рукописи

С 15 мая 2002 года на основании Постановления Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 и Постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 194 учёное звание старшего научного сотрудника в России не присваивается .

Надбавка за звание старшего научного сотрудника в НИИ, университетах и ряде ведомственных вузов, устанавливается подзаконными актами в размере от 10 до 40 процентов от должностного оклада.

Официальный ответ ВАК: учитывается ли ученое звание старший научный сотрудник как ученое звание доцента

Соответствующая правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. № АКПИ16-690.

Претендовать на присвоение учёного звания профессора можно при наличии аттестата государственного образца о присвоении учёного звания старший научный сотрудник, выданного государственными органами бывшего СССР и Российской Федерации, ранее наделёнными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. Документы о присвоении учёным советом образовательной или научной организацией ученого звания старшего научного сотрудника, к перечисленным документам не относятся. Присвоение учёного звания профессора на основании указанных документов Положением о присвоении учёных званий, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139, не предусмотрено.

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК в СССР, учёное звание и штатная должность в н.-и. учреждениях и вузах. Звание С. н. с. присваивается решением коллегии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Сов. Мин. СССР, а по учреждениям АН СССР и академий союзных республик - Президиумом АН СССР (до 1976 - также Президиумами академий наук союзных республик, АМН СССР, ВАСХНИЛ, АПН СССР). Звание С. н. с. присваивается по представлению советов вузов, н.-и. учреждений и научно-производственных объединений (н.-п. о.) докторам и кандидатам наук, имеющим печатные труды или изобретения, избранным по конкурсу на должности С. н. с., начальника отдела, зав. лабораторией; зав. сектором н.-и. учреждения, н.-п. о., вуза, а также назначенным на должность учёного секретаря, успешно проработавшим в этих должностях в данном учреждении не менее года и имеющим не менее 5 лет стажа научно-педагогич. работы, в т. ч. не менее 3 лет стажа научной работы. Решение совета о представлении к званию С. н. с. принимается тайным голосованием. Лицам, утверждённым в звании С. н. с., выдаются аттестаты единого образца. Б. С. Розов.

Смотреть что такое СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК в других словарях:

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

в СССР, учёное звание и штатная должность в научно-исследовательских учреждениях и вузах. Звание С. н. с. присваивается решением коллегии Высше. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

Должностные обязанности. Осуществляет научное руководство группой работников при исследовании самостоятельных тем, а также разработок, являющихся частью (разделом, этапом) темы, или проводит научные исследования и разработки как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ. Разрабатывает планы и методические программы проведения исследований и разработок. Организует сбор и изучение научно - технической информации по теме, проводит анализ и теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений. Проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками, работающими под его руководством. Принимает участие в повышении квалификации кадров. Внедряет результаты проведенных исследований и разработок. Должен знать: научные проблемы по тематике проводимых исследований и разработок, руководящие материалы по соответствующим отраслям экономики, науки и техники, отечественную и зарубежную информацию по этим вопросам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, в том числе с использованием электронно - вычислительной техники; экономику соответствующей отрасли производства и организации труда; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения. При наличии ученой степени - без предъявления требований к стажу работы. . смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

Должностные обязанности. Осуществляет научное руководство группой работников при исследовании самостоятельных тем, а также разработок, являющихся частью (разделом, этапом) темы, или проводит научные исследования и разработки как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ. Разрабатывает планы и методические программы проведения исследований и разработок. Организует сбор и изучение научно технической информации по теме, проводит анализ и теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений. Проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками, работающими под его руководством. Принимает участие в повышении квалификации кадров. Внедряет результаты проведенных исследований и разработок. Должен знать: научные проблемы по тематике проводимых исследований и разработок, руководящие материалы по соответствующим отраслям экономики, науки и техники, отечественную и зарубежную информацию по этим вопросам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, в том числе с использованием электронно вычислительной техники; экономику соответствующей отрасли производства и организации труда; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения. При наличии ученой степени без предъявления требований к стажу работы. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК, ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно-исследовательских учреждениях и вузах.

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК - ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно-исследовательских учреждениях и вузах.
. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК , ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно-исследовательских учреждениях и вузах. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК, ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук, и штатная должность в российских научно-исследовательских учреждениях и вузах. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

ученое звание, присваиваемое докторам и кандидатам наук в учебных и научно-исследовательских учреждениях СССР и современной России. Штатная должность. смотреть

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

• A senior research scientist (or researcher).

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

- ученое звание, присваиваемое докторам икандидатам наук, и штатная должность в российских научно-исследовательскихучреждениях и вузах.

Сазонов В.Ф. Должности, степени и звания в вузе [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2014: [сайт]. Дата обновления: __.__.201_. URL: http://kineziolog.bodhy.ru/content/uchebnyi-referat (дата обращения: __.__.201_). Понятие о научных, учебных и производственных "титулах" сотрудников вуза.


Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил.

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

Тип документа: Инструкция

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 12,1 кб

Бланк документа

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

старшего научного сотрудника

__________________________________________

(наименование подразделения работодателя)

См. "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37).

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность старшего научного сотрудника (далее - Работник) при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "________________" (далее - Работодатель).

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.3. Работник подчиняется непосредственно ______________.

1.4. Работник должен знать:

- научные проблемы по тематике проводимых исследований и разработок, руководящие материалы по соответствующим отраслям экономики, науки и техники, отечественную и зарубежную информацию по этим вопросам;

- современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники;

- экономику соответствующей отрасли производства и организации труда; трудовое законодательство;

- правила и нормы охраны труда.

1.5. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения. При наличии ученой степени - без предъявления требований к стажу работы.

1.6. В своей деятельности Работник руководствуется:

- нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями Работодателя и непосредственного руководителя;

- настоящей должностной инструкцией;

- правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. Во время отсутствия Работника его обязанности выполняет: __________ (должность).

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Осуществляет научное руководство группой работников при исследовании самостоятельных тем, а также разработок, являющихся частью (разделом, этапом) темы, или проводит научные исследования и разработки как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ.

Разрабатывает планы и методические программы проведения исследований и разработок.

Организует сбор и изучение научно-технической информации по теме, проводит анализ и теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений.

Проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками, работающими под его руководством.

Принимает участие в повышении квалификации кадров.

Внедряет результаты проведенных исследований и разработок.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

- получение материалов и документов, ознакомление с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности;

- взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;

- представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

4.3. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.4. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

Читайте также: