Кто написал работу методические проблемы формирования коллектива

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. В статье описаны проблемы и причины не сформированности коллектива.

Даже чтобы бороться за права личности,

необходимо создать коллектив.

Проблемы формирования классного коллектива.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязует выполнять ряд требований к социально - личностному развитию обучающихся. К требованиям относятся: осознание и понимание ценности жизни, семьи, гражданского общества, человечества; активное и заинтересованное познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; знания на практике; социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Всё это возможно развить у детей только через коллектив.

Проблемами коллектива занимались многие отечественные психологи и педагоги. Были разработаны концепции воспитания в нем. Макаренко А.С. видел коллектив, как органическую часть общества. Функция его заключается в том, что представители выступают в качестве активных субъектов общественно значимой деятельности и взаимоотношений. Сухомлинский В.А., Конникова Т.Е., Новикова Л.И., Мудрик А.В. поддержали идею Макаренко А.С.

В этом возрасте дети более внушаемы и зависимы от взрослых, более податливы воспитательным влияниям. У младших школьников легче сформировать уважение, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Классный руководитель в начальной школе - это не только учитель, но и воспитатель, который сопровождает ребенка во всех сферах жизни, помогает адаптироваться в школе. В классе педагог создает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок представляет себя со стороны лучших качеств, способностей и этим оказывает положительное влияние на остальных.

В коллективе происходит обмен информацией, обсуждение общей цели, взаимоконтроль, коррекция действий, развитие способности понимать состояния и мотивы поступков других, и реагировать на них. Пребывание в коллективных отношениях формирует эмпатию, которая помогает ребенку строить отношения с окружающими людьми.

При формировании классного коллектива мы столкнулись с рядом проблем:

Социальный статус родителей. В классе 11 человек из малоимущих семей, поэтому внеурочная деятельность школьников организована в основном в школе. Но детям не все кружки нравятся и многие посещают безынициативно. Социальный кризис в России отразился на социальном и нравственном здоровье семьи.

Недостаток родительского внимания. Не все родители принимают участие в жизни класса, по разным обстоятельствам. Учитель совместно с семьей способствует формированию навыков и привычек поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому важно в младшем школьном возрасте, придать взаимоотношениям детей и взрослых, детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать старшим, друг другу и общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива.

Наличие двух и более лидеров. Часто возникают конфликты.

Опыт педагога. Не всегда может быстро и правильно отреагировать в различных ситуациях.

Для решения данных проблем был разработан план воспитательной работы, в который включили три основных направления:

В классе 12 мальчиков и 6 девочек. Мальчики склонны выбирать лидером тоже мальчика, эти два лидера с девиантным поведением. Многие копируют плохое поведение, что мешает учебному процессу. Им постоянно выдаются разные обязанности в классе. С некоторыми они хорошо справляются, а некоторые заканчиваются плохо. Например, был отрицательный опыт, когда учителю нужно было выйти из класса, им надо было следить за порядком. В результате некоторых детей довели до слёз. Лидеры (мальчики) начали бить тех, кто их не слушался.

На данном этапе, проводится работа с девиантными детьми. Работа с семьей не возможна, так как родители этих детей не идут на контакт, не видят проблем.

Для того, чтобы укрепить взаимодействие детей, проводятся групповые игры, с правилами, на сплочение, такие как:

Класс ходит на экскурсии. По дороге, в непринужденной обстановке, ребята проявляют себя, совершенно, по-другому. Они разговаривают на свободные темы, обмениваются историями, узнают о новых интересах друг друга. Делятся впечатлениями.

Каждую четверть принято проводить чаепитие за круглым столом. На этом мероприятии дети делятся наблюдениями за классом: кто стал себя вести более ответственно, кто хороший друг в классе, что порадовало/огорчило за эту четверть, что хотелось бы изменить.

Каждое мероприятие стараемся заканчивать рефлексией. Совместно обсуждаем, что получилось, и что не получилось, изучаю мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Родители стали разрешать детям ходить друг к другу в гости, гулять вместе. У детей появилось больше общих тем, интересов.

Проводим индивидуальные беседы с родителями, совместно определяем перспективы и средства развития ученика, а также педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Отдельно выделяем группу семей, где воспитывает один родитель. Стараемся оказывать таким семьям поддержку: психологическую, педагогическую, материальную.

Сложно отделить труд учителя и классного руководителя в начальной школе, найти границу между обучением и воспитанием. Это все взаимосвязано. Родители являются активными участниками образовательного процесса, всегда находятся рядом и в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые - имеют возможность проявить индивидуальные и творческие способности. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем быстрее коллективом становится класс. Эта работа дает свои положительные результаты: в классе начинают дружить семьями.

По наблюдениям за классом, наиболее эффективными формами коллективообразования являются: совместный труд, учеба, спорт, отдых, путешествия, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений.

Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике уникальную личность; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Основными формами нашей работы по повышению квалификации являются:

•школьное методические объединения учителей, классных руководителей;

•школа передового опыта, творческие группы;

•различные конкурсы профессионального мастерства.

Пожелания молодым классным руководителям по формированию классного коллектива:

Быть примером, так как он сильнее правил, убедительнее тех советов, которые вы даете.

Уметь сопереживать. Душевная чуткость, внимание, такт всегда будут по достоинству оценены учениками, а требовательность не вызовет раздражения.

Обладать лидерскими качествами. Одним из самых важных условий формирования коллективного мнения является своевременность воспитательного воздействия.

Стремитесь узнать каждого ребенка. Используя возможность личного общения, добивайтесь, чтобы цели, поставленные перед коллективом, приобрели у каждого обучающегося личностную окраску, вызвали желание непременно достичь их.

Выполняйте устав школы. Как руководитель вы, операйтесь на уставные положения, направляйте, регулируйте, корректируете действия ребят.

Учитесь чувствовать динамику взаимоотношений. Важно вовремя заметить появление предпосылок и предупредить нарушения порядка, возникновения конфликтных ситуаций.

Заведите положительные традиции в классе. Они выступают одним из сильных факторов влияния на внутреннюю жизнь коллектива, степень его сплоченности.

Контролируйте взаимоотношения учеников. Вам необходимо постоянно анализировать поведение подчиненных, знать их настроения и помыслы, понимать людей и строить отношения с ними.

3. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с.

Читайте также: