Кто такой костюмер профессия

Обновлено: 16.05.2024

У профессионального театрального костюмера всё идеально: костюмы постираны, отутюжены, актёрская труппа одета с иголочки. Своему цеху он уделяет особое внимание. Заведовать им нелегко, организовать свою работу — тоже, но настоящий профессионал справляется с этим. Чтобы составить представление о работе костюмера в театре, описание его профессии и его должностные обязанности лучше изучить в деталях. Объём работы специалиста колоссален.

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

Костюмер в театре - описание профессии и должностные обязанности

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии. Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование. Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.



Фотограф Катерина Морозова @kataka_ka

Эстет и викторианский денди Оскар Уайльд называл костюмера богом. Он, кстати, сам заказывал костюмы для своих ораторских выступлений и чтений лекций у театральных художников по костюмам. Костюмер – обладатель богатого художественного воображения, настоящий мастер на все руки. Именно благодаря его усилиям зритель, наблюдающий конечный результат, видит картинку, погружаясь в нее и влюбляясь всем сердцем.

Это по милости костюмера мы созерцаем не простую женщину, а тетушку-графиню из готического особняка эдвардианской эпохи. Бернард Шоу посвятил костюмерам целый полемический этюд, а в Англии эта профессия до сих пор считается такой же престижной, как и призвание камердинера.


Фотограф Катерина Морозова @kataka_ka

Что за профессия вообще такая – костюмер? Какие цели ставит, чем занимается?

Костюмер – одна из самых первых ступеней в профессиональном пути художника по костюмам в кино. Кто-то так и остается костюмером. И этот факт никак не принижает достоинств человека, так как хороший костюмер всегда на вес золото. Сама профессия творческая и очень ответственная, требующая смотреть на три шага вперед, все продумывать и подготавливать. Костюмер, как понятно из названия, занимается костюмами, которые создают атмосферу кино, спектакля, фото-сессии.

Представим, что человек хочет стать костюмером. С чего ему начать?

У каждого свой путь. Что касается меня, я пошла работать костюмером в московский театр Александра Калягина. Это был второй курс института, где я училась. А в театр попала просто по объявлению. Сегодня такие объявления можно найти в Facebook, ВКонтакте, профильных группах. Думаю, стоит просто начать, посмотреть вакансии костюмеров и найти работу.


Фотограф Катерина Морозова @kataka_ka

Какие личные качества нужны, чтобы работать в этом деле?

С какими трудностями вы сталкиваете?

С ситуациями, когда надо быстро что-то придумать, принять решение. Нужно подшить, а нет иголки? Значит, надо приклеить. Чего-то не хватает? Надо снять с себя.


Фотограф Катерина Морозова @kataka_ka

Что вам необходимо в этой работе?

Я лично бы хотела сказать – мозг. А из прикладных инструментов… руки. Умелые золотые ручки, которые без иголки смогут приклеить на жвачку пуговицу в кадре.

Как проходит рабочий день?

Если это кино, то рабочий день начинается в 7 или 8 утра. Костюмер приезжает на базу, загружает костюмы, с ними едет на площадку, подготавливает их – гладит, приводит в порядок, следит, как одевается актер. И так – 12 часов подряд. Съемки заканчиваются в 9, 10, 11, 12 и даже на следующий день, тут уже как пойдет. В театре костюмер приходит к обеду и начинает готовить костюмы к вечернему спектаклю. Самое напряженное время – за час до выступления. Ну и после спектакля необходимо все быстро убрать, завернуть и унести.


Фотограф Катерина Морозова @kataka_ka

Кто ваши клиенты? Кто к вам обращается?

Наша костюмерная не работает с киношниками в силу ряда причин. Основные клиенты – люди, которые обладают вкусом и своим пониманием эстетики, те, кто увлекается историческими балами, любит красивые исторические съемки. Это и гости костюмированных Дней Рождений, праздников, вечеринок. Мы также работаем с ивент-агентствами, помогаем им создавать образы. В основном занимаемся созданием костюмов для фотосессий и прочих костюмированных проектов.


Фотограф Наталья Аксенова

Какие планы на ближайшее и далекое будущее?

Сейчас мы активно развиваем направление стилизованных фотосессий – демонстрируем исторические образы в современном прочтении. Гламур, который был моден десять лет назад, в своем простом, примитивном понимании сегодня людям не интересен. Все больше им хочется смысла, красивого визуального ряда. Будучи первопроходцами среди костюмерных, которые стали продвигать такие стилизованные фотосессии, мы хотим сделать их еще доступнее, обучать людей создавать красивые образы. Наша компания пропагандирует красоту, эстетику, моду и актуальность. Мы хотим делать что-то сегодня, чтобы это было актуально завтра. Планы на далекое будущее… хочется внести вклад, сказать свое слово в искусстве, моде и нашей сфере работы.


Фотограф Наталья Аксенова

Это дорогая профессия? Сколько затрат уходит на вещи, которые необходимы в работе?

Сама работа костюмера не очень затратная. Нужна только сменная обувь. Все остальное выдается на работе. Главное – смекалка.

Популярна ли эта профессия в России, если сравнивать с другими странами?

В России вообще сфера киноиндустрии и театра не так развита. Если в нашем художественном цеху есть художник по костюму, ассистент и два костюмера, то в Европе и Америке команды намного больше. Там каждый человек отвечает за свой участок, поэтому это позволяет делать им работу более качественно. Но я вижу, что люди интересуются и идут в эту сферу. Почему бы нет.


Если вы выберете профессию костюмера, вы точно забудете о рутине и сблизитесь с искусством, сможете развить вкус и художественное чутье. Но будьте осторожны: в это дело идут не за деньгами и даже не за регалиями. В этой профессии важна любовь. Любовь к делу.

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Костюмер в театре — один из тех незаметных служителей Мельпомены, который помогает актеру создать необходимый образ на сцене. Этой профессии нигде не учат — все знания и опыт передаются от старших работников к молодому поколению. Костюмер обязан обладать физической и психологической выносливостью, а также быть внимательным и находчивым. Корр. ИА AmurMedia побеседовал с костюмером Хабаровского краевого театра драмы и комедии, Анной Дорошенко – человеком, без которого даже самая гениальная постановка может провалиться.

Костюмер театра Драмы

Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Анна, как долго Вы работаете в театре и почему выбрали для себя такую профессию?

— В "Драме" работаю уже три года, до этого была продавцом в магазине и вроде не мечтала о подобной службе. Даже не знаю, почему выбрала именно эту профессию. один раз пришла, попробовала и осталась. Работа оказалось интересной, коллектив приятным, а театральная атмосфера затягивающей.


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Чем конкретно занимается театральный костюмер?

— В мои обязанности входить стирать и гладить костюмы, перед каждым представлением разносить по гримеркам одежду, после собирать. Также, во время спектаклей я нахожусь на сцене или за кулисами и должна одевать задействованных актеров. Есть вполне обычные, а бывают "быстрые" переодевания – это когда актриса во время действия выбегает к тебе, а ты уже держишь в руках платье — одной рукой расстегиваешь костюм, который на ней, она ныряет в новый, и ты другой рукой застегиваешь его. Зачастую на это есть всего лишь 10 секунд.


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Полагаю, такие действия требуют ловкости и сноровки?

— А еще внимательности! Есть такие спектакли, в которых одиннадцать раз меняется "актерское обмундирование" и важно не "закрутиться" и ничего не перепутать. Например, необходимо четко знать куда "заряжать" платье, то есть в каком месте за сценой оно должно висеть, чтобы актер мог им воспользоваться. Есть специальные "партитуры", в которых расписано описание и местоположение вещей для разных спектаклей. Когда-то я по ним училась, а сейчас почти не пользуюсь – все уже выучено наизусть. Кстати, мой дебютный вечер в театре как раз выдался на спектакль с одиннадцатью переодеваниями – суровое боевое крещение получилось!


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Надо полагать, театральные костюмы требуют к себе особенного внимания?

— Конечно, многие предметы одежды нельзя стирать в машинках и можно чистить только специальными средствами и мягкими щеточками. Например, "историческая" одежда для спектакля "Горе от ума" или недавно сшитая для "Фигаро". Есть костюмы еще 50-х годов – с ними необходимо обращаться с особой нежностью. К тому же, предметы одежды редко списываются, в утиль идут в основном мелочи: колготки, перчатки, головные уборы. Недавно заказывали на обувной фабрике "старинные" туфли — старые были уже в кошмарном состоянии. Каждая пара стоила от 7 до 14 тысяч рублей, а обували почти всю труппу.


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Костюмы тоже заказываются "на стороне"?

— Нет, у нас свой пошивочный цех, где работают опытные сотрудники. К ним приходит художник, разрабатывает эскизы, после закупается ткань и шьются разнообразные вещи. Кстати, на тканях давно уже не экономят, есть такие, которые стоят и по три тысячи рублей за метр. Это потому, что спектаклей много, одежда изнашивается быстро, и если пытаться удешевить пошив за счет материала, то это потом выйдет боком.


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев


Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Как Вы считаете, костюмер театра – это уважаемая профессия?

— Думаю, что да, особенно актерами. Они относятся к нам как к мамам и во многом полагаются. От нас зависит, подадим ли мы им чистый отглаженный наряд или "тряпку", а также как быстро мы их переоденем, сможем ли вовремя выручить во время спектакля, если с костюмом что-то не так.

Костюмер театра Драмы

Костюмер театра Драмы. Фото: Алексей Тимиргалеев

— А часто бывают такие внештатные ситуации?

— Да, только это вполне себе штатные ситуации. Иногда во время действия замок какой-нибудь сломается или начнет "заедать", приходиться рвать по шву, чтобы хоть как-то снять наряд. После несем в пошивочный цех на ремонт. И это хорошо, если платье не одевается за спектакль второй раз, а то бывает, что приходиться прямо "на коленке" вставлять замок и подшивать.

При производстве кинофильма или театральной постановки немалую роль играет процесс создания образа героев: разработка костюмов, пошив под сценарий, соотношение цветов и их взаимодействие. Ответственность за весь этот нелегкий процесс берет на себя художник по костюмам.

Создать и продумать образ – это всего лишь малая часть из того, чем еще занимается человек этой творческой профессии. Несмотря на всю сложность работы, многие выражают к ней огромную любовь, ведь художник по костюмам является неотъемлемой частью мира киноиндустрии и театра.

Художник по костюмам

Без тщательно продуманных образов и правильно переданной атмосферы ни один фильм и ни одна постановка не заинтересуют своего зрителя. Как же стать частью этого творческого мира, в чем проявляется отличие работы художника по костюмам в театре и кино, легко ли найти такую вакансию после получения профессии, разберем далее.

Художник по костюмам: кто это такой

Во-первых, важно понимать, что художник по костюмам – не костюмер. Это две разные профессии, которые ошибочно принимают за одно и то же. Художник по костюмам – это прежде всего профессионал, на котором лежит вся ответственность за бюджет на костюмы, подбор материалов и аксессуаров, создание внешнего вида и настроения актера, проектирование реквизитов и разработку дизайна.

Кто такой художник по ксостюмам

Следует различать профессии костюмера и художника по костюмам

Костюмер же только ухаживает за костюмами и отвечает за их транспортировку. Иногда он может подогнать изделие по фигуре, подшить его, если этого требует ситуация. Также костюмер должен вести учет костюмов каждого актера в каждой отдельной сцене, не упуская малейших деталей вроде пуговиц и брошей.

Во-вторых, художник по костюмам в иерархии разработки сценических постановок и кинопроцесса стоит выше костюмера. Костюмер должен выполнять все его поручения. Работа же художника по костюмам намного важнее, серьезнее и включает в себя множество различных аспектов. Он должен:

  • полностью понимать процессы работы киноиндустрии;
  • разбираться в тонкостях процесса пошива костюмов;
  • разрабатывать полноценные образы актеров;
  • уметь передавать социальный статус, настроение и возраст героев при помощи костюмов;
  • знать историю и особенности культур различных народов мира, на которые опирается режиссер в своей работе;
  • разбираться в маркетинге;
  • быть сведущим в искусстве дизайна;
  • знать все этапы производства кино и театра.

Некоторые считают, что работу художников по костюмам никто не оценивает, а все лавры всегда достаются режиссеру, постановщику и актерам. Но на самом деле это не так. Работу мастеров оценивают и отмечают особыми премиями театральных и кинематографических фестивалей.

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Что происходит с костюмами после съемок

Костюмы после съемок

К сожалению, многие яркие и красивые костюмы приходится уничтожать, потому что хранить их некому. Некоторые изделия забирают художники по костюмам, которые хранят и ухаживают за ними в частных мастерских. Также они могут устраивать тематические выставки, используя те костюмы, которые удалось спасти от неминуемой гибели.

С театром все обстоит по-другому. Костюмы, предназначенные для театральных постановок, могут хранится в театре годами, ожидая своего появления на сцене. За ними постоянно ухаживает целая группа костюмеров и следит, чтобы они выглядели как новые для следующего спектакля.

Со всех костюмов в буквальном смысле сдувают пылинки, а, учитывая сложность покроя некоторых изделий, такая тщательная опека очень важна для сохранения работ мастеров своего дела.

Личные качества и навыки, необходимые для такой работы

Не каждый способен досконально освоить профессию художника по костюмам. Это настоящее призвание, требующее постоянного развития своих способностей и тяжелого труда. Какими же качествами должен обладать настоящий художник:

  • способность хорошо рисовать;
  • иметь живое и богатое воображение;
  • уметь уделять внимание деталям;
  • иметь хорошее цветовосприятие;
  • быть усидчивым;
  • проявлять интерес к мелкой работе руками.

Чтобы быть хорошим мастером по костюмам, мало иметь все вышеперечисленные качества, важно также обладать следующими навыками и знаниями в данной сфере деятельности:

  • уметь работать с тканями и швейными принадлежностями;
  • знать историю своих костюмов;
  • знать технологию создания изделий;
  • разбираться в различных стилях и дизайнах;
  • знать свойства тканей;
  • владеть технологиями художественной обработки тканей.

Истинный художник по костюмам никогда не сидит на месте. Он всегда старается расширить свой кругозор, узнать что-то новое, посещать театры и музеи, искать новые источники вдохновения. Профессионал всегда должен находить время для развития и оттачивания своих навыков.

Вузы, где учат на художника по костюмам

Обучаться на профессию художника по костюмам можно в очень немногих высших учебных заведениях страны. Основные ВУЗы, дающие такое образование:

Обучение художников по костюмам

Среди художников по костюмам можно встретить и тех, кто не оканчивал ВУЗы по данной специальности, но имеют смежное образование. Например, Мухинское училище, где учатся на художников по всем видам декоративно-прикладного искусства. Но есть и другие возможности попасть в сферу киноиндустрии и театра.

Начинающие художники по костюмам, которые хотят работать в кино, сначала поступают в ассистенты, а уже после нарабатывают опыт на практике и учатся сразу на киноплощадках или сценах театра. Тем, кто сразу получил нужное образование, будет проще найти работу по специальности, но, как показывает практика, это не всегда бывает обязательным критерием.

Часто ли встречаются вакансии этой специальности

Художник по костюмам – достаточно высокооплачиваемая профессия, но в зависимости от регионов меняется и спрос. Можно встретить вакансии этой специальности с предлагаемой зарплатой больше 35 000. По диапазонам заработной платы в Российской Федерации для 50% вакансий работодатели указывают зарплату от 22 000 до 27 000 рублей, 25% от 32 000 до 37 000 рублей, еще 25% от 37 500 и выше.

В этом видео вы увидите интервью с легендарным художником по костюмам Викторией Севрюковой:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: