Кто сеет зерно профессия в старину

Обновлено: 18.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тема:"Как наши предки выращивали хлеб"

1.Расширить представление дошкольников с выращиванием хлеба в старину, когда не было машин.

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.

3.Закрепить знания закличек и народных игр.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Звучит музыка про хлеб дети входят в зал, приветствуют гостей.

Организационный момент:

Ребята, чтобы узнать о чем мы сегодня поговорим, вам нужно угадать загадку

Есть такие слова:

“ Он всему голова”

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый…

Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.

В старину зима с русских просторов уходила неохотно, вот и торопили ее деревенские. Дети пели заклички:

А ты, зима-зимушка

уходи домой

за гору высокую

за море глубокое

за леса далекие

Ты, зимушка-студёнышка, надоскучила.

Поморозила, повьюжила.

Пурга глазки повыхлестала,

Запасы мы покушали,

Пора сеять и сажать,

Закрома пополнять.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

- Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью

С великою милостью.
Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебами обильными.

С рожью зернистою

С пшеничкой золотистою!

Дети играли в игры, все было нацелено на получение хорошего урожая, иначе лютой зимой было бы туго.

(Дети перестраиваются в круг и поют закличку)

"Пришла матушка весна!

Пришла матушка весна

Первый март пришел

всех детей провел

А за ним апрель

отворяй окно и дверь

А когда придет май

сколько хочешь гуляй!

Воспитатель: И вот пришла весна, пора и пахать землю.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

Воспитатель: Землю вспахали, пора сеять зерновые.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо.

Под зеленой

Под горою

Самой раннею порою

Сеют во поле пшеницу

пусть растет и колосится

и под солнцем золотится

чтобы жали молодицы

чтобы с песней дружно жали

и в снопы её вязали

чтобы парни молотили

чтобы люди с хлебом были

чтобы ели да хвалили!

Воспитатель: Вот и посеяли.

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

ребята как вы это понимаете. Во время отдыха, люди играли, пели, слагали стихи и пословицы.

А какие вам о хлебе известны пословицы и поговорки:

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе:
• Без хлеба – нет обеда
• Хлеб батюшка – вода матушка

- Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
- Не уродится рожь – по миру пойдешь.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, его береги

-Хлеб - всему голова.

(Дети садятся на стульчики)

Однажды встретил волк человека и просит:

Человек дал. Волк съел и облизнулся- вкусный был хлеб.

Говорит волк человеку:

-Что мне делать,чтобы и у меня всегдв был свой хлеб?

-Ладно,-согласился человек и начал учить волка.-

Сперва надо вспахать землю.-

-А когда вспашешь можно уж есть?-

Еще нет, надо рожь посеять.

-А когда посеешь можно уж есть?-

Еще нет. Надо подождать пака она вырастет.

-А когда вырастет можно уж есть?-

-Еще нет.Надо ее убрать.

-А когда уберешь можно уж есть?-

Еще нет. Надо ее смолотить..

-А когда смолотишь можно уж есть?-

Еще нет. Надо испечь хлеб.

-А когда испечешь можно уж есть?-

Подумал волк, подумал и говорит:

Лучше уж я не буду хлеб печь, коли так долго ждать.

Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

А, как люди кликали дождик :

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

С того момента как зернышко попалдо в землю, оно стремится выбраться наружу.

Зерновым без помощи крестьян не обойтись. Крестьяне боролись с сорняками. Большой вред зерновым полям наносили мыши полевки, подъедали корниНастоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений.С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички-воробьи и особенно коростели.

И вот выросли хлеба, пора и урожай убирать.

Жатва- пора ответственная.Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж землядельцы наблюдали за всем: за небом, звездами, растениями,животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Самое главное было вовремя убрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая-Труд,хоть и тяжкий,но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой, предпочитали использовать серп,а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

Вот привезли снопы на овин и начинается обмолот зерна.

Воспитатель: Вот и убрали урожай, обмолотили, пора и на мельницу.

Хлеб, как известно , пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить-перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница, лопатки колеса вращала струя воды направленная по желобу. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер.

Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

Повторить 2 раза.

Делаем вращательные движения:

руки в стороны на уровне плеч,

ладонями вниз.

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

Вращательные движения

кулачками пред грудью.

Крепче трём зерну бока,

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

Воспитатель: Вот и смололи муку, пора выпекать и хлеб.

Воспитатель: Вот и хлебушек испекся, пора доставать из печи.

Хлеб был кормильцем русского народа. В деревнях крестьяне сами пекли хлеб.Хлеб когда вытаскивали из печи, то обязательно на стол стелили скатерть.

У крестьян с хлебом связано очень много традиций и обычаев, а стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

На особые торжества, например свадьба, пекли каравай.Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Чем пышнее каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. Эти традиции дошли и до нашего времени.

Дети читают стихи.

Вот он хлебушек душистый

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Хлеб растет не для объедков

от зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Вот и убран урожай! Наступила зима.

В старину люди обращались к природе и произносили заклички:

Падай, падай, белый снег

Радуй, радуй

Падай, падай

На гусиное крыло

Поле белым укрывай-

Будет летом каравай.

Воспитатель: На поля в старину налаживали ветки, чтобы снег задерживался на полях.Чтобы весной земля была насыщенна влагой.

ИТОГ занятия: Спросить у детей понравилось ли занятие?

Что больше всего понравилось? с какими новыми словами вы познакомились (ОВИН, СОХА, ЦЕП, ЖЕРНОВА)

Читайте также: