Кто сеет зерно профессия в старину
Обновлено: 18.05.2024
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Тема:"Как наши предки выращивали хлеб"
1.Расширить представление дошкольников с выращиванием хлеба в старину, когда не было машин.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.
3.Закрепить знания закличек и народных игр.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Звучит музыка про хлеб дети входят в зал, приветствуют гостей.
Организационный момент:
Ребята, чтобы узнать о чем мы сегодня поговорим, вам нужно угадать загадку
Есть такие слова:
“ Он всему голова”
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…
Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.
В старину зима с русских просторов уходила неохотно, вот и торопили ее деревенские. Дети пели заклички:
А ты, зима-зимушка
уходи домой
за гору высокую
за море глубокое
за леса далекие
Ты, зимушка-студёнышка, надоскучила.
Поморозила, повьюжила.
Пурга глазки повыхлестала,
Запасы мы покушали,
Пора сеять и сажать,
Закрома пополнять.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
- Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью
С великою милостью.
Со льном высоким
С корнем глубоким
С хлебами обильными.
С рожью зернистою
С пшеничкой золотистою!
Дети играли в игры, все было нацелено на получение хорошего урожая, иначе лютой зимой было бы туго.
(Дети перестраиваются в круг и поют закличку)
"Пришла матушка весна!
Пришла матушка весна
Первый март пришел
всех детей провел
А за ним апрель
отворяй окно и дверь
А когда придет май
сколько хочешь гуляй!
Воспитатель: И вот пришла весна, пора и пахать землю.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
Воспитатель: Землю вспахали, пора сеять зерновые.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо.
Под зеленой
Под горою
Самой раннею порою
Сеют во поле пшеницу
пусть растет и колосится
и под солнцем золотится
чтобы жали молодицы
чтобы с песней дружно жали
и в снопы её вязали
чтобы парни молотили
чтобы люди с хлебом были
чтобы ели да хвалили!
Воспитатель: Вот и посеяли.
Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)
ребята как вы это понимаете. Во время отдыха, люди играли, пели, слагали стихи и пословицы.
А какие вам о хлебе известны пословицы и поговорки:
Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе:
• Без хлеба – нет обеда
• Хлеб батюшка – вода матушка
- Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
- Не уродится рожь – по миру пойдешь.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, его береги
-Хлеб - всему голова.
(Дети садятся на стульчики)
Однажды встретил волк человека и просит:
Человек дал. Волк съел и облизнулся- вкусный был хлеб.
Говорит волк человеку:
-Что мне делать,чтобы и у меня всегдв был свой хлеб?
-Ладно,-согласился человек и начал учить волка.-
Сперва надо вспахать землю.-
-А когда вспашешь можно уж есть?-
Еще нет, надо рожь посеять.
-А когда посеешь можно уж есть?-
Еще нет. Надо подождать пака она вырастет.
-А когда вырастет можно уж есть?-
-Еще нет.Надо ее убрать.
-А когда уберешь можно уж есть?-
Еще нет. Надо ее смолотить..
-А когда смолотишь можно уж есть?-
Еще нет. Надо испечь хлеб.
-А когда испечешь можно уж есть?-
Подумал волк, подумал и говорит:
Лучше уж я не буду хлеб печь, коли так долго ждать.
Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
А, как люди кликали дождик :
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
С того момента как зернышко попалдо в землю, оно стремится выбраться наружу.
Зерновым без помощи крестьян не обойтись. Крестьяне боролись с сорняками. Большой вред зерновым полям наносили мыши полевки, подъедали корниНастоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений.С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички-воробьи и особенно коростели.
И вот выросли хлеба, пора и урожай убирать.
Жатва- пора ответственная.Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж землядельцы наблюдали за всем: за небом, звездами, растениями,животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Самое главное было вовремя убрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая-Труд,хоть и тяжкий,но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой, предпочитали использовать серп,а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
Вот привезли снопы на овин и начинается обмолот зерна.
Воспитатель: Вот и убрали урожай, обмолотили, пора и на мельницу.
Хлеб, как известно , пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить-перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница, лопатки колеса вращала струя воды направленная по желобу. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер.
Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.
За работу жернова,
Зёрна перетрём сперва.
Повторить 2 раза.
Делаем вращательные движения:
руки в стороны на уровне плеч,
ладонями вниз.
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай
Вращательные движения
кулачками пред грудью.
Крепче трём зерну бока,
Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)
Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)
Мели-мели, засыпай (те же движения)
Воспитатель: Вот и смололи муку, пора выпекать и хлеб.
Воспитатель: Вот и хлебушек испекся, пора доставать из печи.
Хлеб был кормильцем русского народа. В деревнях крестьяне сами пекли хлеб.Хлеб когда вытаскивали из печи, то обязательно на стол стелили скатерть.
У крестьян с хлебом связано очень много традиций и обычаев, а стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
На особые торжества, например свадьба, пекли каравай.Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Чем пышнее каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. Эти традиции дошли и до нашего времени.
Дети читают стихи.
Вот он хлебушек душистый
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Хлеб растет не для объедков
от зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Вот и убран урожай! Наступила зима.
В старину люди обращались к природе и произносили заклички:
Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй
Падай, падай
На гусиное крыло
Поле белым укрывай-
Будет летом каравай.
Воспитатель: На поля в старину налаживали ветки, чтобы снег задерживался на полях.Чтобы весной земля была насыщенна влагой.
ИТОГ занятия: Спросить у детей понравилось ли занятие?
Что больше всего понравилось? с какими новыми словами вы познакомились (ОВИН, СОХА, ЦЕП, ЖЕРНОВА)
Читайте также:
- Сроки в праве социального обеспечения курсовая работа
- Куда поехать в отпуск в декабре с детьми
- Перечень трудовых обязанностей в семье для детей раннего дошкольного возраста
- Трудовая деятельность осуществляется иностранным гражданином без разрешения на работу на основании
- Как сэкономить на квартплате во время отпуска