Кто на предприятии должен быть приказом назначен для безопасной работы с подъемными сооружениями
Обновлено: 01.05.2024
может ли инженер по охране труда быть ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, если нет, то почему? А также подскажите на кого в организации возложить обязанности быть ответсственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и на кого быть ответственными за безопасное производство работ кранами. Если можно аргументированно.
В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных кранов назначают инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначается инженерно-технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемный кран.
Функции инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
Спасибо. Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией |
По надзору может! Лицом, ответственным за исправное состояние обычно назначают механика цеха, а лицом, ответственным за производство работ с ГПМ - руководителей работ, мастеров, начальников участков, даже бригадиров, прошедших проверку знаний Правил.
Здравствуйте Андрей. Спасибо за помощь, но скажите пожалуйста, а не должен ли инженер по ОТ быть дополнительно аттестован по производственному контролю , ведь грузоподъемные краны являются ОПО.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: дополнительно аттестован по производственному контролю |
Такой аттестации нет! Есть аттестация по ОТ и отдельно по ПБ на знание Правил в соответствии с видом ОПО
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: Спасибо. Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. |
Может, но не нужно. ИОТ и так может быть аттестован по соответствующим правилам (по кранам) и промбез. Это и дает ему право быть ЧАК и контролировать соблюдение правил по кранам и промбез. Желательно, чтобы за надзор отвечал кто-то другой
На какой нормативный докумен можно сослаться , чтобы убедить в этом руководство, я тоже считаю , что лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов должен быть другой человек.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: На какой нормативный докумен можно сослаться , чтобы убедить в этом руководство, я тоже считаю , что лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов должен быть другой человек. |
Исходим из сути. Если ИОТ исполняет обязанности по надзору за кранами, то он несет солидарную ответственность и за состояние кранов. А такого быть не должно. ИОТ не несет ответственность за состояние оборудования, машин и т.д. За это несут ответственность те лица, которые их эксплуатируют или обслуживают. Напрямую Вы такого в НПА не прочтете. Можно сослаться на функциональные обязанности
Сейчас нет времени рыться в документах, но в общем случае, ситуация видется таковой: Для успешной работы с ГПМ назначаются лица, ответственные за безопасное производство работ и лица, ответственные за исправное состояние, которые непосредственно занимаются эксплуатацией данных ГПМ, то есть работники именно того цеха, где кран установлен. Они не являются техническими специалистами по кранам, но прошли обучение и аттестацию по соответствующим программам, имеют удостоверения и должностные инструкции, где указывается, за что они отвечают. Поскольку кран является сложным техническим устройством, а кранов может быть много на предприятии, то из лиц инженерно-технического персонала предприятия (обычно это служба главного механика или тому подобная) назначается лицо, ответственное по надзору, который имеет профильное техническое образование по данному направлению деятельности, и который со знанием дела курирует деятельность как эксплуатантов грузоподъемных кранов, так и соответствующие ремонтные службы. Безусловно, и лицо ответственное по надзору и ремонтники, это более квалифицированные специалисты в вопросах кранового хозяйства, но они также проходят обучение и аттестацию в области промышленной безопасности (категория Б9). Вроде все просто, но далее немного хитрее. Поскольку с появлением крана на предприятии появляется ОПО (если кран регистрируемый), то необходим человек, ответственный за производственный контроль (или служба, если предприятие большое), а вот этот человек обычно и совмещает должность инженера по охране труда (или начальника отдела ОТ) и должность инженера по промышленной безопасности. Он не является профильным специалистом по кранам, но также проходит обучение по категории Б9, и контролирует всех работников, которые описаны выше. Не влезая в технические дебри, он контролирует у всех наличие обучения по специальности (у крановщиков, например), обучение по промышленной безопасности по категории Б9 у всех, наличие удостоверений, протоколов, проведение медицинских осмотров с допуском работы на высоте (кому нужно), организацию работы по назначению всех этих лиц соответствующими приказами по предприятию, внесения своевременных изменений в эти приказы, своевременность проведения соответствующих экспертиз и освидетельствований технических устройств и сооружений (если мостовой кран установлен в цехе, экспертизе уже подлежит и здание цеха), наличие и ведения соответствующей документации и много чего еще. То есть получается интересная ситуация, что ответственный за производственный контроль контролирует ответственного по надзору, хотя ответственный по надзору в кранах более сведущ. Но тут нужно отметить, что работа специалиста по производственному контролю и заключается в КОНТРОЛЕ и механиков, и энергетиков, и строителей, и кадровиков с тем, чтобы никто из этих служб не упустил какой либо момент в своем направлении. Таким образом видится, что совмещать должности ИТР по надзору и ответственного по контролю не рекомендуется. Прочитайте РД 10-40-93 и подумайте,сможете вы совмещать эти должности или нет? По крайней мере в этом же документе дается рекомендация взять ответственного по надзору со стороны (специалиста), если сами не можете обеспечить наличие такового, но производственный контроль у каждого должен быть СВОЙ.
Поднадзорные и неподнадзорные Ростехнадзору подъемные сооружения
Новые правила исключили некоторые подъемные сооружения из перечня опасных производственных объектов, подлежащих регистрации и надзору органами Ростехнадзора:
- подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно
- подъемники (вышки), предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми
Таблица 1. Какие подъемные сооружения поднадзорны Ростехнадзору
ФНП от 12.11.2013 N 533 (отмененные) | ФНП от 26.11.2020 N 461 (действующие) | Исключены из поднадзорных объектов |
---|---|---|
а) грузоподъемные краны всех типов; б) мостовые краны-штабелеры; в) краны-трубоукладчики; г) краны-манипуляторы; д) строительные подъемники; е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами); ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; з) электрические тали; и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком; к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов; л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах; м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей; н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам). | а) грузоподъемные краны всех типов; б) мостовые краны-штабелеры; в) краны-трубоукладчики; г) краны-манипуляторы; д) строительные подъемники; е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами); ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; з) электрические тали; и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком; к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов; л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах; м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей; н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам). | а) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана; б) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно; г) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми. |
Таблица 2. На какие подъемные сооружения не распространяются ФНП
Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных подъемных сооружений: как обеспечить безопасность
Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных ПС требует особого внимания. Подъемные средства подлежат вводу после получения положительных результатов технического освидетельствования. ПС должны соответствовать требованиям, установленным в проектной документации.
Если вводятся в эксплуатацию съемные грузозахватные приспособления и тара, нужно внести запись в журнал учета и периодического осмотра СГП и тары. Запись вносит ответственный за безопасное производство работ, назначенный приказом руководителя организации. Если вводят в эксплуатацию съемные кабины или люльки, которые навешивают на грузозахватные органы кранов и приспособленные для подъема людей, ответственный за осуществление производственного контроля вносит запись в паспорт. Основанием для записи является положительное грузовое статическое испытание. Для того, чтобы ввести в эксплуатацию ПС, организация, владеющая ПС своим приказом создает комиссию. Кроме работников организации, в комиссию включаются представители монтажной организации и представитель Ростехнадзора.
Комиссия подписывает, а руководитель организации утверждает акт готовности. Если представитель Ростехнадзора находит нарушения и отражает их в своем особом мнении, организация, владеющая объектами, должна подать в Ростехнадзор информацию об устранении нарушений. После этого решение о пуске ПС в работу оформляется приказом руководителя организации. Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в работу.
Комиссия вначале рассматривает документы:
- разрешение на строительство объектов, для монтажа которых будет установлено ПС;
- паспорт ПС (в случае его утраты — дубликат);
- сертификаты (декларации) соответствия;
- руководство (инструкция) по эксплуатации ПС (в случае утраты — дубликат);
- акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;
- заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата (декларации) соответствия;
- ППР и ТК;
- акт сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам);
- документы, подтверждающие соответствие и работоспособность фундаментов для стационарно установленного башенного крана и строительных конструкций (для рельсовых путей мостовых кранов).
Для ввода в эксплуатацию стационарных башенных и мостовых кранов с рельсовыми путями дополнительно прилагаются:
- акты освидетельствования скрытых работ;
- исполнительные геодезические схемы и чертежи;
- результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
- документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
- акты освидетельствования ответственных конструкций;
- документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Порядок ввода в эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре устанавливаются в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации ПС. На все объекты, как поднадзорные, так и не поднадзорные, нужно вести паспорта, а также составить производственные инструкции.
Инструкции должны быть утверждены руководителем организации. После утверждения их нужно довести до работников, которые будут эксплуатировать неподнадзорные объекты, в письменной форме. Инструкции должны быть размещены на рабочих местах.
В производственной инструкции необходимо указать технологическую последовательность операций, порядок действий при неисправности и меры безопасности. Также необходимо разработать инструкции по охране труда.
При регистрации ОПО производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присваивается регистрационный номер, выдается свидетельство о регистрации в реестре.
С 1 января 2021 вступили в силу новые требования к регистрации в ОПО, утвержденные Приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020 года. Срок внесения в государственный реестр изменений, касающихся характеристик ОПО составляет 20 рабочих дней.
Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используют подъёмные сооружения
Правило №3. Новые правила обязали специалистов сварочного производства, осуществляющих подготовку и руководство сварочными работами, и сварщиков, выполняющих сварочные работы отвечать квалификационным характеристикам (согласно профстандарту) и своевременно проходить аттестацию.
Правило №4. При эксплуатации ПС необходимо обеспечить ограждение по границам опасных зон, где производятся работы с применением ПС, с целью исключения попадания в них третьих лиц и обеспечения безопасности технологических процессов с ПС, с использованием сигнальных лент и ограждений, а также предупреждающих надписей, табличек, знаков безопасности и иных визуальных предостережений.
Внимание! Стропальщики должны быть обеспечены спецодеждой со специальными отличительными знаками. Крановщик должен видеть, кто является старшим стропальщиком, команды которого являются приоритетными. Ранее это уже было в Советском Союзе, когда стропальщики носили нарукавную сигнальную повязку.
Правило №5. Теперь для монтажа ПС разрабатывается только проект производства работ и технологическая карта, а вот технологический регламент разрабатывать не требуется. Перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) более не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.
Правило №6. Теперь на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС составляют проект, а не технические условия. Новыми правилами отменена необходимость разработки наряда-допуска машинисту крана, осуществляющего вход в кабину крана через проходные галереи вдоль рельсового пути.
Правило №7. Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.
Важно! Запрещено допускать в качестве рабочих люльки подъемников (вышек) персонал других организаций. Поэтому работник должен быть штатным.
Правило №8. Решения по работе ПС рядом с существующими зданиями/сооружениями должны быть согласованы с собственником, владельцем или иным лицом, ответственным за безопасное использование и содержание имущества, попадающего в опасную зону.
Подготовка персонала, эксплуатирующего подъемные сооружения
Также указанные категории работников обязаны и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации по промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Первичная аттестация проводится не позднее одного месяца:
- при назначении на соответствующую должность;
- при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в Положении об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365).
При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации по виду выполняемых работ.
Подлежат аттестации:
Внеочередная аттестация проводится для следующей категории персонала исключительно в ТАК или ВАК, если были выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике.
- работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
- работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
- работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
Порядок назначения ответственных лиц при эксплуатации подъемных сооружений
В разделе III ФНП от 26.11.2020 № 461указано, что в эксплуатирующей организации необходимо разработать и утвердить приказом инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных инженерно-технических работников:
- ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
- ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
- ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС разрешается возлагать на одного инженерно-технического работника.
Эксплуатационный и руководящий персонал подлежат аттестации не реже 1 раза в 5 лет. Поэтому приказ о назначении ответственных должен содержать сведения о уже проведенной аттестации.
Работники, назначенные ответственными, должны отвечать требованиям этого профстандарта
Требования к образованию и обучению | Высшее образование (техническое) - бакалавриат, соответствующее профилю производственного объекта |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли |
Особые условия допуска к работе | • Аттестация по промышленной безопасности. • Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца при назначении на соответствующую должность. • Не реже одного раза в пять лет аттестация в области промышленной безопасности. • Прохождение обучения и проверки знаний требований охраны труда. • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). • Прохождение обучения мерам пожарной безопасности, включая прохождение противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума по соответствующей программе |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет |
может ли инженер по охране труда быть ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, если нет, то почему? А также подскажите на кого в организации возложить обязанности быть ответсственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и на кого быть ответственными за безопасное производство работ кранами. Если можно аргументированно.
В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных кранов назначают инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначается инженерно-технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемный кран.
Функции инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
Спасибо. Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией |
По надзору может! Лицом, ответственным за исправное состояние обычно назначают механика цеха, а лицом, ответственным за производство работ с ГПМ - руководителей работ, мастеров, начальников участков, даже бригадиров, прошедших проверку знаний Правил.
Здравствуйте Андрей. Спасибо за помощь, но скажите пожалуйста, а не должен ли инженер по ОТ быть дополнительно аттестован по производственному контролю , ведь грузоподъемные краны являются ОПО.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: дополнительно аттестован по производственному контролю |
Такой аттестации нет! Есть аттестация по ОТ и отдельно по ПБ на знание Правил в соответствии с видом ОПО
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: Спасибо. Но я так и не понял инженер по охране труда может быть лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. |
Может, но не нужно. ИОТ и так может быть аттестован по соответствующим правилам (по кранам) и промбез. Это и дает ему право быть ЧАК и контролировать соблюдение правил по кранам и промбез. Желательно, чтобы за надзор отвечал кто-то другой
На какой нормативный докумен можно сослаться , чтобы убедить в этом руководство, я тоже считаю , что лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов должен быть другой человек.
Цитата |
---|
Александр Клягин пишет: На какой нормативный докумен можно сослаться , чтобы убедить в этом руководство, я тоже считаю , что лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов должен быть другой человек. |
Исходим из сути. Если ИОТ исполняет обязанности по надзору за кранами, то он несет солидарную ответственность и за состояние кранов. А такого быть не должно. ИОТ не несет ответственность за состояние оборудования, машин и т.д. За это несут ответственность те лица, которые их эксплуатируют или обслуживают. Напрямую Вы такого в НПА не прочтете. Можно сослаться на функциональные обязанности
Сейчас нет времени рыться в документах, но в общем случае, ситуация видется таковой: Для успешной работы с ГПМ назначаются лица, ответственные за безопасное производство работ и лица, ответственные за исправное состояние, которые непосредственно занимаются эксплуатацией данных ГПМ, то есть работники именно того цеха, где кран установлен. Они не являются техническими специалистами по кранам, но прошли обучение и аттестацию по соответствующим программам, имеют удостоверения и должностные инструкции, где указывается, за что они отвечают. Поскольку кран является сложным техническим устройством, а кранов может быть много на предприятии, то из лиц инженерно-технического персонала предприятия (обычно это служба главного механика или тому подобная) назначается лицо, ответственное по надзору, который имеет профильное техническое образование по данному направлению деятельности, и который со знанием дела курирует деятельность как эксплуатантов грузоподъемных кранов, так и соответствующие ремонтные службы. Безусловно, и лицо ответственное по надзору и ремонтники, это более квалифицированные специалисты в вопросах кранового хозяйства, но они также проходят обучение и аттестацию в области промышленной безопасности (категория Б9). Вроде все просто, но далее немного хитрее. Поскольку с появлением крана на предприятии появляется ОПО (если кран регистрируемый), то необходим человек, ответственный за производственный контроль (или служба, если предприятие большое), а вот этот человек обычно и совмещает должность инженера по охране труда (или начальника отдела ОТ) и должность инженера по промышленной безопасности. Он не является профильным специалистом по кранам, но также проходит обучение по категории Б9, и контролирует всех работников, которые описаны выше. Не влезая в технические дебри, он контролирует у всех наличие обучения по специальности (у крановщиков, например), обучение по промышленной безопасности по категории Б9 у всех, наличие удостоверений, протоколов, проведение медицинских осмотров с допуском работы на высоте (кому нужно), организацию работы по назначению всех этих лиц соответствующими приказами по предприятию, внесения своевременных изменений в эти приказы, своевременность проведения соответствующих экспертиз и освидетельствований технических устройств и сооружений (если мостовой кран установлен в цехе, экспертизе уже подлежит и здание цеха), наличие и ведения соответствующей документации и много чего еще. То есть получается интересная ситуация, что ответственный за производственный контроль контролирует ответственного по надзору, хотя ответственный по надзору в кранах более сведущ. Но тут нужно отметить, что работа специалиста по производственному контролю и заключается в КОНТРОЛЕ и механиков, и энергетиков, и строителей, и кадровиков с тем, чтобы никто из этих служб не упустил какой либо момент в своем направлении. Таким образом видится, что совмещать должности ИТР по надзору и ответственного по контролю не рекомендуется. Прочитайте РД 10-40-93 и подумайте,сможете вы совмещать эти должности или нет? По крайней мере в этом же документе дается рекомендация взять ответственного по надзору со стороны (специалиста), если сами не можете обеспечить наличие такового, но производственный контроль у каждого должен быть СВОЙ.
Читайте также: