Кто относится к руководящим работникам в образовательном учреждении

Обновлено: 14.05.2024

Данным документом вводится единый подход к наименованию должностей педагогических работников для всех образовательных организаций, утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Работа с документом. Руководителям образовательных организаций следует привести номенклатуру и наименования должностей организации в соответствие с настоящим Постановлением. Изменения оформляются приказом с записью в трудовую книжку работника.

Для общеобразовательных организаций следует воспользоваться номенклатурой и наименованием должностей из раздела I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

п.2. Должности иных педагогических работников:

  • Воспитатель
  • Инструктор-методист
  • Инструктор по труду
  • Инструктор по физической культуре
  • Концертмейстер
  • Логопед
  • Мастер производственного обучения
  • Методист
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог-библиотекарь
  • Педагог-организатор
  • Педагог-психолог
  • Преподаватель
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
  • Руководитель физического воспитания
  • Социальный педагог
  • Старший вожатый
  • Старший воспитатель
  • Старший инструктор-методист
  • Старший методист
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Старший тренер-преподаватель
  • Тренер-преподаватель
  • Тьютор
  • Учитель
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед

Номенклатура и наименования должностей руководителей образовательных организаций:

1. Должности руководителей:

  • Ректор
  • Директор
  • Заведующий
  • Начальник
  • Президент

2.Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей:

  • Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
  • Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
  • Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
  • Первый проректор
  • Проректор
  • Помощник ректора
  • Помощник проректора
  • Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
  • Советник при ректорате
  • Старший мастер
  • Ученый секретарь совета образовательной организации
  • Ученый секретарь совета факультета (института)

В обзоре документа сказано, что за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

54 thoughts on “ Утверждена номенклатура должностей педработников ”

Подскажите, пожалуйста, является ли заведующая школьной библиотекой руководителем структурного подразделения?

является ли должность инструктора орготдела(старшего инструктора орготдела) в Минспорте педагогической(для подсчета педстажа)?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли человек работать музыкальным руководителем в детском саду не имея муз. образования? Есть только пед образование, квалификация- воспитатель, опыта работы с детьми нет, стажа работы по специальности нет.Спасибо!

На наш взгляд злоупотребление долж. полномочиями зав. филиалом однозначно и покровительство нач.управления образования. Будем бороться.Составили обращение в прокуратуру, уточните, пожалуйста, что обозначают слова. цитирую: возможно и лицензионных требований.

Спасибо Вам большое! У нас уже идет разбирательство, написано заявление на имя нач. управления образования за подписями всех родителей группы. И, конечно, воспользоваться надо Вашим советом. Но с юристом проблема, живем в деревне.

Здравствуйте. Прошу Вас помочь мне в следующем вопросе. Детский дом перепрофилируют из образовательного в социальное учреждение и хотят переименовать должность педагога-психолога в психолога.Считаю это неправильным.Мы теряем стаж педагогический дни отпуска. так как даже в центрах работают педагоги-психологи. Помогите. разьясните

Здравствуйте! Подскажите продолжительность рабочего времени в неделю у младшего воспитателя коррекционной группы. Спасибо.

Добрый день, Светлана! Для официального ответа советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

Добрый день! Работала более 10 лет учителем-логопедом в ДОУ. Защитилась на высшую категорию по этой специальности. Переведена учителем дефектологом. Зарплату стали платить по низшей ставке. Это правомерно. Есть диплом деффака с квалификацией сурдопедагога.

Добрый день, Анна! Согласно номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. №678 раздел II подраздел 2.Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) и руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения — это разные должности.

Добрй день!Подскажите пожалуйста ДОЛЖНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ какой имеет отпуск если организация (школа и детский сад объеденены вместе и в целом это общеобразовательное учреждение)? 42 или 56 кд?

Добрый день, Ольга! В соответствии с Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 раздел III п.5 воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста, имеют отпуск продолжительностью 42 дня, а 56 дней — если они работают в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении.

Добрый день Правильно ли я поняла, что работая, руководителем структурного подразделения , детского сада мой отпуск составляет 42 дня?

Добрый день, Татьяна! Согласно п.3 части 1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466, руководителям структурных подразделений при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением руководителей структурных подразделений, работающих в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, установлен отпуск продолжительностью 42 дня.

Здравствуйте. Сколько дней положен отпуск преподавателю ДМШ, осуществляющему преподавание по дополнительным, общеразвивающим программам, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07. 04. 2017г. № 419. (42 или 56 к/д.)

Добрый день, Татьяна! Для официального ответа советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

Здравствуйте!С 01.12.1999г по 01.01.2015 года я работала в должности зам. директора по УВР в Доме детского творчества и по совмещению здесь же педагогом дол.образования на 0.5 ставки (9 часов) в этот же период. В данное время работаю воспитателем в ДОУ и работодатель при установлении надбавки к должностному окладу за стаж педагогической деятельности не засчитал указанный выше период в педагогический стаж. Правомерно ли такое решение и какими нормативными документами необходимо в данном случае руководствоваться?

Добрый день, Татьяна! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования. Основными нормативными документами являются письмо Минобрнауки РФ № АФ–97 от 26.10.2004 и постановление Минтруда России от 24.06.1994 № 50.

Добрый день, Надежда! Для официального ответа советуем, например, обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Здравствуйте! Разъясните , у нас в образовательной организации (организация не государственная, но аккредитованная и есть лицензия) должность руководителя звучит как научный руководитель-директор, это не соответствует 2 разделу Номенклатуры. При регистрации устава в 2016, Минюст пропустил данную должность. Должны ли мы теперь вносить изменения в устав и учредительные документы? И если есть ли возможность оставить данное наименование должности директора (научный руководитель-директор), на что ссылаться для проверяющих органов?

Добрый день, Анастасия! См. ответ посетителю Alla.

Здравствуйте! Разъясните , у нас в образовательной организации (организация не государственная, но аккредитованная и есть лицензия) должность руководителя звучит как научный руководитель-директор, это не соответствует 2 разделу Номенклатуры. При регистрации устава в 2016, Минюст пропустил данную должность. Должны ли мы теперь вносить изменения в устав и учредительные документы? И если есть ли возможность оставить данное наименование должности директора (научный руководитель-директор), на что ссылаться для проверяющих органов?

Добрый день, Алла! Действительно в ч.1 раздела II Номенклатуры должностей такая должность отсутствует. С другой стороны, согласно ст.28 ФЗ об образовании, к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания. А согласно ст. 51, особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
На наш взгляд, такое наименование должности может привести к проблемам в случаях когда наименование должности имеет значение. Для официального ответа советуем обратиться к юристам либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Спасибо большое за ответ!

В структуру академии, реализующей программу высшего образования, входит институт, который является её структурным подразделением, без образования юридического лица. Возглавляет институт директор. ВОПРОС: относится ли директор института (структурного подразделения академии) к профессорско-преподавательскому составу академии или правильнее его относить к руководителю (директору, заведующему, начальнику, управляющему) структурного подразделения? Данный вопрос обусловлен основаниями к заключению срочного трудового договора..

Добрый день, Александр! Для официального ответа советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

Какой продолжительности должен быть отпуск у педагога-психолога ДОУ , если в ДОУ есть логопедическая группа и он работает с этими детьми. У учителя логопеда в этом ДОУ отпуск 56 дней , а у педагога-психолога 42 дня. Правомочно ли это.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, периоды работы в должности старшего воспитателя входят в льготный педстаж для досрочного выхода на пенсию? Условия соблюдены: 25 лет стаж, полный рабочий день, индивидуальный пенсионный коэффициент — 42, учреждение в списке есть, профессия тоже. Но ПФР отказал, ссылаясь на ЕКС — должность старшего воспитателя в штатном расписании выведена отдельно и он непосредственно с детьми не работает… Прав ли ПФР? Если подать иск в суд, то на какие нормативные акты мне опереться? Примет ли суд решение в мою пользу?

Добрый день, Ланг Валентина Александровна! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, относится ли библиотекарь в МОУ к педагогическим работникам для получения льготы по компенсации коммунальных услуг для работников сельской местности?

Добрый день, Елена! Для этого должна быть введена должность педагог — библиотекарь.

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

Свежие комментарии

  • eduinspector к записи Абитуриент- 2021: поступление на целевое обучение по новым правилам
  • Павел к записи Абитуриент- 2021: поступление на целевое обучение по новым правилам
  • Инна к записи Вправе ли родители требовать замены учителя, классного руководителя?
  • eduinspector к записи Вправе ли родители требовать замены учителя, классного руководителя?
  • Анастасия к записи Защищаем права ребенка в школе

Свежие записи

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге

Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.


Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.


Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.


Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.


Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).


Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

В рамках круглого стола обсуждались правила использования ЕКСД и ЕТКС при определении наименований должностей служащих (далее — должности) и профессий рабочих (далее — профессии), порядок кодирования должностей и профессий и т.п.

Выступила и ответила на вопросы участников Ирина Николаевна Новикова, консультант управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты. Приводим ответы на наиболее популярные вопросы.

1. О наименованиях профессий

Недопустимо. Дополнительные сведения можно использовать только при формировании наименования должности (Общих положений ЕКСД).

Для профессий действует обязательное правило: они устанавливаются в строгом соответствии с ЕТКС (ч. 1 п. 27 Общих положений ЕТКС). Использование в них каких-то дополнений не предусмотрено. Если в организации трудится большое количество водителей автомобилей, то для удобства в штатное расписание можно внести дополнительную информацию. Напомним, что штатное расписание — это ЛПА, содержание которого наниматель определяет самостоятельно. Поэтому допустимо в нем уточнить, за каким транспортным средством закреплен тот или иной водитель. К примеру, в отдельной графе или через запятую после наименования профессии. Отметим, что такое указание транспортного средства не образует наименования профессии.

Как правильно использовать наименование профессии, которое в выпуске ЕТКС указано со скобками?

Организации требуется работник для уборки только офисных помещений и одного санузла. Можно ли принять на работу уборщика помещений 2-го разряда для выполнения такой работы?

Да, принять на работу необходимо именно работника с 2-м разрядом. Напомним, что с 01.02.2021 для уборщика помещений установлена тарификация по 1-му и 2-му разряду (постановление N 83). 1-й разряд применяется при выполнении работ по уборке помещений (за исключением производственных), коридоров, лестничных клеток, гардеробных и других мест общего пользования (за исключением санузлов). 2-й разряд — при уборке производственных помещений, в том числе отходов производства, санузлов и общественных туалетов (параграф 387 выпуска 1 ЕТКС). Если работник будет выполнять хотя бы один вид работы, отнесенный к более высокому разряду, то ему следует установить более высокий разряд. Несмотря на то что в рассматриваемой ситуации работник будет убирать не производственные, а служебные (офисные) помещения, из-за наличия в трудовой функции уборки санузла данная работа должна тарифицироваться по 2-му разряду.

Нельзя. Установление двойных наименований профессий не допускается. Это возможно только при установлении наименований должностей (абз. 3 ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД). Отметим, что некоторые наименования профессий могут иметь вид двойных наименований, но только когда такое наименование установлено через дефис в самой тарифно-квалификационной характеристике профессии, содержащейся в выпуске ЕТКС. Например, слесарь-сантехник, водитель-испытатель и т.п.

2. О наименованиях должностей

При определении служащему трудовой функции по двум или нескольким должностям наименование его должности может быть установлено (ч. 8 п. 4 Общих положений ЕКСД):

по одной из должностей с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ;

как двойное наименование должности. Указанная должность имеет код должности по первому ее наименованию.

Во всех случаях должности присваивается ее базовое наименование, для которого ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости — полное наименование должности.

В отделе закупок работает несколько менеджеров по закупкам. Допустимо ли это?

Да, допустимо. Менеджер относится к категории руководителей. Несмотря на то что менеджер является должностью руководителя, он может не иметь в подчинении иных работников (ч. 6 п. 6 Общих положений ЕКСД).

Может ли в одном структурном подразделении быть несколько ведущих специалистов?

— должность, к которой она применяется, должна категорироваться. Например, юрисконсульт, экономист;

— работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, будет руководить подчиненными ему работниками либо самостоятельным участком (направлением) работы.

Таким образом, в одном структурном подразделении может быть несколько ведущих специалистов, которые осуществляют руководство по определенным направлениям деятельности.

Руководитель образовательной организации — это физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом и осуществляющее руководство всей деятельностью такой организации путем реализации поставленных задач в целях ее развития, на которое учредителем возложены функции по контролю и управлению такой организацией.

  • ректор (в основном, для образовательных организаций высшего образования),
  • директор,
  • заведующий,
  • начальник (только для образовательных организаций, реализующих программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка),
  • президент (только для образовательных организаций высшего образования).

Теперь, в зависимости от типа учебного заведения с учетом требований Номенклатуры должностей, всегда можно успешно решить вопрос о правильном наименовании должности руководителя образовательной организации.

  • имеющее высшее образование;
  • соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах по соответствующей должности;
  • прошедшее обязательную аттестацию (для государственной или муниципальной образовательной организации). Порядок и сроки проведения такой аттестации устанавливаются учредителями таких организаций.

Раскрывая вышеуказанные пункты, необходимо иметь в виду:

1. ЕКС (Единые квалификационные справочники):

  • иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стажа научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Между тем, указанные Квалификационные справочники содержат оговорку о том, что если лица не соответствуют каким-либо установленным квалификации требованиям, но в достаточной мере обладают практическим опытом и компетентностью, а также выполняют возложенные на них должностные обязанности качественно и в полной мере, то по рекомендации аттестационной комиссии такие лица могут быть назначены на соответствующие должности наравне с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы.

2. ПФ (профессиональные стандарты):

2.1. Приказ Минтруда России № 250н от 19.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта « Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией" (вступает в силу с 01.03.2022 г.) где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать одному из требований:

  • иметь не менее 5 лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях.

2.2. Приказ Минтруда России № 116н от 10.03.2021 «Об утверждении профессионального стандарта « Руководитель образовательной организации высшего образования" , где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование – специалитет, магистратура.
  • иметь стаж работы:

- не менее 5 лет на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования, или

- не менее 10 лет суммарного стажа работы на руководящих должностях и не менее 5 лет стажа научной или научно-педагогической деятельности.

Между тем, при применении ЕКС и ПФ, в ряде случае, может возникнуть вопрос, что же из них приоритетнее и какой НПА надлежит применять? На этот вопрос нам поможет ответить Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016, содержащее ответы на типовые вопросы по применению проф. стандартов, а именно: «В случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель сам вправе определять какой НПА он использует, за исключением, предусмотренных ФЗ и иными НПА РФ (вопрос 5).

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 61 Закона об образовании, а также ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, к занятию должности руководителя образовательной организации не могут быть допущены следующие лица:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью (должно быть подтверждено вступившим в законную силу приговором суда);

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) признанные недееспособными в установленном порядке;

К числу таких заболеваний, например, относятся: туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ, психические расстройства, дифтерия, малярия, холера, чума, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и другие.

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

Читайте также: