Кто работает в цирке профессии для детей

Обновлено: 16.05.2024

Цель: расширить кругозор детей; выявить понимание детьми эмоционального состояния людей; развивать связную речь, мышление детей.

  • Развивать свободную ненапряженную речь, направленную на проявление инициативности и самостоятельности.
  • Осуществлять словарную работу. Обогащать речь существительными, обозначающими цирковые профессии; прилагательными, характеризующими эмоции, чувства и характер персонажа.
  • Формировать знания о средствах выразительного раскрытия образа – портрета героя, его настроения.
  • Продолжать расширять представления о людях цирковых профессий, о значении их труда для общества.
  • Закрепить количественный счет в пределах десяти; упражнять в счете звуков и воспроизведении заданного количества движений по образцу.
  • Продолжать формировать понятия о том, что предмет можно разделить на четыре равные части.
  • Развивать познавательный интерес детей
  • Развивать логическое мышление при нахождении геометрических тел по кодам с блоками Дьенеша, при решении проблемной ситуации и логических задач.
  • Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, речевое дыхание.
  • Развивать воображение, творчество.
  • Развивать навыки саморасслабления.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать любознательность.
  • Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Коммуникация, Музыка, Физическая культура, Художественное творчество.

Используемые методы, приемы и технологии.

  • Словесные (рассказ воспитателя, вопросы к детям, обсуждение, чтение стихотворения “Клоун”)
  • Наглядные (демонстрация слайдов, видеоматериала по теме, рассматривание “портретов” клоунов с разными эмоциями)
  • Практические (выкладывание с помощью пиктограмм эмоционального “портрета”, работа с карточками – “кодами”, упражнение “Пройди по лабиринту”, художественное творчество)
  • Игровые (показ фокуса, дидактическая игра “Разные настроения”, сюжетная физкультминутка “Клоуны”, игровая ситуация “Игрушки – артисты на арене цирка”, пальчиковая гимнастика “Сколько у меня игрушек”)
  • Интеграция видов деятельности
  • Компьютерная технология (ИКТ)
  • Сюрпризный момент
  • Художественное слово
  • Вопросы к детям
  • Опора на опыт детей
  • Решение проблемной ситуации
  • Музыкальное сопровождение

Воздушный шарик для фокуса, “цирковая арена”, украшенная гелиевыми шарами; игрушки: медведь, заяц с барабаном, кот; ширма, “портреты ” клоунов с разными эмоциональными состояниями; слайды о клоунах: Карандаш, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Олег Попов и Сергей Колганов; листы с лабиринтом, числовые карточки, карточки –коды для работы с блоками Двенеша, пиктограммы эмоций; видеофильм циркового представления (Цирк на Цветном бульваре г. Москва);

- Юлиус Фичис “Выход гладиаторов”;

- Подложка к конкурсам: 1/3 taBastr:ngue;

- Дунаевский. Марш “Советский цирк”;

- Инструментальная классическая музыка в ремиксе вып. №1; №3; №4.

- Материал для художественного творчества.

Беседа на тему “Я с родителями в цирке”, разучивание физкультминутки “Клоуны”, пальчиковой гимнастики “Сколько у меня игрушек”, беседа о цирковых профессиях. Работа над словарем: рубаха – парень, разудалый, “копна” волос, эквилибрист.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

- Дети, хотите увидеть фокус? (Ответы)

- Дети, как можно сказать о клоуне? Какой он? (Ответы)

- Молодцы, ребята! Сколько хороших слов сказали о клоуне.

- А теперь закройте глаза и медленно считайте от 1 до 10.

Показываю фокус с воздушным шариком

- Ребята, покажите как сдувается шарик.

- Ребята, а настоящего клоуна видели? (Ответы)

- А где видели? (В цирке)

- А могли бы вы назвать кого-нибудь из знаменитых клоунов? (Ответы)

Просмотр слайдов с портретами клоунов советского цирка: Олега Попова, Карандаша, Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.

Просмотр слайдов сопровождается рассказом воспитателя.

- Ребята, хочу познакомить вас с молодым клоуном, который в настоящее время работает в Цирке на Цветном бульваре города Москвы. Это Сергей Колганов. (Просмотр слайда)

- Ребята, а клоуна можно назвать по-другому. Цирковой комик. Это новое для вас слово. Комик – артист, смешащий публику. Это происходит с помощью шуток, комических ситуаций, дурашливости. Великий комик – Юрий Никулин.

- Дети, артисты каких профессий, кроме клоуна работают в цирке? (Ответы)

- Цирковые артисты – трудолюбивые люди. Они должны многое уметь делать. Их профессия почётна и важна, как и любая профессия.

- За что мы любим артистов цирка? (Ответы)

Предлагаю детям удобно расположиться на ковре.

Звучит музыка (разная по характеру)

- Дети, сейчас снова зазвучит музыка и вы, самостоятельно определив характер мелодии, выложите с помощью условных обозначений-пиктограмм то выражение лица, которое соответствует характеру музыкального произведения. (Дети проходят к столам и выполняют задание)

- Какую эмоцию вы изобразили? (Спрашиваю 2-3 детей) Почему? (Ответы)

- Дети, мы приглашены на цирковое представление. Для того, чтобы найти место расположения цирка пройдем по лабиринту. (Звучит музыка. Дети за столами выполняют задание)

- С заданием справились! Молодцы!

- Дети, мне известно, что свободных мест в цирке 9. Хватит ли их на вас и меня? Как проверить? (Ответы)

- Вспомним, как вести себя в общественных местах? (Ответы)

- Занимайте места согласно билета.

- Представление начинается (Звучит музыка) Встречайте медвежонка. Он известный жонглёр. Помогите ему выбрать предметы для жонглирования.

Упражнение с карточками-кодами.

Медвежонок хвалит детей за подбор атрибутов

- А теперь перед вами выступит зайчик с барабаном. Он известный математик.

Зайчик бьёт в барабан, дети, закрыв глаза, считают на слух.

- Сколько раз зайчик ударил в барабан? (Ответы)

- Сделайте столько же хлопков.

- А сейчас, сколько вы услышали ударов? (Ответы)

- Хлопните в ладоши столько же.

- Сколько раз вы прохлопали в ладоши и почему? (Ответы)

- Дрессированная собачка, когда стоит на двух задних лапках, весит 3 кг. Сколько она будет весить, если встанет на четыре лапы? (Ответы)

- Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)

- Молодцы, ребята! Давайте подарим аплодисменты нашим игрушкам-артистам.

- А сейчас антракт.

- Дети, во время антракта дрессировщик собачек попросил вас помочь ему. Как известно, во время циркового номера с животными, их нужно обязательно поощрять и угощать лакомством. У дрессировщика выступают 4 собачки, а у него в кармане всего лишь один кусочек сахара. Как же быть? Как помочь ему? Ведь каждая собачка должна получить сахар.

- Ребята, что можно сделать? (Рассуждения детей – решение проблемной ситуации)

- Ребята, я обязательно передам дрессировщику ваше решение этой ситуации. Он вам очень благодарен.

- А сейчас продолжение циркового представления (просмотр видеофильма 2 минуты)

- Артисты цирка прощаются с вами. А мы подарим им аплодисменты.

- Дети, свои впечатления вы можете отразить в фотовыставке. (Дети могут выполнить работы, используя восковые мелки или в технике пластилинографии, под музыкальное сопровождение).


Конспект занятия по теме цирк подходит для старшей или подготовительной группы детского сада. Для младших дошкольников он может послужить основой сценария внеклассного мероприятия. Занятие комбинированное, включает в себя и знакомство с литературой, изобразительную деятельность и, конечно, игры.

Длительность занятия – 35-40 минут.

Ход занятия

Вводная беседа
Ребята, скажите, а бывал ли кто-нибудь из вас в цирке? А по телевизору кто смотрел цирковые представления? Понравилось вам в цирке? Вам было в цирке весело? А страшно в цирке бывает?

(текс стихотворения и иллюстрации в приложении 1, в конце сценария).

После прослушивания спрашиваем детей, кто из артистов больше всех понравился? Выслушиваем ответы детей.

Затем предлагаем самим стать немножечко актерами. Показать то, о чем написано в стихотворении. Педагог читает стихотворение по частям, а дети движениями иллюстрирую его. Показывают, как зайцы бьют в тарелки, как дирижирует пингвин, стирает медведь, гладит черепаха и т.д.

Знакомство с цирковыми профессиями

Ребята, в цирке есть много разных профессия. Демонстрируем картинки с разными цирковыми профессиями, спрашиваем детей, знают ли они названия этих занятий. Какие-то ребятам, конечно известны (клоуны, фокусники). Какие-то названия нет. Обсуждаем, чем занимаются те или иные артисты.

А теперь, ребята мы с вами поиграем в дрессировщиков. Кто-то из вас станет дрессировщиком, а кто-то львом или медведем. А кто кем будет нам помогут узнать вот эти карточки.

Дети по наугад вытаскивают карточки, на которых нарисованы звери и дрессировщики.



В течение нескольких минут дрессировщик и звери готовят свое выступление. Здесь очень пригодится спортивный инвентарь — обручи, гимнастические палки, мячи. Можно использовать и музыкальные инструменты: бубны, маракасы, барабаны. Если еще и шляпы дрессировщиками выдать – просто красота будет! Педагог направляет, подсказывает, что могут делать на арене звери, как они должны двигаться.

Затем все группы по очереди выступают.

В конце все дрессировщики и звери устраивают парод-але, двигаясь по кругу и делая приветственные жесты. Здесь, если позволяют технические условия, хорошо включить бравурную музыку.


По окончанию работы рассматриваем вместе с детьми получившуюся композицию. Около панно можно провести и обобщающую беседу.

Итоговая часть занятия.

Вспоминаем, чему было посвящено наше занятие, какое стихотворение мы сегодня слушали? А кто его написал? Какие цирковые профессии вы узнаете на рисунках в нашем цирке?

Появление цирка

что такое цирк

Список использованной литературы:



1.1



1,2



1,3



1,4



1,5



1,6



1,7



1,8



1,9



1,10



1,11



2,1



2,2



2,3



2,4



2,5



2,6

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства – трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие возможности человека. Основными эстетическими категориями циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Про цирк (азбука) (Л. Яковлев)

Акробат прыгуч и ловок, Он скакал без остановок. На скаку почистил брюки, На скаку прочел журнал, На скаку он вымыл руки И на ужин поскакал!

Видел в цирке я картину: Лег один артист на спину И ногами без промашки Перебрасывает чашки. А когда собрал сервиз, Кинул ложечку на бис!

Вот забрался на батут Бегемот… Литавры бьют… Это страшная минута Для несчастного батута.

Есть одно лишь колесо. А на нем седло — и все! Не боится риска Велофигуристка!

Кидает гимнаста Гимнаст и глядит, Как гимнаст от гимнаста К гимнасту летит!

Конь во весь опор бежит, На коне лихой джигит, Пролезает под конем, Кувыркается на нем Весело, ловко… Ай да джигитовка!

У воспитанной собаки Нету времени для драки. Нужно ей решать примеры, Перепрыгивать барьеры, Приносить мячи в зубах, Танцевать на двух ногах, Застилать свою кровать И котов дрессировать.

На верблюжем горбу Усидеть нелегко, Но зато высоко И видать далеко!

Разбойники скачут Втроем на быке. Снегурочка крутится На турнике. Летит Дед Мороз На ракете… Нет ёлки Смешнее На свете!

Он бросает кольца вверх, Он устроил фейерверк: Пять, и шесть, и семь колец, И двенадцать наконец! Удивляются вокруг: — Как ему хватает рук?

В Москве ли, В Праге ли, В Мадриде ли Кто в цирке Самый главный? Зрители!

Чтобы кинуть вверх сынка, Папа дал ему пинка. Возвращается сынок: — Папа, дай еще разок!

Бедный йог на сабли лег! Угли съел несчастный йог! Не пугайтесь, дети, Это клоун Петя! Угли — из морковки, Сабли — из веревки, Смотрит из корзины Кобра из резины!

По канату он катался, Сделать сальто попытался, Еле-еле не упал… Нервы людям истрепал!

Их прыжки легки и метки. Львиный рык похож на гром. Даже в цирке, даже в клетке Остается лев царем.

Если дрожь в руках, не трожь, Этот острый длинный нож — Ты уйми сначала дрожь, А потом его метнешь!

Один играет на пиле, Другой играет на метле, Играет третий на дровах, И все стоят на головах!

Лошадка шелкогривая Танцует на площадке. Наездница красивая Танцует на лошадке.

Обручей на ней не счесть: Десять, двадцать, двадцать шесть, Двадцать девять, тридцать три… Где артистка? Там, внутри… Ах, она играет в прятки? Все равно мы видим пятки!

Может этот паренёк Завязаться, как шнурок. Лишь одно меня тревожит — Вдруг распутаться не сможет?

Нету льда — Не беда. Синяки — Пустяки. Лихо чертят ролики Крестики и нолики!

Почему такой силач, Как малыш, играет в мяч? Лишь такому силачу Этот мячик по плечу: Серебристый, новый, Стокилограммовый!

На арене, на тростях Крутятся тарелки… Ах. Глубоки тарелки, Да осколки мелки!

Почему слониха Не летает лихо? Просто нет трапеции Для ее комплекции.

Укротитель топ ногой! Лева фыркнул — ишь, какой… Укротитель шлеп бичом! Леве это нипочем… Укротитель хлоп хлыстом! Лева помахал хвостом… Укротитель дал пирог… Лева сделал кувырок.

Фокусница превратила Человека в крокодила. В удивленье замер зал. Встал Сережа и сказал: — Тетя, сделайте обратно, Человеку неприятно!

Он всех больше, он всех выше, На ходулях смело вышел, С подкидной доски взлетел, Приземлился… заревел! Но зачем ему реветь? Потому что он медведь.

Если хочешь похандрить, Лучше в цирк не приходить. Ненавидит цирк хандру. Цирк хандре не по нутру.

Чем чаще кошка Ест уху, Тем жить спокойней Петуху!

Когда он закрывает рот, Живот его поет. Когда он открывает рот, Молчит его живот. Обидно, что при этом Он не поет дуэтом!

Что такое шапито? Это будто решето! Из него сыпятся Пудели и мячики, Пляшущие девочки, Скачущие мальчики, Рыжий клоун корчится, Вертится и дразнится, Ну а нам хохочется, Нам все это нравится! Продолжай, шапито! Не уйдет домой никто!

Рыжий Белого поймал, Будто бабочку, в сачок. Белый Рыжего поймал, Будто рыбку, на крючок. Рыжий — БАХ! И Белый — БАХ! Шишки выросли на лбах!

Укротитель строг, и все же Он в душе большой добряк. Вот и в азбуке похожи Твердый знак на мягкий знак.

Три катушки Друг на дружке. Он забрался На катушки И ничуть Не раздражается, Что катушки Разъезжаются!

По канату он шагал, А на лбу держал кинжал, На кинжале вазу нес, А на ней лежал поднос, А на нем стакан компота… Ювелирная работа!

Что за хохот? Что за крик? Клоун показал язык. Очень редко языки Так бывают велики!

Волшебная шляпа (Н. Рубцова)

На арене представленье Расчудесное идёт. Вышел фокусник на сцену И из шляпы достает:

Тридцать пять цветных платков, Связанных узлами, Десять кроликов смешных С длинными ушами, Восемь белых голубей И бананов связку, Полный семечек стакан, Школьную указку, Шайбу, клюшку и коньки, Баночку варенья, Полосатые носки, Сладкое печенье, Лыжи, санки, барабан, Плюшевого мишку, Сковородку, фен, утюг И большую книжку.

И, наверное, никто Удивлён не будет, Если вдруг шляпы он Мамонта добудет!

Дрессировщики

Невозможно представить цирковое искусство без животных и дрессировщиков. Сегодня во всем мире началась волна протеста против этого вида искусства, так как считается, что дрессировщики мучают животных. Но это не так. На самом деле это искусство заключается в умении установления контакта с животным, это психология, бесстрашие, риск. Настоящий профессионал никогда не будет истязать своих подопечных. Поэтому дрессура и относится к жанрам циркового искусства. Традиционно на арене выступают собаки, лошади, крупные хищники, слоны, птицы, морские животные. Самыми знаменитыми дрессировщиками можно назвать династии Дуровых, Запашных, Багдасаровых, а также М. Назарову и И. Бугримову.

О клоунах

По наблюдениям родителей именно к клоунам дети привыкают сложнее и дольше всего. В раннем возрасте ребенка может напугать этот шумный и эгоцентричный человек. Малыш может не принять яркого несуразного костюма клоуна, и тем более его грим или маску. До похода в цирк покажите карапузу клоуна сначала на картинке, затем попробуйте издалека подойти к нему на улице. Сейчас много городских праздников проводят с участием клоунов. Купите игрушку клоуна, расскажите ребенку, что клоуны — это самые веселые друзья. С ними можно баловаться и озорничать, кричать и даже делать то, что обычно родители запрещают. Клоуны — это те же дети, только большие. Если есть возможность, пригласите клоуна на день рождения, только заранее объясните артисту, что некоторые дети впервые увидят его. Попросите клоуна гримироваться и перевоплощаться прямо на глазах у малышей. Тогда им будет легче принять его. Покажите, как вас смешат клоунады шутки и фокусы, чтобы ребенок понимал — все, что делает клоун, он делает для того, чтобы всем было весело. Папа и мама могут (купив детский антиаллергенный грим для лица) вместе с малышом придумать собственные клоунские маски.

Цирковые профессии

цирковые артисты

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена – сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена – это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес – все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

цирковое представление

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны – это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, М. Марсо, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.


Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.

Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.

Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.

Кто работает в цирке: список профессий

Утверждать, что профессии в цирке являются сценическими, можно лишь условно, потому что, как таковой фронтальной сцены в цирке нет, а есть манеж, позволяющий осуществлять круговой обзор постановок артистов – представителей циркового искусства различных жанров.

Что касается жанров, которые исповедуют, либо которыми в совершенстве владеют артисты, представляющие те или иные цирковые профессии, то это ни, что иное, как исторически сложившиеся постановочные номера. Они являются близкими между собой, как технически, так и эстетически. А также они, как правило, обладают общими признаками артистичности, эффектности и функциональности.

При этом название профессий представителей того или иного жанра соответствует тем или направлениям артистического, а в некоторых жанрах – и спортивного искусства. А именно, это такие направления, как:

  • атлетика;
  • акробатика;
  • гимнастика. Это что касается спортивного мастерства;
  • а также дрессировка животных;
  • искусство танцев;
  • жонглирование различными предметами;
  • клоунада;
  • конно-верховая езда;
  • мастерство иллюзий;
  • эквилибристика.

И это еще, не считая специализацию тех жанров, которые практически невозможно однозначно определить, или отнести к тому или иному жанру, начиная с мнемотехники и, заканчивая сверх метким метанием, либо стрельбой.

Кем можно работать в цирке

Как уже отмечалось ранее, в цирке можно работать не только артистом и выступать с номерами, но и в других профессиях: костюмер, художник по костюмам, постановщик цирковых номеров, режиссер.

Но есть одна профессия, которая вызывает особенный интерес, хотя при этом не требует специальной физической подготовки или особых навыков, – это инспектор манежа. Он выходит перед номером и общается со зрителями. Необходимые качества для этой профессии – природное обаяние и владение ораторским искусством. И пусть может показаться, что профессия очень простая, но крайне сложно не дать заскучать зрителю в то время пока ведется подготовка к следующему номеру.








Описание профессии

Артист цирка является представителем особого вида искусства — цирк, одним из основных выразительных средств которого является трюк.

Трюк в переводе с французского — ловкая проделка, ловкий прием, ухищрение. Артист цирка в жанрах партерной акробатики, гимнастики, в конном цирке исполняет сальто, стойки, прыжки, кабриоли, пассажи и т.п. в различных комбинациях.

Если же это иллюзионист, то он показывает исчезновения и таинственные появления предметов, людей и животных.

Клоуну же присуща демонстрация комических трюков, которые основываются на неожиданном или контрастном действии, вызывающем смех. Комические трюки клоуна нередко основываются на использовании специального реквизита с особой зарядкой: клоунские слезы, фонтанирующая бутылка шампанского и др.

В отличие от театра и эстрады, где существует лишь фронтальный обзор, цирк открывает возможность кругового обзора, а кроме того, дает возможность видеть артиста и в воздушной сфере.

Чтобы познать природу и особенности трудовой деятельности циркового артиста, нужно, прежде всего, знать цирковые жанры и их разновидности.

Цирковой жанр (франц. genre — род, вид), исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак. Так, например, в жанре эквилибристики таким признаком является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела, в жонглировании — это умение артиста в заданном ритме подбрасывать и ловить одинаковые или разнородные предметы.

Корни многих цирковых жанров, а вместе с этим, специальностей артиста цирка, уходят к древним народным играм, культовым обрядам, трудовым навыкам ремесленников и крестьян. Предшественниками гимнастов на ремнях считают шорников, проверяющих крепость изготовленных подпруг исполнением на них различных гимнастических упражнений. (можно продолжить)

В каждом из жанров есть разновидности. В эквилибристике, например, более 10 жанровых разновидностей, в гимнастике — около 20, а в акробатике — свыше 30.

Типичным примером жанрового синтеза может служить творчество А. и В.Кисс, органично объединивших в своих трюках жонглирование, антипод и акробатику.

Профессия артиста цирка имеет глубокие корни — Египет, Греция, Рим, Древняя Русь (скоморох мог делать все, потом пошла дифференциация жанров).

Цирковое искусство синтетично. Для создания художественного образа артисту цирка помогают хореографы, композиторы, художники.



– высокая опасность получения серьезных травм, профессия требует огромного как физического, так и психологического напряжения. При травмах, не позволяющих возвратиться в строй, очень велика вероятность глубочайшей депрессии, даже если друзья и многочисленные коллеги остаются рядом;

– зарплата артиста цирка достаточно нестабильная;

– необходимость поддержания себя в отличной физической форме;

– необходимость постоянного поиска чего-то нового для себя;

– приходится буквально жить на работе, причем дети цирковых артистов, как правило, оказываются вынужденными все время разъезжать со своими родителями по всевозможным городам и весям. Они обучаются все время в разных школах, очень часто полностью меняют обстановку и все окружение, им приходится проживать на съемных квартирах и в гостиницах. Подобная рабочая специфика создает трудности для планирования своей семейной жизни и будущей карьеры, для устройства комфортных бытовых условий;

– в связи с вышесказанным потеря работы артистом цирка переживается значительно более остро, чем представителем любой другой творческой или не творческой профессии.

Труд артистов цирка – это всегда огромная тайна для их зрителей. Тяжесть этого труда зрителям незаметна, поскольку настоящие профессионалы и фанаты циркового дела всегда трудятся весело, непринужденно, с легкостью и улыбкой.

Познакомиться с профессией поближе можно на данном видео:

Чем занимаются работники цирковых профессий?

Если взять, приведенный ранее список профессий представителей жанров циркового искусства, и начать выяснять, какие профессии являются традиционно цирковыми либо, чем занимается тот или сотрудник либо работник цирка, то:

  • атлет выполняет физические упражнения с различными тяжестями или массивными предметами;
  • акробат делает сальто, различные стойки, как самостоятельно, так и с группой коллег. При этом существует не менее 30 акробатических жанров;
  • гимнасты также выполняют различные физические упражнения на ловкость владения телом и на силу. Существует не менее 20 гимнастических жанров;
  • иллюзионист показывает таинственное, как исчезновение, так и появление, людей, а также предметов и животных;
  • клоун вселит публику комическими сценками, а также трюками и смешными пассажами;
  • жонглер обладает умением в определенном ритме и в определенной последовательности, ловко подбрасывать, а также ловить те или иные предметы;
  • танцевальная труппа занимает внимание зрителей в паузах между цирковыми номерами;
  • эквилибрист обладает мастерством сохранения равновесия. Знатоки говорят, что существует не менее 10 жанров эквилибристики.

Профессии в цирке – это, во-первых, концентрирование достижений не одного поколения артистов, во-вторых, это, как правило, ресурс семейных цирковых традиций. И, в-третьих, это поиск идей, реализация технических, а также творческих инноваций, в виде новых номеров и трюков. В чем, собственно, и заключается непрерывное развитие циркового искусства.

Что касается того, являются ли цирковые профессии для детей привлекательными? То, этот вопрос, скорее всего, риторический или, иначе говоря, не требующий доказательной аргументации.

Акробаты и гимнасты

За выступлением акробатов и гимнастов с удовольствием наблюдают и дети, и взрослые. Неудивительно, ведь головокружительные акробатические трюки впечатлят любого зрителя. Причем профессиональные артисты, которые не только демонстрируют классические программы, но и ищут оригинальные идеи для своих шоу. Как вам идея, когда гимнаст на воздушных полотнах спускает сверху подарок для именинника или свадебный торт?

Вариантов акробатических и гимнастических номеров много. Например, артисты Fiero Show сочетают в своих номерах акробатические трюки и экстрим, щедро добавляя химические спецэффекты и эстетическое выполнение элементов. Когда на сцене два участника этого шоу, равнодушных вокруг не остается – ни женщин, ни мужчин.

Акробатический дуэт ICE удивляет публику не меньше. Профессионализм и возможности, которые демонстрируют участницы, сложные акробатические элементы, красота и грация, яркие костюме и подходящая музыка – в дуэте ICE органически сочетается все это.


Где уместно:

  • Корпоративные мероприятия;
  • Детские массовые мероприятия;
  • Презентации и промо-акции;
  • Частные события;
  • Праздники городского масштаба;
  • Спортивные праздники.

Образование (Что надо знать?)

Цирковое искусство живет традициями.

Уникальное явление — знаменитые цирковые династии. Любая, даже самая суперсовременная программа основана на достижениях многих поколений людей.

Но цирк — это не только традиции. Артист цирка пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых сюжетов и трюков. Он не может остановиться на достигнутом, ведь зрителей нужно постоянно удивлять, восхищать и покорять.

Словом, развитие не только физическое, но и в первую очередь творческое — одна из основных задач артиста цирка.

Приобретаемые навыки

Главной целью циркового искусства выступает представление зрителю человека, во всем его могуществе, совершенстве, умении преодолевать испытания. Страсть к цирку основывается на тяге к мечте, чуду, стремлении уйти за рамки обыденной, повседневной жизни. Цирковые артисты демонстрируют зрителю ловкость, силу, смелость, а сама организация цирковой программы рассчитана на зрителей всех возрастов, умелое чередование разноплановых номеров.

Как организация представления, так и демонстрация трюков требует от будущих артистов высокого уровня сформрованности отдельных профессиональных компетенций:

Гимнастка участвует в сценической постановке


Умения выполнять трюка, номера на отечественной сцене, на гастролях.

Место работы и карьера

Артисты цирка — народ кочевой, все время они проводят в бесконечных разъездах. Такова традиция циркового искусства, берущая начало от цирков шапито.

Репетиция в цирке. Архив

К профессии циркового артиста готовятся с раннего детства. Многие цирковые специальности требуют особой подготовки: невозможно пойти после школы "в гимнасты", никогда прежде не занимавшись спортом. В цирке все как в спорте: упустив момент, можно навсегда распрощаться с мечтой. Читайте о цирковой жизни и о известных цирковых династиях.

Для того, чтобы стать артистом цирка, человек должен обладать огромной работоспособностью, ведь жизнь артиста — это ежедневные тренировки из года в год. Циркач должен быть настоящим фанатом своего дела, без искренней любви к этой профессии в цирке делать нечего.

Обычно к профессии циркового артиста готовятся с раннего детства. Многие цирковые специальности требуют особой подготовки: невозможно пойти после школы "в гимнасты", никогда прежде не занимавшись спортом. В цирке все как в спорте: упустив момент, можно навсегда распрощаться с мечтой. Чем раньше будущий артист начнет тренироваться, развивать ловкость и выносливость, тем больших успехов он потом добьется.

Впрочем, в цирке можно выступать в самых разнообразных жанрах: на выбор — акробатика, атлетика, гимнастика, дрессировка, клоунада, эквилибристика, жонглирование и др. Поэтому попасть на арену — при желании — можно и в зрелом возрасте, но все же, как считают братья Запашные, цирк — это в большей степени искусство молодых.

Кроме того, для циркача очень важны здоровье и конституция: склонность к полноте — повод для "дисквалификации". Также для будущего циркового артиста необходимы пластика, гибкость, музыкальный слух и способность к импровизации.

Однако в цирке есть примеры того, когда артист выходил на арену не благодаря, а скорее вопреки физическим возможностям. Как, например, Лев Осинский, который стал акробатом незадолго до Великой Отечественной войны.

Ему посчастливилось попасть в цирковой номер "Лесная идиллия" к известному режиссеру-педагогу Владимиру Волжанскому. Война оборвала карьеру Осинского — с фронта он вернулся без руки. Но любовь к цирку и упрямство сделали свое дело: в 1950 году он снова вышел на манеж в номере-соло "Эквилибр на одной руке", с которым стал лауреатом Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве.

Номер исполнялся на небольшой вращающейся площадке высотой 1,8 метра и на выдвигающемся стержне высотой 2,5 метра. Зрители и не подозревали, что у артиста нет левой руки. Когда об этом узнали западные журналисты, они были очень удивлены: "Мистер Осинский, что вы делаете? Вам надо выступать без рубашки, чтобы зрители видели, что вы без одной руки. Это такая реклама!" Осинский отказался: он считал, что зритель должен оценивать только работу артиста на арене.

Кстати, именно биография Осинского легла в основу повести Александра Аронова "Пассажир без билета" и снятого по ее мотивам фильма "Эквилибрист".

Уникальна и история воздушного гимнаста Валентина Дикуля, который после перелома позвоночника сделал то, что казалось невозможным, — стал силовым жонглером. Человек, которому пришлось заново учиться ходить, придумал множество уникальных трюков: удерживание двухтонной машины, жонглирование гирями в 80 кг, ловля на основание шеи 45-килограммовых шаров. И сейчас система тренировок, разработанная Дикулем, дает возможность и другим людям повторить его подвиг.

Цирк да и только

Очень часто цирковыми артистами становятся дети циркачей, которые с ранних лет буквально живут на манеже, проникаясь духом цирка, и которые с детства привыкают к большим нагрузкам, постоянным тренировкам, гастролям и кочевой жизни циркача.

Практически в каждом цирковом жанре есть свои династии, которые завоевали всемирную славу. Например, Дуровы — одна из самых известных в России династий дрессировщиков. Эта семья прославилась еще в XVIII веке благодаря кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая послужила прообразом Шурочки из "Гусарской баллады".

Основателями династии считаются братья Анатолий (1865-1916) и Владимир (1863-1934) Дуровы. Анатолий больше увлекался клоунадой: животные играли вспомогательную роль в его выступлениях. А Владимир сосредоточился именно на дрессировке.

В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве на улице Божедомка, в которой устроил зоологический музей и зоопсихологическую лабораторию. В 1912-м он открыл здесь театр "Крошка", предшественника знаменитого "Уголка Дурова". В Театре зверей дедушки Дурова по-прежнему проходят представления с участием животных.

Знаменитая цирковая династия Запашных занимается дрессировкой, укрощением, акробатикой, гимнастикой. Она была основана в XIX веке клоуном Карлом Томсоном, который выступал под псевдонимом Мильтон. Дочь Томсона Лидия продолжила дело отца: уже в 15 лет она стала цирковой наездницей. Новую фамилию династии дал муж Лидии, Михаил Запашный, работавший в жанре силовой акробатики.

Михаил Запашный не хотел, чтобы его дети стали артистами цирка, поэтому он никогда не брал их на выступления. Но Вальтер, Мстислав и Игорь Запашные все равно стали выступать на манеже. Они работали в разных жанрах — акробатике, клоунаде, джигитовке, дрессировке и укрощении хищников. Вальтер и Мстислав сосредоточились на дрессуре, которую считали высоким цирковым искусством.

Сыновья Вальтера Запашного Эдгард и Аскольд стали дрессировщиками тигров. Они также работают и с другими животными — обезьянами, лошадьми. Династию продолжил также сын Мстислава Запашного — тоже Мстислав.

Кио — самая знаменитая в России династия иллюзионистов. Ее основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Собственная фамилия казалась ему неподходящей для цирка, поэтому он взял псевдоним Кио. Он отказался от восточной атрибутики и ореола таинственности, который раньше окутывал профессия иллюзиониста, и неизменно выступает в элегантном фраке.

В 1960 году Эмиль Теодорович Кио в Англии был признан лучшим фокусником мира. В 1961 году он получил золотую медаль Международной артистической ложи.

Продолжателями династии стали сыновья великого артиста — Эмиль и Игорь. Игорь Кио, второй муж дочери генсека Галины Брежневой, получил Международную премию "Оскар" как лучший артист.

Читайте также: