Кто такой гляциолог что за профессия

Обновлено: 28.04.2024

Условия работы: два месяца в Антарктиде и ещё 10 — в лаборатории

В экспедиции провожу (вместе с дорогой) около трёх месяцев в году, но чистая полевая работа – декабрь и январь. В России в это время зима, а в Антарктиде – лето. Сезон там очень короткий, надо использовать время эффективно. Работа в поле – это физический труд, когда копаешь снег лопатой или буришь ледник с помощью механического бура. Вообще, работа учёного-гляциолога состоит из разных этапов. Много времени проводим в лаборатории – например, измеряем изотопный состав образцов, обрабатываем ряды данных, применяя статистические методы. Большую часть времени сравниваем одно с другим и пытаемся узнать истину.

Вооружившись лопатой, буром и микроскопом

Начинается день на полярной станции, как и у всех, со звона будильника. В семь утра просыпаешься, завтракаешь и идёшь работать в лабораторию или поле. Как и на любой научной станции, в Антарктиде днём занимаешься делами, а вечером возвращаешься домой. Разве что мы не можем далеко от станции отойти, потому что это Южный полюс, опасно.

Летом средняя температура в Антарктиде минус 30. А в начале февраля столбик термометра опускается до минус 40 и ниже. Специалисты и учёные приезжают только на летний сезон, а вот технический персонал работает круглый год. Он поддерживает станцию в жизнеспособном состоянии. Она работает для нас, для науки, но живёт благодаря этим людям. В таком вот тесном симбиозе мы находимся. Сейчас там зимуют 11 человек, а в сезон около 30.

А можно взять лопату и выкопать шурф – яму глубиной три метра или больше. Так есть возможность изучать стратиграфию снега (то есть как залегают снежные слои) и брать неограниченное количество образцов. Например, чистые – для изучения химического состава, чтобы найти микробы, или просто снег для изотопного анализа. Это хороший способ получить множество данных – выкопать яму в центральной Антарктиде.

Но если хочешь идти глубже, взять образцы в 10-12 метров от поверхности, то шурф такой не выкопать. Дальше надо бурить. Есть лёгкий бур, которым можно дойти до 20 метров, используя только свою мышечную силу. Если надо пробурить глубже, то без механического бура не обойтись, понадобится электродвигатель и лебёдка, чтобы поднимать и опускать его. Всё начинает усложняться по мере того, как ты хочешь идти глубже. Например, чтобы пробурить километр льда, строится огромная буровая – это целое здание, с лебёдкой, кабелями, пультом управления, гигантским электродвигателем. Обычный гляциолог здесь не справится: бурением занимаются обученные механики. Буровая находится недалеко от станции – в 100 метрах.

Ещё можно изучать снег и лёд дистанционно, не вмешиваясь – например, с помощью радиолокации. Радиоволны просвечивают ледник, и мы видим его слои, узнаём их возраст. Есть вариант – использовать сейсмологические методы. Это примерно то же самое, только уже звуковые волны. На поверхности производится взрыв, волна от него идёт вниз, отражается и идёт обратно. От каждого раздела, где меняется плотность, раздаётся эхо. Например, между ледником и коренными породами. Колебания на поверхности ловит чувствительный датчик и выводит на экран аппарата. Это и есть основная работа гляциолога – он изучает конкретно ледник и снег на месте. Но я, конечно, не перестаю им быть, когда покидаю Антарктиду. Однако в лаборатории для нас уже начинаются скорее будни лаборанта.

При этом есть самые разные методы изучения льда: его можно растопить или изучать нетронутым. Иногда значение имеет время – к примеру, гидраты можно исследовать только в течение нескольких дней после того, как ледяной керн извлекли, после они распадутся и превратятся в пузырьки воздуха. Проще говоря, в лаборатории нам важно извлечь из куска льда климатическую информацию. А для этого надо понимать, с каким разрешением и с какой точностью производить операции. Как раз на методике работы с образцами я и специализируюсь.

В Антарктиде работать опасно. Если учёный ответит, что это ерунда – значит, он уже не совсем адекватный человек, и ему туда ездить нельзя. Опасность надо понимать и чётко видеть. Другое дело, что не стоит просто так бояться – важно предпринимать меры предосторожности. А русский авось здесь не пройдёт ни в коем случае.

Мы совершаем на снегоходах научные походы и удаляемся от станции, бывает, что на 100 километров (это максимум для небольших вылазок на день). Если в таком походе случится непредвиденное – например, заглохнет снегоход – то пешком обратно не дойдёшь. Остаётся только связаться со станцией, чтобы послали технику тебя спасти. Именно поэтому мы берём с собой в такие поездки всё в двойном экземпляре – два снегохода (не может быть, чтобы оба одновременно вышли из строя), два спутниковых телефона, два навигатора (один работает, а другой за пазухой), двойной набор батареек к ним, запас еды и аптечку. Если вдруг один снегоход всё-таки сломался, мы тут же сворачиваем работы, грузим его на сани и едем домой (но такого пока ни разу не случалось). Ещё каждые два часа выходим на связь по телефонам и докладываем, где находимся, когда вернёмся – это стандартные меры безопасности для любой экспедиции.

Даже если все средства навигации вдруг отказали, остаётся возможность ориентироваться по солнцу. В Антарктиде полярный день, и светило ходит по кругу. По часам ты можешь определить, где в это время оно должно быть – и, соответственно, понимаешь, в какой стороне примерно станция. При себе у нас есть компас – естественно, он работает всегда и везде. Единственное, нужно делать поправку на полярные широты, где магнитный азимут с географическим не совпадает, и из-за искажения компас может показывать неправильное направление. Но навигатор на моей памяти никогда не отказывал, и компасом ещё ни разу не пользовался. И потом, всегда можно вернуться по своему следу. Путь снегохода никуда не денется… если только его не заметёт. Так, однажды, когда мы уже выехали со станции, вдруг началась метель. Это было ужасно неприятно, когда, оборачиваясь назад, ты следа не видишь.

Льды и данные, за которыми охотятся все гляциологи

О чём нам сигналят ледники и климат?

Надо понимать, что изменения в природе происходят нелинейно, а скачками. Температура может увеличиваться постепенно, но в определённый момент повышение на один градус приведёт к разрушению ледников и вымиранию некоторых видов животных. Согласно последнему докладу международной группы экспертов по изменению климата (IPCC), за полтора градуса потепления нам выходить нельзя, иначе начнутся необратимые изменения. И эту отметку мы, по самым пессимистичным прогнозам, можем достичь уже к 2030 году (или не позже 2050 года). А дальше уже будет просто поздно что-либо делать, и даже поголовное закрытие грязных производств ничего уже не изменит. Если 20 лет назад были споры – влияет человек на климат или нет, то 10 лет назад дискуссии закончились окончательно – да, человек влияет на климат, и очень сильно. А сейчас мы знаем, что осталось всего 11-12 лет, и это ничто, в дискуссиях политиков эти годы пройдут быстро.

Последние пару лет я вовлечен в эту тему, так как участвую в работе IPCC, и как-то тревожно стало жить, когда ты хорошо информирован. А люди, которые не верят в глобальное потепление, просто, скорее всего, даже не хотят ничего знать. Стараюсь по возможности рассказывать о ситуации – журналистам и политикам, и считаю это небесполезным. Недавно в рамках международного Арктического форума к нам в институт пришёл замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики. Я на графиках показал и рассказал, как климат меняется под влиянием деятельности человека. У гостей были такие удивлённые и круглые глаза, как будто они ничего не знают об этом. Ну как так? Мне ещё сказали, что вчера на форуме выступал президент РФ Владимир Путин, и он совсем по-другому на эту тему высказывался. Мне стало смешно в этот момент. Что сказать: президент – не авторитет в этой области, и у него, похоже, плохие советники по науке.

Работа не лёд, она не растает

Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

    → → →
  • Романтика ледников – рабочие будни для гляциологов!

Романтика ледников – рабочие будни для гляциологов!

3169983.jpg

Гляциология – это специальность, о которой выпускники школ, возможно, даже не слышали. Но наверняка они знают о том, что на Земле есть участки, покрытые льдами. И вот те люди, которые специализируются на изучении этих ледяных участков и есть гляциологи.

Гляциолог – это тот ученый, который знает обо льдах все – будь они в атмосфере, литосфере, гидросфере или на поверхностях земли.

Очень тесная связь у гляциологии с физикой, ведь в работе гляциологи используют методы геологии, физической географии, климатологии.

Благодаря открытиям и исследованиям гляциологов мы можем более рационально использовать водные ресурсы, следить за состоянием ледников, предотвращать катастрофы, прогнозировать последствия и принимать меры для минимализации ущерба.

Исследования гляциологов делятся на изучение снегов, ледников, лавин, водоемов и др., направлений работ много и каждый сможет выбрать что-то наиболее подходящее именно ему. Кстати, гляциолог – вовсе не обязательно исследователь, они могут работать в вузах, академических институтах, научно-производственных учреждениях разного уровня, а также в коммерческих структурах.

«Почему именно эта специальность? Еще до поступления, в школе, я выбирал профиль специальности, было просто любопытно. На сайте Университета я нашел всю информацию о факультете и кафедрах. После заочного знакомства мне приглянулась кафедра криолитологии и гляциологии. Она выделялась на фоне остальных кафедр, даже названием) На 1-м курсе (распределение происходит в начале 2-го) познакомившись со всеми кафедрами поближе, я еще больше утвердился, что стоит пойти именно на криолитолога/гляциолога. Так я и оказался на нашей славной кафедре.

Честно говоря, сначала мне показалось, что я выбрал не ту кафедру. Но после лекций и семинаров я втянулся, было очень познавательно, интересно и сложновато из-за знакомства с кафедральными/профильными предметами. Отдельно стоит упомянуть преподавательский состав кафедры. С моей точки зрения, лучших преподавателей найти сложно. Лекции получались захватывающими и интересными (конечно, не все, некоторые дисциплины были довольно скучными). После первого семестра стало гораздо легче и понятнее. Я работаю по профессии именно благодаря преподавателям кафедры.

В 2007 году наша группа участвовала в полевых курсах, проводимых в рамках Международного полярного года. Они проходили на территории Ямало-Ненецкого АО. По сути, это было первым очным знакомством с вечной мерзлотой. Они очень много дали в плане знаний и практических навыков.

Гляциология – относительно молодая наука, она начала превращаться в самостоятельную только к началу 19 века. Раньше она была частью гидрологии и геологии. Сначала ее определяли как отрасль, занимающуюся исключительно антарктическими и арктическими ледниками, но постепенно ученые приходили к тому, что необходимо развивать эту область знаний систематически. Начался долгий путь сбора и анализа уже имеющейся информации, затем начались исследования и экспедиции, где на практике применялись все полученные знания.

· изучить современное состояние оледенения и этапы ее эволюции в условиях постоянно меняющегося климата;

· изучить закономерности, по которым распределяются снежные толщи на горных склонах, причины их изменчивости в пространстве и времени, приводящие к появлению снежных лавин;

· выявить зоны льдообразования, определить химический состав льда и талых вод, измерить ледовый сток.

«Я изначально интуитивно понимал, что буду заниматься изучением лавин и ледников, так как гляциология - это не специальность, гляциология - это призвание. Ты либо хочешь и можешь этим заниматься, либо ты вообще этим не занимаешься. 4 года своей жизни я посвятил исследованию массоэнергообмена ледника Джанкуат, расположенного на Центральном Кавказе. Суммарно я прожил на леднике где-то, наверное, года два. Это, конечно, был серьезный труд.

Чтобы стать настоящим специалистом нужно быть выносливым активным человеком, который интересуется профессией и состоянием природы, имеет хорошую память и отличную концентрацию, а также имеет склонность к исследовательской деятельности.

Стать гляциологом вы можете, поступив на географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Там вас научат обращаться со специальной техникой, проводить все нужные анализы и измерения, и это помимо теоретической части – общих законов биологии, физики, химии и географии.

«С детских лет, живя в Заполярье, в городе, окруженном горами, с долгой многоснежной зимой и постоянной опасностью схода лавин, я интересовался, почему это происходит, как можно избежать жертв и разрушений. Поэтому специфика этой профессии была мне близка. Походы в горы с ночевками в снегу, тренировки со спасателями только подогревали интерес. Наша кафедра (кафедра криолитологии и гляциологии МГУ) – единственная, где этому учат на уровне высшего образования.

На естественно-географическом факультете в университете немного знаком с этой наукой, проходили по дисциплине "геоморфология". профессия связана с гляциологией, довольно сложна. Это еще одно из направлений изучения экзогенных процессов на земле: разрушения горных пород, формирование рек в северных регионах Земли. Приятно, что еще есть люди в России, уделяющие внимание вопросам географии. В Украине эта наука постепенно приходит в упадок, несмотря на проводящиеся международные семинары в крупных городах.


Было дело – ходила в горы, были в жизни и Памир , и Кавказ. Поэтому о снегах и лавинах знаю не понаслышке. Самые приятные воспоминания – встречи на базах гляциологов. Сейчас наверное число их близко к нулю, за что и расплачиваемся трагедиями типа Крымска. Поведение ледников сложно, но предсказуемо. Только за ними надо наблюдать постоянно и предугадывать, куда пойдет сель и воды. Благородная и рисковая профессия.


Невероятная профессия. Она таит в себе и опасность, и поэтический настрой, и стихийность. Нужно быть очень уверенным в себе человеком, чтобы работать в таких изменчивых и непредсказуемых условиях. Наверное, в душе я тоже мечтаю побыть гляциологом хоть немножко.


Когда человек работает, глядя в глаза стихии, это говорит о том, что он не боится умереть, ведь природа коварна, особенно снег и лёд. Говорить о фатальном исходе, это конечно "громко", однако признать то, что там работают настоящие мужчины должен каждый.


романтика в этой профессии присутствует на мой взгляд. Ледники, снег, лавины - это конечно же красиво. Причем досточно полезно для людей, ибо лавины, и не только, таят в себе опасность. Пусть работают хорошо, чтоб небыло человеческих жертв!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект "Профессия гляциолог" посящён редкой и опасной профессии. В своей работе учащиеся 7 класса познакомились с наукой гляциологией, особенностями профессии гляциолога, рассмотрели её содержание, необходимые личные и профессиональные качества специалиста по льдам, выявили плюсы и минусы профессии и отметили структуру, указали учреждения, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность.


МИР ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

ПРОФЕССИЯ ГЛЯЦИОЛОГ

КГОУ Юкковская (специальная) школа – интернат

Всеволожского района ЛО

Гайсиным Дмитрием и Тебелевой Александрой.

Наука гляциология, задачи и место среди других наук.

Гляциология как наука, основные задачи……………………………………… 4

Особенности профессии гляциолог.

Личные качества гляциолога……………………………………………………..10

Образование и последующее трудоустройство

Где можно получить образование? ……………………………………………. 10

Профессиональные знания …………………………………………………….. 11

Место работы, область применения …………………………………………. 11

Список используемых источников …………………………………………………… 13

Валентин Пастухов, гляциолог

География – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

В географии выделяют два направления: физико-географическое, изучающее природу земной поверхности и экономическое (или социальное), изучающее население и его хозяйственную деятельность.

Профессии, связанные с географией, а в современном мире их более 50, всё больше набирают популярность и становятся востребованными. Поэтому при выборе будущей профессии на них стоит обратить внимание.

В нашей работе мы хотели бы подробно рассмотреть редкую профессию - гляциолог. Гляциолог – это тот учёный, который знает обо льдах всё – будь они в атмосфере, литосфере, гидросфере или на поверхности Земли.

В своей работе мы познакомились с наукой гляциологией, особенностями профессии гляциолога, рассмотрели её содержание, необходимые личные и профессиональные качества специалиста по льдам, выявили плюсы и минусы профессии и отметили структуру, указали учреждения, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность.

Главная цель работы: разносторонне изучить профессию гляциолог. Главный метод работы - изучение литературных источников по теме.

Гляциология как наука. Основные задачи.

Распространение льдов на Земле

Ледовый панцирь Земли, или, как говорят учёные, гляциосферу, образуют природные льды. Они входят в состав гидросферы и представляют ту её часть, которая существует при отрицательных температурах и потому находится в твёрдом состоянии. Льды можно встретить повсюду – и в атмосфере, и на поверхности суши, полярных морей, пресноводных водоёмов высоких и умеренных широт, и внутри толщи литосферы [3].

Льды распространяются преимущественно в полярных и приполярных районах планеты (Таблица 1).

Таблица 1. Распространение природных льдов на Земле

Занимаемая площадь (млн км 2

Среднее время жизни

Ледники, распространенные только в горах, называют горными. Они занимают площадь1,7 млн. км 2 и представляют собой ледяные шапки и длинные ледяные языки. Спускаясь вниз под действием силы тяжести, ледник постепенно тает, давая начало горным рекам. Самые длинные ледники расположены в горных хребтах Аляски (США). Это ледник Беринга длиной 203 км и ледник Хаббард длиной 112 км. Крупнейшим на Памире является ледник Федченко. Наиболее протяжённый ледник в России – Безенги на Кавказе – имеет длину 17,6 км. Самым близким к экватору ледником является шапка вулкана Килиманджаро, а самыми южными горными ледниками – ледники Новой Зеландии.

На огромных пространствах Антарктиды, Гренландии и островах Северного Ледовитого океана (Шпицбергене, Северной Земле, Новой Земле, Канадском Арктическом архипелаге и др.) распространено покровное оледенение. Оно занимает 14,4 млн км 2 (85,3% - в Антарктиде, 12,1% - в Гренландии). Изучение ледниковых покровов началось недавно и продолжается в настоящее время.

Покровные ледники образуют гигантские купола, полностью покрывающие сушу вместе с расположенными на ней горами и равнинами. Они движутся благодаря пластичности нижних слоёв льда.

Около 1 % льдов нашей планеты существует в виде многолетней мерзлоты – слоя земной коры, в котором горные породы сцементированы замёрзшей в них водой и не оттаивают в течение лета. В нашей стране мерзлотой занято более половины территории. Толщина мерзлотного слоя может достигать 700 м. За лето оттаивает лишь его верхняя часть на глубину около 1 м² районах распространения многолетней мерзлоты затруднено не только выращивание сельскохозяйственных культур, но также и строительство дорог, зданий, добыча полезных ископаемых.

В истории Земли известно несколько продолжительных по времени ледниковых периодов. Древнейшее оледенение было около 2,5 млрд. лет назад, предпоследнее – 340 – 240 млн. лет назад, а последнее началось около 2 – 3 млн. лет назад. За последний миллион лет ледники то наступали и занимали значительные территории, то отступали в эпохи межледниковий.

Роль льдов в природе.

Влияние на климат.

а) при замерзании влаги и образовании снежинок выделяется много тепла, а таяние снежного покрова наоборот требует затрат тепла, поэтому и фазовые переходы воды уменьшают амплитуду колебаний температуры воздуха;

в) снежный покров отражает большую часть солнечных лучей, т.е. способствует выхолаживанию поверхности и понижение температуры воздуха над ней.

г) горные ледники влияют на климат территории, они меняют направление воздушных потоков, вызывают охлаждение воздушных масс и приводят к глобальному потеплению климата.

Влияние на рельеф.

Снежный покров, снежинки и ледники оказывают интенсивное влияние на рельеф поверхности и формируют особые формы: ледниковые цирки, кары, снеголавинные конусы.

Влияние на воды Мирового океана.

а) Изменение объёмов ледниковых покровов, влияет на увеличение уровня океана. По мнению учёных, в текущем столетии уровень океана повышается со скоростью около 1,5 мм/год.

б) Шельфовые ледники Антарктиды и Гренландии и особенно айсберги оказывают влияние на температуру воды в морях и океанах, охлаждают их и влияют на обитающих в них животных.

Речные льды – оказывают влияние на формирование русел, на микроклимат территории, особенно в период ледохода.

Вытаивание подземных льдов приводит к образованию термокарстовых провалов, оползней, бугров пучения.

Таким образом, роль льдов в природе многообразна.

Гляциология изучаетпроблемы, обусловленные значением льда и снега [4], а так же

современное состояние оледенения и этапы его эволюции в условиях постоянно меняющегося климата;

закономерности, по которым распределяются снежные толщи на горных склонах, причины их изменчивости в пространстве и времени, приводящие к появлению снежных лавин;

занимается оценкой и созданием карт лавиноопасных территорий;

зоны льдообразования, химический состав льда и талых вод, ледовый сток.

Объектом изучения гляциологииявляются все виды природных льдов в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Основные направления гляциологии как науки включают:

роль льдов в глобальном изменении климата

оценка снежного покрова и льдов, как ресурсов пресной воды

изучение процессов льдообразования.

Связь гляциологии с других географическими науками представлена на схеме 1.


Историческая справка.

На протяжении XIX века исследования в этой области носили описательный характер. В 1883-1883 гг. был проведён первый Международный полярный год, основной целью которого, стали исследования в Арктике и Антарктиде.

Большое значение для становления гляциологии имели труды зарубежных и российских исследователей: Л. Агассиса, Д. Форбса, Дж. Тиндаля, Ф. Фореля, С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и др. за рубежом и исследования Н. А. Буша, В. И. Липского, В. Ф. Ошанина, К. И. Подозерского, В. В. Сапожникова, М.В.Тронова, Б. А. Федченко, П. А. Кропоткина и др. в России, где изучение ледников проводилось со 2-й половины XIX в. в основном по инициативе РГО.

В XX веке начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.). Серьёзным достижением этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда (Д. Глен, К. Ф. Войтковский и др.).

Были открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях.

Важную роль сыграло комплексное изучение льда и ледников, проводившееся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965—75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, был составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (АСЛРМ) под общей научной редакцией академика В. М. Котлякова, над созданием которого около 20 лет трудились все гляциологи СССР, позже — России и стран СНГ.

В XXI веке изучение ледового покрова планеты продолжается, так, в 2013 году российские гляциологи достигли поверхности самого крупного подлёдного озера в мире — Восток, для чего они пробурили антарктический лёд на глубину более 3750 метров [6]. Их американские коллеги в том же году добрались до поверхности озера Уилланс (800 метров под толщей льда); взятые там пробы воды и грунта принесли открытие: оказалось, в этом озере живут микроорганизмы, использующие для поддержания своей жизнедеятельности не фотосинтез, а углекислый газ.

Особенности профессии гляциолог.

Гляциолог — специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоемов. Гляциологи — уникальные специалисты, которые могут работать как в северных регионах, так и в крупных мегаполисах, исследуя ситуацию на местах.

В гляциологии выделяют несколько направлений:

ледниковедение – учёные занимаются исследованием ледников и их покровов;

снеговедение, связанное с изучением снега (количество осадков, скорость таяния и т. д.);

лавиноведение - гляциолог, выбравший эту специализацию, изучает характер лавин (формирование, причинных схода, формы), ищет пути для предупреждения этих катастроф;

ледоведение водоемов и водотоков, где гляциологи изучают механизмы появления и исчезновения водоемов, их свойства;

палеогляциология - ученые занимаются исследованием льдов, сформировавшихся в прошлом.

Именно гляциолог занимается изучением ледников, что позволяет спрогнозировать природно-климатические ситуации, изучать опасности, связанные с глобальным потеплением. Гляциологи работают в сложных условиях, ведь ледники расположены в холодных регионах, где температура воздуха в темное время суток опускается ниже отметки −30 °C.

2.1. Плюсы и минусы профессии

Как и в любой другой профессии, в работе гляциолога можно выделить и положительные и отрицательные моменты, представленные в таблице 2.

Дружный коллектив, состоящий из увлеченных людей.

Возможность поработать в далеких странах.

Много современных устройств и технологий, облегчающих трудовую деятельность.

Профессия очень редкая, а в гляциологах нуждаются международные и частные компании, что обуславливает большое количество вакансий.

Высокий оклад, но он зависит от направления, с которым гляциолог работает.

Сложные условия труда.

Некомфортные условия проживания.

Мало вузов, которые готовят гляциологов.

Проживание на специальных станциях, отдаленных от людей, поэтому на личную жизнь остается мало времени.

В некоторых случаях гляциологи занимаются исследованиями одного участка в течение 2-3 лет, посвящая научной работе все свое время. Но есть у профессии один большой плюс, который заставляет забыть обо всех опасностях, — это единение с природой, возможность прикоснуться к многовековой истории, хранящейся под толщей льдов.

2.2. Важные личные качества

Люди, которые изучают льды, обожают эту профессию, они стремятся защитить человечество от глобальных катаклизмов, поэтому в их характере присутствуют следующие черты:

стремление помогать ближнему;

Одно из негласных условий — хорошее здоровье, аналитический тип мышления, увлеченность профессией, без которой невозможно работать в этой сфере.

Образование и последующее трудоустройство.

Где можно получить образование?

К сожалению, в России профессию гляциолога можно получить только в одном ВУЗе – МГУ им. М. В. Ломоносова, в городе Москве.

Мы надеемся, что данное образование в будущем будет представлено и в других российских ВУЗах . Кафедры гляциологии также существуют в США, Швейцарии, Италии, Канаде и Великобритании.

В обязанности гляциологов входит выполнение следующих видов работ:

поиск решения проблем, вызванных быстрым таянием льдов;

изучение лавин, льдов, водоемов;

сбор проб снега, жидкостей и льда, выполнение замеров и наблюдение за ледником;

анализ скорости таяния, количества осадков, климатических условий в конкретном регионе, составление географических прогнозов;

поддержка электронных приборов, которыми окружена научная станция;

использование радарных, космических снимков для анализа;

использование радиолокатора для произведения замеров толщины льда;

изучение химического состава льда, измерение ледовых стоков;

изучение движения ледников.

Таким образом, к профессиональным знаниям гляциолога можно отнести:

Знание биологических, физико-химических процессов, физической географии.

Грунтоведение, геофизика ландшафта, лавиноведение, селеведение и другие смежные направления.

Умение работать с техникой для исследований (радиолокаторы, буровое оборудование, термокосы, георадары и т. д.).

Дистанционное зондирование Земли.

Умение выживать в экстремальных условиях.

Место работы

Гляциологи принимают участие в геологических партиях, входят в состав рабочих групп, которые изучают территорию перед добычей полезных ископаемых или строительством предприятий, они предупреждают природные катастрофы,а так же они необходимы на международных научно-исследовательских станциях, в проектных организациях, научно-исследовательских центрах, вузах.

Большую часть времени гляциологи уделяют научной работе, создавая пособия, учебники и книги для студентов. Сегодня гляциология является одним из самых перспективных направлений, что вызвано глобальным потеплением, поэтому ученые востребованы на протяжении всей своей жизни.

Условия работы и жизни в экспедиции.

Работая на леднике нужна немалая физическая и моральная выносливость. Ученому, попавшему на ледник, приходится выполнять работу грузчика, носильщика, повара, истопника, механика, метеонаблюдателя, геодезиста, бурового мастера, дворника, землекопа и даже ассенизатора. Нужно уметь оказать первую медицинскую помощь людям и техническую помощь приборам и механизмам [7].

В экспедиции надо быть очень внимательным, быть готовым к неожиданному, непредвиденному и всегда сохранять способность работать. Регулярно, по нескольку раз в сутки, в строго определенные сроки, гляциологу надо выполнять наблюдения по различным приборам, следить за накоплением и таянием льда, за изменениями его структуры, измерять скорость движения льда, изучать распределение температуры льда по глубине.

Очень опасны трещины в леднике, поэтому передвигаться по леднику нужно очень осторожно. Гляциологу надо быстро и безошибочно находить проход между черными провалами трещин шириной нередко в 10—20 метров. Особенно же опасны трещины зимой или ранней весной, когда белый снежный покров может скрывать опасность. Пропасти в 50—100 метров глубиной не видны с поверхности, они покрыты тонкими снежными мостами. Но исследователю льдов нельзя не выходить на ледник в это время — ведь определить запас выпавшего снега нужно до того, как начнется таяние. И гляциолог идет на лыжах, неся в рюкзаке снеговой плотномер и портативный мост сопротивлений для определения температуры в скважине полупроводниковыми термометрами, несёт набор дюралевых штанг для бурения.

Зарплата гляциолога

Подводя итоги, можно сказать, что гляциология – это наука, изучающая, распространение ледников на поверхности планеты. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология – это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Гляциолог – профессия, суть которой заключается в исследовании ледяных образований, сформированных в природной среде. Такие специалисты изучают особенности появления ледников, их поведение, процессы, что ведут к таянию льда.Перейти на сайт рекламодателя

Работа гляциолога предполагает исследование ледников, лавин, водоемов, которые образовались в результате таяния льда. Более того, специалисты данной категории составляют опасные маршруты на картах, предупреждая таким образом возникновение несчастных случаев и природных катастроф.

По мнению ученых если бы все ледники и ледниковые покровы растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы более чем на 60 м и все портовые города были бы затоплены, т.к. общая масса льдов на Земле превышает 2,5.1016 т, что составляет 11% суши, а основная масса сосредоточена в ледниках и ледниковых покровах.Ученые установили, что масса льда в ледниках в 46 раз больше годовой суммы всех осадков на Земле и равна стоку рек за 700 лет.

Большое значение для становления гляциологии имели труды Л. Агассиса, Д. Форбса, Дж. Тиндаля, Ф. Фореля, С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и др. за рубежом и исследования Н. А. Буша, В. И. Липского, В. Ф. Ошанина, К. И. Подозерского, В. В. Сапожникова, Б. А. Федченко, П. А. Кропоткина и др. в России, где изучение ледников проводилось со 2-й половины XIX в. в основном по инициативе Русского географического общества (здесь была создана т. н. ледниковая комиссия под руководством И. В. Мушкетова) .

Отрасли и направления гляциологии

По основному конкретному объекту исследований гляциология делится на несколько отраслей:
ледниковедение
снеговедение
лавиноведение
ледоведение водоемов и водотоков
палеогляциологию.

По взаимосвязям со смежными науками и специфическим методам в гляциологии выделяется ряд направлений:
гляциоклиматология
гляциогидрология
структурная гляциология
динамическая гляциология
изотопная и геохимическая гляциология
четвертичная гляциогидрология

Вместе с геокриологией (мерзлотоведением) , изучающей многолетнюю криолитозону, гляциология объединяется в криологию Земли, объектом которой служит криосфера в целом.

Источник: XX век В 20 в. начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.) . Серьёзными достижениями этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда (Д. Глен, К. Ф. Войтковский и др. ) и петрографических особенностей различных видов льда, отождествляемых с горными породами (П. А. Шумский) . Разработаны генетическая классификация льдов и теории пластического и вязко-пластического движения ледников (Д. Най, Л. Либутри, В. Н. Богословский, С. С. Вялов, П. А. Шумский и др.) , заменившие гипотезы скольжения, объёмных изменений, режеляции, скалывания и др. Расширены представления о зависимости ледников от колебаний климата (Д. Най) , о бюджете вещества и энергии в ледниках (П. А. Шумский) , о температурном режиме ледников (М. Лагалли, Гляциология А. Авсюк и др.) , о циклах оледенения (У. Хобс, М. В. Тронов, К. К. Марков, С. В. Калесник и др.) . Детально разработана проблема хионосферы и снеговой границы (Х. Альман, М. В. Тронов, С. В. Калесник) . Собран и проанализирован обширный материал о колебаниях ледников и их географическом распространении. Были открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях. Составлены монографии по современному оледенению: для Северного полушария (под редакцией В. Филда) , Высокой Азии (Гляциология Висман) и др. районов Земли. В СССР опубликованы описания и каталоги ледников Кавказа (К. И. Подозерский, П. А. Иваньков) , Алтая (М. В. Тронов) , Средней Азии (Н. Л. Корженевский, Н. Н. Пальгов, Р. Д. Забиров) , Камчатки (П. А. Иваньков) , Советской Арктики (П. А. Шумский) , Антарктиды (П. А. Шумский и др.) , дана общая картина оледенения горных районов СССР (С. В. Калесник) . Развитию Гляциология способствовала координация гляциологических исследований в периоды Первого (1882—1883) и Второго (1932—33) Международного полярного года и особенно во время Международного геофизического года (МГГ, 1957—58, дополнительно в 1959). Важное место занимает изучение льда и ледников в комплексе исследований, проводящихся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965—75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, ведётся составление сводного каталога ледников СССР.

Гляциоло́гия (от лат. glacies - лед, греч. λόγος — слово, учение) — наука о природных льдах во всех его разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Единым природным объектом изучения гляциологии являются гляциосфера и составляющие её нивально-гляциальные системы.
ну а гляциолог - это ученый, который занимается изучением вот этого всего))

Гляциоло́гия (от лат. glacies - лед , греч. λόγος — слово, учение ) — наука о природных льдах во всех их разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Единым природным объектом изучения гляциологии являются гляциосфера и составляющие её нивально-гляциальные системы.



Содержание

Отрасли и направления гляциологии

По основному объекту исследований гляциология делится на несколько отраслей:

  • ледниковедение
  • снеговедение
  • лавиноведение
  • ледоведение водоемов и водотоков .

По взаимосвязям со смежными науками и специфическим методам в гляциологии выделяется ряд направлений:

  • гляциоклиматология
  • гляциогидрология
  • структурная гляциология
  • динамическая гляциология
  • изотопная и геохимическая гляциология

Вместе с геокриологией (мерзлотоведением), изучающей многолетнюю криолитозону, гляциология объединяется в криологию Земли, объектом которой служит криосфера в целом.

История

XIX век

Большое значение для становления гляциологии имели труды Л. Агассиса, Д. Форбса, Дж. Тиндаля, Ф. Фореля, С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и др. за рубежом и исследования Н. А. Буша, В. И. Липского, В. Ф. Ошанина, К. И. Подозерского, В. В. Сапожникова, М.В.Тронова,Б. А. Федченко, П. А. Кропоткина и др. в России, где изучение ледников проводилось со 2-й половины XIX в. в основном по инициативе Русского географического общества (здесь была создана т. н. ледниковая комиссия под руководством И. В. Мушкетова).

XX век

В XX в. начался второй этап в развитии гляциологии, отличающийся обширными исследованиями полярного оледенения, глубоким проникновением в природу льда и в сущность физических явлений в ледниках, организацией стационарных работ на ледниках, применением ряда новых точных методов (фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др.). Серьёзным достижением этого периода является также постановка работ по определению реологических характеристик льда (Д. Глен, К. Ф. Войтковский и др.) и петрографических особенностей различных видов льда, отождествляемых с горными породами (П. А. Шумский).

Разработаны генетическая классификация льдов и теории пластического и вязко-пластического движения ледников (Д. Най, Л. Либутри, В. Н. Богословский, С. С. Вялов, П. А. Шумский и др.), заменившие гипотезы скольжения, объёмных изменений, режеляции, скалывания и др. Расширены представления о зависимости ледников от колебаний климата (Д. Най), о бюджете вещества и энергии в ледниках (П. А. Шумский), о температурном режиме ледников (М. Лагалли, Г. А. Авсюк и др.), о циклах оледенения (У. Хобс, М. В. Тронов, К. К. Марков, С. В. Калесник и др.). Детально разработана проблема хионосферы и снеговой границы (Х. Альман, М. В. Тронов, С. В. Калесник). Собран и проанализирован обширный материал о колебаниях ледников и их географическом распространении.

Открыты новые ледники и даже районы современного оледенения, в том числе на Урале, Восточном Саяне, в бассейне р. Индигирка, на полуострове Таймыр, в Корякском и Становом нагорьях. Составлены монографии по современному оледенению: для Северного полушария (под редакцией В. Филда), Высокой Азии (Г. Висман) и др. районов Земли. В СССР опубликованы описания и каталоги ледников Кавказа (К. И. Подозерский, П. А. Иваньков), Алтая (М. В. Тронов), Средней Азии (Н. Л. Корженевский, Н. Н. Пальгов, Р. Д. Забиров), Камчатки (П. А. Иваньков), Советской Арктики (П. А. Шумский), Антарктиды (П. А. Шумский и др.), дана общая картина оледенения горных районов СССР (С. В. Калесник). Снежный покров и динамику ледников различных регионов земли, а также особенности оледенения Земли в целом рассматривал в своих фундаментальных монографиях В. М. Котляков.

Развитию гляциологии способствовала координация гляциологических исследований в периоды Первого (1882—1883) и Второго (1932—33) Международного полярного года и особенно во время Международного геофизического года (МГГ, 1957—58, дополнительно в 1959). Важную роль сыграло комплексное изучение льда и ледников, проводившееся по программе Международного гидрологического десятилетия (1965—75). На основе новых данных, полученных в результате проведения МГГ, был составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира по общей научной редакцией академика В. М. Котлякова (АСЛРМ), над созданием которого около 20 лет трудились все гляциологи СССР, позже — России и стран СНГ.

Читайте также: